Туплю за рулем что делать

Обновлено: 04.07.2024

Каким бы спокойным ни был человек, перед ответственным днём всегда начинаются переживания. Перед сдачей любого экзамена тяжело себя контролировать, а что уже говорить об экзамене по вождению, где всё время надо думать, как плавно выжать сцепление и переключить передачу! Но существует несколько правил, с помощью которых удастся успешно сдать экзаменационные задания и обрести статус водителя.

Подготовьтесь к ответственному дню

10 советов для успешной сдачи экзамена по вождению

За несколько дней до экзамена обсудите с инструктором ваши слабые стороны. Кому-то может тяжело даваться теоретическая часть, а некоторым – выполнение объездов, переключение передач или парковка. Зная свои недостатки, вам удастся за 2-3 дня наверстать упущенный материал и поработать над недочётами. Не менее важно практиковаться ездить при разных погодных условиях, чтобы быть готовыми ко всему. Ехать в хмурый дождливый день гораздо тяжелее, нежели в ясную погоду. Когда вы испытаете на себе все трудности водителя, экзамен будет казаться чем-то несущественным и легко преодолимым.

Познакомьтесь с автомобилем и маршрутом

Даже самый опытный водитель привыкает к своему авто, и ему нелегко быстро приспособится к другой машине. А что говорить о тех, кто за рулем всего несколько недель? Поэтому автоинструкторы рекомендуют, если это возможно, сдавать экзамен на том же автомобиле, на котором вы учились вождению.

10 советов для успешной сдачи экзамена по вождению

Перед сдачей экзамена важно найти баланс между волнением и стрессом. Если небольшое волнение, обеспечивающее организм дозой адреналина, поможет выйти победителем из любой ситуации, то стресс и паника только навредят. Чтобы не нервничать слишком много, уделите внимание питанию и сну. В ночь перед ответственным днём нельзя стараться выучить всё, что не удалось познать за время курса. Накануне лучше примите горячую ванну с эфирными маслами, послушайте релаксирующую музыку и хорошенько выспитесь. Это позволит избавиться от усталости и переживаний. Нельзя резко менять привычный рацион. Максимум, что можно перед самым экзаменом, – съесть горстку орехов или сухофруктов, запив их травяным чаем.

Выберите удобную одежду и обувь

Помните, что экзаменатор ставит оценку не за роскошное платье или модную бижутерию, а за ваши знания. Прежде всего подумайте о практичности и комфортности одежды, пусть даже если это будут не самые модные джинсы и старый уютный свитер.

10 советов для успешной сдачи экзамена по вождению

Особое внимание уделите обуви: она должна быть без высоких каблуков. Лучше, если на ботинках или балетках не будет украшений,подвесок и других лишних элементов, которые могут зацепиться за педаль и привести к беде.

Если перед экзаменом не удалось успокоиться, и нервы на пределе, можно воспользоваться дыхательной гимнастикой. Сначала нужно глубоко вдохнуть, потом выдохнуть и задержать дыхание на несколько секунд. Упражнение повторяют 5-10 раз, отстраняясь от разных мыслей и беспокойства. Очень важно отказаться от курения перед экзаменом. Пагубная привычка может привести к повышению кровяного давления, что отрицательно скажется на концентрации во время сдачи практических навыков.

Что можно и что нельзя делать перед самым экзаменом

В день экзамена запрещается принимать успокаивающие таблетки, поскольку они снижают уровень внимательности. Если совсем не знаете, чем снять нервное напряжение, то выпейте утром стакан тёплого травяного чая.

10 советов для успешной сдачи экзамена по вождению

Не забудьте взять с собой паспорт и документы об успешном окончании автошколы. Чтобы не опоздать, с вечера переведите часы на 5 минут вперёд. Лучше прийти немного раньше, нежели бежать сломя голову, переживая о возможном опоздании. На время испытания отключите мобильный телефон, чтобы неожиданный звонок не отвлёк вас в ответственный момент.

Покажите свои сильные стороны

Залог успешной сдачи экзамена по вождению – отменное прохождение практической части курса. Если есть возможность объяснять свои действия во время управления автомобилем, делайте это. При принятии того или иного водительского решения расскажите инспектору, почему вы делаете так, а не иначе. Таким способом вы заработаете себе небольшой бонус. Разумеется, не стоит комментировать каждое переключение передачи, однако более значимые решения лучше объяснить. Если комментирование вас сильно отвлекает, тогда лучше обойтись без него.

10 советов для успешной сдачи экзамена по вождению

Будьте готовы к неожиданностям

Настройтесь на неожиданные ситуации на дороге. Дорожное движение всегда меняется. Если вы привыкли ездить по спокойным улицам, будьте готовы к тому, что вам придётся обгонять другую машину или пропускать пешеходов там, где им запрещён переход. Отсутствие паники – залог успешной сдачи экзамена.

10 советов для успешной сдачи экзамена по вождению

Не стоит отчаиваться после совершения ошибки. Часто будущие водители делают один неверный манёвр – и расстраиваются, теряют желание продолжать и не сдают практическую часть экзамена.

10 советов для успешной сдачи экзамена по вождению

10 советов для успешной сдачи экзамена по вождению

Покидая автомобиль, вежливо попрощайтесь, даже если экзамен закончился не так, как вы ожидали. Не стоит портить отношения с инспектором, ведь вполне возможно, что пересдавать вы будете именно ему. Выучите правила дорожного движения, соблюдайте их при вождении, сохраняйте спокойствие и не опускайте руки. И тогда заветное удостоверение станет вашим!

Речь идет не только о безопасном вождении, но и о том, как с максимальным комфортом для себя и пассажиров добраться из одной точки в другую, потратив при этом минимум усилий, нервов, времени и денег.

Такому в автошколе точно не учат. Эти знания приходят лишь с опытом, по принципу: чем чаще садишься за руль, тем больше полезных навыков приобретаешь.

Что надо видеть в зеркалах

Как бы банально это ни звучало, но прежде всего следует правильно настроить рабочее место водителя. Посадка за рулем влияет на массу вещей: обзорность, время и точность реакции в экстренной ситуации, самочувствие водителя и многое другое. Неправильно сел, и вот уже через полчаса поездки заныла спина или начала неметь нога. Потратьте пару минут на регулировки зеркал, водительского кресла и рулевой колонки. Вот какая посадка считается верной :

  • продольная регулировка кресла: установите сиденье в такое положение, чтобы при полностью нажатой педали тормоза нога оставалась слегка согнутой в колене;
  • наклон спинки и положение руля по вылету должны быть такими, чтобы вытянутые руки касались верхней части руля запястьями;
  • ось рулевой колонки в идеале должна быть направлена в район грудной клетки водителя. При этом рулевое колесо не должно перекрывать приборный щиток;
  • в боковых зеркалах должно быть видно заднее крыло вашего автомобиля. Горизонт — чуть ниже середины зеркала.

При таком положении рук на руле время реакции водителя в экстренной дорожной ситуации минимально, а действия максимально точны. Вождение одной рукой и прочие варианты хвата (к примеру, когда ладони лежат на спицах руля внутри обода) потенциально опаснее.

При таком положении рук на руле время реакции водителя в экстренной дорожной ситуации минимально, а действия максимально точны. Вождение одной рукой и прочие варианты хвата (к примеру, когда ладони лежат на спицах руля внутри обода) потенциально опаснее.

В большом городе

Даже если вы ездите по одному и тому же маршруту ежедневно и уже выучили расположение каждой ямки на своем пути, не говоря уже о нюансах организации движения на перекрестках, это не повод расслабляться за рулем. Причем во многих дорожных ситуациях, описанных ниже, вы будете иметь преимущество в движении согласно ПДД. И случись авария, скорее всего, окажетесь потерпевшим, а не виновником. Но наша главная задача — предотвратить аварию, что в конечном итоге и сэкономит нам упомянутые нервы, время и деньги.

  • Всегда помните, что даже если вы едете в правой полосе, между вашей машиной и бордюром может попытаться пролезть какой-нибудь безответственный водитель, чтобы опередить вас. Совет простой: ехать на таком расстоянии от края дороги, чтобы справа от вас физически не смог поместиться автомобиль . Это позволит вам меньше отвлекаться на правое зеркало и сконцентрироваться на обстановке впереди.
  • При повороте направо или налево, даже если вы совершаете этот маневр из крайнего ряда, не лишним будет взглянуть в зеркало заднего вида со стороны поворота. Сзади может оказаться попутный мотоциклист, который движется быстрее вас и вовсе не планирует поворачивать. А еще при повороте налево убедитесь, что сзади по встречной полосе вас не нагоняет автомобиль со спецсигналами.

Водитель этого VW Golf планирует повернуть направо из правой полосы. Однако ее ширина позволяет двигаться в два ряда. Что если таксист поедет прямо?

Водитель этого VW Golf планирует повернуть направо из правой полосы. Однако ее ширина позволяет двигаться в два ряда. Что если таксист поедет прямо?

  • Выезд из двора направо — казалось бы, плевое дело. Посмотрел налево, уступил дорогу и выезжай себе спокойно. Но не все так просто. В некоторых случаях Правила допускают движение задним ходом (даже по дороге с односторонним движением). Так что, выезжая направо, смотреть нужно и налево, и направо . Чтобы не приехать в корму автомобиля, водитель которого прозевал поворот и теперь возвращается задним ходом. Или объезжает таким образом пробку (и такое бывает).
  • Вы приближайтесь к перекрестку, включили правый указатель поворота и планируете повернуть направо. Но за несколько метров до перекрестка с прилегающей территории выезжает другой автомобиль. Его водитель увидел, что вы включили поворотник, и принял это за намерение повернуть на прилегающую территорию. Решив, что траектории ваших машин не пересекутся, он вполне может начать движение. Так что не включайте поворотник заранее, если это может ввести в заблуждение других участников движения. Об этом даже в ПДД написано, но мало кто об этом помнит.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Мы же рекомендуем снижать скорость даже если впереди нет пешеходного перехода, либо если он регулируемый и вам горит разрешающий сигнал светофора. То есть автомобиль в соседнем ряду замедляется без видимых на то причин. К сожалению, желающих перейти дорогу там, где удобнее, невзирая на Правила, предостаточно. Такой пешеход вполне может угодить под колеса вашей машины. А что если дорогу переходит, к примеру, собака? Словом, осторожность не помещает. Конечно, это не означает, что водитель должен бояться всего и вся, а его нога постоянно дежурить над педалью тормоза. Главное, научиться видеть потенциально опасные ситуации на дороге.

Все чаще бывает, что пешеходы, переходя улицу, заняты разговором по мобильному телефону. Иногда такое пренебрежение собственной безопасностью обходится им слишком дорого. При этом в случае наезда ответственности с водителя никто не снимет.

Все чаще бывает, что пешеходы, переходя улицу, заняты разговором по мобильному телефону. Иногда такое пренебрежение собственной безопасностью обходится им слишком дорого. При этом в случае наезда ответственности с водителя никто не снимет.

На трассе или скоростной дороге

  • Если поток плотный, а скорость движения высока, нелишним будет видеть и то, что происходит перед впереди идущей машиной. Для этого достаточно сместиться чуть левее в пределах полосы. Вы заранее увидите возникшее препятствие, и торможение машины перед вами не станет неожиданностью.
  • Допустим, вы едете по трассе с высокой скоростью и замечаете впереди затор. Самое безопасное в такой ситуации — тормозить заранее, включив при этом аварийку. Это привлечет внимание водителей позади вас. А если не помогло и водитель позади не реагирует на ваши предупреждения, не начинает замедляться, лучше сместиться на обочину , оставив ему чуть больше места на дороге для экстренного торможения.
  • Догнали медленно плетущийся грузовик и теперь ждете, пока освободится встречка, чтобы совершить обгон? Не прижимайтесь к большегрузу слишком близко. Перед маневром лучше держать дистанцию побольше (2–3 корпуса легкового автомобиля) — это улучшит обзор и позволит вам начать ускорение заранее, еще до выезда на встречную полосу. Таким образом вы сократите время пребывания на встречке во время обгона.
  • Нелишним будет разузнать, что означают те или иные неформальные сигналы водителей. Впрочем, в большинстве случаев достаточно знать, что включенный левый поворотник на едущем впереди грузовике означает, что обгонять его нельзя, а правый — встречка свободна. Эти знания особенно пригодятся в пути во время непогоды, когда видимость ограничена. Кстати, о ней…

Едете по ночной дороге — выбирайте такую скорость, чтобы успеть затормозить, вплоть до полной остановки на расстоянии, которое высвечивают фары. Смысл в том, чтобы вам хватило тормозного пути, если заметите препятствие на дороге. Как определить безопасную скорость? Все просто.

Скорость реакции водителя на возникшую опасность: от 0,3 до 1,5 с, плюс время на перенос ноги с педали акселератора на тормоз — еще 0,5 с. Среднестатистический ближний свет галогенок высвечивает порядка 80 м дороги. Дальний — около 200 м. При скорости 90 км/ч автомобиль преодолевает 25 м в секунду. Таким образом, до начала торможения вы можете проехать 50 м, и оставшихся тридцати метров для полной остановки вам, скорее всего, не хватит. Так что разрешенный скоростной лимит совсем не подразумевает, что ехать с такой скоростью ночью безопасно. По крайней мере, с ближним светом фар.

Не все правила прописаны в ПДД — сознание этого приходит с опытом. Если хотя бы часть наших советов вы вовремя вспомните и примените за рулем, на дорогах станет еще чуточку безопаснее, культурнее и спокойнее.


Наш эксперт — руководитель центра контраварийной подготовки водителей Алексей Колонтай.

Тренируйтесь!


Новичку всегда тяжело. Когда он оказывается один среди сотен автомобилей без инструктора с его волшебными запасными педалями — это становится настоящим шоком. От начинающего автолюбителя требуется всё и сразу: держать под контролем дорогу, управлять машиной. Это очень сложно, особенно когда самые простые движения ещё не доведены до автоматизма и отнимают массу физических и моральных сил.

Неуверенный водитель — это просто комок нервов. А ведь, по статистике, достаточно всего 10 секунд напряжённого состояния, чтобы на 40% подскочила вероятность возникновения аварийной ситуации. После 35 секунд такая вероятность увеличивается вдвое!

Как лечить? Только практикой — и не на городских улицах, а на автодроме под чутким руководством тренера, но без запасных педалей!


Спешка не нужна

Часто причиной стресса у новичков становятся действия других водителей — их нервное гудение и мигание дальним светом фар. Неуверенный в себе автомобилист под чужим прессингом начинает метаться, пытаясь выполнить маневр, к которому не готов. Вероятный результат таких маневров — битая машина и огромный стресс. Поэтому просто выполняйте свою задачу так, как умеете, с той скоростью, которая приемлема для вас.


Известно, что безопаснее всего двигаться по дороге со скоростью потока. Но эта скорость часто бывает слишком высокой для начинающих. Без всяких угрызений совести вы можете занять среднюю полосу, где вас легко объедут те, кому надо ехать быстрее, и создать свой собственный поток. Поток, который едет с вашей скоростью. Будьте уверены: найдётся не один водитель, который к вам пристроится.

Неженское дело?

Считается, что женщинам научиться водить машину сложнее, чем мужчинам. На самом деле это вовсе не так. Представители обоих полов одинаково приспособлены к езде за рулём.

У дам, разумеется, есть свои особенности. Во‑первых, они более эмоциональны и склонны к самоедству. Поэтому надо приучать себя: никакого разбора полётов за рулём! Сделали ошибку — исправьте её и не думайте больше об этом.

Во‑вторых, женский способ мышления многоканальный, то есть одновременно дамы думают сразу о многих вещах. Например, как перестроиться в соседний ряд, где найти парковку, когда приедешь в пункт назначения, и что делать, если вдруг остановит инспектор ГИБДД. Часто эта особенность мешает быстро реагировать на различные ситуации на дороге. Мужчины в отличие от женщин разбираются с проблемами по мере их поступления.


Главное — спокойствие!

Ещё один бич начинающих водителей — заторы на дороге. Типичная ситуация. Машины стоят в утренней пробке на светофоре. Водитель опаздывает на работу, в красках представляет, что ему сейчас скажет начальник, злится всё сильнее. Поэтому, когда загорается вожделенный зелёный свет, автомобилист резко жмёт на газ и влетает во впереди стоящее авто. И ведь сам себя накрутил. Вместо того чтобы выехать заранее, рассчитать пути объезда или позвонить на работу и предупредить, что задерживается.

Поэтому, если чувствуете, что стресс захлёстывает вас, съезжайте на обочину, остановитесь и дайте выход адреналину — обхватите себя руками, напрягите все мышцы тела и сделайте пару резких выдохов. Если есть возможность, выйдите из авто, подышите, успокойтесь. Только после этого можно ехать дальше.

Личное мнение


Николай Валуев:

— Я давно вожу машину и предпочитаю ездить на ней, нежели передвигаться в общественном транспорте. Но если водить помногу и часто, наверное, это нанесёт определённый вред. Есть такое понятие: проблемы со здоровьем, связанные с малоподвижным образом жизни. Это касается и водителей, которые большую часть времени проводят в кабине.

Снижение концентрации внимания характерно для людей – бывает, делаешь что-то, выполняешь какую-то рабочую задачу и вдруг ловишь себя на мысли, что уже сосредоточен на чем-то другом, вместо написания текста листаешь интернет. И за рулем происходит то же самое. Особенно, если человек едет по привычному и знакомому маршруту – он начинает действовать буквально на автомате. И такое состояние крайне опасно, т.к. мешает сосредоточиться и приводит к ДТП. Поэтому стоит научиться возвращать концентрацию внимания на дороге, тем более что это не так и сложно.

Причины рассеянности

Причин, по которым человек может быть рассеянным за рулем, довольно много. Так, кроме привычного маршрута, когда мозг сам буквально отключается от отслеживания происходящего на дороге, это может быть плохое настроение водителя, например, вызванное внутренними неурядицами, недовольством собой, ссорами с близкими или на работе.

Кроме того, рассеивает внимание общение с водителем во время управления им транспортным средством. В этот момент мозг переключается на то, что слышит, обрабатывает эту информацию. Контроль над дорогой оказывается потерян. Естественно, что к этой категории отвлечения внимания на дороге можно отнести ругань с пассажирами, эмоциональные выкрики и высказывания в сторону других участников движения и т.д.

Стоит исключить во время движения использование мобильного телефона. Причем с разными целями – ни смс, ни соцсети, ни звонки. Все это очень сильно рассеивает внимание от дороги. Так, достаточно легко можно не разглядеть на дороге какие-то дефекты, которые приводят к аварии – выбоины в асфальте и т.д. Даже гарнитура hands free не спасает. Были даже проведены исследования, согласно которым езда с разговором по мобильному через беспроводную гарнитуру очень сильно напоминает езду пьяного водителя.

Вред вниманию наносит и прослушивание аудиозаписей, которые многие используют с целью экономии времени. Опять-таки мозг начинает включаться на переработку услышанного, а следить за увиденным ему сложно.

Отвлекать будут и еда с напитками за рулем, а также курение.

Как вернуть концентрацию

Способов, как вернуть концентрацию внимания, не так и мало. В первую очередь, в машину надо садиться спокойным, отбросив из головы все неприятности. Также не стоит ехать на машине, если человек очень устал – сонливость может стать плохим помощником для внимательности.

Дополнительно можно попробовать несложные тренинги, которые помогут восстановить способность к концентрации. Так, например, надо сесть напротив зеркала, выпрямив спину. Выберите на лице точку между бровями и смотрите на нее. При этом старайтесь не мигать и не напрягаться в мышцах. Если чувствуете, что появляются какие-то непрошенные мысли, отгоняйте их, как бы ни был велик соблазн отвлечься. Если же появляется желание помигать, почихать, почесаться, отдохните и расслабьтесь.

Когда освоите это упражнение, его можно усложнить. Если долго смотреть на одну точку на лице, изображение начнет расплываться. Поэтому следует закрыть глаза и попытаться воспроизвести в памяти разные ситуации на дороге, а также проработать свои действия в них. Тут надо подключить воображение, представить себя за рулем авто и начать моделировать те или иные варианты.

Также можете попробовать выделить несколько предметов в комнате и постарайтесь запомнить их признаки, переключая внимание. Затем надо закрыть глаза и постараться воспроизвести эти объекты с их признаками.

Также стоит обеспечить себе в машине максимальный комфорт, чтобы не приходилось ни на что отвлекаться – отрегулируйте сиденье, разместите руль и выставьте зеркала так, чтобы было все хорошо видно. В этом случае не придется отвлекаться на чувство дискомфорта в пути.

Старайтесь не отвлекаться на рекламные вывески по пути. Чтение их не приведет ни к чему хорошему – вы не сможете усвоить информацию, а на дороге упустите драгоценное время и можете въехать кому-нибудь в задний бампер.

Если предстоит длительный и однообразный путь, заранее постарайтесь разбить его на небольшие фрагменты с перерывами. Это позволит дольше созранять концентрацию на дороге.


Дальняя дорога – это не только романтика и приключения, но и опасности, связанные с усталостью водителя.

Вот что утверждает мировая статистика, собранная страховыми компаниями. 24,2% аварий со смертельным исходом совершают уснувшие за рулем водители. Еще в 17,4% случаях виновник ДТП допустил роковую ошибку, по причине усталости.

Как же быть? Читайте наши полезные советы, которые помогут сделать путешествие безопасным.


Соблюдайте режим

Перед поездкой хорошенько выспитесь. Выезжайте рано утром, когда дороги еще свободны. Каждые 4 часа делайте остановки по 30-40 минут. Выходите из машины и делайте разминку.

Проезжайте в сутки не более 900 км пути. В среднем это около 12 часов, с учетом остановок на отдых. Можно проехать и больше, но каждый следующий час внимательность будет снижаться, а вероятность ошибок — повышаться.


2. Тише едешь – дальше будешь

Высокая скорость — это не только увеличенный тормозной путь и сокращение времени на принятие решения.

Чем быстрее вы едете, тем большая концентрация внимания от вас требуется. А это значит, что вы быстрее устанете. Старайтесь не разгоняться выше 110 км/ч днем и выше 100 км/ч ночью.


Выбирая безопасную скорость, учитывайте не только освещенность и видимость, но и состояние дороги, интенсивность движения, осадки и даже загрузку своей машины

3. Проверьте технику

Если путешествие запланировано заранее, загляните в автосервис и сделайте диагностику. Проверьте исправность всех световых приборов. Это не только сэкономит время в пути, но и избавит от общения с бдительным инспектором ДПС.

Даже если вы не планируете ехать ночью, отрегулируйте фары и подумайте о качественных лампах головного света. Возможно, планы изменятся, а тусклые фары — это настоящий кошмар.

Недостаточная яркость света оказывает негативное воздействие на работу головного мозга, повышает сонливость и утомляемость. Не хотите постоянно напрягать глаза и всматриваться в бледное пятно перед капотом? Установите OSRAM Night Breaker Laser. Галогенные лампы этой линейки на 150% ярче стандартных, их свет белее на 20%, а лучи длиннее до 150 метров.


4. Не переедайте

Откажитесь от обильного приема пищи в дороге. Полный желудок вызывает сонливость. Лучше устраивать небольшие перекусы во время запланированных остановок. А плотно поесть можно в начале пути и перед остановкой на ночлег.

5. Больше общайтесь

Разговор – лучшее лекарство от сна. Хочется спать — общайтесь с пассажирами. Но работает это правило не больше часа. При сильной сонливости – останавливайтесь.

В одиночестве на какое-то время перебить сон поможет громкая энергичная музыка. Эффект можно усилить, подпевая любимым песням.

6. Продумайте все заранее

Даже если вы любите спонтанность и не привыкли планировать маршрут заранее, постарайтесь продумать хотя бы места ночевки. Составьте список вещей, которые вам пригодятся в пути. Некоторые полезные предметы, например, дорожный чайник, также помогут вам бороться с усталостью. Подробнее об аксессуарах для путешествия читайте здесь

7. Удобная одежда и обувь

Важно, чтобы вам было комфортно в пути, тогда вы сможете провести больше времени за рулем без признаков усталости. Откажитесь от громоздких сапогов, высоких каблуков. Идеальный вариант – спортивная обувь.

Кстати, чтобы прогнать сон, можно попробовать разуться и снять носки. Контакт ступней с поверхностью педалей поможет немного взбодриться.


Если сильно хочется спать, то нужно спать. Полностью перебороть себя получится лишь на какое-то время…

Как понять, что дальше ехать нельзя?

Переход в сон обычно происходит очень незаметно. Мозг просто отключает сознание, подменяя реальность сном, в котором вы видите ту же самую дорогу. Вы просто едете с закрытыми глазами, не замечая подмены.

Если обнаружите у себя хотя бы один из признаков, перечисленных ниже, немедленно останавливайтесь, вы вот-вот провалитесь в сон.

➤ Часто зеваете, движения и реакции становятся медленные, заторможенные
➤ Ночью несколько раз подряд забываете вовремя переключиться на ближний свет при приближении встречного автомобиля
➤ Зрение фокусируется вдаль, на участок дороги ближе к горизонту
➤ Медленно реагируете на вопросы пассажиров

Если выспаться нет никакой возможности, остановитесь и посидите с закрытыми глазами 20-30 минут.

Временно прогнать сон поможет свежий воздух или прохладная вода: прогуляйтесь, сделайте зарядку, умойте лицо.

Друзья, а как вы боретесь с сонливостью за рулем? Пишите свои лайфхаки в комментариях 👇

Читайте также: