В чем по вашему мнению выражалось социальное неравенство в обществе по свидетельству русской правды

Обновлено: 16.05.2024

Правление Ярослава Мудрого. Возникновение и особенности "Русской правды", которая считается самым ранним из дошедших до исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси. Положение феодалов и зависимых людей: личный и имущественный статус.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.03.2014
Размер файла 52,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Актуальность данной темы, безусловно, связанна со значимостью ее в изменении социального, экономического и политического положения в стране. Каждое государство, внося изменения в развитие своей страны, корректирует свои законы.

В нашем случае восхождение Ярослава Мудрого на престол отметилось, введением новых правовых норм и актов, именуемых "Правдой Ярослава". Своим сводом законов, Ярослав стремился улучшить жизнь населения во всей Руси.

Несмотря на то что, "Правда Ярослава" не первый документ, диктующий правила жизни, я считаю он был более гуманным, нежели предшествующие ему нормы существования.

Возможно не всем жителям был по нраву этот документ, однако Ярослав сумел найти возможность контролирования всех участочков своего государства.

Целью моей работы, является анализ "Русской правды" и положения разных слоев населения. Улучшение или ухудшение их жизни. Теория возникновения и источники развития "Русской правды"

Киев же достался Ярославу в ходе кровавой междоусобицы, случившейся после смерти князя Владимира Святославовича. Став правителем Киевской Руси, Ярослав вынужден был защищать не только территориальную целостность государства, но и свои права на верховную власть. Такие личные качества как незаурядный ум, сильная воля и осторожность в принятии решений сделали его выдающимся правителем Древней Руси.

Три с половиной десятилетия Ярослава Мудрого снискали ему уважение соотечественников. Ему удалось объединить государство под своей властью, что способствовало небывалому расцвету Киевской Руси.

В эту эпоху страна представляла собой своеобразное объединение земель, куда входили владения Великого Новгорода, земли полян, вятичей, кривичей, радимичей, древлян и других славянских племен, а также часть исконно угро-финских территорий племен меря и весь. Всего в Киевской Руси проживало более 20 народностей. Наместники и родственники великого князя Киевского осуществляли управление волостями, творили суд и собирали дань. при Ярославе Мудром власть центрального правителя особенно укрепилась.

Киевская Русь в годы его княжения сильно расширила свои границы. Ярославу удалось обезопасить ее пределы от вторжений печенегов. Создание мощной державы сопровождалось распространением ее влияния на большинство восточнославянских земель, закреплением за ней спорных с Польшей городов, а также обширных территорий на Дону и Таманском полуострове. В период великого княжения Ярослава Мудрого расширились внешнеполитические связи страны, которая обрела свое место в ряду европейских государств. Росту международного престижа Киевской Руси способствовала активная дипломатическая деятельность, которую настойчиво проводил мудрый властитель.

Под рукой могущественного правителя Киев превратился в один из крупнейших городов мира, соперничая в красоте и богатстве с Константинополем. Ярослав Мудрый не жалел средств на укрепление столицы Киевской Руси, где были возведены великолепные храмы, считавшиеся достопримечательностями Европы.

В эпоху Ярослава Мудрого христианство распространилось в стране в качестве господствующей религии. Возвышение Руси заставило Византию на признание самостоятельности русской митрополии. Стремясь укрепить государственность, великий князь Ярослав искал поддержки у старой родоплеменной знати, у верхушки княжеской дружины, у богатых горожан. С этой целью он широко раздавал своим верным слугам земли, превращая живущих на них свободных хлебопашцев в зависимых от центральной власти людей. На страже собственности великого князя Киевского и свободного населения Руси стоял выработанный при участии Ярослава первый письменный кодекс законов, получивший название "Русская правда".

Торговля Руси при Ярославе связывала Киев почти со всеми странами европейского мира. Киеву также принадлежало торговое посредничество между европейскими рынками и Востоком.

Русская правда - возникновение

Русская правда - памятник законодательства 11-12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.

Пространная Правда - вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20-30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207-1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний - Синодальный список Пространной Правды - составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список - Троицкий, 14 в. - входит в состав Мерила праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды - позднейшие, 15-17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении - извода): Синодально-Троицкий, Пушкинско-Археографический и Карамзинский. Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1-52 именуются как Суд Ярослава, статьи 53-121 - как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда - или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности - этой, третьей.

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды - она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников - Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III - Судебника 1497.

Анализ положения феодалов. Их личные и имущественные права

Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть состояли из сословий, права и обязанности которых четко определены законом как неравные по отношению друг к другу и к государству.

Иными словами, каждое сословие имело свой юридический статус. Было бы большим упрощением рассматривать феодальное общество с точки зрения эксплуататоров и эксплуатируемых. Сословие феодалов, составляя боевую силу княжеских дружин, несмотря на все свои материальные выгоды, могло потерять жизнь - самое ценное - проще и вероятнее, нежели бедное сословие крестьян.

Феодальное общество было религиозно-статичным, не склонным к резкой эволюции. Стремясь закрепить эту статичность, государство консервировало отношения с сословиями в законодательном порядке.

Феодальными отношениями называются такие отношения, которые основаны на частной собственности на землю и неполной собственности на работников -- крестьян. Поскольку при феодализме основным средством производства была земля, она и стала собственностью феодалов. Феодалы получали во владение землю от великого князя за службу, в основном военную или государственную.

Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По тексту сложно разграничить правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Можно точнее выразить лишь два юридических критерия, особо выделяющие эти группы в составе общества - нормы о повышенной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости для представителя этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. Свод содержит ряд статей об охране княжеской собственности, которая защищалась более ревностно. Устанавливается штраф за убийство княжеского коня в три гривны, а за коня смерда - в две гривны.

На основе длительной традиции развивающегося права в условиях государства 9-10 веков, Правда закрепила сложившуюся систему классовых отношений и отношений собственности в государстве.

Великие киевские князья признавали Русскую землю своим благоприобретённым имением и считали вправе распоряжаться ею по своему произволу: завещать, дарить, бросать. А при отсутствии завещания власть переходила по наследству к детям умиравших князей.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми были посадские люди и смерды-общинники, (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны и т.д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, регулирующей права и обязанности друг перед другом и перед государством. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью. Вассальные и земельные отношения феодалов, их связь с великим князем регулировались, скорее всего, специальными договорами. В Русской Правде раскрыты лишь некоторые аспекты правового статуса этого сословия. Она устанавливает двойную виру (штраф за убийство) в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тортов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит. Вероятно, за посягательства на них применялась смертная казнь. В летописях неоднократно описывается применение казни во время народных волнений.

В феодальной прослойке ранее, всего произошла отмена ограничений на женское наследование. В церковных уставах за насилия над боярскими женами и дочерьми устанавливаются высокие штрафы - от 1 до 5 гривен золота, за остальных - до 5 гривен серебра. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов в форме дани и оброков и участии в вооруженной защите в случае военных действий. На крестьян распространялись государственная юрисдикция и княжеский суд.

В древнерусском обществе огромное значение имела собственность. Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности. Человек, лишенный собственности или промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью.

Зависимые люди: смерды, закупы, холопы - личный и имущественный статус

В русской Правде отразились процессы, аналогичные римскому праву, где раб наделялся особым имуществом (пекулием), с правом распоряжаться им в хозяйственных целях в пользу господина. В Уставе о холопах (ст. ст. 117, 119 Пространной Правды) говорится о ведении торговых операций холопами по поручению хозяев.

В науке существует ряд мнений о смердах, их считают свободными крестьянами, феодально-зависимыми, лицами рабского состояния, крепостными и даже категорией, сходной с мелким рыцарством. Но основная полемика ведется по линии: свободные зависимые (рабы). Важное место в обосновании мнений имеют две статьи Русской Правды.

Холоп -- наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. Таким образом, холоп не имел почти никаких человеческих прав. В уголовном праве особенно ярко проявляется классовая природа феодального права, открыто встающего на защиту господствующего класса и пренебрегающего интересами трудящихся. Это отчетливо видно при рассмотрении отдельных элементов состава преступления. Так, субъектом преступления может быть любой человек, кроме холопа.

Ярослав Владимирович, прошел очень тяжелый путь, двигаясь к престолу. Судя по историческим данным, мы можем сказать что Ярослав мог вообще не родиться. Когда отец Ярослава Владимир чуть не убил Рогнеду, за покушение на его жизнь. И вообще очень трудно, но безумно желанно было продвижение Ярослава к правлению. Но несмотря на все испытания, он все же стал Великим князем. И наверно по этому Ярослав, с такой любовью и трепетностью, старался изменить и улучшить жизнь каждого человека.

Да, возможно не все были боярами и купцами, купались в роскоши и имели множество лошадей и земель. Но у каждого был кров и еда. Каждый был защищен.

Ярослав старался сократить количество убийств и грабежей.

Ярослав Мудрый заботился о своих подданных. Конечно чтобы не поднимали бунты, князь "подслаживал" свои отношения с боярами и феодалами, увеличивая их возможности, раздавая им земли за военную и государственную службу.

На мой взгляд Ярослав, был действительно мудрым правителем, заключается это в его нестандартном подходе к управлению. Ведь после смерти Мстислава, Ярослав не забыл о новгородцах, и первый писаный указ дал им, в котором указывалось что жители Новгорода уравниваются в правах с его дружинниками.

В 1037 году Ярослав заложил новый город Киев с огромным собором - Святой Софией и Золотыми воротами. Киев стал похож на Константинополь. Он основал монастыри, названные в честь святых покровителей князя и его жены - Георгия и Ирины.

Летописцы утверждают, что именно за эти богоугодные дела, Ярослав и был прозван Мудрым.

право русский правда феодал

1. Фокина Мария Станиславовна "Российские князья, цари, императоры". "Ашет коллекция" выпуск 3-4. Дата издания 2012г

Подобные документы

Характеристика памятника русского права - Русской Правды, которая была кодексом древнерусского феодального права. Особенности регулирования этим сводом законов правового положения населения, права собственности, обязательственного и наследственного права.

реферат [38,0 K], добавлен 25.05.2010

"Русская Правда" как памятник древнего законодательства - норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. Сравнение социального и правового статуса закупа по краткой и пространной редакции Русской Правды. Первая советская конституция.

контрольная работа [28,6 K], добавлен 13.05.2008

"Русская Правда" является древнейшим памятником русского права. Два взгляда на происхождение "Русской Правды". Нормы уголовного права. Правовое положение основных социальных групп, положения гражданского права, судебный процесс и влияние церкви.

курсовая работа [24,1 K], добавлен 18.12.2008

Происхождение и состав "Русской Правды". Состав, время и место возникновения. Источники кодификации. Содержание "Русской Правды". Правовое положение населения. Частный характер права в "Русской Правде". Имущественное и уголовное право. Система наказаний.

контрольная работа [33,2 K], добавлен 07.03.2009

Особенности и историческое значение "Русской правды" П.И. Пестеля, которая представляет собой один из наиболее подробных и развернутых проектов преобразования государственного строя России в первой четверти XIX века, учитывающий реалии своего времени.

реферат [34,2 K], добавлен 17.03.2011

Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права. Правовое положение населения. Происхождение и источники. Гражданское право. Право собственности. Обязательственное право. Наследственное право. Преступление и наказание. Суд и процесс.

курсовая работа [35,8 K], добавлен 10.05.2005

Сборник правовых норм Русская Правда как правовой документ (памятник права) древнерусского государства. Краткая Правда, состав и содержание Пространной Правды. Договоры Руси с Византией, заключенные в X в. Церковные уставы. Состояние гражданского права.

Читайте также: