Укажите какой сюжетный мотив положен в основу поэмы кому на руси жить хорошо

Обновлено: 01.05.2024

Сюжет – это развитие действия, ход событий, которые могут следовать в произведении друг за другом в хронологической последовательности (сказки, рыцарские романы) или группироваться таким образом, чтобы способствовать выявлению его главной мысли, основного конфликта (концентрический сюжет). Сюжет отражает жизненные противоречия, столкновения и взаимоотношения героев, эволюцию их характеров и поведения.

Сюжетная линия поэмы – странствия семи временнообязанных мужиков по необъятным просторам Руси в поисках счастливого – призвана осуществить эту задачу.

Великая реформа многое меняла в жизни крестьян, но они большей частью не были готовы к ней. Их понятия отягощали вековые традиции рабства, и сознание только начинало пробуждаться, о чем свидетельствовал спор мужиков в поэме.

Именно поэтому вначале

У нищих, у солдатиков

Не спрашивали странники,

Как им – легко ли, трудно ли

Живется на Руси?

Поворотным моментом в развитии событий в поэме является встреча семи счастьеискателей с деревенским попом.

Отповедь Луке, который назван сказителем глупым, отличается редким единодушием и гневом:

Что взял? башка упрямая!

Туда же, лезет в спор!

Попы живут по-княжески.

фельдшерской избой с устрашающей вывеской, главное же, с многочисленными питейными заведениями. Ярмарочное многоголосье исполнено светлых, ликующих интонаций. Повествователь радуется обилию изделий сельских мастеров, многообразию плодов непосильного труда, незатейливым развлечениям, опытной рукой делает зарисовки крестьянских характеров, типов, жанровых сценок, но иногда вдруг словно забывает о своей роли скромного повествователя, и перед читателями во весь рост встает могучая фигура поэта-просветителя:

Эх! Эх! придет ли времечко,

Когда (приди желанное. )

Дадут понять крестьянину,

Что розь портрет портретику,

Что книга книге розь?

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого –

Белинского и Гоголя

С базара понесет?

Семеро мужиков имеют возможность убедиться, как неудержимая народная энергия, сила, радость поглощаются безобразным пьянством. Так, может быть, в нем причина несчастий, и, если избавить людей от тяги к вину, жизнь изменится? Об этом они не могут не задуматься, столкнувшись с Якимом Нагим. Эпизод с пахарем имеет большое значение в становлении и развитии мужицкого самосознания. Некрасов наделяет простого хлебороба пониманием значения общественного мнения: Яким Нагой вырывает карандаш из рук интеллигента Павлуши Веретенникова, готового записать в книжечку, что умных русских крестьян губит водка. Он уверенно заявляет:

На мерочку господскую

Крестьянина не мерь!

Яким Нагой легко устанавливает причинно-следственные связи. Не водка делает жизнь крестьянина невыносимой, а невыносимая жизнь заставляет их обращаться к водке как единственному утешению. Он хорошо понимает, кто присваивает плоды крестьянского труда:

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Крестьяне, ранее бездумно поддакивающие Павлуше Веретенникову, вдруг соглашаются с Якимом:

Работа не свалила бы,

Беда не одолела бы,

Нас хмель не одолит!

Странники после этой встречи имеют возможность осознать сословную разницу понятия счастья и враждебность народу господствующих классов. Теперь они все больше задумываются о судьбах крестьян и пытаются найти

среди них счастливых, вернее, им важно выявить народные представления о счастье, сопоставить их со своими.

«Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мазолями,

Пошел Ермило царствовать

Над всей княжою вотчиной,

И царствовал же он!

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил…

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней,

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны…

На своем долгом пути странникам предстояло думать и учиться, как и читателям, впрочем.

У Некрасова тема женской судьбы проходит в творчестве как тема самостоятельная, особо значимая. Поэт хорошо понимал, что в крепостной России женщина несла двойной гнет, социальный и семейный. Он заставляет своих странников задуматься о судьбе женщины, родоначальницы жизни, опоры и хранительницы семьи – основы народного счастья.

В горькой безысходности крестьянской судьбы народ едва ли не по фольклорной инерции связывал счастье с удачей (Матрене Тимофеевне, например, помогла губернаторша), но странники к этому времени кое-что уже повидали и в счастливый случай не верят, поэтому просят Матрену Тимофеевну выложить всю душу. И трудно им не согласиться с ее словами:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Однако беседа с Матреной Тимофеевной оказалась для семерых мужиков очень важной в определении путей- дорог к народному счастью. Большую роль в этом сыграл вставной эпизод с самостоятельным сюжетом о Савелии, богатыре святорусском.

Сдавались люди слабые,

А сильные за вотчину

Присланный Шалашниковым управляющий Фогель обманом заставил корежских мужиков сделать дорогу, а затем закабалил их окончательно:

У немца – хватка мертвая:

Пока не пустит по миру,

Не отойдя, сосет.

Нам правды не найти.

Автор и подводит семерых странников к мысли о праведности насильственной расправы с угнетателем, и предостерегает от необдуманности порыва, за которым неизбежно последует и наказание, и раскаяние, потому что ничего не изменится в жизни от такого единичного правосудия.

Поумнели странники за месяцы странствования, и первоначальная мысль о счастливо живущем на Руси сменилось мыслью о народном счастье.

Мы ищем, дядя Влас,

Странники думают о всеобщности счастья (от губернии до села) и подразумевают под ним личную неприкосновенность, правовую защищенность собственности, благосостояние.

Смерть Последыша символична: она свидетельствует об окончательном торжестве новой жизни.

Намаялись! уж подлинно

Отпраздновали волю мы,

Как праздник: так ругалися,

Что поп Иван обиделся

За звоны колокольные,

Гудевшие в тот день.

Яков тоже порождение крепостничества, превращавшего лучшие нравственные качества народа: верность долгу, преданность, самоотверженность, честность, трудолюбие – в бессмысленное холопство.

Тема греха бурно обсуждается пирующими. Грешников насчитывается не меньше, чем счастливцев. Здесь и помещики, и кабатчики, и разбойники, и крестьяне. И споры, как и в начале поэмы, завершаются потасовкой, пока не выступает со своим рассказом Иона Ляпушкин, часто навещающий вахлацкую сторонку.

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь…

Атаман шайки разбойников Кудеяр, душегуб, проливший много крови, вдруг раскаялся. Господь для искупления грехов повелел ему спилить ножом, которым он разбойничал, могучий дуб.

Режет упругое дерево,

Господу славу поет,

Годы идут – подвигается

Медленно дело вперед.

Первый в той стороне пан Глуховский посмеялся над Кудеяром:

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю, и вешаю,

А поглядел бы, как сплю.

В бешеном гневе отшельник убивает Глуховского – и свершается чудо:

Рухнуло древо, скатилося

С инока бремя грехов.

Все прощает бог, а Иудин грех

Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

Поэт хорошо понимал, что крепостное право не только развязывало самые жестокие инстинкты помещиков, но уродовало крестьянские души.

Гриша Добросклонов подводит итоги крестьянскому диспуту, объясняя мужикам основную причину грехов дворян и крестьян:

Змея родит змеенышей,

А крепь - грехи помещика,

Грех Якова – несчастного,

Грех Глеба родила,

В трудных поисках путей к крестьянскому счастью необходимо проявлять всем миром милосердие и сострадание к незаслуженно обездоленным и обиженным судьбой.

По распоряжению старосты Власа Клим, обладавший незаурядными актерскими данными, помогает солдату Овсянникову получить скромную народную помощь, зрелищно и убедительно пересказывая собравшемуся люду его историю. По копеечке, по грошику посыпались деньги в деревянную тарелочку старика солдата.

…И лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Это Григорий разъясняет вахлакам, что крепостное рабство – причина всех дворянских и крестьянских грехов и что оно навеки ушло в прошлое.

Всех пристальней, всех радостней

Прослушал Гришу Пров:

Сказал победным голосом:

Пров – один из семи странников, утверждавший, что лучше всех на Руси живется царю.

Так заключительный сюжет связывается с основным. Благодаря разъяснениям Гриши странники осознают корень зла российской жизни и значение воли для крестьян.

Автор горячо любит своего героя и с ним связывает надежды на новую жизнь в России.

Ангел милосердия - сказочный образ-символ, сменивший демона ярости, - витает теперь над Русью. В его песне о двух путях, пропетой над русским юношей, призыв пойти не обычной торной дорогой для толпы, - дорогой, исполненной страстей, вражды и греха, а тесной и трудной дорогой для избранных и сильных душ.

Иди к униженным,

Иди к обиженным –

Автор улавливает героический дух времени и горячо приветствует сынов России, вступивших на путь борьбы за народное счастье. Среди них и его любимец – Гриша Добросклонов.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Чахотку и Сибирь.

Славно жить народу

Эту песню слушают странники, а две другие песни поэта-гражданина остаются ими не услышанными.

Первая пронизана болью за рабское прошлое Родины-матери и надеждой на счастливые перемены:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином.

Понятие гражданственности еще не знакомо странникам, им еще многое предстоит понять в жизни, многому научиться. Быть может, поэтому автор на этом этапе не соединяет их с Гришей – напротив, разводит. Недоступна пока пониманию странников и вторая Гришина песня,где он говорит о великих противоречиях Руси, но выражает надежду на пробуждение народных сил, на их готовность к борьбе:

Сила в ней скажется

Гриша Добросклонов испытывает радостное удовлетворение от жизни, потому что ясно обозначается для него простая и благородная цель – борьба за народное счастье.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею – вот

Привычен для читателя сказочный зачин поэмы:

В каком году – рассчитывай,

В каком году – угадывай…

И вдвойне желанны и знакомы строки, сулящие исполнение заветного:

По вашему хотению,

По моему велению…

Поэт использует в поэме сказочные повторы. Таковы, например, обращения к скатерти-самобранке или устойчивая характеристика крестьян, а также причина их спора. Сказочные приемы буквально пронизывает все произведение Некрасова, создавая волшебную обстановку, где героям подчинено пространство и время:

Шли долго ли, коротко ли,

Шли близко ли, далеко ли…

Широко использованы в поэме и приемы былинного эпоса. Поэт уподобляет многие образы крестьян настоящим богатырям. Таков, например, Савелий, богатырь святорусский. Да и сам Савелий относится к крестьянам как к подлинным богатырям:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь ему не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

То и дело в текст вплетены загадки, создающие живописные образы то эха (без тела, а живет оно, без языка - кричит), то снега (лежит-молчит, когда умрет, тогда ревет), то замка на двери (Не лает, не кусается, а не пускает в дом), то топора (всю жизнь свою ты кланялся, а ласков не бывал), то пилы (жует, а есть не ест).

Еще Н.В. Гоголь отмечал, что русский народ всегда выражал свою душу в песне.

Большая часть песен, введенных Некрасовым в эпопею, отражают ужасы крепостничества.

Хоть мать, хоть сын

Никогда не забывает поэт о тяжелой солдатской доле:

Песни Гриши Добросклонова, еще очень книжные, исполнены любви к народу, веры в его силы, надежды на изменение его судьбы. В его песнях чувствуется знание фольклора: Гриша часто использует его художественно-выразительные средства (лексику, постоянные эпитеты, общепоэтические метафоры).

Замечательное мастерство автора преобразует народные величальные куплеты в художественные перлы, ничуть не утрачивающие народной поэтики:

Опытной рукой гениального поэта, ценителя и знатока фольклора, поэт убирает диалектные фонетические неправильности подлинных причитаний-плачей, выявляя тем самым их художественную одухотворенность:

Падите мои слезоньки

Не на землю, не на воду,

Не на господень храм!

Падите прямо на сердце

В совершенстве владеет Н.А. Некрасов жанром народной баллады и, вводя ее в поэму, искусно имитирует и форму (перенос последней строки стиха на начало следующей), и лексику. Он использует народную фразеолгию, воспроизводит народную этимологию книжных оборотов, приверженность сказителей к географической и фактической точности деталей:

Аммирал-вдовец по морям ходил,

По морям ходил, корабли водил,

Под Ачаковым бился с туркою,

Наносил ему поражение.

( Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колышется –

Шумит, поет, ругается,

Дерется и целуется

У праздника народ).

Автор - народный сказитель, хорошо владеющий живой народной речью. На доверчивый взгляд крестьян-читателей мало чем отличается от них, как, например, и странники - богомольцы, увлекающие занимательными рассказами своих слушателей. В ходе повествования сказитель обнаруживает любимое народом лукавство ума, умение удовлетворить его любознательность и фантазию. Близко его сердцу христианское осуждение

сказителем греховности порока и моральное вознаграждение страдальцев и праведников. И лишь искушенный читатель может рассмотреть за этой ролью народного сказителя лицо великого поэта, поэта-просветителя, воспитателя и вожатого.

Жанр, род, направление.

Композиция

В первой части представлены главные герои, рассказано откуда они, как начался спор и само путешествие. В ней они спрашивают о счастье попа и бывшего помещика.

Во второй части автор немного отступает от основного замысла поэмы и рассказывает о волжских крестьянах и их сумасшедшем барине, который не смог принять новую жизнь и сошел с ума.

Третья часть полностью посвящена судьбе русской крестьянки. Эта часть является уникальной, так как жизнь простой женщины в то время не была показана в литературе.

О чем поэма?

Изначально она задумывалась как поэма о счастье, но на самом деле она о жизни в стране, потрясенной коренными преобразованиями. Некрасов был ярым сторонником отмены крепостного права, но он не мог не видеть, как тяжело такие перемены сказались на жизни в целом, прежде всего, на жизни крестьян, которые оказались самым незащищенным слоем населения.

Главные герои и их характеристика

Главные герои — семь крестьян. Это простые русские мужики, которые, могли бы жить в любой деревне. Роман, Демьян, Иван, Митодор, Пахом, Пров, Лука — эти имена не сообщают ничего особенного. На их характеристику влияют названия деревень: Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Герелово, Неелово. Эти слова указывают на основную национальную черту — бедность. Как и Терпигорев уезд, и Пустопорожняя волость.

Крестьяне работящие, никогда не отказываются помочь тем, кто встречается им на пути, они честны, добродушны, простоваты. У них нет четкого понимания о том, что значит счастливая жизнь, но есть внутреннее чутье, которое всегда подсказывает, что истина еще не найдена.

Тема

Основная тема произведения становится понятна из названия. Есть ли на Руси хорошая жизнь? В стране, где никто не может сказать, что он живет счастливо. Реформы ударили по всем слоям населения, поэтому, после долгожданной отмены крепостного права, крестьянская тема стала еще более актуальной, чем до него.

Проблематика

Основной проблемой является, конечно социальная. То как строятся отношения в крестьянской общине, в которой все еще господствует самосуд, то как строятся новые отношения между бывшими господами и их крестьянами. Ведь изменения в обществе невозможны без изменений в душе каждого человека.

В каждой главе также есть своя ключевая проблема. Это проблема русского духовенства, проблема бывших помещиков, проблема положения женщины в обществе.

Идея произведения

Некрасов задумывал поэму, которая бы как зеркало народной жизни отражало бы все, что происходит в стране. Ведь душа у поэта болела за каждого жителя. Кто знает, возможно, если бы Некрасов успел закончить поэму, может быть, он и дал бы ответ на заглавный вопрос. А так он остается открытым, только напрашивается мысль о том, что за собственное счастье человек должен бороться сам. Но личное счастье невозможно без счастья гражданского.

Конец

Вывод

Некрасов трепетно и горячо любил свою страну. Он не мог оставаться в стороне от судеб крестьян, помещиков, попов, бурлаков. Многие из этих людей практически не имели права голоса, поэтому он хотел сказать за них. Герои поэмы так просты и искренни, что читатель сопереживает им с первых строк. Гражданская поэзия для Некрасова — способ сделать что-то на благо страны, от чистого сердца, от бескорыстной любви к своему народу.

2 вариант

В основе сюжета лежит спор семерых мужиков о том, кому же живется на Руси лучше всех. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, они отправляются в странствие, во время которого герои знакомятся с разными людьми.

В поэме выделяется образ народа. Это главное действующее лицо произведения. Даже семеро мужиков обобщены в один образ, это аллегория народа. Они не проявляют индивидуальный характер, в них выражены общие черты народного самосознания.

В произведении также поднимаются народные проблемы: пьянство, труд, свобода и несвобода, грех, бунт и терпение, счастье.

Проблема свободы в том, что русский крестьянин не знал, что делать с этой свободой. Он не мог приспособиться к новой действительности. Народ привык трудиться. Только труд способен возвысить нищих героев над порочностью знати. Значение каждого человека определяется не высоким положением, а вкладом в общее дело – процветание родины.

Русь в поэме бедна и измученна. Но Некрасов описывает ее как великую страну. Он жалеет отчизну. Патриотизм автора выражается в образах, живущих для Родины: сильная характером и терпеливая женщина, крестьянин-богатырь и другие герои.

Счастье для каждого персонажа разное. Для властителей это богатство и положение в обществе, а счастье простого мужика состоит из различных несчастий: били, но не убили.

Помещики в поэме представлены в изобилии. Автор изображает их объективно и даже придает некоторым образам положительный характер. С некоторым сострадания Некрасов изображает Гаврилу Оболт-Оболдуева, который хорошо относился к крестьянам, устраивал для них праздники. Однако с отменой крепостного права потерял все, так как привык к старой жизни. В контрасте с этим персонажам создан образ Последыша-Утятина, чьи родственники подговорили народ обманывать помещика. А когда последний умер, родственники обманули простой люд. Наивысшей точкой дворянского ничтожества является помещик Поливанов, который бьет своего верного слугу и отдает его сына в рекруты за попытку жениться на любимой девушке.

Есть персонажи, чья судьба полностью взаимосвязана с народом. Таковы Ермил Гирин, Гриша Добросклонов. С помощью Гришиного понимания счастья можно понять основную идею произведения: счастлив тот, кто готов жить и работать для всеобщего счастья. Призыв любить свою Родину, а также бороться за свободу и счастье народа – вот главное на протяжении всего повествования, а в образе Гриши Добросклонова эта мысль окончательно воплощена.

В финале автор выражает свою точку зрения и подводит итоги поиска ответа на вопрос: счастливцем признается Гриша Добросклонов. Именно он является представителем народа, способным сделать все ради народа.

Анализ произведения 3

Произведение занимает ключевое место в творчестве Некрасова. В ней поэт размышляет над проблемой народного счастья.

Действие поэмы происходит после отмены крепостной зависимости. Автор с помощью множества примеров показывает, что освобождение от непосредственной власти помещиков не решило всех проблем. Народ остался беден, невежественен, среди его представителей процветает пьянство и жестокость.

Главным героем произведения является народ, как таковой. Недаром образы семь мужичков, которые пошли искать обладателя счастья, того, кто на самом деле живет хорошо, изображены очень схематично. На это жэе указывает тот факт, что они действуют всегда вместе и их сравнительно большое число.

Некрасов разворачивает перед читателем разнообразные картины народной жизни, сложившиеся после крестьянской реформы. Странники – искатели счастливого человека, встречаются с представителями разных сословий, обладателями разного имущественного достатка, наделенных несхожими чертами характера. Истории, которые рассказаны мужичкам, показывают, что Жизнь устроена после реформы далеко не совершенно. Конечно, автор не желает возвращения к старому, цель его поэмы – побудить незамедлительно продолжить двигаться вперед.

Переустроить жизнь, по его мнению, могут выходцы из простонародья, которые, однако, получили образование и могут в своих размышлениях подняться выше своих собственных интересов и потребностей и посвятить всего себя служению общему благу. Таков Гриша Добросклонов, появляющийся ближе к концу произведения. Введя образ революционера из низов, Некрасов показал, что он не видит возможности дальнейших существенных улучшений жизни большинства путем проведения реформ сверху.

Поэма насыщена фольклорными мотивами. Само изложение несколько стилизовано под сказку. Одно количество мужичков-странников – семь, является числом, постоянно используемым в народном творчестве. Использование фольклорных мотивов помогает автору погрузить читателя в гущу народной жизни. Вызываемые ассоциации со слышанными каждым в детстве русским народными сказками, тянут за собой и воспоминания, связанные с общением с простыми крестьянами. Кроме того, стилизованность напоминает, что Некрасов сознательно представляет читателям обобщенные образы.

Поэму можно назвать эпопеей, рисующей перед читателем картины из жизни простого народа. При этом автор показывает какими он видит строителей новой жизни.

Кому на Руси жить хорошо - анализ

Главные герои представлены в виде семи странников, которые реши найти самого счастливого человека на Руси. По пути им встречаются самые разнообразные личности: общинный председатель – очень добрый и честный человек, который не пользуется своим служебным положением и работает на благо народа, крестьянка – сильная и трудолюбивая женщина, повидавшая за жизнь множество бед и несчастий, и интеллигент, добившийся всего в жизни своими собственными руками. Каждый герой располагает большими усилиями для достижения успеха. Но, к несчастью, каждый из них не испытывает полного удовлетворения в жизни. У каждого из них свои проблемы и недуги, но все они пытаются их преодолевать.

Во время путешествия семерых странников поднимаются важные общественные темы: условия жизни людей, достаток сословий, борьба с пережитками крепостничества. Некрасов пытается показать состояние общества того времени. В поэме повествуется о совершенно разных классах людей, отличающихся взглядами на жизнь, предпочтениями и желаниями. Автор пытается раскрыть характер каждого персонажа, показав большой разрыв в социальном расслоении. Некрасов призывает к социальному равенству всех людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

Жанр произведения представляется короткой новеллой, ключевой тематикой которой является изображение трудной жизни детей во Франции в девятнадцатом веке.

Педагоги, психологи и социологи доказали, что мировоззрение личности формируется в процессе обучения и усвоению ею культурных ценностей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит семье и образовательным учреждениям.

Какова же разница между желанием и мечтой? Мало кто различает смысл этих двух понятий, ведь многим кажется, что это одно и тоже. Но это не совсем так. Поэтому, чтобы ответить на выше поставленный вопрос, необходимо разобраться в значении

Семья стариков живет счастливо. У Пульхерии пропала кошка.

Манилов — это первый помещик, которого посещает Павел Чичиков. Этот герой открывает галерею помещиков, созданную Гоголем. И каждый последующий хозяин пал ниже предыдущего. Таким образом, господин Манилов символизирует скромные

История создания

Некрасов начал работать над этой поэмой в шестидесятых годах девятнадцатого века, когда Российская империя стояла на историческом перепутье, а в стране царило воодушевление и появилась жажда перемен.

Направление, жанр, размер

Композиция

В результате основная часть получилась куда короче, чем планировалось, и занимает всего две части, кульминация наступает в третьей, а финал в четвёртой.

Порядок глав детально изображен в кратком содержании по главам от Многомудрого Литрекона.

Во время своего путешествия они встречают и священника, и помещика – однако с удивлением узнают, что и сильные мира сего живут также плохо, как и остальные, а в их жизнях нет счастья. Однако основной упор делается на нелёгком быте и страданиях крестьян, прозябающих в нищете и невежестве.

В кульминации поэмы крестьяне сталкиваются с Григорием Добросклоновым – семинаристом, певцом и народным заступником. Этот молодой человек – символ зарождающегося народного самосознания, идейный борец, который готов отдать свою жизнь за счастье своего народа. Именно его Некрасов и считает самым счастливым человеком на Руси, ведь именно Григорию суждено изменить её. Более подробно о содержании поэмы Литрекон рассказал в кратком пересказе для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.

Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:

герой тип героя характеристика
матрёна тимофеевна корчагина женские образы бедная крестьянка. всю свою жизнь проводит в изматывающем труде, терпя унижения от родственников мужа, которого она чудом спасла от рекрутской службы. сильная духом женщина, готовая на подвиг ради своей семьи. больше всего на свете любит детей. предана мужу, хоть и терпит обиды от его семьи. смелая, упорная, честная, но при этом смирная и терпеливая героиня.
семь мужиков правдоискатели группа крестьян-странников. роман, демьян, лука, иван, митродор, пахом и пров. выражают собой идею правдоискательства, присущую русскому народу. дотошны и целеустремлены. грубы, наивны и невежественны, но при этом отзывчивы, добры и справедливы.
ермил гирин народный заступник крестьянин. порядочен, честен и исполнителен. когда-то держал мельницу, но из-за интриг и подкупа купца едва не потерял её. обратившись к односельчанам, он смог спасти дело всей своей жизни. в благодарность за помощь он вернул долг до последнего рубля. в итоге гирин попал в острог, так как поддержал крестьянское восстание против произвола властей. символизирует собой всё хорошее, что есть в русском мужике.
григорий добросклонов народный заступник сын дьяка. семинарист. после ранней смерти матери начал ассоциировать с ней всю россию. думает о несчастьях своего народа и хочет помочь ему. по мнению некрасова, григорий – самый счастливый человек на руси, воплощение её светлого будущего. он рад тому, что может принести себя в жертву своей стране и повести ее к светлому будущему. Подробнее…
кудеяр грешник персонаж из легенды странника ионушки. когда-то был безжалостным бандитом, но после паломничества в иерусалим покаялся и встал на путь исправления. во сне к кудеяру является угодник и говорит о том, что он искупит свои грехи, если ножом срубит вековой дуб. потратив годы, кудеяр так и не смог этого сделать. но однажды некий пан глуховский начал хвастаться пере стариком о своих злодеяниях и спокойной совести. в гневе кудеяр убивает пана, дуб падает, и бывший разбойник освобождается от чувства вины.
савелий народный заступник крестьянин. родственник корчагиной. глубокий старик, ему уже сто семь лет. грамотен. набожен. вынослив. всю свою жизнь провёл, тяжело трудясь, терпя несправедливости, лишения и унижения. символизирует собой уходящую крепостническую россию со всеми её несправедливостями и страданиями простого народа.
веретенников народный заступник путешественник и собиратель фольклора. общителен. сострадателен. через народное творчество хочет понять русский народ, чтобы найти способ облегчить его жизнь. символизирует собой интеллигенцию, которая, по мнению некрасова, должна стать ближе к крестьянству и его бедам.
гавриил оболт-оболдуев угнетатель шестидесятилетний помещик. гордится своим дворянским происхождением. не приучен к труду. не разбирается в управлении. тоскует об отмене крепостного права, ведь раньше он мог позволить себе роскошную жизнь, теперь же он должен прикладывать усилия, чтобы не обанкротиться. был строг со своими крестьянами. представляет собой утрированный собирательный образ реакционной помещичьей аристократии.
яков холоп верный раб своего барина, который честно трудился и даже любил жестокого господина. однако предел его обид наступил, когда барин отдал в рекруты его племянника, чтобы взять себе его невесту. после этого яков поник, стал угрюм и печален, но отомстил господину: вывез его в лес и повесился перед ним. сам барин дойти не мог, так как был прикован к инвалидной коляске. но он все же выжил, в отличие от слуги.

В поэме еще много героев, и Многомудрый Литрекон охотно о них расскажет, если Вы напишите об этой надобности в комментариях.

Основные проблемы

Смысл

В свой поэме Некрасов отобразил отмирание старого мира. И зарождение нового. Россия, находящаяся на границе двух эпох, становится на путь перемен.

Главная мысль и авторская позиция Некрасова заключается в том, что Россия войдёт в новую эпоху обновлённой и свободной, а её народ будет жить в мире и достатке. Но для этого людям надо сплотиться и осознать новый статус: она не подданные и не холопы, а именно граждане со своими правами и обязанностями.

Фольклор и язык

Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу.

Критика

Литературный критик Буренин, заметив некоторую пошлость и анекдотичность, присущие поэме Некрасова, отмечал её выразительность и значимость. Особенно ему понравилось изображение отмирающего крепостничества.

Основную мысль творчества поэта критики выражали не раз:

Другой критик – Авсеенко, обвинил писателя в устарелости. Публицист увидел в произведении лишь водевиль и анекдот. Он утверждал, что проблемы, описанные Некрасовым в поэме, уже давно неактуальны.

Также рецензенты осуждали чрезмерную растянутость произведения:

И все же критики признавали, что книга Некрасова — это истинно народное произведение, в котором каждый русский человек узнает себя

Значение поэмы подчеркнул и современный критик Дмитрий Быков:

Некрасов Николай Алексеевич

Понять глубину авторского замысла вам поможет краткий и полный анализ поэмы.

Годы написания — 1863-1877.
История создания — Некрасов собирал материалы и до, и в момент написания поэмы. Автору из-за смертельной болезни не удалось закончить произведение из 8 частей, как планировалось, однако он успел закончить одну часть.
Жанр — эпическая, лирическая или социально-философская поэма.
Направление — реализм с элементами фольклора и фантастики.
Основная идея — Рост самосознания крестьянства может помочь ему избавиться от рабского мышления и изменить жизнь.
Тема — Тяжелая жизнь русского народа и мрак рабства в его сознании.
Проблема — Для перемен важно пробудить в крестьянстве осознанность и недовольство нынешним положением.
Композиция — имеет хаотичный порядок, поскольку Некрасов не успел закончить произведение, да и писал его, будучи тяжело больным.
Завязка — семь мужиков отправляются в странствие по Руси, чтоб найти тех, кому живется хорошо;
Развитие сюжета — путешествуя, странники видят картины тяжелой жизни народа и не находят тех, кто живет счастливо;
Кульминация — Гриша Добросклонов чувствует душевный подъем, понимая, что приведет народ к счастью;
Развязка (предполагаемая) — мужики возвращаются домой с пониманием, что надо менять жизнь.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Свобода и преодоление рабства в сознании.

Проблема: Сознание людей инертно и противится переменам. Крестьянам сложно ощутить внутреннюю свободу, так как она не развита.

2. Тема: Несчастливое настоящее и счастливое будущее.

Проблема: Счастливое будущее народ построит, когда осознает свою силу, ценность и значимость.

3. Тема: Счастье человека и народа в целом.

Проблема: Отмена крепостного права изменила жизнь всех сословий, из-за чего они чувствуют себя несчастными и лишившимися чего-то важного.

4. Тема: Социальное неравенство.

Проблема: Дворянство считает крестьян ресурсом, расходным материалом, а не людьми. Савелий же за убийство угнетателя поплатился свободой.

2. Тема: Пьянство русского народа.

Проблема: Без алкоголя жизнь народа стала бы совсем невыносимой. Но водка – это и средство держать людей под контролем.

п.2. Идея и пафос

Впервые русский мужик не бездумно и покорно работает на благо хозяина, а задается вопросом: кто счастливо живет на Руси? Это попытка критически осмыслить свое место и роль в обществе, а также призвать к ответу тех, кто должен был привести страну к лучшей жизни. Крестьянин получил свободу, стал сам себе хозяином, но у него пока нет понимания, как жить дальше. Однако есть осознание, что жить по-прежнему нельзя.

п.3. Место героев в образной системе

п.4. Литературные приёмы

✓Использование народных песен или стилизация под них (Голодная, Соленая, Веселая, Барщинная, Русь и др.).
✓Коллективный герой (народ) – в главах, посвященных ярмарке и пьяной ночи.
✓Мотивы волшебной сказки скатерть-самобранка, волшебное число путников (7), речевые повторы и т.д.
✓Говорящие названия и фамилии: странники проживают в деревнях Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка; главный герой носит фамилию Добросклонов и т.д.
✓Яркий образный язык, полный метафор, сравнений, эпитетов, гипербол.

п.5. Конфликт

В поэме есть внутренний конфликт в сознании крестьянина между обретенной свободой и неумением быть свободным. Мышление крестьян еще остается рабским, холопским, нет понимания своей ценности
Также обозначен внешний социальный конфликт – между высшими и низшими сословиями. Дворяне по-прежнему считают, что являются благодетелями для крестьян, которых они опекают, учат и направляют. Но дворянство живет в роскоши и праздности только за счет крестьянского труда.

Читайте также: