Устаю за рулем что делать

Обновлено: 28.06.2024

>"Здравствуйте, так получилось что предстоит достаточно дальняя дорога, 2200 км. Опыт вождения отсутствует, права были получены месяц назад"
>"Страха при вождение особо не испытываю но и разгоняться более 70-80 кмч желания не возникает"
-----------
Я наездил на дальняке полмиллиона км, за сутки делая 1500 или 2000 км. Итак.
ОЧЕНЬ сильно рискуешь не вернуться. Прежде всего имей в виду - если нет опыта, лучше двигаться со скоростью потока, точнее висеть в полусотне метров от хвоста того автомобиля, который менее всего тебя напрягает по скорости. Скорость 70-80 на трассе - крайне низка, ты можешь просто получить пинка сзади очень массивным агрегатом типа камаза. Они ведь на ходу даже спать умудряются, ага. Теперь по пунктам:
1) Очень внимательно отнесись к режиму питания. В дороге наедаться нельзя - кровь приливает к желудку, с сонливостью бороться неопытный водитель не сможет. А это смерть. Поэтому если поел плотно, то два часа как минимум спать, независимо от времени суток. Лучше всего реализовать такой план:
- выезд в полночь, выспаться заранее с трех часов дня, сразу как выспался плотно поесть и за руль. Преимущество полуночного выезда - в темноте проедешь по знакомым дорогам, а это лучше чем по незнакомым. И трафик в городе ночью будет минимален, не потеряешь времени в пробках.
- в салон взять что-то грызучее, например сушки малышка василеостровкие/невские - плюс холодный баночный кофе. Эту еду можно употреблять в любое время, когда захочется есть - она не будет усыплять, работа челюстей вызывает приток крови именно в голову, то есть к мозгу. И аппетита не будет для остановок у кафешек.
- ехать с минимальным количеством остановок. Дорога очень опасна. Если приспичило в кустики - никогда на обочине трассы, обязательно съезжаем на второстепенную дорогу и там останавливаемся.
2) Стиль вождения. В темное время суток следи чтобы не слепить встречных и попутных, дальний только при отсутствии трафика, а ближний крутить вниз, если сидишь на хвосте - до уровня заднего бампера. Предпочтительнее ехать за ведущим, но нужно понимать, что никто не любит висящих на хвосте, и всегда они пытаются таких "стряхнуть". Не стряхивают только фуры, им пофигу. Чтобы не раздражать идущего впереди - увеличивай интервал метров до 200, но не больше, иначе в разрыв может выскочить пересекающий дорогу человек или зверь. Если едешь в одиночестве в темноте - всегда будь готов к худшему. Худшее бывает всякое, мне к примеру попадались потерянные тракторные тележки прямо на дороге. Или стоящий на полосе камаз без габаритов. Или телега с лошадью - без габаритов есстно.
3) положение на проезжей части. ПДД нужно чтить, но с учетом того, что его не все соблюдают. Поэтому безопасность важнее соблюдения ПДД. Например при необходимости свернуть с трассы налево лучше выехать на встречку заранее и полностью - и там уже замедляться. Это самый страшный вид аварии на трассе - если при повороте налево, слева кто-то идет на обгон на высокой скорости.
Автобусы на остановке, стоящие на обочине автомобили - угроза внезапного выскакивания людей. Лучше не притормаживать - увеличивая свое время в скрытой для людей зоне за автомобилем - а просто уйти до пределя на другую сторону дороги. Конечно как и в случае с левым поворотом - убедившись что встречных машин нет. Если встречные есть, тогда тормозим, стараясь никому не помешать.
4) обгоны. При обгонах сближение со встречным происходит с удвоенной скоростью, поэтому переключаем передачу вниз, для максимального ускорения, чтобы уменьшить время нахождения на встречке. Крутить мотор не боимся, они рассчитаны на это. До 160 км/ч можно выкручивать четвертую передачу, до 120 - третью. А вторая позволяет разгоняться до 80 км/ч. А вообще уходим на обгон только как следует убедившись в отсутствии встречного.
5) общее правило обгонов в толпе на трассе - если сзади фуры скопились несколько автомобилей ожидая проезда встречного, то правило хорошего тона - сначала пропустить того кто сзади выходит на обгон, даже если он не раньше вышел. Дело в том, что из-за фуры последнему видно дальше, он ситуацию видит лучше, если он решил выйти на обгон сразу цепочки, значит можно обгонять. А вот если он не вышел, то из-за спины фуры можно выйти прямо в бампер встречному камазу.
6) Перед началом обгона включать поворотник заранее, чтобы окружающие успели среагировать. Следим за поворотниками обгоняемого. Если он поморгал левым поворотникам - обгонять нельзя, впереди встречный. Если поморгал правым - приглашает на обгон. Но имей в виду, что жизни запасной не будет, а он может и ошибаться.
7) 2200 км за один присест опытный водитель проехать может, неопытный наверняка очень устанет. Поэтому до поездки лучше спланировать надежное и безопасное место ночлега, гостиницу рядом с крупным городом. Оптимально на 1200-1400-м километре пути, чтобы дорога не превратилась в пытку.
Есть такая примета - как только начинаешь останавливаться для отдыха - так и начинаешь быстрее уставать в пути. Чтобы дорога не казалась пыткой, наметь промежуточные пункты проезда и следи, как они укладываются в график. Так дорога будет казаться более короткой.

Статистика свидетельствует о том, что причиной 20% серьезных ДТП является снижение внимательности из-за усталости и засыпание за рулем.

Неуправляемая легковушка, движущаяся со скоростью 60-80 километров в час, способна натворить немало бед. А уж о несущихся по трассам фурах и говорить нечего. Давайте порассуждаем: если дальнобойщик, который едет со скоростью 100 километров в час, заснет хотя бы на три секунды, то успеет промчаться около 80 метров. Вывод определенный – однажды заснув за рулем, можно никогда не проснуться. Причем пострадаете не только вы, но и, скорее всего, другие участники дорожного движения.

Многие водители уверены, что способны зафиксировать первые признаки засыпания за рулем, отреагировать и предотвратить опасность. Однако, как отмечают немецкие ученые, опыты говорят о другом: даже водители-профессионалы зачастую переоценивают свои возможности, не замечают усталость и пропускают момент, когда их мозг отключается.

Но как понять, что вы засыпаете за рулем? По мнению специалистов, необходимо обращать внимание на детали. В частности, первый тревожный звонок - вы начали часто зевать, медленно моргать, клевать носом. Пропадает желание двигать руками и ногами. Еще один сигнал – вы перестали обращать внимание на дорожные знаки и пейзаж за окном. Глаза начинают концентрироваться на очень дальних участках дороги. Из-за усталости вы можете даже съезжать со своей полосы движения.

Особенно внимательным нужно быть по ночам. Ведь человеческий организм настроен на сон именно в темное время суток. Кроме того, обращайте внимание на свое состояние во время длительных поездок – они сильно выматывают. Если вы хотите садиться за руль перед долгой дорогой или ночным путешествием, то следует хорошо отдохнуть.

Самые действенные способы, которые позволят водителю взбодриться

По мнению специалистов, прямо перед непродолжительным сном можно выпить чашку кофе. Дело в том, что этот напиток начинает действовать не сразу, а примерно через полчаса. Так что вы проснетесь с двойным зарядом бодрости.

В целом кофе является известным психостимулятором. При этом нужно помнить, что кофеин просто использует ресурсы организма. Он сужает сосуды и увеличивает частоту сердечных сокращений.

Помогает в дальних поездках и зеленый чай. В его состав входят танины, которые стимулируют активность головного мозга. Но даже если от чая не будет особого толка, мочегонный эффект заставит водителя периодически останавливаться. Такой рваный темп определенно добавит концентрации внимания.

Еще один вариант – нужно заняться физическими упражнениями. Следует выйти из машины, сделать несколько гимнастических упражнений или совершить пробежку. После этого сонливость должна пройти.

Также во время остановок следует умываться холодной водой. Но этот способ эффективен в том случае, если его повторять раз в полчаса – не реже.

Если вас клонит в сон - слушайте музыку, она сильно бодрит. Причем лучше выбирать те песни, которые вас сильно раздражают. Негативные эмоции позволят хотя бы ненадолго встрепенуться.

Помогут не заснуть за рулем и веселые попутчики, которые будут разговаривать и спорить. Но здесь важно не переборщить, так как слишком оживленная дискуссия может отвлечь водителя и снизить его реакцию.

Также добавить энергии может легкая трапеза, состоящая из овощей и фруктов. Тяжелой пищи лучше избегать, так как это только лишняя нагрузка на организм. И борьбе с сонливостью такая еда не поможет.

Возьмите с собой в путь горчичники. Жжение позволит отыграть у сна еще некоторое время. Горчичник лучше всего расположить на спине – между лопаток.

Если в машине есть пассажир, то можно поставить перед ним задачу: сесть на заднее сиденье и в зеркало заднего вида внимательно следить за глазами водителя. Если они начнут слипаться, нужно немедленно дать об этом знать.

Водители с опытом дают совет возить с собой апельсин. Если вы начнете засыпать, нужно очистить плод и вдохнуть запах. Цедру следует разложить по машине. Этот способ также позволит немного продержаться без сна.

Серьезно взбодрить может и свежий воздух. Можно, к примеру, открыть окно автомобиля или поставить климат-контроль на 16-17 градусов.

Многие современные автомобили оснащены специальными системами, способными отслеживать состояние и поведение водителя. Или же их можно купить отдельно. Эти устройства будут подавать звуковой сигнал или направлять в лицо водителя струю холодного воздуха, если он начнет засыпать. Впрочем, данные системы еще недостаточно совершенны, так что полностью уповать на них не стоит.

Лучше не бороться, а подчиниться – мнение дальнобойщиков

Блогер-дальнобойщик Анатолий Кречетов уверен, что если вы ходите спать, не стоит себя заставлять ехать дальше. Лучше остановиться и отдохнуть.

Такого же мнения придерживается дальнобойщик Данил Рудей.

Вывод можно сделать только один. В дороге внимательно следите за своим состоянием. И если вы утомлены и хотите спать – лучше не геройствовать. Остановитесь и отдохните - это самый простой и надежный способ, который позволит не заснуть за рулем.


Надежность водителя в значительной степени определяется его работоспособностью. Работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью. Работоспособность снижается при болезненном состоянии водителя, после употребления им алкоголя, при утомлении, а иногда в результате сильного нервного возбуждения или угнетенного состояния.

Утомление водителя проявляется в снижении безопасности движения, оно оказывает негативное влияние на все основные функции восприятия и другие психофизиологические качества водителя. В результате утомления ухудшаются характеристики зрительного восприятия: увеличиваются его пороги, снижаются контрастная чувствительность, точность оценки расстояний до объектов и скорости их движения. Из-за ослабления качеств восприятия ухудшается и его организация, особенно устойчивость переключения внимания. Водитель в течение большего времени концентрирует внимание на отдельных объектах, в том числе на тех, которые в этом не нуждаются, что влечет увеличение времени на обнаружение особенно неожиданных сигналов.

При утомлении ослабевает память, и поэтому в конце длительной поездки наблюдается резкое увеличение средних значений не только времени обнаружения сигнала, но и скорости переработки информации. В этой фазе характерен наибольший разброс величин времени реакции, т. е. возможны нежелательные как чрезмерно замедленная, так и очень быстрая реакции.

В результате утомления происходит расстройство ранее сформированных навыков, это, в частности, проявляется в изменении рабочей позы: более глубокая посадка с типичным наклоном корпуса вперед или заваливанием назад, что затрудняет пользование рулевым колесом, педалями и рычагами, ухудшает обзор дороги и наблюдение за приборами. У утомленного водителя нарушается точность выполнения приемов управления, наблюдаются неоправданно частые повороты рулевого колеса и пропуски необходимых корректирующих действий.

Как показывают исследования процесса развития утомления у водителей, оно обнаруживается уже на 4—5 ч вождения, явно ощущается на 6—8 ч и к концу 9 ч уже требуются волевые усилия, чтобы поддерживать движение на безопасном уровне. Если приходится находиться за рулем более 9 ч, то из-за резкого падения работоспособности опасность ДТП сильно возрастает. Вероятно поэтому более половины всех дорожных происшествий оказывается связанным с переутомлением водителей. Причем особенно сильно проявляется утомление, когда водитель садится за руль не выспавшись.

Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Вместе с тем безопасность вождения в начале развития утомления некоторое время может и не снижаться, так как волевым усилием человек может заставить себя ехать с теми же количественными и качественными показателями. Водитель в состоянии утомления может избежать ошибок даже при внезапном изменении дорожной обстановки путем повышения интенсивности внимания и готовности к действиям. Но в этом случае от него потребуется большое волевое усилие и повышенный расход энергии, что выражается в учащении сердцебиения, более глубоком дыхании, избыточной потливости, покраснении кожи лица и т. д. Повышенные энергозатраты способствуют прогрессированию утомления и в результате наступает момент, когда несмотря на возрастающие усилия возникают ошибки, пропуски необходимых действий, снижение производительности труда по количественным и качественным показателям. Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Усталость — это субъективное переживание человеком утомления. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы для того, чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Вместе с тем далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. При любой деятельности, выполняемой с удовольствием, человек меньше устает, чем при выполнении более легкой, но неприятной работы. Поэтому люди творческого труда (художники, ученые, изобретатели и др.) иногда работают много часов без перерывов, не чувствуя усталости.

Психическая деятельность водителя стимулируется поступающей информацией. Для протекания на высоком уровне психических процессов необходима оптимальная информационная нагрузка. Избыточная информация в результате чрезмерного напряжения психических процессов приводит к более быстрому развитию утомления. При недостатке информации интенсивность протекания психофизиологических процессов падает, что приводит к снижению готовности водителя к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. Для поддержания в этих условиях необходимой интенсивности и устойчивости внимания требуется значительное волевое усилие, что также связано с расходом нервно-психической энергии и приводит к преждевременному утомлению.

Имеет также значение характер поступающей информации и отношение к ней человека. Водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения или опасности. Именно поэтому, в продолжительной поездке по трассе водитель испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем рядом сидящий пассажир, хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему утомлению водителя, нежели бездействующего пассажира.

Сонливость и засыпание водителя за рулем — наиболее опасные проявления утомления, которые нередко приводят к ДТП. Водитель, чувствуя сонливость, может какое-то время преодолевать ее и достаточно надежно управлять автомобилем, но он должен знать, что засыпание может наступить внезапно и он этот момент может не заметить, что создает очень серьезную угрозу для безопасности дорожного движения. Поэтому, если у водителя появляется сильная сонливость за рулем, то бороться с ней на ходу не следует. Нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения. Только после снятия сонливости можно продолжать путь.

Характерным признаком наступающего утомления может служить появление, казалось бы, незначительных ошибочных действий: рассеянное внимание, желание выпрямиться, переменить позу. При таких признаках утомления необходимо немедленно прекратить движение. Первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратковременным отдыхом. Доказано, что при одном и том же времени отдыха несколько коротких перерывов значительно эффективнее одного продолжительного перерыва.

Девушка зевает за рулем

Больше половины автомобильных аварий происходит совсем не из-за алкогольного опьянения водителей. Наоборот, они стали намного осторожнее в вопросе нахождения за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Главная проблема состоит в том, что часто автолюбители переоценивают свои силы и садятся за руль не выспавшимися или уставшими.

Причины возникновения сонливости за рулем

Человеческий организм не может работать в постоянном активном режиме. Ему нужен периодический, регулярный отдых. Но, даже при самых благоприятных обстоятельствах, после хорошего сна и отдыха, водитель может случайно уснуть за рулем. Причинами такого состояния могут служить следующие аспекты.

Наличие заболевания

Хронические и инфекционные болезни. Организм не успевает восстановить силы, в том числе и после принятия некоторых медицинских препаратов. Происходит сбой в работе иммунной системы и организму требуется отдых.

Малокровие (анемия). Заболевание характеризуется недостаточным питанием организма молекулами кислорода. Органы и головной мозг начинают испытывать гипоксию. Появляется вялость, головокружение, снижение физической и психической активности, организм просто хочет уснуть и отдохнуть.

Атеросклероз церебральных сосудов. При болезни нарушается обмен веществ в тканях головного мозга, появляется самопроизвольная сонливость.

Нарколепсия. Заболевание еще не до конца изучено, но оно провоцирует не просто сонное состояние. В любой момент человек может оказаться в обморочном состоянии.

Интоксикация. Некачественная еда, химикаты, ядовитый смог, алкоголь, наркотики могут спровоцировать отравление организма, что приведет к сонливости за рулем.

Эндокринные патологии. Снижение уровня выработки гормонов надпочечников и сахарный диабет характеризуются проявлением повышенной утомляемости.

Травмы головного мозга. Последствия могут сыграть злую шутку с водителем даже по истечении нескольких лет.


Физиологические факторы

недосыпание (если человек спал в сутки меньше 7-8 часов, шанс уснуть за рулем возрастает в разы);

беременность (женщинам, ожидающим ребенка, нужно быть крайне осторожными, садясь за руль);

работа органов пищеварения после еды (для переваривания сытного обеда нужен кислород, поэтому мозг переходит в режим экономного расхода, отдавая большую часть органам пищеварения. Это приводит к тому, что организм хочет спать);

стрессовая ситуация (происходит выброс кортизола и адреналина в кровь. Вырабатывающие эти гормоны надпочечники истощаются и требуют восстановления, человек чувствует упадок сил и хочет спать).

Это основные причины возникновения сонливости. Если у водителя имеется хоть одна из вышеперечисленных причин, нужно быть особенно внимательным, отправляясь в дорогу, особенно в ночь и на длительное расстояние.


Признаки засыпания за рулем, на которые стоит обратить внимание

Мужчина спит на руле

Иногда у уставшего водителя могут возникать галлюцинации. Это один из признаков засыпания за рулем, на который стоит обратить внимание. Галлюцинация не является основным сигналом, так как встречается далеко не у всех. Водителю стоит быть особо внимательным к своим ощущениям, если он:

начинает часто мигать;

зевать;

пропускать знаки и повороты;

выезжать на встречную полосу;

не успевать перестраиваться в другой ряд.

У засыпающего начинают закрываться глаза, ему становится тяжело держать голову прямо. Чтобы смахнуть с себя надвигающийся сон, водители останавливаются, делают физические упражнения, разминают шею, наклоняют голову, громче включают музыку. Это не помогает. Помогает только сон, и это проверено.


Сонливость за рулем, что делать?

Парень уснул в машине

Сон, сон и еще раз сон. Пусть недолгий, в течение нескольких минут, поможет вернуть организм в рабочее состояние. Нужно заехать на ближайшую парковку, откинуть водительское кресло и просто поспать. У опытных водителей, не только дальнобойщиков, но и тех, кто часто ездит в командировки на легковом транспорте, обязательно есть в машине маленькая подушечка. Некоторым хватает пяти минут для отдыха, кто-то засыпает на несколько часов. В этот период стоит полностью довериться организму. Он сам знает, сколько потребуется времени для восстановления.

Следующие лайфхаки о том, как побороть сонливость за рулем, основаны на утверждениях бывалых водителей, которые намотали по отечественным дорогам не одну тысячу километров:

Кофе. Натуральный, заварной, крепкий напиток способен прогнать сон на ближайшие пару часов. У метода есть свои недостатки. Во-первых, нельзя пить кофе сразу после еды, эффект будет прямо противоположный. Во-вторых, нужно постоянно пополнять запасы хорошего кофе. Производители предлагают огромный выбор среди моделей автомобильных кофеварок. Они работают от прикуривателя и очень удобны в эксплуатации.

Энергетики. Энергетические напитки употребляют практически все более-менее молодые водители. Пожилые, зная их отрицательное влияние на желудок, печень и поджелудочную железу, лучше предпочтут чашку кофе или поспать. В энергетиках содержится большое количество кофеина, которое тонизирует организм и не дает ему заснуть в течение 1-2 часов.

Фрукты и орешки. Вот уж чем нужно запастись в дорогу, так это цитрусовыми и семечками. Корки лимона можно выложить на панель управления (в какой-нибудь чашке). Их аромат тонизирует организм с помощью органов обоняния. Постоянное щелканье семечек сконцентрирует внимание водителя, и он будет внимательнее смотреть на дорогу.

Энергичная музыка. Музыканты называют ее грувом. Это, когда под мелодию непроизвольно начинаешь качать головой, постепенно подключая все части тела. Не обязательно это должна быть дискотека 80-х. Многие рэп, рок, фанк, джаз композиции обладают подобным эффектом. Водитель сам в состоянии подобрать для себя репертуар, который будет ему интересен и не даст уснуть.

Попутчик. Самый идеальный вариант – разговорчивый пассажир. Главное, чтобы он сам не уснул, поэтому обсуждать можно все темы, начиная с результатов последних спортивных матчей, заканчивая решением житейских ситуаций.

Короткая остановка. Никогда не повредит просто остановиться на стоянке и сделать небольшую пробежку или пару физических упражнений.

На состояние водителя могут повлиять и другие внешние воздействия. Например, холодный воздух. Если нет возможности выходить на улицу, чтобы подышать, можно зимой убавить температуру печки, а летом включить кондиционер. Прохладный воздух производит тонизирующий эффект на мозг. Такого же результата можно достичь с помощью холодной воды. В обоих случаях продолжительность свежести будет недолгой. Но в безвыходных ситуациях можно продержаться некоторое время.

Есть водители, которые принимают тонизирующие медицинские препараты. Они продаются в аптеках и созданы на основе кофеина и таурина. Эти средства лучше энергетиков, но увлекаться ими тоже не стоит. Кофеин возбуждающе действует на нервную систему, чрезмерное его употребление приводит к истощению и психической нестабильности. Также появились тонизирующие таблетки с женьшенем. Препараты занимают немного места в бардачке автомобиля, помогают продержаться за рулем в течение 12 часов. Водителям следует принимать таблетки заранее, так как они начинают действовать не сразу.

Тонизирующие ароматы являются еще одним средством от возникновения сонливости. Особенно помогают ароматы хвои и цитрусовых. Перед дальней поездкой следует обновить освежитель. Можно сделать его самостоятельно, налив в закрепленную на панели емкость немного эфирного масла. Подобная ароматерапия поможет выдержать перегон в течение 6-8 часов.

Психологи советуют постоянно переключать внимание, не концентрироваться на дорожном полотне или однообразном ландшафте. Рекомендуется осматривать проезжающие мимо автомобили, фиксировать знаки, обращать внимание на достопримечательности.

В качестве дополнительных средств можно использовать жевательную резинку, жевательные конфеты – одним словом всё, с помощью чего можно двигать челюстями. Если совсем становится сонливо, а останавливаться совсем не хочется, то можно воспользоваться самыми радикальными мерами – применить нюхательный табак или нашатырь. Аммиак быстро приведет в чувства. От табака начинается чихание, которое, как известно, прочищает мозг и заставляет его работать. Для людей, страдающих анемией и другими заболеваниями, связанными с нехваткой кислорода, желательно иметь в машине кислородный баллон. Они продаются в магазинах медтехники.

Если ничего не помогает, надо поспать. Дальнобойщики применяют метод лестницы. Сон разбивается на сеансы по 20 минут в дневное время. Метод проверен, но действенен только для физически здоровых людей.

Читайте также: