От чего зависит результативность политики занятости

Обновлено: 30.06.2024

В данной статье изучается государственная политика занятости, её виды и методы, применяемые государством для решения проблем занятости. Также рассматриваются основополагающие принципы оценки эффективность государственной политики занятости.

Похожие материалы

В последнее время во многих странах остро встала проблема безработицы, которая имеет многочисленные последствия. Это не только такие экономические последствия как снижение доходов населения, потеря квалификации и отставание фактического ВВП от потенциального, но также различные психологические и социальные последствия: потеря работы часто приводит к психологическим стрессам, ухудшению криминогенной обстановки, нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Поэтому решение проблем занятости населения является одной из важнейших задач государства.

Несмотря на широкую исследованность вопроса специалистами различных профилей, остаются проблемные аспекты. В этой статье будет предпринята попытка изучить эти пробелы.

Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход. Регулирование занятости населения, поиск путей снижения и сглаживания последствий безработицы является одной из главных функций органов исполнительной власти, так как рабочая сила – основной ресурс экономики. [1]

Государственная политика занятости – это комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Политика занятости неразрывно связана со структурной, инвестиционной, кадровой политикой, политикой доходов и политикой в сфере трудовых отношений, которые в итоге определяют характер модели рыночной экономики.

Она носит многоуровневый характер: общегосударственный, региональный и локальный. Каждый их уровней состоит из четырех блоков: аналитического, программно-целевого, организационно-координирующего и ресурсно-обеспечивающего.

Политика занятости бывает двух видов: активная и пассивная.

Активная представляет собой совокупность мер (экономических, правовых, организационных), принимаемых государством для снижения уровня безработицы. Сюда входят активный подбор и поиск рабочих мест, переподготовка и обучение лиц, ищущих работу, финансирование и организация новых рабочих мест.

Пассивная политика занятости в основном сглаживает различные негативные последствия безработицы путем выплат пособий, доплат на иждивенцев и иных видов помощи.

Хотя с точки зрения текущих государственных расходов оба варианта экономичны, пассивная политика занятости оправдывает себя только при позитивных экономических перспективах, когда высока вероятность самостоятельного трудоустройства. В противном случае такая политика может оказаться недейственной и ухудшить ситуацию.

Существует система социальных амортизаторов, применяемых государством для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Эта система включает социальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд. [2]

Первый элемент – регулирование занятости. Государство предпринимает следующие действия:

Государство организует биржу труда, которая занимается учетом и трудоустройством безработных, изучает состояние рынка рабочей силы и предоставляет информацию о нём. Обычно отказ от работы, предложенной биржей труда, влечёт за собой лишение пособия по безработице.

Следующим элементом является введение института страхования по безработице, оказывающего материальную помощь тем, кто потерял работу. Фонды страхования по безработице в основном образуются за счет вычетов из зарплаты работающих. В разных странах сроки выплат и их размер отличаются.

Также правительства развитых стран предпринимают следующие меры:

  1. осуществление программ по профессиональной подготовке работающих;
  2. помощь фирмам в переподготовке работающего персонала, потребность в труде которого фирма уже не имеет, но фирма имеет другие свободные места;
  3. обеспечение минимума заработной платы;
  4. субсидирование и квотирование занятости [3].

Однако недостаточно внедрить программы политики занятости, нужно также контролировать их и оценивать эффективность.

Оценка программ – периодический независимый и объективный обзор программ с целью определения их соответствия поставленным целям и анализ результатов. Оценка эффективности программ призвана выявить их рациональность, социальное влияние и финансовую эффективность в сравнении с альтернативными источниками. [4]

Оценка эффективности программ осуществляется в соответствии с четырьмя основными принципами:

  1. Целесообразность программы;
  2. Эффект и результаты;
  3. Выполнение задач;
  4. Альтернативы .

Анализ эффекта и результатов программы рассматривает, что именно произошло в результате реализации данной программы. Необходимо учитывать как запланированные, так и непреднамеренные результаты. Этот анализ включает эффект на другие программы в данной области и наоборот – воздействие других программ на оцениваемую.

Анализ выполнения задач позволяет определить, как и в какой степени были достигнуты поставленные программой цели. Чтобы адекватно оценить, насколько успешно задачи программы были выполнены, требуется всесторонне проанализировать её эффекты и результаты.

Анализ альтернатив даёт возможность оценить относительную ценность программы. Несмотря на то, что цели и задачи были выполнены, причем без каких-либо отрицательных последствий, не исключено, что имелись более эффективные способы добиться таких же результатов.

Подводя итоги, можно говорить о том, что практиками и теоретиками осознается несомненная важность поднятых проблем. Анализ существующих положений показывает, что они не остаются незамеченными, создан и применяется комплекс мер по оценке эффективности программ политики занятости, а также анализ и контроль непосредственно этих программ. Как бы то ни было, государственная политика занятости по-прежнему остается одним из достаточно острых и болевых вопросов современной экономики. Дальнейшее изучение и разработка темы обнажит более глубинные проблемы и даст возможность попытки их анализа и решения.

Список литературы

  1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика: пер.с англ.М.:МГУ, 1994, С.83
  2. Е.Ф. Борисов Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1997, С.432
  3. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учебное пособие/ кол. Авторов; под ред. В.М.Соколинского. - М.: КНОРУС, 2010. С. 144-145
  4. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. - М.: Теис, 1999. С.171

В конце года все компании подводят итоги своей работы. Мы предлагаем набор процедур по анализу показателей хозяйственной деятельности, которые помогут понять, насколько рационально в течение года использовались ресурсы предприятия.

ПОЧЕМУ ВАЖНО ОЦЕНИВАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Когда речь идет о подведении итогов работы предприятия за год, экономисты традиционно уделяют внимание план-фактным отклонениям, динамике показателей за несколько лет, анализу финансовых коэффициентов. При этом специалисты довольно часто упускают из виду вопрос, насколько эффективна была компания в процессе получения конечных годовых показателей своей работы.

Возьмем для примера прибыль. Запланированную годовую сумму прибыли можно получить, предоставляя покупателям дополнительные скидки. С одной стороны, это позволит увеличить продажи, с другой — приведет к росту логистических и коммерческих затрат.

В результате рентабельность бизнеса значительно упадет. Это автоматически снизит конкурентоспособность предприятия на рынке сбыта, с большой долей вероятности приведет к потере доли рынка в будущем году.

Собственники бизнеса вполне могут рассматривать падение рентабельности как свою упущенную прибыль и предъявить претензии к руководству компании. Поэтому при подведении итогов работы предприятия за год очень важно оценивать эффективность и выяснять причины ее снижения.

КАКИЕ КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка экономической эффективности деятельности предприятия позволяет понять, насколько рационально использовались имеющиеся ресурсы в процессе достижения запланированных целей.

Такая оценка особенно актуальна в периоды расширения масштабов бизнеса, открытия новых направлений, поскольку помогает своевременно выявить причины снижения эффективности работы компании, принять меры к их устранению.

Оценка эффективности включает набор процедур по анализу динамики различных показателей хозяйственной деятельности предприятия в сравнении с аналогичными показателями прошлых периодов или утвержденными на отчетный период плановыми значениями.

Все анализируемые показатели можно объединить в четыре основные группы (см. рисунок).


По мере развития бизнеса происходит естественная смена критериев оценки успешности и эффективности работы компании. В таблице 1 представлен перечень наиболее распространенных критериев оценки эффективности в привязке к стадиям развития компании.


Качество оценки эффективности работы предприятия по итогам отчетного года зависит от полноты использования методов оценки.

В ходе оценки эффективности должны быть задействованы четыре метода анализа данных:

  • трендовый (горизонтальный);
  • структурный (вертикальный);
  • сравнительный;
  • факторный.

Применительно к проведению оценки эффективности работы предприятия каждый из указанных методов представлен в следующих разновидностях (табл. 2).




Качественная оценка эффективности работы предприятия основана на выборе критериев оценки, соответствующих стадии развития бизнеса, и комплексном использовании различных методов анализа данных о деятельности компании.

КАК ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка эффективности работы предприятия в силу своей комплексности предполагает использование частных и обобщающих показателей.

По частным показателям можно определить:

  • эффективность применения каждого из ресурсов компании;
  • результативность реализации каждого вида продукции/услуг компании.

По обобщающим показателям определяют:

  • эффективность всех ресурсов, продукции/услуг предприятия;
  • результативность компании в целом.

Порядок оценки эффективности предприятия

Эффективность работы предприятия оценивают в несколько этапов.

ЭТАП 1. Рассчитывают и оценивают общие показатели рентабельности, отражающие эффективность производственной деятельности компании:

  • рентабельность бизнеса — информирует о доле чистой прибыли в выручке от реализации:

Рентабельность бизнеса = Чистая прибыль / Выручка от реализации × 100 %; (1)

  • рентабельность продаж — дает представление о том, какова доля прибыли от реализации в выручке от реализации:

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка от реализации × 100 %; (2)

  • рентабельность реализованной продукции — показывает эффективность реализации продукции:

Рентабельность реализованной продукции = Прибыль от продаж / Себестоимость реализованной продукции × 100 %. (3)

ЭТАП 2. Рассчитывают и оценивают общие показатели рентабельности, отражающие эффективность использования ресурсов предприятия:

  • рентабельность оборотных активов — отражает эффективность использования оборотного капитала организации:

Рентабельность оборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость оборотных активов × 100 %; (4)

  • рентабельность внеоборотных активов — показывает эффективность использования внеоборотных активов предприятия:

Рентабельность внеоборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость внеоборотных активов × 100 %; (5)

  • рентабельность собственного капитала — отражает эффективность использования организацией собственного капитала:

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала × 100 %; (6)

  • рентабельность инвестированного капитала — характеризует отдачу на сумму денежных средств, вложенных в бизнес:

Рентабельность инвестированного капитала = Чистая прибыль / (Средняя величина собственного капитала + Средняя величина долгосрочных обязательств) × 100 %; (7)

  • рентабельность заемного капитала — характеризует эффективность использования организацией заемного капитала:

Рентабельность заемного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина заемного капитала × 100 %. (8)

ЭТАП 3. Проводят факторный анализ показателей рентабельности. Цель — определить причины отклонений значений отчетного периода по сравнению с данными прошлых периодов или планами на отчетный период.

ЭТАП 4. Рассчитывают и оценивают частные показатели эффективности, которые отражают отдельные аспекты работы предприятия. Среди них могут быть такие показатели:

  • издержкоемкость выпуска продукции;
  • выработка и заработная плата на одного сотрудника;
  • удельный вес укрупненных статей затрат в себестоимости продукции и др.

Пример оценки эффективности производственной компании

Оценим эффективность производственной компании за 2020 г. Оценку проведем в соответствии с приведенным выше алгоритмом.

Прежде всего нам понадобятся данные о результатах работы компании за несколько отчетных лет (табл. 3), которые включают следующие показатели:

  • выручка компании от реализации продукции;
  • себестоимость реализованной продукции;
  • расходы на реализацию продукции;
  • расходы на управление бизнесом.



Также нужны данные о структуре имущества, капитала и обязательств компании за анализируемый период (табл. 4).


На основе имеющихся данных рассчитаем показатели эффективности.

Шаг 1. Рассчитываем показатели общей эффективности деятельности предприятия.

Используем формулы (1)–(3) и находим значения рентабельности бизнеса в целом, рентабельности продаж и рентабельности реализованной продукции.

Шаг 2. Рассчитываем показатели общей эффективности использования ресурсов предприятия.

Используем формулы (4)–(8) и находим значения рентабельности оборотных и внеоборотных активов, собственного, инвестированного и заемного капитала. При расчете рентабельности заемного капитала по формуле (8) в качестве величины заемного капитала используются данные по краткосрочным обязательствам, поскольку данные по долгосрочным обязательствам участвуют в расчете рентабельности инвестированного капитала.

Отражаем полученные результаты в табл. 5 и анализируем их динамику:


Показатели эффективности хозяйственной деятельности компании по итогам 2020 г. улучшились по сравнению с данными 2019 г., однако они ниже показателей 2018 г. Общая эффективность улучшилась незначительно, что говорит о недостаточной степени контроля над управленческими расходами;На основании данных табл. 5 можно сделать следующие выводы:

  • опережающий рост рентабельности реализованной продукции над ростом рентабельности продаж — признак хорошей управляемости себестоимостью выпуска продукции;
  • анализ эффективности использования ресурсов показывает, что оборотные активы можно использовать более эффективно. Для этого следует более тщательно контролировать их размер;
  • снижение динамики рентабельности собственного капитала свидетельствует о том, что компании нужно повышать эффективность управления капиталом.

Шаг 3. Проводим факторный анализ показателей рентабельности деятельности и ресурсов предприятия.

Здесь можно рассчитать влияние факторов на динамику рентабельности продаж в 2020 г. по отношению к 2019 г. Для данного показателя такими факторами являются:

  • выручка от реализации продукции;
  • прибыль от продаж.

Чтобы определить влияние указанных факторов, используем метод цепных подстановок и произведем последовательно следующие расчеты:

1) рассчитаем рентабельность продаж, используя выручку 2020 г. и сумму прибыли 2019 г.:

20 000 тыс. руб. / 160 000 тыс. руб. × 100 % = 12,50 %;

2) определим влияние фактора выручки путем вычитания рассчитанной рентабельности продаж (п. 1) из величины фактической рентабельности продаж 2019 г.:

12,50 % – 13,33 % = –0,83 %;

3) определим влияние фактора прибыли от продаж путем вычитания из величины фактической рентабельности продаж за 2020 г. величины, полученной в первом расчете:

14,38 % – 12,50 % = 1,88 %;

4) проверим корректность расчетов. Для этого найдем сумму влияния факторов, рассчитанных в двух предыдущих пунктах (–0,83 % + 1,88 % = 1,05 %), и сопоставим ее с разностью между фактической рентабельностью 2020 г. и 2019 г. (14,38 % – 13,33 % = 1,05 %). Поскольку эти суммы равны, расчет влияния факторов выполнен корректно.

Итоги указанных вычислений представлены в табл. 6.



Шаг 4. Рассчитаем и оценим частные показатели эффективности работы предприятия.

Для проведения заключительного этапа оценки эффективности возьмем данные о выпуске продукции за 2018–2020 гг. (табл. 7).



На основе данных табл. 7 рассчитаем следующие частные показатели эффективности выпуска продукции:

  • издержкоемкость основных групп производственных затрат в структуре общей себестоимости продукции;
  • издержкоемкость основных групп производственных затрат в тысячах рублей на 1 т продукции;
  • производственные показатели выпуска продукции в части выработки в тоннах на одного человека, фонда оплаты труда в тысячах рублей на одного человека и среднемесячной зарплаты в тысячах рублей на одного человека.

Результаты расчетов — в табл. 8.


Полученные данные говорят о том, что к положительным показателям эффективности выпуска продукции можно отнести последовательное снижение доли материалоемкости и энергоемкости в общей структуре себестоимости.

Положительная динамика присутствует и в суммовых показателях этих расходов в расчете на 1 т выпуска продукции. Такие результаты свидетельствуют о достаточной эффективности управления себестоимостью выпуска продукции.

Негативный момент — постоянное снижение выработки продукции в тоннах на одного человека. Это свидетельство недостаточной эффективности управления трудовыми ресурсами.


Аннотация
Данная статья призвана продемонстрировать основные механизмы оказания государственной поддержки безработным и методику оценки эффективности государственной политики занятости.
Актуальность темы обусловлена остротой проблемы безработицы, которая усугубляется последствиями мирового экономического кризиса 2008 года, трудностями структурной перестройки российской экономики и результатами вступления России во Всемирную Торговую Организацию.
Данная работа служит цели формирования общей картины принципов и методов государственной политики в области занятости населения, и предоставляет сведения об основных методах оценки эффективности работы служб занятости и показателях, используемых при исследовании результативности государственного вмешательства в экономику.


Abstract
This article is urged to show the main mechanisms of rendering the state support to the unemployed and a technique of an assessment of efficiency of employment state policy.
Relevance of a subject is caused by sharpness of a problem of unemployment which is aggravated with consequences of a world economic crisis of 2008, difficulties of restructuring of the Russian economy and results of the entry of Russia in the World Trade Organization.
This work serves the purpose of formation of an overall picture of the principles and methods of a state policy in the field of population employment, and provides data on the main methods of an assessment of overall performance of employment services and the indicators used at research of productivity of the state intervention in economy.

В наше время чрезвычайно важным представляется решение проблемы безработицы. Занятость населения – это одна из главных задач государственной политики регулирования рынка труда в условиях растущей и изменяющейся экономики современной России.

Особенно важна осторожная и планомерная политика государства по регулированию рынка труда, в особенности если принять во внимание потрясения последнего всемирного экономического кризиса 2008 года, когда произошел беспрецедентный в современной истории России спад промышленного производства (на 16%; в обрабатывающих отраслях – на 21%), а уровень безработицы вырос примерно на 36%[1].

Государственное регулирование рынка труда в современных экономических условиях необходимо по нескольким причинам:

1) Экономический спад в результате кризиса 2008 года. Борьба с циклической безработицей.

2) Элементы монопсонии на рынке труда в традиционных сферах естественных монополий и нефтегазовом секторе. Государство должно взять на себя роль пока еще не окрепших российских профсоюзов.

3) В развивающейся экономике, переходящей на рыночный тип хозяйствования, необходимо проводить политику структурной перестройки промышленного сектора, поддерживать предприятия, работающие в инновационных отраслях экономики, и закрывать явно нерентабельные производства, несущие большой груз общественных издержек.

4) В условиях стихийного рынка и неразвитой культуры этичного бизнеса необходимы программы государственной социальной защиты трудящихся для обеспечения высокого уровня жизни и развития индивидуальных способностей и наклонностей членов общества.

С точки зрения поддержания эффективности государственного регулирования рынка труда значительным представляется анализ и контроль деятельности государственных органов, направленной на стабилизацию экономики и содействие полной занятости населения. Средством такого анализа выступает методический аппарат, специально разработанный для мониторинга эффективности работы социальных органов и служб занятости населения. Средствами же такого контроля выступают: наличие постоянной обратной связи между исполняющими и директивными организациями, отвечающими за политику трудоустройства; аппарат анализа, позволяющий быстро и оперативно оценивать ситуацию на рынке труда и наличие соответствующих ему аналитических отделов в контролирующей организации; проработанная методика принятия решений в кризисной ситуации, требующей оперативного вмешательства, а также отлаженные каналы управления, отличительной чертой которых является большая отдача и результативность при передаче информации в исполнительные органы политики занятости.

Следует указать, что пользователями информации, полученной в результате анализа эффективности политики занятости, могут быть не только государственные органы, ответственные за проведение этой политики, хотя для них ее получение является важной и обязательной частью работы, но и внешние по отношению к административным структурам организации и физические лица.

Целью данной работы является обозначить основные методы оценки государственной политики в сфере занятости населения и дать общее представление об основных механизмах регулирования рынка занятости.

Ключевые слова : государственная политика занятости, оценка эффективности государственной политики занятости, служба занятости, показатели эффективности, макроэкономические показатели, методы оценки государственной политики занятости.

Государственная политика в области занятости и оценка ее

Традиционно инструменты государственной политики занятости делятся на две категории: активные и пассивные.

К пассивным относится смягчение положения безработных за счет выплат пособий по безработице, а также страхование от потери работы.

В состав активных средств государственной политики на рынке труда включены: помощь в профессиональной переподготовке и проведение курсов повышения квалификации; организация и регулирование бирж труда, служб занятости населения и информационных бюро, облегчающих безработным поиск работы; регулирование уровня заработной платы; установление законодательных ограничений на увольнения работников; субсидирование и льготы по налогообложению для предпринимателей, сохраняющих и создающих новые рабочие места; арбитраж в решении споров между организациями предпринимателей и профсоюзами; организация общественных работ; проведение общей скоординированной политики по стимулированию спроса и росту производства.

Для оценки эффективности государственной политики занятости применяется система экономических и социологических показателей, которые могут быть разделены по степени точности отражения результатов правительственных программ в области занятости на три уровня:

1) Макроэкономические показатели. К ним относятся: ВВП, личный располагаемый доход, процентная ставка (временно повышается при росте безработицы), уровень жизни населения.

3) Показатели, характеризующие качественные изменения в социально-экономическом положении работников (а), и показатели оценки качества работы служб занятости населения (б):

а). 1. Средняя заработная плата.

2. Средняя доля премиального фонда в заработной плате рабочих (снижается в условиях повышения безработицы, поскольку мотивацией для работающих служит не денежная надбавка, а угроза увольнения).

б). 1. Коэффициент социальной эффективности политики занятости:

СЭПЗ – социальная эффективность политики занятости, ЧБСУ – численность безработных, снятых с учета в службах регистрации безработных в течение определенного периода, - численность безработных на конец периода.

2. Коэффициент экономической эффективности политики занятости:

ЭЭПЗ – экономическая эффективность политики занятости; РБПЗ – расходы бюджета политики занятости за определенный период; СЭПЗ – показатель социальной эффективности политики занятости[2].

3. Отношение численности прошедших курсы профессиональной переподготовки и принятых на работу к общей численности прошедших курсы переподготовки.

4. Отношение числа принятых на работу из категории социально уязвимых слоев населения к общему числу принятых на работу.

5. Отношение субсидий и величины налоговых льгот к потенциальному приросту государственного бюджета за счет увеличения налоговых поступлений от налогообложения заработной платы работников и прибыли предприятий.

Большинство перечисленных коэффициентов при оценке эффективности государственной политики в области занятости населения необходимо рассматривать в динамике, выделяя различные временные интервалы для рассмотрения краткосрочных и долгосрочных социальных и экономических эффектов. В любом случае конечной целью анализа результативности государственной политики является оправдание и корректировка существующих программ поддержки незанятого населения с целью последующего снижения социальной напряженности в обществе.

Все вышеуказанные показатели применяются в определенных исследованиях, отличающихся друг от друга по степени охвата социально-экономических последствий безработицы и государственного вмешательства в экономику, по специфике рассматриваемых проблем и по характеру самого исследования. Последний, в частности, определяется выбранной методикой исследования.

Среди основных методов оценки эффективности государственной политики занятости следует назвать следующие:

1). Сбор и анализ данных служб занятости, государственной статистики и иных правительственных и частных консалтинговых учреждений, предоставляющих профильную информацию (уровень безработицы, ср. зар. плата, продолжительность безработицы, затраты государственного фонда занятости населения и пр.).

2). Анализ динамики макроэкономических показателей (в том числе и уровня безработицы).

3). Опрос населения путем выборочного обследования.

4). Экономическое моделирование.

5). Экспертный опрос.

6). Интернет- и медиа-сёрфинг – формирование качественной оценки уровня социально-экономической напряженности в стране.

Часть этих методов служит для качественной оценки процессов и явлений в экономике, а часть – для количественной. Однако и те, и другие в конечном счете дают представление о масштабах экономических бедствий и противодействии им со стороны государства.

Рыночный механизм саморегуляции дает сбои в двух случаях:

1). В случае объединения части национальных корпораций или владельцев ресурсов в монополистические или монопсонические объединения.

2). В результате бедствий различного характера, начиная от стихийных катастроф и заканчивая гражданскими войнами.

Однако какими бы ни были причины конкретного экономического кризиса, в основе их всегда лежит один и тот же фундаментальный изъян: рынок – это система, в которой правит капитал: чем большим капиталом обладает человек и чем он редкостней (или необходимей – случай для спекуляций), тем на большее количество капитала иного рода он может его выменять. Традиционное общество, в котором еще не знали такого понятия, как рынок, страдало только от засухи и иноплеменных нашествий, в то время как современная индустриальная экономика, будучи построенной на глубоком разделении труда и активном применении капиталоемкого оборудования, и в то же самое время ориентированная исключительно на удовлетворение спроса, подвержена многочисленным ударам, единственным источником которых в конечном счете является падение спроса. Дифференциация профессиональных навыков и рост специализации ведут к невиданному благосостоянию: именно благодаря им человечество наконец вырвалось из тисков демографического сжатия и обеспечило себе достойный уровень жизни, но все эти главные экономические институты современной цивилизации имеют и обратную, негативную сторону: они ведут к неустойчивости и хрупкости производительной системы, основными последствиями которых являются сокрушительные кризисы и массовая безработица.

Помятуя об этом, особенно важным представляется осмысленное вмешательство в экономические процессы, главным субъектом которого, без сомнения, должно стать государство – институт гражданского общества, созданный для обеспечения интересов народа.

Несмотря на то что будущему еще лишь предстоит внести основательные правки в теорию государственного регулирования экономики, уточнить ее основные инструменты и методы, уже сейчас активно применяются научные выводы для исправления ошибок рынка и его сбалансирования и, разумеется, одной из основных частей программ социально-экономического регулирования должен стать контроль и проверка качества их исполнения, для чего и служит весь разнообразный аппарат оценки эффективности государственной политики занятости.

[1] Российский статистический ежегодник – 2010 г. Федеральная служба государственной статистики.

[2] Следует отметить, что чем меньше коэффициент ЭЭПЗ, тем больше экономическая эффективность политики занятости (Прим. автора)

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. “Социология и экономика труда”, учебник – М. 2000 г. – 407стр.
  2. Ленькина О.Б. “Трансформация государственной политики занятости в условиях экономической нестабильности”, автореферат к диссертационной работе, – М. 2012 г. – 26 стр.
  3. Иванов Ю.Н., Казаринова С.Е. “Экономическая статистика”, учебник, – М. 2002 г. – 449 стр.
  4. Перерва П.Г., Погорелова Н.И., Дюжева В.Г. “Экономика и организация труда”, учебник, – Харьков, 2006 г., – 591 стр.
  5. Трунин С.Н. “Экономика труда”, учебник, – М. 2009 г. – 498 стр.
  6. Борисов В.А. “Демография”, учебник, – М. 2001 г. – 192 стр.
  7. Юданов А.Ю., Грязнова А.Г. “Микроэкономика. Теория и российская практика”, учебник, – М. 2002 г. – 541 стр.
  8. Мэнкью Н. Грегори “Макроэкономика”, учебник, – М. 1994 г. – 735 стр.
  9. Сажин Ю.В., Катынь А.В. “Микроэкономическая статистика”, учебник, – Саранск, 2008 г. – 207 стр.
  10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: