В каком году был образован наркомат социального обеспечения

Обновлено: 18.05.2024

Наро́дный комиссариа́т (наркома́т) — в Советском государстве (в РСФСР, в других союзных и автономных республиках, в СССР) в 1917—1946 годах — центральный орган исполнительной власти, ведающий управлением в отдельной сфере деятельности государства или в отдельной отрасли народного хозяйства; аналог министерства. Как правило, во главе народного комиссариата стоял народный комиссар (нарком), входящий в правительство — Совет народных комиссаров соответствующего уровня.

Комиссариаты создавались в качестве центральных органов государственного управления при установлении советской власти в республиках на территории бывшей Российской Империи.

Число наркоматов изменялось в соответствии с требованиями текущего момента; в основном это было увеличение за счёт разделения существующих и образования новых.

Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной Съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.-е. Совету Народных Комиссаров.

Право контролировать деятельность Народных Комиссаров и смещать их имели Всероссийский съезд Советов и его исполнительный орган — ВЦИК.

Тем же декретом был сформирован первый состав Совнаркома, в том числе определён список наркоматов:

Позднее декретом ВЦИК и СНК от 2 (15) декабря 1917 года для организации народного хозяйства и управления им был учреждён Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) при Совете народных комиссаров, имевший статус наркомата [2] .

При установлении советской власти в других советских республиках на территории бывшей Российской Империи создавались аналогичные комиссариаты.

РСФСР

С небольшими изменениями и дополнениями такой же перечень наркоматов РСФСР представлен и в статье 43 Конституции РСФСР 1918 года, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов [4] .

Автономные республики

Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления в Киргизской Автономной Советской Социалистической Республике учреждаются Народные Комиссариаты: 1) Внутренних Дел, 2) Юстиции, 3) Просвещения, 4) Здравоохранения, 5) Социального обеспечения, 6) Земледелия, 7) Финансов, 8) Труда, 9) Рабоче-Дехканской (Крестьянской) Инспекции, 10) Торговли и 11) Центральный Совет Народного Хозяйства, из коих шесть первых являются необъединенными (автономными), а пять последних объединенными с соответствующими Народными Комиссариатами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, осуществляющими директивы последних, подчиняясь Центральному Исполнительному Комитету, его Президиуму и Совету Народных Комиссаров Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики.

Принятая в 1919 году Конституция УССР в ст. 14 устанавливала:

Заведыванне отдельными отраслями управления страною возлагается на особые отделы Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Советов — Народные Комиссариаты во главе с Заведывающими, избираемыми Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом Советов. Число, предметы ведомства отделов и их внутренняя организация устанавливаются Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

Однако никакого перечня наркоматов в Конституции не приводилось.

Взаимоотношения с СНК СССР

Поскольку при образовании СССР союзные республики делегировали часть своих суверенных полномочий вновь образованному государству, в ведении их осталась лишь часть вопросов управления. В Договоре об образовании СССР [5] (ст. 18) определён список наркоматов, руководители которых входили в СНК республик:

В Совнарком республики с правом совещательныого голоса входили также уполномоченные, представлявшие те наркоматы, руководство которыми стало входить в компетенцию Союза ССР:

Создание СССР было юридически оформлено Договором об образовании СССР [5] , который предусматривал образование правительства союзного государства. Оно получило название Совет народных комиссаров СССР; в него входили председатель СНК СССР, его заместители, руководители наркоматов СССР.

В Договоре (ст. 11) приведён следующий список наркоматов СССР:

По мере развития и укрепления народного хозяйства число наркоматов всех уровней увеличивалось. Так, в 1932 году Высший совет народного хозяйства СССР был преобразован в три наркомата:

Далее, с 1936 по 1939 год, количество отраслевых наркоматов увеличилось до 24.

В 1946 году народные комиссариаты всех уровней были преобразованы в одноимённые министерства [6] .

Советские учебники истории критиковали царскую эпоху за перебор с административными органами управления - их накопилось к петровской эпохе до 100. Критиковать XVIII и XIX вв. было не за что - 12 коллегий и 8 министерств. Но, когда большевики стали строить свою модель управления государством, их наркоматов были десятки, если не сотни. Что такое наркоматы? Сколько их было? Как менялись? Расскажу только об основных (учитывая 15 республик с собственными наркоматами - их слишком много).

Наркоматы

1-2. Несуществующего государства

Думаете - шучу? Прочитайте - дя управления страной! Непонятно - какой. Ибо никакого государства не было. Даже названия!

1. По делам продовольствия (1917, 1-й состав СНК). Ликвидирован в 1924 г. Народный комиссар - И.А. Теодорович.

2. По делам национальностей (1917, 1-й состав СНК). Ликвидирован в 1924 г. Народный комиссар И.В. Джугашвили (Сталин).

3-18. Общесоюзные

К общесоюзным относили 5 (1929) наркоматов.

3. По иностранным делам (1917, 1-й состав СНК, в 1923 г. ликвидирован с созданием НКИД СССР). Народные комиссары Лейба Давыдович Бронштейн (Троцкий), Максим Максимович Литвинов, В.М. Скрябин (Молотов).

4-6. По военным и морским делам (1917, 1-й состав СНК, управляла коллегия из В.А. Овсеенко (Антонова), Н.В. Крыленко и Ф.М. Дыбенко, в 1923-1934 - СССР). Народные комиссары Л.Д. Троцкий, М.В. Фрунзе, К.Е. Ворошилов. Распался на 2:

  • Военно-морского флота (народный комиссар Пётр Александрович Смирнов) и
  • Обороны (1934-1946). Народные комиссары К.Е. Ворошилов, И.В. Джугашвили (Сталин).

Из него был выделен Народный комиссариат водного транспорта СССР (1931-1939). Народный комиссар Николай Иванович Пахомов. н был разделён на 2:

Наркомат морского флота СССР и Наркомат речного флота СССР (1939-1946)

10. Почт и телеграфов (1917-1923, 1-й состав СНК, позже почт и телеграфов СССР, а с 1932 г. Связи ). Народные комиссары Н.П. Авилов (Глебов), Матвей Давидович Берман.

11-16. По делам торговли и промышленности (1917-1920, 1-й состав СНК, 1-й комиссар В.П. Ногин), Внешней торговли РСФСР (1920-1922), СССР (1922-1925, 1930-1946), Внешней и внутренней торговли (1925-1930). Народные комиссары Евгений Денисович Чвяев, Михаил Павлович Смирнов. Из него выделяли

Торговли СССР (1922-1925)

и Снабжения (Заготовок) СССР (1930-1934), Внутренней торговли СССР (1934-). Народный комиссар Михаил Васильевич Попов. В 1934 г. из наркомата выделили

Пищевой промышленности СССР (1934-1946), народные комиссары Анастас Иванович Микоян, Абрам Лазаревич Гилинский. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1939 г. из него выделил ещё 2 наркомата:

  • мясной и молочной промышленности СССР (1939-1946).

17-18. Внутренних дел СССР (1934-1945). Народные комиссары - Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия, С.Н. Круглов. 3 февраля 1941 г. указом Президиума Верховного совета СССР разделён на 2: НКВД (нарком — Лаврентий Берия)

и Государственной безопасности СССР (НКГБ) (нарком — Всеволод Меркулов).

После начала Великой Отечественной войны 20 июля 1941 г. НКВД и НКГБ объединили в НКВД, наркомом внутренних дел СССР остался Берия, а бывший наркомом госбезопасности СССР Меркулов был назначен его 1-м заместителем. 14 апреля 1943 г. указом Президиума Верховного совета СССР путём выделения из НКВД оперативно-чекистских управлений и отделов вновь сформирован самостоятельный НКГБ СССР п/р Меркулова.

19-29. Объединённые

К объединённым в 1929 г. относили 5 наркоматов.

19-25. Высший Совет Народного хозяйства (1917-1923, затем - СССР). В 1932 г. разделён на 3:

  • Тяжёлой промышленности (1932-1939), Тяжёлого машиностроения СССР (1939-1946), народный комиссар Лазарь Моисеевич Каганович. 5 февраля 1939 г. из него выделили 2 наркомата:

Среднего машиностроения СССР (1939-1941), Танковой промышленности СССР (1941-1945), Транспортного машиностроения или автомобильной промышленности СССР (1945-1946). Народный комиссар Александр Давидович Брускин,

общего машиностроения СССР (1939-1946),

химической промышленности СССР (1939-1946).

  • Лёгкой промышленности , народный комиссар Василий Иванович Шестаков;
  • Лесной промышленности , народный комиссар Михаил Иванович Рыжов.

26. Труда (1917, 1-й состав СНК, в 1923-1933 - СССР). В июне 1933 г. присоединён к ВЦСПС. Народные комиссары - А.Г. Шляпников, В.В. Шмидт, Н.А. Угланов, А.М. Цихон.

27. Финансов (1917, 1-й состав СНК). Народные комиссары - И.И. Скворцов (Степанов), Арсений Григорьевич Зверев.

28. Рабоче-крестьянской инспекции (РСФСР 1924-1934 и СССР 1923-1934). Народные комиссары В.В. Куйбышев, Г.К. Орджоникидзе, А.А. Андреев и Я.Э. Рудзутак.

Центральное статистическое управление вообще не являлось наркоматом никогда.

29-34. союзных и автономных республик

К объединённым в 1929 г. относили 5 наркоматов.

29-30. Земледелия (1917, 1-й состав СНК, с 7.12.1929 - СССР). Народные комиссары: В.П. Милютин,Я.А. Яковлев-Эпштейн, М.А. Чернов, Р.И. Эйхе, И.А. Бенедиктов, А.А. Андреев.

1 октября 1932 г. из него выделен Народный комиссариат зерновых и животноводческих совхозов СССР. Народный Комиссар Тихон Александрович Юркин.

31. Юстиции (1917, 1-й состав СНК, в 1936-1946 гг. - СССР). Народные комиссары - Г.И. Оппоков (Ломов), Николай Михайлович Рычков.

32. Народного просвещения (1917, 1-й состав СНК). Народный комиссар А.В. Луначарский.

33. Здравоохранения (РСФСР - 1929, СССР - 1936-1946). Народный комиссар Михаил Фёдорович Болдырев.

35-46. Предвоенные и военные

35-38. Оборонной промышленности СССР (1936-1939). Народный комиссар Михаил Моисеевич Каганович. Разделили в 1939 г. на 4:

  • Вооружения СССР (1939-1946). Народный комиссар Б.С. Ванников,
  • Боеприпасов СССР (1939-1946), сельскохозяйственного машиностроения СССР (1946) Народный комиссар И.И. Сергеев,
  • Судостроительной промышленности СССР (1939-1946) Народный комиссар И.Ф. Тевосян,
  • Авиационной промышленности СССР (1939-1946). Народные комиссары - М.М. Каганович, А.И. Шахурин.

39-40. Топливной промышленности СССР (1939), был разделён в 1939 г. на:

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР

от 7 октября 1937 г. N 997

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляют:

1. Утвердить Положение о Народном комиссариате социального обеспечения РСФСР.

2. С введением в действие указанного в ст. 1 Положения отменить утвержденное 30 ноября 1931 г. Положение о Народном комиссариате социального обеспечения РСФСР (Собр. Узак ., 1931, N 73, ст. 512; 1933, N 47, ст. 200; 1936, N 2, ст. 7).

Совета Народных Комиссаров РСФСР

О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР

ЗАДАЧИ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА

СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР

1. Народный комиссариат социального обеспечения РСФСР осуществляет материальное обеспечение граждан, потерявших трудоспособность, обеспечение по старости и организует производственное обучение и трудовое устройство граждан, частично утративших трудоспособность.

Для успешного проведения мероприятий по социальному обеспечению Народный комиссариат социального обеспечения РСФСР развивает деятельность кооперативных и общественных организаций, находящихся под его руководством.

2. В соответствии с этим Народный комиссариат социального обеспечения РСФСР выполняет следующие задачи:

а) осуществляет на основе действующих законов государственное обеспечение пенсиями инвалидов труда, по старости, граждан, утративших трудоспособность при защите социалистической родины, и инвалидов других категорий, а также граждан, имеющих особые заслуги перед страной;

б) организует материально-бытовое и культурное обслуживание социально-обеспечиваемых и принимает меры к обеспечению их лечебно-профилактической и санаторно-курортной помощью;

в) руководит деятельностью учреждений социального обеспечения: домов инвалидов - взрослых и детей, санаториев и домов отдыха для инвалидов и т.п.;

г) руководит делом трудового устройства инвалидов в предприятиях и учреждениях других ведомств, а также в кооперации инвалидов; организует массовое производственное обучение и подготовку инвалидов; руководит делом охраны труда и техники безопасности на предприятиях своей системы и в кооперативных артелях инвалидов; осуществляет наблюдение за выполнением законов по трудовому устройству и обучению инвалидов;

д) руководит работой врачебно-трудовых экспертных комиссий, определяющих степень потери трудоспособности и группу инвалидности;

е) руководит деятельностью протезных предприятий и делом протезирования инвалидов;

ж) осуществляет развертывание сети учреждений социального обеспечения и руководит капитальным строительством в своей системе;

з) руководит деятельностью касс общественной взаимопомощи колхозов и принимает меры к обеспечению этими кассами колхозников, потерявших трудоспособность, и детей-сирот колхозников;

и) руководит подготовкой кадров работников по социальному обеспечению и их распределением; руководит состоящими в его ведении учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями;

к) составляет планы развития дела социального обеспечения по РСФСР, а также сводные контрольные цифры и планы финансирования организаций, учреждений и предприятий, подчиненных Народному комиссариату социального обеспечения, руководит выполнением этих планов и контролирует выполнение планов общественных организаций, находящихся под его руководством;

л) вносит на утверждение законодательных органов проекты законов по социальному обеспечению; издает приказы и инструкции по вопросам социального обеспечения и утверждает положения и уставы организаций, учреждений и предприятий, входящих в его систему или находящихся под его руководством; осуществляет руководство и контроль за проведением в жизнь действующих законов о социальном обеспечении.

СТРУКТУРА НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА СОЦИАЛЬНОГО

3. Во главе Народного комиссариата социального обеспечения РСФСР стоит Народный комиссар, имеющий двух заместителей.

4. В составе Народного комиссариата социального обеспечения РСФСР образуются следующие главные управления и отделы:

I. Главное Управление государственного социального обеспечения в составе:

а) отдела пенсионирования инвалидов труда;

б) отдела пенсионирования инвалидов войны;

в) отдела по обеспечению персональных пенсионеров;

г) лечебно-курортного отдела;

д) сектора по руководству домами инвалидов;

е) учетно-плановой группы.

II. Главное Управление трудового устройства и производственного обучения инвалидов в составе:

а) отдела врачебно-трудовой экспертизы;

б) отдела трудового устройства инвалидов;

в) учебно-производственного отдела (техникумы и профессионально-технические школы);

г) учетно-плановой группы.

При Управлении состоит Центральный научно-исследовательский институт по экспертизе трудоспособности и организации труда инвалидов.

III. Главное Управление протезирования в составе:

а) производственно-планового отдела;

б) финансового отдела.

При Управлении состоят:

1) Научно-исследовательский институт по протезированию.

2) Научно-исследовательское конструкторское бюро протезов.

3) Научно-исследовательская сурдо -акустическая лаборатория.

IV. Главное планово-финансовое управление в составе:

а) отдела сводного планирования;

б) сектора отраслевого планирования;

в) сектора статистики;

г) главной бухгалтерии народного комиссариата.

I. Отдел учебных заведений в составе:

а) сектора школ-интернатов для инвалидов-детей;

б) сектора подготовки кадров и заочного обучения.

При отделе состоит научно-исследовательская клиника по восстановлению трудоспособности инвалидов-детей.

II. Отдел касс общественной взаимопомощи колхозов.

III. Отдел капитального строительства.

IV. Административно-хозяйственный отдел.

V. При Народном комиссаре социального обеспечения РСФСР состоят:

в) группа учета и распределения руководящих кадров;

г) группа инспекторов-ревизоров;

д) правовая группа;

VI. При Народном комиссариате социального обеспечения состоит хозрасчетная контора по снабжению и сбыту (РОССНАБСО).

5. При Народном комиссаре социального обеспечения РСФСР состоит Совет Народного комиссариата, состав которого утверждается Советом Народных Комиссаров РСФСР по представлению Народного комиссара социального обеспечения.

6. Под руководством и контролем Народного комиссариата социального обеспечения РСФСР действуют кооперативные и общественные организации:

а) Всероссийский Совет кооперации инвалидов;

б) Всероссийский Союз касс взаимного страхования и взаимопомощи кооперации инвалидов;

в) Всероссийское общество слепых;

г) Всероссийское общество глухонемых.

РУКОВОДСТВО НАРОДНЫМИ КОМИССАРИАТАМИ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК

7. Народный комиссариат социального обеспечения РСФСР руководит работой народных комиссариатов социального обеспечения автономных республик, осуществляя через них задачи по организации и руководству делом социального обеспечения в автономных республиках.

8. Приказы и инструкции Народного комиссариата социального обеспечения РСФСР обязательны для народных комиссариатов социального обеспечения автономных республик.

  • Наро́дный комиссариа́т (наркома́т) — в Советском государстве (в РСФСР, в других союзных и автономных республиках, в СССР) в 1917—1946 годах — центральный орган исполнительной власти, ведающий управлением в отдельной сфере деятельности государства или в отдельной отрасли народного хозяйства; аналог министерства. Как правило, во главе Народного комиссариата стоял Народный комиссар (нарком), входящий в правительство — Совет Народных Комиссаров соответствующего уровня.

Комиссариаты создавались в качестве центральных органов государственного управления при установлении советской власти в республиках на территории бывшей Российской Империи.

Связанные понятия

Рабо́че-крестья́нская инспе́кция (Рабкри́н, РКИ) — система органов власти, занимавшаяся вопросами государственного контроля. Систему возглавлял Наро́дный комиссариа́т Рабо́че-крестья́нской инспе́кции (НК РКИ). Создан в 1920 году, расформирован 11 февраля 1934 года. Вместо РКИ была создана Комиссия советского контроля при СНК СССР. С 1923 действовал совместно с Центральной контрольной комиссией ВКП(б) как единый советско-партийный орган, при этом нарком РКИ по совместительству возглавлял ЦКК.

Комиссия советского контроля при СНК СССР (КСК) — орган государственного контроля в СССР. Была создана 11 февраля 1934 года вместо ликвидированного Наркомата Рабоче-Крестьянской Инспекции (РКИ).

Центра́льный исполни́тельный комите́т СССР (ЦИК СССР) — высший орган государственной власти СССР в 1922—1938 годах, избираемый Всесоюзными съездами Советов и периодически (а на практике — эпизодически) собираемый на сессии в промежутках между Всесоюзными съездами Советов.

Министе́рство госуда́рственного контро́ля СССР — центральный союзно-республиканский орган государственного управления СССР, осуществлявший надзор за производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью государственных, кооперативных, общественных организаций, учреждений, предприятий. Министерство государственного контроля СССР осуществляло руководство деятельностью соответствующих министерств государственного контроля союзных республик, входивших в СССР.

Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР (Наркомат тяжёлой промышленности, Наркомтяжпром) — один из центральных органов управления Союза ССР, действовавший с января 1932 до января 1939 года и контролировавший производство тяжёлой промышленности.

Упоминания в литературе

После октября 1917 года в стране был создан новый государственный аппарат во главе с В.И. Лениным. Высшим органом законодательной власти стал Всероссийский съезд Советов; органом исполнительной власти был ВЦИК, избираемый Съездом. Первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Для руководства отдельными отраслями государственного управления постановлением Съезда были созданы первые 13 народных комиссариатов (наркоматов).

Следует отметить, что с самого начала новая власть попыталась использовать и применить в новых условиях опыт и структуру прежней системы контроля. Ранее существовавший государственный контроль декретом от 5 декабря 1917 г. был преобразован в Народный комиссариат государственного контроля. Во главе его был поставлен специальный народный комиссар. При наркоме предполагалось образовать коллегию из трех человек, причем из лиц, которые были членами I Всероссийского контрольного съезда, состоявшегося еще при Временном правительстве в июне 1917 г. Приказом наркома от 29 ноября 1917 г. все служащие приглашались приступить к работе. Однако по призыву ЦК Всероссийского союза служащих государственного контроля была организована забастовка и служащие учреждений государственного контроля в Петрограде, Москве и других крупных городах России бойкотировали работу. Созданный комиссариат государственного контроля, его коллегия и возглавлявший комиссариат нарком пытались преодолеть саботаж и основное внимание уделяли финансовому контролю. Однако роль комиссариата государственного контроля в этот период была незначительной.

В инструкции Народного комиссариата внутренних дел, опубликованной 24 декабря 1917 г. (первом документе, содержащем принципиально новый подход к организации власти на местах), устанавливалось, что Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, являясь органами местной власти, вполне самостоятельны в вопросах местного характера, но всегда действуют сообразно декретам и постановлениям как центральной Советской власти, так и более крупных объединений (уездных, губернских и областных Советов), в состав которых они входят.

Связанные понятия (продолжение)

Народный комиссариат продовольствия РСФСР — центральный государственный орган РСФСР. Образован в 1917 Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров от 27 октября 1917 года. Ликвидирован в 1924 году.

VIII Всероссийский съезд Советов — съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов РСФСР, проходивший 22—29 декабря 1920 года в Москве.

Исполни́тельный комите́т (кратко Исполко́м) — исполнительный орган власти, исполнительно-распорядительный орган Советов, существовавший в России, РСФСР и СССР в XX веке. Исполком - коллегиальный орган общего управления, в компетенцию которого входило: руководство государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; организация проведения в жизнь предписаний вышестоящих государственных органов; разработка с широким участием масс проектов планов развития хозяйства и культуры в пределах.

Сове́т наро́дных комисса́ров УССР (СНК, Совнарко́м) — c 19 февраля 1920 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган УССР.

Сове́т наро́дных комисса́ров (аббр.: совнарком, СНК) — наименование советского правительства в Советской России, СССР и республиках Союза ССР, использовавшееся в период c 1918 по 1946 годы.

Съезд Советов — высший орган власти в системе Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; высший территориальный орган власти в некоторых советских республиках в 1917—1937 годы. На съездах избирались исполнительные комитеты, которые съезд наделял полномочиями осуществлять законодательные, распорядительные и контролирующие функции в периоды между съездами Советов.

Центра́льная контро́льная коми́ссия РКП(б), ВКП(б), КПСС (сокращённо ЦКК) — высший контрольный орган Коммунистической партии Советского Союза в 1920—1934 гг. и в 1990—1991 гг.

Истпарт — Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б), научно-исследовательское учреждение, которое занималось сбором, хранением, научной обработкой и изданием материалов по истории Коммунистической партии и Октябрьской революции. Как самостоятельное учреждение Комиссия действовала в 1920—1928 годах, а ее региональные отделения — до 1939 года.

Народный комиссариат вооружения Союза Советских Социалистических Республик — один из центральных органов управления в Союзе ССР, контролировавший оснащение РККА, РККФ, НКВД ВС СССР практически всеми видами вооружения, с января 1939 года по 1946 год.

Наро́дный комиссариа́т по иностра́нным дела́м РСФСР (Народный комиссариат иностранных дел РСФСР, НКИД или Наркоминдел) — центральный исполнительный государственный орган РСФСР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917—1923 гг. и в 1944—1946 гг.

Местная промышленность (сокр.местпром) — обобщенный термин, который использовался в СССР и постсоветских странах в период перехода к рыночной экономике для обозначения предприятий местного значения. Эти предприятия рассматривались как отдельная отрасль экономики, охватывающая малые и средние предприятия — заводы, фабрики, производственные объединения, научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские организации, предприятия бытового обслуживания населения и т. п. — обладавшие государственной.

Трест (от англ. trust) — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.

Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов — согласно конституциям РСФСР 1918 и 1924 года высший орган государственной власти РСФСР, собрание представителей советов рабочих депутатов, советов крестьянских депутатов и прочих организаций.

Наро́дный комиссариа́т иностра́нных дел СССР (НКИД СССР или Наркоминдел) — государственный орган СССР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1923—1946 гг.

Торгпред — глава зарубежного торгового представительства представляющий интересы государства в области внешней торговли и содействующий её развитию.

Наро́дный комиссариа́т просвеще́ния РСФСР (Наркомпрос РСФСР) — орган государственной власти РСФСР, контролировавший в 1920—1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.

Революционные комитеты (ревкомы) — временные властные органы, создаваемые большевиками и наделённые чрезвычайными полномочиями, действовавшие во время Гражданской войны в России. Сосредоточивали всю полноту гражданской и военной власти. В организации и деятельности их был использован опыт военно-революционных комитетов периода Октябрьской революции 1917 года.

Государственный комитет обороны (ГОКО, ГКО ) — созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в СССР.

Комитет народного контроля — один из органов системы государственного контроля в СССР. Выполнял функции контроля за выполнением государственных планов, нарушением дисциплины, выявлением хозяйственных резервов, расходованием ресурсов.

Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова — высшее учебное заведение ЦИК СССР и ВКП(б), готовившее кадры для советской и партийной администрации, действовавшее в Москве с 1918 по 1937 год.

Всеросси́йский Центра́льный Исполни́тельный Комите́т (аббр.: офиц. ВЦИК; ВЦИК РСФСР) — высший после Всероссийского съезда Советов, законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти Российской Советской Республики в 1917—18 годы и РСФСР с 1918 по 1937 год.

Совет министров РСФСР (Совмин РСФСР) — высший исполнительный и распорядительный орган государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) до мая 1991 года; орган исполнительной власти РСФСР с мая 1991 года. Действовал в период с 1946 по 1991/1992 годы, до переименования РСФСР в Российскую Федерацию.

Народное хозяйство — исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данного государства или страны, взаимосвязанных между собой разделением труда.

Политический отдел (политотдел, ПО) — отдел в воинских частях, соединениях, объединениях и управлениях РККА и Советской армии ВС СССР, связанный с пропагандой и агитацией.

Женотдел (сокращение от Отдел по Работе Среди Женщин, Женский отдел, другие названия — Отдел работниц и крестьянок) — отдел при ЦК и местных комитетах РКП(б)/ВКП(б) по работе среди женщин. Женотделы были созданы в 1919 году на базе Комиссий агитации и пропаганды среди рабочих и крестьянок РКП(б). Инесса Арманд стала первой заведующей Женотдела при ЦК и пробыла на этом посту до 1920 года, когда её заменила Александра Коллонтай.

Тыловое ополчение (т/о) — категория военнообязанных в Советской России и Союзе ССР в 1918—1937 годах.

Центральный комитет — учреждение, в котором сосредоточиваются все дела по известному управлению или название руководящего органа (комитета) в некоторых организациях и формированиях.

Конституция СССР * Конституция СССР 1924 года. Утверждена резолюцией II-го Съезда Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.

Комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР (с 1946 при Совете министров СССР) — государственный орган СССР на правах союзно-республиканского министерства.

Особый отдел — наименование военной контрразведки ВЧК —ГПУ — ОГПУ — НКВД — Комитета государственной безопасности СССР. После распада СССР — наименование военной контрразведки Федеральной службы безопасности России, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Службы безопасности Украины.

Второй Всесоюзный Съезд Советов проходил в Москве с 26 января по 2 февраля 1924 года. 27 и 28 января заседания не проводились в связи с похоронами В. И. Ленина. В работе съезда приняли участие 2124 делегата, из них 1540 — с решающим голосом.

Сове́тская респу́блика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы.

Партийная мобилизация — в РСФСР, а позднее в СССР массовый призыв коммунистов в армию или на работу в определенный отрасли в условиях политической, военной или экономической нестабильности. Общепартийные мобилизации проводились по решению Центрального комитета, местные — по решению губернских (областных) партийных организаций.

Государственная техническая комиссия СССР (Гостехкомиссия СССР, ГТК СССР) — специальный орган, созданный с целью противодействия иностранным техническим средствам разведки, предотвращения утечки по техническим каналам государственных и военных секретов, сведений о военном и военно-промышленном потенциале, организации межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.

Госторг РСФСР (Государственная экспортно-импортная контора, акционерное общество) — организация, осуществлявшая монополию внешней торговли в первые годы советской власти. Был образован в 1922 году и являлся одним из важнейших подразделений Наркомата внешней торговли.

Торговое представительство (сокращённо торгпредство) — представительный орган государства за рубежом, обеспечивающий государственные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности в стране пребывания. Торговые представительства создаются на основе межгосударственных соглашений и являются частью полномочного представительства страны (посольства или миссии).

Войска ВОХР (Войска внутренней охраны республики) — войска ВЧК, ОГПУ, НКВД РСФСР (СССР), в задачу которых входила охрана и оборона особо важных объектов, сопровождение грузов, охрана мест лишения свободы.

Упоминания в литературе (продолжение)

В каждой союзной и автономной республике действовали свои правительства – республиканские советы народных комиссаров – образуемые ЦИК (с 1938 года Верховным советом) соответствующей союзной или автономной республики. Республиканские правительства юридически не находились в непосредственном подчинении Совета Народных Комиссаров СССР, однако были обязаны в своей деятельности руководствоваться декретами и постановлениями союзного Совнаркома. Вместе с тем, союзно-республиканские народные комиссариаты в составе республиканских совнаркомов имели двойное подчинение – они одновременно подчинялись как совнаркому союзной республики, в рамках которого они были созданы, так и соответствующему союзно-республиканскому народному комиссариату СССР, приказами и инструкциями которого должны были руководствоваться в своей деятельности.

Что касается советского времени, то в 1917 г. Декретом о суде[5] прокуратура была упразднена. Ее не существовало более четырех лет. Тем не менее руководители советского государства признавали необходимость наличия единой системы органов, осуществляющей надзор за законностью в стране. В 1922 г. прокуратура была восстановлена. В то время прокуратура в ведомственной структуре государственных органов сначала частично находилась в подчинении Народного комиссариата юстиции, а частично – в подчинении Верховного Суда СССР. В 1933 г. Прокуратура Верховного Суда была ликвидирована. Позже прокуратура стала формально самостоятельной системой государственных органов. Однако нахождение прокуратуры в той или иной системе государственных органов большого значения не имело, поскольку в советское время идея разделения властей полностью игнорировалась. Это можно увидеть в конституциях того времени: согласно ст. 3 Конституции СССР 1936 г. вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, а ст. 2 Конституции СССР 1977 г. провозглашала, что все государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Похожим было положение в районных Советах. Количество отделов, формировавшихся в них в октябре-ноябре 1917 г., колебалось от 3 до 12, да и направленность работы заметно отличала их друг от друга. Отметим все же, что в районных Советах создавался продовольственный отдел, чего не было в городском. Отсутствие в Петросовете таких отделов, как продовольственный, народного просвещения, социального обеспечения, можно оправдать существованием в столице иных органов, занимающихся этими вопросами. Наличие в Петрограде Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), СНК, народных комиссариатов , которые тоже вмешивались в течение городской жизни, ставило немало препятствий работе Совета. К тому же в столице продолжала пока еще действовать городская Дума, ее частью являлось Особое присутствие по продовольствию, снабжавшее горожан продуктами.

А народный комиссариат ( русский : народный комиссариат ; Наркомат ) была структура , в Советском государстве (в России Советской Федеративной Социалистической Республики , в других союзных и автономных республик, в Советском Союзе ) с 1917 - 1946 , который функционировал в качестве центрального исполнительного органа отвечает за управление определенной сферой государственной деятельности или отдельным сектором национальной экономики ; аналог министерства . Как правило, Наркомат возглавлял нарком, входящий в состав правительства - Совет Народных Комиссаров. соответствующего уровня.

Комиссариаты были созданы как центральные органы государственного управления после установления Советской власти в республиках на территории бывшей Российской империи.

Количество наркоматов изменено в соответствии с требованиями текущего момента; в основном это было увеличение за счет отделения существующих и образования новых.

Управление отдельными отраслями государственной жизни возложено на комиссии, состав которых должен обеспечивать выполнение программы, провозглашенной съездом, в тесном взаимодействии с массовыми организациями рабочих, рабочих, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т. Е. Совету Народных Комиссаров.

Всероссийский съезд Советов и его исполнительный орган - ВЦИК имели право контролировать деятельность народных комиссаров и снимать их.

Этим же постановлением сформирован первый состав Совета Народных Комиссаров, в том числе список Народных Комиссаров:

Позже постановлением ВЦИК и СНК от 15 декабря 1917 г. был учрежден Высший совет народного хозяйства при Совнаркоме, имевший статус Народного комиссариата. и управлять народным хозяйством. [3]

Когда Советская власть была установлена ​​в других советских республиках, аналогичные комиссариаты были созданы на территории бывшей Российской империи.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

С небольшими изменениями и дополнениями тот же список наркоматов РСФСР представлен и в статье 43 Конституции РСФСР 1918 г., принятой V Всероссийским съездом Советов. [5]

Автономные республики

Народные комиссариаты создаются в Кыргызской Автономной Советской Социалистической Республике для непосредственного управления отдельными ветвями власти: 1) Внутренние дела, 2) Юстиция, 3) Образование, 4) Здравоохранение, 5) Социальное обеспечение, 6) Сельское хозяйство, 7) Финансы, 8. ) Труда, 9) рабочих и дехканских (крестьянских) инспекций, 10) торговли и 11) Центрального совета народного хозяйства, из которых первые шесть не объединены (автономны), а последние пять объединены с соответствующие Народные Комиссариаты РСФСР, выполняющие директивы последних, подчиняются Центральному Исполнительному Комитету, его Президиуму и Совету Народных Комиссаров Кыргызской Автономной Советской Социалистической Республики.

Украинская Советская Социалистическая Республика

Конституция Украинской ССР , принятый в 1919 году, в статье 14 установлено:

Возглавлять отдельные ветви управления страной возложены особые отделы ВЦИК Советов - наркоматы во главе с главами, избираемыми Всеукраинским центральным исполнительным комитетом Советов. Количество, тематика отделов и их внутренняя организация устанавливаются Всеукраинским центральным исполнительным комитетом Советов.

Однако список наркоматов в Конституции не предусмотрен.

Отношения с Советом Народных Комиссаров Советского Союза

С момента образования Советского Союза союзные республики передали новообразованному государству часть своих суверенных полномочий, в их ведении оставалась лишь часть вопросов управления. Договор о создании Советского Союза [8] (статья 18) определяет перечень народных комиссариатов, лидеры которых были членами Совета Народных Комиссаров союзных республик:

    ; ;
  • Наркомат продовольствия;
  • Народный комиссариат финансов; ;
  • Народный комиссариат внутренних дел; ; ; ;
  • Народный комиссариат здравоохранения;
  • Народный комиссариат социального обеспечения;
  • Народный комиссариат по делам национальностей.

В Совет Народных Комиссаров Республики с правом совещательного голоса входили также представители тех Народных Комиссаров, руководство которыми стало входить в компетенцию Советского Союза:

  • Народный комиссариат иностранных дел;
  • Народный комиссариат по военным и морским делам; ;
  • Народный комиссариат связи; .

Создание Советского Союза юридически оформляется договор о создании Советского Союза , [8] , который предусматривает формирование правительства союзного государства. Он назывался Совет Народных Комиссаров Советского Союза ; в него вошли председатель Совнаркома Советского Союза, его заместители, руководители Народных комиссариатов Советского Союза.

Договор (статья 11) предусматривает следующий перечень Народных комиссариатов Советского Союза:

  • Народный комиссариат иностранных дел;
  • Народный комиссариат по военным и морским делам; ;
  • Народный комиссариат связи; ; ; ;
  • Народный комиссариат труда ;
  • Наркомат продовольствия;
  • Народный комиссариат финансов.

По мере развития и укрепления народного хозяйства количество наркоматов всех уровней увеличивалось. Так, в 1932 году Высший совет народного хозяйства Советского Союза был преобразован в три наркомата:

  • Наркомат тяжелой промышленности ;
  • Наркомат легкой промышленности;
  • Наркомат лесной промышленности.

Далее, с 1936 по 1939 год количество отраслевых Наркоматов увеличилось до 24.

В 1946 году наркоматы всех уровней были преобразованы в одноименные министерства . [9]

Читайте также: