Укрепление международного сотрудничества как важный фактор противодействия терроризму и экстремизму

Обновлено: 02.07.2024

Утверждена решением Президента России Владимира Путина, Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Председателя КНР Ху Цзиньтао, исполняющего обязанности Президента Киргизии Курманбека Бакиева, Президента Таджикистана Эмомали Рахмонова, Президента Узбекистана Ислама Каримова 5 июля 2005 года в Астане.

Государства – члены Шанхайской организации сотрудничества (далее – государства-члены ШОС), принимают Концепцию сотрудничества государств – членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (далее – Концепция), являющуюся основой для выработки согласованной стратегии и системы мер по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как они определены в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года, в рамках Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС).

Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи, принципы, направления и формы сотрудничества государств – членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также механизм ее реализации.

I. Общие положения

Государства – члены ШОС исходят из того, что терроризм, сепаратизм и экстремизм:

представляют угрозу международному миру и безопасности, препятствуют развитию дружественных отношений между государствами, а также осуществлению основных прав и свобод человека;

угрожают территориальной целостности и безопасности государств – членов ШОС, а также их политической, экономической и социальной стабильности;

не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, независимо от их мотивов, а лица и организации, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности.

Государства – члены ШОС убеждены в том, что главным центром регулирования международных отношений и развития сотрудничества в сфере обеспечения международной безопасности является Организация Объединенных Наций.

Государства – члены ШОС подтверждают свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, другим общепризнанным принципам и нормам международного права, касающимся поддержания международного мира, безопасности и развития добрососедских и дружественных отношений, а также сотрудничества между государствами.

Государства – члены ШОС намерены активно участвовать в антитеррористических мероприятиях, проводимых как под эгидой ООН, так и в рамках региональных организаций. Необходимость и степень такого участия будут соизмеряться с их национальными интересами и международными обязательствами.

Государства – члены ШОС намерены принимать все возможные меры по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на пространстве ШОС и не предоставлять убежище лицам, обвиняемым или подозреваемым в совершении таких деяний.

Государства – члены ШОС рассматривают борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в рамках ШОС как важнейшую внешнеполитическую задачу и считают, что разработка дополнительных механизмов международного сотрудничества в этой области должна стать адекватной мерой по наращиванию и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования и способствовать эффективному совместному использованию открывающихся возможностей и противодействию новым вызовам и угрозам.

Государства – члены ШОС исходят из того, что борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на пространстве ШОС своими собственными силами имеет для них приоритетное значение.

II. Основные цели, задачи и принципы сотрудничества

1. Основными целями сотрудничества являются:

обеспечение защиты государств – членов ШОС, своих граждан и других лиц, находящихся на их территории, от угроз терроризма, сепаратизма и экстремизма;

развитие антитеррористического потенциала государств – членов ШОС.

2. Основными задачами сотрудничества являются:

выработка общих подходов государств – членов ШОС к борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

совершенствование правовых основ сотрудничества, а также развитие и гармонизация законодательств государств – членов ШОС в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

выявление и устранение причин и условий, способствующих терроризму, сепаратизму и экстремизму, а также ликвидация их последствий на территориях государств – членов ШОС;

предупреждение и пресечение терроризма, сепаратизма и экстремизма на территориях государств – членов ШОС;

противодействие финансированию в любых формах терроризма, сепаратизма и экстремизма;

повышение эффективности взаимодействия компетентных органов государств – членов ШОС по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию терроризма, сепаратизма и экстремизма, выявлению и пресечению деятельности организаций и лиц, причастных к ним;

содействие укреплению международного антитеррористического сотрудничества, созданию в мире атмосферы полного неприятия терроризма, сепаратизма и экстремизма.

3. В достижении основных целей и решении основных задач сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом государства – члены ШОС руководствуются следующими принципами:

соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;

взаимное уважение суверенитета, равенства и территориальной целостности;

обоюдное признание деяния терроризма, сепаратизма и экстремизма не зависимо от того, включает ли законодательство государств – членов ШОС соответствующее деяние в ту же категорию преступлений или описывает ли оно его с помощью таких же терминов;

бескомпромиссность борьбы и неотвратимость наказания лиц и организаций за терроризм, сепаратизм и экстремизм;

комплексный подход к борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом с использованием превентивных, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских и иных мер;

недопустимость придания борьбе с терроризмом конфессиональной и иной окраски;

непредоставление в любой форме поддержки организациям и лицам, причастным к террористической, сепаратисткой и экстремистской деятельности;

непредоставление убежища лицам, причастным к террористической, сепаратисткой и экстремистской деятельности;

единство подходов к возможности применения адекватных мер при возникновении угроз безопасности государствам – членам ШОС от терроризма, сепаратизма и экстремизма;

обеспечение взаимной защиты информации закрытого характера, полученной в процессе сотрудничества;

признание приоритетности совместных решений по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

III. Основные направления сотрудничества

Основными направлениями сотрудничества являются:

1. Формирование единой политики государств – членов ШОС в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и осуществление межгосударственной координации этой деятельности.

2. Выработка единых подходов к прекращению деятельности террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, которые запрещены в государствах – членах ШОС, в том числе к созданию единого перечня таких организаций, с последующей конфискацией их имущества и финансовых средств.

3. Обеспечение развития и реализации антитеррористического потенциала государств – членов ШОС.

4. Обеспечение неотвратимости наказания за терроризм, сепаратизм и экстремизм.

5. Создание и ведение единого розыскного реестра лиц, объявленных в международный розыск за совершение или подозреваемых в совершении преступлений террористического характера.

6. Совершенствование правовой основы сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

7. Разработка и осуществление межгосударственной системы мер по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

8. Разработка правовых, организационных и иных мер, направленных на укрепление пограничного и таможенного контроля с целью предотвращения проникновения террористов, сепаратистов и экстремистов на территории государств – членов ШОС, а также пресечения незаконного перемещения через границы государств – членов ШОС средств, используемых для совершения терроризма, сепаратизма и экстремизма.

9. Научно-техническое, информационное и аналитическое обеспечение борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

10. Оказание помощи в ликвидации последствий и реабилитации лиц, пострадавших от терроризма, сепаратизма и экстремизма.

11. Исключение доступа террористов, сепаратистов и экстремистов к оружию массового уничтожения и средствам его доставки, радиоактивным, токсичным и другим опасным веществам, материалам и технологиям их производства.

12. Противодействие любым формам финансирования терроризма, сепаратизма и экстремизма.

13. Борьба с терроризмом на объектах государственной важности, жизнеобеспечения, критической инфраструктуры и на всех видах транспорта.

14. Предотвращение использования или угрозы использования для целей терроризма локальных и глобальных компьютерных сетей (борьба с кибертерроризмом).

15. Взаимодействие с гражданским обществом и средствами массовой информации в целях противодействия пропаганде терроризма, сепаратизма и экстремизма.

16. Согласование позиций для участия в международных организациях и международных форумах по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

17. Участие в объединении усилий мирового сообщества по формированию глобальной стратегии противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму.

18. Оказание содействия третьим странам в борьбе с терроризмом.

19. Совершенствование материально-технической базы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе разработке специальных средств, техники и оборудования для оснащения специальных антитеррористических формирований.

20. Обобщение и распространение опыта совместной борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

21. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для компетентных органов государств – членов ШОС.

22. Формирование в общественном сознании понимания необходимости бескомпромиссной борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

IV. Основные формы сотрудничества

Основными формами сотрудничества являются:

1. Проведение согласованных профилактических мероприятий.

2. Проведение согласованных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

3. Проведение совместных антитеррористических мероприятий.

4. Обмен оперативно-розыскной, справочной, криминалистической информацией, в том числе сведениями о готовящихся и совершенных актах терроризма, сепаратизма и экстремизма, причастных к ним лицах и организациях, создание специализированных банков данных и систем связи, в том числе закрытой.

5. Оказание правовой помощи.

6. Организация и проведение совместных антитеррористических учений, подготовка кадров, обмен опытом работы и методической литературой по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, проведение совместных научных исследований в данной области.

V. Механизм реализации Концепции

Государства – члены ШОС разрабатывают в рамках ШОС международные договоры, совместные программы и планы действий, а также другие документы в целях реализации положений настоящей Концепции.

Исполнительным комитетом Региональной антитеррористической структуры ШОС осуществляется координационно-оперативная, международно-правовая и информационно-аналитическая деятельность по реализации согласованных решений, касающихся сотрудничества государств – членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подготовка предложений и рекомендаций Совету Региональной антитеррористической структуры ШОС для доклада Совету глав государств и Совету глав правительств государств – членов ШОС.

С учетом дальнейшего развития интеграционных процессов и укрепления сотрудничества между государствами – членами ШОС отдельные положения

Терроризм и экстремизм представляет угрозу национальной безопасности любого государства, его национальным интересам. В связи с этим устранение террористической угрозы и распространение экстремизма рассматривается в качестве одного из приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Расследование преступлений террористической и экстремистской направленности, является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности Следственного комитета Российской Федерации, который наряду с иными органами власти, также призван бороться с экстремизмом и терроризмом и с их проявлениями.

Экстремизмом (от латинского extremus – крайний) принято считать приверженность к крайним взглядам и действиям, отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм создает угрозу, прежде всего основам конституционного строя, ведет к попиранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывает общественную безопасность и государственную целостность. Экстремизм как правило, в своей основе, имеет определенную идеологию, которая основана на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве половой, социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой и отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Из-за указанной идеологии экстремизма, очень затруднительно бороться с его проявлениями в многонациональных и многоконфессиональных странах, каковыми являются Российская Федерация и Республика Казахстан, что порождает в них наибольшую актуальность упреждения и пресечения его проявлений. Экстремистские действия всегда связаны с непринятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. То есть это такие действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые и косвенные призывы к насилию.

Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в виде совершения общественно-опасных деяний, запрещенных законом. Действия всегда носят публичный характер, затрагивают общественно – значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Однако, убеждения человека, пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности, не содержат признаков экстремистской деятельности. То есть, как только лицо выразит свои крайние убеждения на публике, в общественном месте, либо разместит их на страницах телекоммуникационной сети Интернет, эти действия могут быть признаны преступными.

Наибольшую угрозу, связанную с экстремизмом и терроризмом, представляет то, что к указанной деятельности привлекается все больше молодых представителей общества, в том числе и несовершеннолетние. По имеющимся данным правоохранительных органов, в среднем 80 процентов участников группировок экстремистской направленности, составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. В националистические группировки, а также в террористические, вовлекаются подростки всё более раннего возраста, ведь именно они, неправильно поняв идеи справедливости, религиозных течений, либо иных базовых истин, быстро приобщаются к экстремистским убеждениям, а также могут перейти к радикальным действиям. Используя наличие социальных проблем, экстремисты и террористы пытаются придать экстремизму и терроризму форму социального протеста, с целью привлечь в свои ряды новых сторонников.Выражения социального протеста по поводу тяжелых материальных условий, социальной несправедливости, наряду с проявлениями преступности, в сознании молодых людей находят религиозное оправдание.

Наибольшую актуальность приобрели на современном этапе вопросы, связанные с влиянием внешнего фактора на процессы распространения экстремизма в России. Идеология экстремизма и терроризма подвергает, разрушает наши традиционные нравственные ценности, общественный уклад, историю. Не секрет, что государства Востока и Запада имеют свои геополитические и геостратегические интересы в Кавказско-Каспийском регионе, и поэтому они пытаются дестабилизировать обстановку играя на национальных чувствах народа. Несомненно, борьба за доступ к нефтяным и газовым ресурсам угрожает безопасности не только России, но и многих государств Евразии.

Огромное значение в борьбе с национально-политическим и религиозным экстремизмом имеет система организации идеологической работы. Необходимо проводить идеологическую работу и продолжать вести активную пропагандистскую работу среди молодежи и населения. Необходимо озаботиться поиском тех базовых идей и ценностей, которые будут объединять людей как сограждан и соотечественников и которые должны стать базовыми элементами общественной солидарности в противодействии идеям религиозной и идеологической нетерпимости, исповедуемым сторонниками и носителями крайних взглядов и идей, идеологами терроризма и экстремизма.

Сегодня противодействие проявлениям терроризма и экстремизма осуществляется по следующим основным направлениям: профилактика, борьба (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений террористического и экстремистского характера); минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов, а также последствий экстремистских преступлений.

В завершении хотелось бы добавить, мы все разные, и по национальности и по религиозным убеждениям, у каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели, все имеют что-то неповторимое. Поэтому просто необходимо относиться друг к другу терпимее и с уважением. Прелесть современного мира именно в многообразии и разногранности, что необходимо осознавать и принимать.

На нынешнем этапе борьбы с терроризмом, когда использование военных акций становится затруднительным, на передний план выходят проблемы размывания благоприятной для терроризма почвы. Это означает, что международное сотрудничество становится особенно важным. В центр внимания мирового сообщества встают вопросы выработки такой политики, которая учитывала бы все факторы, влияющие на живучесть терроризма. В этом плане исключительную важность приобретает работа по перекрытию каналов финансирования международных террористических организаций, выявлению источников денег, которыми оплачиваются закупки оружия и взрывчатых веществ, работа по подготовке и проведению актов террора.

терроризм

Реальности современного мира свидетельствуют о том, что:

  • международная безопасность имеет многогранный и всеобъемлющий характер;
  • безопасность одного государства связана с безопасностью мирового сообщества в целом [1 с.68].

Международно-правовое обеспечение мира и безопасности представляет собой совокупность урегулированных международно-правовых мер, направленных на мирное разрешение международных споров, создание систем коллективной безопасности, предотвращение возникновения войны, пресечение актов агрессии, укрепление мер доверия и установление эффективного международного контроля за деятельностью государств в военной области. Система международной безопасности состоит из целого рода компонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитие международных отношений [1, с.69].

Беспрецедентные меры безопасности, принятые в США, позволили избежать повторных террористических атак на эту страну, однако международным террористам удалось значительно активизировать свою деятельность на Ближнем Востоке, Южной и Юго-Восточной Азии, расширить географию террора за счет организации террористических актов в Европе, Африке, России, Турции.

Стало очевидным, что военными методами решить проблему международного терроризма не удастся. Сначала это осознание пришло к политикам и аналитикам, которые все чаще стали подчеркивать, что терроризм не может быть отделен от исторического, политического, социального контекста. Поэтому с ним надо бороться с применением самых разнообразных мер, нежели как это делают американцы. По мере того, как США стали все глубже увязать в Ираке и им не удавалось обеспечить элементарный порядок в стране и безопасность ее граждан, высшему военному руководству становилось очевидной неэффективность использования армии в борьбе с террористами [2, с.280].

Эксперты по проблеме терроризма все больше склоняются к мысли о том, что широкомасштабные военные операции против террористических организаций не будут приоритетным средством сдерживания этой угрозы в будущем. Конечно, не исключается возможность использования военных методов, но это будут точечные военные операции, когда возникнет необходимость блокировать территорию, уничтожить военную инфраструктуру террористической организации.

Информацию о местонахождении баз террористов, мест их обитания в городах, структуре террористической группы, ее персональном составе, источниках финансирования, каналах поставки оружия и боеприпасов и т.д. добывают специальные службы. Их роль в борьбе с международным терроризмом постоянно возрастает. Главной функцией спецслужб является постоянный мониторинг деятельности террористов, нанесение упреждающих ударов по организации, преследующих цель парализовать ее активность. Используя самые современные средства сбора информации, а также агентурные сведения, спецслужбы планируют и осуществляют захват, убийство ключевых фигур террористических групп. Их информация используется правоохранительными органами в криминальном преследовании террористов.

Опытом борьбы с террором обладают специальные службы тех стран, на территории которых длительное время действовали или продолжают действовать террористические организации. Это, в первую очередь, Великобритания, Испания, Израиль. Но этот опыт не был востребован другими государствами до тех пор, пока они не столкнулись с реальной угрозой международного терроризма.

До этого их спецслужбы были в основном ориентированы на противодействие криминальным структурам, действиям одиночных преступников, психически ненормальных людей, которые время от времени совершали захваты самолетов, автобусов, зданий, требуя денег, освобождения подельников, беспрепятственного выезда за границу и т.п.

При всем внешнем сходстве подобных уголовных преступлений с насилием, к которому прибегают террористы, это разные вещи. Террористы более последовательны, настойчивы, изощренны. Они лучше подготовлены к проведению операций, обладают значительно более современным арсеналом средств для проведения актов насилия, нежели криминальные структуры. Поэтому и бороться против террористической угрозы необходимо по-другому.

Политические и экономические меры борьбы с терроризмом. Террористы выражают ценности и верования определенного числа людей. Поэтому уничтожение террористических организаций не будет означать конца терроризма. Для того, чтобы искоренить это зло, следует, в первую очередь, устранять политические, социальные и культурные причины, беспокоящие людей. Это приведет к значительному сокращению социальной базы, из которой террористы черпают своих сторонников. Для этого требуется принятия политической стратегии борьбы с терроризмом. Название политическая не означает, что в ней должны быть задействованы только политические меры. Меры должны быть самыми разнообразными: экономическими, организационными, образовательными, информационными, культурными, но приводить к реальным изменениям во взглядах, настроениях, интересах, а, в конечном счете, ценностях людей. То есть они должны иметь далеко идущие политические последствия. Такая политическая стратегия должна учитывать уроки борьбы с международным терроризмом в Афганистане и Ираке, где доминировали военные средства противодействия. Сегодня на первый план выходят долговременные и фундаментальные вопросы, такие как права людей, их экономическое благополучие, уважение к их религиозным чувствам, национальной культуре. Решить их непросто, поэтому нынешний этап борьбы будет длительным и трудным.

В первую очередь необходимо знать мотивацию людей, поддерживающих террористов. Этих мотивов несколько. Во-первых, в тех странах, где легальная деятельность оппозиции запрещена, террористические организации рассматриваются населением как единственный защитник их интересов, борец за их права. Во-вторых, террористы выступают выразителями политических устремлений национальных меньшинств, права которых ущемляются властью. В-третьих, они борются против оккупации страны вооруженными силами иностранных государств. В-четвертых, выступают защитниками национальной культуры, традиций, ценностей, религии перед лицом культурной экспансии из-за рубежа. То есть террористы рассматриваются населением как защитники обездоленных, униженных и потому поддерживаются ими самыми различными способами.

Как показывает опыт, труднее всего остановить террористическую кампанию, базирующуюся на этнических проблемах, так как она имеет более широкую поддержку у населения, чем та, которая эксплуатирует чисто политические требования. На правительствах лежит ответственность за нерешенность проблем, которые приводят к возникновению насильственных конфликтов в обществе. Когда напряжение возрастает, они должны демонстрировать свое стремление к их разрешению или хотя бы первоначально к их смягчению, чтобы предотвратить насилие [2, с.285].

При противодействии международному терроризму главным условием успеха в борьбе с ним является налаживание тесного сотрудничества между странами, координация деятельности их структур, на которые возложена задача по сдерживанию терроризма. То есть, если терроризм международный, то и противодействовать ему следует объединенными усилиями заинтересованных государств.

Примером такой кооперации могут служить действия антитеррористической коалиции, сформировавшейся быстро и по доброй воле стран после 11 сентября 2001 года. В операции по уничтожению террористических баз в Афганистане и свержению реакционного режима Талибан прямо или косвенно приняли участие десятки стран Европы, Америки, Азии, Океании. Одни страны направили свои воинские контингенты, другие предоставили свою территорию для размещения войск коалиции, участвовавших в операции, третьи открыли свое воздушное пространство для пролета военно-транспортных самолетов, обеспечивавших снабжение войск, четвертые поделились имеющейся у них разведывательной информацией о противнике. Все это имело решающее значение в быстром разгроме подразделений движения Талибан и террористов, разрушении их военно-тренировочных баз.

На нынешнем этапе борьбы с терроризмом, когда использование военных акций становится затруднительным, на передний план выходят проблемы размывания благоприятной для терроризма почвы. Это означает, что международное сотрудничество становится особенно важным. В центр внимания мирового сообщества встают вопросы выработки такой политики, которая учитывала бы все факторы, влияющие на живучесть терроризма. В этом плане исключительную важность приобретает работа по перекрытию каналов финансирования международных террористических организаций, выявлению источников денег, которыми оплачиваются закупки оружия и взрывчатых веществ, работа по подготовке и проведению актов террора.

На сегодняшний день эксперты выделяют следующие каналы финансирования международной террористической деятельности.

Во-первых, часть денег поступает от состоятельных людей, симпатизирующих террористам. Они занимаются легальным бизнесом, имеют собственные компании со счетами, размещенными в крупнейших финансовых центрах мира. Они вполне законно перечисляют средства на счета различных разрешенных организаций, созданных для защиты прав тех или иных этнических групп или религиозных общностей. Эти организации проводят различные шумные акции и утверждают, что полученные ими средства потрачены на их организацию. На самом деле на это они тратят часть денег, а остальная попадает прямо в руки к террористам.

Во-вторых, международные террористы получают деньги от различных благотворительных фондов. Большинство из них созданы на нефтедоллары и существуют в нефтедобывающих странах Ближнего и Среднего Востока. В частности, в Саудовской Аравии, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратах. Эти деньги направляются преимущественно исламским террористическим группам, ведущим борьбу за установление в своих странах исламского законодательства.

В-третьих, финансовые средства, получаемые от различных фондов, созданных за счет незаконной деятельности - наркоторговли, контрабанды оружия, цветных и редкоземельных металлов, незаконной торговли бриллиантами.

В-четвертых, деньги, получаемые из фондов, существующих за счет отчислений от легитимной экономической деятельности, например, торговли йеменским медом. Эта торговля используется также для маскировки транспортировки наркотиков, оружия, оперативников.

В-пятых, средства из законно созданных фондов, за счет нормальной благотворительности, предназначенные для определенных целей, направляются на террористическую деятельность. Причем руководители фондов зачастую и не подозревают о том, что деньги идут не по адресу.

В-шестых, террористы используют глобальную финансовую систему для накопления и распространения средств.

Причин такого положения много. Среди них сложная система передвижения денег, смешение легитимных и скрытых каналов финансирования, проблемы международного сотрудничества в этом деле. Возможности финансовых институтов сдержать финансирование террористических групп оказались недостаточными. Банковские специалисты заявляют, что невозможно через банковскую систему отслеживать и блокировать передвижение средств, так как отсутствуют критерии, по которым можно отличить деньги для террора среди миллионов ежедневных банковских операций.

К тому же террористы приспосабливаются к мерам, предпринимаемым против них, и находят новые и более изощренные пути получения и передвижения денег. При этом все более широко используются нетрадиционные способы получения денег на месте подготовки террористического акта, не требующих предъявления каких-либо документов.

Сложности с перекрытием источников финансирования современного терроризма показывают, какой трудной будет борьба с этой угрозой. Ее конечный успех зависит не только от настойчивости, последовательности действий международного сообщества, но и от правильного выбора инструментов, определения приоритетных задач, выделения достаточных ресурсов для их реализации. Должна быть сформулирована стратегия противодействия терроризму. Существуют различные суждения относительно того, какие меры она должна включать в себя. Среди экспертов есть сторонники использования исключительно силовых методов. Это, по большей части, военные или работники спецслужб. Есть и те, кто отдает предпочтение только политическим и социально-экономическим мерам. Однако большинство специалистов уверены в необходимости комбинирования силовых и мягких методов борьбы, исходя из конкретной ситуации. По их мнению, ключевыми элементами такой стратегии являются:

Миллиарды долларов потрачены на сегодняшний день на проведение военных и специальных операций против международного терроризма, укрепление внутренней безопасности государств, предупреждение террористических актов. Но всех этих усилий оказалось недостаточно, чтобы остановить террористов. Поэтому основное внимание сегодня должно быть уделено выяснению корней терроризма, мотивов, которыми руководствуются те, кто вступает на террористический путь [2, с.294].

Итак, современный терроризм приобрел массовый характер, имеет организованную структуру, собственную финансовую систему и экстерриториальные штаб-квартиры, координирующие деятельность многих, на первый взгляд, совершенно разных по задачам и целям террористических организаций. И совершенно очевидно, что раз уж мы признаем международный, интернациональный характер современного терроризма и экстремизма, то мы также должны признать эффективность только и именно международной координации в борьбе с этими явлениями, представляющими угрозу для региональной и глобальной безопасности мирового сообщества.

Координация борьбы с терроризмом ведется уже достаточно давно на международном уровне и, уже можно констатировать, что в мире на сегодня накоплен существенный опыт противодействия терроризму. Из всего этого богатого опыта в то же время полезно и можно вычленить несколько основных стратегий антитеррористической борьбы мирового сообщества с террористическим Интернационалом. Это ведение долгосрочной, силовой борьбы с терроризмом в наиболее вероятных очагах его распространения. Это противодействие терроризму и иным негативным социальным явлениям через создание единого пространства безопасности, что достигается путем глубокой социально- экономической, политической интеграции и построения специальных континентальных институтов безопасности. Это создание эшелонированной системы безопасности, то есть нахождение оптимальной комбинации структур и национальных систем обеспечения безопасности, укрепление взаимосвязи и взаимозависимости между этими системами. Это формирование устойчивых диалоговых форм между странами, где отмечается повышенная террористическая активность. Это самая сложная стратегия, и на сегодняшний день об этом, как о сформировавшемся подходе, говорить не приходится. Можно вести речь лишь о процессе формирования таких структур [3, с.41].

Таким образом, за последнее десятилетие уровень международного терроризма и экстремизма приняло угрожающие масштабы, все больше стран мирового сообщества осознает важность данной проблемы и концентрирует усилия на его предотвращении и раскрытии каналов финансирования, совместная работа национальных правительств ведется как на региональных, так и в международных аспектах.

Литература

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации раскрывает приоритеты внешней политики страны, «усилия которой сосредоточены на поиске согласия и совпадающих интересов с другими государствами на основе системы двусторонних и многосторонних взаимовыгодных партнёрских отношений

Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму

Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму

Возрастает ответственность органов охраны государственной безопасности за своевременность мер пресечения любых провокаций и посягательств на стабильность конституционного строя и социальной жизни россиян. Повышается важность политической и нравственной культуры и ответственности глав правительств сильнейших государств мира и глав крупнейших транснациональных корпораций в принятии судьбоносных для других стран и народов решений.

Возрастает ответственность органов охраны государственной безопасности за своевременность мер пресечения любых провокаций и посягательств на стабильность конституционного строя и социальной жизни россиян. Повышается важность политической и нравственной культуры и ответственности глав правительств сильнейших государств мира и глав крупнейших транснациональных корпораций в принятии судьбоносных для других стран и народов решений.

Национальные интересы России отражают документы отечественного и международного права, в которых определены основы её государственного строя, внутренняя и внешняя политика государства по обеспечению суверенитета и целостности страны, росту благосостояния граждан, социально-экономическому и культурному развитию общества.

Национальные интересы России отражают документы отечественного и международного права, в которых определены основы её государственного строя, внутренняя и внешняя политика государства по обеспечению суверенитета и целостности страны, росту благосостояния граждан, социально-экономическому и культурному развитию общества.

Национальные интересы государств мира отражены в международных документах: Уставе ООН, Заключительном акте Совещания в Хельсинки, Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Национальные интересы государств мира отражены в международных документах:

Уставе ООН, Заключительном акте Совещания в Хельсинки, Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

В 1993 г. несколько европейских государств объединились в единое территориальное пространство Европейский союз (ЕС). Евросоюз имеет единую денежную валютную единицу (евро), единые правила пересечения границы и другие общие законы жизни населения еврозоны. Некоторые бывшие советские республики вошли в состав ЕС и вместе решают вопросы финансов и экономики, охраны общей государственной границы при сохранении территориальной целостности своих государств. Его пример свободного и равноправного объединения разных стран по собственному желанию, в целях взаимопомощи и повышения авторитета Европы на международной арене. Решаются вопросы внешней и внутренней политики ЕС, включая охрану национальной безопасности государств ЕС. Совет Европы — единый орган политической власти и социальный механизм политического правового пути усиления авторитета Европы в решении мировых проблем с учётом негативного их влияния.

В 1993 г. несколько европейских государств объединились в единое территориальное пространство Европейский союз (ЕС). Евросоюз имеет единую денежную валютную единицу (евро), единые правила пересечения границы и другие общие законы жизни населения еврозоны. Некоторые бывшие советские республики вошли в состав ЕС и вместе решают вопросы финансов и экономики, охраны общей государственной границы при сохранении территориальной целостности своих государств. Его пример свободного и равноправного объединения разных стран по собственному желанию, в целях взаимопомощи и повышения авторитета Европы на международной арене. Решаются вопросы внешней и внутренней политики ЕС, включая охрану национальной безопасности государств ЕС. Совет Европы — единый орган политической власти и социальный механизм политического правового пути усиления авторитета Европы в решении мировых проблем с учётом негативного их влияния.

Негативные тенденции развития мировых проблем: усиление информационных войн и противоречий между развитыми и развивающимися странами (более слабыми экономиками); обострение борьбы между ключевыми игроками глобального рынка в многополярном мире за природные ресурсы, за рынки сбыта, за первенство в решении международных вопросов.

Негативные тенденции развития мировых проблем:

усиление информационных войн и противоречий между развитыми и развивающимися странами (более слабыми экономиками);

обострение борьбы между ключевыми игроками глобального рынка в многополярном мире за природные ресурсы, за рынки сбыта, за первенство в решении международных вопросов.

Обострение глобальных проблем: демографической экологической политических экономических — как следствие глобального финансово- экономического кризиса усиление неконтролируемых и незаконных потоков миграции наркоторговли организованной преступности активизация экстремистских и террористических организаций возрастание угрозы применения оружия массового поражения рост числа и тяжести гуманитарных катастроф вследствие военных действий и борьбы за власть в странах третьего мира: на Африканском континенте, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии

Обострение глобальных проблем:

  • демографической
  • экологической
  • политических
  • экономических — как следствие глобального финансово- экономического кризиса
  • усиление неконтролируемых и незаконных потоков миграции
  • наркоторговли
  • организованной преступности
  • активизация экстремистских и террористических организаций
  • возрастание угрозы применения оружия массового поражения
  • рост числа и тяжести гуманитарных катастроф вследствие военных действий и борьбы за власть в странах третьего мира: на Африканском континенте, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии

Россия, защищая свои национальные интересы, опирается на нормы международного права, в основе которых уважение, равноправие, взаимовыгодное сотрудничество государств, которые используют цивилизованные политические инструменты в решении глобальных и региональных кризисных ситуаций.

Россия рассматривает ООН как действенный механизм международного права, возможности и ключевая роль которого будут только возрастать в условиях глобализации. Россия является активным и постоянным членом Организации Объединённых Наций (ООН), входит в Совет Безопасности ООН. Россия принимает активное участие в работе новых форм международного сотрудничества правительств развитых стран.

Россия рассматривает ООН как действенный механизм международного права, возможности и ключевая роль которого будут только возрастать в условиях глобализации. Россия является активным и постоянным членом Организации Объединённых Наций (ООН), входит в Совет Безопасности ООН.

Россия принимает активное участие в работе новых форм международного сотрудничества правительств развитых стран.

Приоритетным направлением внешней политики России является развитие отношений взаимовыгодного сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). В настоящее время страны СНГ граничат с территорией Российской Федерации, и стратегия внешней политики России заключается в поиске путей эффективной интеграции финансово-экономического потенциала России и стран СНГ в целях взаимовыгодного сотрудничества. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — пример стратегического сотрудничества в форме военно-политического союза стран СНГ.

Приоритетным направлением внешней политики России является развитие отношений взаимовыгодного сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). В настоящее время страны СНГ граничат с территорией Российской Федерации, и стратегия внешней политики России заключается в поиске путей эффективной интеграции финансово-экономического потенциала России и стран СНГ в целях взаимовыгодного сотрудничества.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — пример стратегического сотрудничества в форме военно-политического союза стран СНГ.

Цель Договора о коллективной безопасности — коллективная поддержка любого государства в отражении внешних и внутренних угроз его национальным интересам, национальной безопасности. По сути, это международная организация, созданная для коллективной защиты международной/региональной безопасности, территориальной целостности и суверенитета стран — членов ОДКБ. Основной приоритет в способах достижения этих целей государства — члены ОДКБ отдают политическим средствам .

Цель Договора о коллективной безопасности — коллективная поддержка любого государства в отражении внешних и внутренних угроз его национальным интересам, национальной безопасности. По сути, это международная организация, созданная для коллективной защиты международной/региональной безопасности, территориальной целостности и суверенитета стран — членов ОДКБ. Основной приоритет в способах достижения этих целей государства — члены ОДКБ отдают политическим средствам .

В настоящий момент в ней 6 стран -членов: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан

В настоящий момент в ней 6 стран -членов: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан

Россия является активным участником переговоров любого уровня по разоружению, по нераспространению оружия массового уничтожения, по борьбе с терроризмом, по гуманитарной помощи. Наша страна - инициатор значительной части предложений, которые oобсуждаются мировыми сообществами. Современная Россия активно участвует и международных программах помощи нуждающимся странам в целях пропаганды принципов гуманизма, толерантности, примера добрососедских отношений и благородных путей выживания цивилизации в глобальном мире. В России активно развиваются секторы гуманитарной помощи: государственный, общественный (добровольные объединении благотворителей: фонды, центры), волонтёрское движение . Реализуются тысячи благотворительных проектов как внутри страны, так и за её пределами.

Россия является активным участником переговоров любого уровня по разоружению, по нераспространению оружия массового уничтожения, по борьбе с терроризмом, по гуманитарной помощи. Наша страна - инициатор значительной части предложений, которые oобсуждаются мировыми сообществами. Современная Россия активно участвует и международных программах помощи нуждающимся странам в целях пропаганды принципов гуманизма, толерантности, примера добрососедских отношений и благородных путей выживания цивилизации в глобальном мире. В России активно развиваются секторы гуманитарной помощи: государственный, общественный (добровольные объединении благотворителей: фонды, центры), волонтёрское движение . Реализуются тысячи благотворительных проектов как внутри страны, так и за её пределами.

В соответствии с международными соглашениями силы и средства МЧС России участвуют в ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера в любом государстве мира. Аварийно-спасательные, инженерные работы, медицинская помощь оказываются российскими специалистами в рамках гуманитарной миссии, с разрешения Правительства Российской Федерации и руководства страны, принимающей гуманитарную помощь.

В соответствии с международными соглашениями силы и средства МЧС России участвуют в ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера в любом государстве мира. Аварийно-спасательные, инженерные работы, медицинская помощь оказываются российскими специалистами в рамках гуманитарной миссии, с разрешения Правительства Российской Федерации и руководства страны, принимающей гуманитарную помощь.

Гуманитарная миссия — это правозащитная акция по оказанию помощи населению, пострадавшему от чрезвычайной ситуации природного, техногенного, социального или военного характера. Международное право называет страну, оказывающую помощь, страной-донором, а страну, принимающую помощь, — реципиентом. Цель гуманитарной помощи — обеспечение выживания наибольшего числа людей, пострадавших от чрезвычайной ситуации. Гибель большого количества людей от последствий чрезвычайной ситуации (голод, зной, холод, болезни и др.) называют гуманитарной катастрофой.

Гуманитарная миссия — это правозащитная акция по оказанию помощи населению, пострадавшему от чрезвычайной ситуации природного, техногенного, социального или военного характера. Международное право называет страну, оказывающую помощь, страной-донором, а страну, принимающую помощь, — реципиентом.

Цель гуманитарной помощи — обеспечение выживания наибольшего числа людей, пострадавших от чрезвычайной ситуации. Гибель большого количества людей от последствий чрезвычайной ситуации (голод, зной, холод, болезни и др.) называют гуманитарной катастрофой.

Задачи гуманитарной миссии — медицинско – психологическая и инженерная помощь (аварийно-спасательные работы и восстановление систем жизнеобеспечения населения на территории чрезвычайной ситуации). Помощь спасателей МЧС России высоко оценена на международном уровне. Правительственные награды разных стран мира имеют рядовые специалисты, работники министерства и высшее руководство МЧС России.

Задачи гуманитарной миссии — медицинско – психологическая и инженерная помощь (аварийно-спасательные работы и восстановление систем жизнеобеспечения населения на территории чрезвычайной ситуации).

Помощь спасателей МЧС России высоко оценена на международном уровне. Правительственные награды разных стран мира имеют рядовые специалисты, работники министерства и высшее руководство МЧС России.

В каждом человеке есть задатки благородных человеческих чувств, развивая которые можно стать человеком, умеющим укрощать собственные инстинкты страха и самосохранения, чтобы помочь другому человеку, попавшему в беду. Гуманизм и толерантность — основополагающие принципы развития высокой нравственности, истинной человечности.

В каждом человеке есть задатки благородных человеческих чувств, развивая которые можно стать человеком, умеющим укрощать собственные инстинкты страха и самосохранения, чтобы помочь другому человеку, попавшему в беду.

Гуманизм и толерантность — основополагающие принципы развития высокой нравственности, истинной человечности.

Вопросы для самостоятельного ответа: Краткий конспект темы. 2. Запишите кратко в тетради , где и какие гуманитарные катастрофы удалось предотвратить с помощью спасателей и специалистов МЧС России?

для самостоятельного ответа:

2. Запишите кратко в тетради , где и какие гуманитарные катастрофы удалось предотвратить с помощью спасателей и специалистов МЧС России?

Читайте также: