В чем разница между объектом и предметом исследования правовой науки

Обновлено: 02.07.2024

Здравствуйте, уважаемый мой читатель. В данной статье рассмотрим такие понятия как объект и предмет исследования в выпускных квалификационных работах и постараемся понять, как определить объект и предмет исследования.

Если ваша работа по экономике, вы можете задать вопрос по объекту и предмету исследования для вашей темы в комментариях. Я помогу вам их сформулировать.

Самые популярные биржи – автор24 (больше всего кандидатов), студворк (сравнительно дёшево) и студланс.

  • 1 Где во введении отражают объект и предмет исследования
  • 2 Что такое объект исследования
  • 3 Пример объекта исследования в ВКР по экономике
  • 4 Что такое предмет исследования
  • 5 Пример предмета исследования в дипломной экономической работе
  • 6 Разница между объектом и предметом исследования
  • 7 Могут ли для одной темы быть выбраны разные объекты и предметы
  • 8 Где их рассматривают в экономических ВКР
  • 9 Методы исследования
  • 10 Цель исследования

Где во введении отражают объект и предмет исследования

Объект и предмет исследования в выпускной квалификационной работе отвечают на вопрос, что будет изучено в работе.

Данные элементы указывают во введении дипломной работы. Возможны 2 варианта их расположения.

Вариант структуры введения 1 Вариант структуры введения 1
Актуальность

Но отмечу, что для конкретного вуза данные элементы введения рассматривают в методичке по ВКР – во введении могут быть дополнительные элементы, это особенно актуально для выпускных квалификационных работ магистров, в которых в работе добавляется необходимость поиска научной новизны исследования.

Что такое объект исследования

Объект исследования – это предмет, явление, процесс, который будет рассматриваться в исследовании. Он отличается в зависимости от науки и практически всегда упоминается в формулировке темы.

Пример объекта исследования в ВКР по экономике

Например, в работах по экономике и управлению организациями объект исследования – это обычно юридическое лицо либо ИП.

То есть объектом исследования ВКР является ООО, АО, ПАО, ИП.

Если работа по государственному и муниципальному управлению – объектом исследования будет являться государственное или муниципальное образование, какое-либо учреждение либо его подразделение.

Что такое предмет исследования

Предмет исследования – это а) либо свойство объекта, б) либо процесс, исполняемый объектом, в) либо часть объекта.

Предмет исследования также практически всегда упоминается в формулировке темы (как минимум частично).

Пример предмета исследования в дипломной экономической работе

Часто бывает, что тема сформулирована так, что корректно выделить предмет исследования прямо из неё не получается.

Но ведь не факт, что у конкретного предприятия эта несостоятельность вообще есть.

Разница между объектом и предметом исследования

Думаю, уже понятно, что разница между объектом и предметом исследования в том, что предмет – относится к объекту и без него не существует. Соответственно, сначала определяем объект исследования, затем по отношению к нему – предмет.

Могут ли для одной темы быть выбраны разные объекты и предметы

Варианты объекта и предмета исследования

Предмет исследования – управление ликвидностью и платёжеспособностью данного предприятия

Предмет исследования – управление ликвидностью и платёжеспособностью данного предприятия

Можно видеть, что второй вариант – он более детализирован. На практике почти всегда используется первый вариант определения объекта и предмета исследования.

Где их рассматривают в экономических ВКР

Структуру ВКР, принятую в конкретном вузе, можно увидеть в методических указаниях.

Методические указания по выполнению ВКР – нужно взять на кафедре. Они есть в 99% случаев, поскольку без методички по ВКР вуз не должен пройти аккредитацию.

Самая популярная структура диплома по экономике (бакалавриат и магистратура) Менее популярная схема экономической ВКР Структура ВКР, используемая примерно в половине случаев в магистерских диссертациях
Введение (как писать введение) Введение Введение
Глава 1 – теоретическая глава (как писать первую главу — обзор источников и литературы) Глава 1 – теоретическая глава Глава 1 – теоретическая глава
Глава 2 – аналитическая (как писать вторую главу — анализ объекта и предмета)

2.1 – описание объекта исследования

2.2 – общий анализ объекта исследования

2.3 – анализ предмета исследования в соответствии с темой работы

Глава 2 – аналитико-проектная

2.1 – описание объекта исследования

2.2 – общий анализ объекта исследования

2.3 – анализ предмета исследования в соответствии с темой работы

2.4 – мероприятия по совершенствованию предмета исследования и их оценка

3.1 – направления и мероприятия по совершенствованию предмета исследования

3.2 – оценка влияния мероприятий на показатели предмета исследования и на показатели объекта исследования

Глава 3 – аналитико-проектная часть

3.1 – описание объекта исследования

3.2 – общий анализ объекта исследования

3.3 — анализ предмета исследования в соответствии с темой работы

3.4 — мероприятия по совершенствованию предмета исследования и их оценка

Таким образом, обычно бакалаврские дипломные работы состоят из 3-х частей (теоретический обзор источников, аналитическая часть и проектная часть), которые могут быть оформлены в 2 или 3 главы (первая и вторая схема).

Магистерские диссертации обычно состоят из 3 глав и могут строиться либо по первой схеме, либо по третьей схеме.

Во втором случае вторая глава является методологической и в ней рассматриваются методы исследования, которые применяются к объекту и предмету исследования в конкретной науке, описываются методики оценки предмета исследования в рамках выбранной темы.

Методы исследования

Если совсем коротко, методы исследования представляют собой набор действий, которые применяются к объекту и предмету исследования (к их показателям), для того чтобы получить определённый результат.

Результат зависит от цели исследования, выбранной в работе.

Цель исследования

Цель исследования – это желаемое будущее состояние объекта исследования, которое должно быть достигнуто в результате изменения параметров предмета исследования и объекта исследования.

Если вам нужна помощь с формулированием цели ВКР, вы можете прочитать вот эту статью: как сформулировать цель экономической дипломной работы.

Если у вас останутся вопросы – можно задать их в комментариях.

Александр Крылов


Старший преподаватель ЧГУ и СПбГИЭУ "Инжэкон" в 2004-2011 годах. Специализируюсь на финансовом состоянии организаций: коммерческих организаций, банков, бюджетных учреждений. Помогаю с подготовкой ВКР по экономике.

Здравствуйте, Дилара.
Исходя из темы, это будет выглядеть так:
— объект исследования — процесс изучения конкурентоспособности предприятия.
— предмет исследования — специфика процесса изучения конкурентоспособности в колледже экономического профиля
Но вот исходя из продукта, может быть по-другому:
— объект — процесс изучения конкурентоспособности предприятия;
— предмет — ключевые элементы изучения конкурентоспособности предприятия, отражаемые в методических рекомендациях по изучению темы.

Думаю, смысл вам понятен, хотя во втором случае можно пробовать сократить, чтобы не было так длинно.
Я бы предложил начать с первого варианта.

Здраствуйте, учусь на специальности Международный бизнес, выбрана такая тема ВКР: “Развитие транспортно-логистического обеспечения внешнеэкономической деятельности логистической компании”. Помогите пожалуйста определить Объект и предмет исследования.
Заранее благодарен!

Объект — механизм предоставления государственных услуг.
Предмет — цифровая трансформация объекта.

В самой работе лучше сформулировать предмет более научно: комплекс вопросов, связанных с цифровой трансформацией исследуемого механизма.
То же самое, но более наукообразно )

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как лаконичнее сформулировать предмет исследования по теме Оценка финансовых рисков организации и разработка стратегии управления рисками организации.

подскажите, пожалуйста. что можно ответить на такие вопросы?

По общим вопросам нужно будет просто найти ответ в работе.
Но дело в том, что ту же окупаемость в работе по финансовому состоянию обычно и нет надобности считать.
Поэтому на такие вопросы — либо сказать, что данный вопрос не относится к теме исследования,
поэтому вы его не рассматривали, либо просто посчитать прямо перед защитой отдельно.
И просто назвать полученные ответы при необходимости.

По вопросам по работе — анализировали финансовое состояние предприятия (дальше можно по разделам сказать).
Выяснили проблемы — перечисляете проблемы из анализа.
Перечисляете причины. Ну, для этого нужно просто посмотреть, что является причинами выявленных проблем.
Называете мероприятия
Говорите, какие по ним доходы, расходы, эффект, эффективность.
То есть что меняется при внедрении мероприятий — в цифрах.

По третьей группе — если вы не сама делали работу — просто пересчитайте в ней все цифры по формулам.

Добрый день. Тут есть три направления вопросов.
1) комиссия часто всем задаёт одни и те же вопросы.
Например, всех студентов могут спрашивать про окупаемость или про эффективность или про расходы на мероприятия
Если вы не первая идёте на защиту, то уже по второму человеку можно будет судить, что за общие вопросы
Часто эти вопросы звучат всего от одного члена комиссии.
Поэтому есть смысл посмотреть, как сдают другие группы вашего потока этой комиссии, если групп несколько
Ещё один непростой вопрос: откуда вы берёте деньги на мероприятия (источники финансирования).
Если это явно в работе не написано, на таком вопросе можно легко завалиться.
2) Вторая группа вопросов:
а) что анализировали в работе,
б) что выяснили,
в) какие причины этого,
г) что предложили,
д) какой эффект и эффективность — это в общем по работе
3) Ну и третья — уже гораздо реже бывает — открывают работу на любой странице и спрашивают по любой таблице — поясните, что это.
Это может быть в ситуации, когда работа написана очень хорошо, а комиссия знает студента и ожидала более низкого уровня.
Но это решается просто полным изучением работы от и до.

Почему важно различать объект и предмет исследования

Точное формулирование объекта и предмета исследования является одним из самых сложных аспектов написания введения к курсовой или дипломной работе. Это связано, в первую очередь, с тем, что преподаватели в вузах редко уделяют должное внимание правилам и принципам оформления исследовательских работ. В результате студенты не до конца понимают, что именно от них требуется. При этом ошибки, которые, по мнению научного руководителя или аттестационной комиссии, допустил студент, обычно оказывают серьезное влияние на итоговую оценку. Поэтому важно научиться различать объект и предмет исследования, а также понять, как они соотносятся и как взаимосвязаны.

Объект исследования

В науке объектом исследования называют главное поле приложения сил учёных. Также объектом можно назвать определенную область знаний в границах той или иной науки, углубление понимания которой является целью конкретного исследования. Другими словами, объект исследования – это явление, предмет или процесс, на который направлена исследовательская деятельность.

Формулировка объекта исследования ограничивает область, в которой работает исследователь. Всю работу следует писать с оглядкой на формулировку объекта и стараться не выходить за его рамки, тем самым сохраняя целостность и стройность исследования. В то же время важно не допустить чрезмерно узкой формулировки, так как в таком случае будет сложнее найти источники информации и провести исследование в целом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Предмет исследования

Принято считать, что предмет исследования – это определенный аспект избранной проблемы (объекта исследования), через исследование которого объект познается как целое, определяются его наиболее существенные характеристики. Проще говоря, предмет – это свойство объекта.

Основная задача предмета исследования скрыта в его определении – указать, какому именно аспекту проблемы исследователь посвятил свою работу.

Формулировка предмета зависит от выбранной темы и часто полностью с ней совпадает (в таком случае отпадает необходимость обосновывать соответствие предмета теме исследования). Кроме того, при формулировании предмета исследования важное значение имеет задумка автора работы: что именно и каким образом он хочет донести до читателя. Если изначально предполагается несколько векторов развития исследования, правильным решением будет выбор одного из них – это поможет сохранить четкость изложения материала и не допустить появления лишних ошибок и противоречий.

Проблему можно раскрыть с разных точек зрения, используя разную методологию и набор источников, опираясь на различные научно-теоретические подходы. Все это влияет на формулирование как объекта, так и предмета исследования.

Отличие объекта от предмета исследования

Разницу между объектом и предметом исследования проще всего понять через их соотношение. Как научные категории данные понятия соотносятся как общее (объект) и частное (предмет). Иными словами, их взаимосвязь заключается в том, что предмет является одной из составляющих частей объекта. Объект, будучи категорией более широкой, может включать в себя несколько предметов, то есть в рамках одной и той же проблемы можно выделить различные аспекты и исследовать каждый из них в отдельности.

Как правильно оформить объект и предмет исследования

Чтобы сформулировать объект, нужно понять, к какой области знаний принадлежит выбранная тема. В некоторых случаях можно ориентироваться на название факультета, на котором вы учитесь, и кафедры, на которой работает научный руководитель. Так, областью знаний могут быть международные отношения, радиотехника, биохимия, нейролингвистика и другие.

Каждая из областей знаний условно сегментирована, то есть содержит ряд проблем, одна из которых и является объектом исследования. К примеру, международные отношения включают в себя как внешнюю политику отдельно взятой страны, так и межгосударственное взаимодействие в том числе в рамках международных организаций. Основываясь на формулировке темы исследовательской работы, следует предварительно выделить основные характеристики объекта (помимо предмета исследования), с помощью которых подбор правильной формулировки объекта исследования не будет большой проблемой.

Другой способ поиска нужных формулировок объекта и предмета исследования – это движение с конца. Некоторые преподаватели вузов предлагают сначала полностью написать исследовательскую работу и лишь после этого заниматься написанием введения. Это одновременно и крайне эффективный, и сложный подход. С одной стороны, намного проще сформулировать что-либо, имея перед глазами законченную работу, однако, с другой стороны, есть вероятность того, что в работе найдут отражение несколько аспектов проблемы, что является ошибкой.

Компромиссный подход: сформулировать тему и предмет исследования, написать работу, опираясь на формулировку предмета, сформулировать объект исследования.

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Без предмета, как отмечал Г. В. Ф. Гегель, не может быть и самой науки. Предмет определяет, таким образом, самостоятельность конкретной науки, ее право на существование.

Наряду с предметом науковедение выделяет у науки и ее объект (объекты). Традиционное мнение таково, чтообъект науки – это конкретное жизненное явление, которое подвергается изучению со стороны многих наук, и при этом каждая из наук имеет в объекте свой предмет исследования – определенный участок, сферу, "срез", проблематику, которые выделились в данном объекте и которые наука теоретически осваивает. Таким образом, с традиционной точки зрения получается, что предмет науки – это то, что наука изучает в конкретном объекте. Однако при ближайшем, более детальном рассмотрении этой методологической конструкции обнаруживается ее теоретическая несостоятельность. Эффект ясности, который демонстрирует эта конструкция в первом приближении, на деле оказывается ложным.

Представляется, что "объект науки" – это категория, обозначающая все то множество конкретных явлений, которые изучаются данной наукой, которые попали в поле исследовательского внимания ученых (представителей конкретной науки): все, что наука (ученые) изучает независимо от того, целостный это объект или некая его грань, "срез", – это всегда объект (объект науки). А "предмет науки" – это особая категория, назначение которой в том, чтобы определить, знание о чем должно войти в информационное содержание науки.

Вообще-то предмет и объект – это атрибуты любого вида деятельности человека, а не только познавательной. Например, знаменитый Роден объяснял, как он ваяет скульптуры: берет каменную глыбу и отсекает от нее все лишнее. В данном случае глыба будет объектом деятельности, а скульптура – ее предметом. Если из скалы нужно нарезать каменные блоки, то предметом деятельности будут уже эти блоки. Вместе с тем проблема предмета и объекта науки – это особая проблема, уходящая корнями в сложнейшую проблематику механизмов познания мира.

Применительно к юридической науке "объект" – это множество конкретных индивидуальных правовых систем и конкретных государств в единстве с их конкретными проявлениями. В российских учебниках по теории государства и права ее объектами традиционно называют "право" и "государство". Однако "право" и "государство" – это понятия, а как понятия они – это уже результат юридических исследований, а не их объекты. "Право" и "государство" – это объекты, но объекты не общей теории права и теории государства, а метатеории этих наук, а также познавательной деятельности студентов юридических вузов, которые юридическая наука предоставила им как продукт своего функционирования, как результат обобщения признаков, свойств и закономерностей множества индивидуальных правовых систем и конкретных государств.

Когда идет речь об "объекте науки", то под "наукой" понимается прежде всего определенная сфера деятельности, из которой выступает фигура ученого как субъекта этой деятельности (субъект – объект), а когда ставится вопрос о "предмете науки", то под "наукой" имеется в виду в первую очередь уже не сфера деятельности, а наука какинформационная система. Этот момент определяет самостоятельное значение категорий "предмет науки" и "объект науки" и особое функциональное назначение каждой из них.

Итак, функциональное назначение категории "предмет науки" состоит в том, чтобы определить, знание о чем из всего того, что наукой изучается, должно войти в информационное содержание науки. А функциональное назначение понятия "объект науки" заключается в том, что с его помощью определяется, намечается поле научной деятельности, границы исследовательского внимания, область научных интересов ученых, идентифицирующих себя с той или иной наукой. Понятие "объект науки" охватывает все без исключения конкретные явления и процессы, которые данная наука изучает.

2. МОНИСТИЧЕСКОЕ И ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРЕДМЕТА ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ.

3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА.

Важнейшими принципами (подходами) общетеоретического исследования государства и права являются следующие:

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, вскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий. В которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания.

Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными, она неизбежно приходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития.

Наиболее значимыми элементами исследовательской работы считаются объект и предмет изучения. На сегодняшний день принято множество различных аспектов для формулировки данных понятий.

Обобщенные понятия объекта и предмета исследования

В толковом словаре В. Даля понятие объекта и предмета определяется следующим образом:

С. И. Ожегов, в свою очередь, дает немного другое определение:

Н. Е. Яценко, определил для этих терминов другое понятие:

Если подводить логическую черту, можно дать основные определения этим понятиям, на основе всего вышесказанного. Так предмет и объект исследования – это:

Объект – это процесс или действия, вызывающие проблематичные условия и взятые исследователем для анализа. Объект также понимается как часть научного познания, которую исследователь изучает.

Предмет исследования – это часть вопроса, анализируя который, происходит познание целостности объекта, отделяя его основные, более значимые особенности.

Объекты изучения бывают:

Их независимость определяется в абсолютной отрешенности от факта познания их людьми. Также разделяют реальные и допустимые объекты исследования.

Реальными объектами исследования можно считать все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую деятельность, культуру определенного народа.

Потенциальные объекты исследования, напротив, то, что не является частью культуры, события, не обладающие точными, конкретизированными понятиями. Такие события не показывают природу существующей реальности, они определяют ее возможные очертания, вероятность которых предполагается на основе накопленных знаний и культуры. На фоне этого формируется и мир виртуальных объектов, которому принадлежит то, что составляет духовную культуру человека.

Приведенная выше формулировка предмета исследования четко раскрывается при изучении существующих в той или иной сфере систематизации наук. Отмечается, что некоторые научные дисциплины, занимаются исследованием отдельных элементов анализируемых объектов.

Предмет исследования всегда должен соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.

Объект исследования и предмет исследования можно сравнивать как нечто общее и нечто частное в рамках научных категорий. Стоит также учитывать, что оба этих объекта, также как их цели и задачи, находятся в зависимости от темы и плана исследования.

Различия между предметом и объектом изучения

Разделение предмета и объекта исследования – гносеологическая проблема. Она образуется там, где больше не работает методологический запрос на применение строго конкретизированных понятий, а также там, где объект науки, с которым связана выполняемая работа, еще не отделен и не доказан.

Разница между объектом и предметом исследования появилась в ходе изучения гносеологической сферы. Изучая мир объективного или какие-либо его аспекты, личность формирует независимые понятия об окружающей его действительности. Каждый последующий исследователь, прежде, чем приступить к анализу, должен проработать уже сформированную в обществе совокупность познаний, представляющую этот объект. В таком случае совместность познаний будет являться предметом исследования.

Определяя схожести и различия между отдельными объектами реального мира, личность отделяет несоответствующие объекты, обозначает их как предметы и возможные предметы для своей работы и анализа. В таком ключе предметы также будут являться объективной действительностью, так как их существование независимо от деятельности человека.

От личности может зависеть только непосредственное действие разделения объекта. Однако, как только человек обозначил объект, он становится для него предметом исследования. Это характерная человеческая черта – переводить объект в предмет своей работы или исследования. Вычлененные из объективной действительности отдельные объекты, переформируются в предметы деятельности, и каждый из таких объектов может преобразоваться в предмет какой-либо специальной науки, при подходящих обстоятельствах.

Предмет и объект научного исследования может быть основным и второстепенным. Так, объект считается основным, а предмет, в свою очередь, второстепенным. При этом в предмете изучения выделяется отчетливое качество объекта исследования. Некоторые научные деятели вовсе не разграничивают эти понятия и уравнивают их между собой.

Бывает, что оба понятия формируются практически равноправно, однако, такой подход нельзя считать в полной мере корректным. Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку, к которой обращать в процессе всей научной работы.

Читайте также: