В чем гражданин упрекает поэта и что требует какие чувства владеют поэтом

Обновлено: 04.07.2024

Этот знаменитый поэт и писатель в основном принимал участие в борьбе за права народа. Его произведения очень ценятся потому, что при их написании автор ставил на первое место права рабочего и крестьянского класса. Отмена крепостного права и жизнь людей, после принятия данной реформы – это основная тема произведений Николая Алексеевича. В то время данное направление было уникально, поэтому и вызывает неподдельный интерес читателя.

История создания

Жанр, размер

Размер данного стихотворения – это четырехстопный ямб, рифмовку же он использует перекрестную, парную и кольцевую. Именно это немного напоминает произведения Александра Сергеевича Пушкина.

Образы и символы стихотворения

В данном стихотворении две центральные фигуры – это поэт и гражданин. Благодаря их образам, автор передает определенный смысл и идею.

Гражданин – в его образе показывается идея революционной демократии. Он находится в состоянии борьбы, отстаивая права народа. Его образ олицетворяет совесть, которая призывает Поэта к борьбе и действиям.

Гражданин представляет активную позицию и пытается донести свою великую идею до Поэта. Сравнивая родину с родной матерью, он показывает всю значимость проблем родного государства. Он пытается объяснить Поэту то, что его талант необходимо использовать в их нелегкой борьбе. Нельзя сидеть, сложа руки.. Необходимо использовать все средства на благо Отечества.

Что же касается образа Поэта, то здесь мы видим полную противоположность Гражданина. Он трусоват, ему не хватает внутреннего стержня, активности и упорства. Он пытается оправдать свое нерешительное поведение. Это своего рода карикатура на тех творцов, которые полностью поглощены своим творчеством и совершенно не обращают внимания на события, которые происходят вокруг них. Дело в том, что они очень эгоистичны, и бояться кинуть вызов обществу.

Темы и проблемы произведения

Основной проблемой данного стихотворения является роль поэта и поэзии как таковой в обществе. Каким образом поэзия способна влиять на мнение общественности, и какую силу она несет. Некрасов считает, что в столь непростое время, основное назначение поэта – это творить для общественности и влиять на настроение толпы. Ведь большинство поэтов были очень эгоистичны, и в своих трудах лишь воспевали свои переживания и элементы своей личной жизни.

Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Растрачивая свой талант на написание совершенно бесполезных текстов, которые не несут никакой пользы народу, Некрасов считает невозможным. Он пытается донести всю важность их творчества для гражданского населения. В первую очередь он старается доказать это себе самому, потому что, как и многие другие авторы порой теряет уверенность в своих силах, и перестает видеть смысл и важность своего творчества. Когда человек сталкивается с трудностями, он теряет уверенность в своих силах. Поэтому, призывая творческих людей творить для народа, он показывает и самому себе, насколько важно его дело для людей и родины.

Проблемы, которые в своем творчестве затрагивает Некрасов, в первую очередь показывают всю ту нестабильность и враждебность, которая происходит в его стране. Обычных людей загнали в такие рамки, что они молча выполняют свою работу, и продолжают жить в бедности, граничащей с нищетой, но бояться высказать свое мнение открыто. Люди живут в постоянном страхе перед могуществом правителей. Что же касается господ, то их совершенно не интересуют проблемы народа, а так же они не собираются делать что-то для улучшения их жизни.

Основными проблемами стихотворения можно выделить следующее:

Композиция

Композиционно стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина. Благодаря этому, Некрасову удалось показать одновременно две точки зрения. Как таковых строф в стихотворении нет, за место них автор использует реплики героев.

Гражданин (входит)

Опять один, опять суров,
Лежит — и ничего не пишет.

Поэт

Прибавь: хандрит и еле дышит —
И будет мой портрет готов.

Средства художественной выразительности

Благодаря большому количеству эпитетов, которые использует автор, стихотворение как нельзя лучше доносит истинный смысл. Большое количество метафор так же придают тексту большую яркость и выразительность.

Использование же риторических восклицаний, которые встречаются в диалоге Поэта и Гражданина, помогают читателю проникнуться основной идеей.

Совокупность всех этих средств художественной выразительности делают текст ярким, эмоциональным, способным достучаться до самых зачерствевших душ и сердец.

Смысл произведения

Основным смыслом произведения заключается в том, что автор призывает к пробуждению всего народа, а так же творцов, которые слишком уж увлеклись воспеванием природы и собственной жизни. Он толкает людей бороться за свои убеждения, а не отсиживаться где-то в стороне, пуская все на самотек.

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…

Некрасов призывает людей любое дело делать на благо отечеству, ведь иначе оно не несет в себе никакого смысла. Истинный патриот, которому была не безразлична судьба его родины, не мог сидеть на месте, наблюдая за народным горем.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Опять один, опять суров,

Лежит — и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит —

И будет мой портрет готов.

Хорош портрет! Ни благородства,

Ни красоты в нем нет, поверь,

А просто пошлое юродство.

Лежать умеет дикий зверь…

Да глядеть обидно.

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Вариант 1

Николай Некрасов – человек весьма самокритичный. Ведь именно он, в отличии от многих поэтов, относился к себе, а вернее, к своему творчеству, очень иронично. Его совсем не смущало, что он слишком сильно строго относиться к себе. Этот человек возможно и не обладал тем талантом, который был у Пушкина – быть прямолинейным и вместе с тем очень ироничным – но Некрасов все же имел свое своеобразное обаяние, которое нельзя не заметить и не отличить.

Некрасов родился в первой половине девятнадцатого века, и именно тогда, к несчастью самого поэта, знаменитый Пушкин был в расцвете своей славы и поэзии. Некрасову же тогда было всего лишь четыре года.

Это произведение относится к тому типу, когда в нем описывается процесс спора между двумя или несколькими людьми. В данном случае – между двумя. Один из спорящих людей – поэт, который занимается литературным искусством. Эта личность как бы олицетворяет самого Некрасова. Второй человек – простой гражданин своего города, который достаточно начитан и образован весьма неплохо.

Вариант 2

Лирика Н. А. Некрасова и стала той новой силой, которая воспевала патриотизм и любовь к родному народу. Он переосмысливает назначение поэта и поэзии. Некрасов отходит от традиций в русской поэзии и вырабатывает свое отношение к творчеству, искусству.

Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни:

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше:

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Можно пересчитать тех, кто действительно искренно любит родную землю. Остальные же – обыватели, которым ни до чего нет дела:

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Неудивительно, что данные строчки стали афоризмом.

Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким.

Когда бы знали жизнь мою,

Мою любовь, мои волненья…

Угрюм и полон озлобленья,

У двери гроба я стою…

Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть:

Под игом лет душа погнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна.

Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Сейчас он уже не знает, является ли его творчество случайностью или ему была уготована эта судьба:

Увы! кто знает? рок суровый

Все скрыл в глубокой темноте,

Но шел один венок терновый

К твоей угрюмой красоте.

Только теперь понял поэт, что жизнь – это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.

Вариант 1

История создания

Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарем, борцом за свободу народа и справедливость.

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народ, его права.

Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.

Композиция

Стих написан в форме диалога между поэтом и гражданином, это позволило Н. Некрасову показать взгляды двух сторон. Формально стихотворение делится не на строфы, а на реплики. Автор обозначает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр произведения – гражданская лирика. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.

Вариант 2

Литературное направление и жанр

Образы Поэта и Гражданина

В образе Гражданина отражены взгляды революционных демократов: самого Некрасова, Чернышевского, Белинского. С другой стороны, с поэтом Некрасов тоже отождествляет себя.

Поэт пассивен: один, суров, лежит, хандрит.

Гражданин подобен совести человека, не дающей жить для себя. Он указывает на лучшие черты характера Поэта, которые тот в себе заглушает: чувство долга, сердечная прямота, дарованье, сила, меткость. Гражданин призывает проснуться (метафора), смело громить пороки.

В монологе Гражданина с помощью метафор раскрывается его жизненное кредо. Если Пушкин – солнце, то Поэт — свет факела. Но и тусклый свет разгоняет мрак ночи. Гражданин возвещает: как сын не может смотреть на горе матери, так достойный гражданин должен идти в огонь за честь отчизны, убежденья, любовь (художественный параллелизм).

Поэт оправдывается своим несовершенством.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – определение роли поэта и поэзии. Для Некрасова эта роль связана с твёрдой гражданской позицией.

Размер и рифмовка

Вариант 3

Н. А. Некрасов — один из авторов, поднимающих самые болезненные темы русской жизни и всего народа. Будучи убежденным демократом, он имел собственное мнение по поводу предназначения поэта.

История создания

Жанр, направление и размер

Стихотворение Некрасова написано в жанре гражданской лирики, так как сам Николай Алексеевич являлся приверженцем реализма даже в поэзии. В стихотворной форме он передавал важное общественно-политическое содержание.

Размер стихотворения ямб, типы рифмы — перекрёстная и кольцевая рифмовка. Произведение имеет вид диалога между гражданином и поэтом.

Образы и символы

В произведении нельзя выделить одного главного героя, так как обоих автор выделяет с разных сторон, противопоставляя их образы друг другу.

Образ Гражданина является собирательным, так как объединяет в себе взгляды самого автора, а также писателя Чернышевского и критика Белинского. В произведении данный герой проявляет типичные качества для сознательного жителя демократического государства. Он знает свои права и обязанности, требуя того же от государства. Его реплики пропитаны политическим настроением того времени, мыслями Некрасова о положении народа.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения — определение роли поэта и поэзии в обществе. Автор настаивает на том, что творец должен тонко понимать свое время и делать то, что необходимо эпохе. Гражданин призывает собеседника осмотреться и понять, что в данный момент народу нужен голос, который озвучит его нужды и требования. Он сравнивает пушкинское дарование и то, чем наделен Поэт из стихотворения, и приходит к выводу, что они разные, потому что время изменилось. Сейчас нужна не красота слога, а сила голоса.

Другая тема – судьба народа. Большинство сладкоголосых певцов равнодушно к ней, но истинный поэт должен защищать интересы простых людей, обращать внимание общества на их горести. Пока власть играет мускулами и бахвалится, народ страдает под гнетом самодержавия, и есть только один человек, способный донести эту правду до высших чинов – поэт.

Еще одна тема – гражданское самосознание. Каждый человек должен найти в себе гражданина, которого заботит судьба страны. Только так народ сформирует деятельное и сознательное общество, которое будет отстаивать его интересы перед властью. Некрасов подает свой пример, ведь разговор Гражданина и Поэта происходит внутри него каждый раз, когда праведное негодование заставляет его браться за перо.

Настроение стихотворения – это мотивация к действию. Пока поэт лежит и ленится, его дело никто не сделает. Если вначале он думает, что поэзия – это то, что способно помочь народу, то в финале его мнение меняется. Гражданин силой своего пыла переубеждает его.

Основная идея

Средства художественной выразительности

Автор использует мнимую антитезу образов гражданина и поэта, их предназначений, но в финале доказывает, что эти понятия неразделимы.

Вариант 1

Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию.

Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова, а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке.

Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что любовная лирика, так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом?

Вариант 2

Литература ВСМТ 1к

Литература ВСМТ 1к

Литература ВСМТ 1к запись закреплена

О чем говорит Г.?

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Гроза молчит, с волной бездонной
В сияньи спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса,-
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит,-
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес — и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет.
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновленной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни — стяжатели и воры,
Другие — сладкие певцы,
А третьи. третьи — мудрецы:
Их назначенье — разговоры.

Стыдит П. за бездействие

Развернутая метафора: обстановка в России; возникновение революционной ситуации (Россия сравнивается с кораблем, который настигается бурями – бунтами , волнениями)
Что же требует Г. от П.?

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны.
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь.
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;

Активной жизненной позиции, общественной активности

слияния высокого искусства с граждан-скими убеждениями. Все это и создает подлинную Поэзию
Так ли равнодушно воспринимает П. слова Г., как хочет показать?

Ты кончил. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других — потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идем,
А если в сторону свернем -
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведет их к благородной цели,
И труд его успешен, спор.

Нет, не равнодушно, хотя бы потому, что дает Г. полный ответ: он несчастен; он отошел от прежних убеждений, идеалов, стал заботиться о самосохранении – и убил в себе поэтический талант.
Самобичевание, ирония, обида П. обращены к самому себе.
. На чем особенно настаивает Г.? Что считает обязательным для П.?

Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан. 3
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов 4,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель 5, не плантатор 6,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись? Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.

Чувство гражданствен-ности. Без гражданского идеала нет настоящего
поэта; без активной общественной деятель-ности талант его погаснет.

Таков общий вывод, с которым согласен и Поэт
Почему П.не удовлетворен прожитой жизнью? Как он наказан за измену идеалам юности? Какое чувство владеет

Стихотворение Некрасова построено как диалог между Поэтом и Гражданином. В самом начале их разговора, оправдывая свой общественный индифферентизм, Поэт ссылается на авторитет Пушкина:

Спаситель Пушкин! – вот страница:

Прочти и перестань корить.

И Гражданин читает в открытой для него книге:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Ещё стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Позднее поэт подтвердит сам:

Когда мой ближний утопал

В волнах существенного горя, −

То гром небес, то ярость моря

Я добродушно воспевал (Т. 2., с. 13).

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

И если ты богат дарами,

Их выставлять не хлопочи.

В твоём труде заблещут сами

Эта непрояснённость авторской позиции заставляет обратиться к самому содержанию диалога о назначении искусства в стихотворении Некрасова, соотнеся его с диалогом персонажей пушкинского произведения.

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветер и бесплодна:

Какая польза нам от ней?[7]

Гражданин Некрасова по существу повторяет вопрос, который задается толпе в стихотворении Пушкина:

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Иди и гибни безупрёчно.

Умрёшь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…

Но гром ударил; буря стонет

И снасти рвёт и мачту клонит, -

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Доказывая приоритет чистого искусства, некрасовский Поэт внутренне не сочувствует ему. Более того, свое призвание он видит, оказывается, не в лирической поэзии, а в поэзии, обладающей ярко выраженным общественным темпераментом. Именно с неё он начинал свой путь в искусстве:

Без отвращенья, без боязни

Я шел в тюрьму и к месту казни,

В суды, в больницы я входил

Что же заставило Поэта изменить характер творчества? Он идёт на очевидный для него компромисс с собственными убеждениями и эстетическими идеалами, объясняя это следующим образом:

Лукаво жизнь вперёд манила,

Как моря вольные струи,

И ласково любовь сулила

Мне блага лучшие свои

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна

Это, кстати, подтверждает и Гражданин:

Твои поэмы бестолковы,

Твои элегии не новы

Зачем так звучно он поёт?

Зачем сердца волнует, мучит,

Как своенравный чародей?[10]

Как истинный художник пушкинский Поэт сохраняет независимость от такого дидактического направления, которого ждёт от него толпа. Поэт Некрасова полностью зависит от требований толпы, ориентируется исключительно на массовые вкусы, в чём сознаётся сам:

Бичуя маленьких воришек

Для удовольствия больших,

Дивил я дерзостью мальчишек

И похвалой гордился их.

Поэтому ему так свойственно ощущение подавленности, чувство неудовлетворённости, которых был абсолютно лишён пушкинский Поэт. А гармоническая точность и ясность позиции Поэта Пушкина сменяется у героя Некрасова внутренней противоречивостью и рефлексией.

Нет в тебе поэзии свободной,

Мой суровый, неуклюжий стих.

Речь идёт, разумеется, не об отсутствии поэзии, но о невозможности, подобно Пушкину, сказать:

Дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум.

И при всей широте взглядов Некрасова как литературного критика он всё же вряд ли позволил бы себе признание, аналогичное тому, что мы читаем у Ап. Григорьева: «Поэты истинные, все равно говорили ли они:

Я не поэт – я гражданин, –

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв, –

[1] Некрасовский сборник. СПб., 2001.

[2] Архипов В.А. Поэзия борьбы и труда. М., 1973. С. 300.

[3] Бойко М.Н. Лирика Некрасова. М., 1977. С. 26

[5] Писарев Д.И. Пушкин и Белинский.//Писарев Д.И. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 3. М., 1956. С. 308.

[6] Дружинин А.В. Стихотворения Н. Некрасова // Дружинин А.В. Литературная критика М., 1983, стр. 202.

[7] Пушкин А.С. Собр. соч. В 10 т. М., 1974. Т. II. С. 166.

[9] Мандельштам О.Э. О собеседнике.//Мандельштам О.Э. Слово и культура. М., 1987. С. 52.

Читайте также: