Управление правовой статистики прокуратуры чем занимается

Обновлено: 30.06.2024

Правовая статистикав классическом понимании – это статистика о преступности, результатах расследования уголовных дел, о судимости, об административных правонарушениях, о работе судов общей юрисдикции, арбитражных судов и о работе органов прокуратуры. К правовой статистике также относится статистика органов нотариата, адвокатуры, Росреестра и загсов. Правовую статистику ведут правоохранительные, судебные органы, органы административной юрисдикции, каждое из ведомств – в своей части.

Содержание правовой статистики в органах прокуратуры значительно уже, чем в классическом понимании.

Приложение 1 (Система прокурорской правовой статистики).

Система прокурорской правовой статистики на сегодняшний день включает в себя отчетность:

Основными целями ведения ведомственного статистического учета в органах прокуратуры Российской Федерации являются:

1. Представление в установленном порядке Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям и работникам органов прокуратуры Российской Федерации достоверных статистических данных о результатах деятельности органов прокуратуры.

2. Последующее использование этих данных для совершенствования деятельности органов прокуратуры, повышения качества информационно-аналитической работы.

Задачи ведения ведомственного статистического учета:

формирование, представление и обработка статистических данных, характеризующих состояние надзорной и иных направлений деятельности органов прокуратуры;

систематизация, накопление и хранение ведомственной статистической информации на электронных и бумажных носителях и предоставление статистических данных в целях информационного обеспечения управленческой деятельности в органах прокуратуры;

развитие ведомственной статистической отчетности;

координация деятельности органов прокуратуры по вопросам формирования ведомственной статистической отчетности на основе единой методики статистического учета.

Ведение ведомственного статистического учета включает в себя:

разработку и утверждение форм отчетности, характеризующей результаты надзорной и иной деятельности органов прокуратуры;

организационно-методическое обеспечение статистического наблюдения;

формирование и представление отчетов;

обработку, хранение, выдачу и анализ статистических данных.

Видами статистических отчетов в органах прокуратуры являются:

статистические отчеты прокуратур городов, районов, приравненных к ним специализированных прокуратур;

сводные статистические отчеты прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур;

сводные статистические отчеты аппарата и отчеты подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

сводные отчеты Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Работники прокуратуры обязаны учитывать фактически выполненную работу. Документами первичного учета работы прокуроров являются карточки и книги. Источниками сведений об их работе также могут быть надзорные производства, дела (наряды), материалы непосредственных проверок, процессуальные и иные документы.

В карточках и книгах первичный учет ведется путем заполнения соответствующих реквизитов непосредственно после выполнения действий, подлежащих учету.

Для ведения учета и статистической отчетности в прокуратурах регионального уровня и в Генеральной прокуратуре Российской Федерации образованы и действуют специальные подразделения – отделы (управления) правовой статистики. В прокуратурах районного звена ведение учета и подготовка отчетности возложена на прокуроров.

Правовую основу осуществления работы по учету и статистической отчетности в органах прокуратуры составляют приказы Генерального прокурора Российской Федерации.

Прокуратуры РФ


Республика Бурятия



Главная

Приволжский федеральный округ

Республика Мордовия

Прокуратурой республики уделяется пристальное внимание вопросам обеспечения контроля за полнотой и достоверностью представляемых правоохранительными органами статистических сведений.

В январе — июне 2018 года в рамках осуществления надзорной деятельности прокурорами выявлено 5608 нарушений, допущенных правоохранительными органами республики при учете преступлений и формировании форм федерального статистического наблюдения.

Установлено 4509 фактов искажения сведений о преступлении и лице, его совершившем, что составляет 86,8% от общего числа нарушений, выявленных при учете преступлений. Особое внимание уделялось достоверности сведений о преступлениях, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления. Выявлено 300 фактов необоснованного отражения сведений о лицах, ранее совершавших преступления; 92 — при отражении сведений о совершении преступления в общественном месте; 32 — о совершении преступления в состоянии алкогольного опьянения. Выявлен размер искажения статистики причиненного преступлениями ущерба на сумму, превышающую 790 млн. рублей, предотвращено необоснованное завышение на 24 млн. рублей размера возмещения материального ущерба.

По выявленным нарушениям закона в правоохранительные органы республики внесено 427 актов прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых 106 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 16 руководителей территориальных органов следствия и дознания. Большинство нарушений выявлено в деятельности органов внутренних дел (66,1%). Должностными лицами Следственного комитета РФ допущено 18,5% нарушений, сотрудниками органов Федеральной службы судебных приставов – 13,8%.

Работа по обеспечению достоверности и полноты статистической отчетности во втором полугодии 2018 года будет продолжена.

В Генеральной прокуратуре России появилось новое подразделение — управление правовой статистики.

— Начальником нового структурного подразделения приказом Генпрокурора назначен государственный советник юстиции 3-го класса Олег Инсаров, — уточнила официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева.

Гриднева напомнила, что по закону с января следующего года ведение государственного единого статистического учета о преступлениях и их раскрываемости передается Генпрокуратуре.

Сам президент отмечал, что действующая система отчетности не отражает реальную картину состояния преступности. Поэтому возникла необходимость передачи этих функций прокурорам.

О руководителе нового управления Олеге Инсарове известно, что у него генеральское звание и работает он в органах прокуратуры с марта 1998 года.

Он занимал должности прокурора отдела управления Генпрокуратуры в Центральном федеральном округе. Потом дорос до старшего прокурора отделов управлений по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, по надзору за соблюдением федерального законодательства. Занимал должность замначальника организационного управления — начальника отдела координации главного оргинспекторского управления .

Информационно-аналитическая работа в органах прокуратуры и ее назначение

Информационно-аналитическая работа осуществляется в целях совершенствования организации и управления в системе прокуратуры, определения приоритетных направлений деятельности, формирования планов, подготовки организационно-распорядительных и информационно-справочных документов.

Прокурорские работники осуществляют сбор и накопление материалов для их дальнейшей аналитической обработки, систематически обобщают результаты прокурорской практики на основе имеющихся сведений, материалов и документов по закрепленному предмету и зоне деятельности.

Структурные подразделения прокуратуры организуют систематический сбор, накопление и анализ информации о состоянии законности и правопорядка по направлениям своей деятельности.

Источники информации, используемые прокурором:

По указанию прокурора области аналитические материалы могут быть опубликованы в виде сборника для ознакомления и использования в органах прокуратуры области.

Структурные подразделения прокуратуры области:

    1. в соответствии с установленным порядком участвуют в формировании государственной и ведомственной статистической отчетности, изучении эффективности и результатов прокурорского надзора, иных направлений деятельности органов прокуратуры;
    2. по итогам обобщения и анализа работы, положительных результатов и недостатков прокурорской деятельности разрабатывают организационно-распорядительные и информационно-аналитические документы;
    3. анализируют практику истребования с мест обобщений, сведений, справок, копий актов прокурорского реагирования;
    4. принимают меры к исключению фактов получения не предусмотренных статистической отчетностью данных, сокращению объема запрашиваемой с мест информации.

    В Генеральной прокуратуре РФ информационно-аналитической работой занимается Главное организационно-аналитическое управление, в состав которого входят:

      1. отдел аналитического обеспечения;
      2. отдел информационного обеспечения.

      Учет и анализ деятельности прокуратуры также, как и планирование, являясь обязательными организационными условиями функционирования органов прокуратуры, существенно влияют на эффективность работы прокуроров. Этим обусловливается необходимость более подробного рассмотрения порядка организации информационно-аналитической работы и планирования.

      При этом основное внимание должно быть уделено анализу состояния законности на территории или объекте, входящих в сферу компетенции конкретной прокуратуры, так как именно истинное положение с состоянием законности и правопорядка позволяет правильно оценить результативность осуществления прокурорского надзора, определить приоритетные направления деятельности, поставить верные цели.

      Под состоянием законности в данном случае подразумевается положение дел с преступностью и нарушениями законов непреступного характера. Исходя из этого, информационно-аналитическая работа прокуроров включает сбор, накапливание и анализ информации об исполнении законов, выявленных нарушениях, а также о состоянии борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики.

      Для прокуроров важное значение имеет налаженность поступления информации об исполнении законов, что достигается правильной постановкой работы по сбору необходимых сведений, четким определением источников и носителей информации, подробный перечень которых приведен в лекции об организации работы по надзору за исполнением законов.

      Полученная и накопленная информация в прокуратуре подлежит соответствующей обработке, которая в основном связана с ее анализом. Существо анализа выражается в обобщении информации и оценке.

      В процессе аналитической работы поступившие сведения систематизируются по территориям наибольшего распространения правонарушений, основным объектам нарушений законов, в некоторых случаях по кругу лиц, допустивших нарушения, степени распространенности нарушений. Кроме того, информация об исполнении законов анализируется в динамике (полугодие с полугодием, год с годом).
      При определении и анализе распространенности, структуры, динамики нарушений законов важно выделить, идя от частного к общему, характерные тенденции и взаимосвязи явлений, а на основе изучения фактических данных сделать обобщающие выводы, верно отражающие состояние законности, прокурорского надзора.

      Практика также свидетельствует, что не следует ограничиваться анализом только статистических данных, их необходимо дополнять выборочными исследованиями, конкретными проверками исполнения законов на определенных объектах или территориях.

      Анализ состояния борьбы с преступностью как составной части законности отличается прежде всего своим предметом, включающим обобщение и оценку таких характеристик преступности, как: уровень, распространенность, структура, динамика, раскрываемость и иные показатели, связанные с преступными проявлениями, причинами и условиями, способствующими их совершению.

      Уровень или состояние преступности отражает количество преступлений, совершенных в течение анализируемого периода на определенной территории. Этот показатель, как правило, является доминирующим при характеристике преступности.

      Для полноты и конкретизации анализа состояния преступности устанавливается степень распространенности преступности среди отдельных групп населения в зависимости от возраста, пола и т.п. Особо обычно выделяется преступность среди несовершеннолетних.

      Структура преступности раскрывает соотношение отдельных видов или групп преступлений в общей их совокупности. Конкретным показателем структуры является удельный вес тех или иных преступлений.

      Динамика преступных проявлений показывает изменение состояния и структуры преступности во времени. Данные об этом должны сравниваться за сопоставимые периоды.

      Из этого вытекает, что анализ состояния законности надо вести комплексно, по различным направлениям, используя разнообразную информацию, с применением специальных методов, способов и средств.

      По результатам анализа работы прокуратуры выпускаются обобщения, обзоры, экспресс-анализы нарушений законов, практики прокурорского надзора, примеры положительного и отрицательного опыта прокурорской и следственной деятельности.

      Качественное ведение информационно-аналитической работы позволяет прокурорам выявлять отрицательные тенденции, возникающие в практике исполнения законов, а в зависимости от серьезности допущенных нарушений и существующих приоритетов, общего состояния законности и правопорядка намечать конкретные цели и предполагаемые результаты деятельности. В свою очередь постановка четких целей является одним из основных условий формирования каждой прокуратурой планов работы, выполнение которых направлено на достижение желаемых результатов.

      ЦБ РФ: USD 74.29 EUR 84.07


      Генпрокуратура РФ опубликовала на сайте нормативно-правовых актов проект приказа о создании ведомственных отделов правовой статистики, ИТ и ИБ по всей стране. Ведомство планирует реализовать инициативу в рамках Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры РФ до 2025 г.

      Предполагается, что новые подразделения будут вести статистические базы данных следственной работы, формировать отчетность, внедрять и эксплуатировать информационные госсистемы, в том числе и государственную автоматизированную систему правовой статистики (ГАС ПС).

      Согласно документу, отделы также обеспечат работников прокуратуры сертификатами ключей проверки электронных подписей. Контроль за исполнением приказа собираются возложить на первого заместителя генпрокурора РФ Александра Буксмана.

      Как считает ведущий аналитик РОЦИТ Урван Парфентьев, прокуратура следует за общим ведомственным трендом - систематизацией возможностей и преимуществ цифровых технологий. "Институционализация соответствующей работы в виде цифровой статистико-аналитической службы совершенно логична. Скорее всего, речь идет об упорядочивании и, возможно, о некоторой приоритезации цифрового оборота внутренней информации, так как отделы правовой статистики и ИТ-специалисты в регионах уже есть", - сказал Урван Парфентьев.

      По его словам, какие именно процессы требуют автоматизации - во многом зависит от конкретного ведомства. "В целом, можно сказать, что к их числу относятся в первую очередь процессы, которые связаны с необходимостью быстрой обработки данных и обмена информацией между субъектами власти. Если речь не идет о так называемых чувствительных данных", - добавил специалист.

      Согласно законодательству, прокуратура должна обмениваться материалами, которые затрагивают права и законные интересы граждан (в том числе в части работы полиции и СКР), быстро и оперативно принимать решения на их основании.

      "Следует отметить, что в приказе речь идет об отделах именно правовой статистики, ИТ и ИБ. То есть цели приказа - внутренне информационные. При этом в проекте говорится, что речь идет об ускорении и упрощении получения информации в плане отдельных предметов и объектов надзора, в частности МВД России и СКР", - поясняет Урван Парфентьев.

      По его словам, очевидно, что новые отделы будут наиболее активно использовать информационные технологии, а поэтому именно на них возложат как развитие цифровых технологий в прокуратуре, так и защиту данных.

      В МВД для схожих целей существует ГИАЦ - Главный информационно-аналитический центр, также выполняющий функции систематизации и обработки статистических и аналитических данных.

      Директор Центра по работе с федеральными органами исполнительной власти компании "Техносерв" Юлия Кржешовская рассказывает, что сейчас есть три актуальных направления в автоматизации ведомств.

      "Во-первых, следует отметить комплексный подход к автоматизации процессов внутренней и межведомственной работы органов власти. Во-вторых, как никогда востребованы сервисы, которые помогают быстро подавать в органы заявления и получать ответы на запросы. В-третьих, актуальны сервисы статистики. Причем речь идет не только об общегосударственных, но и о ведомственных системах. Например, о развитии и совершенствовании системы правовой статистики", - пояснила Юлия Кржешовская.

      Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко напоминает, что прокуратуре, так же как и другим ведомствам, необходимо исполнять президентский указ (от 09.05.2017 №203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. - прим. ComNews), согласно которому предусмотрена цифровая трансформация всех госорганов. "Из положения ясно, что цифровизацией будут заниматься не вновь нанятые технические специалисты, а действующие сотрудники подразделений статистики, которым добавят полномочий. В случае с Генпрокуратурой цифровизация фактически останется на бумаге", - подытожил он.

      12 января – профессиональный праздник работников прокуратуры России.
      Прокуратура во все времена была в государстве главным правозащитным органом, однако относительно недавно у ведомства появилась еще одна важная функция – обеспечение достоверности уголовно-правовой статистики.
      Об особенностях этого направления деятельности мы поговорили с начальником управления правовой статистики прокуратуры Ульяновской области Евгением Владимировичем Булычевым.


      – Расскажите, что такое уголовно-правовая статистика и какова роль государственных органов при ее формировании.

      – Какие нарушения органами прокуратуры были выявлены в сфере уголовно-правовой статистики в 2018 году и кем в своем большинстве они были допущены?
      – Основная их масса относится к нарушениям, допущенным при учете преступлений, которые, в свою очередь, делятся на две основные группы: нарушение сроков представления документов первичного учета в регистрационно-учетные подразделения и искажение сведений о преступлении и лице, его совершившем.
      В истекшем году в ходе осуществления надзора на данном направлении деятельности органами прокуратуры Ульяновской области выявлено более 11 тысяч нарушений в сфере уголовно-правовой статистики, из которых практически половина – факты искажения данных.
      Наибольшее количество нарушений вскрыто в деятельности территориальных органов МВД России. В том числе это связано с расследованием следователями и дознавателями данного ведомства основного массива уголовных дел и, соответственно, формированием большей части документов первичного учета. Каждое десятое – допускалось сотрудниками следственного комитета. Меньшая часть нарушений выявлена в деятельности судебных приставов области.

      – Каковы последствия искажения сведений?
      – Искажение сведений о состоянии преступности, социально-криминологических характеристиках общественно опасных деяний, лиц, их совершивших, а также потерпевших, напрямую приводит к принятию недостаточных мер, в том числе профилактического характера. Манипуляция с данными о размере причиненного ущерба влияет на квалификацию тяжести преступления, что искажает реальный показатель состояния преступности. Недостоверная информация о размере возмещенного ущерба вводит в заблуждение как граждан о степени доступа к правосудию, так и соответствующих органов власти – о степени его эффективности в целом.

      – И какие принимаются меры?
      – С целью устранения нарушений, допущенных в сфере уголовно-правовой статистики, прокуратурой Ульяновской области в прошедшем году внесено свыше 500 актов реагирования, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено более 1,5 тыс. должностных лиц.
      Принимаемые меры позволяют обеспечить достоверность показателей уголовно-правовой статистики, на основе которых проводится анализ состояния законности и правопорядка в области.
      Вместе с этим в направляемых в адрес руководителей правоохранительных органов актах прокурорского реагирования, кроме отражения выявленных фактов искажений государственной статистической отчетности, как правило, указываются причины, по которым они стали возможны, и предлагаются мероприятия, реализация которых приведет к недопущению таковых впредь.
      Для предотвращения фактов искажений государственной статистической отчетности рассмотрение в правоохранительных органах актов прокурорского реагирования в обязательном порядке осуществляется с участием представителя прокуратуры, а вопросы обеспечения достоверности уголовно-правовой статистики регулярно рассматриваются на заседаниях коллегии прокуратуры области, рабочих группах, в которых принимают участие руководители силовых структур.
      На основании принятых решений реализуются меры по устранению причин и условий допускаемых нарушений, координируется деятельность правоохранительных органов при борьбе с преступностью.

      Читайте также: