Требования кто имеет право

Обновлено: 04.07.2024

Вопрос: Должны ли владелец и специализированная организация назначать лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта, в том числе, когда специализированная организация по договору с владельцем объекта выполняет все работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту объектов?

Вопрос: Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, предусмотрено внесение сведений об экспертных организациях, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование объектов (кроме лифтов), в реестр. Каков порядок внесения сведений в указанный реестр?

Ответ: Сведения в целях внесения в реестр экспертных организаций, выполняющих работы по техническому освидетельствованию и обследованию объектов (кроме лифтов) подаются в центральный аппарат Ростехнадзора в заявительном порядке (форма заявления произвольная) с указанием сведений и приложением документов, в соответствии с пунктом 6 Порядка ведения реестра экспертных организаций, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.10.2017 № 425.

Ответ: Согласно пункту 3 Постановления все лифты, на которые распространяется действие Правил, введенные в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил (в том числе ранее снятые с регистрации) и находящиеся в настоящее время в эксплуатации, подлежат постановке на учет в срок, не превышающий 4 месяцев со дня вступления в силу указанных Правил.

Вопрос: Какие требования предъявляются к квалифицированному персоналу по обслуживанию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров, эскалаторов?

Вопрос: Какие лица должны быть назначены организацией, обслуживающей лифты, для их безопасной эксплуатации и каким документом?

- лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифтов;

- лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта лифта;

- электромеханика по лифтам;

- лифтера и диспетчера по контролю за работой лифтов.

В распорядительном акте указываются сведения о местонахождении каждого закрепленного за работником объекта с указанием заводских и учетных номеров.

Вопрос: Обязательно ли применять работодателям наименования квалификаций, содержащихся в профессиональных стандартах работников, занятых в лифтовой отрасли?

Ответ: Наименования квалификаций предназначены для целей присвоения и проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, и не определяют наименования должностей работников.

В соответствии с частью 1 статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Вопрос: Может ли владелец самостоятельно эксплуатировать лифт, подъемную платформу для инвалидов, пассажирский конвейер без привлечения специализированной организации?

Ответ: Согласно пунктам 16 и 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, работы по эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера могут выполняться владельцем самостоятельно при условии его соответствия требованиям Правил к специализированной организации.

Вопрос: Подскажите, какие профессиональные стандарты существуют на текущий момент и могут быть использованы для оценки квалификаций персонала, осуществляющего выполнение работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта?

Вопрос: Наша организация является муниципальным унитарным предприятием. Каков порядок применения профессиональных стандартов предприятиями, находящимися в муниципальной собственности?

- определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;

- определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;

- проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке, то есть в соответствии со статьей 196 Кодекса.

Согласно статье 196 Кодекса работодатель самостоятельно определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд в пределах средств, предусмотренных на подготовку и повышение квалификации работников.

В Постановлении установлен срок реализации мероприятий планов организациями с государственным участием не позднее 1 января 2020 года.

Вопрос: Где можно пройти оценку квалификации работников, участвующих в процессах монтажа, эксплуатации, в том числе обслуживания и ремонта (лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов)?

Вопрос: Чем определяются требования, предъявляемые к опыту работников, участвующих в процессах эксплуатации лифтов?

Ответ: Согласно определению квалифицированного персонала, содержащемуся в Правилах организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, такие работники должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным соответствующими профессиональными стандартами. Профессиональными стандартами определяются в том числе требования к образованию и обучению, опыту практической работы работника, а также особые условия допуска к работе.

Вопрос: Просим Вас разъяснить требования к форме документа, подтверждающего наличие у работника квалификации соответствующей профессиональному стандарту и как проверить его наличие у вновь принятого работника?

Ответ: Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, установлено требование об обязательном соответствии квалификации работников профессиональным стандартам, устанавливающим квалификационные характеристики для осуществления трудовой функции, необходимой работникам для выполнения работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, а также ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов за исключением эскалаторов в метрополитене.

Наличие у работников, осуществляющих выполнение трудовых функций, необходимых для выполнения работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, а также ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объектов, а также подлинности документов о квалификации, можно проверить через Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций.

Проверку документов о квалификации, наличия и соответствия сведений о квалификации содержащихся в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификаций возможно проводить при помощи считывания QR-кода, являющегося неотъемлемой частью свидетельства о квалификации.

Вопрос: Назначенный срок службы установленного в административном здании лифта, введенного в эксплуатацию в 1990 году, истек в 2015 году. В какой срок необходимо привести лифт в соответствие с требованиями технического регламента ТР ТС 011/2011 для его дальнейшего безопасного использования?

Согласно пункту 5.5 технического регламента ТР ТС 011/2011 лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу указанного технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями технического регламента ТР ТС 011/2011 в срок, не превышающий 12 лет с даты вступления технического регламента ТР ТС 011/2011 в силу, т.е. до 15 февраля 2025 года.

Вопрос: Какой документ позволяет продлевать срок эксплуатации лифта и какие организации выдают такой документ?

Ответ: Условия и возможный срок продления использования лифта определяются на основании оценки соответствия лифта обязательным требованиям техническому регламенту ТР ТС 011/2011. Согласно пунктам 4, 5 статьи 6 технического регламента ТР ТС 011/2011 оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования (выдается акт технического освидетельствования), а отработавшего назначенный срок службы - в форме обследования (заключение по результатам обследования). Такие работы проводит организация, аккредитованная (уполномоченная) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.

Вопрос: У нас очень часто меняются управляющие компании, обслуживающие наш дом, в котором используется лифт. В лифте не производится уборка, площадки перед дверями шахты не освещены, двери лифта разбиты и т.п. Как можно узнать, какая управляющая компания обслуживает наш дом в настоящее время?

Вопрос: Управляющая компания, обслуживавшая дом ранее, не передала в составе документации паспорта лифтов и руководства по эксплуатации. Может ли специализированная организация обслуживать лифты без предоставления со стороны УК указанных документов?

Таким образом, на стадии эксплуатации паспорт и руководство по эксплуатации лифта должны храниться у владельца лифта, либо в обслуживающей организации (при наличии таких договорных обязательств). В случае отсутствия указанных документов, владелец лифта обязан прекратить его эксплуатацию до получения (приобретения) документации.

Вопрос: После установки новой лебедки на лифте шум от её работы слышен в квартире, на мои жалобы управляющая компания не реагирует, какими нормами установлены требования к шуму от лифта, и кто имеет право проводить соответствующие измерения?

Указанные измерения могут проводиться представителями управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Вопрос: Какими документами следует руководствоваться при эксплуатации лифтов?

В части использования и содержания лифтов в период назначенного срока службы следует руководствоваться Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением правительства от 24.06.2017 № 743.

Вопрос: Каким образом осуществляется в настоящее время регистрация лифтов в Ростехнадзоре и каков порядок получения разрешения на ввод в эксплуатацию лифта после монтажа?

Правилами установлен порядок ввода лифтов в эксплуатацию с участием органа государственного контроля после их замены, установки во введенном в эксплуатацию здании или сооружении, а также после модернизации. Ввод остальных лифтов в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктами 6-9 Правил в целях оформления решения о вводе лифта в эксплуатацию после его монтажа в связи с заменой или модернизации владелец лифта направляет в уполномоченный орган уведомление о вводе лифта в эксплуатацию. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с момента подачи уведомления и при отсутствии нарушений в поданном уведомлении проводит контрольный осмотр лифта. При положительных результатах контрольного осмотра уполномоченный орган принимает решение о вводе лифта в эксплуатацию. Решение о вводе лифта в эксплуатацию оформляется в течение 5 рабочих дней со дня проведения контрольного осмотра лифта актом ввода лифта в эксплуатацию в 2 экземплярах с передачей одного экземпляра владельцу лифта (его уполномоченному представителю).


Акционерные общества обязаны обеспечить акционерам доступ по их требованию к информации и документам. К ним относятся, в частности (п. 1 ст. 91 Закона об АО):

  • устав, внесенные в него изменения и дополнения;
  • документ, подтверждающий госрегистрацию общества;
  • утвержденные общим собранием акционеров внутренние документы общества, регулирующие деятельность его органов;
  • положение о филиале или представительстве;
  • годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней;
  • отчеты оценщиков в случаях выкупа акций обществом по требованию акционера;
  • протоколы общих собраний;
  • списки аффилированных лиц общества;
  • заключения ревизионной комиссии;
  • уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки заключивших их лиц;
  • судебные решения и постановления по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам.

К некоторой информации и документам общество обязано обеспечить доступ только акционерам, обладающим определенным пакетом акций (п. п. 2 — 3, 5 — 6 ст. 91 Закона об АО):

  • по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем 1% голосующих акций:
  • к информации и документам, касающимся крупных сделок и (или) сделок с заинтересованностью;
  • протоколам заседаний совета директоров (наблюдательного совета);
  • отчетам оценщиков об оценке имущества по крупным сделкам и (или) сделкам с заинтересованностью;
  • иным документам, которые общество обязано хранить по ст. 89 Закона об АО (если иное не предусмотрено уставом или акционерным соглашением, сторонами которого являются все акционеры, — только для непубличных обществ).

Если названные документы и информацию запрашивает акционер (акционеры), который обладает менее чем 25% голосующих акций, то в требовании должна быть указана деловая цель (п. 4 ст. 91 Закона об АО);

  • по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем 25% голосующих акций (если уставом не предусмотрено меньшее количество):
  • к протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа;
  • документам бухучета.

Существуют определенные особенности предоставления информации обществами, созданными в результате реорганизации. В частности, акционер имеет право на предоставление ему информации о юрлицах, правопреемником которых стало общество в результате реорганизации. Например, акционер АО, созданного путем преобразования ООО, вправе требовать предоставления ему протоколов общих собраний участников этого общества (п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144).

1.1. Кто имеет право доступа к документам, помимо самих акционеров

Помимо самих акционеров право доступа к документам АО имеют (п. 10 ст. 91 Закона об АО, п. п. 2, 9 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У):

Обратите внимание: если в устав непубличного акционерного общества по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами, включены положения, предусматривающие условия и (или) порядок предоставления акционерам доступа к документам общества, в том числе сроки и минимальное количество акций, необходимое для получения всех или определенной категории документов общества, отличные от установленных ст. 91 Закона об АО, Указанием Банка России от 28.06.2019 N 5182-У, то применяются положения устава (п. 13 ст. 91 Закона об АО, п. 1 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

  1. Как должно быть оформлено требование акционера

Требование должно содержать следующую информацию (п. п. 4, 5, 5.1, 5.2, 5.3, 6, 8 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У):

1) сведения о лице, направляющем требование (например, Ф.И.О., ОГРН), в том числе его почтовый адрес и (или) адрес электронной почты;

2) конкретизированный по видам и периоду создания перечень запрашиваемых документов;

3) деловую цель, с которой запрашиваются документы (в случае, описанном в разд. 1 настоящего материала);

4) форму предоставления доступа к документам.

Если в качестве формы предоставления выбрано получение копий документов, следует указать:

— конкретный способ (способы) их получения (например, лично в руки в помещении исполнительного органа);

— информация о количестве экземпляров копий (на бумажном носителе);

— указание на необходимость заверить копии запрашиваемых документов на бумажном носителе.

Если в качестве формы предоставления документов выбрано ознакомление с ними, нужно указать на возможность самостоятельно копировать документы (при условии, что правомочное лицо намерено осуществлять такое копирование). Также нужно указать о намерении правомочного лица подписать договор о нераспространении информации (соглашение о конфиденциальности) в день ознакомления с документами общества;

5) дату подписания требования и подпись правомочного лица.

Если информацию запрашивает не сам акционер, то к требованию должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия подписавшего его лица, например удостоверенная должным образом копия доверенности. Доверенность должна соответствовать требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 57 Закона об АО.

Если требование подписано правомочным лицом, права на акции которого учитываются номинальным держателем, осуществляющим учет прав правомочного лица на акции общества, то к требованию должна быть приложена выписка по счету депо, которая подтверждает количество принадлежащих данному лицу акций на дату не ранее семи рабочих дней до даты направления требования (п. 9 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

  • одинаковы по существу требования;
  • включают сведения о том, что права правомочных лиц на акции учитываются на лицевом счете в реестре акционеров и номинальными держателями, осуществляющими учет прав правомочного лица на акции общества (учитываются несколькими номинальными держателями), а также международный код идентификации всех указанных номинальных держателей, осуществляющих учет прав на акции, принадлежащие правомочным лицам;
  • содержат одну дату, на которую указывается количество принадлежащих правомочным лицам акций общества.

Требование может быть предъявлено следующими способами (п. 11 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У):

  • направлено через номинального держателя, осуществляющего учет прав правомочного лица на акции общества;
  • направлено через почтовую или курьерскую службу;
  • вручено под подпись директору, председателю совета директоров (наблюдательного совета) или иному лицу, уполномоченному обществом принимать корреспонденцию;
  • иным способом, предусмотренным уставом или внутренним документом общества.
  1. Когда можно отказать в предоставлении информации

Акционеру можно отказать в доступе к документам и информации в следующих случаях (п. 8 ст. 91 Закона об АО):

  • лицо, обратившееся с требованием, не обладает правом доступа к запрашиваемым документам в соответствии с установленными условиями;
  • электронная версия запрашиваемого документа доступна на сайте общества или раскрыта в порядке, предусмотренном законодательством РФ о ценных бумагах;
  • документ запрашивается повторно в течение трех лет и доступ к нему уже предоставлялся;
  • документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения с требованием), за исключением информации о сделках, которые исполняются на момент обращения;
  • в требовании не указана деловая цель (если она должна быть отражена), либо она не является разумной, либо состав и содержание запрошенных документов явно не соответствуют такой цели;
  • документ относится к периодам, в которые акционер не владел акциями общества (не может подтвердить владение справкой реестродержателя или депозитария). Исключение составляет информация о сделках, которые исполняются в период владения акциями.

Об отказе в предоставлении доступа к документам и информации нужно письменно уведомить обратившемуся лицу способом связи, который был указан в требовании. Это нужно сделать в течение семи рабочих дней со дня его предъявления (п. 31 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У). При этом необходимо исчерпывающим образом указать основания для отказа (п. 9 ст. 91 Закона об АО).

За неправомерный отказ в предоставлении информации могут привлечь к административной ответственности, в частности по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ (для должностных лиц — штраф от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификация на срок до одного года, для юридических лиц — штраф от 500 тыс. до 700 тыс. руб.). При этом штраф можно уплатить в размере половины его суммы, если уплата будет произведена не позднее 20 дней со дня вынесения постановления и его исполнение не отсрочено и не рассрочено (ч. 1.3-1 ст. 32.2 КоАП РФ).

  1. В каком порядке и в какой срок предоставлять информацию

Если АО получило надлежаще оформленное требование (направленное в установленном порядке и содержащее все необходимые сведения, с подтверждением полномочий обращающегося лица) и оснований для отказа нет, оно обязано предоставить доступ к запрашиваемой информации. Сделать это нужно в течение семи рабочих дней с даты предъявления требования (п. 11 ст. 91 Закона об АО, п. 3 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

Если правомочное лицо хочет ознакомиться с документами, то такая возможность должна быть предоставлена не позднее седьмого рабочего дня с даты предъявления требования. Исключение составляют случаи, когда более поздняя дата указана в требовании или иная дата письменно согласована с правомочным лицом (п. 22 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

4.1. Как ознакомить с документами

Ознакомление с документами осуществляется в рабочее время, установленное в обществе. Это может происходить в помещении исполнительного органа либо в ином месте, которое определено в уставе либо внутреннем документе, размещенном на сайте общества (п. 22 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

При ознакомлении с документами акционер может их копировать. Он вправе это делать, только если заявил о таком намерении в требовании (п. 23 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

АО вправе отказать в предоставлении документов, если акционер прибыл в ненадлежащий срок (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144).

4.2. Как предоставить копии документов

Порядок предоставления копий документов урегулирован п. п. 24 — 28 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У.

При получении такого требования по умолчанию копии предоставляются без удостоверения. Если в требовании указано на необходимость их заверить, на копиях ставятся подпись уполномоченного лица и печать общества (при наличии). Если уполномоченным на заверение копий является лицо, не занимающее должность (не осуществляющее функции) единоличного исполнительного органа общества, то к копиям документов прилагается документ (его копия), подтверждающий полномочия уполномоченного лица на заверение копий документов общества.

Если предоставляются копии записанных на компьютерные носители данных, документ удостоверяется с использованием электронной цифровой подписи. Когда такая подпись у АО отсутствует, информация предоставляется в электронном виде без удостоверения, а если акционер настаивает на удостоверении, то в виде заверенного бумажного документа (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144).

Если запрошено значительное количество копий, срок исполнения требования может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней. О продлении срока и причинах необходимо уведомить в пределах первоначального срока. Копии нужно представлять по мере изготовления. Порядок продления рекомендуем установить в уставе или внутренних документах.

В уставе или внутреннем документе общества можно предусмотреть, что копии и (или) их пересылка должны быть предварительно оплачены. В данном случае срок предоставления копий документов будет исчисляться с момента оплаты этих расходов. Также в уставе или внутреннем документе общества можно предусмотреть, что если акционер не оплатил расходы за ранее выполненный запрос документов, то при следующем обращении срок исполнения требования начнет течь со дня поступления оплаты исполненного ранее запроса.

Плата за копии не должна превышать цену, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за их изготовление. Необходимо также учитывать, что плата, взимаемая обществом за электронные и (или) бумажные копии, не может превышать затрат на их изготовление, включающих цену приобретенного электронного хранителя информации, если он не предоставлен участником (п. 11 ст. 91 Закона об АО, п. п. 10 и 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144).

4.3. Что делать, если запрашиваемые документы отсутствуют в обществе

Данная ситуация урегулирована п. 21 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У.

Если документы, указанные в требовании, в обществе отсутствуют, то в течение семи рабочих дней со дня предъявления требования нужно письменно уведомить правомочное лицо (способом связи, указанным в требовании) о причинах их отсутствия, месте нахождения и предполагаемой дате возвращения (восстановления). Обратившееся лицо может потребовать уведомить его о таком возвращении (восстановлении).

Документы также могут отсутствовать в обществе, поскольку их хранение не предусмотрено законодательством, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) и иных органов управления общества или срок их хранения истек. Об этом нужно сообщить направившему запрос лицу в тот же срок таким же способом.

4.4. Как предоставлять документы, содержащие охраняемую законом тайну

Чтобы предоставить доступ к документам, содержащим информацию, которая составляет коммерческую тайну, нужно подписать с правомочным лицом (если доступ к документам предоставляется представителю правомочного лица, то с правомочным лицом и его представителем) договор о нераспространении информации (соглашение о конфиденциальности). Условия договора (соглашения) могут определяться в стандартной форме. Они должны быть едиными для всех акционеров. Публичное общество обязано разместить эти условия на своем сайте в Интернете. В случае группового обращения акционеров договор (соглашение) должен быть подписан каждым из них, а при предоставлении доступа к документам представителю акционера по доверенности — как самим акционером, так и его представителем.

Срок предоставления доступа к документам, содержащим информацию, которая составляет коммерческую тайну, исчисляется с момента подписания (заключения) этого договора (соглашения) АО и правомочным лицом (правомочным лицом и его представителем), либо с момента, когда АО получило подписанный правомочным лицом (правомочным лицом и его представителем) экземпляр договора (соглашения), условия которого размещены на сайте АО, либо со дня предъявления требования, если договор (соглашение) подписывается правомочным лицом в день ознакомления с документами общества (п. 12 ст. 91 Закона об АО, п. 29 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

Если запрошенные документы (их копии) содержат сведения, составляющие государственную, банковскую или иную охраняемую законом тайну (кроме документов с коммерческой тайной), нужно предоставить их, исключив соответствующую информацию, с объяснениями, содержащими перечень такой информации и основания ее отнесения к охраняемой тайне (п. 30 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

Бывает непонятно, какой распорядительный документ использовать, чтобы поставить задачи внутри компании: приказ или распоряжение. Разбираем на примерах, в чем разница и какой документ лучше подойдет в разных ситуациях

Сергей Скрябин

Эксперт по праву

Чтобы ставить и решать задачи внутри компании, бизнес использует приказы и распоряжения. Не всегда понятно, когда какой документ нужно издать. Разбираемся, в чем отличия приказа от распоряжения, какой документ нужно издавать в разных ситуациях и кто имеет право это делать.

Сходства и различия приказа и распоряжения

В законодательстве нет общих правил, которые регулируют, когда издавать приказ, а когда — распоряжение. Например, в трудовом кодексе эти документы часто уравнивают в правах.

Так, чтобы принять сотрудника на работу или уволить его, подойдут оба документа.

Чтобы понять, чем отличается приказ от распоряжения, возьмем за основу определения из Единой государственной системы делопроизводства — ЕГСД.

Приказ — правовой акт, который издает руководитель органа государственного управления или его структурного подразделения, чтобы решить основные и оперативные задачи.

Распоряжение — правовой акт, который издает руководитель коллегиального органа государственного управления, чтобы решить оперативные вопросы. У распоряжения обычно ограниченный срок действия, и оно касается узкого круга организаций, должностных лиц и граждан.

Главное отличие этих документов в том, что приказ всегда издает руководитель компании или его заместитель, а распоряжение — руководитель компании, заместитель и другие уполномоченные лица, например начальники отделов.

Есть также условные отличия приказа от распоряжения. Мы собрали их в таблице.

Чем отличается приказ от распоряжения

Виды приказов и распоряжений

В делопроизводстве есть три вида приказов и распоряжений.

По основной деятельности. Цель — решить основные задачи, которые стоят перед компанией. Например, ввести штатное расписание или создать новое подразделение.

По административно-хозяйственным вопросам. Относятся к деятельности, которая связана с транспортным обслуживанием, эксплуатацией и оснащением зданий. Например, приказ или распоряжение о покупке оборудования.

По личному составу. Касаются вопросов взаимодействия сотрудников с компанией. Например, чтобы принять на работу или уволить сотрудника, нужно издать соответствующий приказ или распоряжение.

Порядок издания приказа и распоряжения

Правила не регламентированы законом, но их прописывают в инструкции по делопроизводству. Обычно порядок издания приказов и распоряжений выглядит так:

Порядок издания приказов и распоряжений

Иногда порядок может быть сложнее: ответственный сотрудник сначала готовит проект, согласует его с юристами и руководителем и только потом отдает на подпись.

Например, если руководитель издает приказ о введении системы сохранения коммерческой тайны, лучше сначала подготовить проект и согласовать его с юристом, чтобы документ не противоречил законам.

А вот при издании приказа о приеме на работу можно воспользоваться шаблоном — готовить проект и согласовывать с юристом не обязательно.

Требования к оформлению приказов и распоряжений

В законе нет требований к оформлению приказов и распоряжений, но в государственном стандарте есть рекомендации, примеры и шаблоны распорядительных документов.

Компаниям и ИП не обязательно оформлять документы строго по ГОСТу, но чтобы они имели юридическую силу, нужно указать следующие реквизиты:

РеквизитТребование к реквизиту
Название компанииДолжно соответствовать названию, которое прописано в уставе.

Кроме реквизитов, есть и другие рекомендации по оформлению распорядительных документов.

Образец оформления приказа

Ввести штатное расписание — это основная задача компании

Образец оформления распоряжения

Провести анализ рекламной кампании — это текущая задача

Коротко

  1. Приказ издает только руководитель или его заместитель для решения основных задач компании и кадровых вопросов.
  2. Распоряжение издает руководитель, его заместитель и начальники отделов для решения текущих задач компании.
  3. Компании и ИП могут использовать только один из этих документов — разница между приказом и распоряжением условна.
  4. Если хотите использовать оба документа, пропишите в инструкции по делопроизводству, кто имеет право издавать распорядительные документы и какие вопросы решает каждый из них.

Сейчас читают

Оферта: что это и зачем она нужна

Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье

Как ИП оформить банкротство

Пошаговый план действий для ИП при оформлении банкротства и другие способы погасить долги

Что такое выездная налоговая проверка и как бизнесу к ней подготовиться

С экспертом по налоговым проверкам разобрались, как бизнесу вести себя при выездной проверке, какие права и ограничения есть у сотрудников налоговой и как оспорить результаты, если вы с ними не согласны

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон № 152-ФЗ). Введено новое понятие "персональные данные, разрешенные для распространения". Речь идет о распространении персональных данных неограниченному кругу лиц. Этот новый термин, по сути, пришел на смену прежнему – "общедоступные персональные данные". Судя по пояснительной записке к законопроекту, главная цель поправок – ограничить неконтролируемое использование персданных, размещенных на сайтах и в других открытых источниках. Получив персональные данные, оператор не вправе распространять их, как это было раньше. В связи с этим для обработки персональных данных, разрешенных для распространения, нужно получать отдельное согласие лица, предоставившего такие данные. Далее по тексту под оператором персональных данных (также далее – оператор, оператор персданных) будет подразумеваться лицо, которое обрабатывает персональные данные. Под субъектом персональных данных (далее – субъект персданных, гражданин) понимается физическое лицо, к которому прямо или косвенно относятся персональные данные, обрабатываемые оператором.

Рассмотрим новые правила работы с персданными подробнее.

Для распространения данных нужно получить новое согласие

Прежде оператор персональных данных мог обрабатывать и распространять (публиковать или передавать третьим лицам) персональные данные физлица-работника, получив от него только один документ – письменное согласие на обработку его персданных. Теперь этого недостаточно. Если оператор хочет распространять данные (например, разместить их на сайте компании), ему придется получить не только согласие на обработку, но и новый документ – согласие на распространение персональных данных (далее – согласие на распространение). Этому посвящена новая статья 10.1 Закона о персональных данных № 152-ФЗ.

Если физлицо подписало согласие на обработку персональных данных, но не дало своего согласия на их распространение, оператор может их обрабатывать (хранить, уточнять, использовать и т. д.), но не имеет права передавать их кому-либо еще (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Это не касается передачи персональных данных государственным структурам, то есть военкомату, ФНС, ФСС, полиции, следственным органам и т. д. Персональные данные физического лица можно передавать им без его согласия (п. 2 – 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Молчание или бездействие субъекта персданных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на распространение его персональных данных (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Согласие на распространение может быть предоставлено оператору персональных данных (п. 6 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • например, непосредственно на бумаге с личной подписью (это можно сделать уже сейчас);
  • через информационную систему Роскомнадзора (эта возможность будет реализована только с 1 июля 2021 года).

Уведомлять Роскомнадзор о намерении начать обработку персональных данных, разрешенных для распространения, не нужно (пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Содержание согласия на распространение персональных данных

Требования к содержанию нового согласия на распространение персональных данных устанавливаются Роскомнадзором (п. 9 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). На данный момент документ еще не утвержден, он находится на этапе общественного обсуждения, а текст проекта доступен на портале проектов нормативных актов.

Из текста проекта следует, что новое согласие на распространение персданных должно содержать:

  • Ф. И. О. субъекта персональных данных;
  • контактную информацию субъекта персональных данных (телефон, электронная почта или почтовый адрес);
  • наименование или Ф. И. О. и адрес оператора, получающего согласие;
  • цель обработки персональных данных;
  • категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие или обработка которых запрещена;
  • условия разрешения и запрета обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие;
  • сведения об информационных ресурсах оператора, посредством которых они будут предоставлены неограниченному кругу лиц (например, адрес сайта).

Субъект персональных данных наделен правом самостоятельно выбирать, какие именно персональные данные и на каких условиях может распространять оператор, получивший к ним доступ. Это правило закреплено в п. 9 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Например, он может разрешить опубликовать только его фото и Ф. И. О., а дату рождения запретить публиковать. Либо он может разрешить передачу персональных данных третьим лицам, но только при условии, что они являются сотрудниками той же компании, в которой работает он сам.

Установленные субъектом персональных данных запреты и условия их обработки не действуют, когда их обработка осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (п. 11 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Например, несмотря на запрет, оператор может передать персональные данные в налоговую, ПФР, военкомат, полицию, следственный комитет и т. д.

Если в согласии прямо не указано, что субъект персональных данных не установил запреты и условия обработки персданных, их не следует передавать неограниченному кругу лиц (ч. 5 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Нельзя распространять общедоступные персональные данные без согласия

Если субъект персональных данных самостоятельно разместил в общедоступном месте (например, в соцсетях) свои персональные данные, взять их оттуда для дальнейшей обработки и распространения не получится. Дело в том, что теперь это прямо запрещено законом. Каждое лицо, обрабатывающее или распространяющее размещенные самим субъектом персональные данные, должно доказать законность их обработки. Таким образом, даже в этом случае понадобится письменное согласие субъекта персданных на обработку и/или распространение его персональных данных (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Раньше такие персональные данные считались общедоступными, не нужно было получать дополнительное согласие на их распространение.

Третьи лица должны быть оповещены о запретах и условиях обработки персональных данных

Получив согласие на распространение персональных данных, содержащее условия или запреты на их обработку, оператор должен опубликовать информацию о таких условиях или запретах. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней (п. 10 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Где именно должна быть опубликована такая информация, в законе не уточняется, однако логично предположить, что она должна быть доступна в том же месте, где опубликованы персональные данные (например, на той же веб-странице, на которой размещены фото и Ф. И. О. гражданина).

Субъект может отозвать согласие на распространение персональных данных

Оператор персональных данных обязан прекратить распространение (передачу, предоставление, доступ) персональных данных по требованию субъекта персданных. Для этого гражданин должен написать заявление об отзыве согласия на их распространение. В таком заявлении должны быть указаны (п. 12 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • Ф. И. О.;
  • контакты (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • перечень персональных данных, обработка которых должна быть прекращена.

Прекратить распространение нужно в течение трех рабочих дней с момента получения заявления. В противном случае субъект персональных данных вправе обратиться в суд с этим же требованием (п. 14 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Работодателям придется соблюдать новые правила в полном объеме

Все перечисленные выше новые правила обработки персональных данных полностью распространяются на процесс обработки персональных данных работников работодателями. Это означает, что для распространения персональных данных работников (например, для размещения их на сайте работодателя) при приеме на работу или после заключения трудового договора придется брать с работника дополнительное согласие на распространение его персональных данных. В противном случае персональные данные работника можно будет передать только при наличии условий, когда согласие работника на их передачу не требуется. Подробнее об этом читайте здесь.

Что касается передачи персональных данных работника в банк с целью оформления зарплатной карты, полагаем, что передавать такие сведения в банк без согласия работника можно только в исключительных случаях, а именно:

  • когда договор заключается непосредственно между банком и работником;
  • когда у работодателя есть доверенность на представление интересов работника в банке;
  • когда выплата зарплат на банковскую карту работника предусмотрена коллективным договором.

Нужно ли переоформлять согласие на обработку персональных данных, полученное до 1 марта 2021 года?

В законе нет норм, которые обязывали бы операторов персданных переоформлять полученные ранее согласия на обработку их персональных данных, оформленных по старым правилам. Но рекомендуется это сделать во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов. Если нужно передать персональные данные другим лицам или опубликовать их в открытом доступе, целесообразно оформить согласие на их распространение с учетом перечисленных выше правил. Сделать это следует еще и потому, что с 27 марта 2021 года вдвое увеличены штрафы за нарушение законодательства о защите персональных данных. Подробнее об этом читайте здесь.

Читайте также: