Уточните когда республика казахстан получила право председательствовать в обсе

Обновлено: 25.06.2024

Республика Казахстан пришла к руководству в ОБСЕ в весьма непростое время, когда мировое сообщество стояло перед поиском выхода из последствий финансово-экономического кризиса, гуманитарных и экологических катастроф, эпидемий, голода, конфликтов на межэтнической и межконфессиональной почве и т.д. Про реформирование ОБСЕ говорилось задолго до казахстанского председательства, но новый период реформирования совпал с председательством Казахстана в этой организации, и коснулся не только структурной реорганизации, но и самого баланса взаимоотношений между её основными участниками. Тот факт, что встречи на высшем уровне не проводились 11 лет, а Казахстану удалось это сделать, говорит о многом.
Как отметил в своем выступлении на конференции, посвященной 20-летию Парижской хартии, Н.Назарбаев, первое десятилетие ХХI века стало периодом глубоких изменений всей системы международных отношений. Изменился военно-политический баланс на планете, продолжительные конфликты между пограничными государствами, неоднозначная ситуация вокруг обычных вооружений в Европе, — одна из важнейших проблем, вызывающих обеспокоенность стран ОБСЕ. Другой аспект проблем мирового сообщества — это расширение “клуба ядерных держав”, и, как следствие, ослабление режима договора о нераспространении ядерного оружия. Обострилась новая угроза – международный терроризм и экстремизм, наркотрафик, незаконная миграция и т.д. В этих сложнейших условиях, как отметил Н.Назарбаев, мы четко обозначили основные приоритеты и работаем по всем трём направлениям. Наша концепция, основываясь на принципах доверия, открытости и толерантности, отражает твердое намерение внести весомый вклад в решение проблем, повышения эффективности ОБСЕ в новых условиях.
28 января 2009 года на греческом острове Корфу состоялось двухдневное неформальное заседание министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это первое неформальное заседание глав МИД ОБСЕ с момента её образования. На этом заседании было принято решение положить начало “процессу Корфу” — это, в первую очередь, достижение единства будущей европейской безопасности на основе открытых, широких и продолжительных обсуждений. В дальнейшем термин “процесс Корфу” получил широкое распространение в деле мирных инициатив и разоружения. В качестве одного из основных направлений деятельности Казахстан продвинул, и будет продвигать, “процесс Корфу” на основе единой Евразийской безопасности и объединения потенциальных возможностей ОБСЕ и СВМДА. Продолжается работа по четкой регламентации правил Договора об обычных вооруженных силах в Европе. В области финансово-экономических изменений ситуации в мире Н.Назарбаевым предложена концепция – “Маастрихт плюс”, учитывающая сложившиеся реалии и тенденции развития мира.
По третьему направлению деятельности – гуманитарному, Казахстан активно продвигает идеи толерантности и межконфессионального диалога. Выступая на парламентской Ассамблее ОДКБ в Санкт-Петербурге, спикер Парламента Республики Казахстан У.Мухамеджанов отметил: “Думаю, не ошибусь, если скажу, что председательство Казахстана в ОБСЕ стало знаковым событием не только для нас, но и для всех стран СНГ. Кроме того, это прибавило авторитета и самой ОБСЕ, расширив сферу её влияния на территорию восточнее Вены. В рамках председательства в ОБСЕ, Казахстаном разработана конкретная “дорожная карта”, предусматривающая планомерное разрешение противоречий и позитивное развитие в трех основных направлениях деятельности: военно-политическом, экономико-экологическом и гуманитарном”. Отличительной особенностью председательства Казахстана в ОБСЕ, считают многие известные политики, является не консультация по конкретной проблематике и переход к предметным переговорам по существу. Это, прежде всего, продвижение “процесса Корфу”, диалог по созданию модели будущей евро-атлантической и евразийской безопасности.
С самого начала своего председательства, Казахстан выделил в качестве одного из основных принципов своей деятельности в области урегулирования конфликтов принцип врача “не навреди”, и неукоснительно следует ему во всём. В адрес Казахстана иногда звучат критические замечания как к председателю, по так называемым, “затяжным конфликтам”. Но здесь следует иметь в виду, что ни одному государству не по силам за один календарный год обеспечить окончательное решение того или иного конфликта, истоки, которых уходят в глубь веков. В этом аспекте Казахстан, как председатель ОБСЕ приложил максимум усилий для создания благоприятных условий по урегулированию конфликтных ситуаций, постепенного восстановления утраченного доверия между конфликтующими сторонами.
С момента вступления в полномочия председательствующего, Казахстан уделяет особое внимание гуманитарному направлению. В частности, Республика Казахстан оказывает поддержку деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ/ОБСЕ), верховному комиссару по делам национальных меньшинств, представителю по свободе СМИ, Парламентской ассамблее Организации. Итогами работы Казахстана в этом направлении стало первое совещание ОБСЕ на тему “Продвижение гендерного баланса и участие женщин в политической и общественной жизни”. По инициативе председателя учрежден новый пост личного представителя по гендерным вопросам, им стал представитель всемирно известного “Института Гэллапа” Уэнди Петтен. В конце июля прошло совещание на тему “Образование лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам: интеграция и равные возможности”. Это совещание стало первым мероприятием, посвященным защите прав социальных меньшинств за всю историю ОБСЕ.
В мае проведен семинар “Укрепление независимости судебной системы и доступа общественности к правосудию”.
Основной акцент сделан Казахстаном в гуманитарном измерении на укрепление толерантности и межкультурного, межконфессионального диалога. На пространстве ОБСЕ, толерантность, как метод смягчения конфликтных ситуаций, получит свое продолжение в рамках предстоящего председательства Казахстана в Организации “Исламская конференция” в 2011 году.
Казахстан завершает эпохальный для страны 2010 год определенными успехами. За 11 лет в ОБСЕ сменилось немало председателей, но ни один из них, кроме Турции, не решился на проведение саммита. Саммит ОБСЕ, который состоится 1-2 декабря в Астане, безусловно, станет одним из самых значительных событий первого десятилетия ХХI века. Благодаря новому нестандартному подходу, Казахстану удалось поднять престиж Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе на качественно новый уровень. Решение о проведении саммита в Астане принималось на основе соглашения между 56 членами ОБСЕ.
Председательствуя в ОБСЕ, Республика Казахстан активно продвигала концепцию, согласно которой сегодняшняя европейская безопасность выходит далеко за континентальные рамки. Результатом этой активной работы стал тот факт, что мировое сообщество уже использует в своем арсенале понятие евро-атлантическая и евразийская безопасность. В частности, выступая на заседании Постоянного совета ОБСЕ, генеральный секретарь Организации американских государств (ОАГ) Хосе Мигель Инсульса заявил о необходимости укрепления сотрудничества между двумя региональными структурами в поиске путей противодействия вызовам в сфере безопасности, основываясь на общих целях, задачах и принципах.
В заключение своего выступления Х.М.Инсульсе особо отметил, что выступление генерального секретаря ОАГ на заседании Постоянного совета ОБСЕ имеет историческое значение, поскольку при председательстве Казахстана оно состоялось впервые в истории обеих структур, и поэтому отражает тот факт, что ОАГ действительно заинтересована в межрегиональном сотрудничестве. Взаимодействие ОБСЕ и ОАГ при председательстве Казахстана в перспективе дает новый импульс сотрудничеству по всем направлениям международной безопасности.
Год назад вышла в свет книга Н.Назарбаева “Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций”. В ней особое внимание обращается на конкретные проблемы, которые мировому сообществу предстоит решить в ближайшей перспективе. Будущее человечества не только в поисках путей совместного выживания, но и перспективах развития. Функции управления и координации глобальными процессами, могут осуществлять авторитетные международные организации: ООН, “большая двадцатка”, “восьмерка”, ЕС, ЕврАзЭс, СНГ, ШОС и другие.
Н.Назарбаевым предложено два принципиально новых и вместе с тем реальных механизмов партнерства цивилизаций: “Маастрихт плюс” и посткризисная интеграция Евразии. При этом Казахстан, являясь председателем ОБСЕ и географическим сердцем материка, может и должен стать инициатором и координатором евразийской интеграции. Жизнь подтвердила правильность тезиса, что партнёрство цивилизаций сегодня отвечает насущным и экономическим интересам мирового сообщества.

К.УТЕЛЬБАЕВ,
доктор философских наук,
профессор Атырауского института нефти и газа

Министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев

Председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1 января 2010 года переходит от Греции к Казахстану.

Как все начиналось

Казахстан стал участником ОБСЕ в январе 1992 года. Инициатива о присоединении Казахстана к Организации исходила от западных стран, чьи представители в ходе рабочих контактов в первые годы независимости центрально-азиатского государства настойчиво продвигали эту идею. Главным побудительным мотивом для Казахстана стало стремление решить наиболее актуальные проблемы безопасности и сотрудничества, с которыми страны СНГ столкнулись после распада СССР.

Вступление Казахстана в ОБСЕ было также продиктовано желанием активно участвовать в общеевропейских процессах, позволяющих вырабатывать и применять на практике принципы, заложенные в Хельсинкском заключительном акте 1975 года и других документах ОБСЕ. Эти цели обусловили и стратегическую задачу по достижению председательства в ОБСЕ, впервые озвученную на заседании Постоянного Совета ОБСЕ в начале февраля 2003 года.

Казахстан был выдвинут коллективным кандидатом от стран СНГ на должность председателя ОБСЕ. Решение о том, что эта центральноазиатская республика - первая из стран СНГ - займет эту должность было принято 29-30 ноября 2007 года на 15-м заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ в Мадриде. Тогда в столице Испании в результате длительных переговоров было достигнуто соглашение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. При этом из текста соответствующего решения СМИД были исключены какие-либо условия, явные или скрытые механизмы отсрочки его исполнения.

Во многом решение о председательстве является признанием реальных достижений Казахстана в построении демократического общества и либеральной рыночной экономики. Консенсус государств-участников ОБСЕ основан на признании верности внутренней и внешней политики страны, обеспечивших политическую стабильность в стране и четкость внешнеполитического курса.

Это решение является беспрецедентным по целому ряду причин: впервые в истории ОБСЕ ее возглавит азиатское государство с преимущественно мусульманским населением - при том, что среди председателей ОБСЕ всегда преобладали страны Западной Европы, члены или кандидаты на вступление в Евросоюз. Ни одно государство СНГ не претендовало и не могло претендовать ранее на этот высокий пост.

Решение о председательстве Казахстана подтвердило подлинное равноправие всех государств-участников Организации.

Инициативы председателя

Одной из главных инициатив Казахстана в качестве председателя ОБСЕ стало предложение провести в 2010 году в Астане саммит Организации. Эта инициатива уже нашла поддержку во многих странах ОБСЕ не в последнюю очередь потому, что последний саммит Организации состоялся десять лет назад - в 1999 году - в Стамбуле.

По словам источника в казахстанском постпредстве при ОБСЕ, планируемый саммит ОБСЕ "призван вдохнуть новую жизнь в процесс, начатый в Хельсинки 35 лет назад". "Мы убеждены, что проведение саммита в год 35-летия Хельсинского Заключительного Акта, в год 65-летия окончания Второй мировой войны, придало бы мощный импульс всей деятельности этой организации", - отметил он, подчеркнув, что "сегодня, через 10 лет после Стамбульского саммита ОБСЕ, наступил момент, когда именно лидерами наших стран должна быть дана оценка нынешним вызовам и намечены важнейшие приоритеты по обеспечению безопасности и сотрудничества на пространстве ОБСЕ".

Кроме того, по мнению Саудабаева, особую актуальность приобрели вопросы создания новой архитектуры европейской безопасности. Уже в течение восьми лет международному сообществу не удается добиться стабилизации в Афганистане.

К тому же сегодня Европа в национальном плане стала совершенно другой, многообразной и неоднородной, что уже приводит к возникновению как конфликтогенных ситуаций, так и собственно конфликтов. Соответственно, исключительную актуальность для всех членов ОБСЕ приобрели вопросы всеобъемлющей толерантности, считает глава МИД Казахстана.

Уже в течение восьми лет на ежегодных итоговых встречах министры иностранных дел ОБСЕ оказывались не в состоянии принять единую политическую декларацию, что воспринимается как признак серьезных противоречий внутри организации и уменьшение ее релевантности в современном мире.

Именно эти причины, по мнению министра иностранных дел Казахстана, требуют необходимости выработки главами государств и правительств принципиальных решений по ключевым проблемам евроатлантической и евразийской безопасности.

Источник в казахстанском постпредстве при ОБСЕ, в свою очередь, отметил, что в свете разновекторных процессов, включая расширение НАТО, отсутствие единства по вопросу об адаптированном Договоре об обычных вооруженных силах в Европе, особую актуальность приобрело создание новой архитектуры европейской безопасности. "Наши приоритеты будут включать укрепление архитектуры европейской безопасности, развитие транзитно-транспортного потенциала, стабилизацию регионального партнера ОБСЕ Афганистана", - сказал он.

Касаясь проблемы Афганистана, собеседник агентства отметил: "Казахстан, как страна, оказывающая гуманитарную помощь Афганистану и недавно заключившая соглашение на обучение за наш счет 1000 афганцев мирным специальностям, хотел бы не только использовать потенциал ОБСЕ в данной сфере в период своего председательства, но и заложить хорошую основу для наращивания роли ОБСЕ в решении проблем Афганистана".

Также важным приоритетом, по его словам, "будет продвижение принципов терпимости и мирного сосуществования, и в июне в Астане состоится конференция ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации".

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что избрание республики на пост председателя ОБСЕ в 2010 году является первым шагом к повороту во взаимоотношениях между Западом и странами бывшего Советского Союза. Назарбаев считает "перекосом" тот факт, что отрицательных публикаций штаба ОБСЕ по правам человека в станах СНГ было сделано - 177 , в том числе около 100 из них - по России.

Кроме того, по мнению казахстанского президента, во время председательствования его страны в ОБСЕ надо обратить внимание на экологические вопросы и вопросы, которые имеются в Казахстане вследствие работы Семипалатинского полигона и высыхания Аральского моря.

Мнения экспертов

Эксперты по-разному оценивают перспективы председательствования Казахстана в ОБСЕ.

Так, замглавы МИД РФ Александр Грушко считает, что председательствование Астаны будет высокопрофессиональным, взвешенным, направленным на укрепление роли ОБСЕ как подлинно коллективного инструмента в вопросах безопасности.

При этом, добавил он, Россия готова оказывать максимальное содействие, чтобы казахстанское председательство было успешным и пошло на благо безопасности и сотрудничеству на пространстве Евро-Атлантики и Евразии. По его словам, по всем этим вопросам МИД России находится в самом тесном контакте с казахстанскими коллегами.

Замглавы МИД РФ констатировал, что общеевропейское пространство оказывается искусственно разделенным на сегменты с разным уровнем безопасности, с элементами дублирования, а то и соперничества различных организаций. Он пояснил, что именно поэтому Россия предложила разработать юридически обязывающий Договор о европейской безопасности, который должен надежно обеспечить безопасность каждого государства на пространстве ОБСЕ вне зависимости от его военно-политического статуса, участия или неучастия в военных союзах, а также гарантировать, что все организации, которые действуют на пространстве ОБСЕ, будут строго соблюдать принципы этого Договора.

Казахстан, будучи председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 году, сможет привнести новый взгляд на проблемы европейской безопасности, считает со своей стороны руководитель Центра постсоветских исследований МГИМО (У) МИД РФ Артем Мальгин.

По его словам, председательство Казахстана, имеющего коллективный мандат от всех стран СНГ, будет способствовать формированию новой повестки дня.

По его оценке, Астана, вероятно, может привнести новый взгляд на тематику проблем безопасности, помочь транслировать те взгляды, которые существуют на постсоветском пространстве в отношении архитектуры европейской безопасности.

По его словам, главной задачей, стоящей перед Казахстаном как председателем организации, является модернизация ОБСЕ. Одним из основных направлений деятельности ОБСЕ в 2010 году , по его мнению, станет урегулирование ситуации в Афганистане. Афганское направление - приоритет, который вряд ли кем будет оспариваться, подчеркнул эксперт.

В свою очередь, старший научный сотрудник Фонда Карнеги Марта Олкотт уверена, что Казахстану в период председательствования в ОБСЕ необходимо сосредоточиться на ситуации в Афганистане и решении замороженных конфликтов, а не распыляться в попытке решить глобальные проблемы по обеспечению энергетической безопасности Европы и формированию новой архитектуры безопасности.

Она считает, что Казахстан имеет большие возможности в разрешении проблем с так называемыми "замороженными конфликтами" между рядом государств Европы и, в частности, в разрешении конфликта России и Грузии, так как у Казахстана хорошие отношения и с Москвой, и с Тбилиси. Она также напомнила о дружеских отношениях Казахстана с Азербайджаном и Арменией в контексте решения проблемы Нагорного Карабаха.

В тоже время, по ее мнению, Казахстан не должен концентрироваться на некоторых проблемах, которые ему рекомендуют поднять во время председательствования отдельные заинтересованные государства.

Все хотят, чтобы Казахстан решал их "любимые вопросы", отражающие предпочтения отдельных государств, казахстанское председательство может утонуть в этих проблемах, если Астана будет пытаться слишком близко принимать их к сердцу, считает она.

Как пояснила эксперт, речь идет о вопросах энергобезопасности Европы, безопасности в водообеспечении и экологии различных регионов.

По ее мнению, период председательствования Казахстана может стать стартовой площадкой для этого обсуждения, но оно продолжится и после 2010 года.

1 января 2010 в должность председателя ОБСЕ вступил Казахстан, сменив на этом посту Грецию. Казахстан первым из постсоветских государств возглавил эту организацию.

Глава МИДа Казахстана Канат Саудабаев

Министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев

Астана намерена продолжить активный диалог о будущем европейской безопасности. Глава казахстанского МИДа уже заявил, что Астана будет добиваться скорейшего вступления в силу адаптированного Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ). Казахстан не обойдет вниманием проблемы экологической безопасности на территории организации, а также продолжит диалог в рамках ОБСЕ по проблеме энергетической безопасности, сообщает "Интерфакс".

Накануне ряд западных СМИ указал на дефициты в правозащитной сфере Казахстана. В частности, согласно недавней публикации в немецком еженедельнике Die Zeit, авторитарный режим и непрекращающиеся нарушения прав человека делают Астану нарушителем основных принципов ОБСЕ, призванной стоять на страже демократии и свободы в Европе.

Автор: Глеб Гаврик
Редактор: Евгений Жуков

Архив

В Алма-Ате убит журналист

В Алма-Ате убит журналист Саят Шулембаев. Местные СМИ напоминают, что в больнице Алма-Аты несколько дней назад скончался киргизский журналист Геннадий Павлюк, на которого было совершено покушение. (28.12.2009)

Контекст

Глава МИД Казахстана: "Мы хотим повысить уважение к ОБСЕ"

Министр иностранных дел Казахстана в своем интервью конкретизировал планы страны в год ее председательства в ОБСЕ. Он выразил надежду на проведение первого за 10 лет саммита стран-участниц ОБСЕ в Астане. (27.11.2009)

Эксперт: На посту председателя ОБСЕ Казахстан будет играть лишь роль организатора

Казахстан пока не соответствует стандартам ОБСЕ, в стране падает интерес к демократии. Тем не менее, республика готова возглавить ОБСЕ в 2010 году, считает швейцарский эксперт по Центральной Азии. (19.11.2009)

Кайрат Абдрахманов: "Казахстан будет на посту председателя ОБСЕ честным брокером"

В 2010 году председательствовать в ОБСЕ будет Казахстан. Постоянный представитель Казахстана в венской штаб-квартире организации посол Кайрат Абдрахманов рассказал в Берлине о планах своей страны на будущий год. (19.11.2009)

Также по теме

23.08.2020, Belarus, Minsk: 6314957 23.08.2020 A protester shouts slogans during a rally against presidential elections results near the Independence Palace in Minsk, Belarus Evgeny Odinokov / Sputnik Foto: Evgeny Odinokov/Sputnik/dpa |

Глава ОБСЕ призвал Беларусь к диалогу, чтобы избежать "кошмара" 28.08.2020

Минску следует принять предложение ОБСЕ о содействии диалогу с гражданским обществом, заявил председатель ОБСЕ Рама. США назвали происходящее в Беларуси битвой между правителем и его народом.

March 13, 2020, Brussels, Brussels, Belgium: Various flags of Europe in the European district of Brussels. (Credit Image: © Nicolas Landemard/Le Pictorium Agency via ZUMA Press |

В Совете ЕС и в ОБСЕ сменились страны-председатели 01.01.2021

Председательский пост Совета Евросоюза заняла по ротации Португалия, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - Швеция.

Bildnummer: 59611906 Datum: 03.05.2013 Copyright: imago/Rüdiger Wölk AUT, Österreich, Wien: Fahnen der Mitgliedsländer am Hauptsitz der Organisation für Sicherheit und Zusammenarbeit in Europa (OSZE) in der Wiener Hofburg Gesellschaft AUT Wien xsp x0x 2013 quer AUT Austria Europe Germany OSZE Politik Vienna Wien Österreich 59611906 Date 03 05 2013 Copyright Imago Rüdiger Wölk AUT Austria Vienna Flags the Member countries at Headquarters the Organization for Security and Cooperation in Europe OSCE in the Wiener Hofburg Society AUT Vienna xsp x0x 2013 horizontal AUT Austria Europe Germany OSCE politics Vienna Vienna Austria

ОБСЕ готова послать наблюдателей в Нагорный Карабах 29.09.2020

Представитель США в ОБСЕ Джеймс Гилмор предостерег третьи силы от вмешательства в конфликт между Арменией и Азербайджаном.

Флаги ОБСЕ и Казахстана.

Казахстан всё-таки станет председателем в ОБСЕ в 2010 году. Но международная организация пускается в довольно рискованное дело, вверяя председательствование стране, которая делает шаги не в сторону демократии, а от нее.

РИСК ДЛЯ ОБСЕ

У Назарбаева есть много причин торжествовать по поводу председательства в ОБСЕ. Как постсоветская республика, председательствующая в этой международной организации, Казахстан, наконец-то, наверное, получит международное признание, которого так желало его руководство. В дополнение Казахстан, подающий себя как евразийское государство, обязуется заделать трещину между Востоком и Западом, которая угрожает эффективности ОБСЕ.

В консолидации своей власти Нурсултан Назарбаев может претендовать лишь на некоторый успех в сфере свободы слова и печати, а также в области регулирования труда. Но предпринимаемые властью недемократические и даже драконовские меры оставляют в тени эти небольшие достижения. Конституционные поправки в 1995, 1999 и 2005 годах дали возможность Нурсултану Назарбаеву сманипулировать и выйти победителем на президентских выборах. В 2005 году он получил 91 процент голосов.

Вот почему решение ОБСЕ передать председательство Казахстану ставит само основание организации и ее хрупкую репутацию под угрозу.

КОМПРОМИССНАЯ ДАТА

В июле 2008 года в Астане на ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ министр иностранных дел Финляндии и тогдашний председатель ОБСЕ Александр Стубб так защищал кандидатуру Казахстана как будущего председателя:

Однако вопрос - насколько долго это будет оставаться базисным? И это зависит от того, какой ущерб организации нанесет Казахстан в качестве ее председателя. И хотя многие члены ОБСЕ ставят под вопрос или открыто критикуют выдвижение Казахстана, при этом Россия полностью поддерживает усилия Астаны. На саммите ОБСЕ в Мадриде в ноябре 2007 года министр иностранных дел России Сергей Лавров открыто выступил против предложения отложить председательство Казахстана, предварительно запланированное на 2009 год.

Эта поддержка была решающей на пути Казахстана к председательству. На встрече министров иностранных дел стран - членов ОБСЕ в Брюсселе в 2006 году казахстанское председательство в 2009 году было поддержано Россией и Германией.

Против этого решения выступили Соединенные Штаты и Великобритания, которые предложили 2011 год как более приемлемую дату, чтобы предоставить Казахстану необходимое время для улучшения внутренних демократических показателей, включая права человека.

Окончательное решение было передвинуто на мадридскую встречу в 2007 году, на которой была утверждена компромиссная дата председательства – 2010 год.

ПРОВАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

Казахстан обязывался ввести определенные реформы, в основном в законодательстве о СМИ, выборах и политических партиях.

Однако процесс реформ был мучительно медленным, темным и несущественным. Как будто бы представители гражданского общества были приглашены к участию в работе над поправками в законодательство, но большинство их важнейших рекомендаций было проигнорировано. Их отстранили от создания окончательного варианта проекта. Результат был предсказуемым.

Реформы в законах о выборах были еще менее успешными. В январе 2009 года парламент утвердил семипроцентный минимум для прохождения партий в парламент. Если в парламент попадает одна партия, то партии, занявшей второе место на выборах, разрешают также попасть в парламент. Оппозиционные партии призывали уменьшить проходной минимум до трех процентов.

В свою очередь, существующий парламент интерпретировал реформу о политических партиях как сигнал того, что оппозиционные партии должны иметь еще более сложные условия для регистрации.

Более того, несмотря на призывы гражданского общества и западных стран пересмотреть все эти изменения до председательства Казахстана в ОБСЕ, парламент в июне 2009 года стремительно принял прямо-таки оруэлловское законодательство о проблемах, связанных с информацией и коммуникациях.

Подписанный президентом в июле закон подчиняет все интернетовские медиаресурсы действию закона о СМИ со всеми вытекающими наказаниями. Новый закон также предписывает судам полномочия ограничивать или даже закрывать сайты без предварительного оповещения.

Половинчатые усилия Казахстана как-то оживиться со своими обещаниями реформ по существу оказались преднамеренной насмешкой и над ОБСЕ, и над западными странами, и над своими гражданами, которые требуют от своего правительства открытости и ответственной подотчетности.

ПРИМЕР ДРУГИМ АВТОКРАТАМ

Казахстан был недавно охвачен массовым кипением от обсуждений о возможном законодательном обеспечении пожизненного президентства 69-летнего Нурсултана Назарбаева. Насколько это действительно необходимо, если учесть созданную президентом систему, гарантирующую его переизбрание так долго, как долго он может функционировать вообще?

И это при том, что оппозиция хромает, прессе заткнут рот, гражданскому обществу отведена учтивая, но незначительная роль. Казахстан награжден за страшные злоупотребления властью и гражданским обществом. председательством в ОБСЕ в 2010 году.

Это обстоятельство может по-своему потворствовать главам других авторитарных государств, которые повседневно поднимают на смех демократизацию и приносят интересы сограждан в жертву своим личным, политическим и экономическим выгодам.

(Автор этого комментария Дж.Г. Цифало живет в Алматы. В данной статье автор излагает свою точку зрения и свои суждения. Они могут не совпадать с позицией редакции радио Азаттык.)

Читайте также: