Теплова д о достойное качество жизни и благополучие личности как конституционно правовые ценности

Обновлено: 04.07.2024

В соответствии с базовым Федеральным законом от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"[1] и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации[2], утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683, национальная безопасность российского государства включает в себя систему интересов таких объектов ее обеспечения, как личность, общество и государство.

С точки зрения теории права категория "интерес" представляет собой осознанные субъектом потребности, которые обусловлены национально-культурными особенностями и сформировавшимися ценностями, социально-экономическим и политическим устройством общества на определенном этапе его исторического развития. Формирование интересов представляет собой довольно сложный процесс осознания потребностей[3]. Таким образом, интерес представляет собой осознание потребностей каким-либо субъектом (личностью, обществом или государством) в процессе достижения конкретных целей в различных сферах жизнедеятельности.

В действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации используется категория "национальные интересы Российской Федерации", содержание которой включает в себя интересы (объективно значимые потребности) личности, общества и государства, связанные с обеспечением безопасности во всех сферах жизнедеятельности общества. Стоит отметить и двойственную природу национальных интересов. С одной стороны, национальные интересы носят ярко выраженный субъективный характер, так как носители этих интересов конкретные субъекты — личность, общество и государство. С другой стороны, просматривается и объективный характер национальных интересов, который заключается в том, что личность, общество и государство становятся объектами обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности (политической, военной, социальной, духовной и др.).

Интересы личности в сфере обеспечения безопасности признаются в качестве одних из признанных на законодательном уровне национальных интересов, обеспечение которых осуществляется посредством реализации стратегических национальных приоритетов. К интересам личности Стратегия относит объективно значимые потребности личности в обеспечении их защищенности и устойчивого развития (п. 6). Стратегия отдельно обозначает и национальные интересы на долгосрочную перспективу относительно личности — повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны (п. 30). Таким образом, основной целью обеспечения национальной безопасности является в том числе и удовлетворение потребности личности находиться в таком состоянии защищенности от разноплановых опасностей, рисков и угроз (в различных сферах), при котором: а) обеспечивается беспрепятственная реализация человеком и гражданином своих конституционных прав и свобод; б) достойные качество и уровень жизни личности; в) развитие личностного потенциала.

Действующая Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определяет стратегические национальные приоритеты обеспечения национальной безопасности. В частности, к таким приоритетным направлениям, затрагивающим интересы личности напрямую или косвенно, можно отнести (таблица 1):

Таблица 1. Стратегические национальные приоритеты системы обеспечения национальной безопасности, затрагивающие интересы личности (по Стратегии национальной безопасности Российской Федерации)

Стратегические национальные приоритеты обеспечения национальной безопасности

Интересы личности

Государственная и общественная безопасность

защита основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе и от преступных посягательств (п. 42 Стратегии)

Повышение качества жизни российских граждан

обеспечение качества жизни; развитие человеческого потенциала; удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей;

снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов (п. 50 Стратегии)

Наука, технологии и образование

повышение социальной мобильности, качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан, а также развитие фундаментальных научных исследований (п. 67 Стратегии)

увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения;

повышение доступности и качества медицинской помощи;

соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (п. 71 Стратегии)

Также рекомендуется Вам:

Таким образом, личность, ее конституционные права и свободы в соответствии с п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации являются стратегическим национальным приоритетом в сфере обеспечения национальной безопасности.

Юридическим выражением интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности является право личности на безопасность, представляющее собой индивидуальное притязание индивида относительно состояния защищенности от разноплановых опасностей, угроз и рисков, возникающих в отдельных сферах социальной жизни[4]. Такое состояние защищенности интересов личности — это не абстрактное состояние, а состояние, которое можно оценить через основные показатели. К таким показателям можно отнести удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств.

Впрочем, и сама юридическая природа права личности на безопасность является специфичной. По своей сути право личности на безопасность является своеобразным "правом-гарантией", незримо присутствующим в любом конституционном праве человека и гражданина. Такое "право-гарантия" требует от государства создания условий защищенности интересов личности во всех сферах жизнедеятельности, где реализуются конституционные права и свободы (политическая, социальная, экономическая, юридическая, духовная и др.). С учетом современных вызовов в сфере обеспечения национальной безопасности реализация каждого конституционного права личности должна быть обеспечена со стороны государства соответствующим правом-гарантией — правом личности на безопасность.

В настоящее время в Российской Федерации создана правовая основа обеспечения безопасности. Анализ системы действующих нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности позволяет выделить отдельные аспекты правового регулирования интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности (таблица 2).

Таблица 2. Правовые основы обеспечения безопасности личности

Нормативный правовой акт

Аспекты правового регулирования

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Государство гарантирует права и свободы человека и гражданина (ст. 17), в том числе и посредством их защищенности (ст. 45)

Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" (ред. от 05.10.2015)

Личность обозначается в качестве обособленного объекта обеспечения безопасности; признается разнообразие видов безопасности различных объектов — личности, общества и государства (ст. 1)

Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"

Обозначает место личности в системе обеспечения национальной безопасности (п. 6);

раскрывает содержание понятия "национальные интересы Российской Федерации", конкретизируя интересы личности (п. 6);

обозначает разноплановые опасности, риски и угрозы интересам личности в отдельных сферах национальной безопасности;

определяет основные индикаторы безопасности личности — защищенность конституционных прав и свобод; достойное качество и уровень жизни; развитие личностного потенциала

Проведенный анализ норм действующего законодательства позволяет сделать ряд промежуточных выводов.

Во-первых, личность рассматривается в качестве обособленного субъекта и объекта национальной безопасности Российской Федерации, требующего обеспечения со стороны государства должного уровня защищенности своих законных интересов, прав и свобод от различного рода опасностей, угроз и рисков посредством их должного прогнозирования, минимизирования и (или) устранения.

Во-вторых, интересы личности в сфере обеспечения национальной безопасности сводятся к ее потребностям в различных сферах, их защищенности со стороны государства.

В-третьих, интерес личности в сфере обеспечения безопасности заключается не только в беспрепятственной реализации своих конституционных прав и свобод, но и в ее устойчивом развитии[5].

В-четвертых, юридическим выражением интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности является "право личности на безопасность", под которым следует понимать предоставленную человеку и гарантированную государством возможность находиться в таком состоянии защищенности своих жизненно важных интересов, при котором негативные факторы (опасности, риски, угрозы) будут своевременно спрогнозированы, минимизированы, предупреждены и устранены государством посредством предоставления личности конкретных гарантий и мер эффективного государственного управления.

Таким образом, в статье была предпринята попытка теоретического осмысления сущности и содержания интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности. Показано, что интересы личности, наряду с интересами государства и общества, рассматриваются в качестве приоритетов государственной политики в сфере обеспечения безопасности. Конечной целью воплощения в жизнь интересов личности в сфере обеспечения национальной безопасности должно стать такое состояние защищенности от разноплановых опасностей, рисков и угроз, при котором личность сможет беспрепятственно реализовать все свои конституционные права и свободы. Государство, в свою очередь, обязано гарантировать личности достойный уровень жизни, конституционные права и свободы и ее дальнейшее развитие.

Стратегически важным является признание и определение содержания на законодательном уровне права личности на безопасность. Конструкция такого права как в объективном, так и в субъективном смыслах должна включать в себя признание за человеком ключевой витальной потребности — нахождение в состоянии защищенности от разноплановых угроз в различных сферах жизнедеятельности. Важной составляющей права личности на безопасность должна стать обязанность со стороны государства по созданию должного механизма гарантий, направленных с одной стороны на контроль и управление негативными факторами в ключевых сферах социальной системы, с другой стороны, на беспрепятственную реализацию со стороны личности своих конституционных прав и свобод.

Список использованной литературы

1. Давыдов Л.В. Безопасность как защита жизненно важных интересов личности, общества и государства / Л.В. Давыдов, А.И. Стребков // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. N 6.

2. Колоткина О.А. Право личности на безопасность: к вопросу о расширении перечня конституционных прав и свобод / О.А. Колоткина, И.Д. Ягофарова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 10. С. 94 — 96.

3. Пономарев Н.Н. Национальные интересы в Концепции национальной безопасности России: проблемы теории и практики / Н.Н. Пономарев // Общество и право. 2010. N 4 (31). С. 69 — 72.

[1] Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" (ред. от 05.10.2015) // Российская газета. 2010. N 295.

[2] Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.

[3] Пономарев Н.Н. Национальные интересы в Концепции национальной безопасности России: проблемы теории и практики // Общество и право. 2010. N 4 (31). С. 69 — 72.

[4] Колоткина О.А., Ягофарова И.Д. Право личности на безопасность: к вопросу о расширении перечня конституционных прав и свобод // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 10. С. 94 — 96.

[5] Давыдов Л.В., Стребков А.И. Безопасность как защита жизненно важных интересов личности, общества и государства // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. N 6.

Благополучие жизни – многогранное понятие, которое охватывает все аспекты человеческого существования. Благополучный человек самодостаточен, ему не интересны сплетни, он занят своей жизнью. Это люди, которые не скупятся на доброе слово и поддержку, потому что у них есть для этого ресурсы.

Здоровье, счастье и процветание начинаются с образа мыслей, следом идут сила воли и целеустремленность. Реализация желаний становится закономерным результатом. Подробнее о том, что такое благополучие жизни и как его достичь, читайте в нашем материале.

Понятие благополучия в жизни

Понятие благополучия в жизни

По толковому словарю Ушакова благополучие есть не что иное, как покой, мирное течение жизни, не омраченное неурядицами и потрясениями. Толкование словаря Ожегова имеет двойственный характер. Согласно нему, благополучие, с одной стороны, это счастье и покой, а с другой – наполненная материальными благами жизнь, отсутствие нужды. Таким образом, можно подразумевать под благополучием высокое качество жизни, семейное счастье и материальную обеспеченность.

В других словарях объяснение понятию схоже с описанием выше. Так, благополучие объясняется как основа жизни, размеренная, спокойная, успешная деятельность, материально обеспеченное существование без негативных событий и разного рода проблем, потрясений и неудач.

Мы можем объединить все эти понятия и дать общую формулировку благополучию как спокойной, размеренной жизни, не омраченной проблемами и неурядицами. Можно подобрать подходящие синонимы благополучию, такие как богатство, обеспеченность, успешность, процветание, удача, удовлетворение, зажиточность, достаток и т. д.

Виды благополучия в жизни человека

Первые места в определении благополучия в жизни каждого человека занимают физическое, духовное и социальное состояние. Эти понятия включены в Устав Всемирной организации здравоохранения.

По определению Устава ВОЗ здоровье — это не только отсутствие заболеваний, но и физическое, духовное и социальное благополучие. Ряд областей человеческой деятельности направлены на поддержание крепкого физического здоровья, профилактику заболеваний, в том числе силами активной социальной деятельности. Именно поэтому профессиональная заинтересованность социальных работников направлена на поддержание не только физического здоровья населения, но и духовного и социального благополучия.

Физическое благополучие

Предполагает отсутствие заболеваний и физических дефектов, бодрость и активный жизненный тонус. От природы это состояние естественное, но в современных реалиях для человека практически недоступное. Сегодня для поддержания бодрости и достойного уровня энергии человек вынужден обращаться в различные лечебно-профилактические учреждения, применять продукцию фармакологической промышленности, пользоваться медицинским оборудованием. Но все равно уровень физического благополучия не только не растет, но продолжает снижаться.

Однако недостаточно лечить обострившиеся заболевания, тратя на это огромные ресурсы от финансовых до временных. Гораздо эффективнее поменять подход к поддержанию собственного здоровья, чтобы предотвратить появление разного рода недугов и поддерживать достойную жизнь и физическое благополучие на должном уровне. Вместо того чтобы решать проблемы с помощью технических и химических средств, необходимо разобраться в том, как правильно заботиться о физическом и духовном здоровье, чтобы быть в ресурсе.

Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной

Девушка

ютуб
инстаграм
телеграм

Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.

Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.

Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:

Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”

5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели

Руководство “Как построить здоровые отношения”

5 ошибок, которые убивают любовь

Инструкция по поиску своего предназначения

16 вопросов, которые помогут найти свое дело

Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”

7 уроков для достижения жизни Мечты

Духовное благополучие

Не что иное, как причастность к общей культуре и возможность приобщиться к ней и ее наследию. Подразумевается четкое осознание себя как личности и критическое мышление, направленное на себя и свою деятельность. Человек, у которого развито духовное благополучие, планирует свою деятельность в соответствии с принятыми общественными нормами. Духовно благополучная личность — это человек творческий. Он умеет справляться со стрессами и жизненными неурядицами, полноценно работает на благо себе и обществу.

Духовное благополучие делится на два аспекта:

  • Внутреннее духовное благополучие человек ощущает при создании чего-то значимого и полезного для себя и окружения. Он испытывает чувство удовлетворения и успеха, даже если общество не замечает результат его деятельности. Подобное состояние можно охарактеризовать как счастье.
  • Внешнее духовное благополучие — это то состояние, когда общество видит и признает деятельность личности успешной, нужной, полезной. Значимое окружение человека поддерживает его, испытывает за него гордость. То же чувство присуще и самой личности.

Рефлексия в психологии: виды, способы развития

Но невозможно рассматривать эти два аспекта по отдельности. Не ощущая единства во внешнем и внутреннем благополучии, человек испытывает дискомфорт. Без чувства внешнего духовного благополучия человек чувствует свою неоцененность, непризнанность. Без внутреннего, духовного благополучия появляются проблемы с самооценкой, вредные привычки, трудности в сексуальной жизни, склонности к суициду. Психологическое благополучие тоже относится к духовному.

Психологическое благополучие

Это внутренний мир человека, личностные переживания, особенности поведения. Но особенности психологического благополучия отдельного индивидуума вызывают разногласия со стороны профессиональных психологов. Часть специалистов уверена, что психологическое благополучие определяет качество жизни. Оно выражается через позитивное отношение к окружению, принятие своего я (положительная оценка себя и своей деятельности), автономности (умение придерживаться своих интересов и убеждений), профессиональных компетенций (умение контролировать жизненные обстоятельства и окружение), умению ставить цели, имеющие глубокий жизненный смысл, и, конечно, постоянный личностный рост, который выражается в развитии и самореализации.

Социальное благополучие

Чувство удовлетворения собственным статусом, наличием межличностных связей, общественным положением, к которому он сам себя относит. Социальный статус — это место человека в иерархии общества, оправляемое экономическими, этническими, социальными и профессиональными признаками.

Под межличностными связями понимается совокупность взаимоотношений между людьми. Особенности общения проявляются в вариантах взаимодействия при совместной деятельности и в ходе простого общения. Не нужно недооценивать то влияние, которое на нас оказывает ближайшее окружение, в виде родных, близких друзей, коллег, соседей. Часть окружения мотивирует нас к действиям, заставляет добиваться целей. Другая часть подталкивает к заботе о здоровье. Можно сделать вывод, что социальное благополучие тоже определяющая сторона качества жизни, которая выражается в стабильных взаимоотношениях и любви.

Виды благополучия в жизни человека

У людей с признаками высокого уровня социального благополучия в окружении всегда есть люди, которые помогают при достижении цели, разделяют радости и горести, мотивируют на сохранение здоровья, помогают ощущать радость жизни. Они находятся в окружении любящих и понимающих людей, проводят много времени в компании близких, принимают участие в различных совместных мероприятиях, благодаря которым их духовные связи только укрепляются. Энергию эти люди получают от любви и здоровых отношений.

Социальное благополучие предполагает:

  • Материальное благополучие, под которым понимается наличие ряда материальных благ, удовлетворяющих витальные потребности человека и создающих возможности для личностного роста. Из описания видно, что подразумеваются все блага, которые обеспечивают жизненные потребности людей, приносят удовольствие и радость. Говоря о потребностях, имеется в виду нужда, недостаток того, что нужно для обеспечения качественного уровня жизни.
  • Профессиональное благополучие это то чувство удовлетворения, которое человек испытывает при выполнении своей работы. Далеко не каждую работу, выполняемую человеком, можно назвать профессией. Под профессиональной деятельностью понимают вид труда, который требует переделённой подготовки того, кто планирует ею заниматься. Эта деятельность становится далее источником существования и удовлетворения материальных потребностей. Говоря другими словами, под профессией подразумевается деятельность, имеющая общественное признание. Общество должно признавать ее значимость и необходимость развития. Человек может испытывать удовлетворение от работы. Это довольно сложное состояние, которое принято делить на три аспекта. Первый аспект заключается в удовлетворении от содержания труда, второй — удовлетворении вознаграждением, третий — удовлетворении от социального статуса.

Жизнь в Потоке. Как понять, что ты в Потоке, простой тест!

  • Финансовое благополучие — тот уровень дохода, который дает возможность удовлетворять все ежедневные нужды и придает уверенность в завтрашнем дне. Источников финансового благополучия не очень много (если исключить неожиданное наследство, выигрыш в лотерею, клад и т. д.). Обычно источниками экономического благополучия и высокого качества жизни являются работа, инвестирование, предпринимательство, игра на фондовой и валютной биржах и т.д. Стать материально независимым человеком способен только тот, кто умеет принимать решения и нести за них ответственность. Очень важно иметь несколько источников дохода, а не один (даже если это надежная работа с высоким окладом). Финансовый успех возможен тогда, когда доходы превышают расходы. Человеку, который умеет жить по средствам и находить новые источники дохода, финансовое благополучие обеспечено.

10 базовых условий благополучия

1. Занимайся спортом

Занятия спортом — лучшая инвестиция в благополучие в личной жизни, здоровье и успех. Необязательно ходить в спортзал, можно найти альтернативу в виде утренних пробежек или пеших прогулок. Любой вид активности, будь то велопрогулка, танцы или зарядка, придаст бодрости духа и свежести телу.

10 базовых условий благополучия

2. Высыпайся

Полноценный сон не менее 8 часов — залог бодрости и хорошего настроения. Человек, который следит за режимом и высыпается, реже страдает депрессией. Люди с налаженным сном находят общий язык быстрее, сохраняют позитивное отношение к жизни и боевой настрой, обретают благополучие и смысл жизни в ежедневных делах.

3. Чаще улыбайся

Иногда необходимо заставить себя улыбаться. Когда мышцы лица задействованы в улыбке, они отправляют в мозг сигнал о выработке гормона радости — эндорфина. А значит, чем чаще мы улыбаемся, тем счастливее ощущаем себя.

Как гарантированно исполнить любую мечту за 30 дней

Девушка

ютуб
инстаграм
телеграм

ютуб
инстаграм
телеграм

Бедный человек не тот, у которого нет
ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.

Какая твоя истинная мечта?

  • Хочешь жить удивительной жизнью?
  • Мечтаешь увеличить благосостояние?
  • Обрести новые искренние отношения?
  • Наладить имеющиеся отношения?
  • Осознать предназначение?

Возможно все! В моей школе более 100,000 людей уже исполнили свои самые заветные мечты.

Мы подготовили инструкцию с дорожной картой , которая поможет исполнить любую твою мечту за 30 дней! И да, это бесплатно! Скачивай и пользуйся уже сейчас 🙂

4. Будь на связи

Важно понимать, что люди вокруг нас — самое главное. Чаще звоните родным и близким, отвечайте на звонки, ведите активную социальную жизнь. Те, кто ведут затворнический образ жизни, чаще испытывают душевные расстройства и впадают в депрессию.

5. Живи настоящим

Не откладывайте дела, особенно которые можно сделать уже сейчас. Не ждите подходящего момента, выходных, Нового года, понедельника. Все поездки, встречи, приятные покупки нужно делать уже сейчас, в тот момент, когда захотелось, а не тогда, когда наступит лучшее время.

Социальные потребности личности: виды и особенности

6. Будь благодарным

Одно из самых полезных качеств личности. Начните применять технику благодарности и заметите, как изменится жизнь. А нужно всего лишь перед сном вспомнить все то, что хорошего случилось за день, и поблагодарить за это. Это необязательно дела или поступки. Это могут быть ощущения, события, встречи. Ну и помните, что людей и свое окружение тоже нужно регулярно благодарить.

7. Не прекращай учиться

8. Развивай свои навыки

Подумайте, возможно, в детстве вы любили танцевать или рисовать. Не исключено, что в углу давно пылится мольберт с красками, которые вы так и не брали в руки.

10 базовых условий благополучия

А ведь на хобби можно выделить пару часов в неделю, но этого будет достаточно, чтобы развить навыки, улучшить психологическое благополучие и повысить качество жизни. Хобби помогает отвлечься, уйти от проблем и разгрузить голову. И, конечно, это прекрасный способ выделиться из толпы.

9. Оставляй время на себя

Помните, нет важнее человека, которому нужно внимание, чем ВЫ. Постарайтесь найти несколько часов в неделю на себя, на отдых, спорт или творчество. Главное, чтобы в этот момент ничего не отвлекало, и вы могли насладиться любимым занятием, чтобы найти ресурс на остальную жизнь.

10. Не гонись за богатством

Простой поймите, что никому еще не удалось получить все деньги мира. Достигаторство путем здоровья или отсутствия личной жизни ничего не стоит. Попробуйте пересмотреть свой бюджет. Контролируйте доходы и расходы, заведите мобильное приложение для учета финансов. Не исключено, что при регулярном планировании бюджета вы поймете, что все текущие расходы покрывает ваш сегодняшний доход и смысла в дополнительном заработке нет.

Высокий уровень социального благополучия обеспечивает лучшие условия жизни, чувство безопасности в среде обитания. Личность ощущает гордость за принадлежность к определенной социальной группе (например, философов или социальных работников) и стремится усовершенствовать его. Человек с высоким уровнем благополучия знает свои сильные стороны и может определить самостоятельно те сферы, в которые мог бы внести максимальный вклад. Постепенно он проявляет все более активное участие в жизни общества и воздействует на окружающих сильнее. Отсюда делаем вывод, что высокий уровень благополучия — это важнейший фактор, который имеет сильное влияние на нашу жизнь в конкретной среде обитания в целом.

Цвиль Владимир

С момента принятия Конституции РФ в 1993 г. рассматривались два варианта ее развития: путем внесения поправок либо путем законодательного и судебно-конституционного развития при сохранении стабильного текста. В пользу второго варианта высказывался тезис о том, что проблемы Основного Закона кроются не в тексте, а в его реализации на практике, в связи с чем необходимо реальное и качественное претворение в жизнь конституционных идей.

Спустя 15 лет идея стабильности текста стала все больше подчиняться идее внесения в него изменений. Так, в 2008 г. в Конституцию были внесены изменения об увеличении срока полномочий Президента РФ и Госдумы, о контрольных полномочиях Госдумы в отношении Правительства РФ, в 2014 г. – о судебной системе, прокуратуре и Совете Федерации (в частности, об увеличении его состава представителями РФ, назначаемыми президентом).

Как сообщает ЦИК России, по результатам общероссийского голосования за принятие поправок высказались около 78% россиян

Факт изменения Основного Закона дал повод рассуждать о перспективах дальнейшего конституционного развития. Сразу оговорюсь, что в данной заметке не ставится задача ответить на вопрос о процедуре закрепления предлагаемых идей. Кроме того, для одних предложений требуется принятие новой Конституции, другие могут иметь форму поправок либо законодательного развития, либо конституционно-правового истолкования.

Усиление гарантий стабильности конституционного текста

Одним из важнейших качеств Основного Закона является стабильность – высокая устойчивость его текста, являющаяся иммунитетом от малообоснованных влияний, веяний времени и чрезмерной гибкости. Стабильность предопределяет особое доверие к Конституции со стороны общества.

Стабильность Конституции обеспечивается усложненным порядком внесения в нее изменений. В действующей Конституции заложена иерархия ее положений и соответствующая ей ступенчатая модель сложности их изменений: в частности, положения гл. 1 имеют приоритет перед другими положениями, при этом гл. 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены, а могут быть изменены только в рамках новой Конституции (ст. 16, 64 и 135). Поправки в гл. 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации (ст. 136).

Если при принятии Конституции в 1993 г. такой порядок рассматривался как достаточно жесткий, гарантирующий стабильность конституционного текста, то в настоящее время процедура внесения в Основной Закон поправок выглядит уже более гибкой.

Далее 16 марта Конституционный Суд РФ вынес Заключение № 1–3, которым признал поправки и процедуру их внесения конституционно допустимыми (никто из принимавших в рассмотрении этого вопроса судей не высказал особого мнения, которое на тот момент было законодательно предусмотрено). Поскольку указанный Закон предполагал общероссийское голосование, оно изначально было назначено на 22 апреля, но затем по известным причинам перенесено на 1 июля. Как следует из Постановления ЦИК от 3 июля 2020 г., из 74 114 217 принявших участие в голосовании граждан за поправки проголосовали 57 747 288 человек (77,92%). В соответствии с Указом Президента РФ от 3 июля 2020 г. № 445 поправки вступили в силу 4 июля 2020 г.

Таким образом, можно констатировать оперативную реализацию процедуры внесения большого пакета конституционных поправок.

КС признал конституционным положение постановления губернатора МО об ограничении передвижения в период пандемии

Как указал Суд, в сложившейся экстраординарной ситуации губернатором как высшим должностным лицом государственной власти субъекта РФ было осуществлено оперативное правовое регулирование, впоследствии легитимированное правовыми актами федерального уровня

Напомню также, что 30 января 2020 г. по решению Всемирной организации здравоохранения в связи со вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-19) эпидемиологической ситуации был присвоен уровень международной опасности и объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 г. ситуация была признана пандемией. В связи с этим указами Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 234, от 28 апреля 2020 г. № 316 и от 11 мая 2020 г., а также принятыми на их основе актами высших должностных лиц субъектов Федерации были введены ограничительные меры, в том числе режим повышенной готовности, включающие ограничение свободы передвижения населения и проведения публичных мероприятий. Часть этих мер продолжают действовать в настоящее время, а соответствующие споры продолжают рассматриваться в судах (например, Постановление КС от 25 декабря 2020 г. № 49-П).

Между тем еще раз отмечу, что конституционные поправки имели обширный объем и разноплановый характер, затрагивали многие сферы правоотношений. На мой взгляд, это требовало создания реальных условий для общественной, научной и политической дискуссии, основанной на принципах всесторонности, полноценности, открытости, прозрачности, а также широкого и беспристрастного освещения в СМИ. Поэтому представляется, что обсуждение поправок должно было занять больше времени, а также, на мой взгляд, его следовало перенести до окончания эпидемиологической угрозы и прекращения действия ограничительных режимов.

Исходя из накопленного опыта, а также учитывая сущность и свойства Основного Закона, гарантии стабильности конституционного текста, по моему мнению, следовало бы усилить. Во-первых, установить возможность изменения Конституции путем референдума или его обязательного вовлечения в соответствующий конституционный процесс. Во-вторых, для формирования взвешенного общественного мнения закрепить гарантии продолжительности соответствующего конституционного процесса (например, минимально допустимый срок в один год). Полагаю, это отвечало бы тому принципу, что изменение Основного Закона должно носить исключительный, а потому редкий, тщательно выверенный, глубоко обдуманный и взвешенный характер.

При наличии в Конституции лишь основополагающих положений раскрытие ее потенциала, на мой взгляд, должно происходить при взаимном уравновешивании: с одной стороны – стабильности фундаментальных основ, отражающих традиционные ценности, вечные идеалы, общепризнанные и непоколебимые гарантии, а с другой – эволюции конституционных положений путем их законодательного развития и легального истолкования, позволяющего адаптировать конституционный текст к изменяющейся социальной реальности.

Поиск и обозначение конституционных принципов кадровой политики государства

Вопросы личностных качеств кадрового состава госаппарата, в частности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (далее в общем смысле – госслужащих), имеют первостепенное значение для осуществления функций государства. Достаточно давно был сформулирован принцип, согласно которому именно личностные качества служителей закона, а не сам закон, предопределяют эффективность выполнения государством его задач.

Конституция, являясь программным документом и неся ценностные и целеполагающие ориентиры, содержит основу идеи служения обществу: это стремление обеспечить благополучие и процветание России, ответственность за Родину перед нынешним и будущими поколениями, а также принципы справедливости, правовой демократии, социального государства, постулат обусловленности деятельности органов публичной власти правами и свободами человека и гражданина (преамбула, ст. 1–3, 7 и 18).

Вместе с тем насколько адекватно развивается конституционная идея государственного служения на практике? Это обширный вопрос, поэтому обратим внимание на его основу – смысл и цель госслужбы.

Данный принцип, на мой взгляд, идеологически неоднозначен, так как материальные гарантии должны быть следствием (результатом) службы, а не ее целью (стимулом). Это философско-правовая и конституционная проблема, затрагивающая идейную основу публичной власти.

Служение обществу (служебная и должностная деятельность) имеет два стимулирующих вектора: профессионально-идеологический (служба и ее предназначение) и материально-практический (труд и его вознаграждение). Первый является базовым, отражая целеполагающую основу служения. Второй, в свою очередь, призван обеспечить достаток и независимость служащего. При этом если до определенной черты достойное материальное обеспечение является гарантией достатка и независимости, то чрезмерно высокий доход, напротив, ставит госслужащего в зависимость от опасений потерять его источник и может выступать средством давления.

Вместе с тем существует важный этический принцип: благодетель без победы над страстью – не благодетель (относительно рассматриваемой сферы: служение обществу без преодоления главенства материального стимула – не служение). Поэтому именно идеология профессиональной деятельности госслужащего, включая значение занимаемой общественной роли и качественное выполнение возложенных на него задач, должна выходить на первый план в системе стимулов и социального вознаграждения.

Вместе с тем служение – очень важная характеристика, отличающая наивысшую ступень социального бытия человека. Оно кардинально отличается от прислужничества: первое подчинено общественному благу и основано на профессиональном достоинстве, второе сводится к удовлетворению корыстных интересов и формальному выполнению профессиональных обязанностей. Поэтому выраженная Александром Грибоедовым словами Чацкого идея радости службы и недопустимости прислуживания – это один из вариантов формулирования конституционной идеи ответственного служения обществу со стремлением обеспечить его благополучие и процветание, с верой в добро и справедливость.

Таким образом, фактор потребности ответственного служения обществу должен являться основой профессиональной пригодности, а кадровая политика государства– создавать условия для раскрытия потенциала истинных служителей закона и общественных деятелей. В целях дальнейшего развития эти идеи в том или ином виде должны, на мой взгляд, получить конституционное признание. Вместе с тем нужно учитывать, что для эффективного служения обществу в нем самом должен быть достигнут необходимый уровень культуры, в том числе правовой и культуры власти, без чего возможность быть настоящим деятелем и служителем закона во многих ситуациях потребует героических усилий.

Развитие конституционного статуса СМИ

Конституция гарантирует свободу массовой информации, которая основана на свободе мысли и слова, праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также запрете цензуры (ч. 1, 4 и 5 ст. 29).

Представитель заявителя жалоб отметила, что постановления ЕСПЧ предоставляют журналистам больше возможностей писать на острые темы о коррупции, финансовых и других злоупотреблениях чиновников

Таким образом, СМИ выполняют публичные задачи, поэтому вырабатываемый ими продукт должен отвечать конституционному предназначению, а деятельность –международно признанным стандартам.

Целый ряд международных актов регулируют деятельность СМИ 1 .

Думается, указанные стандарты содержания института массовой информации, а также обязанность их уважения и обеспечения со стороны государства также должны быть отражены и на национальном конституционном уровне.

В заключение добавлю, что существуют и другие важнейшие конституционные проблемы – например, необходимость закрепления гарантий обеспечения реальной независимости ветвей власти, особенно судебной, серьезного усиления природоохранных принципов (смещение баланса в сторону экологических интересов по сравнению с материально-экономическими, повышения уровня образования и медицины), которые также требуют решения.

1 Это, в частности, Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне (1978 г.), а также документы Совета Европы: Декларация о средствах массовой информации и правах человека (1970 г.), Рекомендация о роли национального вещания и управления им (1975 г.), Декларация о свободе выражения мнения и информации (1982 г.), Политическая декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе (1994 г.), Рекомендация о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации (1999 г.), Декларация о свободе политической дискуссии в СМИ (2004 г.).

Читайте также: