Уголовное право как выражение уголовной политики государства

Обновлено: 04.07.2024

1. Понятие уголовного права. Уголовное право входит в систему права России и является са­мостоятельной и фундаментальной отраслью права. Уголовное пра­во отличается тем, что имеет свои специфические задачи, предмет и метод правового регулирования.

Понятие уголовного права можно употреблять в нескольких значениях: как отрасль права, как отрасль законодательства, как наука.

Как отрасль права уголовное право можно определить как сово­купность юридических норм, в которых содержатся общие задачи, принципы, условия, основания уголовной ответственности, преступ­ность и наказуемость деяний, виды наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, порядок их применения, освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Уголовное право как отрасль права имеет черты, сходные с некоторыми смежными отраслями права. Наиболее тесно оно связано с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом. Их объединяет общая задача — борьба с преступностью. Определен­ное сходство уголовное право имеет с административным правом. Отличие последнего состоит в том. что предметом его регулирова­ния являются отношения, которые возникают между гражданином, организацией и государством в связи с совершением администра­тивного правонарушения, а методом регулирования — определение деяний, признаваемых административными правонарушениями, и установление за их совершение административных наказаний. Ряд вопросов связывает уголовное право с международным правом, по­скольку УК основан на общепринятых принципах и нормах этого права (обеспечение прав человека, соблюдение международных до­говоров в частности о выдаче лиц, совершивших преступление).

Уголовное право как отрасль законодательства — это совокуп­ность юридических норм, закрепленных в российском уголовном законодательстве. Так, основным источником уголовного права яв­ляется Уголовный кодекс РФ (УК РФ), который состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части определяются: задачи и принципы УК; его действие во времени и пространстве: общие вопросы, касающиеся преступления и наказания; основания и виды освобождения от уголовной ответственности и наказания. Отдельные разделы посвящены уголовной ответственности несовершеннолетних и принудительным мерам медицинского характера. В Особенной части дается систематизированный по объектам уголовно-правовой ох­раны перечень составов преступлений и санкции за каждое из них.

Наука уголовного права составляет часть юридической науки. Уголовно-правовая наука представляет собой систему уголовно-правовых взглядов, идей, знаний, раскрывающих понятие уголовного закона, принципы и практику его применения, историю уголовного права и пути его развития, особенности основных институтов зару­бежного уголовного права.

Но наука уголовного права не ограничивается изучением норм права и соответствующих им уголовно-правовых отношений. Важнейшим направлением теоретического изучения выступает преступ­ление как общественно опасное явление и совокупность мер борьбы с ним. Учение о преступлении не ограничивается рассмотрением правовой стороны этого явления и регулирования условий ответственности за него, а включает в себя и изучение уголовной политики. Данный подход отвечает запросам повседневной практики органов следствия, прокуратуры, суда и тем требованиям, которые предъявляются к науке уголовного права.

2. Предмет уголовного права. Уголовное право как наука имеет своим предметом не только действующее уголовно-правовое законодательство, но и историю его развития, практику применения в России и за рубежом.

Предметом науки уголовного права признается теория уголов­ною права, изучающая общие понятия основания уголовной ответ­ственности, преступления, наказания, других институтов уголовно­го права, а также разрабатывающая проблемы борьбы с преступнос­тью. Предметом уголовного права являются и общественные отно­шения, возникающие по поводу виновного совершения обществен­но опасного деяния — преступления, предусмотренного уголовным законом, между государством в лице уполномоченного органа и ли­цом, совершившим это деяние.

Особенности предмета определяют и специфику методов регу­лирования. Метод уголовного права — это совокупность определен­ных правовых средств воздействия на общественные отношения.

В число методов уголовного права входят: запрет, применение санкций уголовно-правовых норм, стимулирование позитивного поведения лиц, совершивших преступление, и др.

Специфика метода запрета заключается в том, что никакая другая отрасль права не предусматривает таких суровых последствий нару­шения правового запрета. Законом определен порядок установления самого юридического факта — совершения преступления.

Государство возлагает на лицо, виновное в совершении преступ­ления, ответственность и применяет к нему наказание, а это лицо обязано претерпеть неблагоприятные для него последствия в связи с совершением преступления. Отношения, возникающие в связи с совершением преступления и назначением за него наказания, носят охранительный характер.

Кроме того, уголовное право выполняет и регулятивную роль, которая заключается в удержании членов общества от совершения преступлений путем установления соответствующих запретов в уголовно-правовой норме под страхом применения уголовного нака­зания.

Метод применения санкции уголовно-правовых норм означает, что уголовное право является единственной отраслью права, предусмат­ривающей наиболее суровые последствия для лиц, нарушивших уголовно-правовой запрет. Но в уголовном праве есть и другие меры уголовно-правового характера, например принудительные меры ме­дицинского характера, принудительные меры воспитательного воз­действия, применяемые к несовершеннолетним.

Метод стимулирования позитивного поведения лиц, совершив­ших преступление, находит свое выражение в нормах, устанавлива­ющих освобождение от уголовной ответственности в случаях явки с повинной, способствования раскрытию преступления и др.

3. Система уголовного права. Уголовный закон это нормативный правовой акт, имеющий форму федерального закона, принятый уполномоченными органами законодательной власти, основанный на Конституции РФ и обще­признанных принципах и нормах международного права, обладаю­щий высшей юридической силой и содержащий юридические нор­мы, закрепляющие принципы и основания уголовной ответствен­ности, определяющий составы общественно опасных деяний — пре­ступлений, наказания и иные меры уголовно-правового характера, которые могут быть применены к лицам, виновным в их соверше­нии, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

К признакам уголовного закона относится то, что он представ­ляет собой результат уголовного правотворчества государства, а так­же содержит уголовно-правовые нормы, т.е. правила поведения, обя­зательные для всех граждан и организаций, и предписания о преде­лах действия этих норм.

Значение уголовного закона состоит в том, что он решает к рос­сийском государстве вопросы преступности и наказуемости нега­тивных явлений, освобождения от уголовной ответственности и на­казания и др.

Уголовное законодательство делится на две части: Общую и Особенную. Они изучаются последовательно и раздельно, но представляют собой неразрывное единство. Правильно применить норму Особенной части невозможно, не обратившись к статьям Общей части. Общая и Особенная части делятся па разделы и главы. УК включает 12 разделов (по шесть в каждой части). Разделы, в свою очередь, содержат 34 главы, которые подразделяются на статьи.

Структура статей Особенной части имеет определенную специфику. Кроме обычного деления на части, она состоит из диспозиции и санкции. В зависимости от частей статьи иногда насчитывается несколько диспозиций и санкций.

Особенная часть включает в себя нормы, предусматривавшие ответственность за следующие преступления:

• против жизни, здоровья личности;

• против свободы, чести и достоинства личности;

• против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

• против конституционных прав и свобод человека и гражданина; 1

• против семьи и несовершеннолетних, против собственности;

• в сфере экономической деятельности;

• против интересов службы в коммерческих и иных организа­циях;

• против общественной безопасности и порядка;

• против здоровья населения и общественной нравственности;

• против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

• в сфере компьютерной информации;

• против основ конституционного строя и безопасности госу­дарства;

• против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

• против порядка управления;

• против военной службы;

• против мира и безопасности человечества.

4. Принципы уголовного права: понятие, виды и значение. Принципы уголовного законодательства представляют собой ос­новополагающие идеи, начала, определяющие систему уголовного закона, направления, формы и методы регулирования уголовно-правовых отношений.

Специальными, или отраслевыми в уголовном праве являются следующие принципы: законности, равенства граждан перед зако­ном, вины, справедливости, гуманизма.

Предписания, содержащиеся в уголовно-правовых принципах, являются основополагающими и обязательными для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с пре­ступностью.

Таким образом, принципы уголовного права это закрепленные в уголовном законодательстве идеологические, политические и нрав­ственные начала (руководящие идеи), определяющие направленность, характер, основание и объем правового регулирования общественных отношений, связанных с преступлением и ответственностью за него.

Этот принцип служит базой для законодательного конструи­рования УК и его применения на практике. В ст. 3 УК РФ сформу­лированы три тезиса, определяющих содержание принципа закон­ности в уголовном праве и имеющих важное теоретическое и прак­тическое значение. Первый тезис звучит следующим образом: нет преступления без указания о том в законе.

Современное уголовное законодательство четко устанавливает, что к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опас­ное деяние. Наказание за совершенное преступление также назнача­ется в пределах, установленных уголовным законом.

Согласно этому принципу аналогия преступлений и наказаний в российском уголовном праве не допускается. Аналогией закона называется восполнение пробела в праве, когда закон применяется к случаям, прямо им не предусмотренным, но аналогичным тем, которые непосредственно регулируются этим законом. Восполнение любых пробелов в уголовном праве относится к исключительной компетенции законодателя. Суд, прокурор, следователь, органы доз­нания не вправе признавать преступлением деяние, находящееся за рамками Уголовного кодекса, в том числе путем применения наибо­лее близкой к совершенному деянию его статьи.

Содержание второго тезиса взаимосвязано с первым: нет наказа­ния без указания закона. Это положение означает, что лицу, признан­ному виновным в совершении преступления, может быть назначено только то наказание и в тех пределах, которые предусмотрены УК.

Третий тезис, содержащийся в статье, повторяет идею, выражен­ную в ст. 1 УК, а именно: никакой нормативный акт, кроме УК, не может устанавливать преступность деяния, наказание за него или иные уголовно-правовые последствия.

Принцип равенства граждан перед законом (как и принцип законности) имеет свой конституционный аналог, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ. Этот принцип отличается от конституционного принципа равенства своим специфическим уголовно-правовым со­держанием. В соответствии со ст. 4 УК РФ равенство граждан про­является только в том, что все лица, совершившие преступление, независимо от указанных в статье характеристик, равным образом подлежат уголовной ответственности.

УК не дает исчерпывающего перечня таких характеристик, од­нако указывает некоторые из них: уголовная ответственность на­ступает независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места жи­тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Принцип вины указывает на сугубо персональный характер уголовной ответственности, установленной законом. За совершенное преступление отвечает лишь тот, кто виновен в его совершении.

Это внутреннее психическое отношение липа к совершенному им общественно опасному деянию (действию или бездействию) и его последствиям в форме умысла или неосторожности. Вина является обязательным признаком субъективной стороны преступления. Без вины нет и не может быть состава преступления.

Принцип справедливости означает, что суд при назначении нака­зания должен руководствоваться не эмоциями, не чувством мести, а объективной оценкой совершенного преступления и личности ви­новного.

Наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, при­мененная к лицу, совершившему преступление, являются справед­ливыми, когда соответствуют характеру и степени общественной опасности деяния, конкретным обстоятельствам совершения пре­ступления и особенностям личности преступника.

Принцип справедливости означает максимальную индивидуали­зацию ответственности и наказания. Возможность реализации этого принципа заключается в самом содержании уголовного закона. Так, санкции статей Особенной части УК носят относительно определен­ный (предусматривают наказание в определенных пределах) иди аль­тернативный (предусматривают не одно, а несколько видов наказа­ния) характер. Еще более широкие пределы индивидуализации от­ветственности виновного установлены в статьях Общей части, кото­рые позволяют при наличии определенных обстоятельств существенно смягчить ответственность и наказание виновного либо освободить его от уголовной ответственности и наказания.

Одним из важных условий назначения справедливого наказания является правильная юридическая оценка содеянного виновным. Вмененное подсудимому преступление должно быть квалифициро­вано в точном соответствии со статьей (частью статьи) УК, предусматривающей ответственность за его совершение.

Принцип гуманизма исходит из признания ценности человека как личности, уважения его достоинства, стремления к благу как цели общественного прогресса. Уголовно-правовое содержание этого прин­ципа имеет две стороны: обеспечение безопасности членов общества от преступлений и обеспечение прав лицам, совершившим преступление.

Положение об обеспечении уголовным законодательством безопасности человека означает указание на приоритетную задачу УК — охрану человека, его жизни, здоровья, достоинства, прав и свобод, собственности от преступных посягательств. Установление уголовного наказания предполагает оказание сдерживающего влияния на склонных к совершению преступлений членов общества, предуп­реждение совершения преступлений и обеспечение защиты общества и прав отдельного человека.

Принцип гражданства означает, что граждане России и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. Военнослужащие воинских частей России, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором России.[1]

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие общественные отношения входят в предмет уголовного права?
  2. Что входит в особенную часть уголовного права?
  3. Охарактеризовать уголовно-правовой принцип вины.
  1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. А.В.Наумова. М., 1996.
  2. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1997.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Лебедева. М., 1996.

[1] Уголовное право: учебник для студентов вузов. / Под ред. проф. Ветрова Н.И., Бриллиантова А.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005 г., с. 4 - 14.

На запрещенность законом как обязательный признак преступления специально указывается в ст. 1 и 7 Основ уголовного законодательства.

Уголовно-правовая политика вырабатывает критерии криминализации, руководствуясь которыми законодатель выбирает из всех общественно опасных человеческих поступков те, которые он считает необходимым отнести к преступлениям. Этот процесс реализации уголовно-правовой политики выражается в определении законодателем совокупности признаков, при наличии которых деяние признается преступлением, т. е. в создании Особенной части уголовного законодательства.[172]

1) государственные преступления (контрреволюционные преступления и преступления против порядка управления);

2) должностные (служебные) преступления;

3) нарушения правил об отделении церкви от государства;

4) хозяйственные преступления;

5) преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;

6) имущественные преступления;

7) воинские преступления;

8) нарушения правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок.

Более существенным изменениям подверглась система Особенной части в УК РСФСР 1960 г. Она построена следующим образом: 1. Государственные преступления (особо опасные государственные преступления, иные государственные преступления); 2. Преступления против социалистической собственности; 3. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; 4. Преступления против политических и трудовых прав граждан; 5. Преступления против личной собственности граждан; 6. Хозяйственные преступления; 7. Должностные преступления; 8. Преступления против правосудия; 9. Преступления против порядка управления; 10. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения; 11. Преступления, составляющие пережитки местных обычаев; 12. Воинские преступления.

Во-вторых, представляется целесообразным выделить новые самостоятельные главы в Особенной части УК. Так, А. Н. Игнатьев предлагает выделить в качестве самостоятельных главы, содержащие составы преступлений: 1) на транспорте; 2) против здоровья населения; 3) в области половых отношений; 4) против семьи и детей; 5) нарушающих законодательство об охране природы; 6) нарушающих законодательство о культах.

Разработка четких составов преступлений, основанная на них правильная квалификация содеянного являются основой и гарантией успешного проведения в жизнь политики в области борьбы с преступностью, реализации уголовно-правовых принципов, выполнения задач уголовного законодательства.

Правильное решение этой проблемы имеет особо важное значение в современных условиях, когда новое законодательство исключило возможность применения норм уголовного права по аналогии, признало преступлением только деяние, запрещенное законом в момент его совершения, и, следовательно, установило твердый перечень преступлений, который может быть дополнен или изменен только в законодательном порядке.

Практика применения новых уголовных кодексов союзных республик и общесоюзного законодательства, устанавливающего ответственность за отдельные преступления, показывает, что в целом Особенная часть уголовного законодательства составлена удачно, перечень составов преступлений охватывает большинство встречающихся на практике общественно опасных деяний, формулировки большинства составов преступлений позволяют достаточно четко определять деяния, подпадающие под признаки того или иного состава. Вместе с тем нельзя сказать, что в этом плане в области законодательной деятельности все обстоит благополучно. Если посмотреть только на такие официальные документы, как постановления Пленума Верховного Суда СССР и Пленумов Верховных судов союзных республик, в которых даются руководящие разъяснения по вопросам применения уголовного законодательства, то сразу станет совершенно ясно, что правоприменительные органы сталкиваются с многочисленными трудностями при квалификации преступлений, отграничении одних преступлений от других. Еще больше претензий по поводу недостатков Особенной части уголовного законодательства предъявляется в советской юридической литературе. Такое положение объясняется, как правило, недостаточно полным и четким определением признаков в конкретных составах преступлений и неудовлетворительным решением некоторых общих вопросов, имеющих в определенном смысле принципиальный характер. Оставляя в стороне рассмотрение недостатков отдельных составов преступлений, остановимся на проблемах, от правильного решения которых зависит реализация уголовно-правовой политики Коммунистической партии и Советского государства.

Вместе с тем они полагают, что использование законодателем оценочных понятий вполне оправданно и даже неизбежно, поскольку они наряду с некоторыми негативными качествами обладают и рядом положительных. Вряд ли такую позицию можно признать логичной. Конечно, вероятно, без оценочных понятий при описании отдельных составов преступлений обойтись трудно, но стремиться к этому следует. Во всяком случае все обязательные признаки состава должны быть сформулированы так, чтобы суд мог ясно видеть волю законодателя, выраженную в данном признаке, а не подменять эту волю своей.

Бланкетные диспозиции признают преступными нарушения каких-либо правил: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 85 УК РСФСР), нарушение правил охраны труда (ст. 140 УК РСФСР), нарушение ветеринарных правил (ст. 160 УК РСФСР) и др. (всего 30 диспозиций). Определить деяния, подпадающие под признаки состава преступления с такой диспозицией, можно только ознакомившись с правилами, на которые указывает закон.

Представляется, что наличие такого разнобоя в описании признаков последствий преступлений есть недостаток законодательства, который нельзя отнести (как об этом иногда пишут в нашей литературе) к техническим погрешностям. От правильного решения вопроса о содержании рассматриваемых признаков зависит отнесение деяния к преступным или непреступным (как это было показано выше), к простым или с квалифицирующими обстоятельствами. А ведь такие формулировки признаков состава, характеризующих последствия, содержатся в 62 статьях УК РСФСР (25,7 % статей УК).

То же самое можно сказать и о таком отягчающем обстоятельстве, как совершение виновным не одного, а нескольких преступлений. Это обстоятельство упоминается в 44 статьях УК РСФСР (18,2 % всех статей Особенной части УК).

Устранение указанных недостатков в построении системы Особенной части уголовного законодательства и в обрисовке отдельных составов преступлений может обеспечить более последовательную реализацию советской уголовно-правовой политики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3. Уголовно-исполнительная политика

3. Уголовно-исполнительная политика Политика государства существенно влияет на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует основные принципы, стратегию, направления и формы достижения социальных

Уголовно-исполнительная политика

Уголовно-исполнительная политика Политика государства существенно влияет на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует основные принципы, стратегию, направления и формы достижения социальных

Договорные институты в особенной части гражданского кодекса Республики Казахстан[30]

Договорные институты в особенной части гражданского кодекса Республики Казахстан[30] 1. Как известно, Общая часть гражданского права, в основе которой лежит Общая часть Гражданского кодекса, содержит общие принципы и общие правила регулирования договорных отношений, а

60. ЗНАЧЕНИЕ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА В СИСТЕМЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ГРАЖДАНОВЕДЕНИЯ Граждановедение – самостоятельная наука, изучающая в своей совокупности основополагающие отрасли российского права, такие как теория государства и права, конституционное, гражданское, семейное, трудовое, административное и

§ 2. Уголовно-правовая политика и вопросы общей части уголовного законодательства

§ 2. Уголовно-правовая политика и вопросы общей части уголовного законодательства Одним из общих положений уголовно-правовой политики, закрепленных в уголовном законодательстве, является определение задач этого законодательства. Уголовная политика государства

Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права

Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права Уголовное право состоит из Общей и Особенной частей. Данное разделение является традиционным, характерным для всех отраслей права не только российского, но и зарубежного, а также международного

Предмет Особенной части уголовного законодательства

Предмет Особенной части уголовного законодательства Особенная часть уголовного права как учебная и научная дисциплина включает в себя:– систему норм о конкретных преступлениях;– историю развития уголовного права;– сравнительный анализ отечественного и

Разделы Особенной части уголовного права

Разделы Особенной части уголовного права Особенная часть УК РФ состоит из шести разделов (с VII по XI), содержащих 19 глав. Деление Особенной части на разделы и главы осуществлено по объекту преступления. Разделы построены по родовому объекту преступления, а главы – по

39. Назначение наказания в пределах санкции статьи особенной части УК РФ

39. Назначение наказания в пределах санкции статьи особенной части УК РФ Назначение наказания при смягчающих обстоятельствах – правило, применяемое к лицам, которые своим активным послепреступным поведением, направленным на помощь органам власти в раскрытии

51. Понятие особенной части уголовного права, ее значение и задачи. Единство особенной и общей частей. Система особенной части уголовного права

51. Понятие особенной части уголовного права, ее значение и задачи. Единство особенной и общей частей. Система особенной части уголовного права Особенная часть уголовного права – это система установленных уголовным законом норм, определяющих исчерпывающий перечень

Тема 1 Общие положения курса особенной части уголовного права

Тема 1 Общие положения курса особенной части уголовного права 1. Понятие особенной части российского уголовного права, ее значение и система Уголовное право как отрасль состоит из Общей и Особенной частей, органически связанных между собой и составляющих единое целое.

1. Понятие особенной части российского уголовного права, ее значение и система

1. Понятие особенной части российского уголовного права, ее значение и система Уголовное право как отрасль состоит из Общей и Особенной частей, органически связанных между собой и составляющих единое целое. Общая часть уголовного права устанавливает задачи уголовного

§ 82.2. Правовая политика

§ 82.2. Правовая политика В период национал-социалистической диктатуры кардинально преобразовалась правовая система Германии. Преобразования выражались не только в потоке нового по своим правовым началам законодательства, но и в директивных предписаниях об изменении

Читайте также: