Уполномоченный по этике осуществляет прием государственных служащих и иных граждан сколько раз

Обновлено: 18.05.2024

До этого в Казахстане сложилась система служебной этики государственных служащих, состоящая из закона "О государственной службе", Кодекса чести государственных служащих и ведомственных правил служебной этики. Наличие ведомственных правил служебной этики в каждом государственном органе дублируют положения кодекса.

Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции предложило новый подход, который заключается в создании системы управления служебной этикой путем разработки единого свода стандартов поведения государственных служащих.

Новый Этический кодекс расширяет стандарты поведения ситуативными обстоятельствами деятельности госслужащих, конкретизирует и систематизирует поведение госслужащих при возникновении конфликта интересов и взаимоотношении с окружающими. Таким образом, стандарты поведения поднимаются на новый качественный уровень, повышая ответственность государственных служащих.

Одним из механизмов эффективной практической поддержки Этического кодекса является должность уполномоченного по этике, к которым служащие и контактирующие с ними граждане могут обратиться за консультацией в случае потенциального конфликта интересов или других проблем этического характера.

Кодекс направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих.
Государственный служащий в трехдневный срок после поступления на государственную службу должен быть в письменной форме ознакомлен с текстом документа.

Согласно кодексу госслужащие должны способствовать укреплению единства народа Казахстана и межэтнического согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана, быть честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность. Решения, принимаемые госслужащими, должны быть законными и справедливыми.

Госслужащий должен противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, препятствующим или снижающим эффективность функционирования государственных органов, а также повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей, соблюдать установленные законами РК ограничения и запреты.

Государственный служащий, согласно кодексу, своими действиями и поведением не должен давать повода для критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности. Разумеется, в этические принципы входит ряд ограничений: не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера, а также не распространять сведения, не соответствующие действительности.

Кодекс гласит: "Неукоснительно соблюдать служебную дисциплину, добросовестно, беспристрастно и качественно исполнять свои служебные обязанности, рационально и эффективно использовать рабочее время; на постоянной основе принимать меры по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг; не допускать совершения проступков и иных правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность; соблюдать деловой этикет и правила официального поведения.

Внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность.

Государственные служащие не должны использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе для пропаганды своего отношения к ним.

Государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций.

1. Уполномоченный по этике – государственный служащий, осуществляющий деятельность по обеспечению соблюдения норм служебной этики и профилактики нарушений законодательства о государственной службе, противодействии коррупции и Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан (далее – Этический кодекс), а также консультирующий в пределах своих функций государственных служащих и граждан.

Уполномоченный по этике вводится в центральных исполнительных органах, государственных органах, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан (за исключением правоохранительных и специальных государственных органов), аппаратах акимов областей, городов республиканского значения и столицы.

3. Возложение функций уполномоченного по этике в центральных исполнительных органах осуществляется – ответственными секретарями центральных исполнительных органов или должностными лицами, на которых в установленном порядке возложены полномочия ответственных секретарей центральных исполнительных органов, а в случаях отсутствия ответственных секретарей центральных исполнительных органов или указанных должностных лиц – руководителями государственных органов, в местных исполнительных органах – руководителями аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы.

Функции уполномоченного по этике возлагаются на государственного служащего, снискавшего признание и уважение в коллективе.

2. Основные функции уполномоченного по этике

4. Уполномоченный по этике в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

1) оказывает государственным служащим консультативную помощь по вопросам соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса;

2) способствует соблюдению государственными служащими установленных законами ограничений и запретов;

3) по поручению руководства государственного органа, в котором он работает, рассматривает обращения физических и юридических лиц по фактам нарушения норм служебной этики государственными служащими;

4) содействует формированию культуры взаимоотношений, соответствующей общепринятым морально-этическим нормам в коллективе;

5) в случаях нарушения прав и законных интересов государственных служащих принимает меры, направленные на их защиту и восстановление;

6) осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением норм служебной этики государственными служащими;

7) информирует руководство государственного органа о случаях непринятия руководителями структурных подразделений государственных органов соответствующих мер по фактам нарушения норм служебной этики;

8) в случаях нарушения государственными служащими законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса проводит анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и вносит руководству государственного органа рекомендации по их устранению;

9) в целях профилактики и недопущения нарушений законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса, а также формирования позитивного имиджа государственной службы взаимодействует с институтами гражданского общества и государственными органами;

10) на постоянной основе проводит с государственными служащими разъяснительную работу по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса;

11) в установленном законодательством порядке обращается к соответствующим должностным лицам с предложением о рассмотрении ответственности государственных служащих, допустивших нарушение норм служебной этики;

12) осуществляет иную деятельность в целях профилактики нарушений норм служебной этики.

5. Для выполнения возложенных функций уполномоченный по этике:

1) запрашивает и получает сведения и документы, необходимые для анализа причин и условий, способствующих нарушению государственными служащими законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса;

2) от имени государственного органа, в котором он работает, в установленном законодательством порядке обращается в уполномоченный орган по делам государственной службы (далее – уполномоченный орган) за разъяснением норм законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции, а также Этического кодекса;

3) вносит руководителю государственного органа предложение о поощрении лиц, внесших значительный вклад в формирование положительного имиджа государственного органа и позитивного климата в коллективе;

4) при необходимости, при рассмотрении вопросов, относящихся к его компетенции, вправе запрашивать и получать у кадровой службы личные дела государственных служащих, иные материалы и документы, касающиеся вопросов прохождения государственной службы.

6. Уполномоченный по этике в случаях получения необоснованного отказа, непринятия руководителем государственного органа соответствующих мер либо совершения им действий (бездействия), препятствующих исполнению функций уполномоченного по этике, уведомляет об этом уполномоченный орган либо его территориальное подразделение.

При поступлении такого уведомления уполномоченный орган либо его территориальное подразделение принимают соответствующие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы.

3. Организация деятельности уполномоченного по этике

7. При наличии обстоятельств, вызывающих обоснованные сомнения в беспристрастности руководителей государственного органа (конфликт интересов), которые могут привести к ненадлежащему исполнению должностных полномочий, уполномоченный по этике осуществляет свою деятельность на самостоятельной основе.

8. По результатам своей деятельности уполномоченный по этике представляет отчеты уполномоченному органу. Форма и сроки представления отчетов утверждаются уполномоченным органом.

9. Уполномоченный по этике осуществляет прием государственных служащих и иных граждан по вопросам, отнесенным к его функциям, в случае их обращений либо не менее одного раза в месяц согласно графику, размещенному в местах, доступных для всеобщего обозрения.

При необходимости беседа с гражданином или государственным служащим может быть проведена по телефону либо с использованием других средств коммуникаций, обеспечивающих надлежащую передачу информации.

В установленном законодательством порядке сведения об уполномоченном по этике, в том числе фамилия, инициалы, фотография, номера кабинета и телефонов, размещаются на интернет-ресурсе государственного органа и в местах, доступных для всеобщего обозрения в здании государственного органа.

10. В целях мониторинга соблюдения норм служебной этики, а также состояния морально-психологического климата в коллективе не менее одного раза в полгода уполномоченный по этике проводит анонимное анкетирование по форме, утвержденной уполномоченным органом.

Участники собрания в одном из акиматов аплодируют после выступления руководства.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев недавно своим указом внес поправки в положения института уполномоченного по этике. Некоторые политики и эксперты считают, что учрежденный в конце 2015 года институт уполномоченного по этике, в положения которого — в срок менее чем в два года — уже вносятся поправки, может оказаться лишь очередной попыткой формально-бюрократическим методом решить проблему борьбы с существующим десятилетиями моральным кризисом среди чиновников.

Тогда же, в конце декабря 2015 года, был учрежден и институт уполномоченного по этике, в положение о котором в начале июня 2017-го были внесены поправки.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЭТИКЕ

Внесены изменения и дополнения, предусматривающие введение самостоятельной должности уполномоченного по этике в центральных государственных органах, имеющих территориальные подразделения либо территориальные подразделения ведомств, загранучреждения, а также в аппаратах акимов областей, городов республиканского значения, столицы, сообщает агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции в ответ на вопросы Азаттыка. Уполномоченный по этике не вводится лишь в правоохранительных и специальных государственных органах, а также министерстве обороны.

Должность уполномоченного по этике вводится на уровне советника первого руководителя в рамках имеющегося лимита штатной численности.

Уполномоченный по этике, по данным агентства, осуществляет профилактику этических и коррупционных правонарушений, мониторинг соблюдения норм служебной этики и контроль за ним, проводит разъяснительную работу, оказывает госслужащим консультативную помощь, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата. В случаях нарушения прав служащих уполномоченный принимает меры по их восстановлению, вносит руководству госоргана рекомендации по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, взаимодействует с институтами гражданского общества и другими госорганами, проводит прием служащих и граждан.

Уполномоченные по этике подчиняются ответственному секретарю центрального исполнительного органа, а в случаях отсутствия ответственных секретарей или указанных должностных лиц — руководителю аппарата государственного органа либо лицу, имеющему право назначать и освобождать от должности. Советы по этике, которые являются коллегиальными органами агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, в пределах своей компетенции вправе заслушивать на своих заседаниях уполномоченных по этике.

СРАВНЕНИЕ С ПАРТОРГОМ

Бывший советский военный политработник, завершивший службу в должности заместителя министра обороны Казахстана по воспитательной работе, генерал Айткали Исенгулов в разговоре с Азаттыком сравнивает институт уполномоченных по этике с институтом политработников в войсках, работу которых курировали вышестоящие политотделы, и в то же время по воинской службе они были подчинены командирам подразделений и частей. Однако процесс воспитания должен быть комплексным и в нем должны участвовать не только политработники, но и другие командные чины — укрепляя на своем направлении воинскую дисциплину, говорит отставной генерал.

Генерал-майор Айткали Исенгулов — бывший первый вице-министр обороны по воспитательной и социально-правовой работе.

Генерал-майор Айткали Исенгулов — бывший первый вице-министр обороны по воспитательной и социально-правовой работе.

Таким же образом и работа уполномоченных по этике не будет эффективной без комплексной работы по правильному функционированию каждого органа всего государственного механизма, говорит бывший политработник. Можно сколь угодно агитировать за нравственность, но если на глазах госслужащих суды будут освобождать получателей крупных взяток, то вся работа уполномоченного по этике пойдет прахом, говорит генерал Исенгулов.

Институт уполномоченного по этике критикует и бывший лидер закрытой по суду оппозиционной Коммунистической партии Казахстана Серикболсын Абдильдин.

Серикболсын Абдильдин, бывший лидер закрытой по решению суда Коммунистической партии Казахстана.

— Поэтому он то пишет статьи для исполнения, то берется создавать органы управления людьми, — говорит Абдильдин, добавляя при этом, что главной задачей нового института будет полировка морального облика президента Назарбаева и попытка убедить общество в его незаменимости.

ПОЛОЖЕНИЕ О МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЯХ

Политолог Бурихан Нурмухамедов в разговоре с Азаттыком дает низкую оценку моральному состоянию казахстанских чиновников всех рангов. В создании института уполномоченного по этике и в мерах по его совершенствованию политолог видит очередную — может быть, не последнюю — попытку властей изменить к лучшему сложившуюся моральную ситуацию в государственном аппарате.

16x9 Image

Казис ТОГУЗБАЕВ

Читайте также: