Учреждение на государственном обеспечении как называется

Обновлено: 18.05.2024

Понятие бюджетной организации закреплено в белорусском законодательстве в БдК, иные определения либо отсылают к нему, либо в той или иной степени повторяют. Разберемся, какие организации относятся к бюджетным, какие виды имеют и как их не перепутать с другими госорганизациями.

Понятие бюджетной организации

Под бюджетной организацией понимают организацию, созданную (образованную) Президентом, госорганами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом госорганизацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, функционирование которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством (подп. 1.4 п. 1 ст. 2 БдК).

Таким образом, бюджетные организации характеризуются следующими основными признаками, отраженными на схеме 1 (подп. 1.4 ст. 2 БдК, подп. 2.3 п. 2 ст. 13 НК, подп. 1.3 п. 1, ч. 7 п. 3 ст. 79 БдК, Инструкция N 22).


Обратите внимание!
Бюджетная организация вправе заниматься внебюджетной деятельностью (п. 2 ст. 79 БдК), т.е. зарабатывать самостоятельно. В результате осуществления такой деятельности бюджетная организация получает внебюджетные средства, которые расходует согласно смете доходов и расходов. В общем случае данная деятельность регулируется Положением N 641.
Например, бюджетные организации могут осуществлять следующие виды приносящей доходы деятельности:
— платные услуги (образовательные, медицинские, ветеринарные, физкультурно-оздоровительные, автотранспорта и др.);
— сдачу госимущества в аренду и т.д.

В основном бюджетная организация с точки зрения гражданского законодательства является госучреждением, если она не относится к госоргану (ст. 120 ГК).

Так, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ч. 1 п. 1 ст. 120 ГК).

При этом следует отличать бюджетную организацию от иной госорганизации.

Исходя из определения бюджетной организации и действующего законодательства не относятся к бюджетным:

— организации, получающие дотации или субсидии за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;

— получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности;

— госорганизации с долей собственности государства в уставном фонде.

То есть ЧТУП, ИП, РУП, ОО, ОАО, ЗАО, ООО, ОДО — это не бюджетные организации, хотя и они могут использовать бюджетные средства.

В этом плане следует отличать бюджетную организацию от получателя бюджетных средств. Последним может выступать как сама бюджетная организация, так и иная организация, ИП, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств (подп. 1.44 п. 1 ст. 2 БдК).

Некоторые госорганизации могут быть приравнены по статусу к бюджетным. Например, организации, приравненные к бюджетным по оплате труда. В таких организациях необходимо руководствоваться бюджетным законодательством в области оплаты труда работников.

Особенности правового положения отдельных видов госучреждений определяются законодательством (п. 3 ст. 120 ГК).

Примечание
Подробнее об особенностях зарплаты и бухучета в бюджетной организации см. в Путеводителе по бюджетному учету.

Виды бюджетных организаций

Бюджетные организации можно классифицировать по различным основаниям. Рассмотрим только самые основные. Они представлены на схеме 2.


Виды бюджетных организаций

Имущество бюджетной организации

Любое юрлицо среди прочего может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права (п. 1 ст. 44 ГК).

Имущество госучреждения является госсобственностью (республиканской или коммунальной) и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Распоряжение госимуществом осуществляется в соответствии с порядком, установленным Указом N 169 и принятыми в его развитие НПА.

Если же госучреждение вправе и осуществляет приносящую доходы деятельность, то полученными от такой деятельности доходами и приобретенным за счет их имуществом учреждение распоряжается самостоятельно, и учитываются они на отдельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством (п. 2 ст. 279 ГК).

Общие правила закрепления имущества за бюджетной организацией изображены на схеме 3.


Читайте этот материал в ilex >>
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

До принятия Федерального закона от 08.05.11 № 83-ФЗ, стимулы к оптимизации и повышению эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений были не эффективны, что было вызвано, в том числе, сметным финансированием, объемы которого определялись от фактически сложившихся расходов без увязки с целевыми показателями деятельности конкретного учреждения. Многие государственные (муниципальные) учреждения получали доходы от приносящей доход деятельности, которая в некоторых случаях осуществлялась в ущерб основной деятельности государственных (муниципальных) учреждений.

Понятие государственной (муниципальной) услуги.

Государственная (муниципальная) услуга (работа) - это услуга (работа), оказываемая (выполняемая) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Ведомственные перечни услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральным органам исполнительной власти государственными учреждениями, в основной сфере деятельности.


Государственное задание федеральному государственному учреждению формируется на основании ведомственного перечня услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральному органу исполнительной власти государственными учреждениями (далее – Ведомственный перечень).
То есть, государственное задание (и, как следствие, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения), распространяется только на те услуги (работы), которые включены в Ведомственный перечень.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010г. № 671 предусмотрено, что ФОИВ, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, вправе утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее – Базовые перечни). При этом определено, что показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям Базовых перечней.

Следовательно, функции Базового и Ведомственного перечней разные:
Базовые перечни должны обеспечить единообразие представления аналогичных услуг во всех ведомственных перечнях.
Ведомственные перечни формируются c целью определения государственного задания федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя на основании Базовых (если таковые утверждены в соответствующей сфере деятельности) и определяют услуги (работы) выполняемые государственными учреждениями, подведомственными им.

Решение о формировании перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) принимаются самим субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием).
В целях реализации положений Федерального закона Минфин России рекомендовал высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации выбрать один из двух рекомендуемых ниже подходов:
1) формирование двухуровневой структуры перечня услуг, состоящей из отраслевого перечня услуг и ведомственного перечня услуг. Такой подход может применятся в случае, если в субъекте Российской Федерации разработана региональная программа социально-экономического развития и есть определенная позиция отраслевых органов исполнительной власти по осуществлению региональной политики в сферах деятельности;
2) формирование единого перечня услуг, в данном случае перечень услуг формируется учредителем в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Перечень услуг утверждается правовым актом учредителя.

Возможность осуществления платных государственных (муниципальных) услуг.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение имеет право оказывать услуги на платной основе только сверх государственного (муниципального) задания . Учреждение не имеет права отказаться от выполнения данного государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Сверх установленного государственного (муниципального) задания учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату физическим и юридическим лицам на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом для бюджетных учреждений учредителем устанавливается порядок определения указанной платы, если иное не предусмотрено федеральным законом, а для автономных учреждений предусмотрено установления федеральными законами порядка оказания таких услуг.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Социальное обслуживание населения

Классификация учреждений социального обслуживания

Social service of the population. Classification of the organisms for the social service

Дата введения 2007-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий" (ФГУП "Рособоронстандарт", до 8 июля 2005 г. - ФГУП "ВНИИстандарт")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федеральных законов Российской Федерации:

Кроме того, в стандарте были использованы материалы, изложенные в письме Минтруда России от 5 января 2003 г. "О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", направленном органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ИЗДАНИЕ (май 2020 г.) с Поправкой* (ИУС 2-2009)

* См. ярлык "Примечания".

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на государственные, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации, и иных форм собственности (негосударственные) учреждения социального обслуживания населения, предоставляющие социальные услуги гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и устанавливает классификацию этих учреждений.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50646 Услуги населению. Термины и определения

ГОСТ Р 52143 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50646.

4 Классификация учреждений социального обслуживания населения

Настоящий стандарт разработан в соответствии с нормами Федеральных законов Российской Федерации, указанных в пункте 4 предисловия, а также с положениями ГОСТ Р 52143.

Учреждения социального обслуживания населения (далее - учреждения) классифицируют по следующим основным признакам (критериям):

- форма собственности учреждений;

- категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях (приложение А).

4.1 Форма собственности учреждений

По форме собственности учреждения подразделяют на государственные и иных форм собственности (негосударственные).

4.1.1 Государственные учреждения - это учреждения, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти этих субъектов.

4.1.2 Учреждения иных форм собственности (негосударственные) - это учреждения, учредителями которых являются благотворительные, общественные, религиозные и другие организации или отдельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

4.2 Типы учреждений

В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:

- учреждения (отделения) социального обслуживания на дому;

- учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;

- учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.

4.2.1 Стационарное учреждение (или стационарное отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении учреждения), путем предоставления социальных услуг всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам.

4.2.2 Полустационарное учреждение (или отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения).

4.2.3 Нестационарное учреждение (или нестационарное отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения).

4.2.4 Комплексное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.

4.2.5 Учреждение (или отделение) социального обслуживания на дому - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания.

4.2.6 Учреждение (или отделение) срочного социального обслуживания - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

4.2.7 Учреждение (или отделение) срочной социально-консультационной помощи - это учреждение (или отделение учреждения), оказывающее гражданам социально-консультационную помощь, направленную на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

4.3 Виды учреждений

Виды учреждений определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг.

Виды учреждений, приведенные ниже в настоящем подразделе, установлены на основании Федеральных законов "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", положений постановлений Правительства Российской Федерации и Минтруда (Минздравсоцразвития) России по вопросам социального обслуживания населения.

Перечень структурных подразделений, входящих в состав любого из учреждений, указанных ниже в настоящем подразделе, устанавливают в соответствии с Положениями об этих учреждениях (Уставами учреждений).

Вместе с тем в учреждениях могут при необходимости и с учетом имеющихся возможностей дополнительно создаваться, по согласованию с их учредителями, иные структурные подразделения (отделения), деятельность которых отвечает направлениям и содержанию деятельности этих учреждений, а также потребностям населения в социальных услугах.

Учреждения предоставляют социальные услуги различным категориям и группам населения, указанным в приложении А.

4.3.1 Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

- группа длительного пребывания;

- отделение диагностики и социальной реабилитации;

- отделение социально-правовой помощи;

- семейная воспитательная группа;

- отделение перевозки несовершеннолетних;

4.3.2 Социальный приют для детей - специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

В состав приюта могут входить следующие структурные подразделения:

- отделение диагностики и социальной реабилитации;

- отделение социально-правовой помощи;

- отделение перевозки несовершеннолетних;

- семейная воспитательная группа;

4.3.3 Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, - специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 3 до 18 лет), и оказания содействия в их дальнейшем жизненном устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Государственное задание нужно для обеспечения должного качества услуг, упрощения контроля над выполнением предписаний. Актуально оно для бюджетных и автономных структур.

Предоставление услуг бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, осуществляется на основании государственного (муниципального) задания, формируемого для каждого учреждения на оказание соответствующих услуг. На финансовое обеспечение выполнения задания предоставляются субсидии из соответствующего бюджета.
Каковы особенности финансового обеспечения выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями?

Цели формирования задания

Госзадание – это документ, устанавливающий требования к качеству оказываемых услуг, их составу, порядку оказания. Термин расшифровывается в 6 статье Бюджетного кодекса. Форма задания установлена Постановлением Правительства №671 от 02.09.2010 г. Создается оно исполнительными структурами власти. Решение о формировании госзадания было принято для того, чтобы изменить неэффективную систему сметного финансирования. Рассмотрим цели его создания:

  • Создание мотивации к увеличению эффективности оказания услуг для представителей бюджетных учреждений.
  • Увеличение качества планирования размера субсидий для финансирования структур.
  • Улучшение функций учреждения.
  • Сокращение ненужных трат.
  • Предупреждение правонарушений, касающихся нецелевого использования субсидий.

Устаревшая система сметного финансирования обладает рядом недостатков. В частности, финансирование по потребностям учреждения исключает мотивацию сотрудников к повышению эффективности деятельности. Если средства выделяются именно за предоставленные услуги, это создает стимул для бюджетной структуры. Распределение бюджета в данном случае ориентировано на результат. В госзадании содержатся требования как к объему оказываемых услуг, так и к их качеству.

ВАЖНО! В пункте 6 статьи 9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 г. указано, что бюджетное учреждение не имеет права не исполнять предписания, указанные в задании. Если госзадание не будет выполнено, на учреждение накладывается административная ответственность.

Формирование государственного задания

Госзадание создается учредителем. Это может быть также местная администрация. Эти органы занимаются разработкой следующих аспектов:

  • Порядком создания задания.
  • Ведомственными перечнями оказываемых услуг.
  • Требованиями к установлению нормативов.

Задание формируется на год. Расчет трат определяется учредителем. И расчет, и задания должны быть согласованы с учредителем. Нормы трат утверждаются на период, на который дан закон о бюджете.

Какой порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания?

Структура госзадания

Содержание документа определяется статьей 69.2 БК РФ. Рассмотрим структуру задания:

  • Критерии для оценки качества и объема исполняемых услуг.
  • Порядок контроля реализации положений документа.
  • Требования к отчетности.
  • Категории потребителей, которые пользуются услугами.
  • Порядок предоставления услуг.
  • Тарифы на платные услуги.

Порядок создания госзадания установлен Постановлением Правительства №671.

Финансирование по госзаданию

На осуществление государственного задания выделяются средства в форме субсидий. Размер их определяется исходя из этих факторов:

  • Нормативные расходы на оказание услуг, прописанных в госзадании.
  • Нормативные расходы на содержание недвижимости, а также ценного движимого имущества.

Субсидии начисляются на основании договора между фирмой и учредителем. В данном документе указываются эти пункты:

  • Сроки финансирования.
  • Суммы субсидий.
  • Периодичность начислений.

Для обоснования размера субсидий можно использовать нормативные траты. Последние отражают фактические материальные и трудовые затраты на исполнение госзадания. Нормативные траты включают в себя расходы по следующим направлениям:

  • Материалы и сырье.
  • Зарплата сотрудникам.
  • Оказание дополнительных услуг.

Определяет размер финансирования учредитель на основании данных, предоставленных учреждением: перечень трат, сведения о стоимости услуг. Если учредитель доверит эту работу представителям самого учреждения, расчеты будут признаны незаконными.

Если у учреждения есть обособленное подразделение, финансирование осуществляется по правовому акту структуры. Этот правовой акт должен быть согласован с учредителем.

Контроль над выполнением госзадания

ВАЖНО! Образец заполнения отчета о выполнении государственного задания (ф. 0506501) (для бюджетного учреждения) от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Ответственность за проверку исполнения госзадания возложена на учредителя. Он имеет право установить сроки предоставления отчетности для получения всей полноты сведений о выполнении заданий. Если будут обнаружены нарушения, учредитель может принять меры по отношению к руководителю. Также он имеет право изменить показатели госзадания.

Внесение изменений в госзадание

В задание вносятся изменения на основании того, что нормативные акты, регулирующие госзадания, также изменились. После того как в документ внесены корректировки, может меняться и размер субсидий на основании пункта 5 ПП №671. Внесение изменений регулируется правительственным постановлением №640 от 26.06.2015 г. В этом нормативном акте содержится раздел, посвященный именно изменению задания. Рассмотрим основные правила внесения корректировок:

  1. Если нужно внести корректировки, создается новое госзадание с измененными пунктами. Нельзя издавать распоряжения, устанавливающие то или иное изменение. Нужно переписывать весь документ полностью.
  2. Нельзя менять показатели допустимых отклонений от установленных качественных и количественных значений. Поменять эти показатели можно только в следующем отчетном периоде.
  3. Менять госзадание нужно в обязательном порядке в том случае, если предоставлен предварительный отчет учреждения, по которому фактические показатели оказались меньше рекомендуемых.

ВАЖНО! ПП №640 от 26.06.2015г. установлена норма, по которой изменять размеры перечисляемых субсидий можно исключительно в том случае, если корректируется госзадание.

Может быть установлен срок, на протяжении которого может корректироваться задание. К примеру, в городе Ангарске этот срок равен 10 дням. Местные органы власти также могут устанавливать основания для внесения изменений. К примеру, в Магаданской области утверждены такие основания:

  • Появились другие требования к качественным и количественным показателям.
  • Изменилось число потребителей услуг (к примеру, уменьшился спрос).
  • Возникла необходимость в экономии из-за закупок.

ВАЖНО! Местные органы власти также могут устанавливать перечень лиц, которые имеют право вносить корректировки в госзадания.

Что будет, если госзадание не выполнено?

18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:

  • Вынесение предупреждения.
  • Штраф от 100 до 1 000 рублей.
  • Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.

Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:

  • Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
  • Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.

Ответственность за неисполнение установлена ФЗ №118 от 07.06.17 г. На основании этого нормативного акта КоАП РФ был дополнен статьей 15.15.5.1.

Читайте также: