В чем автор видит главное содержание права

Обновлено: 07.07.2024

Естественное состояние, в котором находятся люди, по Локку, — состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не испрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли. Это состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными, — никто не имеет больше другого.

Однако это, тем не менее, не состояние своеволия. Естественное состояние имеет закон природы, которым оно управляется и который обязателен для каждого; и разум, который является этим законом, учит всех людей, которые пожелают с ним считаться, что, поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого; ибо все люди созданы одним всемогущим и бесконечно мудрым творцом.

К чертам естественного состояния относится: закон природы, которым оно управляется и который обязателен для каждого; и разум, который является этим законом, учит всех людей, которые пожелают с ним считаться, что, поскольку все люди равны и независимы, поскольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого; ибо все люди созданы одним всемогущим и бесконечно мудрым творцом.

К причинам появления государства Локк относит необходимость объединения в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества.

Гражданское правление является подходящим средством, избавляющим от неудобств естественного состояния, а неудобства эти, несомненно, должны быть огромными, когда люди оказываются судьями в своих собственных делах; ведь нетрудно себе представить, что тот, кто был настолько несправедлив, что нанес ущерб своему брату, вряд ли будет настолько справедлив, чтобы осудить за это самого себя.

Понятие свободы. Естественная свобода человека заключается в том, что он свободен от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется воле или законодательной власти другого человека, но руководствуется только законом природы. Свобода человека в обществе заключается в том, что он не подчиняется никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воли и не ограничен каким-либо законом, за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием. Свобода людей в условиях существования системы правления заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это — свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека, в то время как естественная свобода заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы.

Понятие рабства. Рабство является отвратительным и жалким состоянием человека и столь противно великодушному праву и мужеству английского народа, с которым оно просто никак не совместимо, что почти невозможно представить англичанина, и тем более джентльмена, выступившего в его защиту.

Понятие равенства. Локк определяет равенство как состояние, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными, — никто не имеет больше другого.

Вопрос № 3. В чем автор видит значение собственности?

Автор видит это значение в обладании человеком некоторой собственностью, заключающейся в его личности, в его труде. Что бы человек ни извлекал из того состояния, в котором природа этот предмет создала и сохранила, он сочетает его со своим трудом и присоединяет к нему нечто, принадлежащее лично ему и тем самым делает его своей собственностью. Так как он выводит этот предмет из того состояния общего владения, в которое его поместила природа, то благодаря своему труду он присоединяет к нему что-то такое, что исключает общее право других людей. Ведь, поскольку этот труд является неоспоримой собственностью трудящегося, ни один человек, кроме него, не может иметь права на то, к чему он однажды его присоединил, по крайней мере в тех случаях, когда достаточное количество и того же самого качества остается для общего пользования других.

Вопрос № 4. Установите цели, задачи государства согласно теории Локка.


  • избегать и возмещать те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают из того, что каждый человек является судьей в своем собственном деле;

  • сохранение собственности людей, обеспечение возможности пользоваться ею мирно и безопасно.

  • В самом общем виде цель государства – сохранение общества, блага народа.

  • Задачи государства обусловлены целями его существования, среди них можно выделить следующие:

  • осуществлять правление согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов;

  • осуществлять правление с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов;

  • обеспечение безопасности (применять силу сообщества в стране только при выполнении установленных и постоянных законов, а за рубежом — для предотвращения вреда или для получения возмещения за него и для охраны сообщества от вторжений и захватов).

Локк писал, что так как законы, которые создаются один раз и в короткий срок, обладают постоянной и устойчивой силой и нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим исполнением, то необходимо, чтобы все время существовала власть, которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе. И таким образом, законодательную и исполнительную власть часто надо разделять.

Хотя в конституционном государстве, опирающемся на свой собственный базис и действующем в соответствии со своей собственной природой, т.е. действующем ради сохранения сообщества, может быть всего одна верховная власть, а именно законодательная, которой все остальные подчиняются, и должны подчиняться, все же законодательная власть представляет собой лишь доверенную власть, которая должна действовать ради определенных целей, и поэтому по-прежнему остается у народа верховная власть устранять или заменять законодательный орган, когда народ видит, законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию.

Локк пишет, что законодательная власть в своих самых крайних пределах ограничена общественным благом. Она не имеет иной цели, кроме сохранения общества, и, следовательно, никогда не может иметь права уничтожать, порабощать или умышленно разорять подданных. Кроме того, законодательная, или высшая, власть не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных уполномоченных на то судей.

Важно отметить, что законодательный орган не может передать право издавать законы в чьи-либо другие руки. Ведь это право, доверенное народом, и те, кто им обладает, не могут передавать его другим. Только народ может устанавливать форму государства, делая это посредством создания законодательной власти и назначения тех, в чьих руках она будет находиться.

Касательно исполнительной власти Локк пишет, что необходимо остерегаться такого положения дел в государстве, когда тот, кто обладает верховной исполнительной властью, пренебрегает своими обязанностями и не исполняет их, так что уже изданные законы не могут быть введены в действие. Это совершенно очевидно приводит к анархии и в конце концов к распаду системы правления. Ведь законы создаются не ради самих законов, но для того, чтобы они выполнялись и тем самым служили узами, связывающими общество, чтобы держать все части политического тела в надлежащих местах и при надлежащем функционировании; когда это полностью прекращается, то явно прекращается и правление, и народ становится беспорядочной массой, лишенной всякого порядка и связи.

Право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство, личная святость. Значение его более относительно, его содержание создаётся отчасти изменчивыми экономическими и социальными условиями. Относительность значения права даёт повод некоторым теоретикам определять очень низко его ценность. Одни видят в праве только этический минимум, другие считают неотъемлемым элементом его принуждение, т. е. насилие. Если это так, то нет основания упрекать нашу интеллигенцию в игнорировании права. Она стремилась к более высоким и безотносительным идеалам и могла пренебречь на своём пути этою второстепенною ценностью.

Но духовная культура состоит не из одних ценных содержаний. Значительную часть её составляют ценные формальные свойства интеллектуальной и волевой деятельности. А из всех формальных ценностей, право, как наиболее совершенно развитая и почти конкретно осязаемая форма, играет самую важную роль. Право в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология или чем систематические упражнения воли. Главное же, в противоположность индивидуальному характеру этих последних дисциплинирующих систем право — по преимуществу социальная система и притом единственная социально дисциплинирующая система. Социальная дисциплина создаётся только правом; дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком — тождественные понятия.

С этой точки зрения и содержание права выступает в другом освещении. Главное и самое существенное содержание права составляет свобода. Правда, это свобода внешняя, относительная, обусловленная общественной средой. Но внутренняя, более безотносительная, духовная свобода возможна только при существовании свободы внешней, и последняя есть самая лучшая школа для первой.

Если иметь в виду это всестороннее дисциплинирующее значение права и отдать себе отчёт в том, какую роль оно сыграло в духовном развитии русской интеллигенции, то получатся результаты крайне неутешительные. Русская интеллигенция состоит из людей, которые ни индивидуально, ни социально не дисциплинированы. И это находится в связи с тем, что русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нём ценности; из всех культурных ценностей право находилось у неё в наибольшем загоне. При таких условиях у нашей интеллигенции не могло создаться и прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне низком уровне развития.

Нам могут сказать, что русский народ вступил чересчур поздно на исторический путь, что нам незачем самостоятельно вырабатывать идеи свободы и прав личности, правового порядка, конституционного государства, что все эти идеи давно высказаны, развиты в деталях, воплощены, и потому нам остается только их заимствовать. Если бы это было даже так, то и тогда мы должны были бы всё-таки пережить эти идеи; недостаточно заимствовать их, надо было бы в известный момент жизни быть всецело охваченными ими; как бы ни была сама по себе стара та или другая идея, она для переживающего её впервые всегда нова; она совершает творческую работу в его сознании, ассимилируясь и претворяясь с другими элементами его; между тем правосознание русской интеллигенции никогда не было охвачено [102] всёцело идеями прав личности и правового государства, и они не пережиты вполне нашей интеллигенцией. Но это и по существу не так. Нет единых и одних тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов и времён, как нет капитализма или другой хозяйственной ила общественной организации, одинаковой во всех странах. Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получают своеобразную окраску и свой собственный оттенок.

По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим
Сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские,
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал и т. д.

В этом стихотворении в несколько утрированной форме, но по существу верно излагались взгляды К. С. Аксакова и славянофилов.

Основу прочного правопорядка составляет свобода личности и её неприкосновенность. Казалось бы, у русской интеллигенции было достаточно мотивов проявлять интерес именно к личным нравам. Искони у нас было признано, что всё общественное развитие зависит от того, какое положение занимает личность. Поэтому даже смена общественных направлений у нас характеризуется заменой одной формулы, касающейся личности, другой. Одна за другой у нас выдвигались формулы: критически мыслящей, сознательной, всесторонне развитой, самосовершенствующейся, этической, религиозной и революционной личности. Были и противоположные течения, стремившиеся потопить личность в общественных интересах, объявлявшие личность quantité negligeable и отстаивавшие соборную личность. Наконец, в последнее время ницшеанство, штирнерианство и анархизм выдвинули новые лозунги самодовлеющей личности, эгоистической личности и сверхличности. Трудно найти более разностороннюю и богатую разработку идеала личности и можно было бы думать, что по крайней мере она является исчерпывающей. Но именно тут мы констатируем величайший пробел, так как наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала — личности, дисциплинированной правом и устойчивым правопорядком, и личности, наделённой всеми правами и свободно пользующейся ими, были чужды сознанию нашей интеллигенции.

Здесь высказаны основные положения народнического мировоззрения, поскольку оно касалось правовых вопросов. Михайловский и его поколение отказывались от политической свободы и конституционного государства ввиду возможности непосредственного перехода России к социалистаческому строю. [107] Но всё это социологическое построение было основано на полном непонимании природы конституционного государства. Как Кавелин возражал против конституционных проектов потому, что в его время народное представительство в России оказалось бы дворянским, так Михайловский отвергал конституционное государство, как буржуазное. Вследствие присущей нашей интеллигенции слабости правового сознания тот и другой обращали внимание только на социальную природу конституционного государства и не замечали его правового характера, хотя сущность его именно в том, что оно прежде всего правовое государство.

Из трёх главных определений права по содержанию правовых норм, как норм, устанавливающих и ограничивающих свободу (школа естественного права и немецкие философы-идеалисты), норм, разграничивающих интересы (Иеринг), и наконец, норм, создающих компромисс между различными требованиями (Адольф Меркель), последнее определение заслуживает особенного внимания с социологической точки зрения. Всякий сколько-нибудь важный новоиздающийся закон в современном конституционном государстве является компромиссом, выработанным различными партиями, выражающими требования тех социальных групп или классов, представителями которых они являются. Само современное и государство основано на компромиссе, и конституция каждого отдельного государства есть компромисс, примиряющий различные стремления наиболее влиятельных социальных групп в данном государстве. Поэтому современное государство с социально-экономической точки зрения только чаще всего бывает по преимуществу буржуазным, но оно может быть и по преимуществу дворянским; так, наприм., Англия до избирательной реформы 1832 года была конституционным государством, в котором господствовало дворянство, а Пруссия, несмотря на шестидесятилетнее существование конституции, до сих пор больше является дворянским, чем буржуазным [108] государством. Но конституционное государство может быть и по преимуществу рабочим и крестьянским, как это мы видим на примере Новой Зеландии и Норвегии. Наконец, оно может быть лишено определённой классовой окраски в тех случаях, когда между классами устанавливается равновесие и ни один из существующих классов не получает безусловного перевеса. Но если современное конституционное государство оказывается часто основанным на компромиссе даже по своей социальной организации, то тем более оно является таковым по своей политической и правовой организации. Это и позволяет социалистам, несмотря на принципиальное отрицание конституционного государства, как буржуазного, сравнительно легко с ним уживаться и, участвуя в парламентской деятельности, пользоваться им как средством. Поэтому и Кавелин, и Михайловский были правы, когда предполагали, что конституционное государство в России будет или дворянским, или буржуазным; но они были неправы, когда выводили отсюда необходимость непримиримой вражды к нему и не допускали его даже как компромисс; на компромисс с конституционным государством идут социалисты всего мира.

Однако важнее всего то, что Кавелин, Михайловский и вся русская интеллигенция, следовавшая за ними, упускали совершенно из вида правовую природу конституционного государства. Если же мы сосредоточим своё внимание на правовой органазации конституционного государства, то для уяснения его природы мы должны обратиться к понятию права в его чистом виде, т. е. с его подлинным содержанием, не заимствованным из экономических и социальных отношений. Тогда недостаточно указывать на то, что право разграничивает интересы или создает компромисс между ними, а надо прямо настаивать на том, что право только там, где есть свобода личности. В этом смысле правовой порядок есть система отношений, при которой все лица данного общества обладают наибольшею свободой деятельности и самоопределения. Но в этом смысле правовой строй нельзя противопоставлять социалистаческому строю. Напротив, более углубленное понимание обоих приводит к выводу, что они тесно [109] друг с другом связаны, и социалистический строй с юридической точки зрения есть только более последовательно проведенный правовой строй. С другой стороны осуществление социалистического строя возможно только тогда, когда все его учреждения получат вполне точную правовую формулировку.

Всякая общественная организация нуждается в правовых нормах, т. е. в правилах, регулирующих не внутреннее поведение людей, что составляет задачу этики, а их поведение внешнее. Определяя внешнее поведение, правовые нормы однако сами не являются чем-то внешним, так как они живут прежде всего в нашем сознании и являются такими же внутренними элементами нашего духа, как и этические нормы. Только будучи выраженными в статьях законов или применёнными в жизни, они приобретают и внешнее существование. Между тем игнорируя всё внутреннее или, как теперь выражаются, интуитивное право, наша интеллигенция считала правом только те внешние, безжизненные нормы, которые так легко укладываются в статьи и параграфы писанного закона или какого-нибудь устава. Чрезвычайно характерно, что наряду с стремлением построить [116] сложные общественные формы исключительно на этических принципах, наша интеллигенция в своих организациях обнаруживает поразительное пристрастие к формальным правилам и подробной регламентации; в этом случае она проявляет особенную веру в статьи и параграфы организационных уставов. Явление это, могущее показаться непонятным противоречием, объясняется именно тем, что в правовой норме наша интеллигенция видит не правовое убеждение, а лишь правило, получившее внешнее выражение.

Здесь мы имеем одно из типичнейших проявлений низкого уровня правосознания. Как известно, тенденция к подробной регламентации и регулированию всех общественных отношений статьями писаных законов присуща полицейскому государству, и она составляет отличительный признак его в противоположность государству правовому. Можно сказать, что правосознание нашей интеллигенции и находится на стадии развития, соответствующей формам полицейской государственности. Все типичные черты последней отражаются на склонностях нашей интеллигенции к формализму и бюрократизму. Русскую бюрократию обыкновенно противопоставляют русской интеллигенции, и это в известном смысле правильно. Но при этом противопоставлении может возникнуть целый ряд вопросов: так ли уж чужд мир интеллигенции миру бюрократии; не есть ли наша бюрократия отпрыск нашей интеллигенции; не питается ли она соками из неё; не лежит ли, наконец, на нашей интеллигенции вина в том, что у нас образовалась такая могущественная бюрократия? Одно, впрочем, несомненно, — наша интеллигенция всецело проникнута своим интеллигентским бюрократизмом. Этот бюрократизм проявляется во всех организациях нашей интеллигенции и особенно в её политических партиях.

Наши партийные организации возникли ещё в дореволюционную эпоху. К ним примыкали люди, искренние в своих идеальных стремлениях, свободные от всяких предрассудков и жертвовавшие очень многим. Казалось бы, эти люди могли воплотить в своих свободных организациях хоть часть тех идеалов, к которым они стремились. Но вместо [117] этого мы видим только рабское подражание уродливым порядкам, характеризующим государственную жизнь России.

Невнимание нашего общества к гражданскому правопорядку тем поразительнее, что им затрагиваются самые насущные и жизненные интересы его. Это вопросы повседневные и будничные; от решения их зависит упорядочение нашей общественной, семейной и материальной жизни.

Всё, сказанное о низком уровне правосознания нашей интеллигенции, сказано не в суд и не в осуждение. Поражение русской революции и события последних лет — уже достаточно жестокий приговор над нашей интеллигенцией. Теперь интеллигенция должна уйти в свой внутренний мир, вникнуть в него для того, чтобы освежить и оздоровить его. В процессе этой внутренней работы должно, наконец, пробудиться и истинное правосознание русской интеллигенции. С верой, что близко то время, когда правосознание нашей интеллигенции сделается созидателем и творцом нашей новой общественной жизни, с горячим желанием этого были написаны и эти строки. Путём ряда горьких испытаний русская интеллигенция должна придти к признанию наряду с абсолютными ценностями — личного самоусовершенствования и нравственного миропорядка — также и ценностей относительных — самого обыденного, но прочного и ненарушимого правопорядка.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.


Требуется сочетание множества факторов, чтобы таланты ребенка раскрылись наиболее полно. Работа с одаренными детьми при обучении социальным наукам заставляет учителя не только расширить спектр знаний ребенка, но и повысить свои собственные профессиональные компетенции. Поэтому система подготовки к государственной итоговой аттестации одаренных детей, и не только, требует от учителя высокого уровня знаний.

- дальнейшее становление и формирование личности обучающегося,

- развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося,

- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования,

Учитель помогает овладению учениками:

- исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов,

- способам поиска и отбора информации,

- сопоставлению разных точек зрения,

- различению фактов и их интерпретаций.

В ходе подготовки одаренных детей к единому государственному экзамену по истории и обществознанию я выработала несколько подходов, которые помогают ученикам получить высокие баллы и успешно поступить в ВУЗ.

Подготовку к ЕГЭ я осуществляю на дополнительных занятиях. Это как правило практикум, основанной на индивидуальной работе обучающихся или в мини-группах. В разработанный материал включаются тематическими блоками все задания части № 2 (задания высокого уровня сложности).

- задания на умения проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- задания на использование принципов структурно-функционального, временнoго и пространственного анализа при работе с источником;

- задания на анализ при рассмотрении фактов, явлений, процессов;

- задания на исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии.

- задания на поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

- задания систематизацию, анализ и обобщение неупорядоченную социальную информацию;

- задания на объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственных и функциональных) изученных социальных объектов;

- задания, позволяющие на основе приобретенных обществоведческих знаний приводить собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- задания на характеристику с научных позиций основных социальных объектов (фактов, явлений, процессов, институтов), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

- задание на применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

- задание, связанное с подготовкой аннотации, рецензии, реферата, творческой работы.

За эти типы заданий обучающиеся могут получить большее количество баллов. По итогам изучения разделов по истории и обществознанию обучающиеся пишут тестовую контрольную работу по типу ЕГЭ. После проверки работы каждый ученик получает индивидуальные тестовые задания для отработки ошибок. Например, если обучающийся делает ошибки в задании на аргументацию исторических сведений, то учитель дает дополнительно может дать материалы, связанные с историческим текстом (подробнее см. таблицу № 1 в приложении).

Второе направление подготовки одаренных детей к ЕГЭ охватывает формирование определенных навыков и умений. Для этого надо включать в подготовку вопросы, которые не входят в систему школьного курса. Например, текстовые задания по истории (задание № 20-22 ЕГЭ 2016 года) и по обществознанию (задание № 21-24 ЕГЭ 2016 года).

Сложные вопросы должны рассматриваться так, чтобы ученики умели рассуждать, анализировать, делать самостоятельные выводы по теме (см. таблицу № 2 в приложении). Можно возразить, что данные компетенции закладываются при изучении курса по истории и обществознанию еще в среднем звене школы. Однако, моя педагогическая практика показывает, что большая часть учеников стремиться ограничиться выполнением части № 1 контрольно-измерительных материалов. Умение анализировать как социальную так и историческую ситуацию могут получить максимальные баллы за выполнение заданий повышенной сложности.

Кроме того, каждое полугодие обучающиеся 10-11 классов сдают зачеты в форме ЕГЭ по истории и обществознанию. Это дает не только дополнительную тренировку, но возможность в комплексе познакомиться с заданиями ЕГЭ.

Делая основные выводы по подготовке одаренных детей по истории и обществознанию можно отметить, что данная тематика на сегодняшний день является одной из самых актуальных в современной школе. Отдельная работа с одаренными детьми помогает школе повысить число высокобальников, а самим детям успешно реализовать себя как полноценную личность в современном меняющемся мире.

Форма и вид контроля при выполнении заданий ЕГЭ

Форма и вид контроля согласно итоговой аттестации

ЕГЭ (2018 год), пример

Анализ текстового исторического источника (определение имени исторического деятеля)

Задание 10. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите пропущенную в текст фамилию.

Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий)

Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) венчание Ивана IV на царствие

2) казнь Людовика XVI 3) захват Киева Андреем Боголюбским

Определение значений терминов (выбор одного термина из данного ряда)

Задание 3. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, кроме двух, относятся к царствованию Екатерины II.

1) Учреждения для управления губерниями;

2) эпоха Просвещения;

Продолжение табл. 1

Форма и вид контроля согласно итоговой аттестации

ЕГЭ (2018 год), пример

3) дворянские собрания;

4) Смольный институт благородных девиц;

5) Комитет министров;

7) Государственная Дума

Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.

Тестовый контроль на знание основных фактов, процессов (задание на установление соответствия)

Задание 5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям).

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ):

А) Великая российская революция 1917 г.

Б) либеральные реформы 1860–1870-х гг.

В) укрепление древнерусской государственности

Г) переход к самодержавному правлению, абсолютизму

ФАКТ: 1) создание Приказа тайных дел

2) создание губернских и уездных земских учреждений

3) крещение Руси

4) создание Временного правительства

5) издание манифеста о законодательных правах Государственной думы

6) принятие указа об урочных летах

Характеристика исторического источника (автор, время и цели создания источника)

Задание 20. Напишите имя князя, пропущенное в тексте. К какому веку относится его правление? Как звали мать князя, упоминаемую в тексте?

Прочтите отрывок из сочинения историка.

Претенциозная теория Филофея едва ли могла получить одобрение привеликокняжеском дворе. [Князь] был по матери греком и гордился своим родством с византийской императорской династией. Греки, близкие к великокняжескому двору, нападки на византийскую церковь встретили с понятным возмущением. Мать [князя] воспитывалась в Италии и явилась

Анализ исторической карты

hihk1.tif

Задание 13-16. 13. Напишите название войны, одно из сражений которой изображено на схеме.

Продолжение табл. 1

Форма и вид контроля согласно итоговой аттестации

ЕГЭ (2018 год), пример

14. Напишите словом век, в котором произошло сражение, изображённое

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Изображённое на схеме сражение стало первой крупной морской

2) Противником России в войне, события которой изображены на схеме,

3) Во время войны, к событиям которой относится изображённое на схеме

сражение, в России была учреждена Адмиралтейств-коллегия.

4) В войне, к событиям которой относится изображённое на схеме

сражение, союзником России была Англия.

5) В сражении, изображённом на схеме, принимал участие русский царь.

6) Победа русских в сражении, изображённом на схеме, была достигнута

за счёт их подавляющего превосходства над противником в крупных

Анализ иллюстративного материала

hihk2.tif

Задание 18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) Данная почтовая марка была выпущена в 1980-х гг.

2) Руководителем СССР во время выпуска данной марки был Л.И. Брежнев.

3) К тому же десятилетию, к которому относится создание данной марки,

относится начало косыгинской реформы.

4) Лозунги, помещённые на марке, призывают к переходу к рыночной

5) Один из лозунгов на марке подчёркивает связь периода, к которому

относится марка, с событиями 1917 года.

Анализ актуальной информации о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными признаками и признаками изученных социальных явлений, терминах.

Задание 17. Соотнесите процессуальные действия и виды процессов, в рамках которых могут быть осуществлены данные процессуальные действия.

А) Предъявление иска

Б) Издание судебного приказа

В) Вынесение приговора

Г) Возбуждение исполнительного производства

Д) Проведение обыска

ВИД ПРОЦЕССА: 1) уголовный 2) гражданский

Осуществление поиска социальной информации; извлечение из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам.

Задание 21. В чём автор видит универсальность функционирования государства и права в жизни общества? Как автор определяет роль государственно-правовой действительности?

Задание 22. Какова, с точки зрения автора, цель научного исследования государства и права? Что, по мнению автора, является результатами, получаемыми наукой о государстве? Назовите любые два результата. Укажите функцию науки, которая проявляется в получении таких исследовательских результатов.

Окончание табл. 1

Форма и вид контроля согласно итоговой аттестации

ЕГЭ (2018 год), пример

Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов.

Применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательной задачи по актуальным социальным проблемам.

Задание 27. 15-летняя Марина Иванова после окончания девяти классов решила устроиться на работу, продолжая обучение в 10 классе школы. Начальник почтового отделения, куда она обратилась с просьбой о трудоустройстве, отказал ей в приёме на работу, так как Марина не достигла возраста 16 лет, с которого допускается приём на работу. Прав ли начальник почтового отделения, отказав Марине в приёме на работу? Обоснуйте свой ответ. Назовите две особенности трудоустройства несовершеннолетних.

Формы заданий на итоговой аттестации

Форма задания на итоговой аттестации (ЕГЭ 2018 г.)

Приемы формирования умений прорешивания данного типа заданий

Задание 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «Предоставить тем из помещиков, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы помещики сохраняли принадлежащее им

полное право вотчинной собственности на землю, со всеми её угодьями и богатствами, как на поверхности, так и в недрах её, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условные

повинности, на следующих рассмотренных в Государственном совете и Нами утвержденных главных правилах:

1. Повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены

в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли, или другою работою.

Исторический практикум. Раздаточный материал может содержать специальные задания обучающего характера, направленные на формирование определенных навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ того или иного типа. Учащимся дается время на письменное выполнение определенного задания, а затем кто-то из них выходит к доске для ответа. В случае затруднения остальные учащиеся помогают отвечающему.

Продолжение табл. 2

Форма задания на итоговой аттестации (ЕГЭ 2018 г.)

Приемы формирования умений прорешивания данного типа заданий

2. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому Земскою Полициею, под руководством Уездных Предводителей Дворянства

и под высшим наблюдением Губернского Правления.

Б) «1) Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через Губернского Дворянского Предводителя к Министру Внутренних Дел…

1) Данный законодательный акт был издан в правление Николая Первого.

2) К изданию данного законодательного акта был причастен П.А. Столыпин.

3) Данный законодательный акт был принят в 1803 г.

4) При императоре, издавшем данный законодательный акт, было отменено крепостное право в Прибалтике.

5) Это был первый законодательный акт в истории Российской империи,

ограничивавший права помещиков по отношению к крестьянам.

6) Менее чем через 20 лет после издания данного законодательного акта

было отменено крепостное право в России.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: Фрагмент А (2 ответа) Фрагмент Б (2 ответа).

Задание 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже

список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

Б) Одним из фронтов, войска которого штурмовали Берлин, командовал

В) Бои за Мамаев курган происходили в городе __________________.

4) А.М. Василевский

Задание 25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов

истории России: 1) 1425–1453 гг.; 2) 1762–1796 гг.;

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших

между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Окончание табл. 2

Форма задания на итоговой аттестации (ЕГЭ 2018 г.)

Приемы формирования умений прорешивания данного типа заданий

Задание 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) …

сражения с противником закончились разгромным поражением русских.

Приведите не менее трёх объяснений этому поражению.

Задание 20. Статуты Международного Комитета Красного Креста, являются _______(А) основой, определяющей деятельность движения. Статуты, состоящие из 18 статей, определяют миссию Красного Креста, новую организационную структуру, контроль за расходом средств и управлением _______(Б), бюджет Международного Комитета Красного Креста и взаимоотношения этой организации с _______(В) организациями. Статуты также подчёркивают тот факт, что Международный Комитет Красного Креста является одним из основных защитников верховенства _______(Г) права. Основная

Женевская _______(Д) об отношении к раненым на поле боя была подписана государствами-участниками Красного Креста. В течение последующих лет был принят ряд значительных поправок и дополнений. В частности, регламентировалось отношение к _______(Е) во время вооружённых

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) гражданский 2) международный

3) конвенция 4) пакт 5) военнопленные

6) собственность 7) уголовный 8) юридический

Задание 26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции денег.

Философская оценка. Этот прием позволяет конкретизировать умение школьников узнавать и различать проблемы, самостоятельно выражать собственную точку зрения

Задание 29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

Построение философского предложения или текста. Задача заключается в том, чтобы из предложенного набора обществоведческих терминов построить верное, осмысленное предложение.

Читайте также: