Уполномоченный представитель получателя пособия кто это

Обновлено: 30.06.2024

Как получить сумму за больничный, если работник умер, — обратиться к работодателю, который обязан рассчитать и выплатить пособие совместно проживающим близким родственникам умершего (супругам, детям, родителям) или его иждивенцам. Порядок расчета и оплаты не отличается от установленного для обычных листков временной нетрудоспособности.

Оформление и закрытие больничного умершего сотрудника

Работника увольняют с работы в день смерти и выплаты по больничному осуществляются в пользу его родственников.

Кто оплачивает пособие умершего сотрудника

В 2021 году во всех российских регионах введены прямые выплаты пособий из ФСС России. Работодатель оплачивает только первые 3 дня нетрудоспособности, а сведения для расчета выплаты за остальные дни передает в ФСС. Для этого работодатель передает в пятидневный срок письменное заявление родственника о выплате причитающихся умершему работнику сумм в ФСС и обязательные документы к нему.

Больничный лист оплачивается в обычном порядке:

  • за первые 3 дня больничного выплачивает вместе с зарплатой умершего работника работодатель в течение 10 календарных дней после обращения с заявлением и документами;
  • за остальное время выплачивает ФСС РФ в 10-дневный срок со дня получения документов.

Выплаты осуществляются способом, указанным в заявлении получателем.

Актуальные материалы по теме на сайте:

Кто вправе обратиться за пособием и какие документы нужны

Специалисты ФСС считают, что сумма пособия в этом случае подпадает под действие статьи 141 ТК РФ , в которой предусмотрено, что при прекращении трудового договора в связи со смертью работника выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти. Порядок получения этих сумм членами семьи умершего определен в статье 1183 Гражданского кодекса РФ . Установлено, что заявление родственника на получение больничного листа за умершего работодатель принимает:

  • от совместно проживавших с умершим членов семьи (по нормам статьи 2 СК РФ , это супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные));
  • нетрудоспособных иждивенцев независимо от того, проживали они совместно с умершим или нет;
  • иждивенцев — женщин и мужчин, достигших установленного предпенсионного возраста (55 и 60 лет), независимо от совместного проживания.

Претенденты на выплату обращаются напрямую к работодателю. При желании родственники вправе подать заявление не о выплате им денег, а о включении всех неполученных сумм в наследственную массу.

В законодательстве не указано, как получить наследникам невыплаченный больничный лист умершего работника, они самостоятельно обращаются в медицинскую организацию, которая его оформляла, и получают необходимые сведения:

  • бумажный оригинал листка о нетрудоспособности;
  • номер электронного больничного.

Требование о выплате принимаются в течение четырех месяцев с даты смерти работника. Если родственники в течение этого времени не обратились к работодателю с заявлением, все причитавшиеся им суммы подлежат включению в наследную массу.

К заявлению необходимо приложить документы. В ст. 1183 ГК РФ и 1144 ГК РФ определено, какие документы для ФСС прилагаются, если сотрудник умер, они едины для ведомства и работодателя. Получает бумаги от родственников организация или ИП, а затем передает их в Фонд вместе с больничным и расчетом к нему. Для получения родственниками неполученных человеком, который умер, причитавшихся ему средств, необходимо предоставить:

  • свидетельство о смерти;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • документ, подтверждающий факт родства (судебное решение об установлении факта нахождения на иждивении).

Определено, в какой срок надо оплатить больничный по смерти, — в течение 10 дней после получения всех документов от родственников.

Бухгалтерский и налоговый учет выплаченных сумм

НДФЛ с суммы пособия по больничному умершего работника не удерживается и не учитывается, так как, по нормам статьи 44 НК РФ , обязанность по уплате налога прекращается со смертью физического лица.

Проводки по выплате пособия по больничному родственникам умершего выглядят так:

Что делать, если никто не обратился за выплатами

Факт смерти работника не прекращает обязанность работодателя по выплате неполученных им при жизни доходов, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, напоминают специалисты ФСС. Если работодатель не исполнит эту обязанность, к нему применят меры административного воздействия со стороны ФСС, а родственники умершего работника вправе обратиться в суд для взыскания всех положенных выплат и компенсации морального вреда за задержку.

Но если родственники не обратились в течение 4 месяцев, работодатель депонирует невыплаченные суммы до обращения за ними наследников по закону.

Для выдачи пособия при рождении ребенка организация на прямых выплатах должна предоставить данные в ФСС. Какие документы нужно подать и что сделать в программе 1С:Бухгалтерия — расскажем в нашей статье.

Нормативное регулирование

При прямых выплатах порядок оформления и выплаты пособия отличается от порядка, применяемого при зачетной системе.

Право на единовременное пособие при рождении ребенка получает один из родителей (либо лицо, его заменяющее). При появлении на свет двух или более детей его выплачивают на каждого малыша (ст. 11 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ).

Размер рассматриваемого пособия утверждает Правительство РФ, при этом в местности с районным коэффициентом оно увеличивается на РК (ст. 5 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ).

  • заявление о выплате госпособия;
  • справку о рождении ребенка (иные бумаги, подтверждающие это событие)
  • документы об усыновлении (опеке);
  • справку с места работы другого родителя (или органов соцзащиты) о неполучении им пособия (для родителей в браке);
  • свидетельство о расторжении брака (если работник разведен);
  • документ, который подтвердит совместное проживание с ребенком (если работник разведен).

Учет в 1С

Создание заявления

При переходе на прямые выплаты госпособий осуществите предварительные настройки в программе.

Сформируйте заявление на выплату единовременного пособия из рабочего места Пособия за счет ФСС в разделе Зарплата и кадры — Пособия за счет ФСС — кнопка Создать Заявление .


  • Сотрудник — сотрудник, получающий госпособие;
  • Вид пособия — Единовременное пособие при рождении ребенка.

Данные на вкладке Получатель заполнятся автоматически из карточки сотрудника.


  • на карту системы МИР;
  • на банковский счет, к которому не привязана карта;
  • почтовым переводом.


На вкладке Прилагаемые документы заполните данные документов, предоставленных работником.


На вкладке Сведения для реестра укажите:

  • Дата представления пакета документов — дата представления документов работником;
  • Сведения о ребенке :
    • Фамилия Имя Отчество ;
    • Дата рождения .

    По кнопке Печать распечатайте заявление и подпишите у сотрудника. PDF

    Создание реестра в электронном виде

    Сформируйте реестр для передачи в ФСС из рабочего места Пособия за счет ФСС в разделе Зарплата и кадры — Пособия за счет ФСС — кнопка Создать Реестр .


    В шапке документа укажите:

    • Вид реестра — Единовременные пособия при рождении ребенка (на каждый вид госпособия подают отдельный реестр).

    По кнопке Заполнить на вкладке Сведения, необходимые для назначения пособия автоматически заполнятся все заявления данного вида, не включенные в реестр на текущую дату, и сведения из этих заявлений.


    Подача в бумажном виде

    При подаче на бумаге реестр создавать не нужно, сформируйте Опись заявлений сотрудников на выплату пособий в разделе Зарплата и кадры — Передача в ФСС сведений о пособиях — кнопка Создать .

    По кнопке Заполнить опись заполнится всеми заявлениями, не включенными на данный момент в другие описи.

    • Количество страниц — количество страниц документов, подаваемых в ФСС;
    • данные Уполномоченного представителя .

    По кнопке Печать распечатайте опись и представьте в ФСС вместе с оригиналами документов. PDF

    См. также:

    Помогла статья?

    Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

    Похожие публикации

      В данной статье рассмотрим, как начислить и выплатить единовременное пособие.У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.Как правило, больничный по беременности и родам в организацию поступает.При прямых выплатах работодатель оплачивает только первые 3 дня болезни.

    Карточка публикации

    (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

    Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
    Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
    Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

    Вы можете задать еще вопросов

    Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

    Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
    регламентом БухЭксперт8.ру >>

    Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС

    Изменения в 2021-2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

    Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

    Первоочередные дела по годовой отчетности 2021 в 1С:Бухгалтерия

    Практический переход на ФСБУ 25 в 1С - Часть 1

    2) Обратиться лично в филиал по месту регистрации работодателя (при предъявлении документа удостоверяющего личность и СНИЛС).

    Вопрос: С кого Фонд будет взыскивать денежные средства в случае переплаты?

    Вопрос: Если после того, как переданы данные в ФСС, требуется корректировка сведений о заработной плате, как сообщить в ФСС?

    Справки 2-НДФЛ

    Ответ: При удержании НДФЛ Фонд не учитывает льготы по НДФЛ, поскольку Налоговым Кодексом предусмотрено, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющимся источником выплаты дохода по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие вычеты. Пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период с 4 дня временной нетрудоспособности - территориальным органом Фонда. Следовательно, в расчетную ведомость для начисления заработной платы бухгалтером включается только сумма пособия по временной нетрудоспособности, начисленная за счет средств работодателя.

    Вопрос: У предприятия имеется заявление от работника и уведомление ИФНС о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты. Если данный работник находится на больничном месяц и более, кто будет возвращать ему налоговый вычет за данный месяц?

    Ответ : Социальные и имущественные налоговые вычеты могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю. Согласно ст.20 Трудового кодекса РФ работодателем признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Орган ФСС, который с 01.01.2020 года начнет осуществлять функции по назначению и выплате пособий по социальному страхованию в пользу физических лиц, не будет являться по отношению к ним работодателем и предоставлять имущественные и налоговые вычеты не вправе.

    Согласно п.2. ст. 219 НК РФ имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. Таким образом, получатель пособия может обратиться по окончании налогового периода в налоговый орган для получения налогового вычета.

    Вопрос: У страхователя много подразделений (имеется 5 КПП). Как ФСС будет определять, в какую налоговую перечислять НДФЛ?

    Ответ: Орган Фонда, производящий выплату пособий, удержанные суммы НДФЛ будет перечислять в налоговый орган по месту своей регистрации.

    Ответ: В соответствии со статьей 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

    Для этого им необходимо написать заявление и предоставить следующие документы:

    · свидетельство о смерти;

    · документы, подтверждающие родство с умершим (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, судебное решение);

    · документы, подтверждающие факт совместного проживания (например, паспорт с отметкой о регистрации) либо нахождение на иждивении (например, решение суда).

    Заявление и документы необходимо предоставить работодателю, поскольку ему был сдан работником листок нетрудоспособности, и от него потребуются сведения для расчета пособия.

    Вопрос: Может ли работник самостоятельно предоставить в региональное отделение ФСС заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты?

    Ответ: Работник предоставляет все необходимые заявления и документы работодателю. А уже работодатель передает сведения в региональное отделение ФСС. Но есть исключение – факт прекращения работодателем деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического местонахождения, на день обращения работника (застрахованного лица) В этом случае, согласно п. 5 Положения №294, работник вправе самостоятельно предоставить в региональное отделение Фонда по месту регистрации работодателя заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособий.

    Электронный больничный лист

    Вопрос: Когда оплачивать 3 дня за счет работодателя? Как и ранее, в ближайший день выплаты зарплаты? Или в день перечисления суммы из ФСС на карту?!

    Ответ: Да так же, как и ранее, в ближайший день выплаты зарплаты.

    Вопрос: Что делать с бумажными больничными за январь?

    Ответ: Так же, как с ЭЛН, оформляем реестр для последующей отправки в ФСС со сведениями назначения и выплате пособия.

    Вопрос: Можно ли не заявлять электронный больничный лист по уходу за ребенком, если сотрудник хочет заменить его днями оплачиваемого отпуска?

    Ответ: Да, можно.

    Вопрос: Количество календарных дней по нетрудоспособности в текущем году (для инвалидов) указывать с учётом текущего ЛН или сколько дней было уже оплачено до наступления последнего страхового случая?

    Ответ: Для лиц, признанных инвалидами, существует законодательно установленный лимит оплачиваемых дней по листку нетрудоспособности – 4 месяца подряд или 5 месяцев в календарном году по разным страховым случаям. То есть, если человек, признанный инвалидом, заболеет в 2020 г. и будет долго болеть, оплате будут подлежать только 4 месяца подряд по одному страховому случаю. Если же человек выздоровеет раньше, чем пройдут указанные месяцы, ему могут оплачивать ещё в сумме до 5 месяцев по разным страховым случаям до конца 2020 г. Если через год группу не снимут или инвалидность установят бессрочно, с 1 января 2021 г. будет применяться новый лимит оплачиваемых дней. Как только он закончится, дальше больничный лист оплачиваться не будет.

    Вопрос: В ЭЛН нужно указывать только средний заработок, средний дневной заработок и сумму пособия за счет средств работодателя? Сумму пособия за счет средств ФСС РФ и итого начислено указывать не нужно?

    ВЫБИРАЕМ ВМЕСТЕ! Единый день голосования 19 сентября 2021 года Бессмертный полк онлайн Примите участие в акции, заполни анкету до 7 мая. Год памяти и славы. Год памяти и славы. Его временные рамки весьма условны: у подвига поколения Победителей и благодарной памяти их потомков нет и не может быть срока давности, меры, границ. 75-летия победы в Великой Отечественной войне 75-летия победы в Великой Отечественной войне Министерство здравоохранения Свердловской области официальный сайт Медгородок удобный поиск аптек и лекарств ПОРТАЛ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ Официальный ресурс Министерства здравоохранения Российской Федерации Государственные услуги Официальный сайт администрации Шалинского городского округа Ваш контроль Расскажите нам, где, как и с каким результатом вы получали государственные услуги. Ваши отзывы помогут оценить работу конкретных чиновников и органов власти, чтобы в итоге сделать государство удобным и эффективным. Соцопросы на портале "Открытое правительство Свердловской области" Открытое правительство Свердловской области Онлайнинспекция.рф Ресурс позволяет обратиться в инспекцию труда, получить бесплатную консультацию по вопросам трудовых отношений или провести самопроверку своей организации. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области Официальный сайт Работа в России Общероссийская база вакансий Сплошное наблюдение малого и среднего бизнеса Сплошное наблюдение малого и среднего бизнеса Доступная среда Свердловской области Автоматизированная информационная система Защита прав потребителей Свердловской области Потребитель вправе требовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) Бесплатная юридическая помощь 21 ноября 2011 года принят Федеральный закон № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" Бюджет для граждан Бюджет Шалинского городского округа Портал малого и среднего предпринимательства Свердловской области Портал малого и среднего предпринимательства Свердловской области "Шалинский вестник" Общественно-политическая районная газета Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Цифровое телевидение в каждый дом Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области Государственная система правовой информации Правительство Свердловской области Официальный сайт Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД На этом сайте каждый житель СО может получить информацию о том, как узнать свой ВИЧ-статус, где пройти обследование на ВИЧ, телефоны доверия, расписание работы мобильных пунктов обследования на ВИЧ. Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях Шалинская районная территориальная избирательная комиссия . ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК . Инфографика . Инвестиционный портал Свердловской области . СОГУП "Областной центр недвижимости" . Жить вместе Доступная среда

    © 2022 Официальный сайт Администрации Шалинского городского округа

    Карта органов государственной власти

    • Президент России
    • Государственная дума Федерального Собрания РФ
    • Портал государственных услуг
    • Национальный антитеррористический комитет
    • Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе

    • Правительство Российской Федерации
    • Председатель Правительства Российской Федерации
    • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
    • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
    • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

    • Министерство финансов Свердловской области
    • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
    • Министерство промышленности и науки Свердловской области
    • Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
    • Министерство социальной политики Свердловской области

    • Уполномоченные по правам предпринимателей РФ
    • Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области
    • Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области
    • Счетная палата Свердловской области
    • Избирательная комиссия Свердловской области

    zayavlenie_na_pryamye_vyplaty_fss_obrazec.jpg


    Похожие публикации

    Основной целью проекта является гарантированное получение пособий работающими гражданами, даже в том случае если организация-работодатель в данное время переживает финансовые трудности. Речь идет о всех видах пособий в связи с временной нетрудоспособностью и материнством. Пособия будут выплачиваться работникам на их лицевой счет в банке или по почте напрямую, минуя работодателя. Для получения денег гражданам нужно заполнить заявление на прямые выплаты с ФСС, и подать его по месту работы. Принцип расчета размера пособий остался без изменений.

    Заявление в ФСС по прямым выплатам

    Форма заявления в ФСС по прямым выплатам утверждена Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 578. Подать его смогут все лица, работающие по трудовым договорам. На официальном сайте ФСС заявление на прямые выплаты и бланки других заявлений представлены в свободном доступе.

    Порядок подачи заявления:

    • Работник заполняет бланк заявления и вместе с дополнительными документами, дающими право на получения пособия, подает его работодателю.
    • Организация-работодатель передает заявление в ФСС в электронном или бумажном виде.
    • Сотрудники Фонда проверяют полученные документы, затем рассчитывают пособие и перечисляют его на лицевой счет работника.

    Бланк заявления на прямые выплаты в ФСС очень удобно подавать в электронном виде. Работодатель должен подготовить реестр получателей пособий утвержденной формы. В него вносят всю информацию, необходимую для начисления и выплаты пособий. Составленные реестры нужно подписать электронно-цифровой подписью. Если в организации работают более 25 людей – реестры заявлений нужно подавать только в электронном формате, если менее 25 – допускается подача на бумажном носителе.

    Образец заполнения заявления на прямые выплаты в ФСС приведен далее.

    Сроки подачи заявления на прямые выплаты в ФСС

    Заявление от работника на прямые выплаты должно быть подано работодателю в течение 6 месяцев с момента окончания страхового случая. Ответственное должностное лицо вносит в заявление сведения от имени работодателя и направляет его вместе с приложенными документами в территориальный орган ФСС. Документы должны быть переданы в ведомство не позднее 5 календарных дней со дня их предоставления работником.

    Если переданный в ФСС комплект документов будет неполным – ведомство обязано в течение 5 рабочих дней известить об этом работодателя. Работодателю также отводится 5 дней для предоставления недостающих документов. ФСС обязан вынести решение о назначении выплаты пособия и перечислить его в течение 10 дней со дня получения полного пакета документов.

    Порядок заполнения заявления на прямые выплаты в ФСС

    Как заполнить заявление на прямые выплаты в ФСС? Последовательность действий будет следующей:

    • В первую очередь указывают наименование территориального органа ФСС и Ф.И.О. заявителя (или его представителя).
    • Далее нужно выбрать вид пособия и поставить отметку о том, что именно должно сделать ведомство: назначить и выплатить пособие или пересчитать ранее начисленное пособие.
    • Затем указывают способ выплаты денежных средств: на банковский счет, почтовым переводом или через иную организацию. Если выбран банковский перевод – надо указать наименование банка, номер счета, БИК, номер платежной карты.
    • После этого нужно прописать сведения о получателе пособия: Ф.И.О., дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность,
    • Следующий блок заполняется в том случае, если получателем пособия является иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно или временно проживающее на территории России.
    • Блок «Сведения о месте жительства заполняется если пособие будет перечислено через организацию почтовой связи.
    • Далее в заявлении на прямые выплаты с ФСС необходимо указать реквизиты документов, прилагаемых для назначения пособия. Также нужно указать, в какой форме подается листок нетрудоспособности: бумажной или электронной.
    • Затем заявитель должен прописать дату заполнения заявления и поставить свою подпись, подтвердив этим полноту и достоверность предоставленных сведений.
    • Следующий блок заполняется от имени организации работодателя. Здесь указывают наименование работодателя заявителя, тип занятости работника, СНИЛС и ИНН работника, иные сведения в зависимости от ситуации.
    • Если документ подает уполномоченный представитель организации – следует указать его должность, Ф.И.О, контактный номер телефона.
    • Заключительная часть заявления предназначена для заполнения должностным лицом территориального органа ФСС. Здесь нужно указать Ф.И.О., дату заполнения и поставить подпись.

    Представленный на нашем сайте образец заявления на прямые выплаты ФСС можно взять за основу при заполнении аналогичного документа.

    Читайте также: