Имеет ли президент право вето в президентской республике

Обновлено: 07.07.2024

В современной теории и практике государственного республиканского управления выделяют два основных вида республики: президентскую и парламентскую.

Президентская республика предполагает определенное соотношение объема и характера полномочий президента, парламента и правительства. При этом в руках президента соединены правомочия главы государства и правительства (Аргентина, Бразилия, Мексика, США и т.д.). В президентских республиках государственное управление построено по принципу четкого разделения властей.

Президент организует управление государством, а основной функцией парламента выступает рассмотрение и принятие законодательной базы. В президентских республиках высшие органы власти имеют структурную обособленность и значительную самостоятельность.

Как правило, президентская республика характеризуется внепарламентским механизмом избрания президента через всенародное голосование и формирования правительства, а также отсутствием ответственности правительства перед представительным органом. Оно несет ответственность перед президентом.

У президента отсутствует право на роспуск парламента. Отсутствие права на роспуск парламента лишает президента и правительство возможности оказывать давление на парламент, что устраняет конъюнктурность представительного органа при рассмотрении и принятии им законов.

В свою очередь парламент вправе инициировать против президента процесс импичмента (отстранения от власти). Данная процедура обычно запускается в случае, если президент злоупотребляет властью, совершает тяжкие преступления, умышленно нарушает положения конституции.

Имеется и другая модель президентской республики. В ней президент выступает главой государства, но не совмещает эту должность со статусом руководителя правительства. В такой ситуации президент формирует при себе систему органов (например, в России – администрация Президента РФ), основной функцией которых является содействие президенту в выполнении им своих полномочий как главы государства и гаранта конституции.

Таким образом, президентская республика предполагает создание благоприятных юридических предпосылок для концентрации у президента множества властных полномочий и рычагов.

В ряде случаев президентское правление повышает эффективность управления в случае проведения значимых реформ в странах, которые имеют обширную территорию либо сложную конфессиональную структуру и т.д.

Таким образом, президентская республика при условии соблюдения конституции способствует повышению стабильности в работе правительства, при этом парламент наделен более существенными полномочиями. Президентская республика выступает достаточно гибкой формой правления, что способствовало её широкому распространению. В настоящее время большинство государств реализует именно президентскую систему правления.

К преимуществам президентских республик следует отнести возможность оперативного реагирования на экономические, социальные, экологические и иные вызовы современного времени.

К числу недостатков президентских республик относят то, что сосредоточение чрезмерной власти у президента приводит к существенному снижению качества и эффективности государственного управления при неэффективности, недобросовестности, болезни и возрастных проблемах руководителя.

В силу концентрации власти в руках президента плохое управление может быть сохранено в течение очень долгого периода времени и фактически отбросить государства в своем развитии на долгие десятилетия назад.

Парламентской республике свойственно провозглашение принципа верховенства парламента.

Правительство несет перед ним полную политическую и юридическую ответственность за эффективность собственной деятельности. Формальной отличительной чертой парламентской республики выступает наличие должности премьер-министра, которого выбирает и назначает парламент.

При этом правительство создается лишь парламентским способом из числа членов партии, которая получила большинство мест в парламенте. Представители данной партии сохраняют властные полномочия до того времени, пока они пользуются поддержкой парламентского большинства. Как правило, в парламентской республике руководитель победившей партии получает пост председателя правительства.

Президент принимает только номинальное участие в формировании правительства. Формально он наделен определенными полномочиями, однако в реальности имеет незначительное влияние на процесс реализации государственной власти. В парламентской республике политическое действие президента обычно реализуется лишь с согласия правительства. Нормативные акты президента получают юридическую силу только после их одобрения правительством либо парламентом, которые после этого несут за них полную политическую ответственность.

Парламентская республика представляет собой менее распространенную форму управления государством, нежели президентская республика. Тем не менее и она имеет популярность среди современных государств и реализуется в следующих государствах: Германия, Финляндия, Индия и т.д.

В настоящее время существуют смешанные формы правления: парламентско-президентские и президентско-парламентские. Они выступают результатом своеобразного синтеза принципов построения президентской и парламентской республик (например, Франция).

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т. п.).

Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Монархии различают:

В абсолютных монархиях (Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Оман, Саудовская Аравия) монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. Монарх соединяет функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами, верховного судьи, в исламских странах также и духовного лидера. Правительство назначается монархом и выполняет его волю. В конституционных монархиях (Великобритания, Испания, Япония, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Кувейт, Марокко, Непал) власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом, выполняющим законодательные функции.

В конституционных монархиях развитых стран институты представительной демократии действуют без ограничений. Власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Все законы принимает парламент. Правом вето (право на отказ главы государства подписать и ввести в действие законопроект) монархи не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед главой государства, а перед законодательным собранием. Таким образом, реальное управление страной осуществляет правительство, а глава государства выполняет свои функции в тесном согласии с ним. Монарх остается лишь символом нации, воплощающим единство страны. Однако на протяжении своего правления монарх знакомится с важнейшими документами правительства и часто выступает его советником. Прежде чем назначить нового премьер-министра, монарх проводит консультации с лидерами ведущих партий страны. В целом конституционная монархия является вполне жизнеспособной формой правления и обеспечивает стабильность общества.

37. Президентская республика

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– зависимость от воли избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются:

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия, Алжир, Египет, Конго, Камерун, Перу, Сальвадор и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.

Президентская республика – разновидность демократического государства, форма правления, при которой президент страны совмещает функции главы государства и главы правительства.

В президентских республиках и парламент, и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непосредственной политической ответственности перед парламентом не несет.

Отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (если он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского – запрет) на решения законодательного органа.

В США, которые являются президентской республикой, проводится жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, так называемая "система сдержек и противовесов". Законодательное собрание и президент, глава исполнительной власти, государства и правительства, избираются независимо друг от друга на всеобщих выборах. Прочная легитимность и самостоятельность по отношению к парламенту основываются на получении президентом полномочий непосредственно от избирателей. Президент назначает правительство с одобрения законодательного собрания страны (парламента) – Конгресса. Также президент обладает правом выбирать кандидатов на министерские посты, приглашать в состав кабинета независимых специалистов и политиков от оппозиционных партий. Традиционно правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах.

38. Парламентская республика

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– зависимость от воли избирателей.

Парламентская республика – форма государства, главными отличительными чертами которой являются образование правительства на парламентской основе парламентским большинством и его формальная ответственность перед парламентом.

В парламентских республиках правительства формируются из представителей одной или нескольких партий, располагающих большинством в парламенте, и несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Вотум (мнение, выраженное путем голосования) недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой:

– проведение досрочных выборов.

Членами правительства становятся депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании или в его нижней палате. Правительство занимает ведущее положение в системе органов государственной власти. Хотя парламент контролирует деятельность правительства, кабинет министров обладает широкой свободой принимать решения. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним.

Глава государства в парламентской республике – президент. Избирается законодательным собранием или путем всеобщих выборов. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Совместно с правительством президент осуществляет исполнительную власть, но не имеет права назначать правительство по своему усмотрению. Состав кабинета министров формирует лидер партии парламентского большинства. Несмотря на то что конституционные полномочия президента достаточно обширны, все же они сравнительно скромнее полномочий главы государства в президентской республике.

Парламентские республики обычно менее стабильны по сравнению с президентскими республиками. В них чаще сменяется правительство, проходят внеочередные выборы. В периоды социально-политических кризисов нестабильность правительства может привести к разрушению системы государственной власти. В настоящее время парламентские республики распространены преимущественно в Европе – Австрия, Греция, Исландия, Италия, Финляндия, Германия, а также вне пределов Европы – Индия, Турция, Израиль.

можно через ваш аккаунт в любой социальной сети

Инструкция для восстановления пароля отправлена на

Вес загружаемого фото не должен быть больше 10 Мб.
Форматы: jpeg, png, bmp.
Если размер картинки превышает 900px по ширине или высоте,
она будет уменьшена автоматически.

Наверняка им будет интересно, о чем вы пишете

Котировки и цены

Вето в политике – это запрет одного политического органа (президента), реализовывать решение другого законодательного органа (парламента, сената).

Вето в государственном праве представляет собой акт, который останавливает действие или не дает вступить в силу другому подобному документу.

право вето

История появления права вето

Остальное население чувствовало себя ущербным. Людей не устраивало такое положение вещей. Как следствие, было принято решение отколоться от Рима и уйти из города. Все недовольные покинули населенный пункт и в нескольких милях от него начали строительство нового города. Под страхом потери власти над Римом патриции пошли договариваться с плебеями в надежде убедить их вернуться.

Для достижения своей целей переговорщикам пришлось пойти на уступки и дать определенные права плебеям. Было решено, что люди смогут голосовать за своих чиновников. При этом руководители на своем посту должны четко придерживаться интересов народа и не выпускать"вредительских" законов.

Вето применяется и сегодня. К примеру, такое право имеют президенты некоторых стран (к примеру, США, России, Украины), а также некоторые участники совета безопасности ООН.

Виды право вето

Запрет на то или иное решение может различаться, в зависимости от своей политической силы:

2. Относительное (отлагательное) вето – это наложение запрета главой государства на какое-то решение парламента. Но в этом случае вето носит временный характер. Парламент принимает закон и направляет его для подписи президенту. Последний должен в установленный срок принять одно из решений - подписать законопроект, санкционировать новый закон, отказать в санкциях или же наложить свое право вето. В последнем случае запрет имеет вид акта, в котором глава государства высказывает свое видение ситуации и перечисляет имеющиеся возражения.

В дальнейшем отклоненный законопроект попадает обратно к парламенту. У последнего есть две возможности:

отлагательное вето


Отлагательное вето является одним из основных инструментов в руках главы государства. С его помощью он, как глава исполнительной власти, может влиять на общий законодательный процесс. При этом в США сила вето президента настолько велика, что он может влиять на утверждение тех или иных законопроектов путем обычной угрозы наложить запрет.

Подобное право вето есть и в парламентских республиках, но здесь данное право имеет много меньшую силу. Более того, использовать имеющийся инструмент можно только в крайних случаях и с разрешения правительства.

Начиная с 80-х годов 20-го века подобное право было у многих губернаторов штатов. Что касается Президента США, то у него такое право выборочного вето появилось лишь 9 апреля 1996 года.

Таким образом, переданный Конгрессом документ остается неподписанным и продолжает пылиться в Администрации Президента. После выхода из каникул законодательный орган вынужден снова принимать законопроект и давать его на подпись Президенту в надежде, что он будет принят.

Право вето в истории США

Но были и президенты, которые не применяли свое право на вето. К примеру, Президент США Гарфильд за все время правления так и не наложил запрет ни на один законопроект, принятый Конгрессом. Но после него все последующие Президенты сполна пользовались своим правом.

Известны случаи в истории, когда пропрезидентские партии в Конгрессе специально тянули время слушания до нескольких последних дней сессии. Реализовать это было не сложно. В законодательстве США на то время были слабо прописаны условия выступления членов Конгресса. Последние могли подниматься на трибуну и зачитывать целые доклады.

Но даже такие хитрости некоторых партий были преодолены Конгрессом США. В 1973 году первый раз в истории законодательный орган был распущен. Таким способом основные законопроекты для главы государства были отложены. Целью было собраться за несколько дней до окончания сессии и передать законы президенту. После этого парламент открывал новую сессию уже по истечении 10-ти дневного срока на право вето.

Право вето президента РФ

В России Президенту дается право отклонить принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон. Задача президентского вето – оказать сдерживающую силу и дать определенный противовес для реализации опыта разделения власти. Предоставление такого права дает главе государства дополнительные полномочия, как гаранту прав и свобод граждан, а также соблюдения требований Конституции страны.

Если Президент РФ наложил вето на законопроект, но он все равно был проголосован 2/3 голосов от всех депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, то документ принимается без внесения изменений. Таким способом преодолевается вето Президента РФ. В этом случае у главы государства есть два варианта – подписать закон в ошибочной (по его мнению) редакции или обратиться за разъяснениями в Конституционный суд Российской Федерации.

Часто после рассмотрения законопроекта Президент РФ вносит предложение переработать весь закон, внести в него определенные правки или не принимать вовсе. Чаще всего глава государства не соглашается при решении социальных вопросов, касающихся незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров) и особенностей их финансирования из государственного бюджета страны.

процедура рассмотрения законов в России


Иногда Президент РФ не накладывает вето на законопроект, но в устной форме дает понять, что не поддерживает его. В этом случае Парламенту рекомендовано заняться корректировкой документа и внесением определенных правок.

В Конституции РФ прописано, что возвращая законопроект, Президент обязуется разъяснить причины наложенного вето, перечислить имеющиеся мотивы поступка. Если Совет Федерации и Государственная Дума при повторном голосовании не преодолеют вето Президента (то есть не наберут больше 2/3 голосов), то дальнейшее рассмотрение возможно с учетом требований статьи 105 Конституции РФ.

Много дискуссий ведется по поводу возврата законопроекта и его неодобрения без рассмотрения Президентом. Сторонники этого права приводят следующую аргументацию:

- Президент РФ – это гарант Конституции РФ. Следовательно, его права как гаранта ничем не ограничены;
- Президент РФ имеет обязательства и конституционное право подписывать федеральные законы (если они одобрены Советом Федерации и Госдумой).
Следовательно, если Президент РФ усмотрел в действиях законодательных органов определенные нарушения (в том числе и нарушения процедуры принятия законов), то он может не подписывать его без объяснения причин.

Но у данного права Президента есть и противники, которые приводят свои контраргументы:


- Конституцией РФ главе государства дается право вето. При этом перечень оснований для отклонения законопроектов не ограничивается;
- подписание главой государства закона – это не право, а его безусловная обязанность;
- Федеральное собрание России по Конституции может самостоятельно определять распорядок работы;
- Президент обязан четко следовать букве Конституции РФ и работать по принципу разрешено, что не закреплено в вышеупомянутом документе.

По закону Президенту РФ дается 14 дней на подписание документа. В этот период он может воспользоваться своим правом вето и внести предложения. Отклоненный законопроект передается в комитет Государственной Думы, которому дается 10 дней на рассмотрение замечаний. При этом Комитет может поступить следующим образом:

- принять предложения Президента РФ в его редакции;
- согласиться с мнением главы государства и снять законопроект с рассмотрения;
- создать специальную комиссию, которая бы занималась решением разногласий между исполнительным и законодательным органом;
- одобрить закон в старой редакции, преодолев его вето.

Основания для наложения вето Президентом РФ могут быть следующие:

- нарушение конституционных основ федерального устройства;
- внедрение в компетенцию субъектов Федерации;
- нарушение прав и свобод граждан РФ;
- несоответствие принятых решений нормам финансовой политики страны;
- ограничения законом прав Правительства РФ и главы государства;
- превышение полномочий Парламентом;
- нарушение требований конституции;
- внедрение в сферу влияния Правительства или Президента;
- несоответствие нормам финансовой политики и так далее.

В последнее время Президент РФ все чаще пользуется правом вето, основываясь на политических причинах. В такой ситуации отказ Президента РФ проявляется в выявлении множества юридических и технических недостатков закона.

Вето в Совете Безопасности ООН

Право вето предоставляется и некоторым членам Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. К таким привилегированным государствам можно отнести – Францию, Китай, СССР (позже в 1991 году это место заняла Россия), Великобритания и США. Причина такого права – ключевая роль этих стран в создание ООН, а также обеспечения мира и безопасности на планете.

заседание ООН


Этим пяти странам предоставлен особый статус постоянного членства в Совете Безопасности, а также право голосования (в том числе и право вето). В статье 27 Устава ООН прописано, что решение по процедурным вопросам является принятым, если за него отдали голоса девять членов ООН. Что касается других решений, то должно быть одобрение девяти членов совета плюс голоса основных членов - Франции, Китая, РФ, Великобритании и США. При этом одна из сторон имеет право воздержаться от голосования (статься 52, пункт третий, глава 6).

использование права вето


Представители пяти стран в Совете ООН однажды уже применяли свои права вето. Если одна из стран не согласна с резолюцией, то она может воспользоваться своим правом и наложить запрет. Если же страна воздержится от голосования, то она дает возможность принять резолюцию, но уже без своего голоса. Но для этого должно быть девять голосов. За последние годы имели место вето по следующим вопросам.

Каждое государство имеет своего руководителя, который в зависимости от формы правления и политического режима может именоваться по-разному.

В современных республиканских странах он называется президент.

Президент

Давайте вместе узнаем, что это за должность и есть ли отличия в правлении президентов отдельных стран.

Кто такой президент?

Президент — это глава государства с республиканской формой правления. Его политическая власть формируется в результате всенародных выборов, чья степень демократичности может существенно отличаться.

В парламентских республиках избирается, как правило, представительным органом, что объясняется его ограниченными полномочиями. Термин в качестве обозначения выборного должности государства используется с момента принятия американской конституции в 1787 году.

Полномочия и функции президента

В Конституциях стран четко закреплены полномочия и сроки нахождения у власти президента.

В России глава государства имеет большой круг компетенций в различных сферах. Вот некоторые функции президента:

  1. представительство интересов страны в международных отношениях;
  2. гарант Конституции;
  3. определяет ключевые направления внутренней и внешней политики;
  4. осуществляет помилование;
  5. имеет статус Верховного Главнокомандующего;
  6. гарантирует права и свободы граждан;
  7. обеспечивает согласованное взаимодействие органов госвласти;
  8. решает вопрос предоставления гражданства и политического убежища.

Президент участвует в кадровых назначениях высших должностных лиц в рамках существующего механизма сдержек и противовесов. В частности, он назначает утвержденного Госдумой главу Правительства, предлагает Нижней палате кандидатуру руководителя Центробанка, принимает отставку главы Кабмина РФ.

Конституционно-правовой статус президента

Кто такой президент и какова его роль в государстве помогает понять его конституционно-правовой статус.

В таких странах как РФ, Казахстан, Венгрия он стоит над всеми ветвями власти и не возглавляет ни одну из них.

Президент России Владимир Владимирович Путин

В США и Мексике по Конституции президент возглавляет исполнительную власть.

В Финляндии ситуация выглядит еще более запутанной — Основной закон наделает его правами руководителя высшей исполнительной власти, но по факту руководит правительством здесь премьер-министр.

Интересный вариант президентства сформировался в Иране. Здесь он, как и другие органы власти подчиняется духовному лидеру страны.

Современные конституции помимо делегирования широких прав наделяют президента обязанностями. Большинство из них связаны с:

  1. гарантиями прав и свобод граждан;
  2. обеспечением безопасности;
  3. гарантиями суверенитета, внутренней стабильности, гражданского мира;
  4. соблюдением законов.

Конституции многих стран закрепляют за президентом обязанность поддерживать независимость, территориальное единство. Во Франции президент имеет функции арбитра между различными видами публичной власти, в Румынии он наделен функциями посредника между государством и обществом.

Часть обязанностей прописывается в тексте присяги и нередко имеет декларативный характер. Несмотря на это они имеют важнейшее значение для общества и дают понимание того, что президент работает на интересы всего социума.

В Конституции Греции даже существует ограничение, препятствующее тому, чтобы президент представлял интересы отдельных социальных групп.

Модели президентства

Американская

Одна из наиболее интересных моделей. Сильный президент не зависит от Конгресса, но не вправе его распустить. В свою очередь последний не может лишить полномочий правительство. Президент утверждает высших должностных лиц, но Сенат имеет право не поддержать кандидата.

Президент США вправе наложить вето на законы Конгресса (может быть преодолено 2/3 голосов конгрессменов). Президент фактически единолично руководит исполнительной властью, но Конгресс имеет право контролировать соблюдение законом последней, особенно в части эффективности госрасходов.

Президент Трамп

За президентом США закреплено право предлагать Конгрессу проект госбюджета, а подписанные им международные соглашения должен обязательно утверждать Сенат. Глава государства управляет армией и внутренними силами для поддержания общественного порядка, но объявить чрезвычайное положение в стране может лишь с согласия Конгресса.

Последний также имеет право инициировать процедуру импичмента с целью лишения его должности.

Президенты США и России

В результате подобных сдержек и противовесов действительно сильная президентская власть в США не превращается в гипертрофированную.

Президентство в парламентских республиках

В парламентских республиках (Италия, Германия, Индия, Австрия и других) полномочия президента ничтожно малы.

Он не может влиять на работу исполнительной власти, а в случае наличия отдельных компетенций (назначение главы Кабмина или представления интересов государства в международных делах) может их осуществлять только после согласования с премьер-министром. В большинстве случаев президент лишен реальных властных полномочий и играет представительские функции.

Латиноамериканская модель президентства

Создана на базе американской модели, но из-за отсутствия выраженной системы сдержек и противовесов президент получает гипертрофированные полномочия и может вмешиваться в деятельность любых органов власти.

В ряде стран существуют однопартийные системы, что позволяет президенту многократно переизбираться на пост, не боясь поражения. Не удивительно, что многие из них правят как диктаторы, прикрывающиеся выборной легитимностью.

Заключение

Президент — его лидер и главное должностное лицо современного республиканского государства. Однако полномочия, политическая роль и значение в жизни общества во многом отличаются в зависимости от статуса, закрепленного в Конституции.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Президент президенту рознь. Его функции определяются формой правления в государстве. Например, в парламентской республике президент является лишь формальным лидером и ни на что не влияет.

Полномочия президента четко определены в конституции страны, у каждой страны они свои. В нашей стране президент больше, чем менеджер, он символ страны! Он так давно ею руководит, что на его месте сложно кого-либо представить, и даже страшно.

Читайте также: