В чем особенность купеческой семьи какие обязательства были у детей гроза

Обновлено: 28.06.2024

Купечество представляет и Савёл Дикой. Савёл почитаем обществом, к его мнению склонны прислушиваться. Однако личные качества Дикого характеризуют его как вспыльчивого, не контролирующего себя человека, самодура. Совершённые им поступки часто не осознаются: он и сам не понимает, зачем поступил так или иначе. Однако чужое мнение для него тоже не довод, потому что он не склонен прислушиваться к тому, что не входит в круг его личных интересов. Душевные качества заняли только жажда денег и наживы.

Другие темы: ← Кабановы в пьесе Гроза↑ ОстровскийБесприданница →

Популярные сочинения

Марфа Игнатьевна Кабанова является представительницей старшего поколения, более патриархального и почитающего традиции. Марфа Игнатьевна – богатая купчиха, вдова, после смерти мужа взявшая всю власть в доме в свои руки. Да и не только в доме, но и в городе никто не смеет вступать с ней в пререкания.

О характере Катерины существует несколько мнений. Я считаю, что ее нельзя назвать сильной личностью. Но она отличается от остальных калиновцев тем, что не хочет подстраиваться и приспосабливаться. Смерть Катерины – это выход, который для главной героини показался наиболее правильным. Это вовсе не протест и не вызов. Да и о каком протесте можно говорить, когда человек не в состоянии разобраться в собственных чувствах?

Катерина резко отличается от всех остальных героев, тем не менее она очень похожа на Кабаниху. Обе фанатично верят, обе осознают ужас проступка Катерины, но если Кабаниха охраняет старое, отжившее, то Катерина к тому же верит всей душой, и для нее все эти испытания во много раз тяжелее, чем для Кабанихи. Не выдерживая состояния неопределенности, Катерина видит выход в покаянии, но и это не приносит ей облегчения. Покаяние уже не играет особой роли, возмездие неотвратимо, Катерина, как все истинные верующие, фаталистка и не верит в то, что можно что-либо изменить. Покончить с трагическим конфликтом в душе можно лишь одним способом — лишиться ее, лишить ее бессмертия, и Катерина совершает самый тяжкий грех — самоубийство.

Итак, мы видим, что кульминация и развязка этой трагедии диктуется самим жанром, и это уже не социально-бытовая драма с ее внешним конфликтом. Пьеса строится по законам трагедии; жанр, композиция, сюжет — все влияет на конфликт, делая его тонким и многогранным, глубинным и многозначительным.

Александр Николаевич Островский. Учебный видеофильм. Часть 2

Чрезмерное превышение власти одного члена семьи вело к подавлению воли других; на столкновении этих двух сторон построен драматизм большей части бытовых пьес Островского.

[1] Островский особенно близко подходит к С. Аксакову в изображении этой своеобразной русской бытовой черты, оставшейся нем еще со времен старой Москвы.

Несколько интересных сочинений

Мир купечества в комедиях Островского

Купечество у Островского это целый мир, где царят собственные правила и обязанности, обычаи и уставы, нравственные и этические нормы морали. Творчество драматурга было полностью посвящено исследованию жизни купечества.

Это было новым для русской литературной среды, ведь раннее в драматургии, как и всех остальных жанрах, акцент делался в первую очередь на взаимоотношениях внутри дворянства или крестьянства.

Великий драматург поднимал в своих произведениях темы, касающиеся как общегосударственных острых социальных проблем, связанных с укреплением с и становлением купеческого класса, так вопросов, которые стояли перед отдельно взятой личностью. Мир купечества жестокий и принципиальный, здесь действуют свои законы, которые часто идут врознь с духовным мировоззрением человека.

Островский, благодаря своему социальному чутью, смог почувствовать новые перемены в жизни общества. Герои Онегина, Чацкого и Печорина уже теряли свою актуальность, ведь не соответствовали новой социальной среде. Островский создал своего героя, который является ярким представителем эпохи.

Драматургия Островского

Он не выделяет ни одного положительного героя, так как все они руководствовались своими эгоистическими целями и легко смогли переступить через общечеловеческие ценности. Купечество было описано автором как общество, для которого главной жизненной целью является материальное обогащение.

Купечество оторвалось от крестьянства в экономическом плане, соответственно и начало отчуждаться от их традиций. Однако так стремящиеся быть похожими на аристократию, купцы так и не смогли достичь их уровня культурного развития.

Духовная жизнь купцов представляла своеобразный симбиоз исконно русских и новых европейских традиций. Часто это смотрелось как карикатура на жизнь дворянских сословий.

Автор даёт читателю хорошие характеристики нескольких купцов, и на основе их можно сделать подробный анализ купеческой России.

Одна из главных героинь Марфа Игнатьевна Кабанова или просто Кабаниха- это яркий пример купчихи того времени. После смерти мужа женщина взяла всю власть в доме и городе в свои крепкие руки. Никто не смеет с ней пререкаться или ставить слово поперёк. Она приверженец старых традиций и не хочет ничего менять в жизни своей семьи, да в купеческом деле.Это лицемерная, жадная женщина, которая старается отвадить покупателей от конкурентов.

Кабаниха сильно любит своих детей: Варю и Тихона. Именно по этой причине она так рьяно придирается к невестке. Она просто напросто ревнует своего сына к Катерине, по этой причине Тихон даже боится признаться в любви к собственной жене. Ведь мать не позволит этого сделать. Тогда Катерину и вовсе со свету сживут.

Ещё один купец в городе — это Дикой. Хоть Савёл и почитаемый купец в городе, он остаётся вспыльчивым, неугомонным, человеком, которому всё равно на чужое мнение. Практически, всё время Дикой не знает чем себя занять, но при этом остаётся на ровне со властной, жестокой Кабанихой, которая может пойти на любые меры. Но почему тогда всё так оборачивается? А потому, что купечество — это наш современный бизнес. Здесь надо обладать хорошей интуицией, практичным и острым умом, дальновидностью. Кабаниха и Дикой обладают данными качествами, поэтому и держатся на плаву. Однако, нежелание меняться и следовать в ногу со временем приведёт купцов к распаду, ибо только модернизированный механизм сможет работать. В сердцах этих людей нет ничего доброго и светлого, душа опустела, а места заняли материальные благи.

Таким образом, купечество можно сравнить с дворянством. Эта такая же сила, которая может заставить людей повиноваться и прислуживать. Но, только до поры до времени. Всему плохому или хорошему приходит конец. Это закон жизненного баланса.

Таким образом, Островский в своей пьесе описывает кризис провинциального купечества, невозможность его дальнейшего существования при сохранении им старой идеологии.

Любовь Катерины к Борису на время увеличивает границы тесного мирка, в котором до сих пор живет девушка. Любовь освещает ее быт, девушка начинает ощущать радость жизни, надеется на что-то прекрасное, чего до сих пор у нее не было. Катерина испытывает столь сильное чувство впервые. Девушка была выдана замуж насильно за нелюбимого человека. Дальнейшая жизнь в доме мужа, постоянные придирки и унижения со стороны свекрови убивают саму возможность возникновения любви к слабохарактерному и безвольному Тихону.

Катерина искренне пытается полюбить своего мужа. Но, видно, не судьба. Тем более что постоянное присутствие жестокой свекрови не способствует появлению романтики в отношениях Тихона и Катерины. А Катерина — натура романтичная и мечтательная. Девушка с детства была очень эмоциональной. Как известно, люди впечатлительные и эмоциональные не могут жить в атмосфере серости и уныния. Им необходимо радоваться жизни, наслаждаться ее проявлениями, чувствовать красоту бытия.

Однако молодой человек выгодно отличается от основной массы персонажей Островского. Он выглядит более умным и образованным. Он культурен, воспитан. Но при этом Борис слаб, а потому бездействует и плывет по течению. Даже любимой женщине он принес несчастье. Катерина отдала ему все, что могла, пожертвовала честью, даже своей жизнью. У Бориса же не хватило смелости помочь бедной женщине, стоящей на краю пропасти.

Но Борис не придает словам Кудряша должного значения. Его в меньшей степени беспокоит судьба любимой женщины, на первом месте для него стоит его каприз. Конечно, нельзя осуждать Бориса слишком строго. Ведь вырос он в цивилизованной Москве, где, как известно, царили совсем другие законы. Поэтому не может до конца осознать, насколько порядки в городе Калинове отличаются от столичных. И он решает во что бы то ни стало добиться встречи с любимой женщиной.

Борис при всем своем уме и образованности не может понять бесхитростную и простую Катерину. Она говорит ему: «Знаешь, что? Теперь мне умереть

Тема России в драме “Гроза”. Нравы и быт русского купечества в драме “Гроза”. Изображение купеческой семьи в драме “Гроза”. Город Калинов и его обитатели в драме “Гроза”. Тема “Горячего сердца” в драме “Гроза”. Нравственные проблемы в драме “Гроза”. Женские образы в драме “Гроза”. Сила и слабость Катерины Кабановой. Катерина и Варвара в драме “Гроза”.

Планы сочинений

Город Калинов и его обитатели в драме “Гроза”

“Гроза ” – произведение предреформенной эпохи. Конец 1850-х – начало 1860 –х годов – грань разных исторических эпох. “Предгрозовое” состояние российского общества отражено в судьбах обитателей города Калинова. Город Калинов в драме “Гроза”– собирательный образ русского патриархального провинциального города; обобщенный образ города в монологах Кулигина. Обитатели города Калинов:

а) герои, управляющие жизнью города (представители “темного царства”. Самодуры, “волки”): Дикой; Кабаниха; Феклуша – персонаж, не влияющий на жизнь обитателей города, но необходимый для поддержания существующих порядков; б) герои, готовые приспособиться к жизни города: Варвара, Кудряш; в) герои, подавленные жизнью города, слабые и безвольные: Тихон, Борис; г) герои, стремящиеся что-либо изменить в жизни города. (Кулигин – не только обличает нравы Калинова, но и пытается преобразовать жизнь города). д) Катерина – “луч света в темном царстве” Калинова или порождение тьмы? Неоднозначность оценки этого образа. Оценки, высказанные Н. Добролюбовым. Оценка характера Писаревым.

Трагедия Катерины – отражение предгрозового состояния России. Разрушение старых нравственных устоев города.

Женские образы в драме “Гроза”

Россия перед реформой 1861 года. Изображение Островским патриархального мира, стоящего на грани гибели. Особая роль женщины в патриархальном мире. Ведущая роль женских образов в драме:

а) роль Кабанихи и Катерины в идеальном конфликте пьесы; жизненные позиции героинь; б) способы создания образа Кабанихи; в) способы создания образа Катерины; г) сопоставление образов Кабанихи и Феклуши; д) противопоставление образов Катерины и Варвары; е) роль эпизодических персонажей (Глаши и полусумасшедшей барыни), внесценических персонажей (жена Дикого и др.) в пьесе. Особая роль образа полусумасшедшей барыни в драме Катерины.

Многообразие женских образов в драме “Гроза”.

Изображение купеческой семьи в драме “Гроза”

Пьесы Островского о жизни купечества (“Свои люди – сочтемся!”, “Бедность не порок”, “Горячее сердце” и др.). Купеческая жизнь Москвы и волжских городов в пьесах Островского. Купеческие семьи, выведенные драматургом в драме “Гроза”.

1) Семья Дикого (не представлена в пьесе):

а) внесценическими персонажами являются жена Дикого и его дочери ( об отношениях в семье мы узнаем из рассказов Бориса и Кудряша); б) Дикой и его племянник Борис; в) отношения в семье определяет самодурство Дикого;

2) Семья Кабановых:

а) в этой семье отношения основываются на старых домостроевских нормах жизни. Но, не согретые теплом живого чувства, живой верой, принимают в семье Кабановых уродливые формы; б) роль Кабанихи как старшей женщины в доме, хранительницы патриархальных обычаев; в) взаимоотношения Кабановой с детьми ( Тихоном и Варварой); г) взаимоотношения с Катериной; д) роль приживалок, странниц в доме Кабановой.

3) Противопоставление семьи Кабановых семье Катерины. Члены второй семьи – внесценические персонажи. Из рассказов Катерины мы узнаем, что отношения в ее семье строились на любви, взаимопонимании. 4) Обобщенное изображение семейных отношений в городе дано в монологах Кулигина.

Островский изображал купеческие семьи и в трагических (“Гроза”), и в комических (“Горячее сердце”) красках. Но в переломный для судьбы России период драматург увидел во взаимоотношениях в купеческой семье трагический характер.

Тема “горячего сердца” в драме “Гроза”

Тема “горячего сердца” – сквозная в драматургии ( Любим Торцов, Снегурочка, Лариса и др. герои обладают “горячим сердцем” ). Понятие с “горячего сердца” относится к героям живым, остро реагирующим на все происходящее вокруг. Горячим сердцем могут обладать не только достойные (положительные) герои. Герои с “горячим сердцем ” в “Грозе”:

а) Катерина. Рассказ героини о детстве, о бегстве из дома на Волгу, страстная, безоглядная любовь к Борису, ее смерть – все это свидетельствует о “горячем сердце”; б) “горячее сердце ” Кулигина открывается в восхищении природой, поэзией, в страстном желании преобразовать жизнь в городе, в мечте о вечном двигателе; в) Варвара и Кудряш по-своему проявляют свою горячность. Варвара по своей доброте и любви помогает Катерине устроить свидание с Борисом, не задумываясь о возможных последствиях. Кудряш весь скроен из страстных народных песен, Увоз Варвары, смелость поведения с Диким – проявление его “горячего сердца”; г) Тихон. Его “горячее сердце” под спудом и проявляется в разгуле, в который он пустился, покинув родной дом, в последних горьких словах, обращенных к Кабанихе; д) Дикой также обладает “горячим сердцем”, его умение покаяться (эпизод с мужиком, перед которым он стоял на коленях на Страстной неделе) – свидетельство тому.

Персонажам с “горячим сердцем ” противопоставлены люди с “холодными сердцами”:

а) Борис – многие его реплики при первом свидании с Катериной тому свидетельство, его нежелание увидеть приближающуюся трагедию Катерины, поведение во время последнего свидания с Катериной, равнодушие к ее судьбе говорят о его бездушии, холодности; б )Кабаниха – самая “холодная ” из всех персонажей драмы, она равнодушна к детям, к Катерине, даже к ее смерти. Для нее важно лишь внешнее соблюдение обычаев; в) именно Кабаниха и Борис играют роковую роль в судьбе главной героини, в ее гибели.
Практически всем героям пьесы свойственны сильные ощущения, чувства. Грозная атмосфера пьесы (“жизни некий преизбыток в знойном воздухе разлит ”) проявляется и в горячности героев.

Купечество представляет и Савёл Дикой. Савёл почитаем обществом, к его мнению склонны прислушиваться. Однако личные качества Дикого характеризуют его как вспыльчивого, не контролирующего себя человека, самодура. Совершённые им поступки часто не осознаются: он и сам не понимает, зачем поступил так или иначе. Однако чужое мнение для него тоже не довод, потому что он не склонен прислушиваться к тому, что не входит в круг его личных интересов. Душевные качества заняли только жажда денег и наживы.

Другие темы: ← Кабановы в пьесе Гроза↑ ОстровскийБесприданница →

Популярные сочинения

  • Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно сочинение
    Предки – это наше начало, наши истоки. Славянский народ за период своего существования пережил многие трудности, лишения и войны. Многое менялось за период существования нашего народа.
  • Сочинение Звездное небо 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс
    Когда ясная погода интересно смотреть на звёздное небо. Выискивать знакомые созвездия, ждать, а вдруг звезда упадёт, загадать желание. Я всегда загадываю желания, когда звезда падает.
  • Сочинение Примеры совести из жизни
    Совесть – это способность человека, которая помогает ему контролировать свои поступки, делить их на хорошие и плохие, а также воспитывать в себе только положительные качества.

Островский А. Н.

Ни громоотводы, ни Ломоносов, ни вечный двигатель Калинову не нужны: всему этому попросту нет места в патриархальном мире. А что же происходит за его границами? Там бушует океан, там разверзаются

Пьеса “Гроза”, написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 году, является единственной из задуманного писателем цикла “Ночи на Волге”. Основная тема драмы — конфликт в купеческой семье, прежде всего, деспотичное отношение представителей старшего поколения (Кабанихи, Дикого) к подчиненному ему молодому поколению. Таким образом, драма “Гроза” основывается на описании быта, устоев, нравов купеческой семьи. Хозяева жизни в городе Калинове — богатые купцы — отстаивают свои взгляды в отношении семейных норм и правил. Консервативные нравы, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают “хорошей жене”, “проводивши мужа”, выть, лежа на крыльце; мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме. Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, — это старорусская семья, для которой характерно полное бесправие молодого поколения, а особенно женщин. Недаром “все лица, кроме Бориса, одеты по-русски”. Тем, что внешний облик жителей Калинова далек от облика современных (конечно, для того времени) людей, Островский подчеркивает нежелание провинциальных российских жителей и, прежде всего, купеческого сословия двигаться вперед самим или хотя бы не мешать более молодому, более энергичному поколению делать это. Островский, описывая купеческий быт и нравы, обращает наше внимание не только на недостатки взаимоотношений в одной или двух отдельно взятых семьях. Мы имеем возможность заметить, что большинство обитателей Калинова не могут похвастаться практически никаким образованием. Достаточно вспомнить рассуждения горожан о “Литовском разорении” у расписанных стен галереи. Положение в семье Кабановых, взаимоотношения между Катериной и ее свекровью не вызывают никакой реакции у общества. Это говорит о том, что такие ситуации обычны, типичны для этого круга, недаром история конфликта в семье Кабановых взята писателем из жизни. Еще одна важная сторона жизни купечества, описанная Островским, — это повседневный быт. Это спокойное, размеренное существование, бедное событиями. Вести о столичной жизни или дальних странах до обитателей Калинова доносят “феклуши”, еще более темные, невежественные странницы, недоверчиво относящиеся ко всему новому и необычному, как и Кабаниха, которая не сядет в машину, “хоть ты золотом осыпь ее”. Но время берет свое, и старшее поколение вынуждено неохотно уступать место молодым. И даже старая жестокая Кабанова чувствует это, а странница Феклуша соглашается с ней: “Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние”. Таким образом, Островский в своей пьесе описывает кризис провинциального купечества, невозможность его дальнейшего существования при сохранении им старой идеологии. .

Обстановка жизни.

Долго спорили несколько приволжских городов о том, с каким из них связаны события, изображенные в прославленной драме Островского Гроза. Приезжим показывали бульвар, с которого открывается вид на Волгу, старинную церковь, развалины со следами древней росписи, называли имена купцов, якобы ставших прототипами героев Островского. Жители Костромы рассказывали об Александре Клыковой, купеческой жене, тайно любившей местного почтового служащего. Замученная преследованиями деспотической свекрови, от которой не мог защитить ее добрый, но слабовольный муж, она утопилась в Волге. Костромичи настолько были уверены в том, что Островский в своей драме изобразил это трагическое происшествие, что на первых представлениях Грозы костромские актеры гримировались под Клыковых. Однако выяснилось, что драма была закончена Островским за месяц до происшествия, случившегося в этой семье…

В Грозе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое предпринял Островский летом 1856 года в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья. Но не какой-то определенный волжский город, не какие-то конкретные лица изображены в Грозе. Нравы и быт жителей Торжка, типы, встретившиеся Островскому в Кинешме, рассказы старожилов Костромы, прежние наблюдения над жизнью Замоскворечья -все это было переработано в творческой лаборатории писателя и превратилось в глубоко тигдичные-картины русской жизни.

Некоторые критики видели в Грозе лишние эпизоды, лишних действующих лиц, которые якобы тормозят развитие действия и не связаны с судьбой главных героев. Для чего понадобилось рисовать Кулигипа, не принимающего участия в событиях? Какое отношение к истории Катерины имеет Феклуша? Зачем нужны диалоги жителей, беседа Кулигина с Диким и другие сцены, как будто не связанные с развитием сюжета? Защищая Островского от подобных нападок, Добролюбов говорил о новаторстве драматурга: его произведения не подходят под привычные правила, это пьесы жизни. В них по-новому развиваются действие и характеры. У Островского, по словам Добролюбова, на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни.

Кажущаяся несвязанность некоторых персонажей и эпизодов с центральными событиями, неторопливое, замедленное развитие событий подчинены точному расчету великого драматурга. Лишние персонажи и эпизоды, как бы случайно введенные в пьесу, создают впечатление полнейшей естественности происходящего. Они помогают нам увидеть фон пьесы — ту общественную среду, те жизненные обстоятельства, которые повлияли на характеры действующих лиц, определили центральный конфликт и развитие действия Грозы.

Естественность, жизненность чувствуются и в развитии событий, и в развитии человеческих характеров. И чем дальше разворачиваются события, тем яснее становятся связи между персонажами, между отдельными эпизодами. Все действующие лица так или иначе втянуты в основной конфликт драмы. Он не сводится к истории любви Катерины и Бориса.

Именно поэтому развитие драматургического конфликта в Грозе было бы невозможно без Феклушн, старой барыни, без спора Кулигина с Диким и других эпизодов.

Добролюбов считал, что самый фон пьесы обнаруживает шаткость и близкий конец самодурства.

Представим же себе обстановку, в которой развертывается действие Грозы.

Из сада, разбитого на высоком берегу Волги, открывается великолепный вид. С восторгом говорит о нем Кулигип: Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу И все наглядеться не могу.

Но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни.

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!- сетует Кулпгин. В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров.

Рассказом Кулигина о нравах калиновцев и отдельными репликами подготавливается появление на сцене Марфы Игнатьевны Кабановой. Ханжа сударь,- говорит Кулпгин Борису.- Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

В пятом явлении на сцену выходит сама Марфа Игнатьевна, окруженная своим семейством. В первой же произнесенной ею фразе мы слышим властные интонации хозяйки дома, привыкшей к беспрекословному повиновению. Она донимает своих близких не столько бранью, сколько вечными попреками и жалобами на непочтительность, непослушание Бессловесного, трепещущего перед нею Тихона Кабаниха укоряет: Не очень-то нынче старших уважают… Она говорит о себе, прибедняясь, прикидываясь несчастной, обиженной: Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люти, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать. На всех ее словах — налет благочестия: Сохрани господи; Ох. грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Однако, гневаясь все более и более, Кабаниха забывает принятый ею вначале тон и злобно обрывает сына: Дурак!

ПИСАТЬ ДЛЯ ВСЕГО НАРОДА. →

Еще по данной теме::

    ТЕМНОЕ ЦАРСТВО. ЖИЗНЕННАЯ ОСНОВА И ТИПИЧНОСТЬ ОБРАЗОВ ОСТРОВСКОГО.

ТЕМНОЕ ЦАРСТВО. ЖИЗНЕННАЯ ОСНОВА И ТИПИЧНОСТЬ ОБРАЗОВ ОСТРОВСКОГО. В 1859 году вышло первое…

СОЗДАНИЕ ГРОЗЫ. Обстоятельный, полный дружеского сочувствия анализ пьес Островского явился …

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ Драматическая русская литература представляет собою странное зрел…

РЕАЛИСТИЧНОСТЬ КОНФЛИКТОВ В ПЬЕСАХ ОСТРОВСКОГО. ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ. В годы реакции, …

ПИСАТЬ ДЛЯ ВСЕГО НАРОДА. Признание, сочувствие и поддержка передовой части общества всег…

Читайте также: