Учитывая что я намерена осуществлять медицинскую деятельность по специальности

Обновлено: 22.06.2024

Поскольку статья объемная и касается различных категорий медицинских работников – от выпускников до действующих врачей-специалистов, мы сделали содержание по разделам, которым вы можете воспользоваться ниже:

1. Обзор основных положений Приказа № 327н

Итак, Приказом № 327н до 1 января 2021 года установлено следующее:

Однако часть из вышеуказанных нововведений вызывает вопросы, а часть, как мы уже указали, нуждается в подробном юридическом обосновании. Поэтому ниже разберем некоторые положения Приказа отдельно.

2. Что значит мораторий на выдачу сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста?

Начнем с того, что пунктом 2 Приказа № 327н до 1 января 2021 года установлен мораторий на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста (в том числе лицами, прошедшими аккредитацию специалиста до вступления в силу данного приказа). По этому поводу существует две противоположные точки зрения:

Какая же точка зрения верная?

Следовательно, если мыслить по аналогии, то Приказ Минздрава № 327н также установил запрет (приостановление, отсрочку) получения сертификатов и свидетельств об аккредитации.

Единственный источник, в котором нам удалось найти подтверждение второй позиции, это Википедия и некоторые юридические словари. В частности, в Википедии со ссылкой на Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждается, что мораторий — это право на отсрочку платежа по долговому обязательству, предоставляемое в административном или судебном порядке.

В конце концов, если исходить из той логики, что Минздрав не планировал устанавливать запретов и на самом-то деле хотел предоставить медицинским работникам и образовательным организациям право на прохождение/проведение сертификации или аккредитации, то он скорее всего не стал бы вводить пункт о моратории, а просто продлил бы действие сертификатов и уточнил, что свидетельства об аккредитации будут выданы позже.

Поэтому все указывает на то, что Минздрав до конца года ввел не что иное как запрет на получение сертификатов и свидетельств. Отсюда назревает следующий вопрос:

3. Мораторий распространяется только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации или также и на проведение процедур сертификации и аккредитации?

Де-юре, мораторий установлен только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации. Это значит, что проводить процедуру сертификации и аккредитации пока можно. В чем же смысл такого моратория?

Но в таком случае не совсем ясно почему мораторий также касается сертификатов специалиста? С ними совсем иная история, нежели со свидетельствами. Напомним, что сертификаты оформляются самими образовательными организациями и проблем с их заполнением и выдачей быть не должно.

Можно предположить, что Минздрав исходил из того, что сертификат выдается через 10 дней после сдачи сертификационного экзамена (пункт 30 Условий и порядка выдачи сертификата специалиста, утвержденных Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 982н (далее – Порядок выдачи сертификата № 982н)). Следовательно, провести экзамен сейчас, а выдать сертификат условно через год, де-юре нельзя. Поэтому и сертификацию проводить никто не станет. Однако и здесь есть свои нюансы.

Во-первых, нарушение обозначенного срока не влечет недействительность сертификатов. Более того, за выдачу сертификатов с задержкой не предусмотрено какой-либо специальной ответственности. В конце концов, аналогичная норма есть и для свидетельства об аккредитации, которое, напомним, должно выдаваться не позднее 30 календарных дней с момента прохождения аккредитации (пункт 3 Порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, утвержденного Приказом Минздрава России от 06.06.2016 № 352н (далее – Порядок выдачи свидетельства № 352н)). Тем не менее, это не мешает самому же Минздраву нарушать указанный срок.

Есть еще другой вариант, более простой – авторы текста Приказа № 327н просто ошиблись. Этот вариант, хоть и кажется на первый взгляд смешным, но все-таки является вполне реальным, ведь Приказ явно готовился в спешке. В таком случае в ближайшее время в него могут внести изменения, которые расширят мораторий не только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации, но и на сами процедуры сертификации и аккредитации. Однако в этой ситуации потребуются также и изменения в другие подзаконные нормативные акты. В частности, в Порядок приема в ординатуру, согласно которому условием поступления в ординатуру является прохождение аккредитации специалиста (об этом подробнее читайте далее).

В общем, как бы там ни было, пока логика Минздрава не совсем ясна, а попытки ее понять – это не более, чем гадание на кофейной гуще. Мы лишь можем констатировать тот факт, что де-юре проводить сертификацию и аккредитацию пока что можно, а отсюда вытекает следующий вопрос:

4. Стоит ли сейчас проходить сертификацию тем специалистам, у которых срок действия сертификата истекает в этом году, чтобы продлить его действие на 5 лет?

На этом фоне активизировались образовательные организации, которые сейчас массово зазывают медицинских работников на сертификацию и предлагают огромные скидки на обучение. Дескать это последний шанс продлить свой сертификат и отсрочить вступление в непонятную процедуру непрерывного медицинского образования. При этом, некоторые образовательные организации обещают выдать сертификат сразу (неправильно трактуя значение слова мораторий, о чем мы уже рассказали выше), а некоторые предлагают пройти обучение сейчас, но сертификат выдать попозже (когда мораторий закончится).

Как бы там ни было, мы рекомендуем тем лицам, у которых сертификат истекает в 2020 году, пока воздержатся от его продления . Приведем аргументы:

К слову, мы уже направили соответствующий запрос. Чтобы не пропустить ответ, подписывайтесь на нас в социальных сетях. Это можно сделать по следующим ссылкам: ВКонтакте, Facebook и Telegram.

В конце концов, спешить некуда, ведь действие сертификатов, которые истекают в этом году, продлено на 12 месяцев. Однако в этом случае есть еще как минимум два нюанса. Рассмотрим их в следующих разделах.

5. Квалификационные требования и обязанность повышения квалификации пока никто не отменял

Неизвестно, специально ли, но Минздрав, продлив действие некоторых сертификатов специалиста, забыл об обязанности 1 раз в 5 лет проходить повышение квалификации.

Напомним, что данная обязанность закреплена в ряде профстандартов медицинских работников, в пункте 4 Порядка обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам, утвержденного Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н, а также является одним из квалификационных требований , указанных в Приказах Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и Приказе Минздрава России от 10.02.2016 № 83н.

Таким образом, если вовремя не пройти повышение квалификации, медицинский работник не будет соответствовать квалификационным требованиям, и, следовательно, не будет иметь права на осуществление медицинской деятельности без сертификата специалиста / свидетельства об аккредитации в соответствии с Приказом № 327н (напомним, что условием допуска к осуществлению медицинской деятельности без сертификата специалиста / свидетельства об аккредитации является, в том числе, соответствие квалификационным требованиям, а они, как мы указали выше, предусматривают повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет).

6. Что делать тем, у кого сертификат специалиста истек раньше 6 апреля и на кого продление срока действия сертификата не распространяется?

  • Наличия документов об образовании и (или) квалификации , подтверждающих получение образования по медицинской специальности;
  • Соответствие полученного образования квалификационным требованиям (это вышеупомянутые Приказы Минздрава № 707н и 83н).
  • Диплом о среднем профессиональном образовании;
  • Диплом о высшем образовании;
  • Диплом об окончании ординатуры;
  • Документ о повышении или присвоении квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (удостоверение о ПК, диплом о профессиональной переподготовке).

Таким образом, специалисты как с высшим, так и средним медицинским образованием смогут легально работать по своей специальности на основании вышеуказанных документов об образовании без наличия сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации (при условии фактического соответствия уровня образования специалиста Приказам № 707н или № 83н).

К слову, аналогичный вывод касается и тех, кто в этом году заканчивает ординатуру . Между тем, в профсообществе сложилась иная точка зрения , согласно которой вышеуказанные документы об образовании не свидетельствуют о получении образования по медицинской специальности . В связи с этим якобы медицинские работники с истекшими сертификатами и те, кто окончит ординатуру, в следующем году смогут устроиться только на должность врачей-стажёров. Однако данная позиция юридически неверна и далее объясним почему.

* Судя по комментариям в социальных сетях, больше всего вопрос допуска к работе волнует именно лиц, окончивших ординатуру. Однако дальнейшие выводы в равной степени относятся и к выпускникам ВУЗа , которые планировали работать на врачебных должностях в первичном звене, и к среднему медицинскому персоналу , с учетом соответствующих квалификационных требований (например, для работы на должностях среднего медицинского персонала без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации допуском будет являться диплом о среднем образовании).

  1. В случае чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих , допуск физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без получения сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста, до окончания срока действия настоящего приказа осуществляется:а) по определенной специальности лиц, получивших медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:
    • наличие документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности;
    • соответствие полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием по данной специальности .

Сначала рассмотрим аргументы наших коллег о том, почему данный пункт не распространяется на лиц, окончивших ординату, а позже приведем свою позицию.

Итак, основной аргумент заключается в том, что специалисту необходимо предоставить документы об образовании, подтверждающие получение образования по медицинской специальности , перечисленной в Приказе Минздрава № 700н или 176н.

При этом, диплом о высшем или среднем образовании, равно как и диплом об окончании ординатуры выдается по специальностям, указанным в Приказах Минобрнауки от 12.09.2013 № 1061 и от 29.10.2013 № 1199. Условно назовем данные специальности образовательными или учебными .

Названия медицинских специальностей (по Приказам № 700н и 176н) и образовательных специальностей часто очень похожи, но есть и некоторые отличия. Однако сейчас не об этом. Фактически, мы получаем следующую ситуацию:

Если таких документов не существует, то каким же тогда образом все это время выдавались сертификаты специалиста? Давайте посмотрим в Порядок выдачи сертификатов специалиста, утвержденный Приказом Минздрава № 982н. Цитируем пункт 5:

Условиями выдачи организациями сертификата лицам, указанным в пункте 3 настоящих условий и порядка выдачи сертификата медицинским и фармацевтическим работникам (далее — условия и порядок), являются:

  • наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам .
  • положительный результат сдачи сертификационного экзамена либо положительный результат прохождения государственной итоговой аттестации…

Обращаем внимание на первое условие, где сказано о документах, подтверждающих соответствие образования квалификационным требованиям. Как следует из сноски, такие требования утверждены в Приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, который как раз и устанавливает требования в разрезе медицинских специальностей , установленных Приказом № 700н.

  • Наличие документов , подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей специальности, перечисленной в Приказе № 700н (кстати, примерно такая формулировка и была в первой редакции Приказа № 982н).

Далее в пункте 15 Условий и порядка выдачи сертификата специалиста, утвержденных Приказом № 982н, указано, что для сдачи сертификационного экзамена специалисты в том числе предоставляют диплом о высшем (среднем) образовании, диплом об окончании ординатуры и т.д. Это лишний раз подтверждает вывод о том, что в Приказе № 327н речь шла именно об этих документах.

К слову, одним из условий зачисления работников в образовательную или научную организацию для обучения по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации или профессиональная переподготовка) также является « наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим специалистам с медицинским или фармацевтическим образованием (пункт 9 Приложения к Приказу Минздрава от 03.08.2012 № 66н).

Что же получается, ДПО все это время также не могло проводиться, так как не существовало документов, подтверждающих получение образования по медицинской специальности?

Кстати говоря, здесь мы подобрались к самому важному вопросу, а именно к глобальному пониманию сути сертификации и аккредитации.

Почему после окончания ВУЗа и ординатуры можно работать врачом-специалистом?

В свою очередь, смысл Приказа № 327н была в том, чтобы позволить в период коронавируса специалистам не подтверждать свое соответствие медицинской специальности. Именно этот этап допуска и был упразднен в условиях эпидемии коронавируса.

В приказе № 327н говорится о том, что на данный момент специалистам достаточно подтвердить тот факт, что им было предоставлено все образование, необходимое для работы по медицинской специальности , и объем этого образования соответствует квалификационным требованиям по этой же специальности.

Тут мы снова возвращаемся к тому, что диплом о высшем (среднем) образовании и диплом об окончании ординатуры свидетельствуют о получении образования по специальностям Минобрнауки, а не по медицинским специальностям. Однако это не так.

Диплом о высшем образовании по образовательной специальности + Диплом об ординатуре по образовательной специальности = Соответствие объема образования медицинской специальности

Приказ № 327н вопреки заблуждениям не требует предоставить документы , в которых бы была ссылка на получение образования по специальности из Приказа № 700н. Это все домыслы и совершенно неверная трактовка законодательства, которая противоречит смыслу и духу Приказа № 327н.

Говорить, что диплом о высшем образовании и диплом об окончании ординатуры не подтверждают соответствие образования медицинской специальности НЕ ВЕРНО . Верно, что данные дипломы выдаются не по медицинским, а по образовательным специальностям , но именно это и подтверждает, что образование специалиста соответствует медицинской специальности , так как требованием к получению медицинской специальности является прохождение образования по специальностям Минобрнауки.

Таким образом, совершенно очевидно, что выпуск 2020 года сможет работать на должностях среднего медицинского персонала, а также на должностях врачей-специалистов (а не врачей-стажеров) при условии, что ОБЪЕМ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ соответствует тем требованиям, которые указаны для соответствующей медицинской специальности в Приказах Минздрава № 707н и № 83н.

8. Смогут ли лица, окончившие медицинский ВУЗ, в 2020 году поступить в ординатуру?

В связи с введенным мораторием на выдачу свидетельств об аккредитации у многих возникает вопрос смогут ли они в этом году поступить в ординатуру? Ответ – смогут.

На сегодняшний день, если в Приказ № 327н не будет внесено изменений, то проблем с поступлением быть не должно. Несмотря на мораторий на выдачу свидетельств, сама процедура аккредитации не отменена (об этом см. выше). Поэтому фактически, для таких лиц ничего не меняется. Они по-прежнему будут проходить первичную аккредитацию, только вместо свидетельства получат выписку из протокола аккредитационной комиссии, которая, как мы указали выше, при поступлении в ординатуру является альтернативой свидетельству.

Кстати говоря, свидетельства об аккредитации каждый год выдают с задержкой (некоторым выпускникам их до сих пор не выдали), и выпускники прошлых лет спокойной поступали в ординатуру не основании выписок из протокола.

Заключение

В заключение отметим, что Приказ № 327н вступит в силу только через 2 дня – 26 апреля 2020 года. Следовательно, его еще могут изменить или вовсе отменить. Поэтому внимательно следите за нашими обновлениями.

UPDATE: Приказ вступил в силу без изменений. Однако он по-прежнему вызывает некоторые вопросы, поэтому вполне вероятно, что Минздрав еще будет вносить изменения в Приказ или иные подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие допуск медицинских работников к профессиональной деятельности в 2020 году. Мы будем держать руку на пульсе и информировать обо всех изменениях в наших соцсетях.

Также мы направили запросы в Минздрав с просьбой разъяснить некоторые спорные положения Приказа и, в частности, подтвердить нашу позицию о возможности допуска специалистов после окончания ординатуры к должности врача-специалиста. После получения ответа Минздрава, мы опубликуем его в наших соцсетях. Чтобы не пропустить его и оставаться в курсе всех событий, подписывайтесь на нас во ВКонтакте, Facebook и Telegram.

Процедуре периодической аккредитации подлежат медицинские работники, у которых заканчивается срок действия сертификата или свидетельства об аккредитации и которые желают продолжить трудовую деятельность по данной специальности.

Документы необходимо представить за несколько месяцев до окончания сроков действия сертификата. Поэтому если ваш сертификат заканчивается в первом квартале 2022 года, то вы можете подавать документы в 2021 году по требованиям Приказа 746н (несмотря на то, что его действие пока распространяется только на 2021 год).

Для прохождения процедуры аккредитации необходимо предоставить в Федеральный аккредитационный центр пакет документов в соответствие с графиком работы (указано московское время).

Для лиц, имеющих высшее медицинское образование, высшее фармацевтическое образование и среднее фармацевтическое образование

Документы представляются лично или заказным письмом по адресу:
125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1:
Понедельник – четверг 9:30-12:45 и 14:00-16:00
Пятница 9:30-12:45 и 14:00-15:00

Для лиц, имеющих среднее медицинское образование

В пакет документов для прохождения периодической аккредитации входят:

  • заявление о допуске к аккредитации (шаблон заявления) (образец заявления);
  • портфолио за последние пять лет со дня получения последнего сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста по соответствующей специальности (шаблон портфолио) (образец портфолио);
  • копию документа, удостоверяющего личность;
  • в случае изменения фамилии, имени, отчества — копию документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени, отчества;
  • копию сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии);
  • копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями), или о среднем профессиональном образовании (с приложениями), или выписку из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копии документов о квалификации, подтверждающих сведения об освоении программ повышения квалификации за отчетный период;
  • копию трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности (при наличии), или копии иных документов, подтверждающих наличие стажа медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о военной и иной приравненной к ней службе (при наличии);
  • страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного.

Обратите внимание!

В портфолио должны быть включены:

  1. Отчет о профессиональной деятельности, содержащий результаты работы в соответствии с выполняемой трудовой функцией. Отчет о профессиональной деятельности согласовывается руководителем организации, в которой аккредитуемый осуществляет профессиональную деятельность, или его заместителем и заверяется печатью указанной организации (при наличии), либо к нему прилагается мотивированный отказ в его согласовании, подписанный руководителем организации или его заместителем. В этом случае мотивированный отказ в согласовании отчета о профессиональной деятельности включается в портфолио и направляется в федеральный аккредитационный центр. Если на момент представления документов аккредитуемый является временно не работающим, в портфолио включается несогласованный отчет о профессиональной деятельности по последнему месту работы аккредитуемого.
  2. Сведения об освоении программ повышения квалификации, причем суммарный срок освоения таких программ должен составлять не менее 144 часов либо не менее 74 часов, если специалист в дополнение проходил обучение на интернет-портале непрерывного образования (не менее 70 часов).



При представлении документов следует удостовериться, что:

При представлении документов посредством электронной почты и преобразовании их в электронную форму важно учесть следующее:

  • при копировании или сканировании (фотографировании) документов рекомендуется избегать образования на копиях затемнений, полос, пятен, теней, изображения посторонних предметов и т.п.;
  • каждый документ представляется в виде отдельного файла, с указанием в наименовании файла фамилии и инициалов аккредитуемого, а также вида документа (например: Петрова А.В. копия паспорта, Иванов И.И. заявление и т.п.);
  • сканирование документа с бумажного носителя производится в масштабе 1:1;
  • размер одного файла электронного документа не должен превышать 20 Мб;
  • все представляемые файлы преобразовываются в один из следующих форматов: PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF.

После регистрации ФАЦ пакета представленных документов аккредитуемому направляется уведомление.

В случае выявления некомплектности документов или недостоверности сведений об освоении программ повышения квалификации за отчетный период, ФАЦ направляет аккредитуемому уведомление об отказе в их приеме с разъяснением причины отказа. При устранении замечаний, аккредитуемый вправе повторно представить документы в федеральный аккредитационный центр.

Если при проверке в документах не выявлено недостатков, то они передаются в центральную аккредитационную комиссию или аккредитационную комиссию, сформированную в субъекте Российской Федерации, с учетом категории аккредитуемых.

Центральная аккредитационная комиссия также регистрирует документы в день их поступления и в течение 10 дней принимает решение о прохождении специалистом аккредитации.


Григорий Андреевич Макагонов 2 апреля 2021

Чем нас встречает новый 2021 год?

С 2021 года начнут действовать новые правила аккредитации медработников. Аккредитация медицинских выпускников 2020 и 2021 года — обязательное условие работы в учреждениях здравоохранения для новых специалистов. Зачисление в ординатуру или трудоустройство в медучреждение станет невозможно без соответствующего документа. При этом результаты вступительных экзаменов в ординатуру не учитываются во время сдачи аккредитации.

Выделены три вида аккредитации, обязательные для определенных групп медработников.

1. Первичная аккредитация­ - обязательная для выпускников медицинских вузов и колледжей.

2. Первичная специализированная аккредитация - обязательна для следующих уровней подготовки:

- программы профессиональной переподготовки

- при завершении немедицинского образования

- после получения образования на территории иностранного государства

3. Периодическая аккредитация - обязательна для всех медработников каждые 5 лет

Какие документы необходимы при подачи на аккредитацию?

1. Для первичной аккредитации необходимы следующие документы:

- заявление о допуске

- копия документов об образовании

2. Для первичной специализированной и периодической аккредитации необходимы следующие документы:

- портфолио за последние 5 лет

- копии документов, подтверждающих содержание портфолио

- копия свидетельства об аккредитации или сертификата специалиста

- копия документов об образовании

- копия трудовой книжки

- копия документа о признании иностранного диплома на территории РФ

- заключение о соответствии уровня образования, полученном в иностранном государстве, требованиям к образованию в РФ.

Для успешной сдачи аккредитации медработник должен пройти следующие этапы:

1.Для первичной аккредитации:

- оценка практических навыков в условия симулятора

- решение ситуационных задач

2.Для первичной специализированной аккредитации:

- оценка практических навыков в условия симулятора и решение ситуационных задач

3. Для периодической аккредитации:

Минздрав в конце 2020г составил проект Положения об аккредитации медицинских работников и вынес его на рассмотрение. Документ разом отменяет 6 ранее изданных распоряжений и вводит новые правила проведения оценки специалистов с учётом действующих в стране ограничений. Результат прохождения каждого этапа аккредитации оценивается как "сдано" или "не сдано". Аккредитируемый допускается к следующему этапу аккредитации специалиста только после успешной сдачи предыдущего этапа.

При прохождении аккредитации специалиста в помещении аккредитационного средства аккредитируемым запрещается иметь при себе и использовать средства связи.

Оценка практических навыков в симулированных условиях, в том числе с использованием симуляционнго оборудования (тренажеров. манекенов) и привлечением стандартизированных пациентов, проводится путем оценивания правильности и последовательности выполнения аккредитируемым практических заданий. На выполнение одного практического задания аккредитируемому, имеющему высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, должно отводиться не менее 10 мин; аккредитируемому, имеющему среднее медицинское или среднее фармацевтическое образование - 30 мин.

На основании результата выполнения практических заданий оценивается прохождение данного этапа аккредитации как:

- "не сдано" - при результате 69% или менее по одному из выполненных практических заданий.

На основании результата решения ситуационных задач оценивается прохождение данного этапа аккредитации как:

Суммарное число практических заданий и ситуационных задач (практико-ориентированный этап) для каждой медицинской или фармацевтической специальности должно быть не менее 5. Независимо от количества практических заданий и ситуационных задач, включенных в практико-ориентированный этап, результаты выполнения практических заданий и решения ситуационных задач являются равнозначными при проведения оценивания результатов выполнения прктико-ориентированного этапа.

Портфолио формируется аккредитуемым самостоятельно в соответствии с приложением №2 к новому положению Минздрава. Для этого может быть использован личный кабинет на портале НМО. Изложенную в портфолио информацию (профессиональные достижения медработника) заверяет руководитель мед.организации по последнему месту работы аккредитуемого и включают:

- отчет о профессиональной деятельности аккредитуемого, содержащий анализ профессиональной деятельности аккредитуемого за последние пять лет, в том числе описание выполненных работ, сведения о награждении за трудовые заслуги (государственными, ведомственными, региональными наградами) (при наличии), выводы о своей профессиональной деятельности и предложения по ее совершенствованию;

- протокол оценки индивидуальных профессиональных достижений (приложение № 3 к настоящему Положению)

-иные сведения о профессиональных достижениях аккредитуемого, диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук по медицинской или фармацевтической специальности, наличие опубликованных статей в профильном научном журнале.

Протокол оценки заполняется руководителем (заместителем руководителя) медицинской, фармацевтической или иной организации по последнему месту работы аккредитуемого (при наличии) посредством начисления баллов за каждый из следующих показателей профессиональной деятельности аккредитуемого:

- выполнение должностных обязанностей в соответствии с трудовыми функциями профессионального стандарта;

- стремление к профессиональному совершенствованию и овладению новыми профессиональными навыками;

- наличие государственных, ведомственных, региональных наград за трудовые заслуги

- оказание помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи;

- отсутствие дисциплинарных взысканий.

Протокол оценки заполняется и сведения об индивидуальных профессиональных достижениях заверяются руководителем профессиональной некоммерческой организации, указанной в части 3 статьи 76 Федерального закона № 323-ФЗ23 в случаях, если аккредитуемый является:

- временно не работающим;

- руководителем медицинской, фармацевтической или иной организации, в том числе индивидуальным предпринимателем.

Максимально возможный балл за каждый из показателей протокола оценки равен 1 и означает удовлетворенность руководителя медицинской, фармацевтической или иной организации оцениваемым показателем профессиональной деятельности аккредитуемого.

Минимальный балл за каждый из показателей протокола оценки равен 0 и означает полную неудовлетворенность руководителя медицинской, фармацевтической или иной организации оцениваемым показателем профессиональной деятельности аккредитуемого.

По результатам начисления баллов за каждый из показателей протокола оценки руководителем (заместителем руководителя) медицинской, фармацевтической или иной организации выставляется суммарная оценка, исходя из следующих критериев:

0-1 баллов неудовлетворительно

2 балла удовлетворительно

4-5 баллов отлично

Оценивание портфолио осуществляется путем начисления баллов за каждый показатель без непосредственного взаимодействия с аккредитуемым.

Сведения об индивидуальных профессиональных достижениях

а) суммарная оценка протокола оценки

неудовлетворительно 0 баллов

удовлетворительно 10 баллов

хорошо 20 баллов

отлично 30 баллов.

Часы обучения, которые зафиксированы на портале НМО, переведут в баллы. Например, за прослушанный курс длительностью от 6 до 14 часов начислят от 2 баллов, за прохождение программы свыше 71 часа — до 20 баллов. Дополнительные баллы поставят за количество рабочих лет, за которые внесена информация в портфолио:

два года 3 балла

три года 6 баллов

четыре года 9 баллов

пять лет 10 баллов

Учет критериев оценивания портфолио по каждому из показателей осуществляется один раз с однократным начислением соответствующего ему количества баллов.

Максимально возможное количество баллов за оценку портфолио составляет 100 баллов.

По результатам оценивания портфолио аккредитационная подкомиссия принимает одно из следующих решений:

Аккредитуемый признается не прошедшим этап первичной аккредитации специалиста или первичной специализированной аккредитации специалиста в следующих случаях:

- неявка для прохождения этапа аккредитации специалиста;

Аккредитуемый, признанный не прошедшим этап первичной аккредитации специалиста или первичной специализированной аккредитации специалиста, в целях повторного прохождения указанного этапа представляет в аккредитационную подкомиссию заявление с указанием непройденного этапа аккредитации специалиста в течение 5 рабочих дней со дня размещения протокола заседания аккредитационной подкомиссии.

На основании представленного заявления аккредитационная подкомиссия принимает решение о повторном прохождении аккредитуемым этапа аккредитации специалиста.

Аккредитуемый, не подавший заявление о повторном прохождении этапа первичной аккредитации специалиста или первичной специализированной аккредитации специалиста, либо признанный 3 раза не прошедшим соответствующий этап аккредитации специалиста, признается аккредитационной подкомиссией не прошедшим аккредитацию специалиста.

Аккредитуемый, повторно не прошедший первичную или первичную специализированную аккредитацию специалиста для последующего допуска к аккредитации специалиста представляет в аккредитационную подкомиссию документы, не ранее, чем через 11 месяцев со дня признания его таковым.

Сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся Министерством здравоохранения Российской Федерации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в соответствии со статьей 93 Федерального закона № 323-ФЗ24.

По заявлению лица, прошедшего аккредитацию специалиста, ему выдается выписка о наличии в ЕГИСЗ данных, подтверждающих факт прохождения указанным лицом аккредитации специалиста, и (или) свидетельство об аккредитации специалиста на бумажном носителе.


Руководство содержит перечень станций ОСКЭ (объективного структурированного клинического экзамена) для проверки освоения трудовых функций профессионального стандарта при первичной аккредитации врачей — терапевтов, врачей общей практики. Станции — Базовая сердечно-легочная реанимация взрослых и Экстренная медицинская помощь включена в перечень станций для врачей всех специальностей.


Книга содержит тестовые вопросы для подготовки к аккредитации врачей по терапии. вопросы сгруппированы по разделам. Также в книгу включены тесты для присвоения высшей квалификационной категории по терапии. Книга будет полезна при прохождении первичной аккредитации врачей при подготовке для присвоения категории.

Проект изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности фото

Минздрав подготовил изменения в Положение о лицензировании медицинской деятельности. Так после утверждения изменений руководителями медорганизаций могут быть лица без профильного медицинского образования.

Зачем меняют Положение о лицензировании медицинской деятельности?

На сегодня в вопросе о лицензировании мед. деятельности имеются противоречия в законодательстве. Они в свою очередь вызывают трудности в правоприменительной практике.

В медицинскую деятельность входят виды работ, которые перечислены в Приложении Положения (Постановление Правительства №291). При этом эти виды работ (услуг) должны выполнятся при следующих условиях:

при оказании первичной медико-санитарной,

при специализированной (в том числе высокотехнологичной),

скорой (в том числе скорой специализированной),

при паллиативной медицинской помощи,

при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении,

при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи,

при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Противоречия между приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н и Положением о лицензировании

В 2013 году Минздрав утвердил приказ №121н, в котором представлена расширенная номенклатура работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. В свою очередь процедура лицензирования, в том числе лицензионного контроля, стала проходить с нарушением законодательства Российской Федерации, в том числе антимонопольного.

Помимо этого встаёт необходимость для уточнения лицензионных требований, которые предъявляются к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Новые требования к уровню образования руководителей медицинской организации

Кто сможет получить лицензию на деятельность по забору, заготовке и трансплантации органов и (или) тканей человека?

После этого медицинская организация, которая изъявит намерения выполнять работы (услуги) по изъятию и хранению органов человека для трансплантации, по изъятию и хранению тканей человека для трансплантации и по хирургии (трансплантации органов и (или) тканей), должна будет сначала получить соответствующую лицензию, и лишь затем подавать заявку в Министерство здравоохранения Российской Федерации на внесение ее в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека, и (или) в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека.

Теперь нужно будет соблюдать не только Порядки оказания медпомощи

Лицензионные требованиям дополнятся и требованиями о соблюдении других правил:

Правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований,

а также Положений об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи,

Порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Другими словами, медицинские организации должны будут соблюдать требования следующих нпа:

Уже разрабатываются нормативные правовые акты, утверждающие правила проведения лабораторных и рентгенологических видов диагностических исследований.

Лечебная физкультура и спортивная медицина разделяются

Работы (услуги) по лечебной физкультуре и спортивной медицине проектом постановления разделяются, что позволит медицинским организациям, работающим в области медицинского обеспечения спорта и не оказывающим услуги в области лечебной физкультуры, оптимизировать расходы и ресурсы, необходимые
для соблюдения лицензионных требований. То же касается и медицинских организаций, деятельность которых связана с лечебной физкультурой, медицинской реабилитацией, но не связана с медицинским обеспечением спорта.

Авиационная и космическая медицина будет исключена из перечня медицинских услуг

Так как медицинская деятельность в части оказания медицинской помощи авиационному персоналу и космонавтам не носит специфического характера, необходимого для выделения отдельной работы (услуги), а вводимые работы (услуги) по освидетельствованию указанных лиц будут регулироваться отдельными нормативными правовыми актами.

Исключены из перечня те услуги, для которых отсутствуют специальности

Также предполагается исключить из Перечня медицинских услуг следующие работы (услуги):

Они будут изъяты в связи с отсутствием соответствующих специальностей в номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н, и в Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации
по программам ординатуры, утвержденный приказом Минобрнауки России
от 12.09.2013 № 1061.

Исключены работы по бактериологии и вирусологии

Услуги по гигиеническому воспитанию не относится к медицинской деятельности

Услуги по дезинфектологии не требуют отдельной лицензии

Услуги по медицинской статистике не нуждаются в лицензировании

Услуги по наркологии и операционному делу не носят самостоятельного характера

Поскольку неотложная – одна из форм оказания медицинской помощи и может оказываться разными врачами-специалистами или специалистом со средним медицинским образованием, например, врачом-терапевтом, врачом-педиатром или фельдшером, при этом лицензирование будет осуществляться по соответствующей специальности врача-специалиста (среднего медицинского работника) работе (услуге).

Оргздрав, организация сестринского дела и управлению сестринской деятельностью прямо не относятся к медицинской деятельности

  • санитарно-гигиенические лабораторные исследования — это совокупность методов, которые используются с целью изучения состава воздуха, воды, пищевых продуктов, почвы и других объектов внешней среды; санитарно-гигиенические лабораторные исследования являются составной частью социально-гигиенического мониторинга, представляющего собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека,

то есть напрямую не относятся к медицинской деятельности, одновременно, в соответствии с положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга.

Оказывать услуги по сексологии можно без отдельной лицензии

Энтомология не относится к медицинской деятельности

Экспертиза качества медицинской помощи не является медпомощью

Данный вид медицинской экспертизы в отличие от других видов медицинской экспертизы, регламентированных статьей 58 Федерального закона № 323-ФЗ, не устанавливает состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, или причинно-следственную связь между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина, а выявляет нарушения при оказании медицинской помощи экспертным путём в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, не предусматривающим лицензирование деятельности экспертов.

Новые дополнения в Перечень

Будут внесены изменения в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в части актуализации работ (услуг):

Читайте также: