Уличные музыканты законно ли

Обновлено: 19.05.2024

Петербургские власти хотят ввести в правовое русло деятельность уличных музыкантов и театров. Законопроект "Об отдельных вопросах организации выступлений, не связанных с проведением массовых мероприятий" готовится к второму чтению.

Новый документ, который должен утвердить порядок согласования и проведения уличных выступлений, был принят за основу в середине сентября. Его появление депутаты объяснили необходимостью содействовать "реализации прав граждан на творческую деятельность" - причем таким образом, чтобы это не мешало окружающим. Поэтому выступления предлагается разрешить только в строго отведенных местах, которые "определяются в соответствии со схемой и размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети интернет". И занять такое место артисты смогут только на основании согласованной заявки, которая будет действовать сроком до шести месяцев. Устанавливаются также число участников, время начала и длительность уличного исполнения "музыкальных, литературных и иных произведений".

Фото: iStock

"Продолжительность не может составлять более шести часов в день, - указано в тексте законопроекта. - Количество участников уличного выступления должно соответствовать количеству участников, указанному в согласовании, при этом максимальное количество заявленных участников не может превышать десяти человек".

- Такое уже было в Средние века, - отмечает художественный руководитель уличного "Театра имени которого нельзя называть" Дмитрий Казенис. - Когда стали брать налог со всех, кто торгует и выступает на ярмарках, появились артисты на ходулях и такое явление, как "человек-оркестр". Они не стояли на месте, перемещались, то есть с них нельзя было взять плату за землю. Закон нужен хотя бы потому, чтобы можно было обосновать, что можно и чего нельзя.

- Сейчас мы никак не защищены, поэтому любой закон - это лучше, чем ничего, - считает и уличный музыкант Евгений. - Если он даст людям возможность выступать легально, это хорошо. Другое дело, что выдача разрешений может быть поставлена в зависимость от одного человека, и это плохо.

Вторая причина - многочисленные просьбы граждан. Чаще всего на музыкантов жалуются жители окрестных домов, которым мешает шум, или прохожие, раздраженные скоплением народа на тротуаре. И хотя в большинстве своем горожане относятся к музыке на улицах положительно, считают это явление "составной частью петербургской атмосферы", но есть и другие мнения.

- Ни разу не "атмосферно" слышать в отвратительном качестве звука и исполнения бесконечный перепев одних и тех же ворованных композиций, - написал в одной из соцсетей пользователь с ником Странник. - Город превратили в акустическую помойку.

Самая спорная идея депутатов - лицензирование деятельности уличных музыкантов и возможность их регистрации в качестве самозанятых. От лицензирования недалеко до цензуры, а специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" установлен федеральным законом пока только в качестве эксперимента, то есть отработаны не все нюансы.

- Если для включения нового режима будет достаточно регистрации в специальном приложении ("Мой налог". - Прим. ред.), сделать это несложно, - рассуждает Максим, который вместе с другом иногда играет на Сенной площади. - Но вот как будет рассчитываться сумма налога, если нам в шапку кидают кеш, непонятно.

Кто-то из уличных артистов выступает для души, кто-то рассматривает эту деятельность как бизнес, как источник дохода. Отсюда разница в отношении к новому законопроекту. Поэтому обсуждать его плюсы и минусы парламентарии хотят с привлечением широкой общественности и самих музыкантов. А поскольку в Петербурге ужесточаются противоэпидемические ограничения, то "о втором чтении говорить пока преждевременно", заявили корреспонденту "РГ" в парламентском комитете по законодательству.

Почему в Москве борются с уличными музыкантами

Уличные музыканты Москвы жалуются на массовые задержания. Исполнители говорят, что в последние месяцы полицейские часто забирают их в участки, составляя протоколы о нарушениях при проведении массовых мероприятий, а суды выписывают за это штрафы. В конце прошлой недели музыканты провели флешмоб против действий сотрудников полиции. В ответ Мосгордума пообещала принять законопроект, который будет регулировать деятельность уличных музыкантов. The Village поговорил с исполнителями, депутатом и полицией, чтобы выяснить, кто виноват в происходящем.


Олег Мокряков


Сергей Садов

С Арбата просто выдавливают музыкантов, задерживают каждый день. Люди, которые это делают, коррумпированы. Это представители силовых структур, торговцы и управа. Раньше они воевали друг с другом, а теперь объединились против нас. У меня конфисковали инструменты и некоторые до сих пор не вернули. Я считаю претензии к нам несправедливыми: по закону автор имеет право на обнародование своих произведений, он может делать их доступными. Мы продвигаем народную культуру бесплатно, а в Европе таким музыкантам платят.


Михаил

Не всякого можно назвать музыкантом. Тот, кто выучил полтора аккорда и фальшивит в разных местах, — не музыкант, конечно. С такими людьми надо бороться. А наша полиция воюет против настоящих музыкантов, которые несут в массы культуру — этническую, национальную, патриотическую. Из них делают белополосочников.


Александр Семенников

председатель комиссии Мосгордумы по законодательству

Я считаю, что проблему уличных музыкантов в Москве надо обсудить на площадке Мосгордумы. Возможно, стоит определить места, где выступать можно или, наоборот, нельзя. Это защитило бы самих музыкантов от излишней полицейской опеки. Такой опыт есть в Европе: в Праге устанавливают места и время, когда можно играть. Есть города, где даже согласовывают репертуар. Я считаю, что согласовывать тут нечего, но какие-то специальные места для музыкантов можно было бы определить. Хотя сейчас, если вы не нарушаете общественный порядок, не выпиваете, не материтесь, запрета на исполнение музыкальных произведений нет. У нас рядом с Мосгордумой на Петровке постоянно играют ребята и проблем с этим нет.

Если музыкант использует звукоусилительную технику или подмостки для проведения мероприятия и не уведомляет об этом префектуру, то можно говорить о нарушении правил проведения массовых мероприятий. Это вопрос оценки: каждый полицейский сам решает, есть нарушение правопорядка или нет. Никакой установки задерживать всех музыкантов, безусловно, нет.

Роман Михайлов

руководитель пресс-службы УВД по ЦАО

Музыкантов не стали чаще задерживать. Как правило, полиция обращает внимание на исполнителей после заявлений местных жителей. Они жалуются на нарушение тишины. Кроме того, музыканты действительно нарушают Кодекс об административных правонарушениях по статье 20.2 — они собирают толпы и мешают движению граждан. Часто они используют звукоусиливающую аппаратуру, а это уже попадает под административное правонарушение, организацию концертной деятельности.

Нарушителей мы доставляем в отдел, составляем административный протокол и везём в суд. Инструменты мы изымаем в качестве доказательства, но после решения суда мы их возвращаем. Этим музыкантам не раз предлагали исполнять свои композиции в тех местах Москвы, где к ним не будет претензий со стороны граждан и органов власти. Например, в парке культуры спокойно можно петь и вокруг нет жилых домов. Исполнители говорят, что им так не интересно, потому что там у них нет заработка. Этим они подтверждают, что их основная цель — извлечение прибыли, а не воспроизведение своих композиций для того, чтобы порадовать граждан.

Сергей Щукин

При этом никто не оспаривает авторских прав музыкантов на их композиции. Однако торговля музыкальными носителями должна вестись на законных основаниях.

Петербургские власти хотят ввести в правовое русло деятельность уличных музыкантов и театров. Законопроект "Об отдельных вопросах организации выступлений, не связанных с проведением массовых мероприятий" готовится к второму чтению.

Новый документ, который должен утвердить порядок согласования и проведения уличных выступлений, был принят за основу в середине сентября. Его появление депутаты объяснили необходимостью содействовать "реализации прав граждан на творческую деятельность" - причем таким образом, чтобы это не мешало окружающим. Поэтому выступления предлагается разрешить только в строго отведенных местах, которые "определяются в соответствии со схемой и размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети интернет". И занять такое место артисты смогут только на основании согласованной заявки, которая будет действовать сроком до шести месяцев. Устанавливаются также число участников, время начала и длительность уличного исполнения "музыкальных, литературных и иных произведений".

Фото: iStock

"Продолжительность не может составлять более шести часов в день, - указано в тексте законопроекта. - Количество участников уличного выступления должно соответствовать количеству участников, указанному в согласовании, при этом максимальное количество заявленных участников не может превышать десяти человек".

- Такое уже было в Средние века, - отмечает художественный руководитель уличного "Театра имени которого нельзя называть" Дмитрий Казенис. - Когда стали брать налог со всех, кто торгует и выступает на ярмарках, появились артисты на ходулях и такое явление, как "человек-оркестр". Они не стояли на месте, перемещались, то есть с них нельзя было взять плату за землю. Закон нужен хотя бы потому, чтобы можно было обосновать, что можно и чего нельзя.

- Сейчас мы никак не защищены, поэтому любой закон - это лучше, чем ничего, - считает и уличный музыкант Евгений. - Если он даст людям возможность выступать легально, это хорошо. Другое дело, что выдача разрешений может быть поставлена в зависимость от одного человека, и это плохо.

Вторая причина - многочисленные просьбы граждан. Чаще всего на музыкантов жалуются жители окрестных домов, которым мешает шум, или прохожие, раздраженные скоплением народа на тротуаре. И хотя в большинстве своем горожане относятся к музыке на улицах положительно, считают это явление "составной частью петербургской атмосферы", но есть и другие мнения.

- Ни разу не "атмосферно" слышать в отвратительном качестве звука и исполнения бесконечный перепев одних и тех же ворованных композиций, - написал в одной из соцсетей пользователь с ником Странник. - Город превратили в акустическую помойку.

Самая спорная идея депутатов - лицензирование деятельности уличных музыкантов и возможность их регистрации в качестве самозанятых. От лицензирования недалеко до цензуры, а специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" установлен федеральным законом пока только в качестве эксперимента, то есть отработаны не все нюансы.

- Если для включения нового режима будет достаточно регистрации в специальном приложении ("Мой налог". - Прим. ред.), сделать это несложно, - рассуждает Максим, который вместе с другом иногда играет на Сенной площади. - Но вот как будет рассчитываться сумма налога, если нам в шапку кидают кеш, непонятно.

Кто-то из уличных артистов выступает для души, кто-то рассматривает эту деятельность как бизнес, как источник дохода. Отсюда разница в отношении к новому законопроекту. Поэтому обсуждать его плюсы и минусы парламентарии хотят с привлечением широкой общественности и самих музыкантов. А поскольку в Петербурге ужесточаются противоэпидемические ограничения, то "о втором чтении говорить пока преждевременно", заявили корреспонденту "РГ" в парламентском комитете по законодательству.

Мы поговорили с осуждёнными и получившими штраф по этой статье уличными музыкантами.

музыкант группы Radio Kamerger

Осуждён по статье 20.2.2 КоАП за организацию массового одновременного пребывания граждан в общественном месте.

Суд проходил при большом внимании и прессы и людей. Во многом поэтому, думаю, суд и вызвал одного свидетеля. Но, несмотря на все доводы и материалы, решение суда было обвинительным. Статья 20.2.2 п. 1, штраф 10 тысяч рублей.

Я потом прочитал постановление суда — там на редкость бредовые формулировки. Все мои паспортные данные — адрес, место работы, место жительства, — написаны неправильно. И ещё у меня оказывается ребенок есть.

Эту статью применяют там, где невозможно применить другие статьи. Конкретно ей можно пользоваться практически всегда и везде, учитывая, что ни толпы, ни препятствий к инфраструктурам не было. Можно всегда забрать любого человека на небольшое время.

Мой приговор уже обжалуется, мы с адвокатами хотим довести дело до максимально высокой инстанции. На Никольской играть точно не хочется, повторное задержание грозит штрафом от 150 до 300 тысяч, далее — вплоть до лишения свободы.

Осуждён по статье 20.2.2 КоАП за организацию массового одновременного пребывания граждан в общественном месте.

Я сыграл всего несколько песен, приехали полицейские, не представились, что-то пробормотали про статью и запихали меня силой в машину. Я даже не сразу понял, что конкретно происходит. На все мои вопросы говорили, что объяснят причины задержания в отделении. При этом я ни разу в жизни не совершал административных правонарушений и никогда ни по каким делам к суду не привлекался.

Мне прописали организацию митинга и штраф в размере 10 тысяч рублей. Конечно, задержание было абсолютно незаконным, не было никаких свидетелей, копии протокола на руках, фамилии в ней.

Сам суд продлился две минуты. Я утверждал, что не организовывал никаких массовых мероприятий, но меня признали виновным. Мне не хотели отдавать инструменты, но в постановлении суда чётко прописано, что надо сразу возвращать. Я хотел бы обжаловать приговор, но какой-то толк от этого вряд ли будет, это порочный круг. С другой стороны, какой-то общественный резонанс нужен. Конечно, я планирую играть на улице и дальше, хоть и немного страшно. Обязательно буду снимать разговор с полицией на камеру, ведь это бандитизм, а не правоохранительные органы.

Музыкантов вообще не прекращали задерживать с 1990-х годов. В 2013 году был случай с моим хорошим знакомым: его задержали во время выступления на Арбате, отобрали гитару и хотели завести дело по статье 20.2.2. Гитара оказалась повреждена, и он подал на полицейских на Арбате гражданский иск. В августе этого же года на Никольской арестовали уличного музыканта, тоже отобрали гитару. Когда начался c полный беспредел с задержаниями, мы поняли, что с этим нужно бороться. Общественное мнение может послужить тому, чтобы эта ситуация изменилась.

Есть ощущение, что на Арбате нам начали мстить — там существует коррупционная связь между местным бизнесом, полицейскими и управой, которые друг друга покрывают. И если на Никольской всем музыкантам приписывают статью 20.2.2, то там выписывают штрафы и забирают инструменты за незаконную торговлю и незаконную предпринимательскую деятельность. Пока не заплатишь штраф 10 тысяч рублей, инструменты тебе не вернут. Их хранят прямо в управе, они даже не заморачиваются над тем, чтобы отвезти музыкантов в полицию, отправляют сразу в управу.

По статье 20.2.2 чаще всего задерживают как раз на Никольской. На Чистых прудах, где я часто играю, приписывают неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Просто хватают и увозят без всякого повода, предъявляют какое-то нарушение закона, которого нет.

В этом смысле статью 20.2.2 удобно применять. По ней есть конкретное указание: если её кто-то решил применить, значит, этому человеку ничего не будет. Политические статьи у нас поддерживают на самом высоком уровне. Поэтому она пользуется таким успехом и непробиваема. И отменить её можно либо каким-то массовым политическим протестом, либо чьей-то политической волей. Но ни того, ни того не предвидится. Есть подозрение, что задержания на самом деле случаются намного чаще, мы просто не обо всех знаем. Людей просто судят, к ним никто не приходит на суд, о них не пишет пресса.

Когда-то нам казалось, что Беларусь — тоталитарное государство, потому что там арестовывали людей за то, что они хлопали в ладоши, но сейчас то же самое у нас считается в порядке вещей

Обычно задержание происходит следующим образом: уличный музыкант играет или только собирается, подходят полицейские и говорят, что нужно проехать с ними для составления протокола. Его грузят вместе с инструментами в машину и увозят. Дальше составляют протокол по статье 20.2.2 и выдают повестку в суд. Суд обычно идёт от двух до пяти минут. Штраф по этой статье вменяют в размере 10 тысяч рублей. Хотя у нас был прецедент с присуждением штрафа 15 тысяч рублей и арестом.

Мне самому чаще удаётся убедить полицейских в том, что они неправы — я часто прямо при них подаю жалобу по 02 о том, что ко мне подошли люди в форме, не представились, и после этого пыл часто остывает. Обычно, когда подходит полиция, и музыканты, и зрители часто достают телефоны, чтобы снимать происходящее. У нас вообще уже накопилась серьёзная база материалов.

Всё, что происходит у нас сегодня в отношении властей к уличной активности, — это абсурд. Когда-то нам казалось, что Беларусь — тоталитарное государство, потому что там арестовывали людей за то, что они хлопали в ладоши, но сейчас то же самое у нас считается в порядке вещей.

Эдгар Погосов

Друзья! Внимание! Будьте осторожны при использовании скрытых, шпионских мини систем видео наблюдения! Согласно ст.138.1 Уголовного Кодекса РФ покупка и продажа ручек с видеокамерой, часов с видеокамерой, брелков, очков и прочих видеокамер, закамуфлированных под бытовые предметы запрещена!

При общении с полицейским можно и нужно снимать его в открытую.
Самому, при помощи друзей, членов группы, аскеров, слушателей, случайных прохожих.
Делать фото, видео-аудиозапись.

На судах можно и нужно делать аудиозаписи, не спрашивая разрешения (это разрешено).
Видеозапись судья может разрешить сделать по ходатайству, но, конечно, почти никогда этого не разрешает.

Начало суда может снимать приглашенное телевидение, если озаботиться его приглашением.

Уличные музыканты

Всем уличным музыкантам!Документ на печать! Федеральный закон Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ
О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

Уличные музыканты

Эдгар Погосов

Эдгар Погосов

Даниил Куликов

Олег, у меня при задержании выбили телефон из рук. Я его получил обратно в отделении через некоторое время, но папка с фото/видео была удалена)

18 апреля 2016, в понедельник в 18:30 адвокат Олег Безниско собирает уличных музыкантов у себя в ЗПЧ (правозащитная организация За Права Человека).
Адрес: Каланчёвская 47. Около площади трёх вокзалов (Метро Комсомольская площадь)
Встречаемся в 18:15 в том месте, что на картинке, у прохода под мост.

Будет начат процесс наказания ментов, творящих беззакония. Начнём составлять заявления в прокуратуру, в УСБ, в суды, в ГУВД.

Просьба прийти тем, кто собирается писать заявления - кто пострадал от ментовских наездов, или хочет узнать информацию на будущее. Может быть, передать информацию знакомым постардавшим.

Эдгар Погосов

Эдгар Погосов

Бизнес-психологи о секретах заработка для уличных музыкантов.

Эдгар Погосов

Эдгар Погосов

Наташа Матвеева

Эдгар, добрый день! За уличных музыкантов взялась служба ЦПП (центр профилактики правонарушений), препятствия работе ссылаясь на распоряжение руководства и отсутствия у музыкантов официального разрешения на данную деятельность. Самый обычный подуличный переход, у полицейских к нам давно нет претензий, работали там пару лет и нас служивые всех музыкантов как минимум знали в лицо. Появились эти настойчивые ребята.. Полиция на нас не едет, прохожие даже впрягались - не помогло. Самое странное, что, как гласит интернет, у этой службы нет даже половины полномочий, что есть у полиции, однако разрешение они требуют (о чем в инете ничего не нашла - какое такое разрешение должно быть у свободного музыканта, кем выдается).. Вызвали полицию сами, прибыл местный участковый с помощником и, видимо, чтоб не сталкивать конфликтом две разные организации, полицейские уже нас вежливо (без стёба, действительно вежливо и даже полушепотом) попросили удалиться. Кто они? Что это за служба? Сложилось ощущение, что их побаивается даже полиция. Может есть какие-то распоряжения новые у властей, кто в курсе?

Кирилл Гелета

Вот уже полтора года играю и пою в одном и том же переходе. Местные менты ни разу не трогали. Вдруг, откуда ни возьмись, сегодня нарисовался участковый и велел уходить, иначе арестует за попрошайничество. Играю я один, без помощи аскера, никаких табличек типа "помогите на бухло" не имею. Рядом просто лежит чехол. Каким боком мне можно приписать попрошайничество?

Эдгар Погосов

Читайте также: