Каким был основной источник права у франков

Обновлено: 02.07.2024


Ключевые слова: салические франки, правовой обычай, свод варварского законодательства, граждане, древнегерманский обычай.

Как предполагают научные деятели, где-то в 70-х годах V века салические франки уже расторгли союзнические отношения с Западной Римской империей. И далее в 481–482 годах одним из королей салических франков стал Хлодвиг I, который к началу VI века объединил под своей властью значительную часть Галлии, уничтожив остатки Римской империи — королевство Сиагрия и создав могущественное Франкское государство.

Ещё до переселения народов у салических франков и в других германских племенах действовали правовые обычаи, которые хранились в памяти старейшин — знатоков права, излагавших его на народных собраниях — тингах.

Для всех древних германцев, как и других варваров, было характерно крайне консервативное отношение к обычаям. В целях сохранения нигде не писанных норм поведения, а также для возможности деятельности судов требовалась письменная фиксация. Первые, кто инициировал письменную фиксацию обычаев как руководства для рассмотрения дел, были вожди и короли ряда германских варварских королевств.

Так появились новые источники права — записанные на народной латыни. Это были варварские правды, представлявшие собой сборники германского обычного права. Иногда в них добавлялись нормы из королевских актов. Как следует из исторических источников, в числе первых были созданы Вестготская и Бургундская правды; чуть позже была составлена и варварская правда салических франков — Салическая правда.

Что же представляет собой Салическая правда? Прежде всего это обширный свод варварского законодательства. Дойдя до нашего времени во множестве списков, редакций и вариантов, записывавшихся на протяжении столетий, Салическая правда является одним из древнейших и богатейших источников правовых учений.

Конечно, как и остальные варварские правды, Салическая правда не представляет собой систематический сборник законодательных норм. Она имеет достаточно абстрактный характер, судебник, закреплённый древней традицией и состоящий из решений конкретных судебных случаев (казусов).

Изменения были вставлены не в качестве оговоренных прибавлений, а прямо в основной текст. Об этом может свидетельствовать тот факт, что ряд норм не подходит к общей связи и названиям титулов, их содержание является новеллой по сравнению с остальными нормами или даже заимствован из других источников.

Из-за этих особенностей текст правового памятника не является монолитным.

Салическая правда в своих правовых нормах делит население на:

Согласно Салической правде, только свободные граждане были субъектами, обладающими личной правоспособностью, которая по древнегерманскому обычаю приобреталась с момента присвоения имени и освящения водой.

А например, раб был лишен всяких прав и в Салической правде признаётся вещью.

Салическая правда устанавливает привилегированный правовой статус ряда представителей королевской должностной знати, в число которой входили и министериалы — королевские рабы (лат. pueri regis). Для графа устанавливался тройной вергельд в 600 солидов, если граф был свободного происхождения (титул LIV, § 1), и вергельд в 300 солидов, если он был королевским рабом (титул LIV, § 2). Вслед за графом Салическая правда упоминает сацебаронов, которые присутствовали в судебных собраниях (титул LIV, § 4); вергельд сацебарона — королевского раба составлял 300 солидов, сацебарона-свободного — 600 солидов (титул LIV).

Ни в Салической правде, ни в салических капитуляриях нет прямых положений о существовании опеки над замужней или незамужней женщиной, однако, по всей видимости, такая опека существовала, поскольку другие источники подчеркивают необходимость согласия для вступления в брак родственников невесты. Согласие родственников жениха также требовалось, но оно не носило характера правовой необходимости для вступления жениха в брак, как это имело место у невесты.

Во времена издания Салической правды семья ещё не представляла собой исключительно тесной связи между супругами и детьми, а была совокупностью всех кровных родственников, сила и власть которой росла с количеством её членов, хотя закон уже различает более близких и отдалённых родственников. По свидетельству Тацита, у германцев дела дружбы и ненависти делались общей судьбой всех членов семьи, и вся семья как таковая требовала удовлетворения своих претензий.

Вещный иск как таковой неизвестен Салической правде. Собственник движимой вещи пользовался лишь ограниченной охраной права уголовным преследованием кражи и противозаконной утайки вещи. Лишь в случаях кражи или похищения собственник мог пользоваться своим правом против любого третьего лица, но не в тех случаях, где он добровольно выпустил из рук свою вещь.

1) дети наследодателя;

2) мать, братья и сестры наследодателя;

3) сестры матери наследодателя и сестры отца наследодателя.

Хотя к концу раннего Средневековья Салическая правда была практически забыта, закреплённое в ней правило об отстранении женщин от наследования недвижимости, впоследствии суженное лишь до запрета наследования крупных родовых имений, стало многовековым французским обычаем.

Наибольшее число норм Салической правды, посвященных преступлениям против личности, относится к убийству. Закон устанавливает различные санкции в зависимости от покушения на убийство и совершения убийства.

Салическая Правда сыграла громадную роль в становлении системы права, в том числе и современного. К исходу IX в. Салическая правда стала приобретать значение франкского закона по преимуществу, а в XI в. она уже вытеснила нормы всех других правд, кроме разве Лангобардской.

Это объясняется именно тем, что она лучше других выражала юридические представления эпохи.

Салическое и римское право легли в основу развития всего последующего германского права.

  1. Ведров, С. В. О денежных пенях по Русской правде сравнительно с законом салических франков / С. В. Ведров. — Москва: СПб. [и др.]: Питер, 1990. — 632 c.
  2. Гизо Ф. История цивилизации во Франции от падения Западной Римской империи. Часть первая / Пер. с фр. под ред. М. М. Стасюлевича. — СПб.: Типография Николая Тиблена и комп., 1861. — 388 с.
  3. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. К. И. Батыра. — М.: Проспект, 2010. — 576 с.
  4. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинникова. — М.: НОРМА. Ч.1. 2004.
  5. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / отв. ред. И. А. Исаев, Т. П. Филиппов. — М.: Проспект, 2013. — 560 с.
  6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1 / Краснояр. гос. ун-т; Сост. С. А. Бердникова. Изд. 2-е. Красноярск, 2001. — 155с.
  7. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т.1. Древний мир и Средние века / сост. Н. А. Крашенинникова.- М.: Норма, 2008. — 816 с.
  8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. (Древность и Средние века) / сост.: д.ю.н., проф. В. А. Томсинов. — М.: ИКД ЗЕРЦАЛО-М., 2004. — 560 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Салическая правда, LIV, правда, титул, XLVI, Бургундская правда, варварское законодательство, древнегерманский обычай, королевский раб, тесная связь.

Ключевые слова

граждане, правовой обычай, салические франки, свод варварского законодательства, древнегерманский обычай

салические франки, правовой обычай, свод варварского законодательства, граждане, древнегерманский обычай

Читайте также: