Утверждение указа президента рф о введении военного положения кто осуществляет

Обновлено: 17.05.2024

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания – парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа Российской Федерации.

2.Кто входит в Совет Федерации?

В Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

3.Кто может стать сенатором Совета Федерации?

Сенатором Российской Федерации может быть:

  • гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет,
  • постоянно проживающий в Российской Федерации,
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
  • сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

4.Кто может осуществлять полномочия сенаторов пожизненно?

Пожизненно могут осуществлять полномочия сенаторов Российской Федерации граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

5.На какой срок назначаются сенаторы?

На 6 лет, за исключением сенаторов, осуществляющих полномочия пожизненно.

Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

6.Какова структура Совета Федерации?

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Они ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания.

СФ принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

7.Как заседают палаты Федерального Собрания?

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Палаты могут собираться совместно:

  • для заслушивания посланий Президента Российской Федерации.

9.Что относится к ведению Совета Федерации (статья 103)?

К ведению Совета Федерации относится:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации;

к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

л) прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;

м) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

Статья 103.1. Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

10.Имеет ли Совет Федерации право законодательной инициативы?

Да, Совету Федерации принадлежит право законодательной инициативы.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Комментарий к Ст. 87 Конституции Российской Федерации

1) определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

2) утверждает военную доктрину Российской Федерации*(441);

3) осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

5) исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом;

6) принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

7) утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

8) утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

9) утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

10) утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает от их воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом и др.

Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого Указа.

Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи, режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента Российской Федерации. В Указе Президента Российской Федерации о введении военного положения должны быть определены:

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Комментарий к статье 87 Конституции РФ:

Согласно ст. 80 Конституции Президент Российской Федерации является главой государства, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Соответственно, Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, наделен правом введения военного положения.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации:

1. определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

2. утверждает военную доктрину Российской Федерации;

3. осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

5. вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении;

6. принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

7. утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

8. утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

9. утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

10. утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

11. утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

12. принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

13. утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военноморском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

14. утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов;

15. утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны;

16. утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

17. ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

18. издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;

19. утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти;

20. осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.

Ст. 4 названного закона предусматривает, что военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Режим военного положения определяется гл. II названного закона и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Под военным положением пони­мается особый правовой режим, вво­димый на территории Российской Фе­дерации или в отдельных ее местностях Президентом Россий­ской Федерации в соответствии с Конституцией в случае агрессии про­тив Российской Федерации или непо­средственной угрозы агрессии.

Цель введения военного поло­жения – создание условий для отражения или предотвращения аг­рессии против Российской Федера­ции.

Период действия военного по­ложенияначинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются Указом Президента РФ о введении военного положения, и за­канчивается датой и временем отме­ны (прекращения действия) военного положения.

В период действия военного по­ложения

· в соответствии с настоящим Зако­ном могут огра­ничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее – граждане), деятельность организа­ций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц в той мере, в какой это необ­ходимо для обеспечения обороны стра­ны и безопасности государства.

· мо­гут возлагаться дополнительные обя­занности на граждан, организации и их должностных лиц.

· в соответствии с федеральными зако­нами и иными нормативными правовы­ми актами РФ, а также в соответствии с общепризнан­ными принципами и нормами между­народного права и международными договорами Российской Федерации применяются для отражения или предотвращения аг­рессии против Российской Федерации Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, выполняю­щие задачи в области обороны.

· в соответствии с федеральны­ми законами и иными нормативными правовыми актами РФ на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объяв­ляется, если не была объявлена ранее, общая или частичная мобилиза­ция.

II. Правовая основа военного положения (Статья 2).

Правовой основой военного положения являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федераль­ный конституционный закон, принятые на его основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты Рос­сийской Федерации, а также общепри­знанные принципы и нормы междуна­родного права и международные дого­воры Российской Федерации в данной области.

III. Основания для введения военного положения (Статья 3).

1. В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции РФ основанием для введения военно­го положения на территории Россий­ской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации илинепосред­ственнаяугроза агрессии.

2. Агрессией против Российской Феде­рации, в соот­ветствии с общепризнанными принци­пами и нормами международного пра­ва, признается применение воору­женной силы иностранным государст­вом (группой государств) против суве­ренитета, политической независимости и территориальной целостности Рос­сийской Федерации или какое-либо иное воздействие, несовместимое с Уста­вом ООН.

3. Актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государст­вом (группой государств) войны Рос­сийской Федерации, в соответствии с общепризнанны­ми принципами и нормами междуна­родного права, признаются:

· вторжение или нападение воору­женных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Фе­дерации, являющаяся результатом та­кого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Россий­ской Федерации или ее части с приме­нением вооруженной силы;

· бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Рос­сийской Федерации или применение любого оружия иностранным государ­ством (группой государств) против Российской Федерации;

· блокада портов или берегов Рос­сийской Федерации вооруженными си­лами иностранного государства (груп­пы государств);

· нападение вооруженных сил ино­странного государства (группы госу­дарств) на Вооруженные Силы Россий­ской Федерации или другие войска не­зависимо от места их дислокации;

· действия иностранного государ­ства (группы государств), позволяю­щего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Фе­дерации;

· засылка иностранным государ­ством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или на­емников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы про­тив Российской Федерации, равно­сильные указанным в настоящем пун­кте актам агрессии.

4. Актами агрессии против Россий­ской Федерации могут признаваться также другие акты применения воору­женной силы иностранным государст­вом (группой государств) против суве­ренитета, политической независимости и территориальной целостности Рос­сийской Федерации или какие-либо иные действия, несовместимые с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

5. Непо­средственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут призна­ваться действия иностранного государ­ства (группы государств), совершен­ные в нарушение Устава ООН, общепри­знанных принципов и норм междуна­родного права и непосредственно ука­зывающие на подготовку к соверше­нию акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление вой­ны Российской Федерации.

IV. Введение военного поло­жения (Статья 4).

1. Военное положение на террито­рии Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится ука­зом Президента РФ. Президент РФ незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федера­ции Федерального Собрания РФ (далее – Совет Феде­рации) и Государственной Думе Феде­рального Собрания РФ (далее – Государственная Ду­ма).

2. В указе Президента РФ о введении военного поло­жения должны быть определены:

· обстоятельства, послужившие ос­нованием длявведения военного поло­жения;

· дата и времяначала действия военного положения;

· границы территории, на которой вводится военное положение.

3. Указ Президента РФ о введении военного положе­ния подлежит незамедлительному об­народованию по каналам радио и теле­видения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

4. Указ Президента РФ о введении военного положе­ния незамедлительно передается на ут­верждение Совета Федерации.

5. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа. В случае если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных усло­виях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос мо­жет быть рассмотрен позднее указанного срока.

6. Решение об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.

7. Указ Президента РФ о введении военного положе­ния, не утвержденный Советом Феде­рации, прекращает действие со следу­ющего дня после дня принятия такого решения, о чем население РФ или соответствующих ее от­дельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

I. Отмена (прекращение действия) военного положения (Статья 21).

1. Военное положение, введенное на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соот­ветствии с настоящим Законом, отменяется указом Президента РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его вве­дения, о чем население Российской Фе­дерации или соответствующих ее от­дельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

2. В случае, указанном в пункте 7 статьи 4 настоящего Закона, военное по­ложение прекращает свое действие.

3. С момента отмены (прекращения действия) военного положения нормативные правовые акты, принятые для обеспечения режима военного положе­ния, утрачивают свою силу или отменя­ются органами, их издавшими.

4. С момента отмены (прекращения действия) военного положения федеральные органы исполнительной вла­сти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы военного управления в поряд­ке, установленном Президентом РФ, прекращают осу­ществление полномочий в области обеспечения режима военного поло­жения.

II. Уведомление и информи­рование Организации Объединенных Наций и Совета Европы о введении во­енного положения и его отмене (пре­кращении его действия). (Статья 22).

1. В случае введения военного поло­жения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях Президент РФ во исполнение международных обяза­тельств РФ прини­мает меры по уведомлению Генераль­ного секретаря ООН (а через него государств-участников ООН) и информированию Ге­нерального секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международ­ным договорам, связанном с ограниче­нием прав и свобод граждан.

2. Президент РФ принимает меры по уведомлению Генерального секретаря ООН (а через него го­сударств-участников ООН) и информирова­нию Генерального секретаря Совета Ев­ропы о дате, с которой Российская Федерация прекращает указанное в пунк­те 1 настоящей статьи отступление в связи с отменой (прекращением дейст­вия) военного положения.

21. III. Меры, применяемые на территории, на которой введено воен­ное положение (Статья 7).

1. На территории, на которой введе­но военное положение, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ применяются ме­ры по организации производства про­дукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, во­инских формирований и органов, спе­циальных формирований, создавае­мых на военное время далее – специ­альные формирования), и для нужд на­селения.

2. На основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положе­ние, применяются следующие меры:

1. усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важ­ных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функ­ционирование транспорта, коммуника­ций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повы­шенную опасность для жизни и здоро­вья людей и для окружающей природ­ной среды;

2. введение особого режима рабо­ты объектов, обеспечивающих функци­онирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышен­ную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

3. эвакуация объектов хозяйствен­ного, социального и культурного назна­чения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обяза­тельным предоставлением таким жите­лям стационарных или временных жи­лых помещений;

4. введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на кото­рой введено военное положение, и вы­езда с нее, а также ограничение свобо­ды передвижения по ней;

5. приостановление деятельности политических партий, других общест­венных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятель­ность, подрывающую в условиях воен­ного положения оборону и безопас­ность Российской Федерации:

6. привлечение граждан в порядке, установленном Правительством РФ, к выполнению ра­бот для нужд обороны, ликвидации по­следствий применения противником оружия, восстановлению поврежден­ных (разрушенных) объектов экономи­ки, систем жизнеобеспечения и воен­ных объектов, а также к участию борь­бе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

7. изъятие в соответствии с феде­ральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организа­ций и граждан с последующей выпла­той государством стоимости изъятого имущества;

8. запрещение или ограничение вы­бора места пребывания либо места жи­тельства;

9. запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и де­монстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

10. запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

11. ограничение движения транс­портных средств и осуществление их досмотра;

12. запрещение нахождения граж­дан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам ис­полнительной власти субъектов РФ и органам военно­го управления права при необходимо­сти осуществлять проверку докумен­тов, удостоверяющих личность граж­дан, личный досмотр, досмотр их ве­щей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным феде­ральным законом, – задержание гра­ждан и транспортных средств (при этом срок задержания граждан не мо­жет превышать 30 суток);

13. запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, введение особого режи­ма оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотиче­ские и иные сильнодействующие веще­ства, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными за­конами и иными нормативными право­выми актами РФ, у граждан производится изъятие ору­жия, боеприпасов, взрывчатых и ядо­витых веществ, а у организаций – изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми вещества­ми боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

14. введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функцио­нирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вы­числительных центров и автоматизиро­ванных систем, средств массовой ин­формации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций ин­дивидуального пользования;

15. введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообще­ниями, передаваемыми с помощью те­лекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговора­ми, создание органов цензуры, непо­средственно занимающихся указанны­ми вопросами;

16. интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международ­ного права граждан иностранного госу­дарства, воюющего с Российской Фе­дерацией;

17. запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;

18. введение в органах государст­венной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, на­правленных на усиление режима сек­ретности;

19. прекращение деятельности в РФ иностранных и международных организаций, в отно­шении которых правоохранительными органами получены достоверные све­дения о том, что указанные организа­ции осуществляют деятельность, на­правленную на подрыв обороны и безо­пасности Российской Федерации.

3. Меры, предусмотренные подпун­ктом 16 пункта 2 настоящей статьи, мо­гут применяться в период действия во­енного положения только в случае аг­рессии против Российской Федерации.

4. На территории, на которой введе­но военное положение, референдумы и выборы в органы государственной вла­сти и органы местного самоуправления не проводятся.

5.Федеральные законы и иные нор­мативные правовые акты РФ, регулирующие применение мер, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.

Читайте также: