Кто из поэтов был участником войны 1812 года

Обновлено: 16.05.2024

После войны пламенный патриотизм Ф. Н. Глинки, сочувствие к крестьянам, героически сражавшимся с захватчиками, а потом вернувшимся в крепостную неволю, привели его в Союз Спасения.

В 1812 году ушли на фронт военных действий не только кадровые военные, но и штатские литераторы. Так, хранитель рукописного отдела петербургской Публичной библиотеки поэт К. Н. Батюшков по его просьбе был зачислен в армию и стал адъютантом генерала Н. Н. Раевского. Будущий известный романист Загоскин, служивший тогда в Петербурге в департаменте горных и соляных дел, оставил службу и записался в ополчение. Ополченцем стал и молодой поэт В. А. Жуковский, который находился невдалеке от Бородино в момент сражения и затем вместе с армией отошел в Тарутино.

Наряду с литературой влияние военных событий сказалось и на русской журналистике. Военная тема заняла главное место на страницах газет и журналов, возникали и новые органы, призванные отразить события, волновавшие всю страну.

Хоть Москва в руках французов:

Это, право, не беда!

Наш фельдмаршал князь Кутузов

Их на смерть впустил туда.[132]

Война 1812 года

Война 1812 года Под действием воинственных настроений, охвативших все штаты, 1 июня 1812 года президент Мэдисон сделал заявление, в котором обвинял Британскую империю во враждебных нападениях на суше и на море. И хотя 16 июня того же года Британия отменила коммерческие

Масоны и война 1812 года (03.02.2010)

Масоны и война 1812 года (03.02.2010) Н. КОТОВ: В Москве ноль часов и уже, практически, девять минут. Как вы слышали, Наргиз Асадова в программе… не знаю, как вам покажется – хорошо или плохо, это не она охрипла. Просто у микрофона Николай Котов. Ну а наш главный гид по истории

ВОЙНА 1812 ГОДА

ВОЙНА 1812 ГОДА Самые большие опасения армии стали реальностью в ходе войны 1812 года [22]. Милиционная система показала всю свою искусственность, став ловушкой и фикцией. Некоторые штаты почти не ответили на призыв собрать ополчение, тогда как губернаторы Коннектикута и

Отечественная война 1812 года

Отечественная война 1812 года История показывает, что непобедимых нет и не бывало. Армию Наполеона считали непобедимой, но она была разбита попеременно русскими, английскими, немецкими войсками. Немецкую армию Вильгельма в период Первой империалистической войны тоже

Отечественная война 1812 года

10.7. Отечественная война 1812 года

10.7. Отечественная война 1812 года Накануне 1812 г. отношения с Францией становились все более напряженными. Россию не устраивал Тильзитский мир, и с 1810 г. она фактически не соблюдала континентальную блокаду. Кроме того, Александр I не желал признавать стремление Наполеона к

Отечественная война 1812 года

Отечественная война 1812 года Весной 1812 года Наполеон начал открыто угрожать России. Он передавал провокационные послания российскому императору, чтобы его разозлить, но Александр I проявлял выдержку и не отвечал на провокации. Однако он поклялся ни под каким предлогом не

3. Франко-русская война 1812-15 гг. — трагедия Беларуси

Отечественная война 1812 года

Отечественная война 1812 года Вторжение Наполеона стало решающим рубежом в правлении Александра и одним из великих определяющих моментов в эволюции России. Это вторжение породило множество мифов: верных, верных отчасти и совершенно ложных, которые помогли русским

Отечественная война 1812 года

Отечественная война 1812 года В начале Отечественной войны 1812 г. 2-я Западная армия располагалась под Гродно и оказалась отрезанной от основной 1-й армии наступавшими французскими корпусами. Багратиону пришлось с арьергардными боями отступать к Бобруйску и Могилеву, где

Война 1812 года. Заграничные походы

Война 1812 года. Заграничные походы Отечественная война 1812 года застала Ивана Ивановича обер-квартирмейстером в прикрывавшем Санкт-Петербург корпусе графа Витгенштейна, под знаменами которого он участвовал во многих сражениях. Отличился в трехдневном бою 18,19 и 20 июля под

4. Война 1812 года в Северной Америке

Отечественная война 1812 года

Отечественная война 1812 года Весной 1812 года Наполеон начал открыто угрожать России. Он передавал провокационные послания российскому императору, чтобы его разозлить, но Александр I проявлял выдержку и не отвечал на провокации. Однако он поклялся ни под каким предлогом не

Глава 3 Война 1812 года

Глава VII. Отечественная война 1812 года

Глава VII. Отечественная война 1812 года 1. Россия и Западная Европа в конце XVIII — начале XIX века Во второй половине XVIII века в экономическом развитии Европы произошли большие перемены, связанные с изобретением паровых машин. — Раньше других европейских стран покончила с

Русские поэты об Отечественной войне 1812 года. Н. Охотин. Художник В. В. Иванюк

1812 год в поэзии и поэзия в 1812 году

1812 год в поэзии и поэзия в 1812 году

Строки Белинского, написанные в 1843 году, справедливы и сейчас. Много падений и взлетов изведала с тех пор русская история, но Отечественная война 1812 года неизменно оставалась высокой мерой нашего самосознания, незабываемым примером мужества народа, ярчайшим образцом общественного единства.

Россия не забывала своей славы. Справлялись юбилеи, гремели военные праздники, воздвигались триумфальные арки, храмы и монументы, выбивались медали, создавались огромные батальные полотна и портретные галереи. Но торжественные официальные поминовения — это еще не вся память.

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле — печаль
И долговечней — царственное слово.

Анна Ахматова права: память живет в душе народа, в его слове. Менялось общественное сознание, события получали все новые толкования и оценки — и мало-помалу вырос нерукотворный, вечно изменчивый, наипрочнейший памятник двенадцатому году. Памятник в слове. Среди его строителей — Державин и Карамзин, Жуковский и Батюшков, Грибоедов и Пушкин, Лермонтов и Белинский, Тютчев, Герцен, Лев Толстой. И сотни других— поэтов, прозаиков, мемуаристов.

Действительно, чему верить? Кому верить?

Когда читаешь военные, государственные и личные документы эпохи двенадцатого года, то начинаешь понимать, как мало она отличается от любой большой войны с ее двуликой природой, в которой стихии уничтожения и обновления необходимо дополняют друг друга. Видишь, что страх, грязь и корысть естественно соседствуют с высотой духа, героизмом и самоотречением. Видишь, как высокие порывы постепенно превращаются в незначащие атрибуты воинского ремесла, как быстро люди привыкают к ужасам войны, к ее труду и боли. Видишь двойственность репутаций, противоречивость официальных известий и слухов, несправедливость осуждений и похвал.
Принципиальная неоднозначность военной, политической и психологической информации о происходящем осознавалась в России видимо, всеми. Для высших классов мы можем достоверно утверждать это по прямым высказываниям, для низших—лишь по косвенным свидетельствам. Но то, что передавалось изустно, писалось в дневниках, сообщалось в частных письмах,—почти не проникало в печать и совсем не являло себя в поэзии.

В иерархически организованной классицистической картине мира государство мыслится земным воплощением космического миропорядка. В соответствии с этим и в строго упорядоченной поэтической системе, обращенной не к реальной действительности, а к нормированному представлению о ней, престиж государственной темы держится необычайно высоко. Государство в эпоху классицизма неизменно находится в ведении высших поэтических жанров — героической поэмы (эпопеи) и торжественной оды. В поле зрения этих жанров оказывается и война — одна из главных функций государства 1. И если предметом эпопеи являлся исторический прообраз государства2, то ода была обращена к политической реальности. Именно ода, и только она одна, способна описывать современную войну и объяснять ее политический смысл.

Иная ситуация сложилась с содержательным восприятием манифестов Шишкова, так как отразившаяся в них концепция отнюдь не просто выводилась из предшествующего развития русской государственной мысли.

Острие программы Шишкова — отрицание. Но отрицание, полемику невозможно сделать основой утверждающего, предписывающего документа. Поэтому значительная часть программы опущена, ее приходится скорее искать в том, чего нет в манифестах. Всего один пример.

Взрыв русского одописания в 1812— 1815 годах — это последнее усилие одряхлевшего жанра занять прежнюю высоту, оказавшееся тщетным. Естественно призванная к описанию событий такого масштаба, ода остановилась перед ними в бессильном недоумении: традиционный канон классицистической поэтики сковывал и ту новую, органическую концепцию происходящего, которую ода усвоила в официальном преломлении манифестов Шишкова. Но именно в оде Отечественной войны следует, видимо, искать источники и гражданской поэзии декабристов, и пушкинской исторической и политической лирики 1830-х гг.

Где ты, славянов храбрых сила!
Проснись, восстань, российска мочь!
Москва в плену, Москва уныла,
Как мрачная осення ночь.

Хоть Москва в руках французов,
Это, право, не беда! —
Наш фельдмаршал князь Кутузов
Их на смерть впустил туда. и т. п.

Именно в таком виде солдатская песня расцвела во время Отечественной войны. Расцвет этот был недолгим — слишком узкими, утилитарными задачами определялось бытие солдатской песни, слишком однозначны были предлагаемые в ней решения. И после войны этот по-своему сильный и выразительный жанр, близкий к агитационному лубку, был снова оттеснен на литературную окраину, в песенники, в официальный военный обиход.

Тебе в наследие, Жуковский,
Я ветху лиру отдаю.

Напор общественного энтузиазма заставил средние жанры — и прежде всего элегию — говорить о тех вещах, которые до 1812 года находились исключительно в ведении оды. Но для нового содержания нужен был новый язык, а так как своего языка для выражения высокой политической темы у поэзии чувства не было и не могло быть, то вместе с одической темой в средние жанры вливается и чуждая им струя одического стиля.

Влияние Отечественной войны 1812 года на литературную эволюцию далеко не сразу сказалось в полной мере. В современной поэзии обозначились лишь первые признаки тех процессов, завершение которых растянулось на десятилетия. Попытки исторического осмысления событий, рожденные при усвоении одой новой государственной концепции; повышение жанрового ранга фольклорного стиля; проникновение в поэзию чувства одических тем и средств выражения,— все эти поэтические инновации военной эпохи и дальше продолжали жить в русской лирике.

В тридцатые годы, когда и официальная и общественная мысль в поисках новых путей к культурному синтезу, нарушенному идеологическим размежеванием декабристской эпохи, широко обращалась к опыту 1812 года12, эти тенденции, усвоенные и обогащенные романтизмом, стали основой новой синтетической поэтики Пушкина, которую мы привыкли называть пушкинским реализмом.

3 По подсчетам М. А. Цявловского, всего в эту эпоху было опубликовано 567 стихотворных текстов 182 авторов, из них на долю оды и ее разновидностей приходится не менее 80% стихотворений; счет по числу строк дает еще больший перевес в пользу оды. (Цявловский М. А. Отечественная война 1812 — 1815 гг. в жизни и творчестве Пушкина. 1945; за возможность пользоваться этой неопубликованной работой автор благодарит Ксению Петровну Богаевскую).

5 Нерасчлененное понимание этой традиции приводило к созданию ретроспективной утопии, соединяющей черты допетровской Руси с чертами патриархально осмысленной Петровской империи.

6 Единственное упоминание Петра I (и Екатерины II) связано с локальной темой великодушного отношения к побежденному врагу.

10 Мы оставляем без рассмотрения: 1) басни из-за их немногочисленности (замечательные стихи Крылова— почти единственный пример употребления этого жанра в поэзии 1812—1815 гг.); 2) мелкие сатирические стихотворения — по сходной причине, а также из-за разнобоя в их жанровых признаках (некоторые из них — простые перелицовки французских песенок); 3) надписи и эпитафии, по стилистике и концепции своей примыкающие к оде, являясь как бы ее осколками; 4) одну ироикомическую поэму и 5) две попытки эпической поэмы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Министерство образования и науки Российской Федерации

МКОУ Ступинская средняя общеобразовательная школа

Рамонского муниципального района Воронежской области

Отечественная война 1812 года в творчестве поэтов – воинов

учитель русского языка и

литературы Ситникова В. А.

Введение. Значение Отечественной войны 1812 г. в развитии русской литературы 19 в. ……………………………………………………………. 3

Глава 1. Славная победа русского оружия – основная тема поэзии В. А. Жуковского. ………………………………………………………………. 4-6

Глава 2. Человек – легенда Денис Давыдов. ………………………………6-9

Глава 3. Герои – поэты Воронежского края в Отечественной войне

Заключение. Музы не молчали … …………………… ………………….11

Введение.

Значение Отечественной войны 1812 г. в развитии русской литературы 19 века

С той ночи 24 июня, когда по приказу Наполеона началась французская переправа по понтонным мостам через Неман, и до того вечера 14 декабря, когда последние оккупанты с ужасом оставили землю России, в историю Отечества были вписаны бессмертные страницы народного героизма.

Война 1812 года и победа в ней над полчищами Наполеона были осознаны как народный подвиг, вызвали патриотический подъем в стране и пробудили в ее гражданах национальное самосознание. Многие русские писатели и поэты были непосредственными участниками войны с Наполеоном: В. А. Жуковский, Денис Давыдов, Владимир Раевский, Александр Грибоедов, Федор Глинка, Кондратий Рылеев и другие.

Глава 1.Славная победа русского оружия – основная тема поэзии В. А. Жуковского.

Патриотическое воодушевление испытал в то грозное и славное время Василий Андреевич Жуковский.1812 год потребовал от поэта - романтика выхода за пределы мечтательного мира.

Отчизне кубок сей, друзья!

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Златые игры первых лет

Что вашу прелесть заменит?

О Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Стихотворение это единично в своем жанре: в нем соединились элементы оды, застольной песни, гимна, романтической поэмы. Вечером на поле брани певец славит русское оружие и героев русской истории: Святослава, Дмитрия Донского, Петра Первого, Суворова, поднимая кубки за этих героев, за Отчизну и ее полководцев – Кутузова, Ермолова, Раевского, Платова, за погибших героев – Коновницына, Багратиона и др.

Глава 2. Человек – легенда Денис Давыдов

Герой Дениса Давыдова – лихой гусар, удалой рубака, прямой и искренний, верный в дружбе, беззаветно преданный своей стране и готовый отдать за нее жизнь. Ему ненавистны ложь и двоедушие, ханжество и чванство. Не чуждаясь просторечия, охотно обращаясь к военному жаргону, Денис Давыдов темпераментно и эмоционально воссоздал картины военного быта, в частности шумного, удалого, веселого офицерского досуга. Его стихи утверждали право человека на внутреннюю независимость, на веселье и счастье.

Давыдов, пламенный боец,

Он вихрем в бой кровавый;

Он в мире счастливый певец

Вина, любви и славы.

Умолкшие холмы, дол, некогда кровавый,

Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,

И шум оружия, и сечи, и борьбу!

Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу

Попрали сильные. Счастливцы горделивы

Невольным пахарем влекут меня на нивы…

О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях

Ты, голосом своим рождающий в полках

Погибели врагов предчувственные клики,

Вождь гомерический, Багратион великий!

Прости мне длань свою, Раевский, мой герой!

Ермолов! Я лечу – веди меня, я твой…

И боец, сын Аполлонов…

Мнил он гроб Багратионов

Проводить в Бородино…

Той награды не дано:

Вмиг Давыдова не стало!

Сколько славных с ним пропало

Боевых преданий нам!

Как в нем друга жаль друзьям!

Глава 3. Герои – поэты Воронежского края в Отечественной войне

1812 г.

Велик! Велик! Твой Бог, Россия!

Народы чужды возгласят.

Он уничтожил козни злые

И ниспровергнул супостат,

Которых бурное стремленье

Внесло в Россию разоренье,

Готовя ей печальны дни!

… Европа с Францией алкала

России переменить судьбу.

Вселенна с ужасом взирала

На страшную сию борьбу.

Но может ли что там злодейство,

Где весь народ одно семейство,

И царь где подданным отец?

Где веру чтят, где чтят законы,

Там все надменны фараоны

Найдут со срамом свой конец.

Заключение.

Музы не молчали …

Литература

Воронежская энциклопедия: В 2 т . (Гл.ред. М.Д.Карпачев) – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008.Т.1: А - М. с.473

Русская поэзия первой половины 19 века.- М.:Дрофа: Вече,2002. – 320 с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

Автор: Щепелева Ирина Алексеевна
Отечественная война 1812 года, вызвав мощное патриотическое движение широких народных масс, показала всему миру огромные возможности русского народа. Идея народа как активной исторической силы, идея национальной свободы, национальное самосознание в широком смысле слова -- все эти последствия Отечественной войны оказались исключительно важными для всего дальнейшего развития русской общественной мысли и русской литературы, при неизбежном, конечно, различии в понимании этих идей в разных общественных кругах и, следовательно, при неизбежной идеологической борьбе. Особенно значительными оказались впечатления 1812 года для поколения, воспитавшегося под их влиянием - для Пушкина и его сверстников, для основного круга писателей-декабристов. Это заставляет обратить особое внимание и на непосредственные литературные отражения войны 1812 года, так как на этом материале становятся особенно ясны предпосылки как прогрессивной литературной деятельности декабристов, Грибоедова, Пушкина, так и реакционных течений, усилившихся после войны 1812 года.

Автор: Щепелева Ирина Алексеевна

Автор : Щепелева Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Отечественная война 1812 года, вызвав мощное патриотическое движение широких народных масс, показала всему миру огромные возможности русского народа. Идея народа как активной исторической силы, идея национальной свободы, национальное самосознание в широком смысле слова -- все эти последствия Отечественной войны оказались исключительно важными для всего дальнейшего развития русской общественной мысли и русской литературы, при неизбежном, конечно, различии в понимании этих идей в разных общественных кругах и, следовательно, при неизбежной идеологической борьбе. Особенно значительными оказались впечатления 1812 года для поколения, воспитавшегося под их влиянием - для Пушкина и его сверстников, для основного круга писателей-декабристов. Это заставляет обратить особое внимание и на непосредственные литературные отражения войны 1812 года, так как на этом материале становятся особенно ясны предпосылки как прогрессивной литературной деятельности декабристов, Грибоедова , Пушкина, так и реакционных течений, усилившихся после войны 1812 года.

Русский поэт, публицист, офицер, участник декабристских обществ; брат С.Н. Глинки.

Воспитание получил в первом кадетском корпусе. В 1805-1806 состоял адъютантом при Милорадовиче, участвовал в походе против французов и был при Аустерлице. В 1807 был сотенным начальником дворянского ополчения. В 1812 опять поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814.Вернувшись в Россию, издал "Письма русского офицера" Эти письма принесли ему литературную известность. В 1816 переведен в гвардию, в Измайловский полк, с прикомандированием к гвардейскому штабу.

В это время при штабе образовались библиотека и "Общество военных людей", а вскоре начал выходить и "Военный журнал", редактором которого был Глинка. Большое участие он принимал и в "Вольном обществе любителей российской словесности", где состоял то вице-председателем, то председателем. Упражняясь в стихотворстве, Глинка писал и книги для народа: "Лука да Марья", "Подарок русскому солдату", "Зиновий Богдан Хмельницкий"

Раздался звук трубы военной,

Гремит сквозь бури бранный гром:

Народ, развратом воспоенный ,

Грозит нам рабством и ярмом!

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны?!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем -- и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Отыщем славу и свободу

Иль все падем в родных полях!

2.Поэзия В.А. Жуковского

Необычайный успех стихотворения объяснялся, конечно, прежде всего, его высокими художественными достоинствами. Яркая образность, легкий, изящный стих, свежесть и живая непосредственность лирического чувства -- все это заметно выделяло Жуковского на фоне архаичной одической поэзии того времени, основанное на классицизме.

Но, пожалуй, самое главное, в чем современники увидели его особую новизну и особую привлекательность, заключалось в том, что в многокрасочной картине, развернутой перед ними поэтом, они впервые ощутили свое время, свой мир, наконец, свою войн у- ту самую, которая была их грозным сегодняшним днем.

Спустя почти сорок лет, приветствуя Жуковского незадолго до его смерти, его друг и литературный соратник Вяземский воскресил именно эту страницу его творческой биографии:

Певец царей, и рати, и народа,

Он вещий твой, о Русская земля,

В святую брань двенадцатого года

Пред заревом пылавшего Кремля

На гул грозы, откликнувшись душою,

Младой певец, отчизны верный сын,

Как под ружьем, он с лирой боевою

Стоял в рядах Тарутинских дружин.

И песнь его, пророческое вече

Зажгла восторг по радостным полкам,

И грянула побед для них предтечей

И мстительной предвестницей врагам.

3.Современные реалии в баснях И.А. Крылова

Но больше всего меня поразили басни И.А. Крылова. Не в том понимании, которое мы получаем, изучая уроке литературы, а совсем ином…

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому : "Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели сколько могло бы сделать наше оружие" . Тем значительнее историческое, политическое и военное чутье Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их п атриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого более истинными .

Тем самым под образом "коня доброго" Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия.

Прозрачный намек на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.

Басня, как известно, не принадлежит к жанрам, в которых решаются большие исторические проблемы. Басни Крылова - удивительное исключение. Ибо не будет преувеличением сказать, что, пожалуй, никто из русских писателей того времени не подошел к пониманию подлинно народного характера Отечественной войны так близко, никто не выразил именно народного взгляда на нее с такою отчетливостью, с какою это сделал великий русский баснописец.

Тогда все жители, и малый, и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен московских поднялися ,

Как из улья пчелиный рой.

И вот какой знаменательный разговор происходит между двумя обитательницами московских подворий - Вороной и Курицей:

Ворона с кровли тут на всю эту тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

«А ты что ж, кумушка, в дорогу? -

Ей с возу Курица кричит.-

Ведь говорят, что у порогу

«Мне что до этого за дело?

Вещунья ей в ответ.

Я здесь останусь смело.

Вот ваши сестры,- как хотят;

А ведь ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

А может быть, еще удастся поживиться

В самом изображении войны довольно долго продолжает господствовать прежняя традиция. И это тоже понятно: о войне пишут ее современники, и неудивительно, что они лишь как бы продолжают свою прежнюю, давно определившуюся тему.

4.Поэзия Ф.Н. Глинки

5.Поэзия А.С. Пушкина

Обновление темы Отечественной войны, новый ее поворот начинается с Пушкина.

Когда на площади мятежной

Во прахе царский труп лежал

И день великий, неизбежный --

Свободы яркий день вставал , --

Тогда в волненье бурь народных

Предвидя чудный свой удел,

В его надеждах благородных

Ты человечество презрел.

И обновленного народа

Ты буйность юную смирил,

Вдруг онемев, лишилась сил.

. он русскому народу

Высокий жребий указал,

И миру вечную свободу

Из мрака ссылки завещал.

О вождь несчастливый. Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя ,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

14 сентября, в 2 часа дня, взглядам французов, поднявшихся на Поклонную гору, предстал огромный, блиставший золотом бесчисленных куполов город. Во многие столицы вступала армия Наполеона, но ни одна из них не встретила его так, как Москва. Не было депутации с ключами от Москвы и униженных просьб пощадить город.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Победа России над Наполеоном безоговорочная и блистательная, вызвала потрясение умов всего мира, радость Европейских народов, порабощенных Наполеоном. Русский народ и армия в 1812 году нанесли смертельное поражение самой сильной в то время наполеоновской агрессивной армии. Победа России - это не просто чудо, выражение непреклонной воли и безграничной решительности всех народов России, поднявшихся в 1812 году на Отечественную войну в защиту национальной независимости своей родины.

1812 год явился не только важнейшей страницей истории России, но и принципиального значения вехой в истории русской литературы и поэзии. Никогда прежде художественное слово не становилось таким мощным выразителем чувств, охвативших общество, как это произошло после вторжения Наполеона.

Исторический масштаб событий, происшедших в 1812 году, так грандиозен, их эхо так долго и гулко отдавалось в последующие десятилетия, что сейчас даже трудно представить себе, какой относительно короткой в сравнении с длительностью последствий была Отечественная война, как стремительно сменяли друг друга картины этой исторической драмы.

Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал стихи о 1812 годе, вложил в них лучшее, что было в нем как в художнике.

1. Богданович. М.И. История Отечественной войны 1812 г. Спб ., 1859--1860

Читайте также: