Укажите поэтические традиции положенные некрасовым в основу поэмы кому на руси жить хорошо

Обновлено: 17.05.2024

Понять глубину авторского замысла вам поможет краткий и полный анализ поэмы.

Годы написания — 1863-1877.
История создания — Некрасов собирал материалы и до, и в момент написания поэмы. Автору из-за смертельной болезни не удалось закончить произведение из 8 частей, как планировалось, однако он успел закончить одну часть.
Жанр — эпическая, лирическая или социально-философская поэма.
Направление — реализм с элементами фольклора и фантастики.
Основная идея — Рост самосознания крестьянства может помочь ему избавиться от рабского мышления и изменить жизнь.
Тема — Тяжелая жизнь русского народа и мрак рабства в его сознании.
Проблема — Для перемен важно пробудить в крестьянстве осознанность и недовольство нынешним положением.
Композиция — имеет хаотичный порядок, поскольку Некрасов не успел закончить произведение, да и писал его, будучи тяжело больным.
Завязка — семь мужиков отправляются в странствие по Руси, чтоб найти тех, кому живется хорошо;
Развитие сюжета — путешествуя, странники видят картины тяжелой жизни народа и не находят тех, кто живет счастливо;
Кульминация — Гриша Добросклонов чувствует душевный подъем, понимая, что приведет народ к счастью;
Развязка (предполагаемая) — мужики возвращаются домой с пониманием, что надо менять жизнь.

Кому на руси жить хорошо анализ

В данном разделе представлены материалы по поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова: анализ произведения, цитаты, характеристика героев, пословицы, поговорки, загадки из текста.

Кому на руси жить хорошо анализ

Меняются века, а имя поэта Н.Некрасова – этого рыцаря духа – остается незабвенным. В своём творчестве Некрасов раскрыл многие аспекты русской жизни, рассказал о крестьянском горе, дал почувствовать, что под гнетом нужды и темноты таятся ещё неразвернувшиеся богатырские силы.

В главах первой части поэмы семь странников встречали на своем пути людей из разных сословий: попа, крестьян на сельской ярмарке, помещика и задавали им вопрос – насколько они счастливы? Ни поп, ни помещик не считали, что их жизнь полна счастья. Они жаловались на то, что после отмены крепостного права их жизнь ухудшилась. На сельской ярмарке царило веселье, но когда странники стали узнавать у расходящихся после ярмарки людей, насколько каждый из них счастлив, выяснялось, что истинно счастливыми можно было назвать лишь единицы из них.

Вернувшись домой, и проговорив брату эту песню, Григорий пытается заснуть, но его воображение продолжает работать и рождается новая песня. Если бы семь странников сумели узнать, о чем эта новая песня, они с легким сердцем могли бы вернуться домой, ибо цель странствия была бы достигнута, поскольку новая песня Гриши была о воплощении счастья народного.

Некрасов нестандартно решал свои творческие задачи. Его творчество проникнуто идеями гуманизма.

Кому на руси жить хорошо анализ

История создания

Ещё в 1850-е годы Некрасову приходит идея создания эпического произведения, отражающего народную жизнь. Но реализовывать эту идею он начинает только в 1863-м, после земельной реформы и отмены крепостного права.

Над этой поэмой автор работал почти четырнадцать лет. По изначальному замыслу герои, выйдя из своих деревень, должны преодолеть долгий путь, побеседовать с представителями всех сословий и в результате дойти до самого царя.

К сожалению, болезнь не дала автору реализовать задуманное. Предчувствуя свою скорую гибель, Некрасов свернул повествование и оставил финал открытым (так и не сказано, кому на Руси жить хорошо).

Проблематика:

  • счастье народа;
  • счастье каждой отдельно взятой личности.

Так кому же хорошо? Изначальный замысел автора предполагал, что счастливого на Руси не будет. Потом Некрасов ввёл образ разночинца-демократа Гриши Добросклонова, который нашёл своё счастье в работе на благо народа. Понятно, что это решение было отчасти вынужденным — требование времени.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: в фольклоре легко обнаружить аналогичные мотивы — хождение по миру в поисках правды и/или счастья. В то же время поэма построена по эпическим законам: разбита на части и главы, связанные между собой сквозными персонажами и темой дороги, странничества.

Действующие лица

Поп — первый претендент на роль счастливца. Жалуется на расходы и отсутствие покоя (нужно приходить к каждому больному, умирающему, женящемуся и рождающемуся).

Павлуша Веретенников — собиратель фольклора.

Ермил Гирин — также претендент на роль счастливца, справедливый бурмистр. На момент рассказа сидит в остроге из-за бунта мужиков, поэтому счастливым его назвать трудно.

Гаврила Оболт-Оболдуев — помещик, рассказывающий, как хорошо было до отмены крепостного права.

Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, также изначально причисленная к счастливцам и подробно рассказывающая, какое оно на самом деле — женское счастье на Руси.

Савелий — дед мужа Матрёны. Пример сильного и терпеливого русского крестьянина.

Поливанов — типичный крепостник, жестокий и распущенный самодур.

Князь Утятин (Последыш) — барин, который не верит в отмену крепостного права.

Ионушка — богомолец; рассказчик.

Гриша Добросклонов — семинарист, решивший посвятить свою жизнь народу.

Краткое содержание

Семеро мужиков собираются и обсуждают, кому на Руси жить хорошо. Один из них, Пахом, ловит птичку, которая рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. А раз едой они обеспечены, мужики решают не возвращаться домой, пока не найдут ответа на свой вопрос.

Первый кандидат в счастливцы — поп (священник). На вопрос о счастье отвечает, что никакого счастья ему не отпущено: все средства уходят на обучение сына, а жизнь лишена покоя — всегда могут вызвать к умирающему, а

Все смотрят комедию с Петрушкой, потом пьют с актёрами.

Ночь после ярмарки, все пьяные. Странники слышат, как в канаве спорят женщины: каждая доказывает, что у неё дома хуже, чем у других. Павлуша Веретенников говорит, что все беды у людей — от пьянства. Мужики с ним не соглашаются: было бы жить хорошо, так и пить незачем. Странники встречают женщину, которая рассказывает о своём ревнивом муже, следящем за ней даже ночью. Странники скучают по жёнам и хотят домой.

Странники заказывают у скатерти-самобранки ведро водки и обещают налить тому, кто докажет, что он в самом деле счастлив.

Дьякону, утверждающему, что счастье в вере, водки не дают. Не дают и бабке, которая счастлива от урожайности репы. Водки наливают солдату, который счастлив, что его ни в одном сражении не убили, и каменщику, добравшемуся домой после тяжёлой болезни.

Народ советует странникам обратиться к Ермиле Гирину: будучи бурмистром, Ермила всегда справедливо поступал. Однажды только проштрафился — вместо своего брата послал в солдаты другого парня. Но Ермила покаялся, и парня вернули (а Ермила до сих пор мучается чувством вины). Правда, Гирин сейчас в остроге за бунт крестьян, так что к счастливцам его отнести сложно.

Семеро искателей счастья встречают помещика Оболт-Оболдуева. Он со слезами на глазах рассказывает, как хорошо было до отмены крепостного права: пиры устраивались роскошные, крестьяне его любили. А теперь всё плохо, крестьяне обленились, всюду разбойники, а самого помещика заставляют учиться и работать, чего он совсем не хочет.

Мужики проходят мимо сенокоса, помогают косить. Тут появляется помещик, велит пересушить одну скирду. Мужикам рассказывают о помещике.

Узнав об отмене крепостного права, этот барин разъярился. И его сыновья, опасаясь, что их лишат наследства, уговорили крестьян делать вид, что крепостное право ещё в силе. Доходило до совсем уж глупых ситуаций, когда мужики делали вид, что их наказывают на конюшне, и кричали погромче, чтоб барин был доволен.

А когда барин умер, начались тяжбы за земли между его сыновьями и крестьянами.

Семь странников приходят в село Клин: по слухам, там живёт счастливая Матрёна Корчагина.

Матрёна Тимофеевна занята и говорить о своей жизни не хочет, но странники обещают помочь ей жать, и женщина рассказывает.

До замужества Матрёне жилось хорошо. А в семье мужа — как в аду. Муж, правда, хороший был: один раз только побил. Но другие члены семьи Матрёну ненавидели. Все, кроме деда Савелия.

Отдельно Матрёна рассказывает о Савелии. Деревня, в которой Савелий жил в молодости, находилась в глухом лесу, и платили крестьяне оброк три раза в год. Потом помещик потребовал, чтобы они сами возили к нему оброк. Крестьяне этого не хотели. Наконец прислали управляющего — немца. Оброк стали требовать регулярно, а кто не мог заплатить, должен был отрабатывать. Потом крестьяне поняли, что их работа заключается в строительстве дороги от их деревни к городу. А значит, вскоре появится сборщик подати.

В течение 18 лет крестьяне терпели немца, угнетавшего их, а потом, когда терпению пришёл конец, по призыву Савелия скинули немца в яму и закопали живым в землю. Мужиков отправили на каторгу, где дед Савелий провёл 20 лет.

Матрёна продолжает рассказывать о себе: когда у неё родился сын Дёмушка, женщина стала меньше работать. Свекровь велела отдать ребёнка деду Савелию, а дед недоглядел, и ребёнка съели свиньи. Приехала полиция и обвинила Матрёну в убийстве ребёнка.

Дед Савелий тяжело переживал смерть Дёмушки и ушёл в монастырь. У Матрёны каждый год рождается по ребёнку. Когда её сыну Федоту было восемь, его послали стеречь овец. Одну овцу украла волчица. Федот гнался за ней, овцу отобрал, но овца была уже мёртвая, а волчица тощая, и у неё волчата. Федот отдал овцу волчице. За это наказали Матрёну.

В голодные времена свекровь заявила, что во всём Матрёна виновата. Её мужа забрали в солдаты. Беременная Матрёна идёт к губернаторше. Отдав лакею все свои деньги, она входит в дом губернаторши, и у неё начинаются роды. У самой губернаторши детей нет, она ухаживает за ребёнком Матрёны и помогает вернуть мужа Матрёны из рекрутчины. Вот и всё счастье.

Странники спрашивают, всё ли Матрёна им рассказала. Она отвечает, что перечислять беды женские всей жизни не хватит.

В деревне пир, поминание барина Утятина. Приходит приходской дьяк, сыновья которого — Савва и Гриша Добросклоновы — очень хорошие ребята. Крестьяне вспоминают старые времена и рассказывают истории.

Одна из них — о том, как верный слуга Утятина, Яков, не смог простить барину, что тот отправил его племянника в солдаты (Утятин имел виды на невесту племянника). Яков повесился у барина на глазах.

Брат Ионушка рассказывает о разбойнике Кудеяре. Кудеяр и двенадцать разбойников вели жизнь окаянную, грабили и убивали людей. Но Кудеяру в какой-то момент начали мерещиться трупы убитых им. Он стал просить Бога отпустить ему грехи. Чтоб грехи были отпущены, Кудеяр должен был тем ножом, которым людей убивал, спилить дуб. Когда Кудеяр дуб пилил, приехал пан Глуховской, который мужиков пытал и вешал. Кудеяр разозлился и воткнул нож ему в сердце. Тут груз грехов Кудеяровых и пал.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Ответ. Гриша Добросклонов.

Этот молодой человек учится в семинарии. Он решил посвятить всю свою жизнь служению народу.

Ответ. Реализм.

Кому на руси жить хорошо анализ

Кому на Руси жить хорошо

Система образов очень скрупулезно продумана автором. Каждый герой имеет своё символическое значение.

Главные и второстепенные герои с разных сторон своего социального положения показывают, как на них повлияла отмена крепостного права и какие испытания преподнесла.

Крестьяне поэмы Кому на Руси жить хорошо

Главные герои – это семь путешествующих крестьян. Среди них встает спор о том, кто на самом деле счастлив, в чем счастье заключается. Они решают объединиться и вместе найти ответ на этот волнующий вопрос.

Некрасов не дает подробного описания каждому главному персонажу, в отличие от второстепенных. Он дает общую на всех путников характеристику.

Возможно сделано это намеренно, чтобы показать, что у крестьян больше общего, нежели индивидуального.

Главные действующие лица

Основные герои поэмы – 7 путешествующих крестьян, они очень похожи общим портретом и судьбой.

Главные герои

Главные персонажи поэмы, их характеристика и анализ:

Лука – упрямый, много разговаривает, глуповат. Известно, что в недалеком прошлом он около трех лет работал у попа. Автор сравнивает его с мельницей: машет и жестикулирует руками, кажется, будто хочет взлететь, но не получается. В этом и заключается замкнутый круг, в котором живут крестьяне: им бы хотелось изменить свою жизнь, но слово потустороннего человека, выше их по статусу, закрывает для них двери. Возможно, теперь все изменится, с отменой крепостного права.

Роман – про него ничего неизвестно. Возможно он олицетворяет положение крестьян в обществе, где до их индивидуальности и личности никому нет дела. Они безликие.

Братья Иван и Митродор Губины – один назван обычным именем, другой – редким. Возможно, это прихоть и развлечение хозяев. Братья до полусмерти пьют, могут выпить каждый ведро алкоголя. Любят лошадей. В них показана черта крестьян – любителей выпить.

Пахом Онисимыч – старик, пчеловод. Автор сравнивает старика с умными пчелами. Есть среди крестьян много умных. Возраст Пахома указывает на его опытность, догадливость и мудрость.

Пров – серьезный, молчаливый, терпеливый и угрюмый. Настоящий богатырь, которого одолеть можно, только навалившись оравой. Представляет физическую силу и трудолюбие. Крестьянам приходится до смерти работать, чтобы жить.

В широком плане все семь героев имеют в себе черты, присущие всем крестьянам.

Персонажи поэмы

Второстепенные персонажи

Описание и нравственные качества характеризуют целое сословие в каждом персонаже.

Образы в поэме Кому на Руси жить хорошо

Князь Утятин (Последыш) – пожилой человек, выжил из ума. Его хватил удар после того, как он узнал об отмене крепостного права. Ему не хочется терять власть над крестьянами. Наследники князя просят крестьян ему подыграть, будто они крепостные, так не хотят потерять наследство. Обещают взамен дать крестьянам луга и заплатить за каждый причудливый поступок старика.

Ипат – один из старых преданных слуг князя Утятина. Даже после отмены крепостничества, остается холопом при барине. Как только князь не издевается над ним: запрягает вместо лошади, бросает в прорубь зимой, переезжает санями.

Влас – старик, крестьянин при Утятине. Именно он рассказывает странникам о странном князе и его преданном холопе Ипате. Чтобы помочь наследникам Утятина, притворяется с остальными крестьянами. Ради этого бросает работу мирским старостой.

Клим Лавин – крестьянин, хитрый, грамотный мужик. Другие крестьяне не любили его за то, что водил дружбу с цыганами, пил и любил бездельничать. Бывал в Москве, Сибири и Петербурге.

Корчагина Матрена Тимофеевна – осанистая женщина, крестьянка, ей 38 лет, красивая, с большими глазами. Путники считают, что она счастливый человек. Однако это не так, детство у нее было хорошее и счастливое, но после замужества все изменилось. Родственники мужа ее обижали, она перенесла смерть маленького ребенка, который умер по вине мужа.

Яким Ногой – крестьянин, трудолюбивый, честный, всё понимает. В нем преобладает духовность, он понимает прекрасное, украшает дом красивыми картинками, которые при пожаре первым делом спасает. Может постоять за себя и других, справедливый.

Ермил Гирин – справедливый, понимающий и честный мужик, уважаем среди крестьян.

Дед Савелий – старый богатырь, добрый честный, справедливый. Ему 107 лет, из них 40 лет скитался по каторгам и ссылкам. Не ладит со своей семьей, считает себя виноватым за гибель правнука – сына Матрены Корчагиной.

Помещик Шалашников – военный. Злой. Когда крестьяне не платили ему оброк, силой выбивал его из них. Погиб в бою.

Гаврила Афанасьич Оболт-Оболдуев – дворянин. Не работает, живет за чужой счет. Жалеет о прошедшем времени. Любит выпить и вспоминать былые времена, когда крестьяне по праву принадлежали ему, а он ими командовал и чувствовал себя и богом, и царем в одном лице.

Поп – священнослужитель. Искренне считает, что человек счастлив, если он богат, не запятнана его честь и живет в покое. Мечтает о такой жизни. Его тяготит его положение, тем более, что народ не любит служителей церкви. Его доход зависит от уровня жизни крестьян, к его интересам, чтобы крестьяне жили богаче.

Пан Глуховский – богатый и знатный человек, очень злой. Извращенный грешник, любит мучить и пытать, одержим сластолюбием.

Гриша Добросклонов – молодой парень, крестьянин, семинарист. Родом из бедной семьи, человек мира и прогрессивного будущего. Работяга, любит сочинять песни о счастье, которые поет окружающим.

Павлуша Веретенников – собирает народный фольклор. Главные герои встречают его на сельской ярмарке.

Образы помещиков

Заключение

Только два героя - поп и помещик успели рассказать о своей жизни до и после принятия закона. Некрасову помешали цензура и затяжная болезнь выполнить задуманный план.

Если бы не эти обстоятельства, возможно герои дошли бы и до царя в поисках счастливого человека. Несмотря на это, произведение актуально и любимо до сих пор, распалось на цитаты и распространилось в повседневной разговорной речи.

Отличает художественное своеобразие поэмы и ее композиция. Она состоит из глав, каждая из которых может стать сюжетом отдельной истории. Однако, сюжетные линии не отделены друг от друга, а связаны общим мотивом — мотивом дороги, пути, поиска. Эта особенность позволяет литератору художественно воссоздать исторический путь русского народа от крепостничества до свободы.

На художественное своеобразие произведения повлиял и фольклор, на который опирается писатель. Некрасов хочет натурально воссоздать крестьянскую жизнь и быт, поэтому использует характерную лексику. Народные мотивы сохраняют единство в поэме. Некрасов прибегает к жанровым особенностям былин, притч, сказаний, частушек и всех других жанров народной литературы. Это произведение пронизано русским духом.

История написания

Это одна из последних поэм Н. А. Некрасова. Ее создание происходило при уже очень серьезной болезни писателя — у него был диагностирован рак. Именно по этой причине произведение не окончено. Его по частичкам собрали родные автора и расставили все эпизоды в произвольном порядке, едва понимая, каково идейное изображение, особенности языка, противоречивость героев, жанровую композицию, как автор пытался обрисовать и охарактеризовать пейзаж, не понимая, в чем состоит своеобразие композиции этого произведения и как Некрасов умело пользуется эпитетами, создавая свою поэму, уже будучи сломленным смертельным заболеванием.


Писатель умирал в мучениях и все-таки ответил на вопрос, кому на Руси жить хорошо. Счастливцем был непосредственно поэт, поскольку преданно служил интересам обычных людей. Именно это поддерживало Некрасова в борьбе со смертельным заболеванием. Так, история произведения начинается вначале 60-х гг. XIX столетия, приблизительно в 1862 г. (крепостничество было отменено в 1861 г.), а первая глава написана в 1864 г.

Он хотел описать намного больше, однако из-за быстрого развития заболевания не смог. Он был убежден, что такой святой человек, как Добросклонов, поможет Родине, которая погрязла в несправедливости и бедности. Невзирая на жесткие нападки критиков, он отстаивал свое правое дело до самой кончины.

Образ этой страны – Руси-матушки – определяется некоторыми чертами, очень метко, объёмно и красочно раскрывающими её сущность.

Подводя итог, можно сказать, что Некрасову удалось нарисовать искреннюю, глубинную Русь благодаря его собственному пониманию и анализу жизни, которая нашла своё выражение в трёх ипостасях: народных типах, речевом богатстве и фольклорных мотивах.

Жанровая направленность

В основе этого сочинения не один род литературы, а несколько — это эпическая и лирическая составляющая:

  1. Лирика. Произведение создано в стихах — это основная художественная особенность поэмы и свойство лирической составляющей. В тексте есть авторские отступления, способы выразительности и особенности разговора главных персонажей.
  2. Эпос. В истории страны в 60-е гг. происходило переломное время, тогда люди учились выживать в других обновленных условиях, когда отменили крепостничество. Этот сложный период и описал Некрасов, показывая все реалии без прикрас. Помимо этого, в произведении отмечается четкая сюжетная линия и большое количество самобытных персонажей, это указывает на масштабность поэмы, которая сравнима с романом. При этом произведение вобрало фольклор героических песен, которые повествуют о военных походах на врага.

Направление поэмы — реализм. Но писатель значительно увеличил эти границы, добавляя фольклорные и мистические элементы. Некрасов выбрал для произведения форму путешествия в качестве метафоры поиска смысла жизни, который пытается понять каждый читатель. Сюжет большинство биографов писателя сравнили со строением народного эпоса.

2.Суть сюжета. В центре сюжета произведения – проблематика народного счастья. Каждый слой русского общества проблемы видит по-своему. Некрасов, удивительным образом строит свою поэму, раскрывая проблему фольклорной игрой. Он умело соотносит героев, исторические реалии, в которых они живут. Например, семь мужиков странников – это Россия, которая тронулась с места, войдя в эпоху реформ. Противоречия в поэме

3.Противоречия в поэме. В поэме мы можем видеть несколько образов, которые с одной стороны показаны в темном свете, а с другой в положительном. Например, противоречия крестьянства. С одно стороны показан народ труженик, с другой пьяница и невежда. Противоречия морали. С одной стороны духовность, поиски правды, с другой опять же невежество, неграмотность. И самое интересное противоречие смиренность и бунтарство.

4.Общественные идеи. Поэма отражает в себе идеи революционно-демократических сил. Хотя, в то же время автор эти идеи не разделяет. Его позиция несколько отличается от позиции народа. А образ Гриши Добросклонова является зеркалом Н.А Добролюбова.

  • Фольклорная сказка
  • Былина
  • Песня
  • Притча
  • Легенда
  • Пословицы и поговорки.

Все эти жанры Некрасов использовал в своей поэме.

7.Итоги. Некрасов отлично показал веяния пост реформенной эпохи. Россия становилась на рельсы развития. Отмена крепостного права давала новые инструменты для перемен в стране. Но не всем нравились новые реформы, помещики, не хотели прощаться со старым укладом жизни, терять свои привилегии и накопления. Крестьяне, тоже не спешили принимать изменения. Их жизнь менялась до неузнаваемости, многие пасовали перед новыми вызовами. Автор показывает их переживания и чаянья.

Структура поэмы

Николай Алексеевич дописывал поэму в ужасных муках, но все равно не смог завершить ее. Этим обусловлена беспорядочная композиция и большое количество ответвлений от сюжетной линии, поскольку книга восстанавливалась по черновикам его родными. Некрасов в последние дни уже не мог четко соблюдать изначальную концепцию своего шедевра.

Так, композиция сравнима только лишь с народным эпосом, она вырабатывалась вследствие творческого пути, а не заимствования какого-то знаменитого произведения:

Не только по языку, образной системе, но и по ритму поэма на­поминает фольклорные произведения. Так в поэме используется нерифмованный стих, близкий к народному, который в разнооб­разных эпизодах и сценах умело вплетается в основной ритмиче­ский рисунок. Большая часть поэмы написана трехстопным ямбом, своеобразие которому придают два безударных слога в окончании многих стихов. Этот стих лишен рифмы, но богат внутренними созвучиями — повторами слов, перекличкой гласных и согласных звуков. Такой стих стал художественным открытием Некрасова. Он прекрасно передает все разнообразие живой народной речи, его песни, присказки и поговорки.

Глоссарий:

  • художественные особенности поэмы кому на руси жить хорошо
  • художественные особенности кому на руси жить хорошо
  • особенности поэмы кому на руси жить хорошо
  • художественное своеобразие поэмы кому на руси жить хорошо
  • особенности жанра кому на руси жить хорошо

Краткое содержание

Семеро мужиков встретились на дороге и начали спорить, кому на Руси жить хорошо. Смысл произведения заключается в том, что они пытаются отыскать ответ на вопрос в пути, общаясь с людьми различных сословий. Так, главные персонажи пошли погулять, чтобы разрешить спор, но только переругались между собой и затеяли драку.

Ночью в лесу во время битвы у птички из гнезда выпадает птенец, и один из мужиков подбирает малыша. Собеседники сели возле костра и стали мечтать, чтобы у них также выросли крылья, и они обзавелись всем, что требуется для своего похода в поисках истины.

Птица пеночка была волшебной и в качестве вознаграждения за птенца поведала, как отыскать скатерть-самобранку, именно она обеспечит людей одеждой и пищей. Мужики нашли ее и устроили праздник, а во время его они поклялись отыскать ответ на вопрос вместе, но пока ни с кем из родственников не встречаться и домой не идти.

По пути они встретили крестьянку, священника, нищих, циркового Петрушку, надорвавшегося работника, дворянина Гаврилу, божьего странника Ляпушкина, честного человека Ермолу Гирина, сумасшедшего Последыша, но никто из этих людей не был счастливым.

Со всеми из них связывается полная история страданий. Основная цель похода достигается только тогда, когда путешественники встретили семинариста Гришу Добросклонова, он был счастлив собственным самозабвенным служением отчизне. Добрыми песнями он пытается вселить в людей надежду, этим и завершается произведение. Писатель пытался продолжить поэму, но не смог и дал его персонажам возможность обрести веру в будущее страны.

Не только по языку, образной системе, но и по ритму поэма на­поминает фольклорные произведения. Так в поэме используется нерифмованный стих, близкий к народному, который в разнооб­разных эпизодах и сценах умело вплетается в основной ритмиче­ский рисунок. Большая часть поэмы написана трехстопным ямбом, своеобразие которому придают два безударных слога в окончании многих стихов. Этот стих лишен рифмы, но богат внутренними созвучиями — повторами слов, перекличкой гласных и согласных звуков. Такой стих стал художественным открытием Некрасова. Он прекрасно передает все разнообразие живой народной речи, его песни, присказки и поговорки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • художественный мир в поэме кому на руси жить хорошо
  • особенности языка поэмы кому на руси жить хорошо
  • кому на руси жить хорошо ее идейно художественные особенности
  • народно поэтический эпитет у Некрасова
  • художественные особенности кому на руси жить хорошо

Описание персонажей

О героях произведения можно уверенно сказать, что это законченная система образов, упорядочивающая и структурирующая поэму. К примеру, в книге подчеркивается единство семи мужиков. В них нет индивидуальности, характера, а выражены общие черты народного сознания.

Описание главных героев:

  1. Гриша Добросклонов, сын дьяка. По характеру романтик, мыслитель, любит сочинять песни и петь их обычным людям. В них герой размышляет о судьбе страны. Хоть он и является идеалистом, у него жесткий характер, как и убеждение посвятить себя служению правде. Он счастлив пожертвовать собой идее и помочь России. Но Некрасов дает намек на то, что именно его ожидает сложная судьба. Государство не пытается услышать народный голос, оно хочет его заткнуть.
  2. Семеро мужиков являются бывшими крепостными из разных сел. Все выдвигают собственные домыслы, кому в России жить хорошо: государственному служащему, помещику, купцу, священнику, царю, боярину. В их образах описывается упорство, все показывают нежелание принимать какую-то сторону. Сила, храбрость и стремление к правде — это единственное, что у них общее. Их характер суров, но и жизнь не баловала их шиком, они постоянно гнули спину, работая на дворян, а после отмены крепостничества о них никто не позаботился. Так и ходили они по стране в поисках истины.
  3. Матрена Корчагина — крестьянка, ее соседи называли счастливицей за то, что она смогла отмолить у жены военачальника своего мужа. Но история девушки раскрывает не везение, а унижение. Женщина познала смерть своего ребенка, гнев свекрови, ежедневный тяжелый труд.
  4. Савелий Корчагин. Истинный богатырь, когда-то он убил немца-управляющего, беспощадно издевавшегося над собственными крепостными. Он гордый и мужественный, поплатился годами заключения в тюрьме. Вернувшись, он был уже ни к чему не пригоден, каторга сломила тело, но не волю, поскольку, как и до этого, он стоял за правду. Он несчастлив, поскольку за бунт расплатился свободой: после крестьянского восстания его подозревали в организации этого мероприятия, и Савелий был заключен в острог.
  5. Поп. Является представителем духовного сословия, сетующий на тяжелую участь священника. Он все время сталкивается с горем и бедностью, это печалит его сердце.

Главные герои в произведении многообразны и помогают полностью описать картинку быта и нравов той эпохи.

Тематика и проблематика

Главная тематика поэмы — свобода, которая столкнулась с проблемой того, что бывший крепостной не знает, что с этим делать и как адаптироваться к другим реальностям жизни.

Также писатель поднимает и другие проблемы:

Мораль поэмы состоит в том, что нужно работать во благо отчизны, не ругать страну, а помогать ей делом, поскольку словом помыкать очень просто, а по-настоящему что-то поменять сможет совершенно не каждый человек. Добросклонов песнями хотел объединить и сплотить общество, чтобы люди плечом к плечу могли встретить грядущие перемены.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Григорьева Наталья Андреевна,

Московская область, г.Серпухов, ул.Пушкина, д.40-А

Нигде эта органическая связь

поэзии Некрасова с фольклором

не проявляется так явственно,

  • раскрыть своеобразие таланта Н.А. Некрасова, духовные основы личности поэта; рассмотреть соответствие формы и стиля содержанию поэмы, помочь учащимся понять и почувствовать художественное мастерство автора в раскрытии необычайно богатого духовного мира простого крестьянина;
  • научить видеть и анализировать художественное своеобразие и языковые особенности поэмы;
  • способствовать развитию памяти, мышления, речи, умения выделять главное, обобщать, систематизировать материал, логически мыслить, рассуждать;
  • способствовать воспитанию интереса к изучению творчества Некрасова (пробудить интерес к поэме), создать необходимый эмоциональный настрой; воспитать чуткое бережное отношение к слову, к народным истокам, фольклорным традициям русского народа.

Нигде эта органическая связь

поэзии Некрасова с фольклором

не проявляется так явственно,

1. Орг. момент. Здравстувйте, ребята, садитесь.

Звучит тихая музыка. Учащиеся читают строки из поэм Н.А. Некрасова.

  • О чём вам говорят даты 1863 – 1877гг.? ( Это даты написания поэмы, Некрасов работал около 14 лет (с перерывами в работе), т. к замысел, всестороннее изобразить русскую жизнь, требовал много сил и времени, кроме того, такой замысе л подразумевает незавершённость, ведь рассказывать о жизни можно бесконечно; задумано было около 7-8 глав, но поэт успел написать лишь 4 главы.)

1863 год – год, кода была начата работа над поэмой. Для России это очень сложный период, т. к. в 1861г. вышел указ об отмене крепостного права, однако крестьяне всё ещё оставались зависимыми (их называли временнообязанные).

В тексте мы находим такие строки:

На столбвой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных. – Согласно положению 19 февраля 1861 года бывшие крепостные обязаны были в течении ряда лет нести определённые повинности в пользу помещика. Лишь с момента полного выкупа крестьяне переводились из разряда временных в разряд полных земельных собственников.

(Понятия вывешиваются на доску: исторические понятия, ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЙ ПОРЕФОРМЕННАЯ РОССИЯ)

Как уже было сказано, произведение писалось после отмены крепостного права, основной вопрос, который волновал тогда передовые умы России – это вопрос о положении крестьян: народ освобождён, но счастлив ли народ? Некрасов, которого прежде всего волновала судьба простого крестьянина, пытается ответить на этот злободневный вопрос в своём произведени ; каковы же пути народа к счастью, есть ли счастливые на Руси? Однако уже первые строки говорят о тяжёлом положении крестьян. Например, названия деревень.(Зачитать)

Названия деревень Дырявина, Разутова, Запл атова символизируют нужду и бедность крестьян, трудное, бедственное положение; подчёркивают как горькую бедность, так и крайнюю забитость крестьянства; Неелова – голод, который постоянно испытывали крестьяне, потому что были неурожаи, пожары (Неурожайка, Горелова); единственное, что оставалось крестьянам – затянуть потуже пояса и терпеть.

Некрасов был близок к народу. Сам он постоянно бывал в русских избах, благодаря чему и солдатская, и крестьянская речь стала с детства досконально известна ему: не только по книгам, но и на практике изучил он простонародный язык и смололду стал большим знатоком народно-поэтических образов, народных форм мышления, народной эстетики. Всё это он усвоил ещё в Грешнёве, в детские годы, находясь в непрерывном общении с крестьянами (мальчиком он очень любил играть с крестьянскими мальчишками) и постоянно слыша мудрую народную речь. В зрелые годы поэт тоже много времени проводил в деревне – летом приезжал в Ярославскую и Владимирскую губернии, гулял, много охотился (надо сказать, что Некрасов был страстным охотником), во время охоты нередко останавливался в крестьянских избах. Странствуя с ружьём из деревни в деревню, Некрасов попадал и на сельские ярмарки, и на крестьянские праздники, и на сходки, знакомился со множеством деревенских людей, наблюдал их нравы и обычаи, жадно вслушивался в каждое слово их непринуждённых речей.

Очевидно, что народная речь, поговорки, пословицы, присказки были у него на слуху.

Всё это богатство впечатлений, накопленное годами наблюдений над жизнью народа, народу же и возвратил поэт в своём творчестве.

Народные пословицы, поговорки, загадки, плачи и заклинания частью вошли в поэзию Некрасова без изменения, частью вернулись к народу в литературной форме, не утратив ни формы, ни звучания, свойственного фольклору.

Широко использованы фольклорные образы и мотивы в стихотворениях и поэмах Некрасова.

4. Работа над понятиями.

- Вспомним, что такое поэма?

- Что такое пролог? ( Термины вывешиваются на доску)

5. Работа над “Прологом”.

  • “Пролог” к поэме в основном соответствует традиционному представлению о введении к литературному произведению. Но разве он включает в себя только экспозиционные элементы? О чём мы узнаём из “Пролога”?
  • Какие же фольклорные мотивы отразились уже в “Прологе”?
  • Для этого вспомним, что такое фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий; включает в себя сказки, былины, песни, загадки, пословицы и поговорки и т. д.(Термин выносится на доску)

ПОЭМА, ПРОЛОГ, ФОЛЬКЛОР

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОСНОВЫ ПОЭМЫ

СКАЗОЧНЫЕ МОТИВЫ МАЛЫЕ ЖАНРЫ УНТ ОСОБЕННОСТИ

(пословицы, поговорки, загадки, поверья) ЯЗЫКА И СТИХА

Сказочные мотивы: зачин, сказочные герои, волшебные вещи, помогающие героям, животные разговаривают с человеком.

6. Исследование текста.

Многие русские народные сказки начинались похожим образом: В некотором царстве, в некотром государстве. Жили- были. Давным – давно…)

- Таким образом, с самого начала мы ощущаем сказочный тон повествования.

Однако запрет пеночки так никогда и не нарушится, что лишний раз свидетельствует, по видимости, о незавершённости поэмы.

Постепенно к мужикам приходит осознание социальной несправедливости, попранных человеческих прав.

Маленькие по форме, они раскрывают образный мир человека.

Самостоятельная исследовательская работа по группам .

Предлагаю провести самостоятельную исследовательскую работу по группам (1 вариант пословицы и поговорки, 2 вариант – загадки, 3 – поверья).

В словаре Даля мы находим такую загадку, подслушанную у народа У Некрасова:

«Живёт без тела, говорит без языка, «Никто его не видывал,

плачет без души, смеётся без радости; А слышать всякий слыхивал,

Особенностью загадок Некрасова является то, что сразу же в тексте дана и отгадка.

Всё это свидетельствует, что Некрасов был очень внимателен к народному языку.

Поверье – идущее из старины, живущее в народе убеждение, вера в примету. Примета – явление, случай, которые в народе являются предвестием чего-нибудь.

В настоящее время можно услышать такие выражения: леший попутал, иди ты к лешему (уходи), какого лешего? (выражение досады), леший его знает (кто его знает) – все они используются в просторечном стиле.

« Кукуй, кукуй, кукушечка!

Подавишься ты колосом –

- Какие из приведённых пословиц , загадок бытуют и сейчас?

Работа над особенностями языка и стиха поэмы.

Показывая духовное богатство простого русского человека, Некрасов использует всё разнообразие речевых форм и интонаций устной разговорной народной речи.

Проведём исследование языка поэмы (работа по группам).

Язык и стих поэмы.

РЕЧЕВЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО- ОСОБЕННОСТИ

Разнообразие речевых форм:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай…

Стих напевный, ритмичный, чему способствуют повторы, восходит к былине; можно наблюдать использование форм песенного языка. Размер мы определили: трёхстопный ямб с мужскими и дактилическими окончаниями (показать на доске).

Итак, своими исследованиями вы показали насколько самобытен и национален, поистине народен язык поэмы.

Каково ваше первое впечатление от знакомства с поэмой?

Заключительное слово учителя.

Поэма Некрасова – кладезь народной мудрости.

Как могучая река, то спокойно и медленно, то бурно и стремительно, текут свободные стихи некрасовской музы:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков…

Итак, наш урок – исследование подошёл к концу. Большое спасибо вам за работу.

8. Домашнее задание.

(Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.)

Портрет Некрасова

Произведение начинается с безымянной главы, которая обрисовывает завязку истории. На столбовой дороге встречаются семь мужиков — бывших крепостных. Между ними завязывается спор: кому на Руси лучше всех живется? Каждый предлагает свой вариант: помещику, чиновнику, попу, купцу, боярину, министру или царю.

За активным обсуждением мужики не заметили, как прошли лишних тридцать верст, а домой идти уже поздно. Они разожгли костер и продолжили спор под водку. Началась драка, но и она не разрешила спор.

Волшебным образом в руки мужикам попадает скатерть-самобранка. Она может не только обеспечивать их едой и выпивкой, но и чистит, чинит вещи, — все, что нужно для путешествия. Мужики решают пойти по Руси и отыскать счастливого человека.

Многих людей встречали мужики на пути: солдат, нищих, обычных работяг. Но какой толк расспрашивать их о счастливой жизни?

Первый, кто заинтересовал мужиков, был поп. Но и тот разочаровал путников: не владеет он благами, которые сделали бы его счастливым, — ни роскошной жизнью, ни покоем, ни почетом. И в праздники, и непогоду вынужден иметь дело с больными и умирающими крестьянами, на которых много не заработаешь. А богатые помещики разъехались за границу. Да и уважением попы перестали пользоваться: все их обходят стороной, а то и вовсе презирают. Мужики поняли — у попа счастья не сыскать.

Дорога привела путников в торговое село Кузьминское. Здесь есть все, что нужно людям:

  • ветхая гостиница;
  • шатающиеся храмы;
  • училище, наглухо заколоченное;
  • фельдшерская изба.

На центральной площади — шумная ярмарка. В одном из рядов мужики увидели старика: он пропил все деньги и не может купить внучке обещанные башмачки. На помощь приходит Павлуша Веретенников и покупает заветную обувь. Он человек без звания, но почему-то все зовут его барином.

русская ярмарка

Напрасно пытались в Кузьминском мужики отыскать счастливого человека. Куда ни пойдут — все вокруг пьют до беспамятства и спорят, кому тяжелее живется. Тем временем Павлуша рассуждает, как умен русский народ, какие у него песни да пословицы, одна беда — пьет много. Но мужики перебивают его: не стоит Павлуше равнять себя, барина, с крестьянами. Если бы люди не пили, то не выдержали бы тяжелой судьбы.

В толпе мужики слышат историю о Ермиле Гирином, которого здесь все уважают. Когда ему понадобилось выкупить мельницу, все давали в долг без расписки, а уже через неделю он все вернул. Может, ему хорошо живется? Но оказалось, Ермила служил старостой, и после бунта его посадили в тюрьму. Разочарованные мужики идут искать дальше.

Странники встречают шестидесятилетнего помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева. Он рассказывает, что когда-то его жизнь была роскошной и беззаботной. Поля и леса, богатые имения, крестьяне в подчинении — можно было жить и ни о чем не беспокоиться. Но после крестьянской реформы все пришло в упадок. Некому больше за него работать, а сам-то он этого не умел. Мужики поняли, что и помещик им не подходит.

  1. До брака Матрена жила в достатке.
  2. Но когда вышла замуж за печника из другой деревни, ее постигла мрачная судьба деревенской женщины. В семье мужа ее обижали, и лишь рождение первенца скрасило жизнь. Однако, когда Матрена работала в поле, за ребенком не углядели и скормили свиньям.
  3. Ее мужа незаконно забрали в армию, и беременной Матрене пришлось ехать и самой добиваться справедливости.

Ее история убедила мужиков: для крестьянской женщины на Руси счастье невозможно.

Кто он — счастливый человек на Руси?

Во время сенокоса путники оказываются на берегах Волги, где видят странную картину: к берегу на лодках подплывает барское семейство, и косцы, которые только присели отдохнуть, тотчас вскочили и стали изображать усердную работу. Оказывается, дети выжившего из ума пана скрывают от отца отмену крепостного права, а крестьянам пообещали поделиться наследством. Однако после смерти барина никто не получает обещанного.

Еще много горьких историй слышали мужики. Одна из них — про верного холопа Якова. Всю жизнь он безропотно, терпя унижения, прислуживал барину: когда у того отказали ноги, то хлопотал, как о собственном ребенке. Племянник Якова захотел жениться на местной красавице, но вспыльчивый барин отдал парня в рекруты. Чтобы отомстить, Яков отвез хозяина в лес и перед ним повесился: наедине с трупом барин провел целую ночь.

Другая история — про атамана разбойников Кудеяра. Стремясь искупить грехи, он жестоко убил местного пана. Был еще староста Глеб: тот подкупом утаил последнюю волю вдовца-адмирала, который хотел после смерти освободить всех своих холопов.

Но в селе Вахлачине живет один дьячок Гриша Добросклонов. Он потерял мать, которую очень любил, и с ней ассоциирует всю Русь: о ней молится и за нее готов отдать жизнь. Знали бы мужики, как сильно Гриша любит родную землю, — вернулись бы домой, ведь наконец нашли бы счастливого человека.

Гриша Добросклонов

Гриша Добросклонов: YouTube / MyBook

История создания

Некрасов приступил к написанию произведения после реформы 1861 года. Народ освободили от крепостного права, что повлекло ряд других проблем в обществе. На создание произведения у автора ушли долгие годы — все из-за тяжелой болезни, которая заставляла писателя прерываться.

Незадолго до кончины Некрасов успел закончить лишь четвертую главу, хотя планировал семь или восемь. Перед смертью он сожалел, что так и не успел дописать поэму.

Кроме того, изначально Некрасов задумывал совершенно другой ход событий. Например, встреча с Гришей Добросклоновым должна была стать частью второй главы. Однако, понимая, что не успеет воплотить замысел, писатель переместил раскрытие образа героя в конец — таким образом подчеркнув главную идею поэмы.

Суть и проблематика поэмы

Главным героем произведения Некрасова является народ. Он получил долгожданное освобождение, и теперь перед ним новые вызовы:

  • научиться строить свое счастье;
  • думать о будущем;
  • воспитывать свободолюбие в себе.

Главный вопрос, затрагиваемый автором, — в чем человеческое счастье? Для большинства героев — это достаток, спокойная жизнь и уважение остальных. В попытках обрести эти так называемые маркеры счастья многие готовы на обман, убийства и подлость, они зациклены на собственной выгоде. Другие — предпочитают забыться в пьянстве и роптать на судьбу, заняты своей бедой.

Но Некрасов вводит персонажа, который по-настоящему счастлив. Гриша Добросклонов любит Родину, готов изменить ее к лучшему и трудиться на ее благо. Благодаря образу Гриши Некрасов раскрывает главную идею: счастье открывается тем, кто думает не только о себе, но и всеобщем благополучии.

  1. С одной стороны, произведение написано в стихотворной форме. В нем есть лирические отступления и множество художественных приемов.
  2. С другой стороны, сюжет поэмы — это рассказ о целом историческом периоде, описанном как путешествие главных героев. В нем использован фольклор. Все это формирует эпическую составляющую повествования.

Написанная в традициях реализма, поэма дает достоверное понимание того, каким был послереформенный период в России, насколько непростой была жизнь крестьян.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: