Герменевтика права как методологический подход к познанию права

Обновлено: 30.06.2024

ЮРИДИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА — наука о понимании, объяснении смысла, заложенного законодателем в текст нормативно-правового акта. Задача Ю. г. — методологически обеспечить переход от понимания смысла нормы права к объяснению его сущности. Такой переход представляет собой не что иное, как процесс познания, результатом которого является нахождение единственно правильного варианта интерпретации общеправовых предписаний относительно конкретной правовой ситуации.

Наряду с классической методологией в юридической науке все шире используется современная (неоклассическая) методология. При этом присвоение и использование знаний др. наук происходит путем так называемой юридизации методов (познавательных средств и приемов) др. наук и формированием новых юридических дисциплин на стыке юриспруденции и смежных наук. Взаимосвязь юриспруденции и герменевтики проявляется, прежде всего, в истолковании различных форм и источников права — как исторических правовых документов, так и действующих в современный период различных видов правовых актов. Возрастающей популярностью Ю. г. обязана, прежде всего, Х. -Г. Гадамеру, указавшему на общность исторической, теологической, филологической и Ю. г. С его точки зрения, как для юридической, так и для теологической герменевтики, конституирующим является напряжение, существующее между данным текстом (законом или благой вестью), с одной стороны, и тем текстом, который является результатом применения первого в конкретной ситуации истолкования (судебный приговор или проповедь) — с др. Иными словами, чтобы понять текст правильно, т.е. в соответствии с выдвигаемыми им притязаниями, мы вынуждены в каждый данный момент в каждой конкретной ситуации понимать его по-новому и по-другому. А значит, понимание здесь уже является применением: проникновением в смысл того или иного правового текста и его применение к конкретному случаю представляют собой не два отдельных акта, а единый процесс. Коллизия, конфликт интерпретаций законодателя и право-реализатора (исполняющего органа, гражданина) состоит в том, что законодатель изначально стремится к однозначности текста в свою пользу. Именно в этом заключается и специфика герменевтики права. Герменевтический метод в правопонимании необходимо также связать с существованием различных правовых культур, в том числе национальной правовой культуры, с собственным видением проблемы прав человека правового государства, разделения властей, местног самоуправления и т.д., соответствующему нашему пра вовому менталитету и условиям юридического бытия Какие бы формы юридической практики мы ни рас сматривали, они состоят из совокупности разнообразных интерпретационных расчетов. В этом смысле право является по своей природе тотально герменевтическим явлением.

В Ю. г. широко используются методы лингвистики, двойной и тройной рефлексии (когда интерпретируется не только текст, но и его автор, а также конкретно историческая ситуация), исследование контекста и др. методы. Применение этих методов продуктивно как для выработки нового типа правопонимания, так и в разделе юридической техники — толкования законодательства. Наиболее интересную методологию герменевтического анализа правовых текстов разработал итал. философ и юрист Э. Бетти. Он размышлял следующим образом. Существует мир объективного духа, фактов и человеческих событий, поступков, жестов, мыслей и проектов, следов и свидетельств идей, идеалов и реализаций. Весь этот мир подлежит интерпретации. Интерпретация предстает как процесс, цель и адекватный результат которого — понимание. Интерпретатор должен ретроспективно воспроизвести реальный процесс создания текста путем реконструкции послания и объективации намерений автора текста. Бетти сформулировал четыре герменевтических канона, активно используемых в юриспруденции:

1) Канон имманентности герменевтического масштаба. Реконструкция текста должна соответствовать точке зрения автора. Интерпретатор ничего не должен привносить извне; ему надлежит искать смысл текста, уважая непохожесть и герменевтическую автономию объекта.

4) Канон смысловой адекватности понимания представляет собой требование к интерпретатору текста. Понять друг друга автор и интерпретатор могут, если они конгениальны и находятся на одном уровне. Этот канон предполагает также умение интерпретатора принять цели объекта интерпретации, как свои, в самом непосредственном смысле слова.

Герменевтический метод в юриспруденции призван упростить диалог правовых культур, поскольку правовые понятия и категории (такие, напр., как свобода, демократия, ответственность) имеют разное значение в разных правовых системах. Герменевтический метод плодотворно применяется в историко-правовых исследованиях.

Лит.: Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 2005; Честное ИЛ. Актуальные проблемы теории государства и права: Эпистемология государства и права как наука: Учебное пособие. СПб, 2004; Плавич В.П. Архитепические прафеномены права и его структура // Держава i право. Збiрник наукових праць. Юридичш i полiтичш науки. Вип. 24. Киев, 2004; Плавич В.П. Выработка современного правопонимания в эпоху нового синтеза // Ринкова економжа: Сучасна теория i практика управлшня. Т. 9. (Вип. 10); Плавич В.П. Сучасш проблеми формування та розвитку ново парадигми права // Держава i право: Збiрник наукових праць. Юридичш i полiтичш науки. Випуск 24. Киев, 2007; Bancroft W. The Losanov Method and its American Adaptation // The Modern Language Journal. 1978. № 4. P. 167—175; Pierce Ch. S. Collected Papers. Cambridge, Mass., 1935. P. 452—453; Znaniecki F. Upadek cywilizacji zachodnej. Szkicez pogranicza filozofii kultury i sociology. Poznan, 1921.

Первоначально понятие герменевтики применялось к интерпретации библейских текстов, затем видоизменилось и использовалось уже как учение о восстановлении памятников литературы, которые дошли до наших дней в сильно деформированном и непонятном без комментариев толкователя виде. В XXI веке можно говорить о герменевтике как об истолковании любого произведения, к которому относятся литературные тексты, исторические события, произведения искусства и другие объекты, поддающиеся интерпретации, в том числе – законы и право.

1. Информацию о приемах изложения воли в юридическом тексте (юридическая лингвистика, юридическая техника, легистика как наука об изложении и оформлении нормативных актов).

2. Знания о способах уяснения и разъяснения воли, изложенной в юридических документах.

3. Правовую экспертизу юридических текстов как специальную сферу знаний об исправлении пороков юридических текстов.

Основным вопросом юридической герменевтики является проблема понимания норм права, причем как в теории права, так и в практической деятельности правоприменителей.

Интерпретация права представляет собой единство понимания и толкования, что, в конечном счете, выражается в форме поведения или письменного или устного объяснения. Процедура интерпретации зачастую подразделяется на несколько этапов. Например, Е. В. Васьковский (Eugeniusz Wlodzimierz Waskowski, 1866–1942) выделяет два уровня толкования[105]. Он полагает, что сначала юрист должен удостовериться, что невозможно использовать легальное толкование. Если это так, необходимо подвергнуть норму словесному толкованию, чтобы установить ее буквальный смысл. Последним шагом является обращение к реальному толкованию для того, чтобы проверить результат словесного толкования и постигнуть истинный, глубинный смысл.

Э. Форстхоф указал на целесообразность анализа исторических перемен, благодаря которым первоначальный смысл закона и смысл, применяемый в действительности, отделяются друг от друга. Юрист в любом случае должен руководствоваться буквой закона, но следует учитывать и обстоятельства конкретного дела. Э. Форстхоф полагал, что историческое познание необходимо для установления содержания нормативного акта, для того, чтобы понять его суть. Юрист не должен концентрироваться на намерениях законодателя, его мыслях и переживаниях по поводу акта. Толкователю необходимо проанализировать генезис правовых отношений, чтобы корректно определить нормативную роль (функцию) закона. Он должен понять именно правовое, а не историческое значение закона и привести его в соответствие с современностью[109].

Более того, стоит отметить, что существование юридической герменевтики невозможно в недемократическом обществе, так как для этого раздела науки о толковании важен принцип равенства всех перед законом. Глава же тоталитарного или авторитарного государства имеет возможность, не считаясь с глубинным истинным смыслом закона, толковать его по своему усмотрению или попросту игнорировать норму права, тем самым нейтрализуя необходимость юридической герменевтики как таковой.

Таким образом, толкование правовых тестов с использованием герменевтического метода заставляет интерпретатора погружаться и в другие гуманитарные науки, такие как философия, история и некоторые другие. Герменевтика как составная часть общефилософской теории понимания позволяет толкователю иначе взглянуть на текст, помогает увидеть его суть.

С того момента, как человек начинает процесс интерпретации, он также включается в историю о формировании данного акта, и через несколько лет уже его толкование будут анализировать другие юристы, чтобы составить мнение об акте, поймать суть нормы. Герменевтический подход – это вечный неразрывный круг или спираль, который позволяет приблизиться к истине посредством символов – слов и их исторического значения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 2.3. Классификация норм права

§ 2.3. Классификация норм права Виды правовых норм чрезвычайно разнообразны.Одно из оснований классификации - это деление правовых норм по отраслям права (нормы конституционного, гражданского, уголовного права и т.д.). Такая классификация имеем важное значение для

§ 12.4 Разъяснение норм права

§ 12.4 Разъяснение норм права В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение правовых норм, можно выделить два основных его вида: официальное и неофициальное.1. Официальное толкование дается уполномоченным на то органом, формулируется в

16. Классификация норм права

16. Классификация норм права 1) основным является деление норм права на:а) регулятивные нормы права устанавливают определенные правила поведения, предоставляют участникам правоотношений права и возлагают на них обязанности. В зависимости от характера устанавливаемых

6.3. Способы толкования закона и подходы к толкованию права

6.3. Способы толкования закона и подходы к толкованию права В предыдущем параграфе было уделено значительное внимание классификации феноменов толкования. Однако основное смысловое содержание современной интерпретационной концепции заключается не столько в

Классификация норм права

Классификация норм права Правовые нормы принято классифицировать по гипотезам, диспозициям и санкциям.Классификация норм права по их гипотезам. По содержанию:? простая гипотеза: описывает одно обстоятельство, с наличием которого правовая норма связывает возникновение

10. Классификация норм права

10. Классификация норм права Под классификацией понимается распределение изучаемых объектов на группы по определенному общему признаку.Нормы права классифицируются:1) по функциям в механизме правового регулирования:а) исходные – нормы-принципы, нормы-дефиниции,

Цивилизованный подход к решению проблем

Цивилизованный подход к решению проблем Я хочу дать своим детям ровно столько, чтобы они смогли почувствовать, что могут сделать что угодно, но не так много, чтобы они не захотели делать ничего. У. Баффет Понятие наследства в широком смысле – это все то, что формируется

Новаторский подход Электронные помощники Андрей Хомяков

Новаторский подход Электронные помощники Андрей Хомяков О технических новинках, пришедших на помощь сотрудникам УИС, рассказывает заместитель начальника отдела безопасности и оперативной работы УРУ ГУФСИН края, подполковник внутренней службы Андрей Петрович

Встреча для вас Творческий подход Евгений Колганов

13.2 Функции норм права

13.2 Функции норм права Каждая норма права имеет собственное функциональное назначение. Следовательно, нормам права присущи определенные функции.Функции правовой нормы определяются чаще всего как ключевое направление действия нормы права, которое позволяет выявить

13.4 Классификация норм права

13.4 Классификация норм права Современное законодательство состоит из разнообразных по характеру и содержанию норм права. Выяснению их природы, места в правовом регулировании служит классификация норм права. Под классификацией обычно понимают распределение изучаемых

Современная методология правовых наук выдвинула на первый план проблему герменевтики как главного подхода в работе с правовым источником, произведением или текстом.

Герменевтика понимается как наука о правилах толкования, порожденная необходимостью разъяснения и конкретизации священных текстов, произведений поэтов, писателей, философов, ученых,‘основанная на процессе интерпретации на стыке языка и жизненного опыта.

Периодом зарождения герменевтики считается эпоха Ренессанса, получившая развитие в трех направлениях — филологическая, теологическая, юридическая герменевтика.

Герменевтика, в ее современном понимании, окончательно сформировалась в эпоху романтизма. Основоположником такого понимания герменевтики считают немецкого философа конца

— начала XIX в. Ф. Шлейермахера, разработавшего общие правила герменевтического подхода, предполагавшего его единообразное применение к текстам религиозного и светского характера, для которых ранее считалось необходимым применять разные способы интерпретации. По его мнению, каждый текст имеет две стороны — предметно-содержательную и индивидуально-лич- ностную, т.е. текст имеет грамматическую (объективную) и психологическую (техническую) природу. Герменевтика, по мнению Ф. Шлейермахера, — это искусство постижения чужой (авторской) индивидуальности как она выражена в тексте (художественном или научном)[64].

Таким образом, герменевтика является объединяющим понятием, включающим в себя искусство интерпретации, истолкования и понимания письменно зафиксированных в языке жизненных объективаций.

Она отстаивает ценность традиций, указывает на образцы поведения, которые существовали в прошлом как эталоны современности. Для нее важнейшим является вопрос о понимании человеком сущего и должного. В процессе понимания на предмет познания распространяется интеллект, чувства, интуиция, вообще личность того, кто стремится к пониманию.

Герменевтика как искусство и одновременно как теория истолкования текстов применяется в различных областях обще- ствознания: философии, филологии, психологии, праве. Как рассуждал Г.Г. Гадамер, нельзя не признать, что историк права и юрист-практик решают разные задачи: первый — умозрительную, а второй — практическую. При этом понимание права проявляется в деятельности обоих. Почему же тогда понимание правового смысла закона у одного может быть иным, нежели у другого?[66].

В современной герменевтике понимание — это не прикладная задача при истолковании текстов, а фундаментальная характеристика, определяющая человеческое бытие и мышление. В этой связи возникла проблема использования гуманитарных традиций в диалоге культур, и, к примеру, политическая (правовая) наука стала перед необходимостью разработки новой гуманитарной методологии политического (правового) анализа, которая названа политической (правовой) герменевтикой[67].

Если до недавнего времени юридические исследования, как правило, ограничивались формально-логическими операциями, то герменевтика права предполагает более сложный семантический подход к его оценке.

Итак, правовая герменевтика призвана стать новым научным методологическим подходом ведения диалога в условиях разнообразия правовых культур и равноправия мировых цивилизаций.

Как отмечает П.М. Рабинович, в правовой герменевтике в настоящее время выработаны такие понятия, положения, методики, процедуры, использование которых позволяет вывести научную и научно-прикладную разработку толкования юридических норм на качественно новый уровень[68]. В этом плане роль герменевтического подхода при изучении правовых систем трудно переоценить.

Благодаря использованию возможностей герменевтики и потенциала герменевтического подхода можно выявить не просто подлинный смысл памятников права, но и найти ту нить, которая связывает их с современным периодом развития и функционирования разных правовых систем. Например, без использования данного подхода представляется невозможным выявить, с одной стороны, значение многих положений основополагающего источника исламского права — Корана, а с другой — обнаружить его реальное влияние на функционирование исламского государства и права.

Сущность и эффективность правовых систем во многом предопределяется их историческими корнями, историческими закономерностями, присущими эволюции этих правовых систем. Так, раскрыть сущность современного китайского правопонима- ния представляется невозможным без понимания того факта, что исторической основой данного древнейшего права является философия конфуцианства. Именно благодаря герменевтическому подходу можно объяснить причину своеобразного отношения китайцев к реальной роли права в общественной жизни, продиктованного учением Конфуция.

Таким образом, благодаря герменевтическому подходу становится возможным выявление не только буквы, но и духа тех источников, которые выступают как памятники права в рамках различных правовых систем и во многом предопределяют их функционирование.

Глава 23. Методология метатеоретических исследований

1 Овчинников А. И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. Рос

тов н/Д, 2002. С. 259.

3 Там же. С. 61, 73.

432 Раздел V. Методология теоретических и метатеоретических исследований

Герменевтика с ее оригинальными, но недостаточно обосно-ванными претензиями на новую философию социального позна-ния, как мы видим, ничего позитивного правовой науке дать не может, скорее, заводит ее в тупик, чем выводит на новые горизон-ты познания. Поэтому и результаты конвенционального исполь-зования А. И. Овчинниковым понятийного и методологического арсенала данной теории не дали тех позитивных результатов, ко-торые автор хотел бы получить в процессе исследования проблем правового мышления.

Аргументы, которые приводит А. И. Овчинников в обоснование тезиса об отсутствии в социальной, в том числе правовой, сфере объективных законов, несостоятельны. Он переоценивает возможность законов природы действовать чуть ли не автоматиче-ски, при любых ситуациях. Между тем все законы природы, по-добно социальным законам, действуют при наличии строго опре-деленных условий. Этот факт является общеизвестным специали-стам в области физики, химии и других естественных наук. Констатируя обусловленность объективных законов конкретными обязательными условиями, Ф. Энгельс отмечал, что «вода при температуре от 0 до 100 °С жидка — это вечный закон природы. Но чтобы он имел силу, должны быть налицо: 1) вода, 2) данная тем-пература и 3) нормальное давление. Законы метеорологии тоже вечны, но только для Земли или же такого небесного тела, которое обладает величиной, плотностью, наклоном оси и температурой

См.: Овчинников А. И. Указ. соч. С. 40,41.

Глава 23. Методология метатеоретических исследований 433

С усложнением сферы действия законов возрастает число обя-зательных условий, при которых они проявляют себя. В обществе как наиболее сложной форме движения материи весьма редко воз-никают ситуации, когда налицо все необходимые для действия со-ответствующего закона условия. Поэтому действие социальных законов не проявляется столь же очевидно и бесспорно, как в нау-ках о неживой природе. Социальные законы не действуют с мате-матической точностью, как законы физики или химии, а проявля-ются в виде тенденции, предрасположенности определенных со-бытий, явлений, процессов к определенному результату. Такой результат в каждом отдельном случае может быть, а может и не быть. Лишь взяв большие исторические периоды развития обще-ства, можно увидеть, как действуют социальные законы, каким образом они определяют содержание и динамику соответствую-щих явлений и процессов.

Не препятствует действию социальных, в том числе правовых, законов волевой характер действий лиц. Многообразие и уникаль-ность отдельных событий и действий лишь затрудняют выявление присущих им общих признаков, связей, но отнюдь не отменяют их. Об этом убедительно свидетельствует такая наука, как социальная статистика, призванная выявлять общее, устойчивое в со-вокупности единичных и неповторимых фактов. Данная наука блестяще справляется с этой задачей и по праву признается одним из самых могущественных орудий социального познания.

Статистика опирается на закон больших чисел, согласно ко-торому при наблюдении достаточно большого числа единичных событий, фактов взаимно погашается влияние уникальных, второ-степенных, случайных факторов и обнаруживаются общие, устой-чивые, существенные черты, признаки и связи. Познание же об-щего, устойчивого обеспечивается применением всей развитой системы методов статистического анализа. Это методы группи-ровки, средних величин, индексов, корреляционного анализа, ди-намических рядов и др.

Следовательно, чтобы доказать отсутствие в мире единичных и уникальных социальных явлений, событий общего и закономер-ного, А. И. Овчинникову и другим адептам герменевтики нужно обосновать не больше и не меньше как научную несостоятель-ность социальной статистики и основанных на ней положений

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 553.

434 Раздел V. Методология теоретических и метатеоретических исследований

экономических, политических, правовых и иных наук. Поскольку убедительных аргументов по этому вопросу данными авторами не представлено, то субъективные подозрения в отсутствии объек-тивных законов в социальной сфере остаются личным делом этих авторов, не способных подняться на уровень подлинно научного знания даже в форме гипотезы.

Равным образом степень объективности правовых понятий не зависит от количества признающих их ученых в порядке конвен-ции или стихийно. Например, все ученые Средневековья едино-душно верили в то, что Солнце вращается вокруг Земли, а алхимия является действительной наукой. Однако эти несоответствующие действительности конвенциональные утверждения неизбежно были опровергнуты дальнейшим ходом развития науки. Объективность научных знаний определяется другим критерием — соответствием понятия отражаемой реальности, явлениям и процессам. В материалистической теории права, которая рассматривает объективность в качестве атрибута понятий, ориентирует ученых на поиск и обоснование объективных понятий, а также снабжает их методами, обеспечивающими получение таких понятий, понятийный аппарат более полно и точно отражает политико-правовые реалии, нежели система правовых понятий герменевтики, отрицающей их объективный характер.

Адептам герменевтики неизбежно приходится заниматься фор-мулированием объективных понятий, иначе невозможно придать своим экзерсисам научную значимость, включить их в систему действительных научных знаний. Однако эту необходимую про-цедуру теоретического познания им приходится проделывать ук-радкой, стыдливо, поскольку подобные результаты противоречат методологическим принципам их теории.

Таким образом, А. И. Овчинникову не удалось отыскать убеди-тельных аргументов в пользу отсутствия у правовых понятий и категорий атрибута объективности. Герменевтический круг, будучи основным орудием познания данной науки, ориентированным на отрицание объективного характера правовой науки, на деле представляет собой теоретический и методологический тупик, не предполагающий никаких перспектив для дальнейшего развития ни правовой науки, лишенной объективной закономерной основы; ни правовой практики, лишенной действенной помощи правовой науки; ни для активно действующего ученого-юриста, который согласно герменевтике должен больше доверять собственному правовому опыту, нежели накопленным человечеством теоретиче-

Глава 23. Методология метатеоретических исследований

ским знаниям. Герменевтика как метод толкования письменных текстов может применяться плодотворно лишь как метод толко-вания письменных источников в конкретных социальных либо исторических исследованиях, а также на стадии толкования норм права.

Герменевтика неоднородна. Принято выделять специальную – юридиче­скую, теологическую, историческую и т.д. герменевтику, разрабатывающую правила интерпретации принадлежащих к той или иной сфере знания текстов; и универсальную герменевтику, систематизирующую методологию интерпрета­ции и понимания любых текстов безотносительно к их дисциплинарной при­надлежности. Представители герменевтической традиции Г. Гадамер и П. Ри­кер полагали, что невозможно формализовать интерпретационные принципы герменевтики. Тем не менее, техника истолкования текстов может быть пред­ставлена в обобщенном виде.

Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры синергетического метода.

Основные процедуры герменевтического анализа – понимание и интер­претация. Интерпретация (лат. interpretatio – толкование) – есть процесс рас­крытия смыслов, заключенных в тексте как предмете исследования. Интерпре­тация - достаточно свободный творческий акт, вследствие этого герменевтиче­ская парадигма характеризуется терпимостью к множественности результатов интерпретации. В герменевтике сложились две точки зрения относительно сущности интерпретационного процесса: согласно первой, интерпретация есть реконструкция авторских смыслов, их обнаружение в исследуемом объекте; со­гласно второй - интерпретация есть конструирование собственного смысла в результате развертывания имманентной логики текста, который рассматрива­ется как относительно самостоятельная по отношению к его творцу данность. Интерпретация может быть объективированной – грамматической, направлен­ной на выявление смыслов с позиций той или иной традиции и субъективиро­ванной - психологической, ориентированной на постижение мыслительного процесса автора текста.

Интерпретация - средство достижения понимания, которое представляет собой усвоение смысла текста. Выделяют два вида понимания: интуитивное и дискурсивное. Первый соответствует полному непосредственному схватыва­нию смысла, посредством дивинации – догадки. Второй предполагает дости­жение понимания текста как целого в результате последовательного смысло­вого анализа его частей, сопоставления частных и общих значений.

Герменевтический методологический стандарт характеризуется такой особенностью как утверждение дихотомии естественных наук и наук о чело­веке, культуре и обществе. В естественных науках или науках о природе глав­ной процедурой, в представлении сторонников герменевтической парадигмы, является объяснение, направленное на выявление природных закономерностей, лежащих в основании того или иного явления природы. В науках о культуре, обществе и человеке такой процедурой должно быть понимание, фокусирую­щее внимание исследователя не на общих закономерностях, лежащих в основа­нии социокультурных явлений, но на уникальных смыслах, вложенных в них людьми – создателями этих явлений.

Специфической особенностью герменевтического метода является его диалоговый характер. Понимание предполагает диалог автора и интерпрета­тора. Интерпретация неотделима от процедуры эмпатии,суть которойзаклю­чается в том, что исследователь ставит себя на место автора – создателя иссле­дуемого объекта, вживается в объект исследования и таким образом пытается понять смыслы, заключенные в нем. Понимание текста достигается в резуль­тате проникновения в духовный мир автора и повторения акта его творчества. Таковое, с позиций герменевтики возможно лишь при условии конгениально­сти – соразмерности духовных потенциалов автора и интерпретатора.

Интерпретация и понимание текстов обеспечиваются особыми методоло­гическими средствами, главным из которых является герменевтический круг. Герменевтический круг представляет собой особую, соединяющую индукцию и дедукцию, анализ и синтез систему логических процедур. Суть движения по кругу заключается в постоянном разрешении смыслового противоречия между частью и целым, между частным и общим, между второстепенным и главным, между текстом и контекстом, между пред-пониманием и пониманием. Понима­ние имеет круговую структуру: целое понимается через части, а часть через це­лое; текст понимается через контекст, а контекст через текст, субъект познает себя через других, но других понимает через себя, постигая традицию интер­претатор сам находиться внутри нее.

Наличие широкой исследовательской свободы дает основание ставить под сомнение статус герменевтики как научной методологии. Главное обвине­ние, которое выдвигается оппонентами герменевтики – это отсутствие строго­сти, точности, единообразия интерпретации, интерпретационный произвол, до­пускающий неограниченную свободу толкований. Необходимость обоснования герменевтики как метода делает актуальным определение критериев ее научно­сти и истинности. В рамках герменевтической парадигмы в качестве таких кри­териев выдвигаются: критерий всеобщности, утверждающий идею смысловой общности людей, обеспечивающей их взаимопонимание; и критерий компара­тивности, позиционирующий сравнение как путь преодолении конфликта ин­терпретаций.

Читайте также: