Какие по вашему мнению обязанности граждан являются наиболее важными укажите не менее трех

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Назовите меры, которые применяют к человеку, находящемуся в терминальном состоянии.

А. Массаж легких, массаж сердца;

Б. Массаж сердца, искусственное дыхание (реанимация);

В. Массаж позвоночника, массаж сердца.

2. Открытое повреждение кожи или глубоко лежащих тканей и внутренних органов, это:

А. Растяжение связок;

Б. Открытый перелом;

3. Назовите действия, которые необходимо применять к больному в состоянии клинической смерти.

А. Массаж сердца, искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание);

Б. Массаж грудной клетки, искусственная вентиляция легких;

В. Массаж головы, искусственное дыхание.

4. Назовите четыре вида антисептики по характеру воздействия на рану.

А. Химическая, гигиеническая, биологическая, механическая;

Б. Физико-химическая, гигиеническая, площадная, биологическая;

В. Механическая, физическая, химическая, биологическая.

5. Укажите, желательно или нет вступать в брак до достижения брачного возраста, и объясните, почему.

А. Нет, так как организм еще не сформирован, что может привести к появлению неполноценного потомства, принести вред здоровью супругов;

Б. Может в порядке исключения (по обстоятельствам, не терпящим отлагательства);

В. По решению суда, в порядке исключения по согласованию заинтересованных сторон.

6. Молодой человек интеллигентного вида подходит к вам и говорит, что является знакомым родителей и просит впустить в квартиру, чтобы подождать папу или маму и сделать им сюрприз. Ваши действия. А. Спросите у незнакомца фамилию, имя, отчество мамы и папы, спросите, где они работают, и, получив правильный ответ, впустите в квартиру (дом);

Б. Уточните у незнакомца более широкие сведения о родителях (например, откуда он их знает), после чего впустите в квартиру;

В. Не впустите незнакомца в квартиру ни при каких обстоятельствах.

7. Назовите основные факторы, которые способствуют созданию прочной семьи.

А. Психологический, логический, моральный;

Б. Психологический, культурный, материальный;

В. Гигиенический, психологический, нравственный.

А. ВИЧ вызывает массовое поражение людей, животных, аналогично возбудителю чумы захватывая большие акватории.

Б. ВИЧ вызывает массовое поражение людей, животных, растений, аналогично возбудителю чумы захватывая большие территории и акватории, способствуя заражению территорий;

В. ВИЧ вызывает массовое поражение людей, аналогично возбудителю чумы захватывая большие территории, способствуя возникновению эпидемий.

9. Укажите основные профилактические меры, предупреждающие заражение ВИЧ-инфекцией. А. Здоровый образ жизни, исключение случайных половых связей, применение презерватива, отказ от инъекций наркотиков, применение одноразовых шприцов при лекарственных инъекциях;

Б. Здоровый образ жизни, исключение случайных половых связей, прививки, использование одноразовых шприцов при инъекциях;

В. Здоровый образ жизни, исключение случайных половых связей, применение презерватива, прививки от СПИДа всех членов семьи, применение одноразовых шприцов при лекарственных инъекциях.

10. Можно ли этиловый спирт (этанол) отнести к наркотикам (ответ обоснуйте).

Б. Нет, этанол не является наркотиком, так как его действие сугубо индивидуально на каждого человека, без серьезных последствий;

В. Исходя из индивидуальности действия на каждого человека этанол является в ряде случаев наркотиком, но это сугубо индивидуально и зависит от веса человека.

11. Назовите основные функции семьи с демографической точки зрения.

А. Увеличение трудоспособного населения, в том числе и для службы в Вооруженных Силах;

Б. Производство, воспитание патриотизма;

В. Воспроизводство и оптимальное воспитание нового поколения.

А. Надев дверную цепочку, откроете дверь;

Б. Попросите прочесть телеграмму через дверь, в противном случае отнести ее на почту;

В. Предложите оставить телеграмму в двери – вы потом ее заберете.

13. Укажите, каков минимальный брачный возраст, установленный Семейным кодексом Российской Федерации, и максимальный предел его снижения (решением администрации конкретного региона).

А. 16 лет; на 2 года, т.е. составит 14 лет;

Б. 17 лет; на 2 года, т.е. составит 15 лет;

В. 18 лет; на 2 года, т.е. составит 16 лет.

14. Искривление позвоночника в правую или левую сторону это:

А. Заболевание костей скелета;

В. Заболевание мышц.

15. Укажите, какова роль семьи для отдельной личности (два аспекта)

А. Удовлетворение основных потребностей человека (финансовых, моральных и др.);

Б. Удовлетворение основных потребностей человека (коммуникативных, сексуальных и др.);

В. Удовлетворение основных потребностей человека (сексуальных, экономических и др.).

16. Вы испытываете сильный голод и поймали гусеницу. Ваши действия:

А. Съедите сырой;

В. Не будете есть.

17. Укажите оптимальный возраст вступления в брак

а) девушек; б) юношей.

А. а) 20-24 года; б) 24-27 лет;

В. а) 20-21 год; б) 19-24 года.

18. Назовите наиболее важные социальные последствия распада семьи (не менее двух).

А. Появление неполных семей, в которых затруднено оптимальное воспитание детей; психологический дискомфорт членов распавшихся семей;

Б. Появление неполных семей, в которых невозможно воспитание детей, моральный дискомфорт членов распавшихся семей;

В. Появление неполноценных семей, в которых возможно оптимальное воспитание детей, дискомфорт у главы семьи.

19. Укажите, что является главной причиной гибели организма при его заражении ВИЧ-инфекцией.

А. Главная причина - вирус и возбудители других заболеваний, вызывающие уменьшение способности сопротивляться другим заболеваниям;

Б. Главная причина - не вирус как таковой, а возбудители других заболеваний, которым не способен сопротивляться организм за счет нарушений иммунной системы под воздействием ВИЧ;

В. Главная причина - вирус, способствующий заболеваниям за счет иммунной системы под воздействием ВИЧ, которым не способен сопротивляться организм.

20. Назовите два наиболее опасных венерических заболевания.

А. Герпес, гонорея;

21. Допустимая толщина льда при движении по нему людей должна быть не менее:

22. Назовите системы органов, которые поражает гонококк, если своевременно не лечить гонорею.

А. Опорно-двигательная (суставы), сердечно-сосудистая (сердце), нервная (мозг);

Б. Органы пищеварения (мозг), кровообращения, легочная;

В. Опорно-двигательная (суставы), нервная (мозг), органы слуха.

23. Укажите, сколько энергии должен получать организм человека с пищей:

А. Столько, сколько он потратит в течение суток;

Б. На 20% меньше той, сколько он потратит в течение суток;

В. На 20% больше той, сколько он потратит в течение суток.

24. Конечным продуктом превращения углеводов в организме человека является:

Б. Минеральные вещества:

25. Что нельзя использовать для жгута?

А. Ремень, подтяжки;

Б. Веревку, проволоку;

26. Синильная кислота – это:

А. Вязкая бесцветная маслянистая жидкость со слабым ароматическим запахом:

Б. Бесцветная жидкость с запахом горького миндаля:

В. Слегка зеленоватая бесцветная жидкость с запахом эфира или хлороформа.

27. Укажите два ваших первых действия, если пострадавший находится в сознании (с позиции правового аспекта оказания первой медицинской помощи).

28. Назовите степени ожогов по глубине поражения кожи и тканей. (4 балла)

А. Легкие ( I ), средней тяжести ( II ), тяжелые ( III ), крайне тяжелые ( IV );

Б. Очень легкие ( I ), средние ( II ), очень тяжелые ( III ), крайне тяжелые ( IV );

В. Легкие ( I ), средние ( II ), очень тяжелые ( III ), крайне тяжелые ( IV ).

29. Назовите основные причины возникновения травм опорно-двигательной системы у учащихся 10-11 классов.

А. Падения при ходьбе, беге, занятиях спортом, неловкие движения;

Б. Аварии на транспорте, падения, при быстрых и иных движениях, неловкие движения, поднятие слишком больших грузов;

В. Поднятие слишком больших грузов, падения на улице, ушибы при неловких движениях, ожоги опорно-двигательной системы.

30. Приведите примеры наиболее распространенных видов растяжения мышц.

А. Мышцы челюсти, рук, коленных суставов;

Б. Мышцы шеи, спины, бедер, голени;

В. Мышцы предплечья, ног, рук, шеи.

31. Назовите два вида кровотечения исходя из времени ранения.

А. Подключичное, горловое;

Б. Внутреннее, внешнее;

В. Первичное, вторичное.

32. Включенные сирены, прерывистые гудки предприятий и транспорта - все это означает сигнал .

А. Внимание всем!

Б. Занять защитные сооружения;

В. Загерметизировать квартиру.

33. Какую цель преследует проведение йодной профилактики?

А. Возникновения лучевой болезни;

Б. Внутреннего облучения;

В. Поражения щитовидной железы.

34. Расшифруйте аббревиатуру ПДК.

А. Пороговая длительная концентрация;

Б. Предельно допустимая концентрация;

В. Полный дегазационный комплект.

35. Перечислите наркотические вещества (не менее 5)

А. Опий, конопля, белотаминал, крэк, элениум;

Б. Героин, кокаин, опий, гашиш, конопля;

В. Анаша, план, кокаин, новокаин, белотаминал.

36. Назовите возраст граждан, впервые поступающих на военную службу по контракту (женщин).

А. 20-40 лет (женщины);

В. 17-19 лет (женщины).

37. Укажите, где осуществляется подготовка кадров для Российских Вооруженных Сил.

А. В кадетских корпусах Российской Федерации;

Б. В высших учебных заведениях;

В. В военно-учебных заведениях Российской Федерации.

38. Укажите, кого готовят средние и высшие военно-образовательные учреждения.

39. Назовите два вида сердечной недостаточности, исходя из перегрузки различных отделов сердца.


Задания Д29 C2 № 6222

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться:

— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.


Задание 20 № 40623

Автор утверждает, что правовой механизм производства по делу об административном правонарушении гарантирует защиту прав граждан, обвиняемых в совершении административного правонарушения. Почему государство защищает права лица, обвиняемого в совершении административного правонарушения? (Приведите три причины.)

Близость сущности административной ответственности и административного наказания настолько велика, что часто их отождествляют как равнозначные правовые категории. Между тем в законодательстве указанные термины достаточно четко разделены. Понятие административной ответственности имеет гораздо более широкий смысл, чем административное наказание. Чаще всего обыватель даже не задумывается о том, что прежде чем наказать, правоприменителю требуется разрешить многочисленные процессуально-правовые вопросы, закреплённые в законе в качестве обязательных. Это необходимо в целях обеспечения баланса между лицом, обвиняемым в совершении административного правонарушения, как правило, не имеющим опыта защиты своих интересов, и искушёнными в своем деле должностными лицами правоохранительных органов.

С одной стороны, такой правовой механизм (производство по делу об административном правонарушении) гарантирует гражданам соблюдение прав, возможность полноценно защищать их, с другой стороны — минимизировать риски, связанные с превышением должностных полномочий субъектов правоохранительных органов.

Административная ответственность — это юридически значимое действие и состояние, а административное наказание — их качественный результат, причём часто лишь технического характера. Действие связано с правоприменителем и нарушителем. Первый возбуждает дело в случае административного правонарушения, применяет различные действия по установлению его обстоятельств и приходит к определённому решению в отношении правонарушителя. Второй обязан исполнить решение об административном наказании в установленные законом и правоприменителем сроки, после чего будет находиться в течение года или более в особом правовом состоянии, при котором повторное совершение им однородного административного правонарушения будет считаться отягчающим обстоятельством при назначении последующего административного наказания.

Административное наказание является итоговым решением во взаимодействии правоприменителя и правонарушителя. Со стороны правоприменителя это оценка противоправного поведения нарушителя, призванная восстановить социальную справедливость и предупредить совершение им нового административного правонарушения. Со стороны правонарушителя это искомый правоприменителем эффект переживания от материальных и (или) физических потерь, способное, по мнению правоприменителя, изменить его поведение.

(По Дерюга А. Н., Шаклеину С. Н.)


Задание 17 № 40620

Почему, по мнению автора, прежде, чем назначить наказание, правоприменителю требуется разрешить многочисленные процессуальноправовые вопросы, закрепленные в законе в качестве обязательных? Каковы цели правоприменителя при оценке противоправного поведения нарушителя? (Укажите две цели.) Как объясняет автор связь между административной ответственностью и административным наказанием?

1. В целях обеспечения баланса между лицом, обвиняемым в совершении административного правонарушения, как правило, не имеющим опыта защиты своих интересов, и искушёнными в своем деле должностными лицами правоохранительных органов.

2. Восстановить социальную справедливость и предупредить совершение нового административного правонарушения.

3. Административная ответственность — это юридически значимое действие и состояние, а административное наказание — их качественный результат.


Задания Д22 C3 № 40621

1. Установленный законом порядок рассмотрения административных дел и применения соответствующих юридических санкций.

2. При назначении последующего административного наказания первое правонарушение будет считаться отягчающим обстоятельством.

3. Правонарушитель обязан исполнить решение об административном наказании в установленные законом и правоприменителем сроки.


Задание 19 № 40622

Автор упоминает о действиях правоприменителя при нарушении административного права. Укажите любые три действия правоприменителя, названные в тексте, и конкретизируйте каждое из них примером. (Сначала указывайте действие, затем приводите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) возбуждение дела о совершении административного правонарушения (после футбольного матча возбуждённые победой болельщики громко кричали, приставали к прохожим и перевернули скамейки в сквере; представители полиции составили протокол об административном правонарушении);

2) установление обстоятельств административного правонарушения (должностные лица провели допрос подозреваемого в совершении административного правонарушения и установили отсутствие его вины);

3) вынесение решения в ходе судебного заседания по делу о совершении административного правонарушения (судья Петров провел судебное заседание и вынес решение об административном аресте правонарушителя на пятнадцать суток за совершение мелкого хулиганства).


Задание 18 № 44645

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Административная юрисдикция —установленный законом порядок рассмотрения административных дел и применения соответствующих юридических санкций.

1) этот факт отражает конституционный статус человека и гражданина в РФ: в соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод, а, значит, и тому, кто обвиняется в совершении правонарушения;

2) это требование закона отражает особенности правового государства, для которого приоритетом являются права и свободы граждан;

3) государство защищает гражданина от превышения полномочий субъектов правоохранительных органов или от судебной ошибки.


Задания Д16 № 203

В чем наиболее полно выражается демократический смысл Конституции РФ?

1) во введении двухпалатного парламента

2) в закреплении основных обязанностей граждан

3) в провозглашении федеративного устройства государства

4) в закреплении принципа разделения властей

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов двухуровневая, разделена на федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации.

Правильный ответ указан под номером 4.


Задания Д14 № 1087

Какой признак отличает тоталитарный политический режим?

1) наличие единственной общеобязательной идеологии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) наличие правоохранительных органов

2. Относится ко всем режимам

3. Относится к демократическому режиму

4. Относится к демократическому режиму

1. важный признак тоталитаризма, например, СССР, Фашистская Германия

Правильный ответ указан под номером 1.


Задание 12 № 9083

Найдите в приведённом списке конституционные обязанности гражданина РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) забота о своих несовершеннолетних детях

2) проведение собраний, митингов, демонстраций

3) сохранение исторического и культурного наследия

4) обращение в органы государственной власти

5) доступ к государственной службе

1. Система конституционных обязанностей. Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие — только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

2. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, статьёй 19 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"(1994)). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

3. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно статье 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Законом РФ "Об основах налоговой системы РФ" (1991) установлен закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

4. Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе "Об охране окружающей среды" (2002).

5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. В соответствии со статьёй 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность связана с конституционным правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

6. Защита Отечества. В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (1998). Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту. Срок военной службы по призыву в мирное время — 24 месяца. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

7. Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица. Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Статья 43 Конституции РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования. Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;

Вспомните, что такое социальное государство.

Социальное государство - это государство в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства. То есть государство своим влиянием защищает всех жителей и поддерживает высокий уровень социальную( и не только) развитость в различных направлениях.

1. Какой принцип лежит в основе деления прав и свобод человека и гражданина на группы?

2. Можно ли выделить наиболее важную группу прав и свобод?

1. С какого момента человек обретает права и свободы?

2. Как осуществление прав и свобод одного человека связано с правами и свободами других людей?

1. Существует мнение, что свобода — это право человека и гражданина делать всё, что не запрещено законом. Единственным ограничением свободы человека и гражданина в таком случае является свобода другого человека и гражданина. Сравните это суждение с высказыванием в начале параграфа. Какой вывод вы можете сделать из этого сравнения?

3. Попытайтесь объяснить принцип, на основе которого учёные выделяют основные группы прав человека и гражданина.

4. Какие обязанности у вас возникают в связи с наличием прав у других людей? Приведите три примера.

5. Как вы думаете, почему права, свободы и обязанности излагаются в одной главе Конституции РФ?

6. Приведите примеры того, как вы выполняете конституционные обязанности. Все ли обязанности вы способны выполнять в вашем возрасте?

уважаю права и свободы других людей.
бережно отношусь к природе и окружающей среде.
берегу исторические и культурные памятники нашей страны.
посещаю учебное заведение для получения среднего общего образования.
соблюдаю законы своей страны.

7. Попытайтесь объяснить, почему некоторые люди не выполняют своих конституционных обязанностей. Сформулируйте не менее трёх положений.

Некоторые люди, думают что сделав это или другое что нарушает закон, но не очень сильно, то это можно сделать раз, другой, думая что от этого ничего страшного не случится.
Например: перебегают дорогу в неположенном месте, думая: (я успею). и может получится что машина с угла выскочит или еще что. а виноватым может оказаться водитель, если пострадает пешеход.

8. В списке прав человека и гражданина Конституция РФ называет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако в 2016 г. вступил в силу закон о так называемом праве на забвение: любой человек может потребовать от поисковых систем в Интернете удалить ссылки на данные, которые могут навредить ему. Не является ли этот закон нарушением Конституции РФ? Свой ответ аргументируйте.

А. Государство наделяет граждан обязанностями, чтобы они не злоупотребляли своими правами и свободами.

Б. Обязанности в государстве нужны для того, чтобы обеспечить осуществление гражданами своих прав и свобод.

В. Реализация прав и свобод человека и гражданина зависит от выполнения им своих обязанностей перед обществом и государством.

Обязанности человека и гражданина - всеобщие и важнейшие обязанности российских граждан, закрепленные в России в Конституции РФ. К числу основных обязанностей относятся обязанности соблюдать Конституцию РФ, уважать права и законные интересы других лиц, содействовать охране общественного порядка и другие основные обязанности.

Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей, выполнение которых необходимо для нормального развития общества. Наличие прав и свобод не означает возможности неограниченного произвола при их осуществлении или злоупотребления ими. Знаменитый римский оратор Квинтилиан, живший в I веке н.э., по этому поводу совершенно справедливо заметил: "Свобода и распущенность — понятия, одно другому совершенно противоположные". Права и свободы одного лица кончаются там и тогда, где и когда начинается нарушение прав и свобод другого. Если в основных правах и свободах человека выражается вид и мера его возможного поведения, то в основных обязанностях — вид и мера должного поведения. Способность воспринимать свои права как обязанности свидетельствует об уровне морального развития человека, его готовности к самоограничению ради других.

Положение о том, что обладание правами и свободами возлагает на человека ряд запретов, исполнение определенного круга обязанностей перед обществом и государством, высказывалось многими великими мыслителями. Французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689 — 1755) говорил: "Свобода есть право делать все, что дозволено законами". А немецкий поэт Маттиас Клаудиус (1740 — 1815) подчеркивал: "Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим". В Декларации прав человека и гражданина, принятой в начале Великой французской революции в 1789 году, об этом сказано следующим образом: ". пользование естественными правами каждого человека не имеет иных границ, кроме тех, которые обеспечивают за другими членами общества пользование этими же самыми правами. Эти границы могут быть определены только законом". А статья 29 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) прямо указывает на возможность ограничений, которые устанавливаются законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Конституция, как основной закон, устанавливает определенную меру, степень свободы — осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Иными словами, пользование правами и свободами не является абсолютным и неограниченным, его границы определяются законом.

С учетом сказанного можно определить конституционные обязанности человека и гражданина:

  • конституционные обязанности — это высшие правовые (конституционные) требования, которые предъявляются к каждому человеку и гражданину и связаны с охраной и защитой важнейших ценностей, осуществлением действий (бездействий), которые служат удовлетворению как личных, так и общественных интересов в правовом государстве.


Юридические обязанности человека и гражданина закреплены в различных законах. Конституция выделяет наиболее важные. К их числу могут быть отнесены следующие:

  • каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию и иные законы, действующие на территории государства (ст. 15 Конституции РФ);
  • каждый гражданин обязан уважать права и законные интересы других лиц, воздерживаться от действий, причиняющих' ущерб государственной и общественной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения, правам и свободам других лиц (ст. 17 Конституции РФ);
  • обязанностью каждого гражданина является уважение чести и национального достоинства других граждан; не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст.29 Конституции РФ);
  • гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);
  • каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.58 Конституции РФ);
  • граждане обязаны нести воинскую службу и защищать Отечество. Законом предусмотрена возможность освобождения от воинской службы, а также замены воинской службы исполнением альтернативных обязанностей (ст. 59 Конституции РФ);
  • каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).


Нарушение гражданином указанных обязанностей влечет применение к нему предусмотренных законом мер юридической ответственности в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного деяния.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Мы государству должны или государство нам? У кого больше обязанностей по закону

У народа скопилось немало претензий к государству в последнее время. Низкий уровень пенсий, низкие зарплаты, недостаточное количество льгот, которые не так просто оформить, низкий уровень бесплатной медицины, отсталая инфраструктура во многих городах. А ведь государство должно обеспечивать нормальный уровень жизни своих граждан. Тем более, согласно ст. 3 Конституции РФ, именно народ является единственным источником власти в стране, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.

Но государство не может существовать просто так. На деятельность государственных органов нужны средства, которые поступают в виде налогов. Налоговые сборы являются одним из признаков государства. Это значит, что и граждане тоже имеют определенные обязанности, но у кого их больше и что говорит закон об этом?

Обязанности граждан

Обязанности граждан закреплены основным законом государства – Конституцией РФ, а также рядом других нормативно-правовых актов. Первая и основная обязанность каждого гражданина – соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Существуют и другие обязанности:

  • Заботиться о своих нетрудоспособных родителях, а также о своих детях,
  • заботиться и сохранять историческое и культурное наследие своей страны,
  • заботиться об окружающей среде и не допускать ее загрязнения,
  • осуществлять сохранность своего имущества, а также нести расходы по его содержанию.

Проще говоря, гражданам просто нужно соблюдать законодательство и не нарушать его, зарабатывать, платя налоги, и заботиться о своих близких родственниках, которые нуждаются в этой заботе.

Обязанности государства

У государства тоже существует много обязанностей, которые прописаны в Конституции РФ.

Самая главная обязанность – создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Также в список обязанностей государства входит:

  • охрана труда граждан,
  • обеспечение минимальным размером оплаты труда,
  • обеспечение охраны здоровья своих граждан,
  • поддержание семьи, инвалидов и пожилых граждан страны,
  • осуществление выплат пенсий, пособий и предоставления социальных льгот нуждающимся гражданам,
  • обеспечение правопорядка в стране, защита собственности, обеспечение свободы передвижения по стране и т.п.,
  • защита прав и свобод граждан, которые гарантируются Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Это лишь основные обязанности, на самом деле их гораздо больше, ведь, согласно положению Конституции РФ, Россия является социальным государством. Таким образом, у государства куда больше обязанностей перед своим народом. Но главная проблема в том, что красиво все только на бумаге, а есть реальная жизнь.

Что происходит в жизни

Если проанализировать законодательство РФ, то в нем сложно заметить явную направленность в сторону своих граждан. Да, пенсии выплачиваются, льготы есть, но их явно недостаточно для обеспечения достойного уровня жизни. Порой чтобы реализовать свое право, нужно выдержать сложную бюрократическую процедуру. Высокий уровень коррупции не способствует развитию экономики, соответственно не создаются благоприятные условия для достойного заработка большинства граждан.

Из всего этого следует, что государство хоть и отдает свои долги народу, но делает это не всегда и с огромной натяжкой, а от граждан требуют выполнять свои обязанности сразу и в полном объеме, иначе наступает наказание.

Остается надеяться на светлое будущее и преодоление этой непростой экономической ситуации.

Если вам понравилась статья, то обязательно поделитесь ей в социальных сетях, это очень важно.

О трех шагах для получения ежегодно от государства до 52 000 рублей можно узнать тут.

Читайте также: