В чем разница между правовым положением патриция плебея и клиента

Обновлено: 28.06.2024

Во-первых, пара слов о культуре. Странно, но мы, сами того не замечая, превратились в большое стадо хамов. Причем воинствующих хамов. В то же время мы стали очень обидчивы, когда хамят нам. Нам не нравится хамство других.

Отличная отговорка: "В новых условиях я вынужден жить, общаться, вести себя по-новому. Я должен идти по головам, чтобы первым подбежать к кормушке. Я должен затоптать конкурента, потому, что понимаю его преимущества над собой. Я должен быть жесток, потому, что такова новая селява".

На экранах центральных каналов ежедневно нам показывают безголосых звезд эстрады. Нет голоса, но есть фигура и способность ею пользоваться во благо себе, любимой. А вот морального тормоза нет.

Там же мелькают мальчики-мажоры, которые страстно влюбляются в старух с деньгами, а потом вдруг понимают, что "она очень изменилась после пластической операции". Голубой экран показывает нам квартиры этих "мальчиков". Их шмотки (одеждой это назвать рука не поднимается).

Между тем вся эта гламурная шелуха всех возрастов и уровней давно подменила все ранее бытовавшие цели и ориентиры. И теперь весь этот шлак (поп-звезды, эстрада, ток-шоу на телевидении, спортсмены, особенно эти, мячепинатели) — цель для множества мальчишек и девчонок. Ориентиры. Они те, кто правильно живет. Был парикмахером — стал стилистом. Был простым мальчишкой из провинции Васей Пупкиным — стал Апполоном Зевсовичем Олимповым.

Тихо и мирно, гоняясь за рублевым просмотром контента и скандалами, наши СМИ произвели полную подмену целей и ориентиров. И на поул-позиции современного бытия – хам.

Так в чем же причина такой деградации россиян? Мы изначально такие грубые и по-особому, по-русски, культурные? Или нас подталкивают в эту пропасть хамства и мерзости? Если да, то кто и зачем?

Сегодня действительно сложно жить. Речь идет, естественно, не об отдельно взятых категориях людей, там как раз все в порядке.

В месяц, понятное дело, не в год.

А как раз те, кто такие суммы в год получает (и не говорите, что их нет), мало того что живут, так еще и другим жить помогают. Например, родителям больных детей оплатить операцию ребенка, на которую у чиновников денег не было, нет и не будет. А тут с миру по копеечке — и ребенок жив.

Люди, которые сами не могут купить нужную вещь из-за маленькой зарплаты, делятся последним со страждущими.

Это норма, к сожалению. Все норма – и отсутствие у государства денег, и наличие их у населения.

Соответственно, население, у которого слишком много денег, которое может себе позволить вытащить на своих плечах две воюющие республики, лечить своих малолетних граждан, – такое население надо грабить утроенно.

Можно на лечение детей вообще денег не выделять, граждане сами справятся, не так ли, госпожа Глацких?

А в это время одна из "сонма великих певиц современности", Полина Гагарина, бывшее доверенное лицо Путина на выборах-2018, публикует у себя на страничке репортажик о том, как она на несколько часов выбралась к арабам отдохнуть. Бедная артистка нашла 5 часов на то, чтобы искупаться в море. Да ещё и спросила у своих подписчиков: "А вы так можете?"

Да запросто! Это ж элементарно: арендовать самолет и махнуть на море! Главное – водки медведю дать и балалайку настроить, чтобы не грустил. А так – каждый россиянин в состоянии, не то что Гагарина.

Однако некоторые процессы, происходящие сегодня в обществе, показывают, что те человеческие качества, на которые плюют такие вот певички, у большинства людей ещё не атрофировались.

И вдруг мы заметили хамов! Неожиданно, да? Откуда это они появились в нашей жизни… В распрекрасном морально образцовом обществе — и хамы. Караул! Наказать, изгнать, спрятать с глаз долой!

А секрет в чем? А в том, что хамы плюнули в лица. Размашисто так и спокойно плюнули в общественность.

Однако имя-то им – легион… Глацких вещает, что "государство не обязано вам помогать". Другая посоветовала сдохнуть без лекарств, потому что "в очередь надо записываться". Третья (детский омбудсмен, кстати) многодетной матери советует сдать детей в приют и выплатить ипотеку. Четвертый, пятый, шестой. И что?

Вот она, суть! Тут такие дела вершатся, такие страсти кипят, а эти холопы все свое талдычат. Бюджет осваивать мешают, о них, холопах, заботиться!

Кстати, это показатель, что Зимин с треском выборы проиграл молодому коммунисту Коновалову, или нет?

Ладно, изгнали, наказали, спрятали. Конкретных чиновников-хамов. Витю, Олю, Наташу не выбрали-уволили-отстранили. Все, красота наступила?

Хамы-чиновники в отставке, хамы-футболисты вообще в тюрьме, что, свобода-равенство-братство?

Правду говорят: век живи, век учись! Сколько раз в жизни мы слышим о рыбе, которая гниет с головы? Сколько раз нам объясняют, что чистить её будут с хвоста? А мы все не понимаем.

Нет, конкретно по рыбе понимаем, а вот по жизни — нет.

Но наши небожители периодически показывают "плебеям", кто есть кто на этой планете.

Периодически, а точнее, все чаще, забываются и называют вещи своими именами. Сколько там наши правоохранители и даже сами небожители боролись с этой Марой Лукойловной на крутых автомобилях, которая плевала на все законы и гоняла по Москве, как Шумахер на трассе "Формулы-1"?

И что? Победили? Эта, как ее, законность восторжествовала? Девушка сидит и раздумывает о собственной горькой доле в соседней камере с Кокориным? Или? А полицейские, которые её ловили, рискуя жизнью, всё ещё служат? Или расхотели? Сработал тезис о неотвратимости наказания?

Наше общество превратилось в два, почти не общающихся между собой сегмента. Элита и люди. Баре и холопы. Патриции и плебеи. Да как угодно можно назвать, лишь бы по сути сходилось.

И ни к чему хорошему это не приведет. Проходили уже, причем не только у нас.

Сказки о том, что сегодня у всех равные возможности, уже не слышны. А ведь ещё 30 лет назад это была аксиома, в которую мы верили. Сегодня же все знают, что для того, чтобы кем-то стать, надо уже кем-то быть с рождения. В смысле чьим-то.

Сытый, как бы он ни был умен, никогда не поймет голодного. Более того, он его будет презирать именно за то, что голодный будет думать не о бренности мира, а о куске хлеба. Плебей. Холоп…

А голодный всегда будет ненавидеть сытого. Просто за то, что не добывает хлеб свой трудом непосильным. И ненависть эта будет искать выхода.

Не хочется вспоминать о прошлом, о классовой борьбе, о борьбе с угнетателями и прочих не самых приятных вещах в нашей истории. Сегодня достаточно грамотных и думающих людей. И все понимают, что страну вновь ведут туда, откуда выбирались наши предки в 1917 году.

Кто не слышал об огромном дефиците кадров для госслужбы? Любой министр, губернатор, мэр города в обязательном порядке скажет о своей незавидной судьбе в смысле управленцев. Ну нет их, и всё тут. Университеты по обучению есть, а кадров нет.

Даже на уровне президента с кадрами полный швах. По крайней мере, такое создается впечатление после сравнения высших российских чиновников прошлого (недалекого) и настоящего. Как в шахматах, сколько не играй, а фигуры всегда на доске одни и те же.

Тут уместно вспомнить нашего кочующего от должности к должности господина популиста с батутом. Вот ярчайший пример, круче него только бывшие охранники президента на постах губернаторов. Но Рогозин – это верх всего.

Самое забавное, что клан патрициев дружно делает вид, что все идет по плану. То ли ссориться не хотят, то ли с пониманием ситуации не очень все гладко.

Интернет подарил хорошее сравнение. У каждой страны есть свой символ. У Индии — слон, у Китая — панда, у Австралии — кенгуру.

Скажете, сейчас невозможно?

Пока невозможно. Да, одебиливание масс идет стахановскими темпами, но то же самое в свое время было и на Украине. Тот же сценарий.

Господа дворовые патриции, пора начинать оглядываться и задумываться. Завтра может быть поздно.


Социальный класс в Древнем Риме был иерархическим , с множественными пересекающимися социальными иерархиями. Относительное положение человека в одном могло быть выше или ниже, чем в другом, что усложняло социальный состав Рима. [1]

Статус свободнорожденных римлян во время республики был установлен:

  • Родословная ( патриций или плебей ); Положение попереписи ( ordo ) основано на богатстве и политических привилегиях, при этом сенаторские и всаднические звания выше обычного гражданина;
  • Пол; а также , в котором были разряды с разными правами и привилегиями.

Разные римские классы допускали разные права и привилегии, включая право голоса, право вступления в брак и многое другое.

СОДЕРЖАНИЕ

Традиционно патриций относится к членам высшего класса, а плебей - к низшим классам. [2] Экономическая дифференциация привела к тому, что небольшое количество семей накопило большую часть богатства в Риме, что уступило место созданию классов патрициев и плебеев. [2] После этого первоначального различия, однако, разделение между патрициевскими и плебейскими семьями было строго наследственным, основанным на социальном статусе. [2]


Тога , показанная здесь , на статуе восстановленной с головой Нервов , была отличительное одеянием римских граждан мужского пола.

Плебеи составляли большинство римских граждан . Хотя патриции часто представлены как богатые и влиятельные семьи, которым удалось добиться власти над менее удачливыми плебейскими семьями, плебеи и патриции среди сенаторского класса часто были одинаково богатыми. [2] Поскольку гражданские права плебеев расширились в период средней и поздней Римской республики , многие плебейские семьи достигли богатства и власти, в то время как некоторые традиционно патрицианские семьи впали в нищету и безвестность. Независимо от того, насколько богатой стала плебейская семья, они не поднялись, чтобы попасть в ряды патрициев. [2] Ко второму веку до нашей эры.пропасть между патрициями и плебеями потеряла большую часть своего различия и начала сливаться в один класс. [3]

Патриции считались высшим классом в раннем римском обществе. Они контролировали лучшие земли и составляли большинство в римском сенате. До 444 г. до н.э. плебей редко - если не невозможно - быть сенатором. [2] [ необходима страница ] Распространенным типом социальных отношений в Древнем Риме была система клиентел , которая включала в себя покровителя и клиента (клиентов), которые оказывали друг другу услуги и были вовлечены в прочные деловые отношения. Патриции чаще всего были покровителями, и у них часто было несколько плебейских клиентов. [2] Покровители оказывали своим клиентам множество услуг в обмен на обещание поддержки, если покровитель пойдет на войну. [2] Эта система патронажа была одним из классовых отношений, которые наиболее тесно связывали римское общество вместе, а также защищали социальные привилегии патрициев. [2] Клиентела продолжила свое существование в позднеримском обществе, охватив почти все время существования Древнего Рима. [2] Патриции также полностью контролировали цензор , который контролировал перепись, назначал сенаторов и контролировал другие аспекты социальной и политической жизни. Благодаря этой должности патриции могли поддерживать свою иерархию над плебеями. [2]

Плебеи были в Риме низшим сословием, часто фермерами, которые в основном обрабатывали землю, принадлежащую патрициям. Некоторым плебеям принадлежали небольшие участки земли, но это было редкостью до II века до нашей эры. [2] Плебеи были привязаны к патрициям через систему патронажа клиентелы , согласно которой плебеи помогали своим патрициям-покровителям на войне, повышали свой социальный статус и собирали приданое или выкуп. [2] В 450 году до нашей эры плебеям было запрещено вступать в брак с патрициями, но этот закон был отменен в 445 году до нашей эры плебейским трибуном . [2] [ необходима страница ] В 444 г. до н.э. был создан офис Военного трибуна с консульскими полномочиями, который позволял плебеям, прошедшим через этот офис, служить в Сенате после истечения их однолетнего срока. [2] [ необходима страница ] Плебеи оставались по большей части зависимыми от представителей высшего социального класса на протяжении всего существования Древнего Рима, через систему клиентел или другими способами, по возможности присоединяясь к тем, кто наделен властью. [2] [ необходима страница ]

Римское общество также было разделено на основе собственности в Центуриатном собрании , а позже в республике членство в сенаторском классе также было основано на собственности. Сенаторский класс имел высший имущественный порог. Центуриатное собрание отвечало за объявление войны, избрание магистратов с империумом и рассмотрение избранных дел. [2]

Статуя члена конного класса 176 г. н.э. Считается, что эта статуя находится на Капитолийском холме в Риме и является единственной сохранившейся конной статуей.

Только римлянам, которые были достаточно богатыми, чтобы позволить себе собственные доспехи, разрешалось служить в армии, которая состояла как из патрициев, так и из плебеев. Пока гражданин мог позволить себе броню, он мог быть солдатом. [2] Центуриатское собрание было разделено на группы в зависимости от того, насколько он богат и способен предоставить свои доспехи и оружие.

Наездники и Первый класс имели между собой 98 голосов, таким образом, они могли перевесить вместе взятые низшие классы, у которых было только 95 голосов. Это было средством для более богатых классов сохранить контроль над армией и общественной жизнью. Вместо того чтобы рисковать восстанием низших классов из-за их отсутствия влияния в Собрании, голоса распределялись таким образом, чтобы высшие классы всегда могли перевесить голоса низших. [2]

Римское общество было патриархальным в чистом смысле слова; глава семьи мужского пола был pater familias , он обладал особыми юридическими полномочиями и привилегиями, которые давали ему юрисдикцию ( patria potestas ) над всеми членами его семьи . [2] Отцы отвечали за образование своих сыновей. Кроме того, взрослые сыновья часто женятся и продолжают жить в семейном домашнем хозяйстве под их Pater Familias , пока их отец не умер , и они взяли на себя ответственность за Pater Familias . [2] В Pater Familias также может выполнять emancipatio(эмансипация) ритуал - процесс, который трижды подряд освобождает сына, чтобы предоставить сыну его собственные законные полномочия, свободные от pater familias . [2]

Свободно рожденные женщины в Древнем Риме были гражданами (cives) , но не могли голосовать или занимать политические должности . Женщины находились под исключительным контролем своих отцовских семей , которыми были их отец, муж или иногда их старший брат. [2] Женщины и их дети приняли социальный статус своих отцовских семей. Женщины не были включены в политическую сферу, и они не имели большого влияния вне дома. Однако женщины из более богатых семей обладали большей политической властью, чем женщины из более бедных семей, поскольку они могли оказывать свое влияние за кулисами публичных политических акций. [5]

Существовали три ранние формы брака, которые передавали римских женщин из одной семьи отца в другую. Первый, coemptio , олицетворял покупку невесты. [2] [6] Эта самая старая форма брака требовала наличия пяти свидетелей и официального лица и рассматривалась как коммерческая сделка. [6] Второй, usus, произошел после одного года близости между мужчиной и женщиной. [6] Если женщина не оставляла мужчину в течение трех ночей после года, она становилась его собственностью, а он становился ее pater familias.Если женщина уйдет до того, как истекут три ночи, она вернется к своей семье. Отношения сохранятся, но мужчина не станет ее отцом . [6] Последняя форма брака, confarreatio , была наиболее близкой к современному браку. Confarreatio - это религиозная церемония, в ходе которой жених и невеста делили хлеб перед религиозными чиновниками и другими свидетелями. [6]

Рабы, не имевшие навыков или образования, выполняли сельскохозяйственный или другие формы ручного труда. Больше рабов выполняли сельскохозяйственный труд, чем какой-либо другой вид работы. [7] Те, кто проявлял насилие или непослушание, или кто по какой-либо причине считался опасным для общества, могли быть приговорены к работе на шахтах, где они страдали в нечеловеческих условиях. Рабовладельцам было разрешено вернуть своих рабов за их деньги обратно, если они были обнаружены дефектными, или если продавец утаил что-либо, что могло повлиять на производительность раба. [3] Рабы, которые оказывались больными или неисправными, часто продавались за очень небольшую цену. [3] Мастера иногда манумируютбольных или престарелых рабов, чтобы сэкономить деньги, если они не получат достаточно денег от продажи, потому что это было дешевле, чем кормление и жилье бесполезного раба. Поскольку рабы по закону были собственностью, их владельцы могли избавиться от них в любое время.

Все дети, рожденные от рабынь, были рабами. Рабы, имевшие образование или навыки, позволяющие зарабатывать на жизнь, часто освобождались после смерти их хозяина как условие его воли. [3] Рабам, которые вели дела для своих хозяев, также разрешалось зарабатывать и копить деньги для себя, и некоторые могли покупать свою свободу, в то время как третьи получали свободу от своих хозяев, хотя это было редкостью. [3]

Освобожденные люди ( liberti ) были освобожденными рабами, которые после освобождения становились полноправными римскими гражданами, однако они не считались равными другим гражданам из-за их прежнего статуса рабов или их происхождения от бывших рабов, поэтому они пополнили ряды низших - класс плебеев. [2] Только через несколько поколений потомки бывших рабов смогут подняться по служебной лестнице (иногда становясь всадниками или сенаторами). [3] Статус либерти развивался по всей республике по мере увеличения их числа. Благодаря военной службе и другим видам деятельности, например, ремесленничеству и предпринимательству, освобожденные люди часто копили огромные состояния в более поздней республике. [3] Несмотря на удачу этих многих вольностей, во всем Древнем Риме большинство вольноотпущенников были плебеями и работали фермерами или торговцами. [3]

Оратор , гр. 100 до н.э., этрусско - римская бронзовая скульптура , изображающая Ауле Metele (лат Авла Метелла), в этрусской человекодетый в римской тоге , а заниматься риторикой ; на статуе есть надпись этрусским алфавитом.

Латинские права, или Jus Latii , - это права, предоставленные латинским союзникам и латинским колониям Рима. [8]

Латинским союзникам было дано право вступать в брак, вести дела и заключать контракты с полноправными римскими гражданами, а также право переезжать из союзного латинского города в Рим (или наоборот). [8] Дети полноправных римских граждан и латинских матерей могли унаследовать римскую собственность и гражданство своих отцов через Латинскую лигу до 338 г. до н. Э. [8] Те, кто имел латинские права, имели привилегированный статус по сравнению с другими римскими союзниками, которые не были полноправными римскими гражданами. [9]

Граждане 5 латинских городов (Арисия, Ланувий, Педум, Номентум и Антиум) получили полное римское гражданство в 338 г. до н.э., после окончания Латинской войны . Остальным латинским союзникам было предоставлено ограниченное римское гражданство, они получили привилегии Старых латинских прав, но не получили права голоса или получения римской собственности, если только они не переехали на постоянное место жительства в город Рим. [8]

Свободные иностранные подданные были известны как перегрини . Перегрини действовал в соответствии с законами, которые действовали в их провинциях, когда они были захвачены Римом. [10] Август (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) ввел законы, которые позволяли Перегрини становиться гражданами, служа в римской армии или в городском совете. Права гражданина передавались по наследству, поэтому дети Перегрини, ставшие гражданами, также были гражданами при рождении. [10] Различия между римскими гражданами и перегрини продолжались до 212 г. н.э., когда Каракалла (211 г. - 217 г. н.э.) предоставил полное римское гражданство всем свободным людям империи [11] с провозглашением конституции Антонина . [10]

Римская традиция сообщает о пяти сецессиях плебеев в 494, 449, 445, 342 и 287 гг. до н. э. Историки сомневаются, что первые сецессии плебеев не легенда и ставят под вопрос правильность традиционных дат.

Таким же образом и плебеи пытались выйти из состава Римского государства. Для понимания происходившего нужно учитывать два обстоятельства.

Первое: в VI-V вв. до н. э. плебеи были почти что другим народом, чем патриции. Афинские неграждане — метэки ничем не отличались от граждан по языку, религии и культуре. Они поклонялись тем же богам в тех же храмах, и пели те же песни.

Сецессия плебеев. Рисунок 1849 года

Плебеи не праздновали основание Города, они поклонялись троице богов плодородия: Церере, Либеру и Либере. И эта троица, и почитавшаяся на Авентинском холме Диана, покровительница лесов и зверей, — типичные общеиталийские божества. Им поклонялись в виде деревянных статуй.

Будущая римская религия III-I веков до н. э. включила почитание человекоподобных божеств, но сохранила и возникшее при основании Рима, необычное для Древнего мира почитание невидимых бесплотных сил и духов, покровителей и абстрактных понятий. Только с этого времени можно говорить о едином римском народе.

Второе: плебеев было очень много. Противостояние граждан и свободных неграждан существовало во всех античных полисах. Но в Афинах на 30-40 тысяч граждан приходилось не больше 10 тысяч неграждан-метэков.

Метэки были лично свободны, но не могли ни говорить на народном собрании, ни занимать общественных должностей, ни вступать в законный брак с гражданками, ни владеть землей.

Метэки обязаны были выбрать себе из граждан покровителя, который и был посредником между метэками и органами управления. За отсутствие покровителя метэки наказывались лишением имущества.

Все как и у плебеев. Но, допустим, эти десять тысяч не захотели бы служить в афинской армии или захотели бы уйти и объявить о создании параллельного с Афинами государства.

Афинскому государству это было бы весьма неприятно, но такие поступки не были бы для него смертельным ударом.

А в Риме число плебеев и патрициев сначала было примерно одинаково, а потом плебеев стало даже больше. Их демонстративный уход означал раскол государства, его гибель. Патриции могли относиться к плебеям как им угодно, но договариваться с плебеями они были вынуждены. Тем более население Рима росло взрывообразно.

Патриции не пускали к себе плебеев? Тем хуже для них, потому что в результате число плебеев росло, их община становилась еще значительнее. К началу V века до н. э. плебеи составляли основную часть римской армии.

Плебеи требовали отмены долговой кабалы, права выбирать магистратов, получать землю с общественного поля. В 494 году до н. э. после очередного отказа сената удовлетворить их требования они ушли из Рима на Священную гору (Sacer mons) — одинокий крутой холм примерно в трех милях от Рима, на правом берегу речки Аньен при впадении ее в Тибр. По легенде, тут когда-то находилось этрусское святилище.

Теперь плебеи заявляли, что хотят здесь основать свой новый город.

Сенат вынужден был пойти на уступки: учредить новую магистратуру, народных трибунов. К 457 году до н. э. число народных трибунов возросло до десяти.

Луций Сикций Дентат в изображении Бартоломео Пинелли (1781-1835)

Законы 12 таблиц

Плебеи считали, что, несмотря на учреждение должности трибунов, терпят произвол в судебных делах. Ведь консулы и назначаемые ими судьи судили по устному праву обычаев (обычному праву). Трактовать устный закон по своему произволу совсем нетрудно, и плебеи требовали введения в Риме письменного закона.

Еще в 462 году до н. э. народный трибун Терентий Арса предложил в трибунских комициях выбрать комиссию из пяти человек для составления законов, ограничивающих власть магистратов, — своего рода конституции. Пусть патриции тоже выберут пять человек.

Проект добрых десять лет отвергался народным собранием, а трибуны каждый год снова его вносили. В конце концов, вместо пяти членов комиссии решено было выбрать десять — причем все они были патрициями.

В 453 году до н. э. сенат отправил в Афины и другие греческие города (в том числе в Южной Италии) трех послов, чтобы ознакомиться с местными греческими законами.

В 451 году консулы сложили с себя власть и вместо них были избраны экстраординарные магистраты — децемвиры с консульской властью для написания законов (decemviri consulari imperio legibus scribundis).

В течение года они составили десять таблиц с законами, которые принимали центуриатские комиции.

Патриции были довольны работой децемвиров, а плебеи — нет. Настолько недовольны, что опять угрожали уйти на Священную гору и провозгласить там свое, отдельное от патрициев,государство.

Тогда председатель в избирательных комициях Аппий Клавдий провел избрание новых децемвиров, чтобы добавить необходимые законы.

Опыт новых децемвиров оказался удачен — децемвиры создали удобные для всех законы, прибавили к прежним десяти еще две таблицы.

Одновременно этот опыт оказался очень опасным: ведь еще в первый год правления децемвиров важнейшие гарантии свободы — воззвание к народу и вмешательство трибунов — были на один год отменены.

Но децемвиры первого года вели себя прилично. Они правили по очереди: каждый из них — один день, а назавтра его сменял другой. Именно децемвир, который сегодня исполнял роль консула, являлся на форум с символами полной консульской власти (imperium consulare), то есть с 12 ликторами. Действия любого из децемвиров, исполнявших обязанности консула, можно было оспорить у других же цемвиров.

Децемвиры второго года в первый же день вступления в должность, в майские иды 450 до н. э., явились к народу все, окруженные 12-ю ликторами, и тут же все 12 правителей стали распоряжаться имуществом и жизнью граждан. На свои действия они не допускали апелляций!

При этом они обижали не патрициев, а именно плебеев: отнимали их имущество, а при сопротивлении — казнили.

Через год децемвиры не сложили с себя власти, а самовольно остались правителями. Правили они все более олигархически.

Доспехи героя украшали 25 медалей-фалер. Он физически не смог бы носить все свои награды — 83 ожерелья, 160 памятных браслетов, 18 почетных копий.

Занимать высокий чинов в войске плебей не мог, но трудно описать всю меру уважения к не очень молодому (54 года по одним данным, 64 — по другим) герою, особенно в среде плебеев. И вот теперь его предательски убили ударом в спину, во время разведывательной вылазки.

Тогда же глава децемвирата, занимавший один и тот же пост в третий раз, Аппий Клавдий Красс, изнасиловал плебейскую девушку.

И тогда плебеи опять удалились на Священную гору. Примирение между общинами состоялось на жестких условиях: отмена власти децемвиров и восстановления прежнего порядка.

Новые консулы, Луций Валерий и Марк Гораций предложили, а центуриантные комиции приняли законы, по которым правление, подобное децемвиральному, никогда не может быть учреждено. А кто учредит или предложит подобное правление, находится вне закона, и может быть убит безнаказанно кем угодно. Низложенных децемвиров предали суду. Двое из них, Аппий Клавдий Красс и Оппий, покончили с собой, остальные удалились в изгнание.

Но письменный закон появился!

Законы 12 таблиц (Leges duodecim tabularum) были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов.

Знание их было обязательно для всякого римлянина. Законы 12 таблиц официально действовали до конца истории Западной Римской империи в конце V века от н. э. На Востоке они были отменены только законодательством византийского императора Юстиниана II в VI веке от н. э..

Лисий. Рим, Капитолийский музей

Важным завоеванием плебеев явилось ограничение ссудного процента до 1 унции на один фунт, или 8 и 1/3 процента в год.

Интересная деталь: законы таблиц не знали тюрьмы как формы наказания. В частные тюрьмы ergastula или carceres rustici запирали мятежных или непослушных рабов на ночь. А днем эти рабы в цепях исполняли обычные работы.

Государственная же тюрьма у древних римлян называлась карцер (carcer). Так называлась тюрьма в Риме, близ лестницы, поднимавшейся на Капитолий. По преданию, эту тюрьму рядом с храмом богини Согласия построил еще царь Анком Марций. Помещение состояло из ряда камер. Под высеченными в скале сводчатыми камерами без окон находились еще подземные камеры круглой формы со сводом — каменные мешки. С верхней комнатой они сообщались через проделанное в полу круглое отверстие.

В верхней камере содержали преступников до суда, но заключение в тюрьму не считалось способом наказания, и суды его не назначали.

Часть смертных казней совершалась публично — особенно в армии. Женщин и лиц высокого общественного положения казнили в тюрьме, не публично. Обычно их душили или спускали в нижнюю камеру и переставали кормить.

Но римское право знало заключение должника в доме заимодавца. Такого частного заключенного можно было морить голодом, сажать на цепь (catenae), надевать ножные (compedes, pedicae) и ручные кандалы (manicae), цепи для одновременного связывания шеи и ног (nervi), кожаные ремни (boiae), деревянные колоды (columbaria).

По законам 12 таблиц права заимодавцев обращать в рабство, сажать в частные тюрьмы, мучить должников ограничивались. Подробно описывалось, какой вес может быть у цепи, надевавшейся на шею должника, как именно можно его бить и так далее.

Законы 12 таблиц на века определили развитие римского права. Они очень помогали объединению римского общества и экономически, и политически. А плебеи добивались все новых и новых уступок.

В 449 году до н. э. те же консулы Валерий и Гораций, которые провели закон против децемвирата, провели в интересах плебеев еще три важных закона:

  • подтверждалась неприкосновенность личности народных трибунов;
  • право апелляции к народному собранию плебея, осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание;
  • решения плебейских собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев;

Через пять лет, в 445 или в 444 году, закон Канулея признал законность браков плебеев с патрициями. Это открыло доступ плебеям к высшей магистратуре и в сенат.

С 449 по 443 год консулов не выбирали. Вместо них правили военные трибуны с консульской властью, которых выбирали и патриции, и плебеи. В 443 году опять ввели выборы консулов, один из которых должен был быть плебеем. Но сенат тут же передал судебную власть преторам, а они избирались строго из патрициев. Тогда же, в 443 году до н. э. консулы лишились права распределять граждан по центуриям, это начали делать цензоры.

Казнь Марка Манилия Капитолийского. Рисунок XIX века

В 421 до н. э. плебеи получили право занимать должность квестора, хотя первый плебей-квестор появился лишь в 409 до н. э.

В междуусобной борьбе приняли участие и легендарные герои того времени. Цинциннат бешено сопротивлялся предложению трибуна Терентия Арсы уравнять в правах плебеев и патрициев письменными законами. Во второй раз Цинциннат стал диктатором в 439 году до н. э. именно затем, чтобы подавить восстание плебеев.

Имеет смысл рассказать о судьбе великого виртуоза судебной риторики Лисия. Он был современником этих событий в Риме, но жил в Афинах (443-380). Был он по происхождению метэком. После Пелопоннесской войны в Афинах пришла к власти олигархия. Убежденные сторонники демократии, Лисий и его брат, обречены на смерть. Брат погиб, а Лисий сумел бежать. Все свои деньги он отдал на покупку 200 щитов для ополчения и на оплату трех сотен наемников. Демократия побеждает, но Лисий до конца своих дней остается в Афинах метэком. И нищим — часть его состояния конфисковали в Афинах олигархи, а часть он сам отдал на борьбу с ними. И никто не помог. И никто не восстановил справедливость. Негражданин — что на него время терять. Лисий и стал писать судебные речи, чтобы хоть как-то прокормиться.

В Риме судьба Лисия была бы совершенно иной. Это в Афинах богатый метэк, пытавшийся играть роль в политике, выглядел нахальным выскочкой.

Галльское нашествие и проблема плебеев

В 390 году, сразу после разгрома галлов, некоторая часть плебеев решила переселиться из опустошенного Рима в опустевшие Вейи, — тоже сецессия своего рода. Сам знаменитый Камилл убеждал плебеев не уходить, а принять самое активное участие в восстановлении разрушенного Рима. Камилл все время убеждал обе общины идти на взаимные уступки. В 385 г до н. э. выступление плебеев-должников возглавил патриций Марк Манлий Капитолийский. Патриции обвинили его в попытке восстановления царской власти. Легендарный герой был осужден и сброшен с Тарпейской скалы.

По преданию, уже после его смерти, 10 лет спустя плебеи во главе с народными трибунами Секстием и Лицинием продолжали борьбу, и в 367 патриции были вынуждены уступить. По предложению Лициния и Секстия были приняты очень важные законы, которые удовлетворяли главные требования плебеев.

Малоземельных римских граждан стали активнее выводить в колонии: ведь земельный фонд сразу же стал больше. С 334 по 287 годы до н. э. римляне основали 18 колоний — больше, чем за всю предшествующую историю Рима. Чисто плебейских колоний не делали, но аграрное напряжение сделалось намного слабее.

  • Плебеи требовали полной отмены (кассации) долгов. Добиться этого не удалось, но задолженность значительно уменьшили: уплаченные проценты высчитали из основной суммы долга, а оставшаяся часть выплачивалась на льготных условиях в течение трех лет.

Многие освободись от долговой кабалы.

  • Третий закон окончательно упразднил должность военных трибунов с консульской властью. Вместо них стали избирать двух консулов, один из которых должен был быть обязательно плебеем.

В 337 до н. э. плебеям стала доступна и должность претора.

В 326 г. по закону трибуна Петелия римский гражданин отвечал за задолженность только своим имуществом. В рабов теперь можно было обращать преимущественно военнопленных, но не должников. И гарантии Законов 12 таблиц, что на должника не навесят цепь тяжелее установленного, теперь сделались не важны.

Аппий Клавдий Цек, консул в 307 и 296 гг., цензор 312 года до н. э., знаменит в основном постройкой Аппиевой дороги и началом строительства акведуков. Но он же покровительствовал плебеям, которые занимались ремеслом и торговлей и не имели земельной собственности. По его предложению римские граждане, не имеющие земельной собственности, могли голосовать не только в городских территориальных округах, но и в более престижных сельских. Политическое влияние верхушки плебеев сразу же возросло.

В 300 до н. э. по закону братьев Огульниев плебеи получили доступ в главные жреческие коллегии понтификов и авгуров.

Последняя сецессия плебеев приходится на 289 год. После нее в 287 году до н. э. диктатор Квинт Гортензий принял закон, по которому решения трибунатных комиций автоматически получают силу закона, не нуждаясь в одобрении сената. Тем самым диктатор фактически уравнял правомочия плебейских народных собраний и центуриатных.

С этого времени плебеи получили все политические права и были во всех отношениях равны с патрициями. Все магистратуры стали открыты для плебеев. Их борьба с патрициями завершилась в 287 до н. э.

Потомки плебеев гордились своим происхождением ничуть не меньше патрициев, ведь плебеи к III-I вв. до н. э. оказывались такого же древнего происхождения.

Прекращение борьбы плебеев и патрициев, слияние их в один слой вовсе не превратили историю Рима в идиллию. Они имели ряд непростых последствий.

Во-первых, были ликвидированы остатки родового строя. Начали стремительно развиваться общественные отношения на основе частной собственности — то есть общество начало быстро раскалываться по имущественному принципу.

Сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство три века, затухает. Но на смену ей приходит новая сословная структура.

Как и в Афинах, и в древнейшем Риме, сохраняется главное: частное положение определяет общественное положение. Не знатность и не положение в правящей иерархии определяют богатство, а богатство и личные качества определяют положение человека в правящей элите.

Высшее сословие называется сенаторами, но это уже вовсе не члены собрания старейшин. Это люди, чье состояние превышает один миллион сестерциев. Сестерций, вошедший в обращение примерно в 269 г. до н. э., весил 1,136 грамма.

То есть сенатор — владелец состояния стоимостью более 11 тонн 360 кг серебра.

Второе сословие образовывали всадники, но они уже не имели ничего общего с владельцами лошадей, идущими в бой верхом. Это владельцы состояния стоимостью свыше 400 тысяч сестерциев, то есть более 4 тонн 400 кг серебра.

Монета с изображением Аппия Клавдия

Всадники традиционно были связаны не столько со средним землевладением, сколько с торговлей и коммерцией. Это были владельцы крупных мастерских, ростовщики, откупщики. Все прочие граждане Рима составляли плебс — это были свободные крестьяне, мелкие и средние ремесленники и торговцы. Все, чье имущество стоило меньше 4 тонн 400 кг серебра.

Аппий Клавдий исходил из того, что цензор должен комплектовать сенат лучшими людьми по куриям — то есть возводить в сенат лучших людей всех сословий. А эти потомки рабов были добродетельны, богобоязненны, почитали родителей и предков, готовы были служить Риму и воевать в легионах.

Справедливости ради, Аппия не раз обвиняли в том, что он хотел возвести вольноотпущенников в сенаторы далеко не бескорыстно — за деньги. В любом случае перед Римом замаячила перспектива: вместо собрания нобилитета, сенат мог превратиться в представительный орган всего римского народа, своего рода первобытный парламент. И тогда консулы 311 года Гай Юний Бубульк и Квинт Эмилий Барбула отказались признавать составленный им список сената. Они не допустят в сенат потомков рабов! Они созвали сенат в том составе, в каком он был до цензорства Аппия Клавдия.

Эти цензоры были очень авторитетны и уважаемы, покрыты воинской славой. Они отстояли прежний способ формирования сената, но противостояние новой и старой знати — налицо.

В 236 году до н. э. число римских граждан составило 127 тысяч человек — имелись в виду только взрослые мужчины.

Нобилитет не составлял и 30 тысяч человек, включая представителей древних, но обедневших родов.

В-третьих, отмена долговой кабалы усилила внешнюю агрессивность римского общества: оно стало больше нуждаться в рабах-иноплеменниках.

Без внутренней сословной вражды Рим сделался более сильным и монолитным, что и помогло ему завершить объединение Италии.


Патриции и плебеи в Древнем Риме представляли собой два основных класса общества. Первые вели свою родословную от основателей города, а вторые получили статус граждан Римской республики после завоевания их государств или городов на территории Апеннинского полуострова.

Патриции

Этот термин происходит из латыни от корня “Pater”, то есть отец. Изначально римскими патрициями были все коренные жители, которые входили в родовую общину и составляли “римский народ”. По мере развития города, выделилась родовая аристократия, которая владела землей. Ее предки входили в состав царского сената.


Рис. 1. Патриции.

К концу VI века до н.э. произошло превращение патрициев в господствующий класс Рима, который к тому времени стал республикой. Они имели особо право на пользование общественной землей. В таком статусе они находились свыше 200 лет и к началу III века до н.э. слились вместе с плебеями и сформировали нобилитет – правящее сословие рабовладельческого класса.

Значение термина изменилось в период ранней Империи, то есть в I веке н.э., когда появилась прослойка нового патрициата, она составила привилегированную часть сенаторского сословия. Одной из причин формирования нового патрициата стал факт вымирания старых патрицианских родов. Пополнение сословия происходило за счет тех, кого возводил в этот статус император за службу себе.

К патрицианским родам относились, например, такие: Нумиции, Тарквинии, Туллии, Аквилии, Горации, Лукреции, Корнелии, Семпронии, Сервилии.

В ранний период Римской республики только патриции могли занимать ключевые политические посты, к которым относились диктатор, консул, верховный жрец и цензор.

Сенат Римской республики

Рис. 2. Сенат Римской республики.

Термин “патриции” использовался и в Средние Века для обозначения представителей власти в некоторых городах Европы – имперских и вольных. Эти люди входили в городской совет, они могли избираться сенаторами и осуществляли судебную, административную и финансовую власть.

Плебеи

Термин “плебей” происходит из латыни, от слова “Plere”, то есть “наполнять”. Так в Древнем Риме называли население, которое не имело политических прав и этим самым отличалось от патрициев.

Сначала представители покоренных народов включали в трибы, которые формировались по родовому признаку и состояли из трех этносов:

Из-за возросшего потока населения в Рим, его перестали принимать в трибы, а это значит, что его представители не входили в состав древних династий. Им запрещалось пользоваться землей, которая принадлежала общинам и принимать участие в религиозных обрядах.

Основными видами деятельности плебеев в тот период (с VI до III века до н.э.) стали ремесло и мелкая торговля. Некоторые из них смогли разбогатеть, но все равно были бесправны на фоне патрициев.

Плебеи постепенно стали требовать себе больше прав. Сначала они добились возможности избираться в плебейские трибуны, у которых было право вето на решения патрицианского магистрата. В середине V века до н.э. плебеи добились выставления на обозрение на центральной площади Рима 12 медных досок с законами. Плебейские собрания назывались “плебисцит”. В XX веке такой термин стал использоваться как одно из названий референдума.

В Средние Века плебсом называли городскую бедноту.

Закон о запрете браков между плебеями и патрициями просуществовал около года, его отменили в 445 году до н.э.


Рис. 3. Плебеи.

Что мы узнали?

Необходимо понимать, кто такие плебеи и патриции. Оба термина используются для характеристики населения по социальным группам в Средние Века и в Древнем Риме. В последнем свыше 200 лет плебеи были простонародьем с меньшим количеством прав, а патриции знатью, аналогом дворянства в период истории Нового времени.


Социальный класс в древний Рим был иерархический, с множеством пересекающихся социальных иерархий. Относительное положение человека в одном могло быть выше или ниже, чем в другом, что усложняло социальный состав Рима. [1]

Статус свободнорожденных римлян во время Республика была создана:

  • Родословная (патриций или же плебей); классифицировать (Ordo) на основе богатства и политических привилегий, с сенаторский и конный спорт чины выше рядового гражданина;
  • Пол; и , из них были классы с разными правами и привилегиями.

Различные классы римлян допускали разные права и привилегии, включая право голоса, право вступления в брак и многое другое.

Содержание

Патриции и плебеи

Традиционно патриций относится к членам высшего класса, в то время как плебей относится к низшему классу. [2] Экономическая дифференциация в Риме привела к тому, что небольшое количество семей накопило большую часть богатства в Риме, что уступило место созданию классов патрициев и плебеев. [2] Однако после этого первоначального различия разделение на патрицианские и плебейские семьи было строго наследственным, основанным на социальном статусе. [2]


В тога, изображенный здесь на статуе, восстановленной с головой Нерва, был отличительной одеждой римских граждан мужского пола.

Плебеи составляли большинство Римские граждане. Хотя патриции часто представлены как богатые и влиятельные семьи, которым удалось обеспечить власть над менее удачливыми плебейскими семьями, плебеи и патриции среди сенаторского класса часто были одинаково богатыми. [2] Поскольку гражданские права плебеев увеличивались в середине и в конце Римская Республикамногие плебейские семьи достигли богатства и власти, в то время как некоторые традиционно патрицианские семьи погрузились в нищету и безвестность. Независимо от того, насколько богатой стала плебейская семья, они не поднялись, чтобы попасть в ряды патрициев. [2] Ко второму веку до н.эпропасть между патрициями и плебеями утратила большую часть своего различия и начала сливаться в один класс. [3]

Патриций

Патриции считались высшим классом в раннем римском обществе. Они контролировали лучшие земли и составляли большинство в римском сенате. До 444 г. до н. Э. Плебей редко - если не невозможно - быть сенатором. [2] [ страница нужна ] Распространенным типом социальных отношений в Древнем Риме был клиентела система, в которой участвовали покровитель и клиент (ы), которые оказывали услуги друг другу и которые были вовлечены в прочные деловые отношения. Патриции чаще всего были покровителями, и у них часто было несколько плебейских клиентов. [2] Покровители оказывали своим клиентам множество услуг в обмен на обещание поддержки, если покровитель пойдет на войну. [2] Эта система патронажа была одним из классовых отношений, которые наиболее тесно связывали римское общество вместе, а также защищали социальные привилегии патрициев. [2] Clientela продолжалась в позднем римском обществе, охватывая почти все время существования Древнего Рима. [2] Патриции также полностью контролировали Цензор, который контролировал перепись, назначал сенаторов и курировал другие аспекты социальной и политической жизни. Благодаря этой должности патриции могли поддерживать свою иерархию над плебеями. [2]

Плебеи

Плебеи были в Риме низшим сословием, часто фермерами, которые в основном обрабатывали землю, принадлежащую патрициям. Некоторым плебеям принадлежали небольшие участки земли, но это было редкостью до II века до нашей эры. [2] Плебеи были связаны с патрициями через клиентела система патронажа, при которой плебеи помогали своим патрицианским покровителям на войне, повышали их социальный статус и собирали приданое или выкуп. [2] В 450 г. до н.э. плебеям было запрещено вступать в брак с патрициями, но этот закон был отменен в 445 г. до н.э. Плебская трибуна. [2] [ страница нужна ] В 444 г. до н.э. была создана канцелярия Военного трибуна с консульскими полномочиями, что позволило плебеям, прошедшим через эту канцелярию, служить в Сенате по истечении годичного срока полномочий. [2] [ страница нужна ] Плебеи оставались, по большей части, зависимыми от представителей высшего социального класса на протяжении всего существования Древнего Рима, на протяжении всего его существования. клиентела системы или другими способами, если возможно, присоединиться к тем, у кого есть власть. [2] [ страница нужна ]

Классы на основе свойств

Римское общество также было разделено по признаку собственности в Центуриатское собрание. Центуриатное собрание отвечало за объявление войны, избрание магистратов с империумом и рассмотрение избранных дел. [2]


Статуя члена конный спорт класс от 176 CE. Считается, что эта статуя из Капитолийский холм в Риме, и это единственная сохранившаяся конная статуя.

Только римлянам, которые были достаточно богатыми, чтобы позволить себе собственные доспехи, разрешалось служить в армии, которая состояла как из патрициев, так и из плебеев. Пока гражданин мог позволить себе броню, он мог быть солдатом. [2] Центуриатное собрание было разделено на группы в зависимости от того, насколько он богат и способен предоставить свои доспехи и оружие.

Наездники и Первый класс имели между собой 98 голосов, таким образом, они могли перевесить вместе взятые низшие классы, у которых было только 95 голосов. Это было средством для более богатых классов сохранить контроль над армией и общественной жизнью. Вместо того чтобы рисковать восстанием низших классов из-за их отсутствия влияния в Собрании, голоса распределялись таким образом, чтобы высшие классы всегда могли перевесить голоса низших. [2]

Гендерные классы

Pater Familias

Римское общество было патриархальный в чистом смысле слова; мужчина-глава семьи был Pater Familias, он обладал особыми юридическими полномочиями и привилегиями, которые давали ему юрисдикцию (patria potestas) над всеми членами его familia. [2] Отцы отвечали за воспитание своих сыновей. Кроме того, взрослые сыновья часто женятся и продолжают жить в семейном доме под своим Pater Familias, пока их отец не умер, и они взяли на себя ответственность Pater Familias. [2] В Pater Familias может также выполнить эмансипация (эмансипация) ритуал - процесс, который трижды подряд освобождает сына, чтобы предоставить сыну его собственные законные полномочия, свободные от Pater Familias. [2]


Женщины

Свободно рожденный женщины в Древнем Риме мы граждане (цивес), но не смог проголосовать или удержать политический офис. Женщины находились под исключительным контролем своих Pater Familias, который был либо их отцом, либо мужем, либо иногда их старшим братом. [2] Женщины и их дети обрели социальный статус своих pater familias. Женщины не были включены в политическую сферу, и они не имели большого влияния вне дома. Однако женщины из более богатых семей обладали большей политической властью, чем более бедные женщины, поскольку они могли оказывать свое влияние за кулисами публичных политических акций. [5]

Было три ранних формы брака, которые перевели римлянок из одной Pater Familias другому. Первый, Comptio, представлял покупку невесты. [2] [6] Для этой самой старой формы брака требовалось пять свидетелей и должностное лицо, и она рассматривалась как деловая сделка. [6] Второй, usus, произошел после одного года близости между мужчиной и женщиной. [6] Если женщина не оставляла мужчину в течение трех ночей по истечении года, она становилась его собственностью, а он становился ею. pater familias. Если женщина уезжает до того, как истекут три ночи, она вернется к своей семье. Отношения остались бы в силе, но мужчина не стал бы ей Pater Familias. [6] Последняя форма брака, confarreatio, был самым близким к современному браку. Confarreatio Это была религиозная церемония, в ходе которой жених и невеста делили хлеб перед религиозными чиновниками и другими свидетелями. [6]

Рабство и освобожденные люди

Рабы, не имевшие навыков или образования, выполняли сельскохозяйственный или другие формы ручного труда. Больше рабов выполняли сельскохозяйственный труд, чем какой-либо другой вид работы. [7] Тех, кто проявлял насилие или непослушание, или кто по какой-либо причине считался опасным для общества, мог быть приговорен к работе на шахтах, где они страдали в бесчеловечных условиях. Рабовладельцам было разрешено вернуть своих рабов за их деньги обратно, если они были обнаружены дефектными или если продавец утаил что-либо, что могло повлиять на производительность раба. [3] Рабов, которые оказывались больными или неисправными, часто продавали за очень небольшую цену. [3] Мастера иногда отпускать на волю больных или престарелых рабов, чтобы сэкономить деньги, если они не получат достаточно денег от продажи, потому что это было дешевле, чем кормление и жилье бесполезного раба. Поскольку рабы по закону были собственностью, их владельцы могли избавиться от них в любое время.

Все дети, рожденные от рабынь, были рабами. Рабов, которые имели образование или навыки, чтобы зарабатывать на жизнь, часто освобождали после смерти их хозяина в качестве условия его воли. [3] Рабам, которые вели дела для своих хозяев, также разрешалось зарабатывать и копить деньги для себя, и некоторые могли покупать свою свободу, в то время как третьи получали свободу от своих хозяев, хотя это было редкостью. [3]

Освобожденные мужчины

Освобожденные мужчины (либерти) были освобожденными рабами, которые после освобождения становились полноправными римскими гражданами, однако они не считались равными другим гражданам из-за их прежнего статуса рабов или происхождения от бывших рабов, поэтому они пополнили ряды плебеев низшего класса. [2] Только через несколько поколений потомки бывших рабов смогут подняться по служебной лестнице (иногда становясь всадниками или сенаторами). [3] Статус либерти развивались по всей республике по мере увеличения их числа. Благодаря военной службе и другим видам деятельности, например ремесленничеству и предпринимательству, освобожденные люди часто копили огромные состояния в более поздней республике. [3] Несмотря на удачу этих многих вольностей, в Древнем Риме большинство освобожденных были плебеями и работали фермерами или торговцами. [3]

Читайте также: