Учение о жилищном праве как системе знаний о правовых явлениях называется

Обновлено: 15.05.2024

естественное право; классификация естественного права; космологическое естественное право; теономическое естественное право; рациональное естественное право; антропологическое естественное право; естественное право с изменяющимся состоянием.

Общая характеристика доктрины естественного права

В научной литературе нередко используется классификация концепций естественного права по философско-методоло-

гическим основаниям. Так, российский правовед В.А.Четвернин выделяет следующие направления в современных концепциях естественного права: теологическое, объективистское, неокантианское, экзистенциалистское, психоиррационалистическое.[23] Подобного рода классификации помогают глубже понять отдельные естественно-правовые концепции. Однако, их недостаток связан с философско-методологическим эклектизмом (соединением разнородных взглядов, идей, принципов или теорий) отдельных концепций.[24] Проще говоря, многие ученые не придерживаются строго определенной методологии исследования правовых явлений. Кроме того, естественно-правовое мышление может существовать или не существовать в рамках одной и той же методологии. Так, среди многочисленных представителей неокантианской философии есть ученые, которые внесли заметный вклад в развитие теории естественного права, но есть и такие, взгляды которых далеки от естественно-правового понимания. Множественность интерпретаций естественного права в значительной мере обусловлена философско- методологической позицией тех или иных авторов. Однако одной лишь методологии явно недостаточно, чтобы дифференцировать учение о естественном праве.




Изучение доктрины естественного права невозможно без четкой и достаточно простой дифференциации основных направлений естественно-правового мышления. В данной лекции теории естественного права систематизированы по материальным источникам естественного права, т.е. по тому основанию, к которому апеллирует, в конечном счете, та или иная концепция: к природе, божественному установлению, практическому разуму, нравственному началу и т.д. Соответственно, выделяются следующие основные версии естественного права:

· космологическое естественное право – совокупность вечных и неизменных природных законов мирового порядка;

· теологическое (теономическое) право – божественное установление права и соответствующая ему иерархия законов;

· рациональное естественное право – право, установленное и обоснованное разумом, исходящее из него и доступное его пониманию;

· антропологическое естественное право – нормативный порядок, вытекающий из самой человеческой сущности;

· естественное право с изменяющимся содержанием – всеобщие правовые принципы, которые актуализируются и конкретизируются во времени и пространстве.

Перечисленные теории естественного права формировались и видоизменялись в течение длительного времени, однако все они берут свое начало в античной философии. Поэтому прежде чем рассматривать названные концепции, необходимо обратиться к истокам естественно-правового мышления, т.е. к проблеме генезиса естественного права.

Генезис естественного права

В древнегреческой философии не было различия понятий закона в естественно-научном и юридическом значении, однако практически все философы этого времени различали законы, которые относятся к природе в целом, включая и человека, и законы, установленные людьми, которые могли отклоняться от законов природы.

Таким образом, порядок отношений между людьми определялся, с одной стороны, законами природы, божественной волей, высшим разумом; с другой стороны, человеческими обычаями или ими же установленными законами. Естественные законы рассматривались как вечные, неизменные, незыблемые и, соответственно, как приоритетные по отношению к человеческим законам. Некоторые греческие философы (софисты) высказывали мысль о том, что все юридические законы обязаны своим происхождением произвольным человеческим установлениям, поэтому они всегда условны и относительны. Однако, и в подобных суждениях сохраняется, хотя и форме отрицания, противопоставления законов природы и человеческих законов.

В античной философии можно обнаружить идейные истоки практически всех более поздних концепций естественного права (теологического, рационалистического, естественного права с изменяющимся содержанием и др.) В то же время, важно подчеркнуть, что указанные проблемы рассматривались в рамках этического учения о справедливости, а собственно правовая проблематика не выделялась в качестве самостоятельного объекта исследования. Учение о справедливости нельзя рассматривать как альтернативу естественному праву, между ними много общего. В то же время нельзя и отождествлять этическое и правовое направление научных исследований.[26]

Естественно-правовое мышление сформировалось окончательно лишь тогда, когда установилось четкое различие между правом, каким оно должно быть, и реально действующим правом. Таким образом, естественно-правовая проблематика включает в себя два аспекта: 1) обусловленность правовых норм естественной необходимостью, 2) противопоставление права как совершенных идеальных норм – произвольным нормам действующего права.

Правопонимание научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мысленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку), отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъект правопонимания: конкретный человек – гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором; юрист –профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве; учёный – человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права.

Объект правопонимания: право в планетарном масштабе; право конкретного общества; отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.

Содержание правопонимания составляет знание субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах и т.д.

*При рассмотрении категорий нужно учитывать:

× Исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал исследователь.

× Результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной позиции исследователя.

× Что воспринимается в качестве основы той или иной концепции, что понимается под источником права ( бог, человек) и его сущность (воля класса)

Взгляды берут своё начало в Греции, Риме – Демокрит, Платон. Она отражает попытки выявления нравственных справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека

× права даны от природы

× позитивное право у государства

- Утверждает идею о неотъемлемых правах человека

- Существует различие между правом и законом; естественным и позитивным правом

- Концептуально связаны право и нравственность

- Не всегда представления о праве как справедливом и несправедливом можно объективировать в правой действительности

Возникла как оппозиционная по отношению к первой теории. В отличие от первой теории, позитивизм как производная от объективного установленного государством. Государство здесь делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в правовых нормах, составляет их закреплённую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

- Существует возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения структуры правовых норм, их классификации и интерпретации видов

- Искусственная организованность права как системы от фактических общественных отношений , отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений. Отказ от исследования содержания права и его целей.

Право совокупность норм внешне выраженных в законах и нормативных актах. По мнению основоположников (Гонс, Кельзен) право представляет собой стройную с взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с основанием нормой. Юридическая сила и законность нормы зависит от вышестоящей в пирамиде нормы, обладающей высшей юридической силой.

× Нормы права создаются государством, в них отражена государственная воля.

× Нормы регулируют важные общественные отношения.

× само право и его реализация обеспечена принудительной силой

× От правовых норм зависит возникновение правоотношений.

- Позволяет создавать и улучшать законодательство

- Обеспечивает определённый режим законности, единообразное применение норм и индивидуальных велений

- Отрицание зависимости права от потребности общественного развития. Игнорирование нравственных в праве и роли правосознания в реализации юридических норм

- Абсолютизация государственного влияния на правовую систему

Основоположник признает правом конкретную психологическую реальность, эмоции человека. Они носят интегративно-атрибутивный характер и процент :

× переживание позитивного права установленного государством

× переживание личного права; выступает регулятором права, поведения человека

- Обращает внимание на психологическую сторону личности, т.к. нельзя издавать нормативно-правовые акты, не изучая уровень правовой культуры и правосознания общества

- Односторонний характер. Отрыв от объективной реальности. Невозможно отличать право, структурировать от других общественных регуляторов

1919 век рассматривает право как эмпирическое явление. Основной тезис состоит в том, что право следует искать не в норме или психике людей, а в реальной жизни. В основу положено общественное отношение , защищённое государством. Нормы закона, правосознания не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, действиях людей. Выявить суть, решить спор той или иной ситуации призваны судебные административные органы.

- Общество и право рассматриваются как целостные явления

- Государство доказывает, что необходимо изучать не только правовые нормы, установленные государством, но и всю совокупность правовых отношений

- Отрицание нормативности как важного свойства права

- Недооценка нравственных начал

19 век, Германия. Сторонники собрали богатый исторический материал и на его основе утверждали, что каждый народ обладает своим правом, находится в народном духе и имеет национальную специфику. В результате можно утверждать, что источником права является народный дух, проявляющийся в народном сознании, прошедший долгий путь в развитии. Весь народ связан общим юридическим сознанием. Народный дух формируется и развивается очень медленно, подобно языку, и выражается в обычаях, которые известны всему народу.

- учения мыслителей о явлениях окружающей действительности.

3. Методологическая функция философии права заключается в том, что философия права:

+ является одним из способов изучения правовых явлений;

- вырабатывает ценностные ориентиры в сфере права;

- соотносит право с правовой деятельностью.

4. Объектом философии права являются:

+ право в своей целостности и единстве;

- общественные отношения в различных сферах человеческой жизнедеятельности;

- основные начала, на которых базируется изучение точек зрения о праве.

5. Гносеологическими проблемами философии права являются:

+ пределы исследования правовой действительности, оценка объективности учений о праве, выявление уровня правосознания людей;

- ценностные аспекты права, а также вопросы исследования права с точки зрения блага, свободы и ответственности;

- аспекты правовой деятельности людей, ее структуры и форм.

6. Естественное право в философии это:

+ представление о праве как совокупности субъективных прав, данных природой с рождения;

- учение о праве как о явлении, которым человека наделил бог;

- представление о праве как о системе реально действующих норм без учета какого-либо воздействия на них.

Тест - 7. Представителем неокантианских концепций философии права был:

- оба ответа верные.

8. Основные категории философии права:

+ идея права, естественное право, автономия личности, равенство;

- система права, закон, нормативный акт, правовая норма;

- коллизионная норма, контрибуция, закон места нахождения вещи.

9. Позитивизм в философии права:

+ отрицает ценность философского познания права;

- предполагает правовое равенство всех людей;

- определяет право как благо для народа.

10. В философии права автором нормативной теории является:

11. Тест. Целью философии права является:

+ поиск и установление истины о праве как о социальном явлении;

- систематизация законодательства с древних времен до настоящего времени;

- уяснение смысла текста законов для их последующего правильного применения.

12. Сущность философии права состоит в:

+ умении дать ответы на вопросы, возникающие в правовой сфере, методами науки философии;

- приведении многообразных точек зрения по поводу правовых явлений к общему мнению;

- умении отличать правильные учения о праве от объективно неправильных.

13. Согласно аксиологическому подходу в философии права:

+ закон отделяется от права, являясь лишь его формой, которая должна соответствовать содержанию, на первом месте - справедливость;

- право и закон – одно и то же, главные свойства права – его точность и формальная определенность;

- право существует, в первую очередь, в правоотношениях и является воплощением собственного функционирования и действия на практике.

14. Способность человека вести себя нравственно и в соответствие с законом, которая зависит не от внешних факторов, а от собственных убеждений, называется:

15. Кто делил законы на 4 группы: вечный, естественный, человеческий и божественный?

16. Уровень развития человеческого правосознания и состояния законности в целом выражается через:

17. Кто впервые ввел термин суверенитета в качестве существенного признака государства и поставил приоритеты последнего выше всех остальных социальных образований, в том числе церкви?

19. Правовой нигилизм – это:

+ отрицание значения права как регулятора человеческого поведения;

- позиция отождествления смысла права с сознанием субъекта;

- мнение, что источниками права является сам объективный мир и социальная действительность.

20. Характеристика права, которая выражает его назначение, называется:

21. Форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках духовенства, - это:

22. Основная идея в учении И. Канта заключается в том, что:

+ человек, его воля и поступки по своей природе свободны вне зависимости от внешних факторов;

- географическая среда влияет на политику;

- существует Абсолютная идея, воплощающая и Разум, и Дух.

23. Право как результат и продукт народного духа и убеждения рассматривала:

24. Нормативистская концепция в качестве источника права называет:

- эмоциональное состояние человека;

- свободную экономическую деятельность людей.

25. Главную роль в человеческой жизни З. Фрейд отводил:

+ человеческому бессознательному – в первую очередь, неосознанным сексуальным импульсам;

- экзистенциальному праву в конкретной ситуации;

- свободе как высшему закону человеческого существования.

26. Ярким представителем философско-правового либерализма в России конца XIX – начала ХХ века был:

27. Н.А. Бердяев считал, что:

+ ценность отдельной личности в любом случае выше ценности государства;

- право занимает среднее положение между идеальным добром и агрессивной реальностью;

- право – естественный продукт человеческого разума и сущности.

28. Закон духовного достоинства, закон взаимного признания и закон автономии, как полагал И. Ильин, являются:

29. Общественный договор – это:

+ такая концепция, которая рассматривает государство как результат объединения людей в целях создания безопасности и благ для каждого из своих членов;

- передача всего объема государственной власти небольшой группе экономически богатых людей;

- голосование всего народа, которым определяется решение по самым важным общественным вопросам.

30. Вымышленное идеальное общество, свободное от научных обоснований, называется:

31. Форма правления, при которой власть определяется решениями, принимаемыми большинством, называется:

∑В рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного

∑Право, по существу, отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы

∑Источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога

Достоинства Недостатки
Это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй Данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно
Сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п. Такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей
Провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур

2. Историческая школа

∑право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно

∑право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания"

∑представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека

Позитивные моменты Негативные моменты
Впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные Особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе Данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя
Справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению Ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений
Верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения

3. Нормативистская теория

∑Исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы

∑По Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками

∑В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме

Достоинства Недостатки
Верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы Представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами
Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов Признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными
Признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму

4. Материалистическая теория

∑Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление

∑Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть

∑Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством

Положительные моменты Недостатки
В связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного Преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества
Показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него Излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право
Обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм

5. Психологическая теория

∑Психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

∑Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

∑Все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д.

Достоинства Недостатки
Обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида Представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права
Акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества В связи с тем, что "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного

6. Социологическая теория

∑Разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего

∑Под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права

∑Формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества

+ -
Она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение Если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной
Фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права В силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц
Хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Читайте также: