В чем состоит своеобразие композиции романа отцы и дети в основу положен жанр путешествия

Обновлено: 30.06.2024

⦁ 1860-1861 гг. — работа над романом в Париже. Писатель заканчивает произведение на родине, в Спасском.

Композиция и сюжет

Композиция романа — кольцевая. Развитие событий происходит по кругу: Марьино (поместье Кирсановых) — город*** — Никольское (поместье Одинцовой) — дом родителей Базарова. В основе композиции — принцип антитезы. Сюжет — непрерывная цепь столкновений Базарова с другими героями.

Конфликты романа

В произведении присутствуют два основных типа конфликта — внешний и внутренний.

Внешний (социальный)

Противостояние поколений отцов и детей (мировоззрения Павла Петровича — нигилизм Базарова, Николай Петрович — Аркадий)

Внутренний

Борьба мировоззрений и чувств Базарова (Базаров — Одинцова, Базаров — родители) — теория нигилизма неприменима на практике

Каждый из конфликтов имеет собственную композицию.

КОНФЛИКТ ВНЕШНИЙ

Экспозиция

Описание предысторий братьев Кирсановых, знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нём Аркадия.

Завязка

Знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

Развитие действия

Споры героев-антагонистов, неприятие взглядов друг друга, чувство взаимного презрения.

Кульминация

Сцена дуэли (поражение Павла Петровича).

Развязка

Полный разрыв Базарова- с семьёй Кирсановых, прощание с Аркадием.

Эпилог

Рассказ о судьбе семейства Кирсановых.

КОНФЛИКТ ВНУТРЕННИЙ

Завязка

Знакомство Базарова с Одинцовой, три дня в родительском доме.

Развитие действия

Поездка приятелей в Никольское, неожиданные чувства Базарова.

Кульминация

Объяснение героя с Одинцовой, переосмысление чувств к родительскому дому.

Развязка

Отъезд Базарова из Никольского. Смерть Базарова от тифа дома — крах идей нигилизма.

Эпилог

Характеристика Базарова:

Характеристика Аркадия:

  1. Аркадий Николаевич Кирсанов — молодой образованный дворянин;
  2. наивен, попал под влияние Базарова, так как хотел ощутить свободу, однако он только внешне разделяет убеждения нигилистов;
  3. склонен видеть в людях прежде всего хорошее, хочет больших дел, но что и как делать, не знает;
  4. женится, поселяется с семьёй в Марьине.

Характеристика Павла Петровича:

  1. Павел Петрович Кирсанов — брат Николая Петровича Кирсанова,
    дядя Аркадия;
  2. выступает основным оппонентом в идейных спорах с Базаровым;
  3. принципиальный благородный аристократ с острым умом, силой воли, либеральными взглядами и страстью ко всему английскому;
  4. пережил серьёзную личную травму, после которой предпочёл остаться в одиночестве;
  5. в спорах с Базаровым защищал высокие идеи, выступал за права
    личности и самоуважение, за честь и свободу каждого человека;
  6. беспринципность, по его мнению, ведёт к разрушению.

Характеристика Николая Петровича:

  1. Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия Кирсанова и брат
    Павла Петровича;
  2. немолод, старается идти в ногу со временем, интересуется музы-
    кой, поэзией, думает о прогрессивных идеях в сельском хозяйстве;
  3. добрый, чуткий, деликатный и благородный, его лояльность и доброжелательность проявляются во всём;
  4. живёт С молодой девушкой Фенечкой, которая родила ему сына.

Характеристика Одинцова:

  1. Анна Сергеевна Одинцова — молодая богатая вдова;
  2. умна, рассудительна, уверена в себе;
  3. для неё важны стабильность, комфорт и покой;
  4. неспособна на сильные чувства, так как они выводят её из привычного размеренного существования, поэтому отказывает Базарову;
  5. выбрала для себя путь без эмоций, не приносящий ни радости, ни страданий

Характеристика Авдотьи Кукшиной и Виктора Ситникова:

Тема: отцы и дети (главная тема, которая следует из названия произведения) — широко представлена не только спорами между Базаровым и дядей Кирсанова, но и отношениями Аркадия и Базарова с их родителями; вечная тема любви, которая, по замыслу И. С. Тургенева, должна не только примирить старшее поколение с младшим, но и служить мерилом всех поступков героев, испытывая их на прочность; тема жизни и смерти показана в эпизодах с болезнью и кончиной Базарова (вопрос, волновавший автора, — удастся ли его главному герою остаться верным своим идеалам перед лицом неминуемой гибели).

Идея: показана борьба интеллигенции старой либеральной дворянской и новой разночинной революционно-демократической;
пути спасения России — главный вопрос, вокруг которого ведут споры нигилист Базаров и либерал Кирсанов; непонимание между отцами и детьми основано не на различии характеров, а на идейных расхождениях, по этой причине может произойти нарушение преемственности поколений: старый строй уже изжил себя, а новый ещё не сформировался.

Жанровое своеобразие.

Художественные особенности и средства.

Сопоставление с другими произведениями.

Противопоставление — это основной композиционный прием произведения.

  • красная, обветренная рука Базарова — белая аристократическая рука Павла Петровича,
  • балахон Базарова — аристократические туалеты старшего Кирсанова, смешные в деревне.

Композиционное решение помогает Тургеневу высказать свое отношение к главному герои и его теории. Важными пунктами композиции являются главы нескольких кульминаций романа.

Х глава — кульминация идеологических споров героев

Позиции Базарова, неприемлемы для Кирсановых, особенно для Кирсанова старшего: отрицание всего, что близко позициям либералов- отцов: принципов, красоты природы, поэзии, музыки, нравственных основ в народе, социальных основ русского общества.

ХХIV глава — кульминация личностных отношений

А именно — между Базаровым и Кирсановым. Дуэль. Необычное разрешение конфликта.

Базаров перестает видеть в Павле Петровиче противника, а видит только страдающего раненого старого человека. Павел Петрович о поведении Базарова:

Цель композиционного построения — развенчание теории героя

Один из пунктов — испытание любовью. Эволюция взглядов и чувств героя: поездка в город, впечатление от Одинцовой

ХШ глава — кульминация отношений

В этом объяснении с Одинцовой Базаров сохраняет чувство собственного достоинства:

Перед смертью герой говорит Одинцовой:

Роль глав ХII- ХШ

Главы ХХ, ХХI,ХХVII- отношения Базарова с родителями

Первый приезд — герой, декларируя чувства как инстинкт, тяготится любовью родителей (прерывает ученые разговоры отца, снисходителен к матери), второй приезд, смерть героя — изменение отношения к родителям

Смерть героя

Кончина Базарова — это крах идей нигилизма

(не показать своих страданий, утешить родителей, не помешать им искать утешения в религии).

Композиционная роль эпилога

Это авторский взгляд на будущее России:

а) Упоминание о Ситникове и Кукшиной закономерная концовка абсурдности идей нигилизма (нигилизм обречен),

б) Жизнь Николая Петровича и Аркадия — идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в судьбах России),

в) Судьба Павла Петровича — итог жизни, загубленной страстной любовью (без семьи, без любви, вдали от Родины),

г) Судьба Одинцовой — еще один вариант будущего, героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России.

д) Описание могилы Базарова — декларация вечности природы, вечности жизни, временности всяких социальных теорий, претендующих на вечность

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

История создания

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

События первой условной части романа (социальный конфликт) симметричны по отно­шению к событиям любовной коллизии.

Так, в первой части ро­мана мы имеем дуэль взглядов Базарова и Павла Петровича (за­кончившуюся дуэлью в буквальном смысле), во втором части – дуэль характеров Базарова и Одинцовой. Из первой дуэли База­ров выходит победителем, из второй – побежденным.

Симметричными оказываются жизненные истории двух Героев-антагонистов. Так, трагическая, роковая любовь Павла Пет­ровича к княгине Р. повторяется в истории несчастливой любви Базарова к Одинцовой. Симметричность прослеживается и в последствиях этого чувства для обоих персонажей.

После исто­рии с Нелли Павел Петрович становится духовным мертвецом (человеком, безразличным к жизни), Базаров же, расставшись с Анной Сергеевной, умирает буквально. Здесь возникает тема сфинкса, что неоднократно отмечали исследователи. Ни Кир­санов, ни Базаров так и не смогли разгадать загадку любимой женщины.

Напомним, что согласно греческому мифу, сфинкс пожирал всех, кто не мог отгадать его загадку.

Про­живая в Марьино, и тот и другой герой испытывают влечение к Фенечке.

Наконец, в финале романа оба героя остаются в пол­ном одиночестве: Базаров порывает свои прежние связи и уединенно живет в родительском доме (где и умирает), Павел

Петрович уезжает заграницу, где живет в одиночестве и, вероят­но, будет жить до смерти.

Параллелизм очевиден и в судьбах отца и сына Кирсано­вых: Николай Петрович и Аркадий вступают в брак и заводят семьи, детей.

Знакомство Базарова с Павлом Петро­вичем – завязка социального конфликта. Стоит отметить, что к идейному противостоянию героев примешивается личная не­приязнь, конфликт на формальном уровне. Встречи героев-антагонистов за обеденным столом (происходящие трижды), их споры, неприятие взглядов другу друга, чувство взаимного пре­зрения – развитие действия.

Сцена дуэли является кульмина­цией идейного противостояния героя-демократа и героев-дворян и одновременно кульминацией и развязкой (поражение Павла Петровича) личностного конфликта героев. Развязкой социального конфликта становится полный разрыв Базарова с семейством Кирсановых, прощание его с Аркадием.

Рассказ о судьбе семейства Кирсановых в финале выполняет роль эпилога к первой сюжетной линии романа.

Рассмотрим любовную коллизию романа. Знакомство База­рова с Одинцовой – завязка любовного конфликта. Жизнь Ев­гения в Никольском, его встречи и разговоры с Анной Сергеев­ной – развитие действия. Кульминация – объяснение героев. Развязка – расставание героев. Эпилогом здесь становится упо­минание о дальнейшей судьбе Одинцовой и описание сельского кладбища и могилы Базарова.

Стоит отметить, что параллельно с любовным конфликтом в романе возникает внутренний конфликт (конфликт Базарова с самим собой, со своими собственными убеждениями). Развяз­кой этого конфликта становится смерть Базарова. Именно на­личие этого внутреннего конфликта, разрешившегося смертью героя, позволяло исследователям сопоставлять роман И.С. Тур­генева с античной трагедией.

Таким образом, композиция романа отличается простотой, четкостью и соразмерностью, что также обусловило художествен­ное достоинство произведения и неизменный читательский интерес.

Здесь искали:

  • особенности композиции романа отцы и дети
  • композиция романа отцы и дети
  • сочинение на тему отцы и дети

Краткий анализ

Год написания

История создания

– Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.

Направление

Проблематика романа

– глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги

– поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

“Отцы и дети” Тургенева — это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя — разночинца Базарова и остальных персонажей. В столкновениях между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды. Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу после того, как Базаров приезжает в дом Кирсановых. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет, рассчитанный, главным образом, на зрительское впечатление. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа. Перед нами — человек “высокого роста в длинном балахоне с кистями”, лицо его “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Базаров не считается с условиями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, раскованно и так, как ему удобнее. Портрет Павла Петровича говорит о его аристократизме: “Весь облик Аркадьева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов”. Характеризуя манеры Павла Петровича, автор раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием, Павел Петрович, “совершив предварительное европейское “snake hands”… три раза по-русски поцеловался с ним”. В данном случае автор подчеркивает англиканство Павла Петровича и вместе с тем его приверженность дворянским взглядам. Для характеристики своих героев Тургенев использует различные виды портрета. Так, для раскрытия образов Кукшиной и Ситникова автор прибегает к приему сатирического портрета. “Тревожное и тупое выражение, —’ пишет Тургенев о Ситникове, — сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом”. Одна из самых важных коллизий романа развивается в X главе. Автор назвал диалог, содержащийся в этой главе, “схваткой” между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, Павел Петрович же ведет себя как человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции. Кульминация взаимоотношений Павла Петровича и Базарова происходит в XXIV главе, во время дуэли, из которой Базаров выходит победителем. Сам автор писал, что “дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически”. Несмотря на то что главное место в произведении занимают общественные коллизии, в нем присутствует и любовная интрига, но, сжатая политическими спорами, она укладывается в пяти главах. Стесненность любовной интриги коллизиями отразилась и на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией, а кульминации с развязкой. Кульминация любовной интриги показана в XIII главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которого автор разъединяет их до конца романа. Однако, несмотря на компактность любовной интриги, она сыграет важную роль для характеристики героя. Уже в том, что Тургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви, есть намерение писателя развенчать Базарова. Герой начинает высказывать пессимистические мысли, теряет самоуверенность, меняются даже его привычки и манеры: “…лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась”. Автор как бы ведет героя по нисходящей линии, постепенно лишая его уверенности в себе, в необходимости своей деятельности. Герой как бы угасает, его убеждения тают. В сцене смерти Базарова возникает образ угасающей лампады, которая выступает как аллегория судьбы героя. В эпилоге романа автор помещает пейзаж, напоминающий, по словам Герцена, реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы: “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…” Таким образом, пейзаж в романе является важным средством отражения авторской позиции. С помощью пейзажа Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова, что природа не храм, а мастерская, противопоставляя ему поэтичную картину летнего вечера. Надо отметить, что в романе “Отцы и дети” гораздо меньше описаний природы и лирических отступлений, чем в других произведениях Тургенева. Это объясняется самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредством диалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является и важным средством характеристики главного героя. В диалогах с Павлом Петровичем, Аркадием, Одинцовой раскрываются взгляды героя, его характер. Автор использует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии героя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, например: “На своем молоке обжегся, на чужую воду дует”, “Русский мужик Бога слопает”. Речь Базарова, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Не менее важна речевая характеристика и для раскрытия образа Павла Петровича Кирсанова. В речи Павла Петровича много специфических слов и выражений, характерных для сословно-помещичьего лексикона XIX века. Автор сам объясняет особенности его речи: “В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни — эфто, другие — эхто: мы, мои, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами…” Речевая характеристика Павла Петровича говорит о том, что это человек “старого века”.
Таким образом, все художественные средства романа подчинены его жанровому своеобразию, направлены на раскрытие его идейного содержания.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Симметричными оказываются жизненные истории двух героев-антагонистов. Так, трагическая, роковая любовь Павла Петровича к княгине Р. повторяется в истории несчастливой любви Базарова к Одинцовой. Симметричность прослеживается и в последствиях этого чувства для обоих персонажей.

После истории с Нелли Павел Петрович становится духовным мертвецом (человеком, безразличным к жизни), Базаров же, расставшись с Анной Сергеевной, умирает буквально. Здесь возникает тема сфинкса, что неоднократно отмечали исследователи.


Ни Кирсанов, ни Базаров так и не смогли разгадать загадку любимой женщины. Напомним, что согласно греческому мифу, сфинкс пожирал всех, кто не мог отгадать его загадку.

Совершенно симметричны первые впечатления этих героев друг от друга. Так, Базаров явно не понравился Павлу Петровичу. При первой встрече он не подал ему руки.

Наконец, в финале романа оба героя остаются в полном одиночестве: Базаров порывает свои прежние связи и уединенно живет в родительском доме (где и умирает), Павел Петрович уезжает заграницу, где живет в одиночестве и, вероятно, будет жить до смерти.

Начало романа

История начинается 20 мая 1859 года, когда Николай ждет прибытия своего сына. Читателю предоставляется краткая биографическая информация о Кирсанове, благодаря которой выясняется, что он вырос на юге, у него есть брат по имени Павел. Николай должен был сделать карьеру в армии, но сломал ногу в день, когда его заказали, поэтому отправился в Петербург и поступил в университет.

Кирсанов женился на дочери своего помещика, у него родился сын Аркадий. Через десять лет после рождения сына жена Николая умерла, и он воспитал сына в одиночестве.

Затем история возвращается к настоящему времени, когда Николай продолжает наблюдать за дорогой, пока не видит сына. Он бежит, чтобы поприветствовать его. Аркадий не один, а со своим другом Базаровым. Все они садятся в кареты и направляются к дому отца.

Николай рассказывает Аркадию о слугах в доме и о девушке по имени Фенечка, которая живет с ним. Он, кажется, смущен этим, но Аркадий его не критикует. Однако молодому человеку больно видеть, что поместье отца медленно превращалось в руины.


После приезда в Марьино герои ужинают. За столом они обсуждают сельское хозяйство и политические реформы.

На следующий день Базаров отправляется осматривать усадьбу, а затем идет к пруду, чтобы найти лягушек для рассечения. Когда Николай и Аркадий просыпаются, они выходят на крыльцо, чтобы позавтракать, но Кирсанов-младший разочарован тем, что их не обслуживает Фенечка. Он отправляется на ее поиски, чтобы сказать отцу и девушке, что он не одобряет их отношения. Когда Аркадий возвращается, он говорит отцу, что представился ей и узнал о наличии у него младшего брата.

Когда к ним приходит Павел, они немного говорят о Базарове. Аркадий рассказывает, что Евгений нигилист, а затем трое начинают обсуждать, что такое нигилизм.

Когда герои звонят в колокола для слуги, появляется Фенечка. Ее присутствие раздражает Павла. Фенечка когда-то приехала в усадьбу Николая с матерью Ариной. Та держала дочь подальше от хозяина. Но однажды Фенечке попала искра в глазницу, мать отвела ее к Николаю, который дал ей мазь. Мужчина, и девушка понравились друг другу, а после смерти Арины Фенечка осталась с Николаем.

Базаров возвращается. Они с Павлом начинают обсуждать науки и то, как немцы опережают русских в этом деле. Павел пытается заставить Базарова выглядеть плохо и грубо, но ему это не удается, поэтому он уходит.

Николай рад видеть, что и Павел, и Аркадий приняли Фенечку как часть его жизни.

Проходят две недели. Базаров остается с Аркадием. Он нравится всем в поместье, кроме Павла и слуги.

Аркадий пытается познакомить отца с более серьезными книгами по совету Базарова. Пока Николай прислушивается к нему, Павел остается скептиком. Николай рассказывает брату, что их родственник Матвей Ильич пригласил их в свою усадьбу. Они решили отказаться, так как считали, что Матвей только пытается похвастаться своим богатством.

В тот день между Павлом и Базаровым возникает спор о нигилизме и российском обществе. Аркадий встает на сторону Евгения. Николай опечален, увидев, какая разница между ним и его сыном, он понимает, что уже немолод.

Аркадий и Евгений посещают бал г-на Ситникова. Базаров просит Анну Одинцову потанцевать с ним, она соглашается. Они немного разговаривают, затем Анна приглашает Кирсанова и Базарова навестить ее. Оба мужчины заинтересовались ею.

Когда Аркадий и Базаров идут в гости к Одинцовой, становится ясно, что Базаров каким-то образом запуган ею. Они разговаривают в течение трех часов, и рассказчик замечает, что мадам Одинцова, похоже, видит в Аркадии только младшего брата. Когда разговор заканчивается, Анна приглашает друзей к себе в Никольское. Аркадий с благодарностью принимает приглашение и удивляется, увидев, что Базаров кланяется в согласии и краснеет. Три дня спустя они едут в вагоне в Никольское.

Мадам Одинцова благодарит их за то, что пришли, и объявляет, что она живет со своей младшей сестрой и тетей. Аркадий знакомится с сестрой Анны и замечает, что Катя привлекательна, но когда он пытается поговорить с ней, она остается холодна. Базаров проигрывает по карточкам, а когда они возвращаются домой, Евгений говорит Аркадию, что предпочитает Катю Анне.

Одинцова тоже думает о своих гостях, готовясь ко сну. В Базарове есть что-то, что вызывает в ней любопытство.

Какую роль играют второстепенные герои

Ситников и Кукшина являются пародией на нигилистов, в отношении автора к ним присутствует ирония, переходящая порой в сарказм. На фоне этих персонажей обнажается трагическое одиночество Базарова, искренность его идейных исканий. Кроме того, Тургенев использует здесь прием контраста: красота и естественность поведения Одинцовой изображены на фоне отталкивающей внешности и кривлянья Кукшиной.

Главным героем, поставленным в центр системы персонажей, является Базаров, он носитель новых идейных веяний, взглядов.

Развязка событий

Базаров возвращается к своим родителям и говорит, что останется с ними на шесть недель. Поведение Евгения беспокоит отца, но он решает молчать.

  • Анна Одинцова снова вышла замуж, вскоре после этого умерла ее тетя:
  • Аркадий и его отец начали вместе управлять имением;
  • у Кати родился сын;
  • Катя и Фенечка подружились, а Павел стал ключевой фигурой в этом обществе.

В конце произведения Тургенев рассказывает о Базарове, похороненном на маленьком кладбище. Родители часто посещают его могилу и плачут.

Родители Базарова вводят в повествование античные мотивы. Так, отец Евгения занимается земледелием, философствует, сравнивает себя с римским патрицием Цинциннатом, а сына и его друга — с Кастором и Поллуксом — сыновьями Зевса и Леды.

На этих же страницах появляется имя Горация. Василий Иванович посадил несколько любимых деревьев этого философа — акаций. И эта тема у Тургенева не случайна.

Кульминация сюжета

На следующий день они снова встречаются с мадам Одинцовой, а Аркадий завидует Базарову. Двое мужчин остаются в ее доме в течение двух недель. Евгений постепенно начинает меняться. На следующий день мадам Одинцова и Базаров беседуют. Тот признается, что влюблен в Анну, но приходит к выводу, что она не относится к нему так же.

Базаров и Аркадий едут к родителям Евгения, которые очень рады видеть своего сына после трех лет отсутствия. Однако они остаются только три дня, потому что Базарову надоела тихая жизнь. Объявление о том, что он собирается уезжать, разбило сердце родителей Базарова, но они не пытались его удержать. В Марьино парни хорошо приняты и Николаем, и Павлом.

Базаров попытался поцеловать Фенечку. Павел идет к Евгению и вызывает его на дуэль. Базаров соглашается, но сожалеет об этом почти сразу, как только Павел уходит. Дуэль состоялась на следующий день. Евгению удается ранить Павла. Он стреляет ему в бедро, чтобы прекратить дуэль. Слуга бежит за каретой, и Николай тоже приходит. Евгений говорит им, что он уйдет, но сначала он позаботится о ране Павла. На следующий день Базаров уходит, не попрощавшись со слугами в доме.

Павел быстро выздоравливает. Становится ясно, что ему очень нравится Фенечка. Он просит ее перестать любить его брата. Фенечка начинает плакать, а когда Николай входит в комнату, она бежит к нему в объятия. Видя это, Павел убеждает брата жениться на ней. Старший Кирсанов соглашается.

Тем временем Аркадий говорит Кате, что любит ее, и просит выйти за него замуж. Девушка соглашается, а Анна согласна дать им свое благословение.

Базаров решает уйти после этого, хотя Одинцова пыталась убедить его остаться. Перед отъездом Базаров идет к Аркадию и поздравляет его с помолвкой.

История создания

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

ArtGang о Кино

Драматургия: Ламара Карчава Студия Режиссуры ArtGang 02 ноября 2014 Занятие 5: Сюжетная композиция. Часть 2

Что входит в сюжетную композицию?

— экспозиция — завязка – развитие действия — кульминация — развязка — финал

Все эти моменты связаны с законами зрительского восприятия.

Первые 10 минут– нужно заинтересовать. Далее – поддержать его внимание. После усилить напряжение, усилить внимание зрителя. Потом довести напряжение до предела. И в итоге – не разочаровать зрителя, порадовать финалом.

Э к с п о з и ц и я

— период фильма, предшествующий развитию конфликта.

Из экспозиции зритель должен понять

  • Кто герои (кто есть кто)
  • Какая обстановка (где предстоит действовать)
  • Какая ситуация (которая может обернуться конфликтом)
  • Какая тема фильма
  • Какой жанр фильма.

Экспозиция должна быть хорошо прописана, она одна из самых важных частей кинокартины.

Виды экспозиции:

Вспоминаем О Генри. Где экспозиция?

В небольшом квартале к западу от Вашингтон-сквера – ОБСТАНОВКА

Джонси — уменьшительное от Джоанны. Одна приехала из штата Мэйн, другая из Калифорнии. В результате и возникла общая студия. — ГЕРОИ

В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмонией, незримо разгуливал по колонии. – СИТУАЦИЯ

Когда закончилась экспозиция?

Когда Джонси заболела.

А почему она закончилась?

Потому что у нас случилась завязка.

З а в я з к а

— это момент начала главного конфликтного действия.

Если экспозиция это временной отрезок, то завязка – это некая ТОЧКА, откуда все начинается.

Где эта точка в рассказе О. Генри?

Иногда говорят, что в фильмах бывает несколько завязок. Это верно – ведь конфликтов в фильме тоже несколько.

Но завязка главного конфликта – ОДНА!

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ:

Развитие действия

— это самая большая часть фильма, нагнетающая конфликт и приводящая к его кульминации.

То есть, несколько раз происходит нагнетание конфликта.

Относительно О Генри, героини беседуют дважды, и дважды нагнетается атмосфера. Туда же добавляются эпизоды с Берманом.

Усилить напряжение можно

  • внезапным известием
  • появлением нового персонажа
  • воспоминанием
  • и так далее

КУЛЬМИНАЦИЯ

К у л ь м и н а ц и я

— момент наивысшего напряжения конфликта.

Это ПИК! Момент! ТОЧКА НАИВЫСШЕГО НАПРЯЖЕНИЯ.

Кульминация – это не то, что уже случилось.

А момент ожидания, что произойдет?!

То есть, не когда человека застрелили, а когда он ждет: выстрелит или нет.

Если вы определили, что кульминация произошла, но после этого напряжение все еще нарастает – то тут ошибка, кульминацию вы нашли неправильно.

Поэтому, более полное определение кульминации выглядит так:

К у л ь м и н а ц и я

– момент высшего и последнего напряжения главного конфликта.

Часто, перед кульминацией, обычно, либо резко убыстряется темп кинокартины, либо резко замедляется, что обостряет зрительский интерес.

Бывает и две кульминации. Но одна из них всегда важнее, как и в случае с завязкой.

И в итоге, где кульминация в О Генри?

Р а з в я з к а

— заключительный отрезок развития сюжета, его итог.

Развязка, как правило, наступает сразу (!) за кульминацией.

Например, в Криминальном Чтиве, когда Джулс отпускает грабителей.

Но иногда, это не так. Бульвар Сансет, например, начинается с развязки – смерти главного героя.

Иногда вместо развязки следует:

К а т а с т р о ф а

— разрушительное событие, развязывающее все узлы конфликтов.

Допустим, действие разворачивалось, а затем у нас произошло, допустим, извержение вулкана. Тогда развязка – именно в этом извержении.

Ф и н а л

— заключительная точка картины, раскрывающая ее смысл.

Часто, именно финал, а не кульминация и развязка определяет фильм. Ведь именно в финале можно показать реакцию героя на произошедшие события и дать зрителю ту эмоцию, которую он хотел увидеть.

Виды финалов:

Читайте также: