Угрожает ли демократии многообразие точек зрения в средствах массовой

Обновлено: 28.06.2024

Текст. Русский философ и общественный деятель П. И. Новгородцев (1866—1924) о демократии.

Древний мир знал только непосредственную демократию, в которой народ сам правит государством через общее народное собрание. Понятие демократии совпадало здесь с понятием демократической формы правления, с понятием непосредственного народоправства. Из новых писателей это греческое словоупотребление воспроизводит Руссо: и для него демократия есть форма правления, в которой народ непосредственно не только законодательствует, но и управляет. Но, с другой стороны, именно Руссо дал основание теоретическое для того более широкого понимания демократии, которое утвердилось в XIX и XX столетиях. Поскольку он допускал, что с верховенством народа совместимы различные формы правительственной власти — и демократическая, и аристократическая, и монархическая, он открыл теоретическую возможность для нового понимания демократии как форты государства, в котором верховная власть принадлежит народу, а формы правления могут быть разные. Сам Руссо считал демократию возможной только в виде непосредственного народоправства, соединяющего законодательство с исполнением. Те формы правления, в которых народ оставляет за собой только верховную законодательную власть, а исполнение передает монарху или коллегии немногих, он признавал законными с точки зрения народного суверенитета, но не называл их демократическими. При этом он вообще ни в каких правовых формах не допускал представительства. В отличие от Руссо позднейшая теория распространила понятие демократии на все формы государства, в котором народу принадлежит верховенство в установлении власти и контроль над нею. При этом допускается, что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и через представителей.

Новгородцев П. И. Демократия на распутье / П. И. Новгородцев // Антология мировой политической мысли. — М., 1997. — Т. 4. — С. 415—416.

Вопросы и задания. 1) Что нового по сравнению с текстом учебника вы узнали о демократии? 2) В чем суть непосредственной формы демократии? 3) Приведите примеры проявлений непосредственной демократии, привлекая знания, полученные из курса истории, современности и свой личный опыт. 4) Какой вклад, по мнению П. И. Новгородцева, внес Руссо в теорию демократии? 5) В чем ограниченность взглядов Руссо на демократию? Ответ поясните. 6) Что такое представительная форма демократии? 7) На конкретных примерах покажите, как она проявляется. 8) Опираясь на текст и ранее изученные знания, раскройте суть современного научного знания о демократии.

2.1. Верны ли приведенные ниже суждения о демократии?


  • В развитых демократиях все трудоспособные граждане работают и получают по труду.

  • Демократия в современных условиях осуществляется только через избранных народом представителей.

    1. К вам попал фрагмент следующего содержания. Каждая фракция должна иметь возможность в равной мере высказывать свою позицию по ключевым вопросам развития страны, предлагать своих представителей в руководство комитетов и комиссий, добиваться включения в повестку дня интересующих ее проблем. Целесообразно также утвердить законом процедуру парламентских расследований.

      1. В некой стране N действует всенародно избранный парламент, в котором работает несколько партийных фракций. Является ли эта страна демократической? Какие дополнительные сведения вы должны получить, чтобы ответить на этот вопрос?

      Политологи отмечают, что к концу XX столетия выявилась следующая закономерность: не во всех странах с рыночной экономикой установлена демократическая форма правления, но во всех странах с демократической формой правления действует рыночная экономика. Как объяснить установленную закономерность? Каковы ее конкретные механизмы?

      Одна из проблем российской демократии — сложность принятия и реализации компетентных политических решений. Многие ученые, политики и рядовые граждане пред-

      лагают возможные пути ее преодоления. Приведем некоторые из этих

      — отменить референдумы, ибо большинство граждан еще не готовы принимать осознанные, важные для страны решения;

      — заменить прямые выборы косвенными, при которых непосредственное избрание в органы государственной власти осуществляли бы наиболее образованные люди. Они смогли бы действительно отобрать наиболее достойных представителей из числа претендентов на власть;

      — ужесточить меру ответственности за нарушение законодательно установленных правил.

      Как вы относитесь к этим предложениям? Приведите аргументы за или против каждого из них. Возможно, у вас есть свои варианты решений, предложите их для обсуждения.

      6.1. Демократия: идеал и действительность глазами старшеклассников (на примере своей школы).

      6.2. Взгляды лидеров молодежных движений на проблемы российской демократии и пути их решения (по материалам средств массовой информации).

      7.1. Современные теории демократии.

      7.2. Идеи демократии в истории политической мысли.

      Приведите примеры своего участия в решении вопросов школьного и ученического коллектива. Оцените это участие с позиций изученных знаний о демократических принципах и нормах.

      2. Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.

      4. Назовите не менее трех функций СМИ.

      5. Какой из принципов демократического государства нарушается, если в парламент страны может избираться только человек, владеющий недвижимой собственностью?

      6. На трех примерах проиллюстрируйте различные формы непосредственного политического участия.

      7. Перечислите не менее трех функций политических партий в современном мире.

      Ответ

      Ответы

      Ответ

      1. Конечно не угрожает. Более того, многообразие точек зрения (плюрализм мнений) в СМИ - это одна из ключевых составляющих демократии. Во-первых, у каждого человека есть возможность рассмотреть одну проблему с различных ракурсов. Во-вторых, у каждого человека есть возможность в широком спектре мнений найти то, которое его больше всего удовлетворяет.

      2. Многопартийность политической системы России подтверждается (формально) Единой Россией, коммунистической партией РФ, Либерально-демократической партией России.

      3. Политическая система - это совокупность государственных и негосударственных институтов и норм, регулирующих политическую деятельность определенного общества. То есть, что представляют из себя властные структуры (разделение властей, "вертикаль" или что-либо другое) , что представляет из себя общество (естественное или гражданское) . И каким образом осуществляется управление обществом государственной властью.

      4. Можно поздравить с избранием при условии, что он избирался по мажоритарной системе относительного большинства, то есть в этом случае достаточно набрать больше голосов, чем у любого другого конкурента. Если на выборах требуется абсолютное большинство голосов, то ему придется еще раз, но уже только с одним конкурентом (который набрал 31%). С5. 1) Освещение деятельности политических функционеров (президента, министров, депутатов и сенаторов, оппозиционных деятелей и др.) ; 2) анализ ("разбор по косточкам") политических решений, публичных высказываний политиков; 3) журналистские расследования ("цепные псы демократии"); 4) предоставление медиа-площадки для агитации какой-либо партии, программы, для пиара какого-либо политика, для проведения политических дебатов.

      5. Нарушается такой принцип, как равноправие граждан, то есть равная возможность участия в политической жизни.

      6. Всеобщие выборы Президента РФ (в нашей стране - каждые 4 года), Референдум (политическое событие 1993 года), Возможность пользоваться правом быть избранным в кандидаты (от 35 лет, долгое проживание на территории страны)

      7. 1представительство во властных структурах интересов различных слоев общества (функция социального представительства). (Например, во время выборов в стране Z большинство населения проголосовало за партию, выражающую интересы представителей малого бизнеса), 2политическая социализация граждан. (Например, политическая партия Х провела встречу с избирателями, на которой обсуждались вопросы важности участия в политических выборах, необходимости проведения определенных реформ);

      3участие в избирательных кампаниях (политическая функция). (Например, все политические партии страны Z выдвигают своих кандидатов на выборах в Парламент, проводят политическую агитацию граждан).

      8. смысл понятия, например: политический процесс - совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализации ими собственных интересов и целей; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

      2одно предложение с информацией о формах политического участия граждан: Формами политического участия граждан являются выборы и референдумы, митинги и участие в политических организациях, обращение в органы государственной власти; (Может быть составлено другое предложение, содержащее

      информацию о формах политического участия граждан.)

      3одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса главную задачу субъектов политического процесса, например: Главная задача субъектов политического процесса - завоевать и использовать государственную власть для воплощения в жизнь определённых интересов. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса главную задачу субъектов политического процесса.)

      2. Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.

      4. Назовите не менее трех функций СМИ.

      5. Какой из принципов демократического государства нарушается, если в парламент страны может избираться только человек, владеющий недвижимой собственностью?

      6. На трех примерах проиллюстрируйте различные формы непосредственного политического участия.

      7. Перечислите не менее трех функций политических партий в современном мире.

      Ответ

      Ответы на вопрос

      Ответ

      1. Конечно не угрожает. Более того, многообразие точек зрения (плюрализм мнений) в СМИ - это одна из ключевых составляющих демократии. Во-первых, у каждого человека есть возможность рассмотреть одну проблему с различных ракурсов. Во-вторых, у каждого человека есть возможность в широком спектре мнений найти то, которое его больше всего удовлетворяет.

      2. Многопартийность политической системы России подтверждается (формально) Единой Россией, коммунистической партией РФ, Либерально-демократической партией России.

      3. Политическая система - это совокупность государственных и негосударственных институтов и норм, регулирующих политическую деятельность определенного общества. То есть, что представляют из себя властные структуры (разделение властей, "вертикаль" или что-либо другое) , что представляет из себя общество (естественное или гражданское) . И каким образом осуществляется управление обществом государственной властью.

      4. Можно поздравить с избранием при условии, что он избирался по мажоритарной системе относительного большинства, то есть в этом случае достаточно набрать больше голосов, чем у любого другого конкурента. Если на выборах требуется абсолютное большинство голосов, то ему придется еще раз, но уже только с одним конкурентом (который набрал 31%). С5. 1) Освещение деятельности политических функционеров (президента, министров, депутатов и сенаторов, оппозиционных деятелей и др.) ; 2) анализ ("разбор по косточкам") политических решений, публичных высказываний политиков; 3) журналистские расследования ("цепные псы демократии"); 4) предоставление медиа-площадки для агитации какой-либо партии, программы, для пиара какого-либо политика, для проведения политических дебатов.

      5. Нарушается такой принцип, как равноправие граждан, то есть равная возможность участия в политической жизни.

      6. Всеобщие выборы Президента РФ (в нашей стране - каждые 4 года), Референдум (политическое событие 1993 года), Возможность пользоваться правом быть избранным в кандидаты (от 35 лет, долгое проживание на территории страны)

      7. 1представительство во властных структурах интересов различных слоев общества (функция социального представительства). (Например, во время выборов в стране Z большинство населения проголосовало за партию, выражающую интересы представителей малого бизнеса), 2политическая социализация граждан. (Например, политическая партия Х провела встречу с избирателями, на которой обсуждались вопросы важности участия в политических выборах, необходимости проведения определенных реформ);

      3участие в избирательных кампаниях (политическая функция). (Например, все политические партии страны Z выдвигают своих кандидатов на выборах в Парламент, проводят политическую агитацию граждан).

      8. смысл понятия, например: политический процесс - совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализации ими собственных интересов и целей; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

      2одно предложение с информацией о формах политического участия граждан: Формами политического участия граждан являются выборы и референдумы, митинги и участие в политических организациях, обращение в органы государственной власти; (Может быть составлено другое предложение, содержащее

      информацию о формах политического участия граждан.)

      3одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса главную задачу субъектов политического процесса, например: Главная задача субъектов политического процесса - завоевать и использовать государственную власть для воплощения в жизнь определённых интересов. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса главную задачу субъектов политического процесса.)

      Ответ

      Свобода и ответственность -две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность. ответственность-направляет свободу. Т.е. свобода выбора- это прежде всего ответственность за всой выбор, за совершение тех или иных поступков.

      Ответ

      В широком смысле: Общество, социум — многозначное понятие, которое в общеупотребительном смысле означает группу людей, которая характеризуется общими интересами и может иметь отличительную культуру и учреждения. Общество можно также объяснить как организованную группу людей, связанных вместе в религиозных, доброжелательных, культурных, научных, политических, экономических, патриотических, региональных, или других целях.

      В узком: как наука, школьный предмет. Общество — основополагающая категория философии и социологии. Философско-теоретический анализ общества возможен только на базе исследования его идеальной модели. На протяжении всей истории человечества происходил постоянный поиск этой модели и попытки её

      Ответ

      я только мог ответить на 3 вапрос

      Ответ

      Всовременном ире роль общества велика. технологический прогресс, развитие коммуникаций, процесс - все это сопровождается развитием науки и не отделимо от этого процесса. самые развитые государства - информационные. сейчас одной из самых востребованных ресурсов является научный прогресс.

      Читайте также: