От чего зависят права и обязанности которые устанавливаются в межличностных ролях

Обновлено: 30.06.2024


24 небольшим.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека.
Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения.
Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность.
Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате специальных усилий.
Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности .
Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта.
Экспектации окружающих, социальные нормы, обычаи, мода могут определять те или иные особенности эмоционального проявления человека в определенной ситуации.
Даже различие исторических эпох может предопределить разнообразие эмоциональных проявлений людей, обусловленное их социальными ролями.
Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли.
Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие – только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.
Формальные отношения часто сопровождаются не формальными, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию.
Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
Так, коллеги, работающие вместе и связанные формальными отношениями, скорее всего испытывают по отношению друг к другу какие-то чувства, хотя работа предполагает согласованность действий прежде всего на конвенциональном уровне.
Здесь чувства участников взаимодействия по отношению друг к другу выступают как побочный, но относительно стойкий эффект.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами.
Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
При различных подходах к интерпретации социальные роли определяются как:
1) фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;
2) функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
3) общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несет печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);
4) поведение личности в соответствии с ее общественным статусом; обобщенный
способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия в зависимости от их статуса в обществе, и системе межличностных отношений;
5) существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение в его взаимодействии с другими индивидами;
6) система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;
7) открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;


27
Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов.
Одна из таких концепций – теория ролевой напряженности У. Гуда.
Сходный подход можно обнаружить и в работах Н. Гросса , У. Мэйсона .
Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов.
Первая связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя.
Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли.
К третьей группе факторов авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию.
Исходя из анализа этих факторов, можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.
ЛЕКЦИЯ № 8. Общение как социально-психологическое явление
1.
Понятие общения
При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.
Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры.
Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли.
Поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами.
Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами.
Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт.
Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.
Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.
Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции.
В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются.
Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.
Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов.
Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.
Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.
Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений.
В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально.
Каждый развивает свой собственный тип обращения.
Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.


28
Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли.
Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник.
В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу.
В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями.
Участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов.
Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля.
В то же время особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.
Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.
Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.
Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов
(личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.
В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.
Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (

Читайте также: