Укажите верное утверждение директор школы как представитель государства имеет право единоначалия

Обновлено: 04.07.2024

Закон определил структуру образовательных учреждений.

Дошкольное образование: детские сады, семейное воспитание.

Общее образование: начальное образование (1-4 классы), основное общее образование (5-9 классы), общее среднее образование (10-11 классы). Общее среднее образование дают также техникумы и некоторые профессиональные училища. В последние годы усилилась профильность общеобразовательных школ. Появились школы с гуманитарным, естественно-математическим уклоном. С 70-х годов в ряде школ функционируют педагогические классы, наблюдается появление кадетских классов. То есть в этих учреждениях наряду с общим образованием осуществляется допрофессиональная подготовка школьников. Наиболее глубоко она ведется в суворовских и нахимовских училищах, лицеях при высших учебных заведениях. Большой популярностью у населения пользуются школы с ранним, углубленным изучением иностранных языков.

Для рабочей молодежи существуют вечерние общеобразовательные школы, в которых в последние годы увеличилось число учащихся. Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, вплоть до филиалов вузов, функционируют и в исправительных учреждениях, подведомственных Министерству юстиции.

Профессиональное образование: начальное профессиональное образование, даваемое профессиональными училищами; среднее профессиональное образование, получаемое в техникумах и колледжах; высшее профессиональное образование, которое дают высшие учебные заведения; послевузовское образование, осуществляемое аспирантурой, ординатурой. Высшее образование можно получить в многопрофильных учебных заведениях - университетах, где имеются как гуманитарные, так и естественно-математические факультеты. Большинство же вузов носит профильный характер - в соответствии с основными отраслями науки и производства: военные, педагогические, медицинские, экономические, железнодорожные и т. д. Кроме того, существует система повышения квалификации или переподготовки специалистов.

Дополнительное образование осуществляется либо однопрофильными учреждениями (музыкальные, художественные, спортивные школы, секции, станции юных техников, туристов и т. д.), либо многопрофильными (центры детского творчества, бывшие дома и дворцы пионеров и школьников). Некоторые школы, кроме реализации основной общеобразовательной функции, стремятся осуществлять и дополнительное образование детей. В этом случае на базе школы создается культурологический центр, совмещающий в себе несколько профилей: спортивно-оздоровительный, гуманитарный, искусствоведческий, технический и т. п. В среднем по стране каждый третий городской школьник занимается в учреждениях системы дополнительного образования.

Специальное образование осуществляют образовательные учреждения для детей-сирот, оставшихся без родительского попечения, а также учреждения для детей, имеющих отклонения в развитии. К этой группе относятся детские дома, интернаты различных профилей, специальные школы, например школы для слабослышащих и глухонемых детей, слабовидящих и слепых детей. Существуют также школы (число которых, к сожалению, растет), где обучаются дети с проблемами интеллектуального развития, с проявлениями олигофрении.

По форме образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, частными, общественных и религиозных организаций. Закон предусматривает следующие формы образования: в образовательных учреждениях, с отрывом и без отрыва от производства, семейное воспитание, экстернат.

Система образования нашей страны является ее законной гордостью. О том, какой огромный путь прошла она за последние 100 лет, свидетельствуют следующие факты. В начале века грамотность российского населения составляла всего лишь 33%. Вопрос о всеобщем начальном обучении лишь обсуждался как далекая перспектива. Современная система образования в России состоит из 70 тыс. общеобразовательных школ. В них обучаются свыше 20 млн детей, которым как минимум дается образование в пределах 9-летней основной школы. Значительная часть школьников получает полное среднее образование в 11-летней школе.

Управлениесистемой образования страны осуществляется Министерством образования. В регионах управленческие структуры имеют различные названия: министерство, департамент, управление образования. В городах и районах руководящие структуры - это управления (отделы) образования. Руководство всей деятельностью школы осуществляется ее директором, назначенным муниципальным отделом (управлением) образования, и советом школы, избираемым из числа преподавателей, родителей, учащихся. Директор возглавляет педагогический коллектив, вместе с советом обеспечивает правильный подбор кадров, создает условия для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Директор школы как представитель государства имеет право единоначалия. Его распоряжения обязательны для всех работников школы и учащихся.

Обычно каждая управленческая структура имеет учреждения или подразделения, которые оказывают помощь педагогам, осуществляют методические функции. При Министерстве существует Центральный институт повышения квалификации педагогических кадров. В регионах имеются институты повышения квалификации работников образования. Районные методические кабинеты оказывают помощь педагогам на местах. В школах методические объединения учителей помогают им совершенствовать работу.

Ведущим научным учреждением страны является Российская Академия образования. Большая исследовательская работа ведется в вузах.

Педагог и его квалификация в правовом поле

Должности в новых профессиональных стандартах:

Педагог (воспитатель, учитель). Охватывает педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).

Согласно номенклатуре должностей, основные руководители образовательного процесса, директор и его заместитель, к категории педагогических работников не относятся, хотя в общем представлении они в нее и попадают.

Какие лица по трудовому кодексу не допускаются к педагогической деятельности:

Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.

Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Решатель юридических проблем: скорая правовая помощь на все случаи жизни. 7-е издание

Академические права и свободы педагога

Свобода преподавания, выражения мнения, свобода от вмешательства в деятельность. (Никто, в том числе и родители учеников, не имеет права навязывать учителю подход к организации учебного процесса, если педагог не нарушает права учащихся).

Свобода выбора форм, средств, методов обучения и воспитания.

Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).

Право на выбор учебных пособий в порядке, установленном законодательством. (При этом следует учесть Федеральный перечень учебников, который периодически меняется).

Право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов.

Право на осуществление творческой и инновационной деятельности.

Право на бесплатное пользование информационными ресурсами.

Право на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами образовательной организации.

Право на участие в управлении образовательной организацией.

Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.

Право на объединение в общественные профессиональные организации. (Впрочем, на территории России это в последнее время все менее актуально).

Право на обращение в комиссию по урегулированию споров. (Не стоит путать с комиссией конфликтных ситуаций).

Право на защиту профессиональной чести и достоинства. (Разумеется, действует презумпция невиновности).

Академические права и свободы должны соблюдаться с учетом прав и свобод других участников образовательных отношений и требований законодательства, а также норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

Трудовые права и социальные гарантии педагога

Право на сокращенную продолжительность рабочего времени.

Право на дополнительное профобразование не реже чем один раз в три года.

Право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск.

Право на длительный отпуск сроком до одного года.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Право на предоставление вне очереди жилых помещений.

Кроме того, учителя, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Обязанности педагога

Обеспечивать реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с рабочей программой.

Соблюдать устав образовательной организации и правила внутреннего трудового распорядка.

Уважать честь и достоинство участников образовательных отношений.

Развивать у обучающихся познавательную активность и творческие способности.

Применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания.

Систематически повышать свой профессиональный уровень.

Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Проходить предварительные, периодические, внеочередные медосмотры.

Проходить обучение и проверку знаний и навыков в области ОТ.

Соблюдать правовые, нравственные, этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

Исполнение педагогом обязанностей учитывается при прохождении аттестации. Учитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральными законами. К слову, если раньше нормы профессиональной этики рассматривались именно с этической точки зрения, то сегодня их соблюдение стало должностной обязанностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нормы профессиональной этики педагогов могут включать требования к поведению, внешнему виду, порядку взаимодействия со всеми иными участниками образовательных отношений и контролю за соблюдением этих норм.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Распределение времени педагога

Деятельность педагога включает работу: учебную и воспитательную, индивидуальную, методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, по ведению мониторинга и иную, предусмотренную должностными обязанностями. Соотношение учебной и другой педагогической деятельности в пределах рабочей недели устанавливается локальными нормативными актами школы. Нормируемая часть работы преподавателей определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности, а также короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, в том числе большую перемену для учеников первого класса.

Преподавательская нагрузка регулируется расписаниями, которые утверждаются в образовательных учреждениях в соответствии процедурой, установленной уставом. В подавляющем большинстве случаев расписание занятий утверждает директор. К другой части работы педагогов, требующей затраты не конкретизированного времени, относится деятельность, предусмотренная квалификационными характеристиками по занимаемой должности.

Самостоятельно регулируются:

Подготовка к организации и работе по обучению и воспитанию.

Участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (в соответствии с требованиями ФГОС и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ).

Изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников.

Другие способы регулирования времени педагога:

Трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору. Выполнение видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях прибавке к оплате. Речь идет о классном руководстве, проверке письменных работ, заведовании учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими и учебно-опытными участками, о руководстве методическими объединениями и т.д. В трудовом договоре указываются содержание работы, сроки выполнения и размер оплаты.

Правила внутреннего трудового распорядка. Ведение журнала и дневников обучающихся в электронной или в бумажной форме, а также организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) учеников.

Планы и графики, утверждаемые локальными нормативными актами в порядке, установленном трудовым законодательством. Выполнение обязанностей, связанных с участием в педагогических и методических советах и проведением родительских собраний.

Графики, планы, расписания, утверждаемые локальными нормативными актами, коллективным договором. Выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ (включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности). В локальном нормативном акте, коллективном договоре указываются порядок и условия выполнения.

Локальные нормативные акты. Периодические кратковременные дежурства, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.

Привлекаться к дежурству учителя могут не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия. Присутствие учителя не требуется в те дни, когда образовательная организация открыта, но сам педагог не имеет занятия по расписанию и дополнительные работы. При составлении расписаний, планов и графиков рекомендуется предусматривать для учителей свободный день с целью использования его для самообразования и подготовки к занятиям.

Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование. Сборник нормативно-правовых материалов. Сборник. Изд.2

Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование. Сборник нормативно-правовых материалов. Сборник. Изд.2

Сборник содержит нормативно-правовые документы по начальному образованию, методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта. Издание адресовано руководителям органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, учителям начальных классов.

Каникулярное время также используется для дополнительного профессионального образования. Режим педагогов, принятых в образовательную организацию в период летних каникул, определяется в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов в неделю, установленной за ставку заработной платы. Периоды отмены и приостановки занятий для учеников в отдельных классах или во всей школе по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считаются рабочим временем, при этом педагоги привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для времени каникул.

Законодательные акты, регламентирующие порядок реализации прав педагогических работников

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности ;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации ;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти ;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации ;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" настоящей статьи), и освобождает их от должности ;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов ;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом ;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации ;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты ;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом ;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом ;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий ;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.


Муниципальный район "Кобяйский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Фото страницы

Формы участия граждан в управлении государством и порядок их реализации

Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации).

На основании ст. 32 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного, самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Право участвовать в референдуме возникает с 18 лет.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также в виде инициативы проведения публичных слушаний, сходе граждан, правотворческой инициативы граждан, участия в оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, объединения в политические партии, проведения общественных мероприятий, общественного контроля, осуществлении права объединяться в общественные объединения, в праве на непосредственное обращение в органы власти и иных видах.

Статьей 25.1 Федерального закона № 131-ФЗ установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования; по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления; по вопросу об упразднении поселения и по другим вопросам.

Согласно ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания.

Федеральным законом № 54-ФЗ гражданам предоставлено право на участие в публичных мероприятиях.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет).

Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 95-ФЗ.

На основании ч. 1 ст.3 Федерального закона № 95-ФЗ, политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 95-ФЗ, членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. При этом не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

Частью 1 ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ, гражданам Российской Федерации предоставлено право участвовать в осуществлении общественного контроля.

Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

На основании ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ гражданам обеспечено право объединяться в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей.

Читайте также: