Усыновление как приоритетная форма устройства детей оставшихся без попечения родителей

Обновлено: 07.07.2024

Ребёнок-сирота – ребёнок в возрасте до 18 лет, у которого умерли оба или единственный родитель.
Ребёнок, оставшийся без попечения родителей – ребёнок в возрасте до 18 лет, который остался без попечения обоих или единственного родителя в связи с:
– лишением их родительских прав;
– ограничением их в родительских правах;
– признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;
– объявлением их умершими;
– отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
– нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
– уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
– отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
– в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лицо в возрасте от 18 до 23 лет, у которого, когда оно находилось в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, – совокупная информация о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, включает в себя федеральный и региональный банки данных. Первоначально эти данные в виде анкет и фотографий детей формируются и передаются в региональный банк данных органами опеки и попечительства. Московский региональный банк данных находится в ведении Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты, центры образования);
– учреждения социальной защиты населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);
– учреждения системы здравоохранения (дома ребенка).

Усыновление/удочерение – принятие в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребёнок после усыновления получает все права родного – со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей – и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

Опека и попечительство – форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов.

Патронатный воспитатель – совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребёнка на основании договора с органом опеки и попечительства о патронатном воспитании или о социальном патронате.

Приёмная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приёмными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Попечители – совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей.


С ЧЕГО НАЧАТЬ

1. Граждане, желающие усыновить ребенка, оформить над ним опеку (попечительство), создать приёмную семью или стать патронатным воспитателем, обращаются в органы опеки и попечительства (муниципалитет) по месту жительства и заявляют о своих намерениях.
На первом приёме они получают разъяснения по вопросам, связанным с устройством ребёнка-сироты в свою семью на любую из перечисленных форм, и знакомятся с перечнем необходимых для этого документов, а именно:

– краткая автобиография;
– справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо декларация о доходах (действительна в течение года);
– копия финансово-лицевого счёта и выписка из домовой книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение (действительно в течение года);
– справка ОВД об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан (действительно в течение года);
– для лиц, желающих усыновить ребенка, – медицинское заключение о состоянии здоровья следующих специалистов: терапевта, инфекциониста, дерматовенеролога, фтизиатра, невропатолога, онколога, психиатра, нарколога (действительно в течение 3 месяцев);
– копия свидетельства о браке (если лица, желающие усыновить ребёнка, состоят в браке).

Собрав все перечисленные документы, граждане подают в орган опеки и попечительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем, опекуном, приёмным родителем или патронатным воспитателем.

Для подготовки заключения орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, изъявивших желание принять ребёнка на воспитание в свою семью.

На основании перечисленных выше документов орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение.

В день первичного приема гражданин заполняет заявление и анкету установленного образца для постановки на учёт в качестве кандидата в усыновители или опекуны (попечители) и получает направление в родительскую школу для прохождения курса подготовки и получения консультаций по вопросам семейного воспитания ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

2. После получения заключения усыновитель может обращаться по своему выбору в любой государственный орган на территории РФ, занимающийся оформлением детей, например:

3. Если усыновителей интересует конкретный ребенок, следует обращаться в органы опеки и попечительства того района, где проживает (находится в государственном учреждении) ребёнок.


ДАЛЬНЕЙШАЯ ПРОЦЕДУРА

Оператор ставит граждан на учёт и в течение 10 дней предоставляет информацию о детях согласно их пожеланиям. Если представленная информация о ребенке заинтересовала кандидата, ему выдается направление установленного законодательством образца на посещение ребенка, которое действительно в течение 10 дней. Если кандидат не заинтересовался предложениями оператора, то в каждые последующие 10 дней ему предоставляется новая информация.
В десятидневный срок после получения направления гражданин обязан письменно известить регионального оператора об итогах посещения учреждения (свое согласие или отказ от конкретного ребёнка).
В случае отказа региональным оператором продолжается работа по подбору ребёнка гражданину.
При положительном решении вопроса гражданин обязан в 10-дневный срок письменно проинформировать регионального оператора об:

УСЫНОВЛЕНИИ

После подбора ребенка кандидат в усыновители обращается в суд с заявлением об усыновлении ребенка. Орган опеки и попечительства по месту нахождения ребёнка готовит для суда заключение об обоснованности усыновления. Усыновитель может забрать ребёнка из учреждения после вступления решения суда в законную силу.

ОПЕКЕ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ)

После подбора ребенка кандидат в опекуны обращается в органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка с заявлением об оформлении опеки (попечительства), после чего руководитель муниципалитета издает соответствующее распоряжение. Опекун может забрать ребёнка из учреждения сразу же после подготовки распоряжения.

ОБРАЗОВАНИИ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ

После подбора детей для создания приемной семьи кандидат в приёмные родители обращается в орган опеки и попечительства по месту нахождения детей с заявлением о заключении договора о создании приемной семьи.

Если приёмные родители и дети (ребёнок) проживают на территории разных муниципалитетов, то возможно и заключение трёхстороннего договора между приёмными родителями и органами опеки и попечительства по месту проживания приёмных родителей и детей (ребёнка).

В заключение руководитель муниципалитета издает распоряжение о передаче детей (ребенка) в приемную семью.

Контактные телефоны:
ОТДЕЛ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА МУНИЦИПАЛИТЕТА БОГОРОДСКОЕ
(495) 603-27-08, (495) 603-27-09, 05

Телефон сотрудников отдела семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей,
Департамента образования города Москвы (Семеновская пл., д. 4): (495) 366-70-94
Прием корреспонденции (письма от организаций, обращения, заявления, жалобы от граждан) осуществляются через Общественную приемную:

График работы общественной приемной
понедельник с 8:30 до 12:00
вторник, среда, четверг с 8:30 до 12:00 и с 13:00 до 16:30
пятница с 8:30 до 12:00 и с 13:00 до 15:00

В области реализуется следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан: усыновление (удочерение), опека (попечительство), в том числе возмездная опека (приемная семья):

1. Усыновление (удочерение) - это приоритетная форма семейного устройства, при которой усыновленный ребенок получает все права родного, в том числе и право наследования имущества усыновителей.

Особенности усыновления по сравнению с другими формами семейного устройства:

1) усыновленный ребенок по своим правам в семье усыновителей ничем не отличается от собственных детей усыновителей, что позволяет ему чувствовать себя полноценным членом семьи это обеспечивает ему чувство стабильности, безопасности и психологической защищенности;

2) законом закрепляются все личные и имущественные отношения между усыновителями и усыновленными, в том числе право наследования (ст. 1147 ГК РФ);

3) можно присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, место и дату рождения ( изменение даты рождения допускается, если ребенок в возрасте до года, изменить дату можно не более чем на три месяца);

4) усыновление производится в судебном порядке;

5) к кандидатам предъявляются достаточно жесткие финансовые и жилищные требования;

6) не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен;

7) тайна усыновления охраняется законом;

8) соответствии с федеральным законодательством финансовая господдержка семей усыновителей после усыновления не предусмотрена, за исключением мер соцподдержки, предоставляемых имеющим детей семьям на общих основаниях. Вместе с тем при усыновлении (удочерении) ребенка выплачивается единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, размер которого варьируется в зависимости от субъекта РФ;

9) если ребенок к моменту своего усыновления имел право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, то он сохраняет это право и при его усыновлении.

Усыновителю выплачивается однократно единовременное пособие в размере 21 719,27 руб. или 23 607,90 руб. в зависимости от районного коэффициента. При усыновлении детей, требующих особой заботы (детей-инвалидов, братьев и сестер, детей старше 7 лет) размер единовременного пособия составляет 165 952,91 руб. или 180 383,60 руб. в зависимости от районного коэффициента.

2. Безвозмездная опека (попечительство) - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия:

- опека устанавливается над детьми в возрасте от 0 до 14 лет

- попечительство - от 14 до 18 лет

Опекуну (попечителю) выплачивается однократно единовременное пособие при установлении опеки (попечительства) (20 704,74 руб. или 22 505,15 руб. в зависимости от районного коэффициента) и ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание ребенка в размере: 10 105 рублей.

3. Возмездная опека (попечительство) - приемная семья. При данной форме между приемными родителями и органом опеки и попечительства заключается договор, согласно которому приемные родители за воспитание детей получают вознаграждение:

- взявшие на воспитание не более трех детей, оставшихся без попечения родителей, - 4 798 руб. за каждого приемного ребенка;

- взявшие на воспитание более трех детей, оставшихся без попечения родителей, - 6 398 руб. за каждого следующего приемного ребенка;

- взявшие на воспитание, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, хронически больного - 7 997 руб. за каждого такого ребенка.

Приемному родителю выплачивается однократно единовременное пособие при установлении опеки (попечительства) (20 704,74 руб. или 22 505,15 руб. в зависимости от районного коэффициента) и ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание ребенка в размере: 10 105 рублей.

Опекуны (попечители), приемные родители в обязательном порядке ежегодно сдают отчеты о расходовании денежных средств, которые выплачиваются на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Специалисты органа опеки и попечительства не менее двух раз в год проводят обследование условий жизни детей.

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Абзац утратил силу с 1 сентября 2008 года. - Федеральный закон от 24.04.2008 N 49-ФЗ.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к ст. 123 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи установлен перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. На федеральном уровне этот перечень носит исчерпывающий характер, однако на уровне субъектов Федерации может быть использована такая форма, как патронатная семья.

Патронатное воспитание является новой, современной формой семейного устройства детей. При такой форме законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства. Это является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостерные семьи, благодаря которой во всем мире дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме. Фостерная семья - альтернативная форма устройства, применяемая в случаях, когда ввиду объективных причин невозможно применение таких приоритетных форм устройства детей, как усыновление или опека. В фостерную семью ребенок передается на основании гражданско-правового договора, в некоторых странах дополнительно заключается и трудовой договор между фостерным воспитателем и службой по устройству детей. Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов.

При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких как причина утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 4 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Так, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 утверждена федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы.

Кроме того, абзац 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

2. Пока не избрана форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности опекуна (попечителя) возложены на эти органы. При этом они вправе поместить ребенка (временно) в социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, другие специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

В тех случаях, когда не соблюдается установленный порядок возникает ответственность. В частности, ответственность в виде административного штрафа, накладываемого на граждан, установлена ст. 5.37 КоАП РФ за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью. Согласно указанной статье незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Приоритет семейного воспитания детей закреплен нормами международного права и Законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Семейным кодексом каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

Существует несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Усыновление (удочерение) Опека (попечительство)

возмездная форма опеки (приемная семья) безвозмездная форма опеки

Приоритетной формой устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, является усыновление.

Усыновление – это принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Усыновление ребенка происходит на основании решения суда. После чего между ребенком и усыновителями возникают права и обязанности, как между родителями и детьми в кровной семье. Усыновленным ребенком приобретаются все отношения и права наследования, в том числе по достижению совершеннолетия.

Родители могут поменять ребенку фамилию, имя и отчество, в некоторых случаях дату рождения.

Для семей, усыновивших детей, государством предусмотрено:
- выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью и единовременного пособия при рождении ребенка;

- выдача государственного сертификата на материнский капитал женщинам, усыновившим второго и третьего ребенка;

- предоставления единовременной жилищной субсидии на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- предоставление послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если ребенок в возрасте до 3-х месяцев;

- ежемесячные выплаты по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет;
- иные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации

для семей, имеющих несовершеннолетних детей.

- дополнительные гарантии усыновителям в части предоставления единовременной жилищной субсидии на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если до усыновления ребенку была назначена пенсия по потере кормильца, выплата ее продолжается и после усыновления.

Еще одной формой устройства ребенка в семью являются опека и попечительство.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет. Попечительство над детьми от 14 до 18 лет.

Опека устанавливается в административном порядке. В Челябинском городском округе - на основании распоряжения Администрации города.

Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за него. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока.

Ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество, право на получение жилплощади, социальные льготы.

Опекуну выплачиваются:

а) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

б) ежемесячные денежные средства на содержание подопечного и оплату его проезда на городском транспорте.

Денежные средств на содержание выплачиваются детям, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в связи с:

- лишением родителей родительских прав, ограничением их в родительских правах;

- признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными);

- объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей;

- отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов;

- отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;

- в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны;

- в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном федеральным законом порядке.

Ребенок, переданный под опеку, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением.

В случае отсутствия жилого помещения по достижении 18 лет лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на однократное предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Органы опеки и попечительства осуществляют регулярный контроль условий содержания, воспитания и образования ребенка.

Приемная семья является возмездной формой опеки. Передача ребенка в приемную семью осуществляется на основании договора между приемными родителями и органом опеки.

По отношению к ребёнку приемные родители имеют те же права и обязанности, что и опекуны.

Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Приемному родителю платится зарплата (вознаграждение), а также доплачивается 15 % за каждого последующего ребенка и 20% за воспитание ребенка-инвалида. Срок исполнения обязанностей по договору засчитывается в трудовой стаж. Родители получают пособие на содержание ребенка и льготы для семьи.

Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей.

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

Приемным семьям выплачиваются:

- единовременная денежная выплата при передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью;

- единовременная выплата денежных средств на приобретение мебели.

- ежемесячные денежные средства на содержание подопечного и оплату его проезда на городском транспорте;

- ежемесячные выплаты на приобретение предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек и книг;

- ежемесячные выплаты денежных средств на оплату жилищно-коммунальных услуг и услуг бытового обслуживания;

Кроме того, приемной семье оказываются дополнительные гарантии в части предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями.

Органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка, а также за расходованием средств.


Вы здесь: Главная Социальная сфера Опека и попечительство Формы устройства в семью

ФОРМЫ УСТРОЙСТВА В СЕМЬЮ

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лиц а в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственног о или обоих родителей в связи:

- с отсутствием родителей,

- лишением их родительских прав,

- огранич ением их в родительских правах,

- признанием роди телей безвестно отсутствующими,

- недееспособны ми (ограниченно дееспособными),

- наход ящимися в лечебных учреждениях,

- объявлением их умершими,

- отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиня емых в совершении преступлений,

- уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,

- отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Органы опеки и попечительства выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 Семейного кодекса РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается (статья 121 Семейного кодекса РФ).

Органами опеки и попечительства являются орган ы исполнительной власти субъектов Российской Федерации . Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами в соответствии с законами субъектов РФ (статья 121 Семейного кодекса РФ).

Органы опеки и попечительства в течение месяца с момента выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают их устройство и при невозможности передать детей в семьи направляют сведения в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Региональный банк данных о детях – часть государственного банка данных о детях, содержащая документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов РФ и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному оператору государственного банка данных о детях.

Федеральный банк данных о детях – часть государственного банка данных о детях, включающая в себя совокупность региональных банков данных о детях, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному оператору государственного банка данных о детях.

Государственный банк данных о детях – совокупность регионального и федерального банков о детях, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности – в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Формы устройства ребёнка в семью

Отличие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Выделение средств на содержание ребенка

Приобретает права кровного ребенка

Принимается в семью на правах воспитуемого

Принимается в семью на правах воспитуемого

Государственные гарантии ребенку (жилье, образование, медицинское обеспечение и др.)

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) – принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. Является приоритетной формой устройства детей. Усыновление устанавливается гражданским судом. Это единственная форма устройства при которой фамилия ребенка может быть изменена на фамилию усыновителей. Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в установленном законом порядке. (Статьи 124-139 Семейного кодекса РФ).

ОПЕКА – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно . На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опека устанавливаетс я главой администрации муниципального образования . Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновление м . (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ).

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемной сем ье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленные законодательством РФ, приемным родителям - заработная плата. Размер оплаты труда приемных родителей, в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законами субъектов РФ. Приемные родители ведут учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются в орган опеки и попечительства. (Статьи 151-155 Семейного кодекса; Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2005 № 49) .

Дети, находящиеся под опекой (попечительством) или в приемных семьях, могут быть усыновлены только с согласия опекунов (попечителей) или приемных родителей, а также при согласии ребенка, если он достиг возраста 10 лет. В случае неисполнения опекунами (попечителями), приемными родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, органы опеки и попечительства вправе снять опеку (попечительство), расторгнуть договор и передать детей на усыновление, опеку (попечительство), в приемную семью других граждан.

Усыновителями, опекунами, приемными родителям и могут быть:

Совершеннолетние и дееспособные граждане.

Усыновить может семейная пара или одинокий человек, опекун ом может быть только одно лицо.

С доходом в семье на человека не менее прожиточного минимума . При установлении опеки, создании приемной семьи э то требование не предъявляется.

Не имеющие судимости за преступления против жизни и здоровья людей.
Не лишённые или ограниченные в родительских правах.

- туберкулез активный и хронический всех форм локали зации у больных I, II, V групп;

- заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного а ппарата в стадии декомпенсации;

- злокачественные онкологически е заболевания всех локализаций;

- наркома ния, токсикомания, алкоголизм;

- инфекционные заболевания д о снятия с диспансерного учета;

- психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

- все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСЫНОВЛЕНИЮ ИЛИ ОПЕКЕ необходимо обращаться в отдел опеки и попечительства Комитета образования администрации Сосновоборского городского округа. Процедуры установления усыновления (включая cудебные) и опеки бесплатны.

Документы, которые необходимо подготовить заявителям для установления усыновления:

1.Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем (личное заявление, пишется от руки или машинописное/ набранное на компьютере).

2.Краткая автобиография (свободная форма, пишется от руки, машинописное или набирается на компьютере).

3.Справка с места работы с указанием должности и заработной платы, либо копия декларации о доходах (свободная форма, готовится на бланке предприятия, подпись бухгалтера, печать, указываются данные за последние 3 месяца. Либо копия декларации о доходах из налоговой инспекции, для пенсионеров - справка о начислении пенсии, выписка из банковского счёта другие справки, подтверждающие доходы).

4.Копия финансового лицевого счета (форма №9, получаемая в ПБЦ (Паспортно-бухгалтерский центр , г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, д.26 ).

5 . Если жильё приватизировано или приобретено и находится в частной собственности, то документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, если оно приватизировано: Договор купли-продажи, Свидетельство о регистрации права собственности (нотариально заверенная копия договора; регистрационное свидетельство гос. образца – заверенная копия).

6 .Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (выдаётся непосредственно в ИЦ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области . Справка выдается на специальном номерном бланке . Адрес: г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52 ).

7 .Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в установленной форме (ф орма №164/у-96 , введена Приказом Минздрава № 332 от 10 сентября 1996г. Ограничения введены Постановлением Правительства РФ № 542 от 1 мая 1996 г.)

8 .Копия свидетельства о браке. Если усыновитель в браке не состоит, предоставляется его копия свидетельства о рождении.

9 .При усыновлении ребенка одним из супругов - заявление с выражением согласия другого супруга на усыновление. Если супруги фактически прекратили семейные отношения, требуется документ, подтверждающий, что они не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты).

10 .Документ о постановке на учёт гражданина в качестве кандидата в усыновители.

11 .При усыновлении ребёнка возраста 10 лет и старше необходимо его согласие на усыновление и изменение личных данных (имени, фамилии, отчества, места рождения) (согласие ребёнка получается усыновителями и визируется органом опеки, если ребёнок проживал в семье усыновителя, например, был до этого на опеке, является падчерицей/пасынком усыновителя. Если ребёнок проживает в учреждении, то получение такого разрешения не входит в компетенцию усыновителя и занимаются этим органы опеки и государственный опекун ребёнка (например, директор детского дома).

Никакие другие документы органы опеки требовать с усыновителей права не имеют т.к. этот список дан в пункте 6 Постановления Правительства от 29 марта 2000г. РФ №275 и не подлежит расширительному толкованию, а при необходимости органы опеки могут и обязаны САМОСТОЯТЕЛЬНО запрашивать нужные им инстанции.

Читайте также: