Учитель при оценивании имеет право не объяснять ученику за что поставлена оценка

Обновлено: 30.06.2024

Проверьте себя: хорошо ли вы знаете, что вам разрешает закон. и здравый смысл. Сначала будут вопросы, чтобы вы попробовали сами на них ответить. Правильные ответы — они ниже — дадут семейный юрист Ольга Горбачёва и нейропсихолог Ксения Вотякова. Не подглядывайте! Начнём.

Итак, имеет ли учитель право.

  • Задавать домашнее задание в 1-ом классе;
  • давать задания на каникулы;
  • забирать телефон ученика, если он пользуется им во время урока;
  • задерживать детей после звонка;
  • кричать на ребёнка, швырять учебники и тетради, если разозлился;
  • выгонять из класса, если ученик нарушает дисциплину;
  • ставить двойку за плохое поведение на уроке;
  • не пускать ученика в класс, если он сильно опоздал на урок;
  • ставить двойку за невыполненное домашнее задание.

Ответили? А теперь давайте посмотрим, что говорят юрист и нейропсихолог.

1. Имеет ли право учитель задавать домашнее задание в 1-ом классе?

Юрист Ольга Горбачёва:

Согласно нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 (ст. 10.10), задавать домашнее задание в 1-ом классе, а также балльно оценивать первоклассников было запрещено вплоть до 17 февраля 2020 года. Затем Министерство Просвещения пояснило, что этот вопрос теперь находится в ведении руководства школы. Иными словами, каждое конкретное учебное заведение самостоятельно решает, задавать ли домашнее задание в 1-ом классе и ставить ли оценки первоклассникам. Отвечая на вопрос, имеет ли право учитель задавать домашнее задание в 1-ом классе, можно сказать, что да, имеет, если это не запрещено правилами школы.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Первое полугодие 1-го класса даётся на адаптацию ребёнка к школе, поэтому нагрузка не должна быть чрезмерной. В то же время дети осваивают достаточно сложные навыки — чтение, письмо и счёт. Для автоматизации и освоения навыка, например, умения читать, нужны не просто часы практики, но распределенные во времени регулярные тренировки. Поэтому домашнее задание даже в 1-ом классе важно. Предпочтение стоит отдавать игровым и интересным по содержанию заданиям, на выполнение которых дома уйдёт не больше 20-30 минут.

2. Имеет ли право учитель задавать задания на каникулы?

Юрист Ольга Горбачёва:

Нет, учитель не имеет такого права. Этот вопрос также регулируется СанПиН и говорит о том, что каникулы — это время отдыха детей. А когда дети делают домашнее задание — они не отдыхают. Данный подход дублируется также в Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ п. 11 ст. 34.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Периоды интенсивной работы и погружения в учёбу должны чередоваться с периодами полноценного отдыха, когда можно полностью переключиться на другие дела. После такой перезагрузки дети, как правило, готовы заниматься с большим интересом и эффективностью. Поэтому с психологической точки зрения оправдано задавать домашнее задание на каникулы по желанию. При этом санкции к ученику, который не выполнил задание, не применяются. Таким образом мы поддерживаем автономию, свободу выбора ребёнка, а значит, ценную внутреннюю учебную мотивацию.

3. Имеет ли право учитель забирать телефон ученика, если он пользуется им во время урока?

Юрист Ольга Горбачёва:

Мне как маме подростков хотелось бы сказать, что да. Но нет, учитель не имеет такого права. Телефон — это собственность, а право собственности охраняется законом. Исключение одно — сдача экзаменов. На ЕГЭ ребёнок не может взять телефон. В противном случае его могут дисквалифицировать.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Если смартфон доступен, он сам по себе провоцирует на то, чтобы его взяли в руки и использовали. Это своего рода вкусное пирожное, которое стоит на вашем столе, и в голове постоянно крутятся мысли, когда вы его съедите, сейчас или потом. Приходится постоянно подавлять импульсивное желание съесть его прямо сейчас, а не подождать обеда и съесть его на десерт. Для некоторых детей мобильный телефон служит таким же мощным стимулом, который привлекает непроизвольное внимание и затягивает на уроке или на перемене. Я поддерживаю политику тех школ, которые вводят запрет использования гаджетов на территории школы.

4. Имеет ли право учитель задерживать детей после звонка?

Юрист Ольга Горбачёва:

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Очень важно, чтобы у детей был полноценный перерыв между уроками, когда они могут переключиться, подвигаться и размяться, пообщаться, подготовиться к другому уроку, если это необходимо.

5. Имеет ли право учитель кричать на ребёнка, швырять учебники и тетради, если разозлился?

Юрист Ольга Горбачёва:

Разумеется, нет. Декларация о правах ребёнка и Федеральный закон об образовании гарантируют школьнику право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

6. Имеет ли право учитель выгонять из класса, если ученик нарушает дисциплину?

Юрист Ольга Горбачёва

Учитель не имеет такого права. Права учителя подразумевают возможность обратиться к руководству, вызвать родителей или написать замечание.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Я думаю, что случаются такие ситуации, когда ребёнка нужно вывести из класса, вывести из конфликтной ситуации. Например, если он демонстрирует агрессивное поведение или не может успокоиться. Ему нужно какое-то время, чтобы побыть одному. Но как санкция в наказание за плохое поведение — это плохая идея.

7. Имеет ли право учитель ставить двойку за плохое поведение на уроке?

Юрист Ольга Горбачёва:

Эти действия незаконны. В этом случае может последовать даже увольнение, хотя лично я о таком не слышала. Есть письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98г. № 1561/14-15, которое говорит о том, что оценка — это определение качества достигнутых школьником результатов обучения, а не поведения. Таким образом, права учителя не предусматривают возможность ставить оценки за поведение.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Двойка в данном случае — попытка изменить поведение ребёнка с помощью наказания. Учитель ставит оценки за знания, умения, образовательные результаты. Эффективный способ повлиять на ученика — это разобраться в причинах нежелательного поведения и только потом решить, что именно делать. Причины такого поведения могут быть разными: индивидуальные особенности, например, гиперактивность или конфликтность, сложная жизненная ситуация, накопившееся в моменте утомление или острая эмоциональная реакция на стресс.

8. Имеет ли право учитель не пускать ученика в класс, если он сильно опоздал на урок?

Юрист Ольга Горбачёва:

Нет, так как в этом случае речь идёт о безопасности. Как только школьник прошёл через турникет, ответственность за его жизнь и здоровье несёт школа. Такие поступки запрещены как уставом школы, так и нормами СанПиН.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Скорее всего, учитель не пускает ученика в класс в качестве наказания, чтобы показать, что такое поведение недопустимо. Хорошо бы обсудить последствия этого поведения для ученика и всего класса: пропустил начало урока и важную информацию — сократил себе время на выполнение заданий, создаешь репутацию необязательного и неорганизованного человека. Можно придумать другие санкции. Это могут быть дополнительные обязанности на уроке, устный ответ или плюс одна задачка к домашнему заданию. Можно обсудить уместность санкций и важность правил с учениками.

9. Имеет ли право учитель ставить двойку за невыполненное домашнее задание?

Юрист Ольга Горбачёва:

Это входит в права учителя. Домашнее задание — часть образовательного процесса, а оценка знаний входит в обязанности учителя. Если ребёнок болел или плохо себя чувствовал, и родители сообщили об этом, то учитель может поступить на своё усмотрение. Эти отношения регулируются уставом школы. Предполагается, что все участники образовательного процесса должны ознакомиться с этим документом.

Нейропсихолог Ксения Вотякова:

Больше материалов о правах учителя (с комментариями юриста)

Как быть учителю, если его троллит ученик — читайте здесь .

Как учителю не дать сорвать свой урок — об этом здесь .

А еще мы рассказали про обязанности учеников . Это рассказ в двух частях.
Часть 1 : какие законы регулируют жизнь учебного заведения, о понятиях добросовестной учебы и бережного отношения к имуществу школы.

Часть 2 : уважительное отношение ученика к педагогу, дежурство в классе, а также условия, при которых возможно исключение ученика из школы.

(даже не знаю, как это обозвать)) , по каким критериям ставится та или иная оценка. А конкретно - если ребенок забыл принести на урок тетрадь (домашнего задания там нет, это тетрадь для работы на уроке) - имеет ли право учитель поставить ему за это "двойку" в журнал? Ведь можно было все написать на листочке, а дома переписать в тетрадку.
Есть ли конкретные указания, за что ставится "двойка" ученику?

Я прошу отвечать только тех, кто -точно знает ответ на поставленный вопрос. если можно - то название этих правил, номер, дату.

Учитель в журнал может ставить оценки только и только за знания. По факту - домашки не было, значит, оценка соответствует, учитель имел на это право. НО так же оценки можно исправлять, принося работы. А вот за поведение в журнал оценки идти не могут, как и подсказки на уроке - только дневник - ОБЫЧНО В ШКОЛАХ ТАК

Если д/з было на листочке - двойку ставить нельзя, фактически задание выполнено

В соответствии с ч. 4 ст. 55 Закона РФ \"Об образовании\" при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Законодательство специально не устанавливает правила оценки знаний учащихся. Школа имеет право самостоятельно, на уровне локальных актов, регламентировать процесс и правила оценки знаний учащихся (например, приняв соответствующее положение на Педсовете) . Если в Вашей школе таковых правил нет, учитель вправе по своему усмотрению оценивать вашу работу. Если же школа регламентировала правила выставления оценок, вы можете ознакомиться с соответствующим локальным актом. Так или иначе, действия учителя правомерны.

Lena Мыслитель (5613) Домашней работы не было в ней? Или что? Вопрос не ясен, ребенок не там сделал домашку или перепутал тетради и домашку не принес в школу?

Есть у них критерии. Четко изложены вроде, а на самом деле - очень всё там неоднозначно, к сожалению.. .

Уж извините, блин, ответила без четкой статьи ((((

думаю это всё делается на глазок)
в педагоге самое главное что должно быть---чувство справедливости и ответсвенность за свои поступки, внутренний контролёр в виде совести
хотя я не спец, возможно профессионалы больше прояснят

В каком классе ребенок? Если в 11 то не имеет права это действительно оценка, которая может повлиять на весь аттестат, если в 5 то может это всего лишь отметка (а не оценка) , которая воспитывает.

Если ребёнок забыл тетрадь принести на урок, то оценка "2" не ставится, пишем в дневник замечание. Оценки ставятся за знания, за ответы устные или письменные.

Панда, вы же педагог, если я правильно помню? Может быть, сможете мне дать ссылки на какие-то нормативные документы? Или оценка ответа - вещь субъективная и ничем не регулируется?

тут все предельно ясно. .
именно за отсутствие тетради. двойку поставить не может!
опять же. запросто может влепить пару за то, что на листочке задание выполняется не точно, или не выполняется вообще.

В каждой школе должен выполняться единый орфогрофический режим. В школьном локальном акте (Положении о нормах выставления оценок) прописано, за что может быть выставлена неудовлетворительная оценка.
Если учителем запланирована на уроке оценочная работа в тетраде, а её у школьника не оказалось, он не смог выполнить работу, то оценка "2" выставлена объективно.

Т.е. это регулируется только внутренними школьными документами? А где их можно посмотреть? Они должны быть доступны для всех на доске информации или их надо спрашивать у учителя?

По каждому предмету есть четкие указания, за что ставится оценка. Наберите любой предмет, а после " критерии оценок" или "оценка качества знаний". за забытую тетрадь 2 не ставят. У учителя (нашего классного) всегда есть в запасе стопка тетрадок (разумеется, с родительского почина, а иногда по просьбе учителей-предметников) и в любой момент можно взять тетрадь. Другая ситуация (нет такой стопки) -если нормальный ребенок забыл тетрадь-первый раз в жизни, никто и никогда 2 ему не поставит, тем более в журнал. А если это раздолбай, у которого и тетрадки не держатся, и учебники, и он никогда не знает какие сегодня уроки-это мера вынужденная (реально довел учителя) Чем качать права, собирайте портфель сами, а во избежание подобных ситуаций-положите парочку чистых тетрадей (в запас).

Я не качаю права. Я хочу понять, чем руководствуется учитель, когда ставит "двойку" не за отсутствие знаний, а "В назидание", как она сказала.

Наш учитель ставит 2 не только за забытую тетрадь, но и за то, что ребенок перепутал номера заданий. И 2-ки эти после сдачи домашки в эл. журнале не исправляются. Где же управа всему этому беспределу в нашей нынешней системе образования.

Выступление на педсовете

«1. Применение балльной сис­ темы для оценки познаний и по­ ведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики.

Постановление запрещало проведение в школе вступительных, переходных и выпускных экзаменов, индивидуальной проверки знаний учащихся на уроке. Традиционные формы контроля и оценки знаний учащихся - спрашивания, отметки, зачеты, экзамены подвергались в педагогической литературе тех лет разной критике за отсутствие точности в оценке и измерении достижений учащихся, за неопределенность содержания педагогических оценок, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся и т.д. Поскольку отечественная школа в первые послереволюционные годы одной из главных своих целей провозглашала не столько вооружение учащихся определенной суммой знаний, сколько формирование у учащихся способности самостоятельно добывать знания, постольку контроль и оценка должны были способствовать достижению именно этой цели. Вот почему самопроверка, самоконтроль и самооценка наряду с такими формами, как проведение бесед с учащимися о прочитанных книгах, организация диспутов и конференций, подготовка рефератов рассматривались как наиболее желательные формы контроля и оценки. Коллективные формы учета знаний должны были превалировать над индивидуальными, поскольку, как отмечалось в документах тех лет, индивидуальные формы вызывают нездоровый дух конкуренции и соревновательности, что было чуждо идеологии нового строя.

5-балльная цифровая система оценок при всех имеющихся недостатках и яростной атаке на нее, попытках ввести в школу другие формы учета остается основной формой оценки знаний учащихся.

Споры о том, полезны отметки или вредны, идут не первый год и даже не первое десятилетие.

«Отсутствие оценки является поэтому самым худшим видом оценки, поскольку это воздей­ствие не ориентирующее, а дезориентирующее. ( Б. Г. Ананьев)

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем по­ нятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спо­ собности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образова­ тельных программ, особенно в основной школе, стремительно усложняется, уровень компетентностных требований по всем предметам повышается от класса к классу. При этом в самом трудном положении оказывается учитель.

Можно ли учить без оценок?

Можно ли научиться без оценок?

Тоже можно, при условии, что учащийся как минимум, получает некоторую поддержку своим усилиям, и при этом имеет потребность в получении знаний (необходимость, любопытство, интерес). Так учатся маленькие дети. Будет ли такое учение эффективным? Вряд ли. Даже маленьким детям полезна оценка – в виде подкрепления (поощрения) верного поведения и наказания за неверное. Овладеть же серьезными навыками, не получая регулярной информации о том, как идет процесс обучения, практически невозможно.

В начале 21 века в русле общего процесса модернизации российского образования закономерно возник вопрос о необходимости совершенствования, существующей пятибалльной (в реальности 3-х бальной) системы отметок.

Таков разброс мнений о школьной оценке в психолого- педагогической науке и школьной практике.

А можно ли все-таки извлечь из отметок их пользу и сделать оценивание фактором успеха?

Оценивание - целостный процесс наблюдения, описания, сбора, регистрации и интерпретации информации о деятельности обучающихся (учителей, образовательных организаций и т.д.) и представление развернутых суждений о процессе и результате деятельности.

Может показаться, что оценивание включает очень много элементов и относится только к стандартизированным процедурам федерального или регионального уровней (к этим процедурам определение, несомненно, применимо). Однако каждый учитель на уроке много раз проходит через все указанные в определении этапы оценивания.

Учитель наблюдает за деятельностью ученика, собирает и регистрирует информацию о ней, интерпретирует полученную информацию, в соответствии с целями образовательной деятельности и/или предыдущими результатами ученика (зачастую не фиксируя информацию на бумаге), и представляет ученику суждение о процессе и/или результате деятельности, которую наблюдал.

Результатом оценивания является оценка. Оценка может быть представлена в виде устного или письменного суждения либо в виде символа, знака. При длительном наблюдении за процессом обучения может быть дана оценка динамики его результатов. Оценка образовательных результатов фиксирует состояние уровня подготовки конкретного ученика в определенный момент.

Примерами оценки могут быть комментарии учителя о выполненном учеником задании, баллы, полученные по результатам пройденного в сети Интернет теста, (например, аналогичного варианту заданий ЕГЭ, ОГЭ), смайлики, поставленные учителем в тетрадях первоклассников.

Оценка образовательных результатов в виде символов, цифр, букв, становится отметкой, когда она отражается в журнале, ведомости и т.п., приобретая формальную значимость.

Так, балл, полученный за выполнение заданий ЕГЭ в Интернете, является оценкой; в то время как балл ЕГЭ, внесенный в федеральную информационную систему государственной итоговой аттестации (ФИС ГИА) - отметкой.

В российской школе для отметок чаще всего используется 5-балльная шкала (фактически, 4-балльная).

Итак, соотношение между тремя рассматриваемыми понятиями в школе выглядит следующим образом:


Виды оценивания. Функции оценивания

Внутришкольное оценивание можно разделять на три группы, у каждой из которых свои функции.

Стартовое оценивание используется для диагностики уровня подготовки обучающихся перед изучением какой-либо темы или при переходе с одного уровня образования на другой (из начальной школы в основную, из основной – в старшую). Для стартового оценивания могут использоваться различные методы и инструменты: наборы заданий, стандартизированные диагностические работы, устные опросы и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

;Основными показателями качества процесса обучения являются оценка и отметка. Вопросы оценки знаний – сложнейшая педагогическая проблема. В современной школе принята цифровая пятибалльная система оценки знаний учащихся, способствующая дифференцированному учету достижений учеников в учебной работе и облегчающая им восприятие значимости оценки.

Теоретические сведения об оценивании знаний уч-ся.

Основными показателями качества процесса обучения являются оценка и отметка. Вопросы оценки знаний – сложнейшая педагогическая проблема.
В современной школе принята цифровая пятибалльная система оценки знаний учащихся, способствующая дифференцированному учету достижений учеников в учебной работе и облегчающая им восприятие значимости оценки.

Отметка – это результат оценочного рассуждения, выраженная баллом. Школьная отметка — это не только результат работы ученика. В ней соединяются характер, настроение, личные качества педагога, его отношение к ученику, стиль работы учителя. Без оценивания работы ученика не возможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования.

Оценка знаний, как показатель качества обучения, является одним из самих опорных и дискуссионных во всей проблеме учета знаний. Данный вопрос вызывает в практике работы учителей-предметников много затруднений, хотя и является сильным стимулирующим средством для учащихся и имеет большое воспитательное значение при условии, если она имеет правильное применение в условиях педагогического процесса. В действительности оценка в образовательной системе должна характеризовать только знания учеников. Она не должна представляться наградой или средством наказания. Кроме того, оценки должны выставляться по возможности объективно. Неприемлемым считается как завышение оценок, так и чрезмерная строгость. Общие критерии при оценивании знаний учащихся содержатся в программах, устанавливающих объем знаний, умений и навыков, которыми должны обладать учащихся по данному предмету в каждом конкретном классе. Нормативы оценок должны носить четко-определенный характер, так как соотносятся с конкретными знаниями, умениями и навыками учащихся по предметам. При выставлении оценок за четверть важнейшую роль должно играть повседневное наблюдение учителя за учеником. Оценку нельзя выставлять как некое среднее арифметическое, учителем непременно должны учитываться следующие требования к знаниям учащихся:

1) самостоятельность мышления;

2) систематичность знаний;

4) степень раскрытия материала;

6) учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика.

Оценки и отметки – неотъемлемая составная часть учебного процесса.

Без оценки каждый процесс усвоения невозможен.

Отметки и экзамены необходимы, поскольку они стимулируют не только успеваемость, но и другие качества детей.

Оценка учителя оказывает большое влияние на взаимоотношение между учителем и учеником.

Контроль и оценка служат делу подготовки к жизни.

Оценивание знаний уч-ся влечет за собой учет успеваемости. Учет успеваемости – это неотъемлемая сторона учебного процесса. Формой мониторинга успеваемости служит классный журнал. Мониторинг выставления отметок в классный журнал позволяет определить степень личностного отношения педагога к достижениям учащихся

Оценка знаний, умений и навыков должна быть объективно правильной, т. е. соответствовать истинному уровню успеваемости учащихся. Такой учет позволяет управлять процессом усвоения знаний, умений, навыков, т. е. умственными и практическими действиями, их последовательностью, вносит в деятельность учителя и учащихся необходимые коррективы и служит средством совершенствования процесса обучения, повышения его эффективности, преодоления второгодничества.

Проверяя усвоение материала школьниками, учитель заботится о прочности его запоминания, о развитии памяти, воспитании у них привычки к работе. Учет успеваемости, следовательно, стимулирует познавательную деятельность учащихся. Учет помогает ученикам заставить себя выполнять определенные действия, что содействует тем самым воспитанию воли.

В педагогике существует мнение, что желание получить высокие баллы обязательно порождает погоню лишь за отметками и безразличие к самим знаниям. Это имеет место лишь при неправильной постановке учета успеваемости, в условиях преувеличенного внимания к оценкам со стороны родителей, учителей, когда оценки используются в качестве приманки или угрозы для ученика. Если же оценка будет естественным следствием нормально протекающего процесса обучения, учет успеваемости не может вызвать такого неправильного к нему отношения детей.

Учет успеваемости организует также и работу учителя. По мере совершенствования методов и форм обучения отметки все более становились показателями педагогического мастерства учителя и стали играть все большую роль в повышении учителем качества своей работы.

В результате, при надлежащем проведении процесса учета успеваемости учитель наиболее правильно оценивает успехи учащихся, создает у них стремление к совершенствованию знаний, способствует их умственному и нравственному развитию.

Существуют следующие виды учета успеваемости учащихся

Текущий учет – это вид учета, который обеспечивает своевременное усвоение и закрепление учебного материала на каждом этапе обучения. Переход к следующему этапу осуществляется при условии, если будет выполнено предыдущее задание. Учитель непрерывно ведет учет результатов, опираясь на регулярные текущие свои наблюдения за работой учащихся.

Тематический учет. Закончив изучение всей темы, учитель еще не один раз возвращается к ней в дальнейшем, при изучении других тем, так как ранее усвоенные знания нередко органически включаются в новый материал как его составная часть.

Периодический учет. Это учет знаний, проводимый за определенный период учебного года – по четвертям и за полугодие. При правильно поставленном текущем и тематическом учете четвертные баллы можно выводить и без специальной проверки.

Заключительный учет. Этот вид учета проводится в ходе итогового повторения в конце учебного года. То есть это воспроизведение самых важных вопросов курса, самый сжатый обзор пройденных тем, разделов учебного материала, осмысление и углубление усвоенных знаний на более высоком уровне.

Методы проверки знаний, умений и навыков – это когда учитель имеет все основания требовать от учащихся отчета в освоении изучаемого материала и оценивать уровень усвоенного у каждого ученика.

Различают несколько проверок знаний: устная, письменная и практическая.

Устная проверка. Еще не так давно в школе преобладающим методом проверки знаний был индивидуальный опрос, занимавший до 40 % времени на каждом уроке.

Письменная проверка. Главное назначение письменной (и графической) проверки – это выявление степени овладения учащимися умениями и навыками по данному предмету. Также она позволяет судить и о качестве знаний – их правильности, точности, осознанности, об умении применять знания на практике, дает возможность в короткий период одновременно проверить всех учащихся класса.

Практическая проверка. Здесь проверяется умение учащихся применять теоретические знания на практике. Проверочные задания практического характера – это задания, требующие проведения опыта, измерения, трудовых операций.

Оценка результатов деятельности играет большую роль в различных сферах общественной и личной жизни людей.

Основными принципами оценивания знаний учащихся явл

Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что основным требованием к качеству оценивания является его объективность.

Во-первых, одинаковые оценки характеризуют одинаковое качество знаний учащихся. Во-вторых, разные учащиеся получают одинаковые оценки при одинаковой успеваемости. В-третьих, в основе оценки лежит фактическая успеваемость учащихся, а не субъективное мнение учителя по отношению к ребенку.

Вроде все понятно и просто. Но на практике возникает достаточное количество проблем при проведении оценивания качества знаний учащихся.

Приведем некоторые из них.

1. Недостаточная разработанность критериев и методов оценивания.

За последнее время достаточно часто менялись и учебные программы, вводились новые стандарты образования, но четких критериев оценивания, которые бы отвечали всем современным требованиям, так и не появилось.

При проверке качества освоения темы или его отдельных частей учитель ориентируется на свое понимание и интуицию: сколько вопросов задать, в какой последовательности, какие важны, а какие второстепенны. Все эти проблемы учитель решает сам, опираясь на свой опыт, либо опирается на методическую литературу, которой на данный момент появляется достаточно много.

2. Весьма условное обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоения, успеваемость не имеют строгой однозначной количественной формы выражения.

3. Игнорирование учителем условий работы в классе.

Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто, ведя уроки в нескольких классах на параллели, учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для проверки качества знаний учащихся.

4. Субъективизм учителя по отношению к учащимся, который проявляется в следующем:

Завышение педагогом оценок из-за желания пожалеть ребенка, угодить родителям или общественности.

Личные качества учителя, его отношение к конкретному ребенку.

Можно предлагать разные пути решения проблемы объективизации процесса оценивания, обозначим два из них.

Первый путь — это переход на проведение оценки качества знаний с помощью тестов. Лучше, если это будет происходить с использованием средств ИКТ.

Каждый учитель оценивает деятельность учащихся исходя из своих интуитивных представлений: нет четких, научно выверенных положений, которыми педагоги могли бы руководствоваться. В любой школе не существует однозначных, конкретных и четких критериев оценок – в этом и состоит одна из основных проблем, которая определяет актуальность изучения процесса оценивания

Учебные достижения учеников это не только знания, полученные ими в процессе изучения той или иной дисциплины, но и умения и навыки, которые не отделены от носителя и не обобществлены в информационной среде. Их контроль является важной проблемой теории и практики обучения. Собственные знания человека - результат процессов его индивидуального познания, включая обучение. Поэтому так важно помимо текущих оценок создать условия для итогового становления учебных достижений школьников.

Однако, стоит отметить, что проблема оценки знаний учащихся не утратила своей актуальности и сегодня. Изменение содержания, форм и методов обучения, увеличение роли самостоятельной работы воспитанников, возможность их широкого доступа к источникам информации не могли не изменить отношение к особенностям контроля результатов учебной деятельности и учащихся так и учителей.

С целью выявления оценивания знаний администрацией посещались уроки учителей. Следует отметить, что не всегда учителя оценивают знания учащихся. Выставив отметку ученику учитель считает, что он оценил знания учащихся. Хотя зачастую уч-ся не знает, за что он получил отметку. Учитель и уч-ся на уроке преследуют 2 разные цели. Цель учителя: развивать интерес к своему предмету и показать необходимость его изучения, цель ученика: получить положительную отметку, во-вторых, когда ребенок приходит домой, ведь у родителей один вопрос: "Какую отметку получил?", они не спрашивают, понял ли он новую тему, тем самым показывая ему значимость того, что стоит у него в дневнике. Для решения данных проблем, нужно изменить отношение к образовательному процессу не только ученикам, но и родителям, в этом им может помочь только учитель

Вопросы к анкетированию (анализ)

Где вы любите отвечать во время урока: у доски , с места?

Что вы испытываете, когда получаете положительную оценку?

( радость, гордость, удовлетворение, чувство уверенности в себе и др)

Что вы испытываете, когда получаете отрицательную оценку?

Что для вас важнее : оценки или знания?

Справедливо ли учителя выставляют отметки? (да, нет, когда-как, не совсем)

Кого чаще спрашивают на уроке? ( отл, хор, троеш, двоеш)

Совпадает ли самооценка твоих знаний с оценкой учителя? (выше оценки учителя, ниже оценки учителя, совпадает)

Мне нравится, когда меня хвалят за отметки, за успехи в учебе, за способности и др

Моя цель на уроке: усвоить что-то новое, получить хорошую оценку, слушать и понимать учителя и др

Предложите, как бы вы хотели, чтобы оценивались ваши знания.

Каждый учитель оценивает деятельность учащихся исходя из своих интуитивных

представлений: нет четких, научно выверенных положений, которыми педагоги могли бы руководствоваться. В любой школе не существует однозначных, конкретных и четких критериев оценок – в этом и состоит одна из основных проблем, которая определяет актуальность изучения процесса оценивания.

В завершении каждый учитель должен ответить себе на вопрос: Какие дети учатся успешнее – у которых есть способности к моему предмету или от которых я жду проявления способностей?

Постановление:

Администрации школы

при посещении уроков отслеживать качество и объективность оценивание знаний учащихся (постоянно)

Провести повторный административный контроль по оцениванию знаний учащихся (февраль)

Заслушать на совещании при директоре отчеты учителей 1 и высшей категории по оцениванию знаний учащихся (март)

в целях объективного оценивания знаний учащихся провести контрольные срезы в 5-11 кл (февраль), в 1-4 кл (март)

отметить положительную работу по оцениванию знаний учащихся Жеребцовой Т.В, Шинкиной Н.В., Карпухиной Н.И, Жумабековой К.Б, Бяковой Е.В.

Учителям-предметникам

при оценивании знаний учащихся на уроках использовать разнообразные формы и виды контроля

использовать при оценивании знаний развернутую содержательную оценку

включать уч-ся в оценочную деятельность, обучать их умению оценивать свою работу, работу одноклассников

провести мастер-класс по оцениванию знаний уч-ся Жеребцовой Т.В

провести диагностику по ШТУР во всех классах

по итогам диагностики подготовить рекомендации для кл рук

взять на особый контроль выставление учителями-предметниками оценок в дневниках уч-ся

постоянно доводить до сведения родителей информацию об успеваемости уч-ся

посещать консультации психолога с целью ознакомления с результатами диагностического исследования и рекомендациями по устранению западающих моментов в развитии уч-ся

Читайте также: