Трудно ли быть родителями право

Обновлено: 02.07.2024

За последние 10 лет количество разводов в России выросло в 1,5 раза. У молодоженов отсутствуют элементарные знания о создании семьи, а этому следует учить ещё со школьной скамьи. О решении этой проблемы поведала Надежда Николаевна Белик, руководитель научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи, заслуженный работник культуры РФ, Почетный гражданин Нижегородской области.

Во все времена среди самых высоких положений, которые может занимать человек, – это статус родителя. И среди всех самых незаменимых профессий на Земле главная профессия – Родитель. Не только потому, что это единственная профессия, которая сама себя воспроизводит, но и потому, что именно она определяет траектории рождения всех прочих профессий.

Роль родительства во всём мире человеческом неоценима, уникальна своей главной миссией – воспроизводства Мира и продолжения жизни на Земле. Мы все – чьи-то дети. И наши дети – будущие родители.

По некоторым оценкам, сейчас в России распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий. Рост огромный – в полтора раза! Ведь это разбитые надежды на счастье, несчастные дети, страдающие безвинно. За первые четыре года совместной жизни происходит около 40% разводов, а за девять – около 2/3 их общего числа.

Были проведены исследования, которые показали, что главная причина разводов – психологическая и практическая неподготовленность супругов к семейной жизни (42% разводов). Эта неподготовленность проявляется в грубости супругов, взаимных оскорблениях и унижениях, невнимательном отношении друг к другу, нежелании помогать в домашних делах и воспитании детей, неумении уступать друг другу, в отсутствии общих духовных интересов. Каждый четвертый ребёнок рожден вне брака.

Естественным результатом утверждения подобных установок стало общее разочарование в традициях брака и семьи. Видя явный провал в семье своих родителей, молодежь сама не уверена в собственном успехе на семейном поприще. Более того, оспаривается сама необходимость создания семьи. Мол, мы и так друг друга любим.

Государство, встревоженное состоянием воспитания и понимая важнейшую роль семьи в формировании ценностно-целевой основы будущих поколений, все последние годы принимает важнейшие глобальные меры по укреплению и развитию семьи как приоритетного стратегического направления и главного социального института.

И пока каждый из нас (ибо все мы прежде всего родители) не осознает свою собственную роль в решении главной проблемы – непрерывного родительского образования, которое предполагает самовоспитание и саморазвитие родителей изначально.

Осознанная ответственность за рождение ребёнка (новой жизни), когда родители начинают управлять развитием этого уникального процесса, происходящего девять месяцев в материнском лоне, в первом глотке грудного молока, с которым мать передает свои силы гены, нежность, любовь.

Осознанность в понимании смысла жизни ради ребёнка, а значит, в самокорректировании всего семейного уклада, формировании родительской позиции, образа семьи и семейных ценностей.

И в первую очередь, понимание сформированности предметных и межпредметных компетенций и положительных установок на развитие качественной нравственной гуманистической личностно доброжелательной атмосферы в семье.

Почему нужно учиться осознанию своего родительского долга и поэтому непрерывно учиться?

Во-вторых, потому что семья есть первый социальный государственный институт. Именно родители учат ребёнка видеть мир, понимать его и уже жить в нём с первых шагов. Первые законы всех государств и народов – о брачно-семейных отношениях.

Любая семья – это всегда система, нечто целое, единый организм, живущий по своим законам. Система отличается от простой совокупности элементов тем, что в ней нельзя изменить ничего относительно одного элемента, не затронув при этом и всех остальных.

Выходит, семья – это школа жизни ребёнка. И родители обязаны знать самые передовые методики и технологии физического, духовного, интеллектуального и нравственного развития. Семья учит ребёнка своим примером расти гражданином своей страны.

В-третьих, потому что семья – это родословная история Мира, это родословная история Отечества, это духовное родство поколений, каждое из которых привносит в будущее свои ценности.

Именно семейная родословная открывает ребёнку его кровные связи и понимание ценности семьи, человеколюбия, чести, истины, воли, веры, справедливости, культуры, дружбы, надежности.

В-четвертых, потому что семья – это школа любви. Только в благополучной семье человек становится человеком высоких ценностей, чести, настоящей любви, глубокого сердца, и, как следствие, толерантным и патриотичным гражданином.

В своей семье человек с самого рождения развивает способность любить, начиная с любви ребёнка, затем любви к братьям и сестрам, затем постигая супружескую любовь и, в конце концов, любя собственных детей. Не побывав в роли ребёнка, человеку, например, будет очень трудно быть родителем. А не видя любовь папы и мамы, он будет испытывать трудности при создании собственной семьи.

Чему учится ребёнок в отношениях с родителями? Самое главное – нормам нравственного поведения, ценностям. Обычно ребёнок повторяет успешный опыт родителей в своей личной жизни. Отношения между родителями – это своеобразный учебник любви.

Любя братьев и сестер в своей семье, ребёнок учится дружить и, что ещё важнее, строить гармоничные отношения с противоположным полом. Это своеобразная подготовка к браку. Известно, если мальчик воспитывался в благополучной семье, ещё лучше – вместе с сестрой, близкой по возрасту – чуть моложе или чуть старше, то практически наверняка в браке он будет счастлив. У таких мужчин доля разводов составляет всего лишь 20%.

Став родителем, человек постигает всю глубину родительской любви. Не став родителем, человек не может считать себя полностью реализованным, несмотря на все свои творческие достижения.

Родительская любовь имеет огромное значение для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Одно ясно – если мы не наполняем ребёнка любовью, то откуда он возьмет эту энергию, чтобы любить других?

В-пятых, потому что семья – это кладезь мудрости, ведь именно в семье ребёнок учится поступать на примере поступков взрослых людей, бабушек, дедушек, дядей, тетей, старших сестер и братьев, а также на примере семейных традиций, реликвий, судеб.

Тысячи прочитанных мною детских творческих работ – сильный жизненный урок. Этот поток благодарных социальных оценок открывает нам дверь в мир ребячьих мыслей, открытий, неповторимой детской мечты, их стремлений сделать нас лучше. Именно в семье ребёнок усваивает практические истины и формирует комплекс ценностей.

В-шестых, потому что семья – оазис физического и нравственного здоровья. Только семья может уберечь ребёнка от грубости, жестокости, унижения, грязной речи, всего того, что разрушает психическое и душевное здоровье ребёнка. Только семья своевременно сохранит от болезни и будет до конца биться за вылечивание физических и духовных ран.

И наконец, потому что семья – это школа супружества, сотворчества, коммуникативных межличностных и поливозрастных уроков.

Вот почему, понимая значение осознанного родительства и ответственности семьи за воспитание подрастающего поколения, утвержденная департаментом образования г. Нижний Новгород городская Концепция семейной политики соединила, обобщила, аккумулировала результаты исследования ученых и многолетнего опыта образовательных учреждений, направлена на дальнейшее повышение качества работы по формированию у учащихся осознанного ответственного отношения к своему будущему родительству.

Отмечая положительный опыт, выявленный в ходе городского смотра, анализируя состояние важнейшего участка работы образовательных учреждений, каким является формирование у обучающихся ответственного осознанного отношения к будущей семейной жизни и родительству, следует обратить внимание на нерешенные проблемы:

  1. Лишь в 25% МОУ разработаны программы по подготовке обучающихся к будущей семейной жизни или разработаны разделы в общешкольной программе развития семейного воспитания.
  2. Во многих школах эта работа ведется бессистемно. Отсутствие обязательной учебной дисциплины не актуализирует ценность данного направления, вынуждает педагогические коллективы к самостоятельному поиску форм работы по этому направлению, на что времени не хватает, а значит, нет системы формирования у учащихся (особенно у девочек) ответственности за цельность здоровья, особенно репродуктивного. Во многих МОУ не изучается лучший опыт работы, не накапливается методический, учебно-наглядный материал для проведения занятий.
  3. В профессиональной подготовке педагогов и родителей, в работе с обучающимися слабо используются научно-методические рекомендации, разработанные и апробированные учеными и практиками Нижнего Новгорода, рекомендованные научным советом НИРО, департаментом образования, научно-практической лабораторией по проблемам воспитания и семьи, а также другие продуктивные традиционные и инновационные технологии, используемые в ряде образовательных учреждений.
  4. Недостаточно используются возможности базисных обучающих предметов (биологии, литературы, ОБЖ), а также школьных библиотек и медиацентров для формирования этической культуры и моделирования образов будущего отцовства и материнства.
  5. Не уделяется должного внимания работе с семьями, их участию в городских проектах и акциях, о чём свидетельствует уменьшающееся с каждым годом количество детей, участвующих в конкурсах творческих работ (с 40% в 2010 году до 20% в 2017 году).
  6. Школьные и классные советы родителей, советы отцов могли бы более активно быть вовлечены в сотрудничество со школой по данным направлениям.

Наши ближайшие перспективы – объединение всех необходимых усилий в дальнейшем совершенствовании семейного воспитания, повышения статуса отцовства и материнства, в формировании высокоинтеллектуального, нравственно зрелого, физически и духовно здорового, целеустремленного молодого поколения, способного создать в будущем счастливые семьи, ответственно исполняющего миссию родительства.

Сегодня во время индивидуальной сессии одна мама расплакалась, говоря о своей усталости и замотанности. И в этом плаче было столько отчаяния и боли, столько долго сдерживаемых тяжелых эмоций и чувств! Эти переживания и наш дальнейший разговор навели меня на важные осознания, которыми я делюсь с вами сегодня.


Как вы знаете, мой проект создан для того, чтобы помочь взрослым жить в любви и мире с детьми. Для того чтобы и тем и другим жилось интереснее, осмысленнее, счастливее и в чем-то легче. О воспитании написано много книг, и сейчас просто море информации о грамотном родительстве. И также как у всего на свете, у этой ситуации есть две стороны. Одна безусловно положительная — мы начинаем узнавать и понимать, как что-то делать правильно. И это необходимо и здорово! А вторая-это некий побочный эффект. В чем же он состоит? У всех нас есть прошлое, наши привычки, наши сформированные и закрепленные убеждения, эмоциональные реакции и состояния, которые возникают в нас автоматически. И это все не пускает, не дает нам общаться с ребенком правильно, несмотря на все наши полезные знания.


Где же и в чем выход из этого кажущегося противоречия? Об этом и поговорим.

Я пишу эту статью в поддержку родителей, которые выбились из сил и потеряли веру в себя. Быть родителем – это правда трудно. Как я недавно прочитала в одной из социальных сетей, самым раздражающим на свете звуком признан детский плач и капризы. Да и любая из нас, мам, может подтвердить, как нелегко это выдерживать.

В этом же сериале был интересный диалог бабушки с взрослой уже внучкой:

Внучка: Я думала, ты будешь осуждать меня.

Бабушка: Зачем мне тебя осуждать? Я не твоя гувернантка, мне не нужно от тебя послушание. Я тебя просто люблю.

Далеко не в каждой семье сейчас есть няни и гувернантки. Мы часто проводим много времени со своими детьми, живем рядом с ними постоянно. И тогда неизбежно возникает конфликт потребностей. Мы хотим отдохнуть или сделать какие-то дела, а ребенок хочет играть с нами. Или мы хотим побыть с мужем вдвоем, а ребенок никак не засыпает. И подобных ситуаций в каждой семье много каждый день!


И поэтому нам важно уметь не только любить ребенка, но и уметь договариваться с ним, убеждать его в чем-то, отстаивать свои границы и удовлетворять свои собственные потребности (а не только потребности детей). И это действительно не просто.

Как говорит Джоан Халифакс, нам необходим мягкий живот и крепкий хребет. Одновременно! Это значит, в трудные минуты смочь от души прижать близкого человека к своему мягкому животу, оказывая ему поддержку и разделяя с ним его переживания. А еще, это значит уметь показать свою твердость и несгибаемость, когда речь идет о нарушении семейных табу, переходе наших границ, игнорировании наших потребностей и т.д. Понимаете, как по-разному мы должны уметь ощущать и проявлять себя? Это не просто, и этому точно стоит учиться.


Я выбрала для себя способ, которым хочу поделиться с вами. Лучше чем этим стихотворением его не описать:

Что бы в жизни ни ждало вас, дети,
В жизни много есть горя и зла,
Есть соблазна коварные сети,
И раскаянья жгучего мгла,

Есть тоска невозможных желаний,
Беспросветный нерадостный труд,
И расплата годами страданий
За десяток счастливых минут. —

Все же вы не слабейте душою,
Как придет испытаний пора —
Человечество живо одною
Круговою порукой добра!

Где бы сердце вам жить ни велело,
В шумном свете иль сельской тиши,
Расточайте без счета и смело
Вы сокровища вашей души!

Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой,
Человечество все же богато
Лишь порукой добра круговой!

Это любимое стихотворение Марины Цветаевой, написанное безвестной монашенкой Новодевичьего монастыря.

И только каждому из нас решать, быть ли участником этой всемирной эстафеты добра, сострадания и взаимопомощи без ожидания возврата…


Когда мы просто принимаем это как закон мироздания, перестаем бороться, что-то требовать для себя, родительство начинает восприниматься как постоянный внутренний рост и развитие, и тогда оно душевно исцеляет нас…

Дорогие мои, на этой прекрасной ноте сегодня я с вами прощаюсь. В следующей статье я расскажу вам одну историю, на примере которой становятся понятны способы наращивания крепкого хребта и расслабления мягкого живота:).



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

  • Родители, с которыми я хочу, но не могу общаться.

Сюда попадают родители, с которыми сложно установить контакт, потому что они его избегают. Некоторые из них считают, что воспитание ребенка — обязанность школы, другие уже столкнулись с трудностями в детском поведении и не знают, как его скорректировать, но при этом интереса пробовать у них уже нет.

  • Родители, с которыми я могу, но не хочу общаться.

Как правило, это сверхтревожные родители, которые каждую минуту хотят знать, как дела у ребенка, как он учится и не снизились ли у него в середине шестого класса шансы на поступление в университет. Чем престижнее школа и выше ее уровень — тем чаще встречаются такие родители.

  • Родители, с которыми я не хочу и не могу общаться.

Это конфликтные родители — те, кто сразу начинает предъявлять требования, травить учителя в соцсетях и мессенджерах, общаться, не сдерживая эмоций.

Пробовать разные каналы связи

Для оперативности учитель и классный руководитель начинает общение сразу со всеми родителями, например, в чатах. Это помогает, если нужно предупредить о родительском собрании, переходе на дистанционное обучение, необычном домашнем задании. Но если родители не откликаются, стоит писать каждому. А если не отвечают в мессенджерах, искать другие каналы связи. Например, с одним очень взрослым опекуном моего ученика мы встречаемся лично — другие способы ему не нравятся.

Изучать родителей

Сложнее всего новичкам — все родители не знакомы, их желания и привычки неизвестны. Поэтому полезно использовать диагностические анкеты, чтобы получить хоть малую долю информации — например, спрашивать о том, как родители оценивают детей, их успеваемость, считают ли, что у них есть проблемы в школе.

Большая часть информации откроется учителю постепенно. Например, я знаю, что с некоторыми родителями получается общаться только в первом полугодии — дальше у них начинаются авралы на работе и не остается времени и сил на школьные дела, на просьбы они реагируют нервно.

Постарайтесь общаться, учитывая потребности семей: они не будут вовлечены, если их не заинтересовать. Если родителям без разницы, как учится их школьник, они не будут помогать с домашними заданиями. Но могут помочь с режимом дня, если хотят, чтобы ребенок был здоровым или, например, дисциплинированным.

Подключать администрацию

Это особенно помогает в общении с конфликтными или тревожными родителями. Если родитель угрожает учителю, то, скорее всего, это не сработает с директором — ну или, по крайней мере, руководитель школы сам столкнется с агрессией и сможет ее правильно оценить.

Директор чаще всего встает на сторону педагога, но если происходит наоборот, то не нужно сгоряча обвинять администрацию в предательстве. Если это единичный случай, то, возможно, в администрации и правда считают, что в проблеме виноваты мы. Тогда стоит поговорить с директором без родителей и разобраться, как он видит проблему и как предлагает ее решить.

Искать сообщников

Социальный педагог, психолог, заместитель по воспитательной работе — эти специалисты помогут в работе с родителями, если учитель не справляется. Социальные педагоги лучше объяснят, почему дети убегают из дома, психолог может провести с родителями консультацию и разобраться с их уровнем стресса.

Готовиться к встречам

И методически, и морально. Если предстоит общаться с враждебно настроенными родителями, то стоит самому сходить к психологу и рассказать о своих страхах и боли. Проконсультировать может и школьный психолог, и специалисты из муниципальных центров.

В любом случае необходимо быть в ресурсе перед сложными встречами — иначе велик риск навредить себе и усложнить проблему, которую вы пытаетесь решить. Если родители не сдержат эмоции и будут материться, а вы сорветесь и ответите им тем же, это только приведет к еще большим трудностям.

Если говорить о том, что можно сделать сейчас, — это родительские клубы. Иногда они решают конкретную проблему — например, проблему травли. В одной из школ Краснокамска (Пермский край) родители и учителя столкнулись с травлей в параллели седьмых классов. Они совместно разработали стратегию работы, решили проблему, но свою команду не свернули, а организовали родительский клуб, который теперь действует на постоянной основе. В микрорайонах с большим количеством мусульман в школах есть клубы для мам-мусульманок.

Проблема в том, что такие клубы часто встречаются в обычных школах, а не в гимназиях. Там учителя, администрация и родители гонятся за компетенциями и успехами, а об отношениях и воспитательной работе думают меньше.

Скорее всего, прямо сейчас ничего страшного не произойдет, но проблема может усилиться через несколько лет. Скажем, сейчас родители устали и не хотят помогать слабо мотивированному восьмикласснику, а через год он не сможет сдать ОГЭ.

Поэтому пробуйте разные приемы, обращайтесь за помощью к специалистам в школе и ресурсных центрах и подключайте администрацию. Убеждайте их, что проблема не исчезнет сама — сейчас она может казаться не такой важной, особенно на фоне пандемии, но завтра ее уже будет сложно решить своими силами.

Чем ближе и родней человек, тем больней он может сделать. Это жизненный факт. Ещё один факт, что сложные отношения между взрослыми детьми и их родителями способны сильно отравить жизнь окружающим на километр в округе.


— Мама попросту не хочет меня понимать! Как ей объяснить, что я уже выросла и способна сама о себе позаботиться? Мне кажется, она до сих пор видит во мне глупую восьмилетку!

— У меня у самой ребёнок во втором классе, а мама меня по 17 раз на дню отчитывает, как школьницу. Вчера она посмотрела очередное шоу про воспитание детей и давай поучать меня, да ещё при дочери. Я не так воспитываю, не то требую и вообще, что я о жизни знаю.

— Это в мои-то 34 года! Да это все границы переходит! И как тут сдержаться? Как не послать её далеко и надолго?! Пришлось просто зубы сцепить, чтобы не нахамить ей.

Так сердиться на родителей в подростковом возрасте нормально и даже где-то естественно. Хотя период самых непримиримых боёв с родителями приходится почему-то на более зрелый (во всяком случае, по паспорту) возраст.


Что вы делаете, если что-то причиняет неудобство или вызывает не те эмоции? Неудобно в квартире — передвигаете мебель. И в голову не придёт спрашивать на это её согласия :). Неприятен ведущий телепередачи — переключаете канал, не советуясь с телевизором. Попалась скучная книга — да в топку её. Ну, не станет же она плакать от этого и требовать внимания! Так относятся к объектам.

Кстати сказать, это признак инфантильного человека, который психологически едва ли преодолел уровень подростка. Ему свойственно отношение к миру и к окружающим, как к объектам манипуляций.


Родителей трудно воспринимать как отдельных субъектов. И это понятно. Они рядом с рождения. Кормили, одевали, обхаживали, вытирали нос, терпели подростковые истерики и прочее.

После столь насыщенного совместного житья ребёнок (даже если ему стукнуло 34) воспринимает маму как объект, то есть как антураж к собственной жизни. И ведёт себя так же. Пытается встроить родителей в своё понимание мира и сделать удобными.


Вот и получается непонимание, неприятие и огромный список претензий с обеих сторон.

Что мы имеем в итоге? С одной стороны, родители пытаются манипулировать взрослыми детьми. С другой, взрослые дети ожидают от родителей чётко определенного поведения. (Уважения, признания, похвалы, установки на пьедестал :). У каждого свои запросы :)).

Мы не привыкли воспринимать родителей в качестве самостоятельных личностей. А они, в свою очередь, не хотят согласиться с тем, что мы уже выросли и способны сами строить свою жизнь. Налицо — замкнутый круг. Отсюда и многочисленные взаимные претензии.

Как построить отношения без жалоб и претензий?

Где выход? И есть ли он вообще? Родителей в их возрасте не переделать. Что же остаётся?

Большинство животных просто прогоняют своих детёнышей, когда считают, что они окончательно выросли и готовы к самостоятельной жизни. К счастью (а может, и к сожалению), в отношениях людей не всё так просто. Представители старшего поколения не могут отпустить, а младшего – отлипнуть. Более того, в нашей стране родители считают себя обязанными помогать детям морально и материально до самой пенсии. Заметьте, не своей.

Представьте, что вы въехали в коммунальную квартиру. Разве соседи обязаны быть такими, как вам хочется? Кто-то из них курит на общей кухне и регулярно забывает поднять стульчак в туалете. Другой громко ругается матом и слушает рок. Третьи часто заходят без приглашения, без зазрения совести уничтожая все ваши запасы сладостей.


Конечно нет, ведь это взрослые люди с правом на личную жизнь и личное (отличное от вашего) мнение! И ничего вам не должны.

А если взглянуть на своих родителей под таким же углом? У них тоже есть право иметь собственные взгляды на жизнь. Даже самые близкие не обязаны вести себя так, как вам хочется. Как и вы, родители имеют право на своё мнение.

Хотите, чтобы и они воспринимали вас как взрослых? Начните относиться к ним как равным:

Казалось бы, это очевидно. Мама и папа – не какие-то высшие существа, наделённые вселенской мудростью. И не ваш пожизненный саппорт, предназначение которого обеспечивать ваш комфорт или подпитывать самооценку. Это такие же люди из плоти и крови. Они точно так же радуются мелочам, расстраиваются из-за повышения цен на бензин и коммуналку, совершают ошибки и (о боже!) занимаются сексом.

Поймите главное: они дали вам возможность стать тем, кем вы являетесь сегодня. Не требуйте ничего больше.

А вы взамен получите право быть собой. Не подстраиваться под их ожидания, не следовать советам и жить, как ВЫ считаете правильным.

Читайте также: