У какого автора идея суверенитета народа является ядром всей государственно правовой системы

Обновлено: 03.07.2024

В результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов, или республика. Руссо отвергает учения, определявшие договор как соглашение между подданными и правителями. С его точки зрения, договор является соглашением равных между собой субъектов. Подчиняясь сообществу, индивид не подчиняет себя никому в отдельности и, значит, остается “таким же свободным, каким он был раньше”. Свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое (коллективную личность), интересы которого не могут противоречить интересам частных лиц.

По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. Смысл всех предшествующих рассуждений Руссо о договоре заключался именно в том, чтобы обосновать народный суверенитет как основополагающий принцип республиканского строя. Эта идея вместе с принципами равенства и свободы составляет ядро его политической программы.

2. идея народного суверенитета как основополагающий принцип республиканского строя.

В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он именует суверенитетом. По смыслу концепции Руссо, суверенитет един, и речь может и должна идти об одном-единственном суверенитете – суверенитете народа. При этом под “народом” как единственным сувереном у Руссо имеются в виду все участники общественного соглашения (т. е. взрослая мужская часть всего населения, всей нации), а не какой-то особый социальный слой общества (низы общества, бедные, “третье сословие”, “трудящиеся” и т. д.), как это стали тракто­вать впоследствии радикальные сторонники его концепции народного суверенитета (якобинцы, марксисты и т. д.).

Народный суверенитет имеет, согласно учению Руссо, два признака – он неотчуждаем и неделим. Провозглашая неотчуждаемость суверенитета, автор “Общественного договора” отрицает представительную форму правления и высказывается за осуществление законодательных полномочий самим народом, всем взрослым мужским населением государства. По мнению Руссо, в нормальном государстве граждане всегда отдают предпочтение общественным делам перед частными. Упадок интереса к общественным делам есть симптом охлаждения патриотизма, роста влияния частных интересов, роста богатства, - вообще разложения государства. Тогда-то и изобретается народное представительство.

Основываемая Руссо концепция общественного договора выражает в целом идеальные его представления о государстве и праве . Основная мысль состоит в том , что только установление государства , политических отношений и законов , соответствующих его концепции общественного договора , может оправдать , с точки зрения разума , справедливости и права - переход от естественного состояния в гражданское .

В своей идеализированной конструкции народного суверенитета Руссо отвергает требования каких - либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью . Соответствующие гарантии , согласно Руссо , нужны против подданных , чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном . Отсюда , по мысли Руссо , и проистекает необходимость принудительного момента во взаимоотношениях между государством и гражданином .

Подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против доктрины разделения властей. Народоправство, считал он, исключает необходимость в разделении государственной власти как гарантии политической свободы. Для того чтобы избежать произвола и беззакония, достаточно, во-первых, разграничить компетенцию законодательных и исполнительных органов (законодатель не должен, например, выносить решения в отношении отдельных граждан, как в Древних Афинах, поскольку это компетенция правительства) и, во-вторых, подчинить исполнительную - власть суверену. Системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.

Исполнительная власть создается не на основе общественного договора , а по решению суверена в качестве посредующего организма для сношений между подданными и сувереном . Поясняя соотношение законодательной и исполнительной власти , Руссо отмечает , что всякое свободное действие имеет две причины , которые сообща производят его : одна из них – моральная , другая – физическая . Первая – это воля , определяющая акт , вторая – сила , его исполняющая .

Народ , по Руссо , имеет право не только изменить форму правления , но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу .

Жан-Жак Руссо, действительно, оставил глубокий след не

только в истории философской мысли Франции, но и в истории всего человечества. Своими трудами он на несколько десятилетий предвосхитил те передовые демократические преобразования, которые произошли в Европе в конце XVIII - начале XIX вв. и продолжают развиваться во всем мире до сих пор.

Огромен вклад этого величайшего мыслителя французского Просвещения в разработку и исследование идей социального равенства, народного суверенитета и т.п., и хотя в своих работах он не находит разрешения многих противоречий, то что он поднимает эти вопросы подчеркивает глубину мысли философа.

Многие идеи Руссо об обществе, человеке, нравственности

очень актуальны и сегодня, в эпоху научно-технического прогресса и наступающего экологического кризиса.

Но его суждения по многим социально - политическим проблемам носили вполне радикальный , революционный характер , глубоко и полно отражали интересы и чаяния социальных низов , французского демоса , явившегося опорой якобинской революции .

Согласно Руссо , человек в естественном состоянии находился в гармонии с природой , но рост населения и географические причины приводят к развитию способностей людей , которое , в свою очередь , стимулирует новые потребности , и возникновению в человеческом сообществе сотрудничества и соперничества . Естественное неравенство порождает неравенство в собственности , являющееся источником постоянной нестабильности в обществе . Отсюда возникает необходимость в гражданском мире , который гарантируется общественным договором .

Стержнем политической теории Руссо является учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли . Мыслитель подчеркивает отличие общей воли от воли всех : первая имеет в виду общие интересы , вторая — интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц . Общая воля , в свою очередь , выступает источником законов , мерилом справедливости и главным принципом управления . В отличие от большинства мыслителей Руссо считал суверенитет народа неотъемлемым и неделимым .

Политический идеал Руссо — небольшие по размеру государства – республики , где возможно прямое , непосредственное волеизъявление народа и контроль за деятельностью его представителей .

Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета , своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно - правовой мысли и социально - политической практики . Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения Французской буржуазной революции . Идеи Руссо являются основанием идеологических построений радикализма .

Ж .- Ж . Руссо попытался объяснить важнейшие исторические события , не апеллируя к сверхъестественным силам . Он рассматривал историю человечества как результат деятельности людей , их интеллекта и чувств . Стремление объяснить историю , не выходя за ее пределы , не увенчалось и не могло в ту историческую эпоху увенчаться переходом на позиции материалистического понимания общественной жизни . Но это обстоятельство не помешало французскому просветителю - демократу высказать ряд глубоких диалектических идей об истории человеческого общества .

1. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980. – 365с.

для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 367с.

3. Лапандин Д. Политические и правовые воззрения Жан-Жака Руссо // Уч. зап. Московского юридического ин-та. Вып. II. М., 1970.

4. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века: Очерки. – М., Мысль, 1983. –447с.

5. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. М., 1978. – 537с.

6. Руссо Ж.-Ж. 1. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. 2. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969; // Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 1998.

7. Волгин В.П. Развитие общественой мысли во Франции в XVIII в.-М. Наука, 1977, с.183-220.

8. Дворцов А.Т. Ж.-Ж. Руссо.- М.:Наука, 1980.-112 с.

История политических и правовых учений: XVII – XVIII вв.Отв.ред. В.С.

9. Нерсесянц.-М.: Наука, 1989. с116-143

10. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре , или Принципы политического права.- М.

11. История политических и правовых учений, под общей редакцией В.С. Нерсесянца, М., 2002 г.

12. История политических и правовых учений, под общей редакцией Лейста Н.И., М., 2000 г.

Читайте также: