Уголовное уложение германской империи 1871 года не предусматривала такого вида наказания как

Обновлено: 04.07.2024

При определении объема прав кодекс исходит из принципа юридического равенства.


  • индивидуальную (частную);

  • государственную (общественное обладание);

  • общинно-коммунальную.

Помимо права собственности Кодекс Наполеона знает и другие вещные права: право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сер­витут, право залога), владение, держание. Кодекс Наполеона уничтожил различие между родовым и благоприоб­ретенным имуществом, запретил субституции, разрешил мену недви­жимых имуществ.

Помимо договора к основаниям возникновения обязательств кодекс относит причинение вреда.


  • взаимное согласие супругов (как в любом договоре - принцип согласия обязываемой стороны);

  • достижение брачного возраста (для мужчин – 18 лет, для женщин – 15 лет);

  • не состоять в другом браке;

  • согласие родителей для детей, не достигших определенного возраста (сын- 25 лет, дочь - 21 год).

Следствием власти мужа является ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспо­собность женщины означала, что она не могла самостоятельно осу­ществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесу­дебные.

Имущественные отношения супругов определялись брачным договором, заключенным до совершения брака. По общему правилу, если в брач­ном договоре специально не было предусмотрено иное, имущество жены поступало в управление мужа и он распоряжался доходами с этого иму­щества.

Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до дос­тижения совершеннолетия или до эмансипации - освобождения из-под власти.


  • отменены некоторые формальности, мешающие заключению брака;

  • урегулирован вопрос о заключении брака незаконнорожденным ребен­ком;

  • мать получила реальное право давать согласие на брак своих детей.

5. Кодекс разрешал наследование по закону и по завещанию. Однако заве­щательная свобода была ограничена и поставлена в зависимость от того, оставил наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно было распоряжаться по завещанию половиной имущества, при двух детях - одной четвертью имущества. Если детей не было, но имелись родственники, восходящие по одной линии, то завещатель распоряжался тремя четвертями имущества, а если оставались родственники, восходящие по обеим линиям, - половиной имущества.

Свободное от завещательного распоряжения имущество наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой сте­пени. Ближайшая степень родства исключала дальнейшую. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пере­жившему супругу. В 1917 г. круг наследников был ограничен шестой сте­пенью родства.
Вопрос 62. Уголовный кодекс Франции 1810 г.
1. Уголовный кодекс Франции 1810г. состоит из Общей и Особенной частей. Общую часть кодекса образуют первые две книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Особенную часть составляют третья и четвертая книги - в них содер­жится перечень преступных деяний.

2. Первая книга кодекса посвящена наказаниям уголовным (мучительным и позорящим) и исправительным.

Кодекс подробно описывает порядок применения каждого наказания. Мучительными и позорящими наказаниями были: смерть, каторжные работы, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях одновре­менно с применением одного из указанных наказаний допускалось клей­мение.

К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, лишение избирательных прав и запрещение зани­мать государственные должности.

Среди исправительных наказаний кодекс называет тюремное заключе­ние в исправительном заведении, временное лишение политических, гражданских и семейных прав, штраф.

3. Вторая книга кодекса устанавливает основания ответственности и осно­вания освобождения от ответственности. К последним относятся безу­мие и принуждение к совершению преступлений силой. Подробно описываются различные формы соучастия: подстрека­тельство, пособничество.

Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответст­венности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания, чем к лицам, достигшим этого возраста. Многие вопросы уголовного права еще не были разработаны: не опре­делялись формы вины, не говорилось о совокупности преступлений, о давности.


  • публичные правонарушения, к которым отнесены действия, направлен­ные против безопасности государства, против имперской конституции, против общественного спокойствия;

  • частные правонарушения, то есть правонарушения, направленные про­тив частных лиц, имеющие объектом посягательства либо личность, либо собственность. Более половины статей посвящено охране собственности.

Германский союз был международным объединением государств. Каждое из вошедших в союз государств сохраняло свою независимость. Реаль­ное главенство в союзе принадлежало Австрии. Единственным централь­ным органом власти был Союзный сейм, состоявший из представителей правительств государств, вошедших в союз. Решения сейма требовали единодушного согласия всех его членов, что парализовывало его дея­тельность.

Пруссия, претендовавшая вместо Австрии на роль объединительной силы в Германии, приняла в 1818г. таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгласивший свободу передвижения между всеми его провинциями. В 1819 г. на Венской конференции германских правительств делегаты Пруссии вы­ступили с инициативой распространить действие прусского таможен­ного закона на весь союз.

Несмотря на антипрусскую реакцию австрийского правительства, с 1819 по 1833 гг. Пруссия добилась заключения таможенных соглашений с отдельными германскими правительствами. Итогом стало создание в 1834г. Таможенного союза германских государств, в который вошло 20 членов Германского союза под руководством Пруссии. Австрия попыталась под­чинить Таможенный союз Союзному сейму, но эти попытки были сорва­ны Пруссией.

В 1847 г. на конференции Таможенного союза был принят Общегерман­ский вексельный устав, впервые применивший единообразное регули­рование вексельного оборота. Его принятие укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как в основу устава был положен прусский про­ект Вексельного закона.

В 1857 г. на обсуждение Союзного сейма были представлены два проекта Торгового кодекса, прусский и австрийский. Законодатели выбрали в ка­честве основы для будущей общегерманской кодификации торгового права прусский проект, более лаконичный и ясный. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового простран­ства Германии.

2. В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганновер, Нассау, Франкфурт и др. земли, увеличив тем самым свою терри­торию. В том же 1866 г. был упразднен Германский союз и образовался Северо-Германский союз, в который вошли все северогерманские госу­дарства, а также ряд западных и южногерманских. В 1867 г. была принята конституция Северо-Германского союза, согласно которой вся власть переходила президенту союза - прусскому королю, канцлеру и Общесоюзному рейхстагу. Нижняя палата рейхстага созда­валась на основе всеобщего избирательного права.

3. В 1870 г. Пруссия начала войну с Францией, победоносно закончив ее и заключив в 1871 г. Франкфуртский мир - договор, по которому к Герма­нии были присоединены Эльзас и Лотарингия и получена контрибуция в размере 5 млрд. франков.

Объединение Германии завершилось присоединением Бадена, Баварии, Вюртемберга, Гессен-Дармштадта, что было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. 18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провоз­глашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство - Германская империя.

4. Согласно Конституции Германской империи 1871 г. в состав империи вошли 22 монархии и несколько вольных городов. Главой империи был прусский король. Королю присваивался титул импе­ратора. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников импе­рии, включая главу правительства - имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла ему непосредственное руководство министрами империи и самой Пруссии. Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата) - назначались правительствами союзных государств. Бундесрат считался высшим пред­ставительным органом, в котором были представлены германские го­сударства. Нормы представительства от каждой земли были установле­ны в конституции. Пруссию представляли 17 депутатов, остальные госу­дарства имели от одного до шести депутатов. Союзный совет вместе с рейхстагом представлял исполнительную и за­конодательную власть. Рейхстаг был вначале учредительным собрани­ем, а затем органом, участвовавшим в законодательстве, принятии бюджета и контроле за исполнительной властью. Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном про­цессе, но фактическая власть рейхстага была небольшой. Законы, при­нятые рейхстагом, должны были быть утверждены бундесратом. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законо­проект, бундесрат утверждал его в качестве указа. Имперское правительство было представлено единственным лицом - канцлером. Кабинета министров не существовало.
Вопрос 64. Германское Уголовное уложение 1871 г.


  • в первой части содержались положения о разграничении преступлений, проступков и полицейских нарушений; об ответственности германских граждан в случае совершения правонарушений за границей и другие вступительные положения;

  • во второй, части излагались общие вопросы уголовного права: о стадиях преступления, о соучастии, о смягчающих и отягчающих обстоятель­ствах;

  • третья часть включала в себя нормы, касающиеся отдельных видов преступлений, то есть представляла собой Особенную часть.

  • на первом месте стояли государственные - оскорбление императора и местных государей, фальшивомонетничество, основание тайных орга­низаций, участие в союзе, целью которого являлось незаконное проти­водействие применению законов или мероприятий органов управления;

  • специальная глава посвящалась преступлениям против религии;

  • преступления против собственности и против личности;

  • полицейские нарушения, среди которых уложение называет широкий круг деяний - изготовление печатей, нарушение правил о выезде за границу, хранение оружия и т. п.

  • состязательность;

  • независимость следственного судьи от прокурора;

  • допущение защиты в стадии предварительного следствия.

Обвинитель и подсудимый (и его защитник) пользовались равными про­цессуальными правами.
Вопрос 65. Германское гражданское уложение 1896 г.
1. Германское гражданское уложение было принято в 1896 г. в силу необхо­димости унификации права.

В качестве субъектов гражданских правоотношений уложение признает физических и юридических лиц.


  • ферейны (общества, союзы), под которыми понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (преследу­ющими цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (пресле­дующими культурные, научные и подобные им цели);

  • учреждения, которые образуются в силу волеизъявлений частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели известное имущество.

В 1871-м году было издано УУ Германии. В нем отразились современные гуманистические и либеральные тенденции, построен он был на основе уг-го кодекса Наполеона. Смертная казнь предусматривалась только в 2х случаях: а)за убийство главы государства; б)за убийство по заранее продуманному плану. За публичное посягательство на гос-ный строй, покушение на императора, виновный наказывался 10тью годами лишения свободы. УУ 1871 года состояло из 3х частей. В 1ой части содержались положения о разграничении преступлений, проступков и полицейских нарушений; об ответ-сти германских граждан в случае совершения правонарушений за границей. Во 2ой части излагались общие ?ы уг-го права: о стадиях преступления, о соучастии, о смягчающих и отягчающих обстоят-вах. 3я часть включала в себя нормы, касающиеся отдельных видов преступлений, представляла собой особенную часть. Среди преступлений на 1ое место ставили гос-ные: а)оскорбление императора и местных государей, б)фальшивомонетничество, в)основание тайных организаций, г)участие в союзе с целью незаконного противодействия применению законов или мероприятий органов управления. Спец-ная глава посвящалась преступлениям против религии. Значительное внимание Уложение уделяло преступлениям против собственности и против личности. Среди полицейских нарушений Уложение называет довольно широкий круг деяний: а)изготовление печати, б)нарушение правил о выезде за границу, в)хранение оружия и т.п. Уложение обязывало каждого немца оказывать содействие полиции. Германское Уложение предусматривало довольно суровые наказания: смертную казнь; заключение в рабочем доме; тюремное заключение или помещение в крепость; арест; ограничение в правах; штраф. Основная цель наказания - устрашение, особенно если речь шла о тяжких преступлениях. Наиболее сурово наказывались лица, совершавшие гос-ные преступления, преступления против религии и против собственности. Вместе с тем в Уложении прослеживается стремление построить карательную систему с учетом личности преступника и совершенного им преступления.

ГГУ было принято в 1896 г. в силу необходимости унификации права. В качестве субъектов граж-ких право-ний У-ие признает физ. и юр. лиц. Правоспособность физ. лиц основывается на принципе юр-кого равенства. Совершеннолетие наступает с 21 года. В возрасте от 7лет до 21 года У-ие устанавливает различные степени ограниченной дееспособности. ГГУ называет 2а вида юр.лиц: а)ферейны (общества, союзы), под к-рыми понимаются союзы лиц, с к-рыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (преследующими цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (преследующими культурные, научные и подобные им цели); б)учреждения, к-рые образуются в силу волеизъявлений частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели известное имущество. У-ие не определяет содержания правоспособности юр.лиц. Она вытекает из самого факта их образования. Все вещи У-ие делит на зем.участки и движимые вещи, строго различая правовой режим движимых и недвижимых вещей. ГГУ называет ряд вещных прав: право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные и личные сервитута, узуфрукт, право застройки), право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты, рыбной ловли). Основным вещным правом яв-ся право собственности - "Собственник вещи может обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на нее". У-ие подчеркивает свободу частной собственности, содержит ограничения прав собственника. Определение обязательства: "В силу обяз-ва кредитор управомочен требовать от должника предоставления. Предоставление может состоять также в воздержании". Наиболее распространенным способом возникновения обязательственных право-ний явл. договор. У-ие не дает определения договора. Но можно выделить его черты: дог-р понимается как юр-кая связь, установленная между несколькими лицами; содержанием дог-ра может быть как положит-е действие, так и воздержание от такового. Дог-ные отно-ия по У-ию строятся на принципе свободы договора. Предоставляя частным лицам свободу по установлению дог-ных обяз-ств, У-ие устанавливает условия их действительности: соответствие договора законам; деесп-ть лиц, заключающих сделку. ГГУ регулирует более 20 видов договоров - купля-продажа, наем, мена и др. У-ие также признает деликты. По общему правилу ответ-ть несет лицо, виновное в причинении вреда. У-ие не признает имущ-го возмещения неимущ-го вреда. У-ие признает единственной законной формой брака граждан.брак. Брачный возраст для ж - 16 лет, для м - 21 год. Необходимым условием вступления в брак явл. наличие обоюдного согласия на брак. Для несовершен-их требуется согласие родителей. Препятствиями для действительности брака могут служить: близкое родство; нерасторжение 1го брака; женщине не разрешалось вступать в новый брак в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего. Развод допускается только в определенных з-ном случаях. Основания для развода: прелюбодеяние; посягательство на жизнь др.супруга; злонамеренное оставление; грубое нарушение брач.обязанностей; тяжелая болезнь. Имущ-ные отношения супругов определяются брачным договором. Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на принципе осуществления родительской власти отцом. Родительская власть переходит к матери лишь после смерти отца или лишения его родительской власти. При наследовании по закону У-ие закрепляло систему парантелл (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. 1ю парантеллу составляли нисходящие наследники, 2ю парантеллу - родители и их нисходящие родственники, 3ю - дед и бабка и их нисходящие родственники и т. д. Особое положение занимал переживший супруг. При наличии наследников первых 2х линий, а также деда и бабки ему предоставлялось право собственности только на часть наследства умершего, если же родственников 1ой и 2ой линии, деда или бабки нет, к пережившему супругу переходило все наследство. При наследовании по завещанию У-ие исходит из принципа свободы завещаний.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 280 244
  • КНИГИ 663 407
  • СЕРИИ 25 520
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 617 341

Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождая тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современные государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Предмет всеобщей истории государства и права как учебной дисциплины определяется с учетом названных реалий.

Всеобщая история государства и права исследует вопросы возникновения, развития, функционирования государства и права стран, которые в определенную эпоху воплотили наиболее характерные черты государственности данного исторического времени и региона; анализирует содержание государственно-правовых процессов, происходящих в определенном времени и пространстве; раскрывает присущие им причинно-следственные связи, а также закономерности государственно-правовой истории, равно как и наиболее типичные ее особенности, проявляющиеся в разных странах в различные времена.

Всеобщая история государства и права в числе важнейших конкретно-исторических проблем изучает механизмы возникновения и развития прав человека и гражданина, правового государства, федерализма, разделения властей, парламентаризма, основных институтов частного и публичного права. Она дает возможность учитывать достижения прошлого, равно как и учиться на совершенных ошибках, чтобы их не повторять.

Место всеобщей истории государства и права в системе юридических дисциплин в главном определяют реалии объекта исследования. Всеобщая история государства и права отмечает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. Кардинально усложнившееся в период разложения первобытно-общинного строя бытие человечества, угроза его ослабления, распада и даже гибели стали объективной причиной образования особой, стоящей над ним регулирующей силы, а отсюда и государства, обеспечивающего его жизнеспособность и целостность. Этот длительный и сложный процесс (его ускоряли лишь некоторые экстремальные обстоятельства, например, угроза внешнего вторжения и т. п.) постепенно приобретал все более отчетливо выраженный политический характер. По мере углубления социального расслоения механизм государства оказывался все более подчиненным верхам общества, ставящим его на службу в первую очередь своим интересам.

В дальнейшем необходимость государства и права обусловливается совокупностью причин самого различного, прежде всего общенационального, порядка. Даже в странах, где государственная власть особенно интенсивно использовалась и используется в узкоклассовых, подчас клановых целях, государство, как и основная часть права, сохраняет и общественное предназначение: защита от стихийных бедствий, эпидемий, борьба с общеуголовной преступностью, во многом оборона страны и другое, отвечающее интересам большинства.

Государство и право выступают как определенное выражение гражданской общности, приобретая при этом ту или иную степень относительной самостоятельности. Они начинают функционировать, во многом подчиняясь внутренней закономерности своего развития. При этом важно, каким является государство — авторитарным или демократическим, какие социальные слои и группы контролируют механизм его развития, замедляя или стимулируя общественный прогресс.

Необходимо учитывать и многообразие государственно-правового развития отдельных стран. Истории известны локально сформировавшиеся общества, которые занимают определенные территории и имеют важные самобытные социально-экономические, религиозно-культурные и государственно-правовые особенности. Соответственно им присущи свои мотивы и стереотипы поведения; своя система ценностей, равно как и средств их сохранения. Своеобразие этих стран обусловливалось многими конкретно-историческими причинами, среди которых природно-климатические условия и нередко географическая изолированность от остального мира занимали далеко не последнее место. В таких условиях страны, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического развития, формировали неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности.

Неоднозначность государственно-правового развития особенно ярко проявлялась во времена Древнего мира и отчасти Средневековья. Лишь постепенно, в последующие века, по мере упрочнения взаимосвязей наметилось преодоление этого феномена, что подтверждает в конечном итоге глобальное единство развития человечества. Причем и в настоящее время магистральные, доминирующие закономерности развития государства и права, в каждой стране проявляются неодинаково.

Сказанное во многом определяет взаимосвязь всеобщей истории государства и права с теорией государства и права.

Обе эти дисциплины, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, совместно изучают доминирующие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. В итоге научно обоснованное раскрытие сути государственно-правового процесса предполагает тесное взаимодействие этих наук.

Идейно-теоретические установки, господствующие в той или иной стране в определенный исторический период, многообразны, а также относительно самостоятельны. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как они оказали влияние на развитие государственно-правовых институтов изучаемой страны.

Всеобщая история государства и права и история государства и права России сообща решают задачи, стоящие перед историко-юридической наукой, но различаются по предмету.

Оба предмета совместно с теорией государства и права и историей политических и правовых учений образуют группу теоретико-исторических наук, составляющих теоретическую, а если говорить в более широком плане — гносеологическую основу отраслевых юридических наук. Они формулируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции.

При определении объема прав кодекс исходит из принципа юридического равенства.


  • индивидуальную (частную);

  • государственную (общественное обладание);

  • общинно-коммунальную.

Помимо права собственности Кодекс Наполеона знает и другие вещные права: право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сер­витут, право залога), владение, держание. Кодекс Наполеона уничтожил различие между родовым и благоприоб­ретенным имуществом, запретил субституции, разрешил мену недви­жимых имуществ.

Помимо договора к основаниям возникновения обязательств кодекс относит причинение вреда.


  • взаимное согласие супругов (как в любом договоре - принцип согласия обязываемой стороны);

  • достижение брачного возраста (для мужчин – 18 лет, для женщин – 15 лет);

  • не состоять в другом браке;

  • согласие родителей для детей, не достигших определенного возраста (сын- 25 лет, дочь - 21 год).

Следствием власти мужа является ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспо­собность женщины означала, что она не могла самостоятельно осу­ществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесу­дебные.

Имущественные отношения супругов определялись брачным договором, заключенным до совершения брака. По общему правилу, если в брач­ном договоре специально не было предусмотрено иное, имущество жены поступало в управление мужа и он распоряжался доходами с этого иму­щества.

Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до дос­тижения совершеннолетия или до эмансипации - освобождения из-под власти.


  • отменены некоторые формальности, мешающие заключению брака;

  • урегулирован вопрос о заключении брака незаконнорожденным ребен­ком;

  • мать получила реальное право давать согласие на брак своих детей.

5. Кодекс разрешал наследование по закону и по завещанию. Однако заве­щательная свобода была ограничена и поставлена в зависимость от того, оставил наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно было распоряжаться по завещанию половиной имущества, при двух детях - одной четвертью имущества. Если детей не было, но имелись родственники, восходящие по одной линии, то завещатель распоряжался тремя четвертями имущества, а если оставались родственники, восходящие по обеим линиям, - половиной имущества.

Свободное от завещательного распоряжения имущество наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой сте­пени. Ближайшая степень родства исключала дальнейшую. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пере­жившему супругу. В 1917 г. круг наследников был ограничен шестой сте­пенью родства.
Вопрос 62. Уголовный кодекс Франции 1810 г.
1. Уголовный кодекс Франции 1810г. состоит из Общей и Особенной частей. Общую часть кодекса образуют первые две книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Особенную часть составляют третья и четвертая книги - в них содер­жится перечень преступных деяний.

2. Первая книга кодекса посвящена наказаниям уголовным (мучительным и позорящим) и исправительным.

Кодекс подробно описывает порядок применения каждого наказания. Мучительными и позорящими наказаниями были: смерть, каторжные работы, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях одновре­менно с применением одного из указанных наказаний допускалось клей­мение.

К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, лишение избирательных прав и запрещение зани­мать государственные должности.

Среди исправительных наказаний кодекс называет тюремное заключе­ние в исправительном заведении, временное лишение политических, гражданских и семейных прав, штраф.

3. Вторая книга кодекса устанавливает основания ответственности и осно­вания освобождения от ответственности. К последним относятся безу­мие и принуждение к совершению преступлений силой. Подробно описываются различные формы соучастия: подстрека­тельство, пособничество.

Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответст­венности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания, чем к лицам, достигшим этого возраста. Многие вопросы уголовного права еще не были разработаны: не опре­делялись формы вины, не говорилось о совокупности преступлений, о давности.


  • публичные правонарушения, к которым отнесены действия, направлен­ные против безопасности государства, против имперской конституции, против общественного спокойствия;

  • частные правонарушения, то есть правонарушения, направленные про­тив частных лиц, имеющие объектом посягательства либо личность, либо собственность. Более половины статей посвящено охране собственности.

Германский союз был международным объединением государств. Каждое из вошедших в союз государств сохраняло свою независимость. Реаль­ное главенство в союзе принадлежало Австрии. Единственным централь­ным органом власти был Союзный сейм, состоявший из представителей правительств государств, вошедших в союз. Решения сейма требовали единодушного согласия всех его членов, что парализовывало его дея­тельность.

Пруссия, претендовавшая вместо Австрии на роль объединительной силы в Германии, приняла в 1818г. таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгласивший свободу передвижения между всеми его провинциями. В 1819 г. на Венской конференции германских правительств делегаты Пруссии вы­ступили с инициативой распространить действие прусского таможен­ного закона на весь союз.

Несмотря на антипрусскую реакцию австрийского правительства, с 1819 по 1833 гг. Пруссия добилась заключения таможенных соглашений с отдельными германскими правительствами. Итогом стало создание в 1834г. Таможенного союза германских государств, в который вошло 20 членов Германского союза под руководством Пруссии. Австрия попыталась под­чинить Таможенный союз Союзному сейму, но эти попытки были сорва­ны Пруссией.

В 1847 г. на конференции Таможенного союза был принят Общегерман­ский вексельный устав, впервые применивший единообразное регули­рование вексельного оборота. Его принятие укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как в основу устава был положен прусский про­ект Вексельного закона.

В 1857 г. на обсуждение Союзного сейма были представлены два проекта Торгового кодекса, прусский и австрийский. Законодатели выбрали в ка­честве основы для будущей общегерманской кодификации торгового права прусский проект, более лаконичный и ясный. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового простран­ства Германии.

2. В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганновер, Нассау, Франкфурт и др. земли, увеличив тем самым свою терри­торию. В том же 1866 г. был упразднен Германский союз и образовался Северо-Германский союз, в который вошли все северогерманские госу­дарства, а также ряд западных и южногерманских. В 1867 г. была принята конституция Северо-Германского союза, согласно которой вся власть переходила президенту союза - прусскому королю, канцлеру и Общесоюзному рейхстагу. Нижняя палата рейхстага созда­валась на основе всеобщего избирательного права.

3. В 1870 г. Пруссия начала войну с Францией, победоносно закончив ее и заключив в 1871 г. Франкфуртский мир - договор, по которому к Герма­нии были присоединены Эльзас и Лотарингия и получена контрибуция в размере 5 млрд. франков.

Объединение Германии завершилось присоединением Бадена, Баварии, Вюртемберга, Гессен-Дармштадта, что было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. 18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провоз­глашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство - Германская империя.

4. Согласно Конституции Германской империи 1871 г. в состав империи вошли 22 монархии и несколько вольных городов. Главой империи был прусский король. Королю присваивался титул импе­ратора. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников импе­рии, включая главу правительства - имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла ему непосредственное руководство министрами империи и самой Пруссии. Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата) - назначались правительствами союзных государств. Бундесрат считался высшим пред­ставительным органом, в котором были представлены германские го­сударства. Нормы представительства от каждой земли были установле­ны в конституции. Пруссию представляли 17 депутатов, остальные госу­дарства имели от одного до шести депутатов. Союзный совет вместе с рейхстагом представлял исполнительную и за­конодательную власть. Рейхстаг был вначале учредительным собрани­ем, а затем органом, участвовавшим в законодательстве, принятии бюджета и контроле за исполнительной властью. Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном про­цессе, но фактическая власть рейхстага была небольшой. Законы, при­нятые рейхстагом, должны были быть утверждены бундесратом. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законо­проект, бундесрат утверждал его в качестве указа. Имперское правительство было представлено единственным лицом - канцлером. Кабинета министров не существовало.
Вопрос 64. Германское Уголовное уложение 1871 г.


  • в первой части содержались положения о разграничении преступлений, проступков и полицейских нарушений; об ответственности германских граждан в случае совершения правонарушений за границей и другие вступительные положения;

  • во второй, части излагались общие вопросы уголовного права: о стадиях преступления, о соучастии, о смягчающих и отягчающих обстоятель­ствах;

  • третья часть включала в себя нормы, касающиеся отдельных видов преступлений, то есть представляла собой Особенную часть.

  • на первом месте стояли государственные - оскорбление императора и местных государей, фальшивомонетничество, основание тайных орга­низаций, участие в союзе, целью которого являлось незаконное проти­водействие применению законов или мероприятий органов управления;

  • специальная глава посвящалась преступлениям против религии;

  • преступления против собственности и против личности;

  • полицейские нарушения, среди которых уложение называет широкий круг деяний - изготовление печатей, нарушение правил о выезде за границу, хранение оружия и т. п.

  • состязательность;

  • независимость следственного судьи от прокурора;

  • допущение защиты в стадии предварительного следствия.

Обвинитель и подсудимый (и его защитник) пользовались равными про­цессуальными правами.
Вопрос 65. Германское гражданское уложение 1896 г.
1. Германское гражданское уложение было принято в 1896 г. в силу необхо­димости унификации права.

В качестве субъектов гражданских правоотношений уложение признает физических и юридических лиц.


  • ферейны (общества, союзы), под которыми понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (преследу­ющими цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (пресле­дующими культурные, научные и подобные им цели);

  • учреждения, которые образуются в силу волеизъявлений частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели известное имущество.

Читайте также: