В чем державин видел свое право на бессмертие

Обновлено: 30.06.2024

Так! – весь я не умру; но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой, неторопливой, Чело твое зарей бессмертия венчай.

Тема и идея

В своем произведении Гавриил Романович размышляет о возвышенном влиянии поэзии на общество, праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы, а потому их значение в социуме трудно переоценить.

История написания

Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе.

Своеобразие произведения передается поэтом следующим образом:

Итак, можно сделать вывод о том, что заслуги поэта заключаются в его умении говорить истину правителям непредвзято и с улыбкой. Для того чтобы понять серьезность всех этих заслуг Державина, нужно проследить путь его восхождения на поэтический Олимп. Поэт был по ошибке отдан в солдаты, хотя являлся потомком обедневших дворян. Сын вдовы, Державин был обречен на многолетнюю службу солдата. В ней не было никакого места поэтическому искусству. Однако уже тогда Гаврилу Романовича посещало поэтическое вдохновение. Он усердно продолжал заниматься самообразованием, а также писать стихи. По стечению обстоятельств он помог Екатерине стать императрицей. Но это не сказалось на его материальном положении — поэт едва сводил концы с концами.

В конце нужно обязательно сделать вывод. Как его правильно написать, ищите в самом низу статьи. Читайте далее.

Борец за правду

Державин боролся с казнокрадами, постоянно показывал себя как поборник правды, старался добиться справедливости. И это — характеристики поэта из уст его современников. Гаврила Романович напоминал вельможам и чиновникам, что, несмотря на их положение, их удел точно такой же, как и у простых смертных.

Прием инверсии

Данный метод позволяет выделить наиболее важные члены предложения, акцентировать внимание на своей идее, придать стихотворению большую эмоциональную окраску. В особенности часто подобный прием используется в поэтических произведениях для придания стихотворениям мелодичности, напевности.

стихотворение памятник державина и пушкина

Отличие Державина от Горация

Примечания

Торжественный стиль

Значение в литературе

Тема роли и призвания поэта затрагивалась многими авторами неоднократно, но именно Г.Р. Державин был первым русским писателем, который избрал темой для произведения собственную уникальность и уникальность своего творчества.

Главной идеей произведения является мысль автора о том, что цель искусства и литературы сложно переоценить, потому что именно она воспитывает просвещение, любовь к прекрасному и другие важные для достойного человека качества. Все произведения Державина отличаются удивительной искренностью, и Памятник не является исключением. Он без всякого стеснения и робости высказывает свое мнение о власти и поясняет, каковы именно его заслуги перед русской литературой.

Стихотворение написано очень лаконично и ритмично (первая строчка с третьей, вторая с четвертой), поэтому читать и учить его довольно просто. И также подобное написание позволяет прочувствовать глубину затрагиваемой автором темы.

Нельзя, конечно, не обратить внимание на восклицательные предложения, которые автор необыкновенно гармонично располагает по всему стихотворению (в начале и ближе к концу), что помогает нам на протяжении всего чтения находится в, своего рода, боевом настроении. Лирический герой у Державина сразу вызывает довольно сильные эмоции у читателя. Предстает как человек сильный, упертый, уверенный в своей правоте. Именно это, как мы понимаем, помогает ему добиваться поставленных целей.

Анализ кратко для 9 класса

Поэт не требует за свое творчество никакого вознаграждения, он призывает читателей понять его чувства и слова. Ведь тема свободы и воли всегда была у Пушкина на первом месте. Поэт верит, что пока на земле жив хоть один поэт, поэзия будет жить.

Основная тема стихотворения — философское раздумье о жизни и творчестве. По жанру — это ода, которая строится на гуманизме и свободолюбии.

Анализ стихотворения Памятник Державина

Также актуальна и тема бессмертия. Любое творчество живет вечно. Он неоднократно повторяет это в своем стихотворения. Творчеству не грозит исчезновение после физической смерти, это нечто эфемерное и незыблемое, это то, что невозможно понять или проанализировать, лишь, полагаясь на чувства и ощущения, можно осмыслить то, о чем идет речь.

Также затрагивается и тема знаний высшего порядка. Державин, буквально, между строчек, говорит о том, что все внешнее слишком незначительное, а истина и настоящая глубина чувств, мотивов и поступков – спрятана от человека, не каждый может докопаться до настоящего понимания, лишь поэзия, связанная невидимой нитью с Богом, может помочь человеку обрести смысл.

Несмотря на то, что стихотворение неоднократно подвергалось критике, многие говорили о некоторой нескромности и приписывании себе несуществующих качеств, стихотворение живет уже ни один год. Самое значимый показатель талантливо написанного стихотворения – время. Действительно, в данном стихотворении затрагиваются такие темы, которые не теряют своей актуальности никогда. Даже сегодня эта тема дает почву для размышлений. Оно является поводом задуматься о бессмертии души, о творчестве, о его предназначении и смысле существования. На сегодняшний день многие из нас забывают о том, что смысл не в финансовом благосостоянии, не в стабильности и не в чем-то материальном, а в том, о чем говорит нам Державин – в творчестве и духовности, которые неразрывно связаны между собой.

Вариант 3

Памятник Державина является программным произведением, с которого многие даже начинают изучение русской классической лирики. Державин был, как говорят американцы self made man, то есть всего добивался сам, собственными усилиями. Он поднялся из самых низов и достиг существенных вершин, о чем нередко писал в собственных произведениях.

Как известно, эта лирика является во многом автобиографической и Гаврила Романович тут был первооткрывателем и эталоном жанра. Собственно Памятник является рассуждением о вечности поэта, которой он достигает через собственную поэзию.

Во многом Державин восхваляет себя в собственном творении, но тут отсутствует какая-либо напыщенность, по большей части только благородство, которое подчеркивается множеством эпитетов и слов наподобие: чудесный и вечный, заслугой справедливой, возгордись, дерзнул. В общем, Державин говорит не только о собственном величии, но и о величии поэта как такового, лирический герой – не только Державин, но и общий идеал поэта, который готов отстаивать собственное мнение, умеет достигать цели и в определенном смысле возвышается над обыденной действительностью, наблюдая за вечностью.

Как видят себя поэты?

Гаврила Романович представляет себя в своем произведении не только как творца, но и как придворного. Потому его и будут чтить, ведь он смог открыто беседовать с высокопоставленными особами. Также Державин ставит себе в заслугу говорить о высших духовных ценностях, о боге.

Таким образом, можно сделать важный вывод: ценности Пушкина в отношении личного и гражданского развития стоят на порядок выше ценностей Державина. Если Гаврила Романович больше всего ценит свою близость к правящей знати, то Пушкин ставит на первое место служение людям. Он провозглашает идеал не только поэта, но также и гуманного, прогрессивного человека.

сравнение пушкина и державина

Литературный анализ

Данное стихотворение было впервые запечатлено на бумаге в 1795 году, когда Державину было пятьдесят два года и он уже находился в зрелом периоде своего творчества. В этом возрасте он уже обзавёлся поэтическим и служебным успехом, а также начал анализировать свою роль в русской поэзии и культуре.

Жанр стихотворения

— ода. Но не совсем обычная ода, Державин первый из русских поэтов, хоть и косвенно, но посвятил оду себе. Это можно назвать слегка эгоистической одой; но с другой страны талант, масштаб и влияние личности поэта этого заслуживает.

Размер стихотворения

: шестистопный ямб.
Вид рифмовки
: перекрёстная рифмовка.

Главная мысль и тема стихотворения

— это вера в бессмертие как поэзии в частности, так и искусства в целом. Державин говорит нам, что человеку не обязательно возводить города, увековечивать себя в граните или быть центром внимания своей эпохе, но ему лишь нужно творить искусство и тогда его запомнят и без лишних атрибутов.

Но ко всему прочему Державин также выдвигает несколько условий к будущим поэтам: Во-первых, быть абсолютно честными всегда и везде и с кем бы то ни было. Пускай и король перед вами, или император, но коль вы поэт, то обязаны не льстить, а правдою как мечом рубить. Во-вторых, не стеснятся и даже гордиться собственными успехами и заслугами. Державин собственным примером показывает, что если вы действительно сдюжили в борьбе за славу и достигли чего-то грандиозного, то нет ничего постыдного в том, чтобы похвастаться этим. В-третьих, подобно примеру поэта из его последней строфы, безгранично, бесцельно, но перманентно, резво и яро славить, восхвалять. Ту самую соблаговоляющую в творчестве, но при том неуловимую поэтическую музу.

Для поддержания величественности и высокопарности своего стихотворения, дабы выделить его непомерную важность, Гавриил использует множество разных художественных приёмов. Эпитеты: памятник (какой) чудесный, вечный; вихрь(какой) быстротечный; слог забавный. И др. Гипербола: металлов тверже, а также выше пирамид. Метафоры: времени полет; зарей бессмертия. Олицетворения: ни гром не сможет сломить; ; ни времени полёт ни сокрушит. Также стоит отметить общий подбор слов для этого стихотворения, многие из них считаются очень возвышенными и редкими. Стихотворение изобилует восклицанием и духом высокой поэзии.

Анализ стихотворения Памятник по плану

Краткий анализ

История создания

– Стих написан в 1795 году.

Тема стихотворения

– Прославление поэтического творчества и утверждение высока предназначения поэта.

– Композиция состоит из пяти строф: в первых четырех автор описывает высокое значение поэзии и превозносит собственные заслуги в искусстве, в пятой — обращается к Музе.

Стихотворный размер

– Шестистопный ямб с перекрестной рифмой.

Возможно вам будет интересно

Гавриил Державин — классицист

Писатель и поэт, он был ярким представителем классицизма, поскольку перенял европейские традиции писать произведения в возвышенном стиле, но в то же время он внес в них много разговорной речи, делая стихи простыми и доступными для понимания всех слоев населения, о чем говорит и литературный анализ.


Наставник юных гениев

Обращение к музам

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Лингвистический анализ стихотворения

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Морфологический уровень

В стихотворении представлены все части речи.

Личное местоимение Я встречается в каждой строфе:

1 строфа – я (воздвиг);

2 строфа- я (не умру);

3 строфа- я (известен стал);

4 строфа – я (дерзнул);

2 строфа – притяжательное местоимение МОЯ : (слава возрастает) моя.

3 строфа – (слух пройдет) обо мне ( в Пр.пад.)

Эстетическая функция

2.Каждое личное местоимение Я согласуется с глаголом совершенного вида:

Я воздвиг. дерзнул. не умру…и т.д.

Эстетическая функция

Глаголы совершенного вида указывают на завершенное действие. Часто употребляя словосочетание личное местоимение + глагол сов. вида прошедшего времени, автор акцентирует внимание на своих достижениях, завершенных делах в поэзии.

Имена существительные СЛАВЯНЕ с СЛАВА ( 2 строфа) имеют общий корень СЛАВ-:

И слава возрастает моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Эстетическая функция

Державин прочность своей славы видит в уважении к своему отечеству, народу.

2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Каждая строфа представляет собой одно сложное предложение – 5 строф = 5 сложных предложений. Сложные предложения построены однотипно – каждое сложное предложение состоит из 3, 4 простых предложений, исключая 4 предложение (4 строфа), представляющее собой 1 простое предложение, осложненное однородными сказуемыми.

В каждой строфе 1 строка представляет собой 1 простое предложение – в строфе 4 строки = 4 простые предложения (исключение 4 строфа и др.)

Есть предложения, осложненные деепричастиями и деепричастными оборотами:

от тлена убежав…, …не увядая, однородными членами предложения: 4 строфа – я дерзнул…, возгласить, …беседовать, …говорить ; 5 строфа- муза возгордись, презирай, венчай.

Эстетическая функция

1 строфа = 1 предложение = 1 нерасчлененная мысль.

Однородные сказуемые – акцент на интенсивность действия, на деятельную сторону силы поэзии.

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Лексика стихотворения – возвышенная. Стиль – высокий. Художественные средства выразительности. Наряду с нарицательными существительными, употребленными в конкретном и отвлеченном значении, есть собственные имена существительные, обозначающие географические названия – Волга, Дон, Нева и т.д., и конкретное историческое лицо- Фелица. Обилие слов, употребляемых в высоком стиле, в поэзии.

Эстетическая функция

Художественные средства выразительности украшают стихотворение, придают ему возвышенность, таинственность. Книжные слова (поэтические) :

Муза, чело, возгласить, возгордись, царя бессмертия и др.- выполняют ту же функцию.

ЗАБАВНЫЙ – доставляющий забаву, интересный.

Эстетическая функция

Свою заслугу Державин видит в забавном русском слоге. Забавным слог сделал поэт, т.е. веселым, простым, острым, интересным.

5. 4строфа стихотворения:

первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Эстетическая функция

Автор видит свою заслугу в том, что, сохраняя человеческое достоинство, искренность, мог

«В сердечной простоте беседовать о боге

6. В последней строфе Державин обращается к музе. Обращаясь к ней, автор употребляет глаголы повелительного наклонения : возгордись, презирай, венчай.

Эстетическая функция

Автор хочет, чтобы муза и на пороге бессмертия сохранила черты воинственности и величия. Последняя строфа говорит о том, что Державин не надеется на единодушное одобрение современников.

ВЫВОД. Бессмертие, по мнению Державина, дано поэтам, которые создают поэзию – чудесную, высокую - БЕССМЕРТНУЮ.

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа), практические (анализ стихотворения).

Оборудование: портреты поэтов, сборники стихов, карточки-задания.

Ты прав, Певец: ты будешь жить;
Ты памятник воздвигнул вечный:
Его не могут сокрушить
Ни гром, ни вихорь быстротечный.

К.Ф. Рылеев “Державин”

Ход урока

1). Слово учителя.

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Сегодня на уроке мы сопоставим стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравним художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.

2). Чтение и анализ стихотворений.

а) Итак, впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”. Переводов оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносова, В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова), несомненно, были известны Пушкину, а другие (А.А. Фета, Н. Фоккова, Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова, В.Я. Брюсова) появились уже после смерти Пушкина.

  • Прочитайте переложение оды Горация “К Мельпомене” (“Памятник”), созданное М.В. Ломоносовым. Определите тему и главную мысль стихотворения.
  • Каким способом поэт придает своим стихам торжественность и чеканность?

(Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.).

Объяснить значение этих слов: (аквилон – северо-восточный ветер; Авфид – река в Италии на родине Горация; стихи эольски – образцовые, древнегреческие; Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов; муза – богиня, покровительница наук и искусства; Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом).

б) В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Таких людей

Ни слеза вдовиц не тронет,
Ни сирот несчастных стон:
Пусть в крови вселенна тонет,
Был бы счастлив только он… (“Любителю художеств”)

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом:

… И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой:

…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

  • Перечитайте стихотворение Державина “Памятник”. Определите его тему и основную мысль.
  • Каким размером написано стихотворение, какие в нем рифмы?
  • Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)?

в) За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин написал стихотворение “Памятник” (1836 г.). В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение – запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига “Два Александра”, где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин – как величайший поэт. Однако начало XIX века впоследствии будут называть пушкинской эпохой, а не эпохой Александра I.

  • Выразительно прочитайте стихотворение Пушкина “Памятник”. Определите тему и основную мысль.

(Жанр – ода, это продиктовано традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина, которое, как мы уже говорили, является переделкой оды Горация, известной русскому читателю по переводу Ломоносова.

  • Назовите средства поэтической выразительности в оде Пушкина.

(Эпитеты: памятник нерукотворный, душа в заветной лире, в мой жестокий век, главою непокорной;

И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян и финн, и ныне дикой
Тунгус и друг степей калмык.

  • Найдите в стихотворении Пушкина славянизмы. Какую тональность они придают стихотворению?

(Подбор слов, интонация отличаются торжественностью, возвышенностью, благодаря славянизмам: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык (т.е. народ), велению и другие. По интонации “Памятник” представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие).

1 строфа. Как характеризует свой “Памятник” Державин? Какой новый, по сравнению со стихотворением Державина, смысл возникает со словами Пушкина “памятник нерукотворный”, с упоминанием о “народной тропе” и сравнением с Александрийским столпом?

(Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчества. Поэт “воздвиг” себе “нерукотворный памятник”, который выше “Александрийского столпа”, т.е. колоны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге).

2 строфа. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов?

Гораций: “…до тех пор буду расти свежей славой, пока будет подниматься в Капитолий верховный жрец с молчаливой девой” (букв. перевод).

“И слава возрастет моя не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить…”

“И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит”.

(Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России).

4 строфа. Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу?

Гораций: “За то, что первый я на голос эолийский свел песнь Италии…”

“…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить…”

“…чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал”.

(Пушкин утверждает, что право на бессмертие, на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества: “чувства добрые я лирой пробуждал; во-вторых, своей борьбой за свободу: “в мой жестокий век восславил я свободу”, а в одном из вариантов этой строки называл себя последователем Радищева: “вослед Радищеву восславил я свободу”; в-третьих, защитой декабристов: “и милость к падшим призывал”).

5 строфа. У всех трех поэтов стихотворение заключается обращением к музе. Что нового появляется в пушкинских строках по сравнению с державинскими?

  • Итак, в чем сходство и различие поэтических позиций авторов? В чем своеобразие пушкинского понимания роли поэта и назначении поэзии?

(“Памятник” Державина – своеобразный “рапорт” о проделанной работе: о достижениях в “забавном русском слоге” и “воспитательных” беседах с царями об истине. Пушкинское же стихотворение по своему масштабу космично – оно адресовано всему “подлунному миру”, посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит…”. Державинское разделение на “поэта” и “гражданина” в нем отменяется – творческое кредо и человеческий долг для Пушкина нераздельны, едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал “чувства добрые” в их душах, стремясь пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе – единственное, к чему может и должно апеллировать искусство. Противопоставление “жестокого века” Свободе, призыв к милосердию – это и есть те “добрые чувства”, которые пробуждает пушкинская лира).

5). Итоговая работа по группам

Первая группа анализирует “Я знак бессмертия себе воздвигнул…” М.В. Ломоносова, вторая группа – “Памятник” Г.Р. Державина, третья группа – “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” А.С. Пушкина.

План анализа (единый для всех групп)

1. Выразительно прочитайте стихотворение.

2. Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении?

3. Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия?

4. С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?

Результатом обсуждения может стать заполнение следующей таблицы:

М.В.Ломоносов Г.Р.Державин А.С.Пушкин
Черты биографии “Мне безззнатный род препятством не был”. “…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”. “…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”.
Границы творческого бессмертия Поэт будет жить, пока живо его Отечество. “Доколь славянов род вселенна будет чтить”. “…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”.
Каковы отношения у поэта с музой Муза – высокая покровительница. Муза – верная подруга поэта. Муза – соратник на великом поприще поэзии.

- В каком стихотворении, на ваш взгляд, меньше всего прослеживается личностное авторское начало? С чем это связано?

- Почему для своего стихотворения о долге и назначении поэта и поэзии А.С. Пушкин взял за образец вольное переложение оды Горация Г.Р Державиным, а не более точный к подлиннику перевод М.В. Ломоносова?

6. Подведение итогов урока.

Итак, сделайте вывод, как развивалась тема поэта и поэзии в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.

Список литературы

1. Кучина Т.Г., Леденев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе в 9-11 классах. М., Дрофа, 2000г., стр. 23-24.

2. Турьянская Б.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М., Русское слово, 2002г., стр.42-43.

3. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе в 9-м классе/ Под ред. Г.И. Беленького/, М., Просвещение, 1996г., стр. 115-117.

Тема и идея



Своеобразие произведения передается поэтом следующим образом:

Итак, можно сделать вывод о том, что заслуги поэта заключаются в его умении говорить истину правителям непредвзято и с улыбкой. Для того чтобы понять серьезность всех этих заслуг Державина, нужно проследить путь его восхождения на поэтический Олимп. Поэт был по ошибке отдан в солдаты, хотя являлся потомком обедневших дворян. Сын вдовы, Державин был обречен на многолетнюю службу солдата. В ней не было никакого места поэтическому искусству. Однако уже тогда Гаврилу Романовича посещало поэтическое вдохновение. Он усердно продолжал заниматься самообразованием, а также писать стихи. По стечению обстоятельств он помог Екатерине стать императрицей. Но это не сказалось на его материальном положении - поэт едва сводил концы с концами.


Борец за правду


Державин боролся с казнокрадами, постоянно показывал себя как поборник правды, старался добиться справедливости. И это - характеристики поэта из уст его современников. Гаврила Романович напоминал вельможам и чиновникам, что, несмотря на их положение, их удел точно такой же, как и у простых смертных.

Отличие Державина от Горация

Произведение, доступное для понимания

Державин был ярким представителем классицизма в литературе. Именно он перенял европейские традиции, по правилам которых составлялись произведения в возвышенном, торжественном стиле. Однако при этом поэт сумел внести в свои стихотворения много простой, разговорной речи. Именно этим он и сделал их простыми для понимания представителями самых разных слоев населения.

Критика стихотворения


Он столкнулся с обвинениями в хвастовстве и чрезмерной гордыни. Державин рекомендовал своим яростным оппонентам не обращать внимания на торжественный слог, а задуматься над тем смыслом, который заложен в произведении.

Торжественный стиль

Значение в литературе


Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.

Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид…

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай.

В основу стихотворения положен образ памятника. Он становится в произведении Державина памятью таланту и искусству. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора.

Ещё один излюбленный приём поэта — градация. Например:

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Наряду с этими приемами, Державин использовал и одушевление. Вот четверостишие, полностью состоящее из одушевлений:

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

С самой большой теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что именно она двигала его пером:

О муза! возгордись заслугой справедливой…

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.

Так! - весь я не умру, но часть моя большая,
От тлена убежав, но смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род весленна будет чтить.

Слух пройдёт обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева с Рифея льёт Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчётных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы 1 возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину парям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

В мире художественного слова Г.Р. Державина

Г.Р. Державин. Гравюра И. Пожалостина (1880) с оригинала А.А. Васильевского (1815)

Самостоятельная работа

Ода - торжественное, патетическое стихотворное произвение

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род Вселенна будет чтить.

…Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Человеку, поэтому и говорит о ее человеческих достоинствах. Свою заслугу как поэта Державин видит в том, что мог:

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить

Последняя строфа стихотворения говорит о том, что поэт не надеется на всеобщее одобрение современников, отчего Муза его воинственна и величественна:

О Муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, что придает его ритму неторопливость и торжественность. Ритм стиха как бы соответствует важности темы.

Как решается в стихотворении тема бессмер­тия? Почему автор уверен, что после смерти слава его возрастет?

Поэт связывает значение своего творче­ства с существованием и развитием славян­ской культуры. Создание новой поэтиче­ской манеры он рассматривает как новый и существенный вклад в русскую поэзию.

Что ставит Державин себе в заслугу как поэту и человеку?

Там свадеб шутовских не парят,

В ледовых банях их не жарят,

Не щелкают в усы вельмож;

Князья наседками не клохчут,

И сажей не марают рож.

В той же оде мы читаем изображение быта провинциального дворянина, хотя и живущего в столице.

Иль, сидя дома, я прокажу,

Играя в дураки с женой;

То с ней на голубятню лажу,

То в жмурки резвимся порой;

То в свайку с нею веселюся,

То ею в голове ищуся.

Каким стилем написано это стихотворение? Есть ли в нем элементы высокого стиля? Какова роль старославянизмов в стихотворении?

Анализ стихотворения — Памятник. Русский язык и литература

Тема роли и призвания поэта затрагивалась многими авторами неоднократно, но именно Г.Р. Державин был первым русским писателем, который избрал темой для произведения собственную уникальность и уникальность своего творчества.

Главной идеей произведения является мысль автора о том, что цель искусства и литературы сложно переоценить, потому что именно она воспитывает просвещение, любовь к прекрасному и другие важные для достойного человека качества. Все произведения Державина отличаются удивительной искренностью, и Памятник не является исключением. Он без всякого стеснения и робости высказывает свое мнение о власти и поясняет, каковы именно его заслуги перед русской литературой.

Стихотворение написано очень лаконично и ритмично (первая строчка с третьей, вторая с четвертой), поэтому читать и учить его довольно просто. И также подобное написание позволяет прочувствовать глубину затрагиваемой автором темы.

Нельзя, конечно, не обратить внимание на восклицательные предложения, которые автор необыкновенно гармонично располагает по всему стихотворению (в начале и ближе к концу), что помогает нам на протяжении всего чтения находится в, своего рода, боевом настроении. Лирический герой у Державина сразу вызывает довольно сильные эмоции у читателя. Предстает как человек сильный, упертый, уверенный в своей правоте. Именно это, как мы понимаем, помогает ему добиваться поставленных целей.

Анализ стихотворения Памятник Державина

Также актуальна и тема бессмертия. Любое творчество живет вечно. Он неоднократно повторяет это в своем стихотворения. Творчеству не грозит исчезновение после физической смерти, это нечто эфемерное и незыблемое, это то, что невозможно понять или проанализировать, лишь, полагаясь на чувства и ощущения, можно осмыслить то, о чем идет речь.

Также затрагивается и тема знаний высшего порядка. Державин, буквально, между строчек, говорит о том, что все внешнее слишком незначительное, а истина и настоящая глубина чувств, мотивов и поступков – спрятана от человека, не каждый может докопаться до настоящего понимания, лишь поэзия, связанная невидимой нитью с Богом, может помочь человеку обрести смысл.

Несмотря на то, что стихотворение неоднократно подвергалось критике, многие говорили о некоторой нескромности и приписывании себе несуществующих качеств, стихотворение живет уже ни один год. Самое значимый показатель талантливо написанного стихотворения – время. Действительно, в данном стихотворении затрагиваются такие темы, которые не теряют своей актуальности никогда. Даже сегодня эта тема дает почву для размышлений. Оно является поводом задуматься о бессмертии души, о творчестве, о его предназначении и смысле существования. На сегодняшний день многие из нас забывают о том, что смысл не в финансовом благосостоянии, не в стабильности и не в чем-то материальном, а в том, о чем говорит нам Державин – в творчестве и духовности, которые неразрывно связаны между собой.

Вариант 3

Памятник Державина является программным произведением, с которого многие даже начинают изучение русской классической лирики. Державин был, как говорят американцы self made man, то есть всего добивался сам, собственными усилиями. Он поднялся из самых низов и достиг существенных вершин, о чем нередко писал в собственных произведениях.

Как известно, эта лирика является во многом автобиографической и Гаврила Романович тут был первооткрывателем и эталоном жанра. Собственно Памятник является рассуждением о вечности поэта, которой он достигает через собственную поэзию.

Во многом Державин восхваляет себя в собственном творении, но тут отсутствует какая-либо напыщенность, по большей части только благородство, которое подчеркивается множеством эпитетов и слов наподобие: чудесный и вечный, заслугой справедливой, возгордись, дерзнул. В общем, Державин говорит не только о собственном величии, но и о величии поэта как такового, лирический герой – не только Державин, но и общий идеал поэта, который готов отстаивать собственное мнение, умеет достигать цели и в определенном смысле возвышается над обыденной действительностью, наблюдая за вечностью.

Литературный анализ

Данное стихотворение было впервые запечатлено на бумаге в 1795 году, когда Державину было пятьдесят два года и он уже находился в зрелом периоде своего творчества. В этом возрасте он уже обзавёлся поэтическим и служебным успехом, а также начал анализировать свою роль в русской поэзии и культуре.

Жанр стихотворения — ода. Но не совсем обычная ода, Державин первый из русских поэтов, хоть и косвенно, но посвятил оду себе. Это можно назвать слегка эгоистической одой; но с другой страны талант, масштаб и влияние личности поэта этого заслуживает.

Размер стихотворения: шестистопный ямб. Вид рифмовки: перекрёстная рифмовка.

Главная мысль и тема стихотворения — это вера в бессмертие как поэзии в частности, так и искусства в целом. Державин говорит нам, что человеку не обязательно возводить города, увековечивать себя в граните или быть центром внимания своей эпохе, но ему лишь нужно творить искусство и тогда его запомнят и без лишних атрибутов.

Но ко всему прочему Державин также выдвигает несколько условий к будущим поэтам: Во-первых, быть абсолютно честными всегда и везде и с кем бы то ни было. Пускай и король перед вами, или император, но коль вы поэт, то обязаны не льстить, а правдою как мечом рубить. Во-вторых, не стеснятся и даже гордиться собственными успехами и заслугами. Державин собственным примером показывает, что если вы действительно сдюжили в борьбе за славу и достигли чего-то грандиозного, то нет ничего постыдного в том, чтобы похвастаться этим. В-третьих, подобно примеру поэта из его последней строфы, безгранично, бесцельно, но перманентно, резво и яро славить, восхвалять. Ту самую соблаговоляющую в творчестве, но при том неуловимую поэтическую музу.

Для поддержания величественности и высокопарности своего стихотворения, дабы выделить его непомерную важность, Гавриил использует множество разных художественных приёмов. Эпитеты: памятник (какой) чудесный, вечный; вихрь(какой) быстротечный; слог забавный. И др. Гипербола: металлов тверже , а также выше пирамид. Метафоры: времени полет; зарей бессмертия. Олицетворения: ни гром не сможет сломить ; ; ни времени полёт ни сокрушит. Также стоит отметить общий подбор слов для этого стихотворения, многие из них считаются очень возвышенными и редкими. Стихотворение изобилует восклицанием и духом высокой поэзии.

Читайте также: