Учреждение гос совета кто учредил

Обновлено: 28.06.2024

История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов - Русской Правде (XI в.). Именно в этом документе закреплялось право высшего должностного лица – князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (XII в.) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (XII - XIV вв.) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.

При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649 г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства.

Первый орган государственного финансового контроля России – Большая Казна - действовал с конца XV в. для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовой контроль. Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656 г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

Реформы Петра I изменили и организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718 г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

В XVIII веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие.

Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям. Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля - осуществлять ревизию по первичным документам, что несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.

При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров.

Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля – В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению не все из начинаний увидели свет. Однако к концу XIX века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора.

Началом преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862 г. С этого же года роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.

В 1892 г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля - Государственный контроль (Госконтроль) был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.

Уже в начале XX века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.

Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917 года был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.

В советское время контрольные органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои. Система не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В статьях 101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.


Образование и деятельность
Государственного совета Российской империи


Дату образования Государственного совета Российской империи принято относить к 1801 году, когда императором Александром I был учрежден (взамен существовавшего прежде совещательного органа) Непременный совет, именовавшийся также Государственным.

Позднее выдающийся реформатор М.М. Сперанский предложил проект преобразований, в котором Государственному совету была отведена роль законосовещательного органа.

1809 г.

Российский государственный исторический архив
РГИА. Ф. 1148. Оп. 1. 1810 г. Д. 1б. Л. 1, 2 об.–3.
Подлинник. Черновик. Автограф М.М. Сперанского.

1 января 1810 г.

Российский государственный исторический архив
РГИА. Ф. 1329. Оп. 1. Д. 328. Л. 16–43об.
Подлинник. Подпись-автограф императора Александра I.

Председателем Государственного совета был император, который назначал членов Совета. Проводились Общие собрания Совета, заседания его департаментов, комиссий, комитетов и совещания.

Деятельность его обеспечивала Государственная канцелярия под управлением государственного секретаря. Первым государственным секретарем стал М.М. Сперанский.

Роль Совета в государственном управлении и его функции существенно менялись в разные исторические периоды вплоть до его упразднения в 1917 г. Государственный совет был высшим законосовещательным учреждением страны, став после 1906 г. – законодательным.

15 апреля 1842 г.

Российский государственный исторический архив
РГИА. Ф. 1161. Оп. 1. Д. 84. Л. 69–70.
Подлинник. Подпись-автограф императора Николая I.

Новый документ ограничил полномочия Совета как в области законотворчества, так и контроля за деятельностью Комитета министров. Одновременно круг его деятельности был расширен за счет ряда административных, финансовых и судопроизводственных функций.


Издание из фонда Российской государственной библиотеки

К столетней годовщине образования Государственного совета Государственной канцелярией было подготовлено юбилейное издание, основанное на архивных документах и посвященное важнейшим событиям в его деятельности. Материалы представлены по периодам царствования императоров.


Издание содержит документы, портреты, рисунки Александра I, а также факсимиле присяги членов Государственного Совета, список председателей и членов Государственного Совета и высших чинов Государственной канцелярии с 30 марта 1801 по 30 марта 1901 гг.

Издание из фонда Библиотеки Администрации Президента Российской Федерации

Издание из фонда Российской государственной библиотеки


Залы заседания Государственного совета Российской империи
и форменная одежда его членов


Государственный совет долгое время проводил свои заседания в Зимнем дворце – в здании Большого Эрмитажа. Там же работала Государственная канцелярия. С увеличением численности членов Совета и расширением его делопроизводства потребовалось собственное помещение. В 1885 г. Совет был размещен в Мариинском дворце, где и находился вплоть до 1917 года.

Издание из фонда Российской государственной библиотеки

Мундиры, специально разработанные для членов Государственного совета, периодически подвергались изменениям и являлись заметным признаком исторического периода.

8 марта 1856 г.

Российский государственный исторический архив
РГИА. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 334. Л. 2а–2б.
Подлинник.


Государственный совет Российской империи
после реформы 1906 года

Издание из фонда Библиотеки Администрации Президента Российской Федерации


После 1906 г. число членов Государственного совета стало в несколько раз больше, чем при его основании в царствование Александра I.

В данном издании собраны сведения о членах реформированного Государственного совета.

Издание из фонда Российской государственной библиотеки


С 1907 по 1911 гг. членом Государственного совета был выдающийся государственный деятель П.А. Столыпин, два выступления которого на заседаниях Государственного совета в 1911 г. содержатся в сборнике.

Издание из фонда Российской государственной библиотеки


Примеры вопросов, обсуждавшихся в Государственном совете


До реформы 1906 г. рассмотренные в Государственном совете вопросы, предполагавшие принятие нового закона, оформлялись в виде высочайше утвержденного мнения Государственного совета.

Издание из фонда Российской государственной библиотеки

Издание из фонда Российской государственной библиотеки


Государственный совет Российской империи в цифрах

Издание из фонда Российской государственной библиотеки

Издание содержит объяснительную записку к смете расходов на 1913 г., перечень статей расходов, содержание членов Государственного совета в сравнении с 1912 г. и др.

Издание из фонда Российской государственной библиотеки

Автор брошюры Н.А. Рубакин – ученый, библиограф, общественный деятель, автор острых социально-экономических и политологических работ, среди которых и данное издание, вызвавшее бурю негодования против автора.


Упразднение Государственного совета Российской империи

Последнее заседание Государственного совета состоялось 20 февраля 1917 г., а 6 октября было издано постановление Временного правительства о роспуске Государственной думы и о прекращении полномочий избранных членов Государственного совета. Полномочия же назначенных членов Совета не были прекращены и Совет продолжал формально существовать.


Декретом Совета народных комиссаров 13 декабря 1917 г. Государственный совет Российской империи был окончательно упразднен, так же как и Государственная канцелярия.

13 декабря 1917 г.

Российский государственный архив социально-политической истории
РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4965. Л. 1.
Подлинник. Подписи-автографы председателя СНК В.И. Ульянова (Ленина), управделами СНК В.Д. Бонч-Бруевича, секретаря СНК Н.П. Горбунова.


Преемственность и традиции

Понимание роли и места парламента в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных традиций.



Государственный Совет Российской империи, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского парламентаризма: преемственность и традиции / редкол.: Ткаченко П.Ф. (гл. ред.) [и др.]. – М., 2007. – 183 с.

Издание из фонда Библиотеки Администрации Президента Российской Федерации

Книга содержит политико-правовой и исторический анализ деятельности Государственного совета Российской империи и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации как верхних палат российского парламента.



Государственный совет СССР

5 сентября 1991 г.

Государственный архив Российской Федерации
ГА РФ. Р-9654. Оп. 1. Д. 184. Л. 45-47.
Подлинник. Подпись-автограф Президента СССР М.С. Горбачева.

В газете представлен отчет о заседании Государственного совета СССР 11 октября 1991 г., на котором обсуждался проект соглашения об экономическом сообществе. В заседании приняли участие руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.



Грачев А.С. [Заседание Госсовета 11 октября 1991 года] // Дальше без меня. Уход Президента: [о М.С. Горбачеве] / А. Грачев. – М., 1994. – С. 48–55.

Издание из фонда Библиотеки Администрации Президента Российской Федерации

Автор книги – последний пресс-секретарь Президента СССР и Председателя Государственного совета СССР М.С. Горбачева – делится своими воспоминаниями о заседании Государственного совета СССР.


Государственный совет при Президенте РСФСР

Данный указ утратил силу в связи с изданием Указа Президента РСФСР Б.Н. Ельцина от 6 ноября 1991 г. № 172.

Архив Президента Российской Федерации

Архив Президента Российской Федерации


Государственный совет Российской Федерации

В 2000 г. члены Совета Федерации обратились к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой о создании органа, который мог бы взять на себя часть работы, связанной с проблемами регионов. Так вновь оказалась востребованной идея создания Государственного совета. 27 июля 2000 г. В.В. Путин подписал Распоряжение, в котором одобрил предложение о его создании, а 1 сентября 2000 г. – Указ об образовании Государственного совета Российской Федерации.

Архив Президента Российской Федерации

Архив Президента Российской Федерации

Государственный совет Российской Федерации формируется в составе председателя Государственного совета и членов Государственного совета. Председателем Государственного совета является Президент России. До 2012 г. членами Государственного совета являлись только высшие должностные лица субъектов Российской Федерации. В 2012 году в Совет вошли председатели Совета Федерации и Государственной думы, руководители фракций в Государственной думе, полномочные представители Президента России в федеральных округах. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета, состоящий из восьми человек (по одному представителю от каждого федерального округа).


В рамках Совета созданы 16 рабочих групп в целях обеспечения подготовки материалов по вопросам, которые будут рассматриваться на заседаниях Государственного совета и его президиума.

Издание из фонда Библиотеки Администрации Президента Российской Федерации

Отдельные заседания Государственного совета проводятся совместно с другими консультативными органами, действующими при главе государства.


Государственный совет Российской Федерации –
конституционный орган


15 января 2020 г. Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации предложил внести ряд поправок в Конституцию Российской Федерации, среди которых закрепление в Конституции Российской Федерации статуса Государственного совета Российской Федерации.

Издание из фонда Библиотеки Администрации Президента Российской Федерации

Издание из фонда Библиотеки Администрации Президента Российской Федерации

Издание подготовлено сопредседателями рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации: с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // Российская газета. – 2020. – 4 июля. – С. 3.



В настоящее время идет разработка проекта Федерального закона о статусе Государственного совета Российской Федерации.


Библиотека Администрации Президента Российской Федерации

В указателе – на основе фондов Библиотеки Администрации Президента Российской Федерации и Российской государственной библиотеки – представлены книги, статьи из сборников и журналов, опубликованные на русском языке, а также диссертации, освещающие вопросы создания, правового статуса и деятельности Государственного совета России в исторический и современный периоды.

Публикацию подготовили Е.В. Соснова, Н.В. Рождественская, Л.И. Яковлева, А.Е. Федорова, А.А. Коротков (Библиотека Администрации Президента РФ),
Н.В. Глищинская (отдел межархивных информационно-коммуникационных проектов РГАНТД)

Государственный совет — это высший законосовещательный орган при российском императоре в 1810—1917 годах, с 1906 года – это верхняя палата парламента.

Государственный совет в 1810—1906 годах

Члены Государственного совета назначались и увольнялись императором вне зависимости от сословия, возраста, чина и образования. Большую часть мест в Госсовете занимали дворяне, в большинстве случаев назначение в Госсовет было пожизненным. Ежегодно императором назначались председатель и вице-председатель Совета. До 1865 года председатель Госсовета был председателем Комитета министров, в состав Госсовета всегда входили члены императорской фамилии, а с 1865 председателями были великие князья. Если на заседании присутствовал император, председательствовал он. В 1810 году членов Государственного совета было 35, в 1890 году — 60, а в начале XX века их число достигало 90. За время существования членами Госсовета побывали 548 человек.

В полномочия совета входило рассмотрение:

  • предложений новых законов или изменений в принятых законах;
  • вопросов внутреннего управления, требующих ограничения, отмены, дополнения или разъяснения законов;
  • вопросов внешней и внутренней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
  • ежегодной сметы государственных приходов и расходов;
  • отчетов Государственного контроля по исполнению сметы доходов и расходов;
  • чрезвычайных финансовых мер.

Готовые работы на аналогичную тему

В структуру Государственного совета входили:

  • общее собрание;
  • Государственная канцелярия;
  • Департаменты;
  • Постоянные комиссии;
  • временные особые комитеты, совещания, присутствия и комиссии.

Все дела в Госсовет поступали через Государственную канцелярию. После определения, относятся ли дела к ведению Госсовета, государственный секретарь распределял их в соответствующие отделения канцелярии, которые готовили их к слушанию в соответствующем департаменте. По повелению императора срочные дела могли сразу переходить в общее собрание, однако обычно дело проходило соответствующий департамент, и лишь потом попадало в общее собрание. В соответствии с манифестом 1 января 1810 года через Госсовет были должны проходить все законы, но это правило не всегда соблюдалось. Решение в общем собрании и департаментах принималось большинством голосов, но решающее слово было у императора, который имел право утвердить мнение меньшинства, если оно отвечало его взглядам.

Согласно указу от 5 апреля 1812 года Госсовету на время отсутствия в столице императора подчинялись министерства. В 1832 году полномочия были сокращены: министры перестали делать ежегодные отчеты о деятельности.

Государственный совет в 1906—1917 годах

Избрание проходило по 5 куриям:

  • 6 человек от православного духовенства (Синод избирал по 3 человека от белого и чёрного духовенства по представлению епархиальных архиереев);
  • 18 человек от губернских дворянских обществ (по 2 выборщика от каждой губернии на общее собрание, избиравшее членов Государственного совета);
  • по одному от каждого от губернских земских собраний (из лиц, владеющих утроенным имущественным или земельным цензом для выборов в Государственную думу; избирались на три года);
  • 6 человек от академии наук и университетов (Академия наук и университеты выбирали из числа ординарных академиков или профессоров трёх выборщиков, на общем собрании избиравших членов Государственного совета);
  • 12 человек от Совета торговли и местных комитетов торговли и мануфактур, купеческих управ и биржевых комитетов;
  • 2 человека от Финляндского сейма.

Выборы были двухступенчатыми или прямыми. Срок избрания составлял 9 лет. В результате ротации каждые 3 года выбывала 1/3 членов Совета в очередном порядке. Избранные от земств члены переизбирались в полном составе каждые три года. Не могли избираться лица моложе 40 лет, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, не окончившие курса в средних учебных заведениях и иностранные подданные. Император ежегодно назначал Председателя Государственного совета и его заместителя из числа назначенных членов Совета.

После 1906 года структура Госсовета существенно изменилась. Помимо Государственной канцелярии и общего собрания в нём осталось лишь два департамента, увеличилось число постоянных комиссий. Заседания общего собрания стали публичными.


\u041f\u043e\u043b\u043d\u043e\u043c\u043e\u0447\u0438\u044f \u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0443\u0441\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435:
\u043d\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0432 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0439, \u0440\u0430\u0432\u043d\u043e \u043a\u0430\u043a \u0438 \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0432 \u0443\u0436\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u044b\u0445 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430\u0445;
\u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u043e\u0432 \u0432\u043d\u0443\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u0435\u0433\u043e \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0442\u0440\u0435\u0431\u0443\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043e\u0442\u043c\u0435\u043d\u044b, \u043e\u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0434\u043e\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438\u043b\u0438 \u0440\u0430\u0437\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0435\u0436\u043d\u0438\u0445 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0432;
\u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u043e\u0432 \u0432\u043d\u0443\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u0435\u0439 \u0438 \u0432\u043d\u0435\u0448\u043d\u0435\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0438 \u0432 \u0447\u0440\u0435\u0437\u0432\u044b\u0447\u0430\u0439\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0431\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0430\u0445;
\u0435\u0436\u0435\u0433\u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0441\u043c\u0435\u0442\u044b \u043e\u0431\u0449\u0438\u0445 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u0438\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432 \u0438 \u0440\u0430\u0441\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432 (\u0441 1862 \u0433. \u2014 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0440\u043e\u0441\u043f\u0438\u0441\u0438 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432 \u0438 \u0440\u0430\u0441\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432);
\u043e\u0442\u0447\u0435\u0442\u043e\u0432 \u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043a\u043e\u043d\u0442\u0440\u043e\u043b\u044f \u043f\u043e \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u044e \u0440\u043e\u0441\u043f\u0438\u0441\u0438 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432 \u0438 \u0440\u0430\u0441\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432 (\u0441 1836 \u0433.);
\u0447\u0440\u0435\u0437\u0432\u044b\u0447\u0430\u0439\u043d\u044b\u0445 \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043c\u0435\u0440 \u0438 \u043f\u0440.">]" data-test="answer-box-list">

Crezyyyy

Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:
новых законов или законодательных предположений, равно как и изменений в уже принятых законах;
вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;
вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. — государственной росписи доходов и расходов);
отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г.);
чрезвычайных финансовых мер и пр.

Новые вопросы в История

Помогите срочно пожалуйста​К |(1) тысячелетию до н.э Египет стал зависеть от государствА) Дальнего ВостокаВ) Крайнего СевераС) Ближнего ВостокаД) Сред … ней АзииЕ) Передней Азии

Вера в то, что человек после своей смерти не перестает жить, а меняет свой облик, превращается в какое-либо животное - это1) вера в переселение душ 2) … B вера в бессмертие души вера 3) В священных животных​


Федеральная архивная служба России является правопреемницей архивных администрации Советского Союза и РСФСР, существовавших в советское время.

Архивы оставались в ведении Наркомпроса до 26 ноября 1921 г., когда было издано постановление Президиума ВЦИК о переводе ГУАД из Наркомпроса в ведение ВЦИК. После принятия новой Конституции РСФСР Президиум ВЦИК утвердил Положение о Центральном архиве (Центрархиве) РСФСР (30 января 1922 г.). Архивной системой вместо ГУАД стало руководить Управление Центральным архивом при ВЦИК РСФСР. В его обязанности входило общее управление, планирование и контроль в области архивного дела на территории Российской Федерации, а также прямое руководство всеми московскими и петроградскими центральными государственными архивами. Круг источников комплектования государственных архивов был сужен до правительственных учреждений.

28 января 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили положение об архивном управлении РСФСР. Архивные учреждения РСФСР стали подведомственны Центральному архивному управлению РСФСР (ЦАУ РСФСР). Оно состояло при ВЦИК, подчиняясь непосредственно его Президиуму. На ЦАУ РСФСР возлагалось общее руководство архивным делом в республике, а также непосредственное управление всеми центральными госархивами республики. Тогда же ЕГАФ был переименован в Государственный архивный фонд (ГАФ).

К 1935 г. в ведении ЦАУ СССР находилось пять союзных архивов: Центральный архив Красной Армии (ЦАКА), Военно-исторический архив (ВИА), Центральный фотофонокиноархив (ЦФФКА), Центральный архив профдвижения (ЦАПД), Государственный архив внешней политики (ГАВП). Однако ряд центральных государственных архивов, также хранивших документы общесоюзного значения, продолжали находиться в ведении ЦАУ РСФСР: Центральный архив Октябрьской революции (ЦАОР), Центральный архив революции (ЦАР), Государственный архив феодально-крепостнической эпохи (ГАФКЭ), Центральный межевой архив, Архив народного хозяйства, культуры и быта и др. Эта структура органов управления архивным делом просуществовала до принятия Конституции 1936 г., согласно которой правительственные органы вновь были реорганизованы и усилен контроль со стороны органов безопасности над архивами.

Логическим завершением этого процесса стало Постановление Президиума Верховного Совета СССР, принятое в 1938 г. Государственные архивы страны были переданы в ведение НКВД СССР и, таким образом, центральные и местные органы управления архивным делом потеряли свой независимый статус. ЦАУ СССР было преобразовано в Главное архивное управление (ГАУ) НКВД СССР. Постепенно в непосредственное подчинение последнего перешли важнейшие комплексы документов, которые образовали сеть центральных государственных архивов общесоюзного значения (ЦГАОР, ЦГАКА, ЦГАВМФ, ЦГАКФФД, ЦГИАЛ, ЦГИАМ, ЦГВИА и его филиал, ЦГАДА, ЦГЛА). К категории общесоюзных фондов были причислены и фонды центральных правительственных учреждений РСФСР, а также сеть центральных и местных архивов РСФСР. НКВД стал министерством внутренних дел (МВД) в 1946 г., соответственно изменилось и название архивного ведомства – ГАУ МВД СССР. Республиканская архивная администрация в РСФСР была организована заново только в 1955 г., когда в составе Министерства внутренних дел было образовано Архивное управление (с 1960 г. – ГАУ РСФСР).

В 1960 г., когда архивная отрасль была передана в ведение Совета Министров СССР, статус главного органа управления архивным делом вновь был повышен и он стал называться Главное архивное управление при СМ СССР (ГАУ при СМ СССР или Главархив СССР). В 1961 г. Правительство утвердило Положение о Главном архивном управлении и сети центральных государственных архивов СССР. Согласно этому Положению, ГАУ СССР – общесоюзный орган для научного и организационно-методического руководства архивным делом в стране. В Положении была закреплена командно-административная модель управления отраслью, сложившаяся в предыдущий период. До 1991 г. ГАУ СССР контролировало административные, финансовые, научно-методические, технические и многие иные направления деятельности государственных архивов всего Советского Союза.

В непосредственном ведении Главного архивного управления при Совете Министров РСФСР (ГАУ при СМ РСФСР), созданного также в 1960 г. на базе Архивного управления МВД РСФСР, находились центральные государственные архивы РСФСР. Другими государственными архивами Главархив РСФСР руководил через архивные отделы (управления) республик, краев и областей.

В период определения своего суверенитета республиками бывш. СССР, 5 ноября 1990 г. на базе Главархива РСФСР был создан административный орган управления – Комитет по делам архивов при Совете Министров РСФСР (Роскомархив), – отвечающий за государственные архивы на всей территории Российской Федерации. После провала путча в августе 1991 г. президент Б.Н. Ельцин издал указ о передаче всех документов КПСС и КГБ СССР в ведение Роскомархива. На основе документов ЦК КПСС было создано два новых государственных архива – РЦХИДНИ (бывший Центральный партийный архив) и ЦХСД (бывший текущий архив ЦК КПСС). Однако, основная часть документации КГБ до сих пор находится в самостоятельных ведомственных архивах.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 12 октября 1991 г. Роскомархив получил в свое ведение находившиеся на территории РСФСР бывшие союзные центральные государственные архивы, ранее подчиненные Главархиву СССР, а также административные функции, подведомственные учреждения и научно-исследовательские организации последнего, его материально-техническую и финансово-экономическую базу в пределах Российской Федерации. Постановление было введено в действие только в начале 1992 г. Тогда же материалы архива бывшего Политбюро ЦК КПСС вошли составной частью в Архив Президента Российской Федерации.

В связи с распадом СССР в конце 1991 г. с января 1992 г. происходит реорганизация сети государственных архивов России. Административные и архивные функции Роскомархива по отношению к вновь образованным архивам федерального уровня были закреплены в Постановлении Правительства от 24 июня 1992 г.. Оно определяло, что Комитет по делам архивов при Правительстве Российской Федерации (Роскомархив) является федеральным органом государственного управления, который осуществляет государственную политику в области архивного дела. Это Постановление также подтвердило реорганизацию сети государственных архивов федерального уровня, находящихся в прямом подчинении Роскомархива, а четыре из них получили определение "центров", хотя они функционировали как архивы.

Новым Указом в марте 1999 г. сеть федеральных архивов была вновь реорганизована. В настоящее время она состоит из четырнадцати архивов, тринадцать из которых находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ) после переезда из г. Томска теперь базируется во Владивостоке. Таким образом, мартовский указ, во-первых, объединил бывший комсомольский архив ЦХДМО с бывшим партийным архивом – РЦХИДНИ. Объединенный архив получил название Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Во-вторых, Центр хранения историко-документальных коллекций – ЦХИДК (до 1992 г. Особый архив – ЦГОА), созданный для хранения трофейных документов и бывший секретным до 1991 г., был объединен с Российским государственным военным архивом. Одновременно, Центр хранения современной документации (ЦХСД) был переименован в Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 г. № 293 Федеральное архивное агентство (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также по контролю, оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в этой сфере. Руководство деятельностью Федерального архивного агентства осуществляет Президент Российской Федерации.

Читайте также: