В чем их особенность и отличие от источников конституционного права континентальной семьи

Обновлено: 28.06.2024

Уголовно-правовая семья континентального права с точки зрения ее типологических основ интересна для изучения, по­скольку отечественное уголовное право, во многом выросшее в XIX в. из немецкой уголовно-правовой доктрины, является типичной уголовно-правовой системой в границах рассматри­ваемой семьи.

Вместе с тем исторический очерк семьи континентального права с неизбежностью менее целостен и ярок по сравнению с семьей общего права или семьей религиозного права.

Обу­словлено это историческими особенностями формирования се­мьи континентального права: в отличие от Англии, где коро­левское уголовное право зародилось сравнительно давно как противопоставление местным обычаям, партикуляризм конти­нентального права начал исчезать только в XVIII—XIX вв. Именно в это время в странах на европейском континенте объ­единяется (конечно же, в пределах национальных границ) уго­ловное право, а старинные местные обычаи исчезают. До XVIII—XIX вв. можно говорить о некоторых памятниках уго­ловного права, о попытках его докгринальной рационализации, однако единую историческую нить проследить невозможно.

Тем не менее исторический очерк, выявляющий происхож­дение типологической идеи семьи континентального права, необходим, и для целей этого очерка всю историю континен­тального уголовного права можно поделить на три этапа.

Первый этап, или период варварского уголовного права в плане его начала можно датировать гибелью Римской импе­рии и варварскими завоеваниями. Крушение Рима разрушило блестящую цивилизацию, и вместе с ней на долгие века забы­тым оказался римский юридический гений. Временной рам­кой здесь может послужить V век от Р. X. Эта дата не случай­на, так как приблизительно в это время, сменив прежних вла­стителей, утверждаются на престолах варварских государств первые династии, заложившие принципиально иной, отлич­ный от римского фундамент будущих средневековых коро­левств («. короли варваров.

К примеру, на территории современной Франции в эпоху раннего Средневековья сосуществовало несколько уголов­но-правовых систем: коренные обитатели местности (так на­зываемые римляне) судились и наказывались по римскому праву, в отношении покоривших их варваров действовали пле­менные обычаи с присущей им кровной местью и денежными выкупами; с течением времени римское уголовное право было замещено полностью варварскими правдами.

В это время она еще умо­зрительна, однако ее краеугольный камень уже заложен рабо­тами канонистов и профессоров, связывающих уголовную от­ветственность с греховностью человека и необходимостью искупления вины.

Иными словами, в этот период зарождается понимание преступления как посягательства на Закон, которое требует от­мщения; закон становится самодостаточной ценностью, тре­бующей наказания в случае его нарушения; со временем закон начинает восприниматься как идеальное средство установле­ния порядка в обществе.

Ждать этих изменений пришлось долго. Зарождение идеи закона в стенах университетов не повлияло на действующее право. Если содержательно обычаи кровной мести, композици­онных штрафов, Божьего суда и подобные им ушли в прошлое, будучи заменены кроваво-жестокой системой государственных наказаний, то внешние формы выражения права изменились незначительно: на всей территории Европы господствовало обычное уголовное право с вкраплениями установлений госу­дарственной власти и щедро снабженное многочисленными доктринальными комментариями. Появлявшиеся компиляции уголовно-правовых норм бесспорно ценны, однако немногие переживают своих создателей.

Во Франции действовало до 400 сводов кутюмов (один из наиболее известных — Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара, датируемые XIII в.), акты парламентов (французских судебных органов той эпохи), ордонансы и эдикты королевской власти.

Нисколько не преувеличивая, можно сказать, что уголовное право Франции в веке XVIII было в основе своей таким же, как и в веке XIII.

Основу уголовного права составляли многочисленные мест­ные кутюмы. При этом в большинстве своем кутюмы в их уго- ловно-правовой части оставались незаписанными, что создавало трудности в применении уголовного права; более того, санкции кутюмов были абсолютно-неопределенны. В кутюмах, как пра­вило, устанавливалось наказание, однако судья был свободен от­казаться от него и выбрать род и размер наказания по своему усмотрению. При этом противоречия между кутюмами начина­лись с самых основ уголовного права: так, Кутюмы Бовези дели­ли все преступления на три группы (опасные преступления, средние и незначительные), нормандские кутюмы —■ на две, ку­тюмы Анжу вообще не придерживались деления преступлений.

Королевские ордонансы и эдикты издавались время от вре­мени и в основном устанавливали наказуемость деяний опреде­ленного рода: отравлений, дуэлей, хищений казны и т. п. Уго­ловный ордонанс от 26 августа 1670 г. (Ordonnance Criminelle) был посвящен преимущественно процессуальному праву; уго- ловно-правовые нормы в нем сводятся к разрозненным поста­новлениям о наказаниях, их системе и порядке исполнения.

К моменту принятия Кодекса Наполеона уголовное право Франции уже не находилось в столь плачевном состоянии, что было описано ранее. В 1791 г. Учредительным собранием был принят уголовный кодекс, основанный на идеях Просве­щения, закрепивший принцип nullum crimen sine lege и уста­новивший (памятуя обличение Беккариа судейского произво­ла) систему абсолютно-определенных наказаний. Наряду с этим кодексом действовали кодекс полиции муниципаль­ной и полиции исправительной того же года, кодекс о пре­ступных деяниях и наказаниях 3 брюмера IV года (1795 г.) и ряд декретов Конвента, Директората и Консулата. Необхо­димость в реформировании этой отрасли права (как и иных) осознавалась вполне отчетливо, и 27 жерминаля IX года (17 апреля 1801 г.) комиссии из пяти лиц (судей Тарже, Блонделя, Вейльяра, Удара и адвоката Трейльяра) поручается составить единый проект уголовного и уголовно-процессуаль­ного кодекса. В 1804 г. проект из 1207 статей был опублико­ван и разослан для отзыва в судебные органы (которые в це­лом оказались негативными). В конце 1804 г. после обсужде­ния проекта в Государственном совете работы по составлению кодекса были приостановлены и возобновились в 1808 г. К этому времени единый проект был разделен на два; полтора года заняло обсуждение уголовного кодекса в Государственном совете; с 12 по 20 февраля 1810 г. кодекс принимается Законодательным корпусом и 1 января 1811 г. вместе с уголовно-процессуальным кодексом вступает в силу.

Кодекс был и реформаторским, и реакционным проектом одновременно. Его основной целью было добиться защиты общества; средством к этому послужила суровая карательная система; идея исправления была чужда его составителям.

Наиболее значительный пересмотр кодекса состоятся в 1832 г., когда изменению подверглись 162 статьи; в 1863 г. были изменены 45 статей кодекса; в дальнейшем изменения не носили столь масштабного характера. Вместо этого фран­цузский законодатель предпочел издавать самостоятельные уголовные законы, не инкорпорируя их в текст кодекса 1810 г. Во Франции Кодекс Наполеона оставался в силе до 1994 г., когда его сменил принятый двумя годами ранее новый уголов­ный кодекс.

Следующий уголовный кодекс, с которым связывается се­мья континентального уголовного права, — это Уголовный ко­декс Германской Империи от 15 мая 1871 г.

В целом первая половина XIX в. характеризуется в Герма­нии кодификацией уголовного законодательства, порвавшей связь со средневековым уголовным правом, его неопределен­ностью и анархией. На дальнейшее развитие уголовного пра­ва особое влияние оказал уголовный кодекс Пруссии, приня­тый 14 апреля 1851 г. Как и французский кодекс 1810 г., прусский закон отличался краткостью и абстрактностью из­ложения (более того, истоки многих положений, например, соучастия и покушения, прослеживаются к французскому тексту); в лучшую сторону от французского кодекса он отли­чался и в аспекте проработанности Общей части (что было заслугой немецкой доктринальной школы), и в аспекте более мягкой карательной политики. Кодекс 1851 г. оказал влияние на законодательство многих немецких государств и стал по сути последним значимым кодификационным проектом, предшествовавшим появлению единого немецкого уголовного закона.

Французская и немецкая кодификации оказали огромное влияние на развитие уголовного права и его доктрины на всем европейском континенте. Вторая половина XIX — XX в. являются временем, которое оставило нам свидетельства по­степенного замещения осколков средневекового уголовного права современными кодексами, вступающими сегодня в но­вую эпоху и меняющимися в соответствии с потребностями времени.

Все эти кодексы, в свою очередь, воплотили так ярко, как только это могло быть, идею закона, и несут ее в себе, своих преемниках, своих новых редакциях до сего дня. Основные составляющие идеи закона сводятся к следующим.

Так или иначе, но вера в необходимость жестокого репрес­сивного подавления преступности сохраняется в странах семьи континентального права и сегодня. Смягчение системы уго­ловных наказаний в основном коснулось незначительных пре­ступлений; деяния, признаваемые особо опасными, по-преж- нему влекут длительные сроки заключения. Более того, каж­дый всплеск преступности влечет за собой призывы к ужесточению наказаний: общество склонно верить в то, что суровость наказаний обеспечит его спокойствие.

Идея закона отражается и в стремлении к полной кодифи­кации уголовного права, при которой кодекс становится для широкой публики самым осязаемым выражением правового порядка, несет в себе цивилизаторскую миссию [57] . Так, Жозеф Л.-Э. Ортолан, говоря об уникальном положении Франции в плане уголовного законодательства, связывал его с кодифи­кацией последнего, которая своей простотой, ясностью и краткостью служит благу народа, исключает множество спо­ров, способствует народному просвещению, убивает произвол и т. п. [58]

Преломлением идеи закона является принцип nullum crimen sine lege (ст. 111-3 УК Франции, § 1 УК ФРГ), подчеркиваю­щий единство источника правопорядка в обществе. Несмотря на множественность источников уголовного права, кодекс ос­тается основным, центральным в их системе; лицо не может наказываться, если закон неопределенен, не принят в момент его деяния или распространен на деяние по аналогии. Закон и только закон является основой картельных последствий.

Таковым видится понимание идеи закона в семье конти­нентального уголовного права.

Конституция – исходное понятие.

В Средние века конституциями назывались уставы некоторых монашеских орденов (например, тамплиеров), акты военно-феодального управления крестоносцев на землях Ближнего Востока, временно отвоеванных ими у мусульман.

Однако ни в античном мире, ни в Средние века, ни в начале Нового времени конституций или основных законов в их современном понимании не было. Первая конституция государства была принята лишь в 1787 г. в Соединенных Штатах Америки после десятилетнего периода конфедеративного объединения штатов.

С появлением конституций стала разрабатываться теория конституционализма, имеющая своей конечной целью поиски более совершенных форм и содержания конституций.

В настоящее время конституции существуют почти во всех государствах, включая некоторые самопровозглашенные республики (например, Приднестровская Молдавская Республика). Конституции приняты в части (Россия ) или во всех (Германия) субъектах подавляющего большинства федераций, в некоторых автономных образованиях (например, Конституция Автономной Республики Крым 1998 г.). В целом в мире действуют более 400 конституций разного рода, более 60 уставов конституционного значения, а также многие документы территориальных автономий, имеющие для них значение основного закона.

Есть и другие характеристики. В данном учебнике речь идет прежде всего о праве, о юридической конституции. Вместе с тем при проведении сравнений используются также разнообразные фактические данные. Без этого сравнительное изучение было бы неполным, а то и формальным, ибо иногда фактическая ситуация не всегда совпадает, а в отдельных случаях противоречит тому, что написано в конституции.

Конституция – это основной закон государства, главный источник конституционного права той или иной страны. В ней содержатся основополагающие правовые нормы, т. е. правила, устанавливаемые государственной властью (ее органами, иногда путем референдума – голосования избирателей), их выполнение обеспечивается угрозой государственного принуждения. Нормы конституции характеризуются особенно высокой степенью обобщения, они являются базовыми для других отраслей права, конкретизируются и развиваются ими. Нормы конституции – основа правоприменительной практики. В них находит свое выражение также идеология государства.

Нормы конституции получают свою детализацию и развитие в других актах конституционного права (законах, указах и декретах главы государства и т. д.). Вместе с конституцией такие акты составляют особую отрасль права – конституционное право.

Конституционное право как объект сравнительного изучения.

Конституционное право как отрасль действующего права той или иной страны изучается прежде всего путем сопоставления соответствующих правовых норм и системных групп таких норм – правовых институтов. В разных странах нормы конституционного права, содержащиеся в конституциях, законах, актах главы государства и др., имеют неодинаковое выражение. Суры Корана и повествования Сунны совсем не похожи на строгие нормы законов, устные конституционные обычаи в Великобритании отличаются, например, от декретов президента Бразилии и т. д. Существуют различные классификации норм конституционного права в зависимости от неодинаковых оснований: по источнику их происхождения, например, нормы законов или подзаконных актов, по юридической силе – нормы подзаконных актов должны соответствовать законам, по характеру действия (дозволяющие, обязывающие, запрещающие и др.), по их социальной сущности (например, неодинакова суть статей конституций Кубы о руководящей роли коммунистической партии и о состязательности партий в Чехии) и т. д. Такие классификации изучаются в теории государства и права, этому соответствует и выделение различных групп норм в конституционном праве.

Абсолютное большинство норм конституционного права имеют императивный характер, устанавливают отношения субординации. В них нередко нет гипотезы (она предполагается), санкции (она чаще всего содержится в других отраслях права, хотя есть и в конституционном праве (например, роспуск законодательного собрания субъекта РФ (при установлении судом фактов нарушения конституции и законов) и отрешение от должности главы субъекта РФ Президентом РФ). Нередко нормы конституционного права состоят лишь из диспозиции.

При сравнительном изучении только норм они обычно дают частичное представление о конституционном праве, хотя многие основополагающие нормы конституций могут отчетливо обнажать его суть в той или иной стране (например, норма о социалистическом государстве, демократической диктатуре народа в ст. 1 Конституции Китая 1982 г. или положение о социальном государстве в ст. 20 Основного закона Германии 1949 г.).

Определенные группы правовых норм в различных сферах регулирования образуют правовые институты. Конституционно-правовой институт в конституционном праве – это системная целостность, объединяющая правовые нормы и одновременно обособляющая их при регулировании определенного рода отношений в пределах данной отрасли права. В различных странах выделяются самые разные институты, имеющие очень широкий, комплексный характер (например, институт формы государственно-территориального устройства, включающий подинституты унитарного государства, федерализма, территориальной автономии и др. ) и институты гораздо менее объемного характера (например, институт присяги президента, являющийся подинститутом в процессе вступления избранного президента в должность, а последний – частным подинститутом объемного института президентуры).

Анализ конституционно-правовых институтов в сравнительном конституционном праве следует за изучением правовых норм. При этом особенно важно выделять и исследовать институты, которые характеризуют социальную сущность и юридическое содержание конституционного права той или иной страны, группы однородных стран. Изучение подинститутов конституционного права дает более полное представление об особенностях конституционного права страны или группы стран.

Основное содержание и центральная роль конституционного права.

В отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет объектом своего регулирования более узкую группу общественных отношений (трудовые отношения – в трудовом праве, преступления и наказания – в уголовном и т. д.), нормы конституционного права регулируют в своей совокупности прежде всего основы всех наиболее значимых общественных отношений – жизни человека (например, установление законом прожиточного минимума), организацию и деятельность коллективов, создаваемых людьми (общественных объединений, религиозных организаций и др.), организацию государства и его органов, самого общества (рыночная или огосударствленная экономика и т. д.).

В разном объеме и неодинаковыми способами нормы конституционного права в своей совокупности регулируют основы общественных отношений в принципе одинакового рода – экономических, социальных, политических, духовных, место человека и гражданина в таких отношениях. В экономической сфере жизни общества конституционное право устанавливает, в частности, принципы организации производства и распределения общественного продукта (формы собственности, прогнозирование и планирование и др.), в социальной – социальные ценности, блага в обществе (социальная справедливость, доступ к образованию, здравоохранению и др.), основы отношений работников и работодателей (например, принцип установления минимального размера оплаты труда – МРОТ), в политической – роль политических партий, организацию государства и т. д., в духовной жизни общества конституционное право может допускать плюрализм (множественность идеологий, а может закреплять одну из них в качестве руководящей (например, марксизм-ленинизм и идеи Хо Ши Мина в преамбуле Конституции Социалистической Республики Вьетнам 1992 г.). Важнейшая часть конституционного права – основные права и обязанности человека и гражданина, способы их реализации, гарантии.

Основы таких отношений в разных сферах общественной жизни, взаимосвязи человека, публичных коллективов, общества, государства имеют разный характер. Конституционное право регулирует их сотрудничество и состязательность, единство и противостояние. В конечном счете оно юридически закрепляет основы создания и распределения социальных ценностей (благ) в обществе. Поэтому при изучении сравнительного конституционного права необходимо изучать также конституционную практику, исследовать идеологию общества по конституционным вопросам, конституционно-правовое сознание, менталитет общества, его различных слоев и группировок.

Закрепление в конституционном праве принципов, основ общественного и государственного строя, правового статуса личности обусловливает центральное, ведущее место конституционного права в системе права любой страны. Его основные положения получают детализацию и развитие в других отраслях права, например, конституционная норма об обязанности платить налоги – в финансовом и налоговом праве, о свободе труда и праве на труд – в трудовом праве и т. д.

Констатируя особую значимость регулирующей роли конституционного права, его воздействие на общественную жизнь, важно учитывать, что конституционное право, как и любая отрасль права, может регулировать только такие общественные отношения и в той части, в которой они поддаются правовому регулированию и могут быть урегулированы правом. Государственная власть и право могут ускорять или замедлять естественно-исторический процесс развития общества, но, как показала практика многих стран тоталитарного социализма, они не в силах повернуть в другом направлении эволюционное движение, осчастливить человечество путем классового насилия. Об этом свидетельствуют также поправки (о частной собственности, о рыночной экономике с соответствующими ограничениями), вносимые в действующие конституции социалистических стран (например, Китая).

Выше упоминалось о больших и даже принципиальных различиях конституционного права многих стран. Тем не менее, как тоже говорилось, в конституционном праве всех государств есть нечто общее, что и дает возможность изучать его как общее явление. В сравнительном конституционном праве действующее в разных странах конституционное право изучается как ведущая отрасль права, система внутренне согласованных норм, регулирующая основы взаимосвязей индивида, публичных коллективов, государства и общества на базе их сотрудничества и состязательности при использовании государственной власти либо давлении на нее в целях создания и распределения социальных ценностей (благ) в обществе.

Источники конституционного права.

Нормы конституционного права содержатся в правовых актах – источниках конституционного права. Кроме конституции это обычно те же правовые акты, что и в других отраслях права, – законы, декреты (указы) главы государства и др. С другой стороны, в конституционном праве нет кодексов законов, типичных для некоторых других отраслей права. Конституция не является кодексом конституционного права.

Главный источник конституционного права – конституция (кроме стран мусульманского фундаментализма). Наряду с конституцией (она – основной закон) источниками конституционного права могут быть другие законы: конституционные, которые вносят изменения в конституцию (например, во Франции); органические, регулирующие определенный институт конституционного права (например, гражданство) и принимаемые в усложненном порядке по сравнению с обыкновенными законами; обыкновенные, регулирующие отдельные вопросы (например, выборы президента), чрезвычайные (принимаются в условиях чрезвычайного положения, конституция разрешает путем принятия таких законов временно отступать от ее норм, обычно по вопросам о правах человека и гражданина).

Иногда выделяют также другие виды законов: о ратификации международных договоров (Россия); публичные и частные, например в США (частные могут быть актами применения законов общего характера); дополнительные к конституции (Бразилия) и др.

Кроме законов к числу источников действующего конституционного права могут относиться: 1) внутригосударственные публично-правовые договоры (например, соглашение о разделении с 1 января 1993 г. Чехословакии на государства Чехия и Словакия, Договор РФ и Татарстана 2007 г. о разграничении предметов ведения и полномочий); 2) регламенты парламентов и их палат, определяющие внутреннюю организацию и порядок деятельности парламента; 3) акты главы государства (монарха, президента, коллегиального главы государства в единичных странах), называемые обычно указами, декретами, иногда они имеют название декрет-закон и др.; 4) акты правительства (постановления, декреты, ордонансы); 5) постановления органов конституционного контроля (содержащиеся в них доктрины и правовые позиции); 6) судебные прецеденты (решения высоких судов в странах англо-саксонского права и с влиянием этой системы права, таким решениям должны следовать другие суды при рассмотрении конституционных и других вопросов); 7) конституционные обычаи, имеющие устный характер и не подлежащие принудительному исполнению путем судебных решений; 8) религиозные источники (Коран и Сунна в странах мусульманского права, Пятикнижие Моисея в Израиле); 9) международные договоры, ратифицированные соответствующим государством (например, Международный пакт 1966 г. о гражданских и политических правах); 10) правовая доктрина (выводы выдающихся ученых, принимаемые судами в качестве нормы (например, тезис британского юриста А. Дайси: суверенитет принадлежит парламенту, положения в средневековых книгах авторов, основателей четырех классических толков Корана и Сунны (масхихадов) в мусульманских странах (ханбалиты, шафииты, ханефиты, маликиты).

Конституционно-правовые отношения характеризуются не только особенностями объекта конституционного регулирования (о нем сказано выше), но и его участников – субъектами конституционного права, т. е. сторон, имеющих определенные права и обязанности. В конституционном праве разделение на физические и юридические лица имеет свою детализацию (не вообще физическое лицо, а человек, гражданин, иностранец и др., юридические лица частного и публичного права, конституционное право имеет дело в основном с последними).

Субъектами конституционного права являются: 1) человек и гражданин, имеющие конституционные права и обязанности; 2) социальные и национальные общности (народ как источник государственной власти, территориальные публичные коллективы как сообщества части народа на определенной территории субъекта федерации, в территориальной автономии и др.), нации и иные компактные этнические группы, имеющие право на самоопределение в его разных формах; 3) публично-правовые образования – государство и его составные территориальные части (например, субъекты федерации, автономные образования, муниципальные образования); 4) основные органы государства и высшие должностные лица (например, парламент, глава государства); 5) общественные объединения (например, партии, выдвигающие кандидатов на выборах) и публично-правовые коллективы граждан (например, группа избирателей (100 тыс. человек) в Швейцарии обладает правом народной законодательной инициативы, 2 млн избирателей в России вправе инициировать референдум); 6) депутаты представительных органов; 7) органы местного самоуправления.

На этих территориях жили также коренные народы – индейские племена, сгоняемые европейскими иммигрантами с их земель, позже – негры-рабы, ввозимые в основном на плантации южных штатов.

Конституции действуют в республиках в составе РФ, в остальных субъектах РФ основные законы называются уставами.

Иногда в актах, относящихся в целом к конституционному праву, могут содержаться нормы уголовного или административного права (например, нормы об ответственности за нарушения избирательного права в законах о выборах), а в актах других отраслей права могут содержаться нормы конституционного характера (например, принцип и положения о социальном партнерстве в Трудовом кодексе РФ 2001 г.).

Такие подинституты, в свою очередь, становятся институтами для дальнейших классификаций (институт территориальной автономии включает подинституты политической (законодательной) и административной автономии и т. д.).

Наряду с положениями, устанавливающими правовые основы общественного, государственного строя, правового статуса личности, в конституционном праве, разумеется, детально регулируются вопросы, специфические для конституционного права (например, порядок работы парламента или способы определения результатов выборов).

В России существует иное понятие конституционного закона. Вопросы, по которым принимаются такие законы, названы в Конституции РФ, они развивают положения Конституций. Изменения в Конституцию РФ вносятся законами о поправках к Конституции (впервые приняты в 2008 г.).

В других отраслях права правовые обычаи могут подлежать исполнению, но существование обычая нужно доказать в суде.

Парламенту, а не народу, за что (но не только за это) Конституция Великобритании подвергается критике со стороны юристов континентальной Европы.

Конституционное право России является основополагающей и фундаментальной отраслью права. Характерной особенностью такого рода отраслей права является их способность, используя только свои собственные нормы, регулировать вмененный им круг общественных отношений, что позволяет сформировать механизм правового регулирования в данной сфере наиболее полноценно и завершенно. Отрасли права, относящиеся к фундаментальным, сочетают в себе основы других отраслей.

Среди особенностей конституционного права можно выделить:

Конституционное право относится к публичной группе отраслей.

В конституционном праве преобладает публичный интерес по отношению к частному.

Конституционное право является ведущей отраслью права.

Такая характеристика отрасли права позволяет говорить, что регулируемые ей общественные отношения крайне важны и значимы. В отношении конституционного права к таким отношениям можно отнести например: отношения, регулирующие государственный и общественный строй; отношения, регулирующие положение индивида и жизни социума и государства; отношения, регулирующие взаимные отношения между такими субъектами как личность, общество и государство. На их регулирование направлено конституционное право как система правовых норм.

Конституционное право регулирует общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности.

Данная отрасль права определяет характер в таких сферах общественных отношений, как: политика, экономика, социальная и духовная сфера, культура.

Универсализм конституционного права.

Конституционное право носит универсальный характер, поскольку в предмет его регулирования входят вопросы организации самых разных областей, например: общественного строя, государственной власти, взаимоотношений между индивидом, обществом и государством.

Конституционное право – право учредительного типа.

Правовые нормы, содержащиеся в конституционном праве, предопределяют тип конституционного строя и государственно-правового режима конкретного государства и общества. Именно в связи с этим, основным источником данной отрасли права является конституция, которая является основой для принятия новых законодательных актов, и внесение изменений в который, будет означать изменения в какой-либо части государства или государстве в целом.

Функции конституционного права как отличительные особенности отрасли

Кроме основных функций, присущих всем отраслям права без исключения, конституционное право также выполняет исключительный функции, характерные только для нее: учредительная, государствообразующая, координирующая. Несмотря на то, что социальная и гуманистическая функции присущи всем отраслям права, в ключе конституцонного права они имеют свои особенности.

Государствообразующая функция конституционного права проявляется в том, что оно, устанавливая правовые основы государственной власти, непосредственно занимается формированием модели государственной власти, системы ее органов; определением в отношении реализации полномочий органами государственной власти основных процедур и принципов реализации, а так же их основную компетенцию.

Правовое закрепление государственного и общественного строя – в этом заключается учредительная функция конституционного права. В этой отрасли права закрепляются все те нормы, которые предопределяют основные характеристики конкретного государства и общества, например конституционного строя и правового режима.

Координирующая функция конституционного права проявляется в том, что конституционные нормы, закрепляющие и регулирующие основные права и свободы человека и гражданина, а также основы конституционного и общественного строя, представляют собой основные положения для иных отраслей права, становятся базовыми принципами и стандартами, которые несомненно должны учитываться при создании, применении и использовании текущего законодательства.

Особенности социальной функции в ключе конституционного права выражаются в том, что отношения, которые составляют основы социальной политики, взаимоотношений между личностью и социумом, социальной системы общества и других важнейших институтов социального развития.

Особенности гуманистической функции в ключе конституционного права, проявляются в первую очередь в том, что конституция как основной закон государства определяет место и роль личности в государстве и социуме, выступает гарантом основных прав и свобод. Конституционное право как никакая иная отрасль права имеет существенное значение в юридическом обеспечении гуманизма конкретного государства и общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности конституционного права, проявляющиеся в его нормах

Нормы конституционного права По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Источники конституционного права подробнее в большей части содержатся в основном законе страны, поэтому их основной особенностью является высшая юридическая сила.

Большинство конституционно-правовых норм носит императивный характер, т. е. представляют собой правила, предписания, не допускающие каких-либо иных вариантов толкования или поведения. В то же время конституционное право содержит и некоторые диапозитивные (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) .

Конституционно-правовые нормы часто имеют усеченную структуру, для большинства норм конституционного права не характерно наличие санкций (часто норма состоит только из диспозиции)

Также они носят учредительный характер, в том числе для других отраслей российского права. Именно на основе конституционно-правовых норм сформировано развитое отраслевое законодательство РФ, конституционные предписания являются источником практически всех отраслей национальной системы права. Так, гражданское законодательство России базируется на конституционных нормах о многообразии и равной защите всех форм собственности, свободе экономической деятельности, единстве экономического пространства и др.

Многообразие внешних форм выражения конституционных норм по сравнению с другими нормами - еще одна отличительная особенность конституционного права. Помимо традиционных для всех без исключения норм права, форм их выражения в виде нормативно-правовых актов, конституционные нормы содержатся также в таких нетра-диционных формах, как декларации, внутригосударственные договоры, акты, принимающиеся в результате проведения референдумов.

Ведущая роль отрасли конституционного права в системе российского права, особенности предмета ее регулирования предопределяют особый характер ее источников. Применительно к источникам конституционного права в традиционном узком формально-юридическом смысле речь идет о формах, в которых находит внешнее выражение содержание конституционно-правовых норм и посредством которых эти нормы приобретают общеобязательное значение.

quest5Важнейшими юридическими источниками конституционного права являются нормативно-правовые акты, которые представляют собой наиболее распространенный вид источников права во всей российской правовой системе. К источникам конституционного права относятся различные виды нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы. Их можно классифицировать прежде всего по уровню принятия и территории действия:

1. нормативные правовые акты федерального уровня – Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные указы и нормативные распоряжения Президента РФ; нормативные акты (прежде всего постановления) палат Федерального Собрания; нормативные постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ; нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии.

2. нормативные правовые акты уровня субъектов Российской Федерации — конституции (уставы) субъектов Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации; нормативные акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; нормативные акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; нормативные акты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;

3. нормативные правовые акты муниципального уровня — уставы муниципальных образований; иные муниципальные нормативные правовые акты (включая акты избирательных комиссий муниципальных образований).

Источники конституционного права, будучи составной частью системы источников российского права, характеризуются всеми чертами, свойственными этой системе:

1. множественность (плюрализм): разнообразие видов источников конституционного права, обусловленное универсальным характером предмета конституционно-правового регулирования;

2. иерархичность: внутренняя взаимозависимость различных видов источников права, обеспечивающая соподчиненность и согласованность системы источников; нормативно установленное соотношение актов различной юридической силы; недопустимость противоречия нормативных актов актам более высокой юридической силы;

3. многоуровневость: внутренняя структура системы источников конституционного права — распределение источников по уровням власти, на которых осуществляется принятие акта, и по территории действия;

Можно выделить и иные черты источников конституционного права, характеризующие положение и юридическое значение отдельных их видов и присущие системе источников права в целом, независимо от отраслевой принадлежности:

· верховенство Конституции РФ и закона: ч. 2 ст. 4 Конституции РФ закрепляет не только ее верховенство, но и верховенство федеральных законов (в широком смысле — как обычных федеральных законов, так и федеральных конституционных законов) на всей территории Российской Федерации, а ч. 2 ст. 15 — провозглашает верховенство закона в нормативно-правовой системе Российской Федерации при условии соблюдения принципа верховенства Конституции РФ, т. е. не противоречия законов конституционным положениям. Рассматривая место законов в нормативно-правовой системе, следует прежде всего учитывать нормы Конституции РФ, устанавливающие порядок вступления законов в силу (обязательное опубликование — ч. 3 ст. 15), требования определяющего влияния прав и свобод человека и гражданина на смысл, содержание и применение законов (ст. 18), соотношение законов и международных договоров Российской Федерации (ч. 4 ст. 15), соотношение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации (ст. 76), федеральных законов и федеральных конституционных законов (ст. 108);

· включение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в правовую систему Российской Федерации, приоритет международного договора Российской Федерации над законом;

· двойственная роль нормативных указов Президента РФ (указы подзаконного характера и указы, восполняющие пробелы в законодательном регулировании впредь до вступления в силу федерального закона);

· использование нормативного договора в качестве дополнительной нетрадиционной формы права.

В то же время источники конституционного права характеризуются специфическими чертами, которые предопределены особенностями конституционно-правовых норм.

1. Особая роль Конституции РФ, а также конституций (уставов) субъектов Российской Федерации как источников конституционного права: верховенство Конституции РФ по отношению к конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации; прямая нормативная связь конституций (уставов) субъектов Российской Федерации с Конституцией РФ.

Конституция РФ — основной источник конституционного права, поскольку в ней, прежде всего, устанавливаются конституционно-правовые нормы, оформляющие важнейшие социальные, экономические и политические институты общества и являющиеся основополагающими для всех других источников конституционного права.

Кроме того, особенностью Конституции РФ, конституции (устава) субъекта Российской Федерации как источников конституционного права является принадлежность всех норм, содержащихся в этих основополагающих учредительных актах, к одной отрасли права — конституционному праву.

Соответственно речь идет о нормах общего обычного права, источники которого перечислены в ст. 38 Статута Международного Суда ООН.

Особое значение имеют международные принципы, нормы и акты как источники в конституционном праве Российской Федерации, поскольку в этих принципах, нормах, актах находят отражение общечеловеческие ценности и демократические стандарты. Создание же базовых основ государственного и общественного устройства является в свою очередь задачей конституционного права. В связи с этим выяснение соотношения международно-правовых норм с конституционно-правовыми нормами, закрепляемыми во внутренних нормативно-правовых актах, достижение их взаимной согласованности представляется особенно важным. Конституция РФ в определенном смысле дает ключ к решению этих вопросов, закрепляя место международных договоров в иерархии источников российского права: в случае противоречия норм законов Российской Федерации правилам международного договора применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

3. Особое место федеральных конституционных законов в системе источников конституционного права. Федеральные конституционные законы как источники конституционного права характеризуются следующими чертами:

o обладают более высокой юридической силой, по сравнению с обычными федеральными законами: федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ);

o принимаются по особой процедуре, а именно:

подлежат подписанию Президентом РФ в четырнадцатидневный срок и обнародованию: возможность отклонения такого закона Президентом РФ не предусмотрена (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ);

o имеют прямое действие на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ);

o принимаются по предметам ведения Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ) и только по вопросам, предусмотренным непосредственно в Конституции РФ (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ).

К таким вопросам относятся следующие:

f. порядок изменения статуса субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ); изменение статуса соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137 Конституции РФ);

o. порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135 Конституции РФ).

Из приведенного перечня вопросов, подлежащих регулированию, с одной стороны, и уже принятых федеральных конституционных законов — с другой, видно, что еще не все конституционные положения, нуждающиеся в оформлении федеральными конституционными законами, получили такое развитие. Незавершенность процесса законодательного регулирования в этой особой форме наблюдается по вопросам установления порядка изменения конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, порядка созыва Конституционного Собрания. Не исключается появление новых федеральных конституционных законов, устанавливающих пока не урегулированные в данной форме полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов.

4. Наличие среди нормативно-правовых актов таких типов актов, которые можно считать специфическими источниками конституционного права: декларации, нормативные акты палат Федерального Собрания, нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные акты избирательных комиссий и комиссий референдума.

Нормативные правовые акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются специфическими источниками конституционного права. Они принимаются в рамках реализации полномочий этих органов в целях регламентации вопросов, находящихся за пределами предмета законодательного регулирования. Например, Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесенным к их вéдению Конституцией РФ. Порядок принятия особый — большинством голосов от общего (установленного) числа членов Совета Федерации или соответственно депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия не предусмотрен Конституцией РФ (ч. 2 и ч. 3 ст. 102, ч. 2 и ч. 3 ст. 103). Таким образом, названные акты принимаются только самой палатой, не нуждаются в утверждении (одобрении) другой палаты или в подписании Президентом РФ (подписываются председателем соответствующей палаты).

Среди вопросов вéдения палат Федерального Собрания РФ можно выделить как те, которые требуют издания индивидуальных актов (например, о назначении на должность, даче согласия на такое назначение, освобождении от должности), так и те, которые нуждаются в нормативном регулировании (в частности, постановления палат, являющиеся юридическим выражением внутренней организации работы палаты). Постановлением утверждается регламент палаты, оформляется решение иных вопросов внутреннего распорядка ее деятельности (данный вывод вытекает из системного анализа ч. 4 ст. 101 в сочетании с указанными выше ч. 2 и ч. 3 ст. 102 и 103 Конституции РФ).

Регламенты законодательных органов — особые акты, объединяющие наряду с организационно-техническими правилами нормы материального и, главным образом, процессуального характера. Так, в регламентах определяются внутреннее устройство законодательного органа, система его внутренних вспомогательных органов, организационно-правовые формы деятельности и порядок работы, законодательная процедура, порядок осуществления контрольных полномочий, а также решения иных вопросов, отнесенных соответственно Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации к ведению законодательных органов.

Нормативные акты законодательных органов играют важную роль в оформлении парламентских процедур, конкретизации отдельных аспектов депутатского статуса. Таким образом, они служат важным источником прежде всего для одного из институтов конституционного права — парламентского права.

Отдельные вопросы организации местного самоуправления могут регулироваться, помимо устава, в нормативных правовых актах представительного органа муниципального образования. Это касается прежде всего порядка реализации некоторых форм прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления, а именно: порядка реализации правотворческой инициативы граждан (абз. 1 ч. 1 ст. 26 ФЗ № 131), порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления (ч. 11 ст. 27 ФЗ № 131), порядка организации и проведения публичных слушаний (ч. 4 ст. 28 ФЗ № 131), порядка назначения и проведения собрания граждан, конференции граждан, опроса граждан (ч. 5 ст. 29, ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 31 ФЗ № 131).

6. Особое место в системе источников конституционного права внутригосударственных (внутрифедеральных, конституционно-правовых) договоров и соглашений, их второстепенный, вспомогательный и дополнительный характер. Нормативные конституционно-правовые договоры — внутрифедеральные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемые между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, договоры (соглашения) о сотрудничестве, заключаемые как по вертикали, так и по горизонтали между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между органами государственной власти субъектов Российской Федерации — представляют собой разновидность публично-правовых договоров.

Им присущи основные универсальные черты договора: наличие двух и более сторон (участников); добровольность заключения; взаимный характер. В то же время конституционно-правовые договоры отличаются существенными особенностями: в них участвуют особые субъекты (государства, государственные образования или их органы), наделенные властными полномочиями и действующие лишь в пределах своей компетенции; сами договоры выступают как правовые формы реализации этой компетенции; участники договоров могут иметь различный конституционно-правовой статус, поэтому договоры носят не только горизонтальный, но и вертикальный (субординационный) характер. В конституционном праве конституционно-правовые договоры являются дополнительным вторичным источником, применяются как вспомогательная форма регулирования конституционных отношений в строго предусмотренных законом случаях (обычно в сфере регулирования отношений, связанных с федеративным устройством Российской Федерации, — например, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договор об отношениях автономного округа и края (области), в состав которого он входит).

Примерами действующих ныне договоров о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ являются следующие:

o Федеративный договор от 31 марта 1992 г. — quest6Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и управления Российской Федерации и органами государственной власти и управления суверенных республик в составе Российской Федерации; Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и управления и органами государственной власти и управления краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург; Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и управления и органами государственной власти и управления автономной области и автономных округов, который действует в части, соответствующей Конституции РФ (абз. 4 п. 1 раздела второго Конституции РФ);

o Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан от 26 июня 2007 г., утвержденный Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ.

В настоящее время сфера применения договоров о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации достаточно ограничена: согласно ст. 26.7 Федерального закона № 184 в редакции Федерального закона № 95-ФЗ от 4 июля 2003 г. заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий.

7. Специфическая роль решений Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, других актов судебного нормотворчества как источников конституционного права. Вопрос о допустимости судебного нормотворчества решается в российской юридической литературе неоднозначно. Ряд авторов, основываясь на принципе разделения властей и исходя из правоприменительного, а не правотворческого назначения судов, отрицают возможность судебного нормотворчества. Они трактуют правотолковательные положения как правила надлежащего понимания уже наличной толкуемой нормы. Таким образом, и решения Конституционного Суда РФ, толкующие нормы Конституции РФ, рассматриваются ими в качестве актов, не создающих новых правовых норм, а, следовательно, исключаются из круга источников конституционного права.

Однако указанный выше подход к толкованию представляется весьма односторонним. Нельзя не согласиться с мнением о том, что в процессе толкования, когда существует неопределенность в норме, необходимо делать выбор из нескольких вариантов ее понимания, а это связано с возникновением нормативной новизны. Поэтому в широком смысле любое толкование закона, в том числе осуществляемое судом в пределах его полномочий, может быть рассмотрено как нормотворчество (квазинормотворчество). Судебное нормотворчество не противоречит правоприменительной природе судебной власти, поскольку имеет вспомогательный характер, направлено на устранение неясностей закона для реализации основной функции — правосудия.

Нормотворческое развитие закона в ходе его толкования характерно не только для Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Издаваемые вне рамок правосудия и процессуального надзора по особой процедуре на пленарных заседаниях Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснения представляют собой также по сути нормативные акты (например, постановления Пленума Верховного Суда РФ). И хотя вопрос о степени их обязательности остается в литературе дискуссионным, вряд ли можно отрицать их роль как источников права. Если содержащиеся в таких актах норм

Читайте также: