Уважение как фундамент системы взаимоотношений педагог родители законные представители

Обновлено: 02.05.2024

Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений “учитель – родители учащихся” учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и без непосредственного контакта её частников, потому что их связывает учащийся как объект взаимного влияния. Отношения “учитель – родители учащихся” являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся.

Осуществление ведущей роли учителя в сотрудничестве с родителями учащихся представляет значительную трудность. Морально-педагогический фактор в формировании этих отношений играет важную роль.

Ещё одно важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание при изучении нравственных отношений школы и семьи: школа или развивает нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена его перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную нравственную ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования учителя.

2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся

Между тем, далеко не всегда учителю удаётся осуществлять ведущую роль в сотрудничестве с родителями учащихся, по той причине, что учитель не располагает никакой властью помимо своего морального авторитета, а также потому, что ему приходится налаживать целесообразные контакты с любыми родителями. Среди других причин могут быть названы разобщённость между учителем и родителями учащихся или их недоброжелательные отношения. Разобщённость возникает вследствие отсутствия контактов, неопределённости представления учителя о родителях ученика и тех, в свою очередь, об учителе.

Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по разным причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к ребёнку; различный уровень педагогической квалификации. Постараюсь конкретизировать эти аспекты ниже.

Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него.

Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы и семьи – они представляют собой разные социально-психологические группы с многообразными функциями и отношениями. Представители различных групп начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношении ученика установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Эти противоречия усиливаются в том случае, когда учитель – формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий подход к ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная потребность. Родители учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать в семье целый переполох, волнение родителей и т.д. Иногда противоречия подобного рода возникают из-за различной информированности о ребёнке: родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.

Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей, задач и методов воспитания и обучения порождает расхождение во взглядах, создаёт у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения и воспитания, неуважительно относиться к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве.

Причины противоречий между учителем и родителями учащихся, способные помешать установлению педагогически целесообразных контактов, содержат факторы, которые часто могут быть смягчены.

3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов с родителями учащихся

Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них выделяются:

· Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.

· Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества. Уже подчёркивалось, что родители учащихся и учитель – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты учителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер. Причины нежелания учителя устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в области высокой самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности.

· Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Учитель обязан давать ученикам только объективную характеристику. Когда классный руководитель осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании.

· Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика – учитель приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю, правда, приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Учитель, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.

· Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и учитель из соображений сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их ребёнку. Однако при этом учитель не должен пытаться переложить свои обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.

· Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к учителю. Педагогическая мораль требует от учителя доброжелательного отношения к замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически учителю далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда учитель сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса. Требовательный к себе учитель с развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях родителей нечто полезное. Тем более, что при отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету учителя. В конечном итоге родители должны оценивать и положительные качества педагога.

Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).

Файлы: 1 файл

6 семинар психпед этка.docx

Характер взаимодействия педагога и ребенка обусловливает стиль педагогической деятельности. В отечественной науке исследованию этой проблемы посвящены работы И. В. Страхова, Н. Д. Левитова, Е. А. Климова, В. Э. Чудновского, В. И. Моросанова и др.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

Принцип гуманизма требует и провозглашает в воспитании…

1. учитывать условия места и времени, в которых родился и ребенок

2. проявлять педагогический оптимизм

3. отказаться от возможности самоутверждаться за счет ребенка

4. опираться на естественное, природное развитие ребенка

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении (текст 3.4).

Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

В советский период педагогика выделяла принцип воспитания в труде. Труд как деятельность является действительно важным средством воспитания. Требование воспитывать в труде реализуется, если принцип руководства самостоятельной деятельностью детей понимать широко, в том числе как организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран ( см. текст 7.4).

4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.

6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.

8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные - семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

3. Нормы и требования к поведению и общению педагога в его отношениях с детьми.

Важнейшими профессиональными требованиями к учителю являются:

1) глубокое знание предмета и методики его преподавания. Только свободное владение предметом может возбудить интерес к знаниям и уважение к учителю и его требованиям;

2) желание и умение передать знания, а также интерес к своему предмету и увлеченность им;

3) высокий культурный уровень и широкий кругозор (учитель должен не только суметь объяснить общие культурологические термины, но и вовремя подсказать, каким образом ученик может культурно организовать свой досуг);

4) любовь к детям, интерес к их жизни, уважение к личности каждого ребенка;

5) педагогический такт – это мера проявления эмоций в применении средств педагогического воздействия. С ним связаны выдержка, самообладание, терпение, толерантность;

6) организаторские способности: инициативность, энергия, бодрость, вера в себя, актерские и режиссерские способности;

4. Любовь и уважение к ребенку - норма и форма проявления.

Из всех нравственных качеств существенней всего для учителя - любовь к детям. Это требование к личности учителя можно найти в трудах каждого выдающегося педагога, однако, лучше всего об этом сказал педагог В. А. Сухомлинский: ``Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком''.

Одна любовь к детям еще не определяет успешности педагогической деятельности. Нужны определенные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде - педагогические способности.

Учителю необходимы: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность (человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям).

Весьма желательны для педагога такие качества, как наличие чувства юмора; дополнительные возможности воздействия на школьников получает учитель, имеющий способности и умения в какой-либо области: технике, спорте, музыке, живописи и т. д.

Качество, которое объединяет все названные качества, активизирует их развитие - профессиональная педагогическая направленность. Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность.

Отсутствие или слабое развитие какого-либо профессионально значимого качества может быть компенсировано сильным развитием другого, кроме того, недостаточные качества можно и должно развивать.

5. "Открытые" проблемы в системе отношений "педагог - ребенок".

Населенный пункт: г. Москва

1. Задачи и функции работы ДОУ с семьей.

2. Направления и формы взаимодействия с родителями.

3. Принципы сотрудничества ДОУ с родителями.

1. Задачи и функции работы ДОУ с семьей.

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Также сформулированы и требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной программы организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:

  • • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также об образовательной программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  • • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка – именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.

Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

Цель сотрудничества ДОУ с семьей – создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.

  • • Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей, установить партнерские отношения;
  • • Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка;
  • • Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи;
  • • Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада, объединить усилия;
  • • Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
  • • Компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи;
  • • Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • • Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;
  • • Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;
  • • Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.

Решение этих задач возможно путем планомерной реализации функций работы ДОУ с семьей:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;

2) психолого-педагогическое просвещение родителей;

3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;

5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;

6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители – воспитатель – методист – медперсонал – заведующая – специалисты).

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта.

2. Направления и формы взаимодействия с родителями.

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое (таблица 1).

Таблица 1 Направления работы с родителями

направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста

направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме

призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные (таблица 2).

Таблица 2 Традиционные формы работы с родителями

групповые родительские собрания, конференции, круглые столы

педагогические беседы с родителями, цель которых – обмен мнениями по тому или иному вопросу

записи на аудио- и видеоносители бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки

Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Классификацию нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова (таблица 3).

Таблица 3 Нетрадиционные формы работы с родителями

установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми, основываясь на общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации

совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия

установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми

собрания, групповые консультации и др. на основе диалога, искренности и отказа от критики

ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков

ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения

В настоящее время педагоги все больше обращаются к новым нетрадиционным формам работы с родителями. Но мы понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями и не имеют положительного эффекта.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог осознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Построение доверительной системы взаимодействия ДОУ с родителями на новых принципах имеет хорошие результаты:

  • • положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
  • • персонификация и учет индивидуальности ребенка;
  • • укрепление внутрисемейных связей;
  • • возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
  • • возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

3. Принципы сотрудничества ДОУ с родителями.

Формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка должно строиться на следующих принципах взаимодействия ДОУ с родителями:

  • • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  • • Тщательная подготовка к каждому мероприятию.

Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

На основе этих принципов целесообразно создать в ДОУ систему, которая предполагает планово-прогностическую и контрольно-оценочную деятельность:

1) определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников;

2) прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению (планирование работы с семьями воспитанников – перспективное, календарное, планирование методической работы с сотрудниками детского сада;

3) проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана;

4) контрольно-оценочная деятельность по результатам работы;

5) проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада.

Система будет полноценной при условии построения на основе взаимодействия четырех направлений работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.

Первое направление – информационно-аналитическая деятельность.

Второе направление – просветительская деятельность.

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (логопед, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

Третье направление – организационно-методическая деятельность.

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Четвертое направление – реализация образовательного процесса детского сада.

Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

При грамотном планировании, организационном сопровождении и непосредственном участии всех сторон образовательного процесса система даст следующие результаты:

Педагогическая этика

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА Подготовила: учитель начальных классов:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА Подготовила: учитель начальных классов:

Подготовила: учитель начальных классов: Бородулина Наталья Валерьевна

Педагогическая этика– нормы поведения педагогов, установленные законодательством

Педагогическая этика– нормы поведения педагогов, установленные законодательством

Педагогическая этика– нормы поведения педагогов, установленные законодательством Республики Казахстан о статусе педагога

Приложение 1 к приказу Министра образования и науки

Приложение 1 к приказу Министра образования и науки

Приложение 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 190

Правила педагогической этики

Педагогическая этика представляет собой свод общих принципов и норм педагогической этики, которыми руководствуются педагоги организаций образования

Педагогическая этика представляет собой свод общих принципов и норм педагогической этики, которыми руководствуются педагоги организаций образования

Педагогическая этика представляет собой свод общих принципов и норм педагогической этики, которыми руководствуются педагоги организаций образования.
Знание и соблюдение педагогами положений педагогической этики является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Основные принципы педагогической этики

Глава 2. Основные принципы педагогической этики

Глава 2. Основные принципы педагогической этики

добросовестность педагога предполагает его ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость для любых…

добросовестность педагога предполагает его ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость для любых…

добросовестность педагога предполагает его ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость для любых мнений, обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;

Честность запрещает педагогу нарушать права обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег

Честность запрещает педагогу нарушать права обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег

честность педагога предполагает открытость его оценочной деятельности, прозрачность создаваемой им образовательной среды. Честность запрещает педагогу нарушать права обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег

Педагог уважает честь и достоинство обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними

Педагог уважает честь и достоинство обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними

Педагог уважает честь и достоинство обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он искренне желает развития ребенка, проявляет готовность всегда прийти ему на помощь, обеспечивает деликатность в оценке успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника с целью способствования развитию его личностного роста
Не допускается применение методов физического, морального и психологического насилия по отношению к участникам образовательного процесса

Уважение чести и достоинства личности

Педагог преданно и с любовью относится к своей

Педагог преданно и с любовью относится к своей

Педагог преданно и с любовью относится к своей Родине — Республике Казахстан, истории, традициям и языку. Сохраняет культурные и исторические традиции Республики Казахстан, передает это отношение обучающимся и воспитанникам

Признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры

Признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры

Признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры.
Педагог воспитывает культуру межнациональных отношений, пробуждает у обучающихся уважение прав и достоинства всех наций и всех людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
Толерантность педагога предполагает терпимость к обучающимся и воспитанникам, их родителям (законным представителям), терпимость к их социальному, должностному и имущественному положению, полу, расе, национальности, языку, отношению к религии, культуре, убеждениям, месту рождения и жительства, а также умение понимать и учитывать в работе несовершенства обучающихся и воспитанников.
Педагог способствует созданию климата доверия и уважения в школьном коллективе

Уважение общечеловеческих ценностей и толерантность

Педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету учительства

Педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету учительства

Педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету учительства.
Не допускается в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо ущерб. Педагог оказывает содействие коллегам в повышении уровня теоретического и методического мастерства, в развитии творческих способностей, приходит на помощь к коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием неправды и несправедливости

Педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень

Педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень

Педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.

Непрерывность профессионального развития

Глава 3. Основные нормы педагогической этики

Глава 3. Основные нормы педагогической этики

Глава 3. Основные нормы педагогической этики

Родине — Республики Казахстан, вселяют дух патриотизма

Родине — Республики Казахстан, вселяют дух патриотизма

1) соблюдают основные принципы педагогической этики;
2) способствуют воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;
3) прививают обучающимся уважительное отношение к Родине — Республики Казахстан, вселяют дух патриотизма.
4) не допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание педагога Республики Казахстан;
5) добросовестно и качественно исполняют свои служебные обязанности;

Педагоги в служебное и неслужебное время

6) непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются самообразованием и самосовершенствованием; 7) неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину; 8) бережно относятся к имуществу организации образования и не…

6) непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются самообразованием и самосовершенствованием; 7) неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину; 8) бережно относятся к имуществу организации образования и не…

6) непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются самообразованием и самосовершенствованием;
7) неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину;
8) бережно относятся к имуществу организации образования и не используют его в личных целях;
9) принимают меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подают пример честности, беспристрастности и справедливости;
10) не допускают использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;

11) личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе; 12) придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей; 13)…

11) личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе; 12) придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей; 13)…

11) личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;
12) придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей;
13) избегают использование своего статуса педагога в корыстных и иных личных целях;
14) в своей деятельности неукоснительно соблюдают принципы академической честности, в том числе обеспечение академической честности как основной институциональной ценности, формирующей честность и взаимоуважение в академической среде, проявлять уважение педагогом к своим обучающимся и воспитанникам как наставник, способствующий формированию академической культуры, поощрять и стимулировать участников образовательного процесса к продвижению и защите высоких стандартов академической честности.

СМИ, в том числе интернет-изданиях, выступают публично только от собственного имени как частного лица, при этом обеспечивают ведение дискуссии в корректной форме, воздерживаются от неконструктивной…

СМИ, в том числе интернет-изданиях, выступают публично только от собственного имени как частного лица, при этом обеспечивают ведение дискуссии в корректной форме, воздерживаются от неконструктивной…

15) публикуют материалы в СМИ, в том числе интернет-изданиях, выступают публично только от собственного имени как частного лица, при этом обеспечивают ведение дискуссии в корректной форме, воздерживаются от неконструктивной критики и неэтичных высказываний, не разглашают служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию, не подрывают высокого звания педагога в обществе;
16) публичные выступления, публикации СМИ от имени организации образования согласовывают с руководителем данной организации;
17) в социальных сетях не распространяют непроверенную и (или) недостоверную, и (или) неэтичную информацию, способствуют укреплению в обществе высокого звания педагога;
18) способствуют реализации государственной политики в области образования и науки;
19) обеспечивают конфиденциальность успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника, его социального положения, места работы родителей (законных представителей), и данные сведения разглашаются только с письменного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника, либо с письменного согласия совершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника.

В отношениях с участниками образовательного процесса педагоги 1) уважают права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и…

В отношениях с участниками образовательного процесса педагоги 1) уважают права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и…

В отношениях с участниками образовательного процесса педагоги

1) уважают права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
2) обращаются к участникам образовательного процесса по имени, в уважительной форме, а также с соблюдением общепринятых морально-этических норм, не допускают фактов произвольного искажения в написании и произношении имен участников образовательного процесса;
3) не допускают фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к участникам образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;
4) своими действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, используют конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности;
5) оказывают профессиональную поддержку участникам образовательного процесса;
6) не подвергают дискриминации лиц, обратившихся с жалобой на нарушение педагогической этики;

В отношениях с коллегами педагоги

В отношениях с коллегами педагоги

1) соблюдают общепринятые морально-этические нормы, вежливы и корректны;
2) не ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагога.
3) воздерживаются от голословных и бездоказательных жалоб и обращений, не принимают ответных мер против лица, который обратился с жалобой на нарушение педагогической этики.

В отношениях с коллегами педагоги

За нарушение педагогической этики педагоги в соответствии с законодательством

За нарушение педагогической этики педагоги в соответствии с законодательством

За нарушение педагогической этики педагоги в соответствии с законодательством Республики Казахстан привлекаются к ответственности.
Мониторинг соблюдения педагогической этики осуществляют соответствующие Советы по педагогической этике организации образования в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

Анализ научной литературы по проблеме воспитание уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста, позволил определить комплекс педагогических условий, в частности: 1) разработка, обоснование и внедрение в практику внеклассной работы содержания, форм, методов воспитания уважения к взрослым у учащихся начальных классов; 2) внедрение взаимосвязи эмоционально-положительного, ценностного отношения к взрослым и рефлексивно-ценностного отношения к себе как достойного человека; 3) обеспечение сотрудничества учителя, родителей, школьников в системе личностно-значимых субъект-субъектных отношений, направленных на уважительное отношение друг к другу. Воспитание уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста базируется на следующих принципах воспитания: принцип учета индивидуальных особенностей детей; принцип диалогичности и сотрудничества.


1. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 5. С.99-108.

3. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. №1. С.3-19.

5. Бех І. Д. Формування у дитини почуття цінності іншої людини // Педагогіка толерантності. 2001. №2 (16). С. 17.

Среди образовательных целей и приоритетов образовательной отрасли важное место занимает воспитание человека, который способен с уважением относиться к людям и предполагает формирование таких качеств, как доброжелательность, честность, сострадание, вежливость, что является структурной основой уважения к взрослым, а также формирование потребности в реализации этих качеств, стремлении к толерантному взаимодействию между людьми. Общенаучное значение в исследовании проблемы воспитания уважения к взрослым имеют межличностные отношения, которые рассматриваются в философских трудах И. Канта; предпосылки формирования человеческих отношений, основанных на уважении к человеку, содержатся в трудах С. Рубинштейна, В. Мясищева, А. Люблинской, В. Белоусовой, В. Абраменковой; психологические положения о личности как субъекте воспитания и развития освещены Ш. Амонашвили, И. Бехом, М. Бердяевым, Л. Выготским и др.

Аспекты нравственного развития личности изучали психологи Л. Архангельский, И. Бех, А. Бодалев; становление морального сознания и самосознания нашли отражение в трудах Л. Божовича, а также И. Беха, С.Якобсона, рефлексивное отношение исследовали Дж. Мид, М.Шугай и др.

Особое значение приобретает проблема воспитания уважения к взрослым для детей младшего школьного возраста. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, выделенные И. Бехом, Л. Божович, А. Савченко, А. Шемшуриной, свидетельствуют, что младший школьный возраст является сензитивным для развития таких качеств, как уважение, доброжелательность, честность, сочувствие, что является структурной основой уважения к взрослым.

Цель исследования: обосновать педагогические условия воспитания уважения к взрослым у учеников младших классов.

Для исследования поставленной цели использовался комплекс взаимосвязанных методов: анализ, синтез, сравнения, систематизации данных, обобщения, классификация научно-методической литературы с целью определения сущности категориального аппарата исследования.

Анализ научной литературы показал, что воспитание уважения к взрослым может успешно реализовываться учителем начальных классов с учетом комплекса педагогических условий. Одним из педагогических условий воспитания уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе нами определена разработка, обоснование и внедрение в практику внеклассной работы содержания, форм, методов воспитания уважения к взрослым у учащихся начальных классов.

Формирование отношения с уважением к взрослым у детей младшего школьного возраста требует учета их уровня развития и является успешным лишь при условии соблюдения учителями и родителями единых требований в воспитании. Поэтому подобный процесс заключается, прежде всего, в выявлении и учете воспитательных возможностей семьи, средств массовой информации для эффективного использования их влияния на школьников, а также организации и направлении коллективной и индивидуальной жизни и деятельности учащихся, создании условий для обогащения их собственного опыта. Важным является установление гармоничных отношений между учениками и учителем на демократических и гуманистических принципах. Разработанная нами программа воспитания уважения к взрослым для детей младшего школьного возраста во внеклассной работе базируется на развитии самосознания младших школьников, на понимании других и себя, как части окружающего мира. Составной частью программы является актуализация знаний, которыми обладает ребенок, и опыта взаимодействия с другими людьми. Рефлексия собственной деятельности, взаимодействие с окружающими и отношения между ними направлены на формирование уважения к взрослым.

На основе анализа сущности воспитания уважения к взрослым вторым педагогическим условием воспитания данного нравственного качества к взрослым у детей младшего школьного возраста нами определены: внедрение взаимосвязи эмоционально-положительного, ценностного отношения к взрослым и рефлексивно-ценностного отношения к себе как достойного человека. По нашему мнению, процессу воспитания уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста должна предшествовать готовность их к уважительному взаимоотношению, следует формировать осознанную необходимость такого отношения.

Учитывая то, что младший школьный возраст - это период перестройки всей системы отношений ребенка с окружающей средой, в этом возрасте происходит процесс становления младшего школьника как субъекта различных видов активности, становления морального сознания и самосознания, формирование моральной самооценки. И. Бех утверждает, что именно в этом возрасте наблюдается яркое эмоционально-нравственное отношение к жизненным явлениям, усвоение этических знаний и формирование на этой основе элементарных этических понятий. Рефлексия определяется как осознание того, как воспринимаются партнеры в общении. В ходе познания человеком другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, стремление понять смысл его поступков и основанная на этом стратегия изменения поведения, и построение стратегии собственного поведения. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. В построении стратегии взаимодействия каждому необходимо брать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает его потребности, мотивы, установки.

Мы учитывали, что ориентация учащихся на определенные отношения (в частности, отношение с уважением) может формироваться как следствие их признания человека, позитивного к ней отношения, что проявляется в ценностном отношении к ней как достойного человека. В ходе познания человеком другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, стремление понять смысл его поступков и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение собственной.

Педагогическое моделирование воспитания уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста строится нами во взаимосвязи трех составляющих: знания - чувства - поведение. Дети младшего школьного возраста имеют определенные знания относительно норм поведения, однако не всегда демонстрируют их, поэтому знания мы связываем с эмоциональным откликом, что проявляется в уважении к взрослым. Переживания детьми сконструированных учителем ситуаций дает возможность понимать и оценивать ситуацию, находить варианты ее решения. Так, расширяя мировосприятие младших школьников, их отношение к себе и к окружению, взгляды на мир, заставляет не просто принимать на веру знания от взрослых, но и формировать собственное мнение, взгляды, представления о ценностях.

Cпособность к рефлексии формируется у субъекта межличностного понимания постепенно и развивается в разных людях неодинаково. Так, действие феномена рефлексии, как и идентификации, разворачивается на нескольких уровнях. На первом уровне рефлексии в общении человек не видит состояний, намерений, мыслей другого человека. Главный признак второго уровня - возникновение в процессе общения отдельных фрагментарных представлений о внутреннем мире другого человека. Третий уровень характеризуется проявлением способности к воспроизведению в уме особенностей переживания другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия [4; с.492-493].

И. Бех замечает, что усвоению воспитанником в совместной с педагогом деятельности сущности духовно-нравственной ценности должно предшествовать специально-организованная рефлексия. Под руководством педагога воспитанник воспроизводит свои духовно-нравственные достижения, сравнивает себя со своим Я-будущим. Это имеет существенное значение для него, поскольку, организуя воспитательный процесс, необходимо, чтобы ребенок двигался от существующих ценностей к тем, которые он должен освоить. Успешное развертывание механизма сознания в указанных воспитательных методах обеспечивает регулятивная рефлексия, субъектом которой является воспитанник как будущий носитель духовной ценности [5]. Так, овладев лишь вместе с педагогом технологией создания определенной духовной ценности, воспитанник приобретает действенные средства для духовного самовоспитания как соответствующего саморазвития.

Следовательно, рефлексия изменяет познавательную деятельность младших школьников, их отношение к себе и к окружению, взгляд на мир, заставляет не просто принимать на веру знания от взрослых, но и вырабатывать собственное мнение, собственные взгляды, представления о ценностях.

Анализ сущности рефлексии в процессе воспитательной деятельности младших школьников позволил определить, что психологический механизм становления уважения к взрослым происходит через формирование самопознания - способности к саморефлексии, что ведет к развитию самооценки, а соответственно, к осознанию своих поступков, к принятию самостоятельных решений в моральном выборе и способах взаимодействия с другими, как следствие, вырабатывается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании личности.

Следовательно, указанное дает основания утверждать, что одним из условий эффективного воспитания уважения к взрослым у учащихся начальных классов является внедрение взаимосвязи эмоционально-положительного, ценностного отношения к взрослым и рефлексивно-ценностного отношения к себе как достойного человека. Следующим педагогическим условием, от которого зависит эффективность формирования уважения к взрослым, нами определено обеспечение сотрудничества учителя, родителей, школьников в системе личностно-значимых субъект-субъектных отношений, направленных на взаимное позитивное отношение.

Воспитание детей младшего школьного возраста является сложным процессом, в котором решающая роль принадлежит семье, в которой ребенок усваивает первые нормы общения с близкими, учится жить с людьми и заботиться о них, нести ответственность за свое поведение и поступки. Под семейным воспитанием понимается не только направленное воспитательное воздействие родителей на ребенка, но и вся система внутрисемейных отношений, что способствует формированию у ребенка ценностных ориентиров, потребностей, интересов и привычек, типов социального поведения.

В организации сотрудничества с учащимися считаем необходимым выделить ряд правил организации взаимодействия: проявлять живой интерес к жизни ребенка, к его радости, стремлениям, неудачам, его личных переживаний; при необходимости оказывать содействие, помогать, выражать ей сочувствие; общаться с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания; устанавливать с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, поощрять детей задавать вопросы, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию; относиться к мыслям, рассуждениям детей серьезно, с уважением; учить детей этично высказываться и доказывать свое мнение; помогать ребенку превзойти себя. Организация сотрудничества с учащимися предполагает использование различных способов: совместное определение цели деятельности; создание ситуации свободного выбора; создание диалога; использование ролевой игры; участие детей в оценке деятельности.

Учителю важно видеть в ребенке субъекта, что обеспечивает развитие ее потенциальных личностных моральных качеств и способствует процессу осознания себя как значимой личности. Такой подход обеспечивает превращение ребенка в субъекта как деятеля окружающего мира и собственной жизнедеятельности. В этом превращении ведущим критерием является способность к саморефлексии, как результат - развитие самооценки и осознания собственных поступков, самостоятельное принятие решений относительно морального выбора и способов взаимодействия с другими. Главной особенностью проявления субъектности является внутренняя активность личности в определении и творческом преобразовании собственной жизни [3; с.29-30]. В системе личностно-значимых субъект-субъектных отношений учитель и ученик находятся в отношениях педагогического диалога.

Выводы: таким образом, нами определены педагогические условия воспитания уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе (разработка, обоснование и внедрение в практику внеклассной работы содержания, форм, методов воспитания уважения к взрослым у учащихся начальных классов, внедрение взаимосвязи эмоционально-положительного, ценностного отношения к взрослым, рефлексивно-ценностного отношения к себе, как достойного человека; обеспечение сотрудничества учителя, родителей, школьников в системе личностно-значимых субъект-субъектных отношений, направленных на взаимное позитивное отношение, внедрение которых позволит эффективнее использовать воспитательные задания в современном процессе начальной школы.

Рецензенты:

Федяева В.Л., д.п.н., профессор, проректор по научной работе Херсонского государственного университета, г. Херсон.

Яцула Т.В., д.п.н., профессор, доцент общеуниверситетской кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента Херсонского государственного университета, г. Херсон.

Читайте также: