Укажите в каком случае проводится повторное медицинское обследование граждан мужского пола

Обновлено: 30.06.2024

Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обуславливает: его непосредственную опасность для себя или окружающих; его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

В соответствии со ст. 25 Закона решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром по заявлению, содержащему сведения о наличии оснований для такого освидетельствования, перечисленных выше.

Заявление может быть подано родственниками лица, подлежащего психиатрическому освидетельствованию, врачом любой медицинской специальности, должностными лицами и иными гражданами.

В неотложных случаях, когда по полученным сведениям лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, заявление может быть устным.

Решение о психиатрическом освидетельствовании принимается врачом-психиатром немедленно и оформляется записью в медицинской документации.

При отсутствии непосредственной опасности лица для себя или окружающих заявление о психиатрическом освидетельствовании должно быть письменным, содержать подробные сведения, обосновывающие необходимость такого освидетельствования и указание на отказ лица либо его законного представителя от обращения к врачу-психиатру.

Врач-психиатр вправе запросить дополнительные сведения, необходимые для принятия решения. Установив обоснованность заявления о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя, врач-психиатр направляет в суд по месту жительства лица свое письменное мотивированное заключение о необходимости такого освидетельствования, а также заявление об освидетельствовании и другие имеющиеся материалы. Судья решает вопрос о даче санкции в трехдневный срок с момента получения всех материалов.

По результатам психиатрического освидетельствования может быть решен вопрос о последующей принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар.

Ст. помощник Киреевского межрайпрокурора младший советник юстиции Л.А. Подшибякина

Прокуратура
Тульской области

Прокуратура Тульской области

5 апреля 2020, 13:32

Порядок психиатрического освидетельствования лица без его согласия

Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обуславливает: его непосредственную опасность для себя или окружающих; его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

В соответствии со ст. 25 Закона решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром по заявлению, содержащему сведения о наличии оснований для такого освидетельствования, перечисленных выше.

Заявление может быть подано родственниками лица, подлежащего психиатрическому освидетельствованию, врачом любой медицинской специальности, должностными лицами и иными гражданами.

В неотложных случаях, когда по полученным сведениям лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, заявление может быть устным.

Решение о психиатрическом освидетельствовании принимается врачом-психиатром немедленно и оформляется записью в медицинской документации.

При отсутствии непосредственной опасности лица для себя или окружающих заявление о психиатрическом освидетельствовании должно быть письменным, содержать подробные сведения, обосновывающие необходимость такого освидетельствования и указание на отказ лица либо его законного представителя от обращения к врачу-психиатру.

Врач-психиатр вправе запросить дополнительные сведения, необходимые для принятия решения. Установив обоснованность заявления о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя, врач-психиатр направляет в суд по месту жительства лица свое письменное мотивированное заключение о необходимости такого освидетельствования, а также заявление об освидетельствовании и другие имеющиеся материалы. Судья решает вопрос о даче санкции в трехдневный срок с момента получения всех материалов.

По результатам психиатрического освидетельствования может быть решен вопрос о последующей принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар.

Ст. помощник Киреевского межрайпрокурора младший советник юстиции Л.А. Подшибякина

8 (34258) 2-01-32

E mail

Адрес: 617500, Пермский край, Ординский район, с. Орда, ул. 1 Мая, 6
e-mail:

С 1 июля 2021 года заработала углубленная программа диспансеризации на 2021—2023 год для переболевших COVID-19.

С 06.09.2021 возобновляется углубленная диспансеризация лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию COVID-19 согласно приказа Министерства здравоохранения Пермского края от 01.09.2021 СЭД № 34-01-05-927

Чем диспансеризация для переболевших COVID-19 отличается от общей диспансеризации

Общая диспансеризация — это определенный набор анализов и обследований, которые делают бесплатно по полису ОМС. Обследования должны выявить самые частые заболевания.

Диспансеризация для переболевших COVID-19 — не отдельное мероприятие, а расширенная версия общей диспансеризации.

Общая диспансеризация проходит в два этапа. Обследования на первом этапе:

  1. Измерение роста, веса, индекса массы тела.
  2. Измерение артериального давления.
  3. Два анализа крови — на общий холестерин и глюкозу.
  4. Флюорография — тем, кому это обследование не проводили в течение года.
  5. Измерение внутриглазного давления — всем, кто пришел на диспансеризацию в первый раз и людям от 40 лет и старше.
  6. ЭКГ в покое — всем, кто пришел на диспансеризацию в первый раз и людям от 35 лет и старше.
  7. Гинекологический осмотр — женщинам до 39 лет.
  8. Пап-тест — мазок с шейки матки для выявления рака шейки матки — женщинам до 64 лет.

Пациентам от 40 лет и старше на первом этапе проводят еще несколько обследований:

  1. Анализ крови на гемоглобин, лейкоциты и СОЭ.
  2. Анализ кала на скрытую кровь. Анализ помогает заподозрить полипы толстой кишки, геморрой, язву или колоректальный рак.
  3. Маммография — женщинам. Исследование помогает выявить рак молочных желез на ранней стадии.
  4. Эзофагогастродуоденоскопия — всем в 45 лет. Анализ помогает выявить заболевания слизистой пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки.
  5. Анализ крови на простат-специфический антиген — мужчинам от 45 лет и старше. Помогает заподозрить рак простаты.

После всех обследований пациент попадает на прием к терапевту. Врач осматривает кожу и слизистую рта, щитовидную железу и лимфатические узлы. Если по результатам осмотра и обследований терапевт заподозрит какое-то заболевание, на втором этапе диспансеризации проведут дополнительные обследования и направят к узким специалистам.

Диспансеризация для переболевших COVID-19. На первом этапе к общим обследованиям добавят:

  1. Измерение сатурации — концентрации кислорода в артериальной крови. На этапе реабилитации после коронавируса тест помогает оценить, как пациент переносит физические нагрузки и есть ли улучшения.
  2. Тест с шестиминутной ходьбой — измеряет максимальное расстояние, которое человек проходит в удобном для него темпе за шесть минут. Данные теста используют, чтобы оценить реакцию на лечение коронавируса и спрогнозировать риск инвалидности или смерти у людей с заболеваниями сердца и легких.
  3. Спирометрия — помогает оценить работу легких после перенесенной коронавирусной инфекции: какой объем воздуха и как быстро через них проходит.
  4. Анализ крови на концентрацию Д-димера — людям, переболевшим коронавирусом в средней и тяжелой форме. Анализ помогает выявить признаки тромбообразования.
  5. Общий и биохимический анализ крови для оценки общего состояния пациента.

Кто может пройти углубленную диспансеризацию

Согласно постановлению, углубленную диспансеризацию смогут пройти переболевшие COVID-19. В первую очередь на обследования позовут людей с хроническими заболеваниями, которые переболели коронавирусом в средней или тяжелой форме. Кроме того, новую программу могут провести по инициативе гражданина, в медицинской карте которого нет сведений о перенесенном коронавирусе. Как в этом случае подтвердить факт перенесенного заболевания, в документе не уточняется.

С 2021 по 2023 год попасть на углубленную программу диспансеризации можно, если в этот период вам исполняется количество лет, кратное трем: 18, 21, 24, 27, 30, 33, 36, 39, а также если вам 40 и больше лет.

Если человек переболел коронавирусом в 34 года, он может пройти диспансеризацию в 36 лет. Но если после болезни у человека есть жалобы на здоровье и по возрасту он не попадает на диспансеризацию, за обследованиями можно обратиться в поликлинику по месту жительства. Медосмотр в таком случае могут назначать без диспансеризации, в рамках обычной помощи по ОМС.

Записаться на углубленную диспансеризацию можно самостоятельно в поликлинике по месту жительства или через портал госуслуг . Тем, кто перенес коронавирус в средней или тяжелой форме, позвонят из поликлиники , к которой они прикреплены, либо отправят оповещение в смс, по электронной почте или в личном кабинете на сайте госуслуг.

Диспансеризацию можно пройти за один день, но если вам назначат дополнительные обследования, этого дня может не хватить. На время диспансеризации работодатель предоставит один выходной с сохранением заработной платы, за пять лет до пенсии — два дня. Присутствие в поликлинике и сдачу анализов по программе диспансеризации нужно подтверждать справкой.

Обращаться для прохождения диспансеризации, углубленной диспансеризации и профилактического медицинского осмотра необходимо в каб. 117 поликлиники.

Для получения маршрутных карт и направлений на лабораторные и диагностические исследования необходимо обращаться в каб. 117 поликлиники с 8:30 до 17:00 (перерыв 13:00-14:00) в рабочие дни и 2 раза в месяц в субботу с 9:00 до 13:00.

YDVN

Ефремов А.В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

В статье рассмотрены правовые вопросы, возникающие в деятельности призывных комиссий при повторном освидетельствовании граждан призывного возраста, признанных ограниченно годными к военной службе.

Ключевые слова: военная служба, призыв на военную службу, военный комиссариат, медицинское освидетельствование.

About the re-examination of the citizens of military age, recognized partially fit for military service (based on jurisprudence)

The article discusses the legal issues that arise in the activities of draft boards, when re-examination of the citizens of military age, recognized partially fit for military service.

Key words: military service, conscription, the military commissariat, a medical examination.

В настоящее время нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения военно-врачебной экспертизы, не предусмотрена возможность проведения повторного медицинского освидетельствования лица призывного возраста, ранее признанного ограниченно годным к военной службе . Однако некоторые судебные органы удовлетворяют подобные иски призывников. В частности, Центральный районный суд г. Челябинска удовлетворил иск жителя Челябинска Ч., 1988 года рождения, к военному комиссариату Челябинской области об оспаривании бездействия в связи с непроведением повторного освидетельствования для определения категории годности к военной службе.

Более подробно см.: Ефремов А.В. О некоторых вопросах, связанных с призывом на военную службу граждан, пребывающих в запасе по состоянию здоровья // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 10.

В обоснование иска Ч. указал, что при призыве его на военную службу в декабре 2012 г. он обратился в отдел военного комиссариата Челябинской области по Металлургическому району г. Челябинска с заявлением о переосвидетельствовании ранее присвоенной ему категории годности к военной службе "В - ограниченно годен к военной службе", поскольку был изменен ранее установленный ему диагноз. На данное обращение молодой человек получил отказ по причине того, что законодательством в настоящее время не предусмотрено переосвидетельствование для лиц с такой категорией годности. Представитель военного комиссариата Челябинской области выступила против удовлетворения исковых требований, указав, что оснований для переосвидетельствования не имеется, поскольку причин для уточнения диагноза нет, Положением о военно-врачебной экспертизе это не предусмотрено.

В судебном заседании установлено, что истец решением призывной комиссии в декабре 2006 г. был зачислен в запас в связи с установлением ему категории годности к военной службе "В". В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. Гражданин, пребывающий в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, для уточнения диагноза заболевания может быть направлен на амбулаторное или стационарное медицинское обследование.

Суд указал, что доводы военного комиссариата о том, что законодательством в настоящее время не предусмотрена возможность повторного освидетельствования лица, находящегося в запасе с установленной ему категорией годности, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном понимании норм материального права. Суд объяснил, что содержание п. 39 Положения о военно-врачебной экспертизе о возможности повторного освидетельствования граждан, признанных негодными к военной службе, в случае если в результате их обследования ранее установленный им диагноз заболевания изменен или они признаны здоровыми, следует понимать расширительно, как относящееся к гражданам, имеющим категорию "Д", - негодным к военной службе, так и относящееся к гражданам, имеющим категорию "В", - ограниченно годным к военной службе, и именно в ракурсе не обязанности, а права такого гражданина на проведение повторного освидетельствования. Согласно решению Центрального районного суда г. Челябинска военный комиссариат Челябинской области обязан устранить допущенное нарушение путем проведения повторного освидетельствования Ч. по определению категории годности к военной службе. Кроме того, суд взыскал с военного комиссариата Челябинской области в пользу истца судебные расходы в размере двухсот рублей. Решение обжаловано не было и вступило в законную силу .

В другом случае суды первой и второй инстанций пришли к совершенно противоположному выводу, указав при этом на следующую позицию: так, согласно п. 4 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Согласно п. 37 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военными комиссариатами.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Министерством обороны Российской Федерации.

Гражданин, пребывающий в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, для уточнения диагноза заболевания может быть направлен на амбулаторное или стационарное медицинское обследование.

Согласно пункту 39 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, граждане, признанные негодными к военной службе, в случае если в результате их обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения ранее установленный им диагноз заболевания изменен или они признаны здоровыми, могут быть освидетельствованы повторно.

Таким образом, из толкования вышеприведенных норм Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Положения о военно-врачебной экспертизе следует, что направление на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях учета таких граждан в определенных законом случаях и является правом, а не обязанностью военных комиссариатов.

Доводы жалобы, составленной истцом и его представителем, о том, что судом неправильно применен закон, поскольку исходя из анализа Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, граждане, зачисленные в запас Вооруженных Сил, в том числе по основанию ограниченной годности к военной службе, вправе в учетных целях проходить медицинское освидетельствование ВВК для определения их годности к военной службе, а обязанность направления на такое медицинское освидетельствование возложена именно на военные комиссариаты городов и районов, куда и обращался истец, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права .

В третьем примере суд второй инстанции Ульяновской области посчитал, что доводы, приведенные отделом военного комиссариата Ульяновской области по Заволжскому району в апелляционной жалобе в той части, что Положением о военно-врачебной экспертизе не определен порядок прохождения медицинского освидетельствования для изменения категории годности граждан, признанных ограниченно годными к военной службе при призыве на военную службу по инициативе самих граждан, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. В частности, суд правильно указал, что данное обстоятельство, так же как и отсутствие заключения независимой военно-врачебной комиссии, не лишает заявителя предоставленного ему законом права на прохождение повторного медицинского освидетельствования. Ссылки в жалобе на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 1914-О, а также решение суда по делу по иску О. являются несостоятельными. В указанном Определении Конституционный Суд Российской Федерации сделал вывод о том, что отмена обязательного периодического медицинского освидетельствования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, независимо от того, изменилось или нет состояние их здоровья, не противоречит Конституции Российской Федерации.

По мнению судебной коллегии, данная позиция не опровергает выводы суда первой инстанции о возможности добровольного освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе, в связи с изменением состояния его здоровья. Решение же по делу по иску О. к военному комиссариату Ульяновской области постановлено на иных фактических обстоятельствах, и преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеет .

В другом судебном акте суд второй инстанции указал, что материалами дела подтвержден факт того, что после признания П. ограниченно годным к военной службе в дальнейшем произошли изменения в состоянии его здоровья, дающие основания для пересмотра ранее состоявшегося заключения военно-врачебной комиссии, подтвержден и не оспаривается сторонами факт обращения П. в военный комиссариат Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлением о проведении переосвидетельствования, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ военного комиссариата Фрунзенского района Санкт-Петербурга в проведении повторного медицинского освидетельствования П. является незаконным. Военный комиссариат Фрунзенского района Санкт-Петербурга обязан был произвести повторное медицинское освидетельствование П. по его письменному обращению в связи с наступившими изменениями в состоянии его здоровья. Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда об отсутствии правовых оснований для проведения повторного медицинского освидетельствования являются необоснованными, решение суда подлежит отмене, а требования П. подлежат удовлетворению в полном объеме .

На вопрос, могут ли призывника призвать на военную службу после его выздоровления, если он был признан ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва, по мнению автора, следует дать ответ "не могут". В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе, освобождаются от призыва на военную службу. В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" эти граждане зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Таким образом, если гражданин пребывает в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, он не подлежит призыву на военную службу. Действующее законодательство не предусматривает механизм перевода граждан из запаса обратно в категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу.

До 1 января 2005 г. в Положении о военно-врачебной экспертизе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, существовала норма, согласно которой граждане, зачисленные в запас в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе, должны были регулярно проходить переосвидетельствование. В соответствии с п. 38 этого Положения граждане, признанные при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленные в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста подлежали обязательному медицинскому освидетельствованию один раз в три года. Это обстоятельство вводило многих граждан в заблуждение, так как они думали, что признание их ограниченно годными к военной службе дает только отсрочку на три года, после чего гражданин снова подлежит призыву. Указанная выше норма вызывала множество споров и вопросов. Многим призывникам было непонятно, зачем их вызывают на переосвидетельствование, если их все равно не могут призвать, даже если признают годными к военной службе.

31 декабря 2004 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 886 "О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе". В соответствии с этим Постановлением абз. 1 п. 38 Положения о военно-врачебной экспертизе был признан утратившим силу. Таким образом, с 1 января 2005 г. обязательные медицинские освидетельствования, проводимые для граждан, зачисленных в запас в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе, один раз в три года, отменены. Тех граждан, которые получили освобождение от призыва ранее, может смутить тот факт, что в их военных билетах по-прежнему указана дата переосвидетельствования. Такие граждане должны знать, что медицинское освидетельствование может проводиться только на основании нормативных правовых актов, а не на основании записи в военном билете .

Аналогичным образом должен решаться вопрос и о том, что состоящий в запасе гражданин, уже достигший 27-летнего возраста, признанный в свое время ограниченно годным к военной службе решением соответствующей призывной комиссией, права на переосвидетельствование также не имеет. Данный вывод подтверждается и судебной практикой.

Так, например, судебная коллегия по делу Г. указала, что согласно п. 1 ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами - специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи - специалисты. В силу п. 3 ст. 5.1 названного Закона порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в п. 1 данной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 886 внесены изменения в Положение о военно-врачебной экспертизе и абз. 1 п. 38 признан утратившим силу. В прежней редакции в соответствии с требованиями абз. 1 п. 38 граждане, признанные при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленные в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста подлежали обязательному медицинскому освидетельствованию раз в три года. В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, признанные по состоянию здоровья ограниченно годными к военной службе, от призыва на военную службу освобождаются и, в соответствии со ст. 52 указанного Федерального закона, зачисляются в запас. Согласно п. 4 ст. 52 гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, не предусмотрено медицинское освидетельствование граждан, признанных при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленных в связи с этим в запас.

В силу действующего законодательства в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе категория годности "В - ограниченно годен к военной службе" устанавливается гражданам, имеющим устойчивое состояние нарушения жизнедеятельности вследствие болезни или увечья, ограничивающее способность исполнять обязанности военной службы без ущерба для состояния здоровья. Изменение в состоянии здоровья лица, признанного ограниченно годным к военной службе и зачисленного в связи с этим в запас, не является основанием для его призыва на военную службу на общих основаниях, так как Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" такой возможности не предоставляет, а медицинское освидетельствование заявителя, достигшего 27-летнего возраста, не будет влечь за собой правовых последствий. До достижения 27-летнего возраста Г. заключение о признании ограниченно годным к военной службе и зачислении в запас не оспорил. Судебная коллегия определила: решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 июля 2012 г. по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение. Заявление Г. об оспаривании отказа отдела военного комиссариата Республики Карелия по г. Петрозаводску в проведении медицинского освидетельствования оставить без удовлетворения .

Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 21 сентября 2012 года по гражданскому делу N 33-2796/2012.

В п. 69 разд. VI "Обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу, граждан, прошедших приравненную службу, граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, а также граждан, призываемых на военные сборы" нового Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" (вступает в силу с 1 января 2014 г.), говорится о том, что Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья). В п. 70 нового Положения о военно-врачебной экспертизе указывается, что граждане, прошедшие военную службу (приравненную службу), граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. Таким образом, решение вопроса о том, направлять или не направлять на обследование для уточнения диагноза заболевания граждан, ранее не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, относится к исключительной компетенции Министерства обороны Российской Федерации и является его правом, но не обязанностью и касается, по мнению автора настоящей статьи, только граждан, признанных негодными к военной службе.

Указанный вывод автора основан на толковании в системной связи п. п. 69 и 70 Положения о военно-врачебной экспертизе. Граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе, исключены из сферы действия разд. VI Положения о военно-врачебной экспертизе.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

форму медицинского заключения о наличии (отсутствии) тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений

1. Настоящие Правила устанавливают порядок медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (далее - подозреваемые или обвиняемые), на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3 (далее - перечень).

2. Рассмотрение вопроса о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование осуществляется при наличии одного из следующих документов:

письменное заявление подозреваемого или обвиняемого либо его законного представителя или защитника о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, подтвержденное медицинскими документами, содержащими данные стационарного медицинского обследования (далее - медицинские документы), адресованное лицу (органу), в производстве которого находится уголовное дело (далее - лицо (орган)), либо начальнику места содержания под стражей;

ходатайство руководителя медицинского подразделения места содержания под стражей или лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы, адресованное начальнику места содержания под стражей, подтвержденное медицинскими документами.

3. Лицо (орган) либо начальник места содержания под стражей рассматривает заявление или ходатайство, указанные в пункте 2 настоящих Правил, с прилагаемыми медицинскими документами и в течение рабочего дня, следующего за днем их получения, принимает решение о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинская организация) либо выносит постановление о мотивированном отказе в направлении на медицинское освидетельствование при отсутствии медицинских документов.

Лицо (орган) и начальник места содержания под стражей при принятии одним из них соответствующего решения незамедлительно уведомляют друг друга об этом решении.

4. Постановление об отказе в направлении на медицинское освидетельствование вручается под роспись подозреваемому или обвиняемому, его законному представителю и защитнику.

5. Отказ в направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. При принятии решения о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование лицо (орган) либо начальник места содержания под стражей, рассмотревший заявление или ходатайство, указанные в пункте 2 настоящих Правил, оформляет направление на медицинское освидетельствование, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

К направлению на медицинское освидетельствование прилагаются медицинские документы.

7. Подозреваемый или обвиняемый направляется на медицинское освидетельствование не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о направлении на медицинское освидетельствование.

Подозреваемый или обвиняемый, его законный представитель и защитник заблаговременно письменно уведомляются лицом (органом) либо начальником места содержания под стражей, оформившим направление на медицинское освидетельствование, о дате направления на медицинское освидетельствование и возможности отказа от медицинского освидетельствования.

8. Конвоирование в медицинскую организацию и охрана подозреваемого или обвиняемого, а также доставка направления на медицинское освидетельствование и медицинских документов обеспечиваются начальником места содержания под стражей по согласованию с администрацией медицинской организации.

9. Медицинское освидетельствование подозреваемого или обвиняемого осуществляется врачебной комиссией медицинской организации, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в которой имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводится медицинское освидетельствование (далее - врачебная комиссия).

10. Врачебная комиссия осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

11. Медицинское освидетельствование проводится в течение 5 рабочих дней со дня поступления в медицинскую организацию направления на медицинское освидетельствование с вынесением медицинского заключения по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3.

12. По результатам медицинского освидетельствования врачебная комиссия выносит медицинское заключение о наличии или об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, либо о продлении срока медицинского освидетельствования в связи с необходимостью проведения дополнительного обследования (не более 30 рабочих дней).

При вынесении медицинского заключения о продлении срока медицинского освидетельствования в связи с необходимостью проведения дополнительного обследования копия указанного медицинского заключения направляется руководителем медицинской организации начальнику места содержания под стражей в течение рабочего дня, следующего за днем его вынесения. После проведения дополнительного обследования врачебная комиссия выносит медицинское заключение о наличии или об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень.

13. В течение рабочего дня, следующего за днем вынесения медицинского заключения о наличии или об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, руководитель медицинской организации направляет указанное медицинское заключение начальнику места содержания под стражей с приложением медицинских документов.

14. Копии медицинского заключения о наличии или об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, направляются либо вручаются под роспись начальником места содержания под стражей лицу (органу), в производстве которого находится уголовное дело, подозреваемому или обвиняемому, его законному представителю и защитнику в течение календарного дня, следующего за днем поступления медицинского заключения в администрацию места содержания под стражей.

15. Сведения о медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых заносятся медицинской организацией в журнал регистрации медицинских освидетельствований подозреваемых или обвиняемых. Форма указанного журнала, порядок его ведения и хранения утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

16. При наличии медицинского заключения об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, и ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого, подтвержденном данными медицинского обследования, подозреваемый или обвиняемый направляется на повторное медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

17. Отказ в направлении подозреваемого или обвиняемого на повторное медицинское освидетельствование может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни

Туберкулез органов дыхания, подтвержденный бактериологически и гистологически с явлениями дыхательной недостаточности III степени или недостаточности кровообращения IIБ-III степени.

Туберкулез других систем и органов при наличии осложнений и стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) в стадии вторичных заболеваний в 4В или 5-й стадии, при наличии стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Новообразования

Злокачественные новообразования независимо от их локализации (клинический диагноз должен быть подтвержден гистологическим исследованием первичной опухоли или метастатического очага) 4-й клинической группы (при наличии отдаленных метастазов в предтерминальном состоянии) и 2-й клинической группы с ранее выявленным, точно установленным онкологическим заболеванием, подлежащим специальным видам лечения (оперативное лечение, облучение, химиотерапия и т.д.) в стационарных условиях специализированного онкологического лечебно-профилактического учреждения.

Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей (диагноз должен быть подтвержден морфологическим исследованием крови и (или) костного мозга, биоптата опухолевого образования или лимфоузла) при наличии осложнений и стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

Тяжелые формы сахарного диабета при наличии осложнений и стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Тяжелые формы болезней щитовидной железы (при невозможности их хирургической коррекции) и других эндокринных желез при наличии осложнений и стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Болезни нервной системы

Воспалительные болезни центральной нервной системы с прогрессирующим течением, сопровождающиеся выраженными явлениями очагового поражения головного мозга со стойкими нарушениями двигательных, чувствительных и вегетативно-трофических функций, приводящими к значительному ограничению жизнедеятельности и требующими длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Тяжелые формы атрофических и дегенеративных болезней нервной системы с прогрессирующим течением, со стойкими нарушениями двигательных, чувствительных и вегетативно-трофических функций, приводящими к значительному ограничению жизнедеятельности и требующими длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Болезни нервно-мышечного синапса и мышц с прогрессирующим течением, а также паралитические синдромы, сопровождающиеся стойкими нарушениями двигательных функций, приводящими к значительному ограничению жизнедеятельности и требующими длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Болезни глаза и его придаточного аппарата

Болезни глаз, сопровождающиеся полной слепотой.

Болезни системы кровообращения

Хронические ревматические и другие болезни сердца с недостаточностью кровообращения III степени либо при наличии осложнений и стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Гипертензивная (гипертоническая) болезнь с недостаточностью кровообращения III степени либо при наличии осложнений и стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Болезни артерий с поражением магистральных и периферических сосудов нижних конечностей с клинической и патоморфологической картиной острой или хронической артериальной недостаточности IV степени, приводящей к значительному ограничению жизнедеятельности и требующей длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Последствия цереброваскулярных болезней с выраженными явлениями очагового поражения головного мозга и наличием стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Болезни органов дыхания

Гнойные и некротические состояния нижних дыхательных путей, а также хронические болезни нижних дыхательных путей с дыхательной недостаточностью III степени либо при наличии осложнений и стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Болезни органов пищеварения

Тяжелые формы болезней органов пищеварения при наличии осложнений и стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Болезни печени с печеночной недостаточностью III степени.

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

Тяжелые формы заболеваний костно-мышечной системы с прогрессирующим течением, выраженными и стойкими нарушениями функции органов и систем, приводящими к значительному ограничению жизнедеятельности и требующими длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Болезни мочеполовой системы

Заболевания почек и мочевыводящих путей, а также осложнения других заболеваний, требующие проведения регулярной экстракорпоральной детоксикации.

Заболевания почек и мочевыводящих путей при наличии осложнений и стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

Анатомические дефекты (ампутации), возникшие вследствие заболевания или травмы, приводящие к значительным ограничениям жизнедеятельности, требующие постоянного медицинского сопровождения.

Внешние причины заболеваемости и смертности

Хроническая лучевая болезнь IV степени при наличии стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара.

Читайте также: