Тематика единых дней государственно правового информирования разрабатывается когда

Обновлено: 19.05.2024

Одной из наиболее активных форм идеологической работы являются встречи информационно-пропагандистских групп и докладчиков с населением и трудовыми коллективами в рамках единого дня информирования.

Единые дни информирования как никакая другая форма работы позволяют развивать плодотворное взаимодействие власти и граждан страны. В каждом конкретном случае достигается еще один эффект: упреждается недовольство жителей. Многие вопросы, озвученные на едином дне информирования, решаются более оперативно, а люди убеждаются во внимательном отношении руководителей к их проблемам. Очень важно, когда каждый член трудового коллектива реально видит, что местная власть готова решать его проблемы. Практика при этом показывает, что любой вопрос всегда проще решить на месте, в рабочем порядке, чем бюрократическими методами.

Основными задачами информационно-пропагандистских групп являются:

1. Разъяснение идеологии белорусского государства и основных направлений проводимой государственной политики.

2. Широкое информирование граждан страны о деятельности Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов.

3. Изучение общественного мнения и анализ общественно-политической ситуации в стране.

4. Определение приоритетных направлений в информационно-пропагандистской работе среди коллективов и населения.

5. Оказание методической и организационной помощи членам групп, обеспечение контроля за их деятельностью.

6. Изучение и обобщение опыта идеологической и информационной работы районных информационно-пропагандистских групп, подготовка рекомендаций по совершенствованию их деятельности.

7. Рассмотрение поступивших в ходе единых дней информирования населения обращений граждан; реагирование на анализ заявлений, жалоб во время выступлений членов информационно-пропагандистских групп.

8. Организация освещения в средствах массовой информации материалов общественно-политической и социально-экономической направленности.

В проведении единого дня информирования можно выделить три этапа: подготовка материалов и докладчиков для выступления; выезды информационных групп и докладчиков на места; анализ поступивших в ходе встреч жалоб, вопросов и предложений граждан.

На местах ежегодно, с учетом предложений облисполкома, разрабатывается и утверждается тематика единых дней информирования. В нее включаются наиболее актуальные вопросы, соответствующие текущему моменту. В ходе первого этапа отделом идеологической работы в канун очередного дня информирования готовятся информационные разработки, делается подборка статистических данных, другие методические материалы, которыми обеспечиваются члены информационно-пропагандистских групп в ходе инструктивного совещания.

Второй этап единого дня информирования – встречи информационно-пропагандистских групп и группы докладчиков – во многом зависит от качества проведения первого этапа. График выезда информационных групп учитывает обстоятельства, которые возникают на тех или иных хозяйствах, предприятиях, организациях, и состав группы может варьироваться в зависимости от того, с какими проблемами предполагается столкнуться во время встречи. Руководители групп планируют выезд так, чтобы в один день встретиться с различными категориями населения.

Стоит отметить, что выезды информационных групп стимулируют возрождение на производственных объектах комнат отдыха, красных уголков как мест встречи с представителями руководства исполнительной власти.

Третий этап – систематизация и анализ поступивших заявлений и предложений. Этот этап требует кропотливого труда, так как в ходе встреч одним блоком идут вопросы из области политики, торговли, культуры, сельского хозяйства, права, а также местные проблемы.

Большое значение в Бобруйском районе играют внутрихозяйственные дни информирования, проводимые в производственных подразделениях хозяйств в день животновода или день механизатора. Встречаясь с работниками ферм, машинных дворов, руководители и специалисты хозяйств (помимо подведения итогов работы за месяц) информируют о событиях, происходящих в районе, области, республике. В ходе этих встреч удается решить наибольшее количество вопросов, относящихся к компетенции местных органов власти и хозяйственных руководителей.

На выезды информационно-пропагандистских групп в трудовые коллективы и по месту жительства приглашаются представители региональных СМИ. К работе информационных групп привлекаются председатели сельских Советов, заместители руководителей предприятий, хозяйств и организаций по идеологической работе. Помимо основных тем, рекомендуемых для проведения информационного дня, члены группы рассказывают о работе своей службы. На работе групп положительно сказывается подготовительная работа отдела идеологической работы, который при проведении методической учебы информационного актива изучает проблемы той части или населения, перед которой предстоит выступать группе. Это позволяет корректировать план работы группы, ее состав, а иногда к моменту проведения дня информирования и решить возникшую проблему.

В ходе проведения единых дней информирования члены информационных групп собирают вопросы и предложения со стороны граждан, анализируют выполнение решений райисполкома и нормативов государственных социальных стандартов. Отдел идеологической работы осуществляет контроль за рассмотрением поступивших вопросов, обобщает поступающую от руководителей ИПГ информацию и сообщает выводы председателю райисполкома.

В течение следующей после проведения встречи недели даются ответы на поступившие жалобы и предложения через средства массовой информации. Вопросы, требующие детального рассмотрения, направляются письменно в соответствующие службы и в месячный срок получают необходимые разъяснения, которые доводятся до сведения заявителей в последующие дни информирования. Вопросы, поступившие в рамках единого дня информирования, и ответы на них, используются также при подготовке и проведении последующих семинарских занятий с членами информационно-пропагандистских групп и докладчиками райисполкома.

Во многих регионах сложилась практика проведения выездных приемов граждан по личным вопросам по месту жительства. Прием граждан ведется руководящим составом исполкома по графику, утвержденному председателем исполкома и опубликованному в районной газете. При проведении таких приемов вопросы, требующие дополнительного рассмотрения, ставятся на контроль общим отделом райисполкома. В месячный срок по всем вопросам дается вопрос заявителю.

Отделом идеологической работы Полоцкого райисполкома регулярно (раз в месяц) по утвержденному графику проводится методическая учеба с заместителями руководителей по идеологической работе. Во время этих встреч рассматриваются вопросы организации выезда районных информационных групп, проведения очередного дня информирования, итоги прошлого дня информирования с отчетом по решениям вопросов, заданных в ходе встреч с населением, с трудовыми коллективами, консультации по различным вопросам (запросам).

Были рассмотрены следующие вопросы:

1. О совершенствовании идеологической работы в трудовых коллективах и в работе с населением.

2. Работа по информационно-просветительскому и производственно-экономическому информированию.

3. Работа совета по информационно-просветительской работе (информационная группа: обеспечение доведения необходимой информации до всех структурных подразделений, включая участки, бригады, звенья). Создание информационных уголков в местах массового пребывания работников.

4. "Обратная связь", работа с предложениями и критическими замечаниями, их учет.

5. Система подготовки и проведения государственных, профессиональных праздников, а также праздников, связанных с трудовым циклом.

6. О координации деятельности общественных формирований.

7. О практике морального и материального стимулирования работников (Доска почета, чествование передовиков, конкурсы профмастерства, соревнования).

Информационный актив получает материалы к очередному дню информирования и материалы по другим вопросам, интересующим население.

При Горецком райисполкоме информационные группы возглавляются членами районного исполнительного комитета. В состав информационно-правовых групп включены представители отдела внутренних дел, межрайпрокуратуры, суда, районного отдела по чрезвычайным ситуациям, природных ресурсов и охраны окружающей среды, районного центра гигиены и эпидемиологии, районных средств массовой информации.

Ежемесячно, согласно утвержденному графику, в трудовых коллективах предприятий, организаций и учреждений, хозяйств, в населенных пунктах проводятся встречи, на которых присутствующие информируются об основных событиях экономической, политической, социально-культурной жизни района, области, республики, получают достоверную и компетентную информацию о социально-экономическом развитии региона об уровне преступности, о работе органов правопорядка.

В целях более квалифицированного раскрытия тематики единых дней информирования в состав информационных групп дополнительно привлекаются работники здравоохранения, государственной автомобильной инспекции, центра социального обслуживания населения и другие.

Вопросы, поступившие в ходе проведения встреч и требующие для решения более продолжительного времени и выделения денежных средств, направляются на реагирование соответствующим районным службам и ставятся на контроль в районном исполнительном комитете.

Наряду с информационно-правовыми группами райисполкома работу по информированию населения проводят информационные группы сельских исполнительных комитетов, которые организуют встречи в структурных подразделениях колхозов и совхозов, организаций и учреждений социально-культурной сферы, населенных пунктах, расположенных на подведомственных территориях.

Работники идеологической вертикали являются слушателями семинара на постоянно-действующей основе (категории: работники аппарата исполкома и руководители и главные специалисты социальной сферы). Кроме того, в 2004 году ежеквартально, согласно годовому плану, проведены семинары-совещения с заместителями руководителей по идеологической работе, к преподаванию на которых привлекались работники отделов райисполкома, правоохранительных органов, управления по труду и социальной защите населения, других служб района, преподаватели гуманитарных дисциплин Белорусской государственной сельскохозяйственной академии.

Координируя организацию информационно-идеологической работы среди различных категорий населения района, горисполком обобщает и организовывает работу по реализации критических замечаний и предложений граждан, высказанных в ходе выступлений информационно-пропагандистских групп. О принятых мерах население информируется через районную газету, телевидение и радио, выступления руководителей информационных групп в ходе последующих единых дней информирования. Это положительно влияет на улучшение морально-нравственной и общественно-экономической обстановки в районе, повышает действенность информационной работы.

Работники горисполкома (в соответствии с графиком, ежемесячно, в течение 2 - 3 дней) обходят каждый дом всех деревень одного из 10 сельских Советов района. Задача такого обхода состоит не только в изучении нужд и запросов жителей сельской местности, но и в доведении информации до населения. Такая форма информационной работы себя оправдала в период подготовки и проведения выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и республиканского Референдума, когда представители власти в полном смысле слова дошли до каждого человека.

При проведении информационно-идеологической работы широко используются собрания работников животноводства, механизаторов, общие собрания работников субъектов хозяйствования, проводимые руководителями организаций с приглашением представителей горисполкома.

Все больший интерес в трудовых коллективах вызывают выступления информационных групп по правовым знаниям. Таких групп, например, в Лепельском районе создано две, в составе которых представители прокуратуры, суда, горисполкома, налоговой инспекции, социальных и других служб. Основной задачей группы является доведение правовой информации о сферах, наиболее необходимых для жизни и деятельности населения. Выезд каждой группы заранее готовится работником отдела идеологической работы. Предварительно связавшись с руководителем организации, в которой намечено выступление группы, определяются вопросы, на которые слушатели хотят получить ответы. Вопросы доводятся до членов информационной группы заранее, с целью подготовки. Данный вид правового информирования интересен для населения и имеет большое практическое значение. Обсуждаемые вопросы освещаются и в районных СМИ.

Структурным звеном отдела идеологической работы райисполкома является информационно-методический центр, который обеспечивает сбор, хранение и систематизацию информации. Ведется работа по созданию банка данных об истории и перспективах развития района, различных отраслях хозяйства, социальных аспектах развития региона. Уже созданы информационные паспорта района, 9 сельских Советов и 10 крупных организаций.

Одной из приоритетных мер государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан является обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан. Правовое просвещение населения в Российской Федерации играет ключевую роль в формировании уважения к закону и повышении правовой культуры общества.

Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан являются проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права.

Важную роль в борьбе с правовым нигилизмом граждан играет деятельность как органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов, так и профессиональных и научных сообществ.

Правосознание граждан формируется при ознакомлении с правовой информацией, размещаемой в средствах массовой информации, в сети интернет, проведении уроков, разъяснении законодательства, консультировании в ходе организуемых приемов граждан.

Для обеспечения системной работы в указанном направлении деятельности подготовлена настоящая Программа в сфере правового просвещения, правового информирования и оказания бесплатной юридической помощи населению на территории Новгородской области на 2020 год (далее - Программа).

Программой предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня правосознания и правовой культуры населения в целом, и отдельных категорий граждан, информационно-просветительских мероприятий по темам, связанным с реализацией примирительных процедур и процедур медиации в рамках проведения Всероссийского дня правовой помощи детям, а также мероприятий, способствующих формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции.

Координацию деятельности по правовому просвещению населения и оказанию бесплатной юридической помощи на территории Новгородской области осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области (далее – Управление Минюста России по Новгородской области),

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области (далее – УМВД России по Новгородской области),

Уполномоченный по правам человека в Новгородской области,

Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области (далее- УФССП России по Новгородской области),

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области

(далее – УФСИН России по Новгородской области).

министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области,

министерство образования Новгородской области,

комитет ЗАГС и ООДМС Новгородской области,

Адвокатская палата Новгородской области (далее - АПНО),

Новгородская областная нотариальная палата (далее - НОНП),

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (далее – НовГУ им. Ярослава Мудрого),

Центр правового консультирования (юридическая клиника) Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого,

Негосударственный центр бесплатной юридической помощи Адвокатской палаты Новгородской области (далее – Негосударственный центр).

2. Цели Программы, сроки реализации, ожидаемые результаты

Целью Программы является повышение правовой грамотности населения, правовое консультирование граждан, развитие системы бесплатной юридической помощи, правового просвещения и правового информирования населения на территории Новгородской области.

Срок реализации Программы: 2020 год.

Ожидаемые результаты: повышение эффективности деятельности по правовому просвещению и правовому информированию граждан, формирование у населения уважения к закону, создание условий, обеспечивающих осведомлённость граждан о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи.

3. Подведение итогов реализации Программы

Исполнители Программы предоставляют в Управление Минюста России по Новгородской области отчет за год о результатах проделанной работы со ссылками на пункты мероприятий Программы и количественные показатели их выполнения (например, количество размещенных материалов, изготовленных брошюр, количество участников мероприятий и др.) в срок до 20.01.2021 года.

На основании представленных отчетов Управлением Минюста России по Новгородской области осуществляется обобщение результатов реализации Программы.

Оценка эффективности Программы: 100% выполнение мероприятий Программы.

4. Мероприятия программы:

4.1. Мероприятия, направленные на правовое информирование, повышение уровня правовых знаний, оказание бесплатной юридической помощи

Размещение материалов по правовому информированию и правовому просвещению в средствах массовой информации (радио, телевидение, печатные СМИ, интернет-издания)

Управление Минюста России по Новгородской области, Уполномоченный по правам человека в Новгородской области, УМВД России по Новгородской области,

УФССП по Новгородской области, министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области, АПНО, НОНП, НовГУ им. Ярослава Мудрого

систематически по мере актуальности

Изготовление наглядной информации (брошюр, листовок, буклетов, памяток) по актуальным правовым вопросам

Управление Минюста России по Новгородской области, Уполномоченный по правам человека в Новгородской области,

УМВД России по Новгородской области,

УФССП по Новгородской области, УФСИН России по Новгородской области, ФКУ ИК-4, ФКУ ИК-7, ФКУ ИК-9, ФКУ ЛИУ-3, ФКУ КП-6, ФКУ СИЗО-1, ФКУ УИИ УФСИН России по Новгородской области, ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России, министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области, НовГУ им. Ярослава Мудрого

систематически по мере актуальности

Размещение актуальной информации правового характера на стендах и официальных интернет-сайтах участников Программы

Управление Минюста России по Новгородской области, Уполномоченный по правам человека в Новгородской области,

УМВД России по Новгородской области,

УФССП по Новгородской области, УФСИН России по Новгородской области, ФКУ ИК-4, ФКУ ИК-7, ФКУ ИК-9, ФКУ ЛИУ-3, ФКУ КП-6, ФКУ СИЗО-1, ФКУ УИИ УФСИН России по Новгородской области, ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России, министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области, министерство образования Новгородской области, комитет ЗАГС и ООДМС Новгородской области, АПНО, НОНП, НовГУ им. Ярослава Мудрого

по мере актуальности

Размещение информации о совместных мероприятиях

Управление Минюста России по Новгородской области, Уполномоченный по правам человека в Новгородской области, УМВД России по Новгородской области,

УФССП по Новгородской области, УФСИН России по Новгородской области, министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области, министерство образования Новгородской области, комитет ЗАГС и ООДМС Новгородской области, АПНО, НОНП, НовГУ им. Ярослава Мудрого, Юридическая клиника

перед проведением мероприятий

Организация выступлений по правовой тематике в СМИ (радио, телевидение, печатные СМИ) и сети Интернет

УМВД России по Новгородской области

постоянно, но не реже раза в квартал

Демонстрация видеороликов в расположении ФКУ УИИ УФСИН России по Новгородской области, содержащих информацию об основных требованиях законодательства по соблюдению правопорядка и об ответственности за несоблюдение установленных норм

ФКУ УИИ УФСИН России по Новгородской области

Проведение лекций, бесед по вопросам деятельности органов ЗАГС, и семейного законодательства для

обучающихся общеобразовательных и

профессиональных образовательных организаций

органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Новгородской области, НовГУ им. Ярослава Мудрого

Проведение классных часов, лекций, бесед, конкурсов, викторин и иных мероприятий, направленных на формирование правовой культуры у обучающихся

министерство образования Новгородской области, НовГУ им. Ярослава Мудрого

в течение учебного года

УФССП России по Новгородской области

раз в полугодие

Проведение занятий с осужденными с привлечением сотрудников ГИБДД, участковых уполномоченных, УФССП России по Новгородской области для разъяснения соответствующих положений законодательства

ФКУ УИИ УФСИН России по Новгородской области

по отдельному графику

Проведение занятий по правовой тематике

УФСИН России по Новгородской области, ФКУ ИК-4, ФКУ ИК-7, ФКУ ИК-9, ФКУ ЛИУ-3, ФКУ КП-6, ФКУ СИЗО-1, ФКУ УИИ УФСИН России по Новгородской области, ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России

по отдельному графику

Организация и проведение месячника формирования правовой культуры у обучающихся

министерство образования Новгородской области

Проведение уроков для обучающихся общеобразовательных организаций городского округа и муниципальных районов, в том числе в рамках проведения выездных дней правовой помощи

НовГУ им. Ярослава Мудрого, Юридическая клиника

по отдельному графику

От знания офицерами подразделения духовных и информационных потребностей личного состава и умения целеустремленно и творчески применять на практике широкий диапазон традиционных и новых методов информирования во многом зависит эффективность воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.

Сущность и основные задачи информирования

Информирование – это деятельность органов военного управления, должностных лиц воинской части и подразделений, направленная на предоставление личному составу социально-политической, военно-технической, правовой и другой информации. Его целью является доведение до военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала информации, обеспечивающей поддержание устойчивого морально-психологического состояния и успешное выполнение задач, стоящих перед воинской частью.
Решение основных задач информирования предполагают:

  • доведение до личного состава официальных решений органов государственной власти по вопросам общественно-политической и экономической жизни страны, военного строительства и международной обстановки;
  • усиление информационно-воспитательного влияния на укрепление единоначалия, поддержание устойчивого морально-психологического состояния, воинской дисциплины и правопорядка в войсках (силах);
  • предотвращение политизации воинских коллективов, особенно в период подготовки и проведения выборов органов государственной власти;
  • формирование системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга;
  • использование информирования в интересах изучения общественного мнения и настроений военнослужащих;
  • доведение и разъяснение личному составу передового опыта лучших специалистов воинской части.

Планирование тематики информирования осуществляет заместитель командира воинской части по воспитательной работе (офицер по общественно-государственной подготовке и информированию). При этом тематика информирования офицерского состава и гражданского персонала определяется на месяц, а других категорий военнослужащих – на неделю.

Информирование различных категорий военнослужащих и гражданского персонала предусматривает:

  • разъяснение политики, решений и документов федеральных органов власти по военным и другим вопросам;
  • разъяснение требований Конституции и законов Российской Федерации, военной присяги, общевоинских уставов, приказов и директив Министра обороны РФ, командиров (начальников) по поддержанию высокой боевой готовности воинских частей;
  • доведение социально-политической обстановки и важнейших событий в стране, регионе дислокации;
  • разъяснение военно-политической обстановки в мире, ее тенденций ее изменения и особенностей развития;
  • доведение общественно-политической ситуации, обстановки, событий в воинских частях и подразделениях;
  • разъяснение направлений и конкретных фактов негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих, его целей и ожидаемых последствий.

Основными видами информирования военнослужащих являются:

  • единый день информирования;
  • правовое информирование;
  • военно-техническое информирование;
  • информирование в особых условиях.

Единый день информирования

  • это комплекс мероприятий, проводимых ежемесячно в воинской части с участием руководящего состава органов военного управления по различным вопросам жизнедеятельности Вооруженных Сил.

Правовое информирование предусматривает:

  • доведение и разъяснение действующих и принимаемых законов о деятельности Вооруженных Сил, правах, льготах, обязанностях и ответственности военнослужащих и гражданского персонала;
  • разъяснение требований военной присяги, общевоинских уставов,
  • приказов командиров (начальников), а также положений, наставлений и других документов, регламентирующих различные сферы жизнедеятельности военнослужащих;
  • анализ состояния правопорядка, воинской дисциплины, мер по ее укреплению, пропаганда передового опыта лучших подразделений воинской части;
  • разъяснение законодательства по вопросам социально-экономической защиты военнослужащих, членов их семей, порядка реализации действующих нормативных актов.

Военно-техническое информирование предполагает:

  • доведение до военнослужащих основных направлений военно-технической политики государства, перспектив развития техники и вооружения войск и сил флота;
  • информирование о наиболее важных для поддержания боевой готовности воинских частей, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по совершенствованию техники и вооружения;
  • доведение передового опыта лучших специалистов, добившихся высоких показателей в работе на технике, активно участвующих в изобретательской и рационализаторской работе.

Информирование в особых условиях

(в военное время, в боевой обстановке, на войсковых учениях, в морских походах, при ликвидации последствий стихийных бедствий) предусматривает:

  • доведение и разъяснение поставленных перед Вооруженными Силами, воинскими частями и подразделениями боевых и других задач, а также хода и практических результатов их выполнения;
  • доведение опыта военнослужащих, добившихся лучших результатов при исполнении служебных обязанностей, выполнении боевых и других задач;
  • доведение и разъяснение подвигов, мужественных и благородных поступков военнослужащих, гражданского персонала, боевых традиций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Технология организации и проведения информирования личного состава предусматривает решение ряда методических задач в рамках двух этапов – подготовительного Подготовка к проведению информирования этапа и непосредственного проведения. Проведение информирования

В интересах информирования личного состава, пропаганды передового опыта, обучения и воспитания военнослужащих, в подразделениях также активно используются возможности средств массовой информации (радио и телевидения), Применение радио и телевизионных передач для информирования личного состава а также стенной печати Использование стенной печати для информирования личного состава (стенгазет, боевых листков, листков-молний).

§2. Государственно-правовое информирование личного состава

Государственно-правовое информирование следует рассматривать как важнейший элемент управленческой деятельности, неотъемлемую часть воспитательного процесса, эффективное средство повышения информированности сотрудников, их правового, профессионально-нравственного и патриотического воспитания.

Деятельность по информированию личного состава строятся на основе строгого соблюдения принципов научности, правдивости, тесной связи с жизнью.

^ Система государственно-правового информирования включает в себя:

• лекции и доклады,

• читательские и зрительские конференции,

• работу университетов, школ, лекториев правового воспитания,

• оформление наглядной агитации и пр.

^ Целями и задачами государственно-правового информирования являются:

– усвоение системы общественно-исторических и правовых знаний;

– разъяснение государственной политики;

– формирование у сотрудников органов внутренних дел четкой позиции в оценке явлений окружающей действительности, тенденций развития общественно-политической, экономической, оперативно-служебной обстановки в стране и регионе;

– обучение психолого-педагогическим навыкам работы с людьми;

– воспитание личного состава в духе патриотизма, верности Конституции Российской Федерации, Присяге и служебному долгу;

– привитие сотрудникам высоких нравственных качеств, гордости за избранную профессию.

– активизация борьбы с преступностью, осознание необходимости постоянного поддержания высокой служебно-боевой готовности и профессиональной бдительности.

^ Ответственность за организацию и проведение работы по государственно-правовому информированию личного состава и подготовку обзоров о ее состоянии возлагается на заместителей начальников органов внутренних дел по кадрам и воспитательные аппараты.

Государственно-правовое информирование отражается в текущих и перспективных планах работы органов и подразделений, а также в рабочих планах руководителей, а расходы, связанные с организацией и его проведением, производятся за счет специально выделяемых средств по смете органа внутренних дел.

Эффективность работы по государственно-правовому информированию личного состава и ее влияние на результаты оперативно-служебной деятельности учитываются при проведении комплексных инспекторских и контрольных проверок органов внутренних дел.

^ Организация государственно-правового информирования в органе внутренних дел состоит из:

– планирования этой работы;

– подбора информаторов, лекторов и других членов актива, организации их обучения, информирования, воспитания, а также самообразования;

– вовлечения в информационно-пропагандистскую работу членов общественных организаций и формирований;

– стимулирования труда информаторов и лекторов;

– обеспечения максимального охвата личного состава и определения объектов информации (групп и категорий сотрудников);

– обсуждения состояния государственно-правового информирования на совещаниях кадровых и воспитательных аппаратов, а также на оперативных совещаниях при начальнике органа внутренних дел;

– анализ ее эффективности.

Порядок проведения государственно-правового информирования устанавливается приказом соответствующего начальника, в котором определяется время, дни, место, ответственные за проведение информационно-пропагандистских мероприятий.

^ Сложилась практика, при которой:

• информационные беседы прово­дятся до 30 минут – еженедельно;

• лекции, доклады до 45 минут – один раз в месяц;

• тематические вечера, читательские конференции до 1 часа 30 минут – один раз в месяц;

• занятия в системе общественно-государственной подготовки – согласно расписания занятий;

• занятия в университетах, школах, лектори­ях правовых знаний – согласно учебно-тематическим планам.

^ Общественно-государственная подготовка личного состава – один из основных видов государственно-правового информирования, направленная на получение слушателями систематических научных знаний по общественно-политическим, социально-экономическим, профессионально-нравственным и другим проблемам.

Организация и проведение занятий по общественно-государственной подготовке определяется приказом начальника органа внутренних дел. В нем утверждаются тематический план занятий с учетом примерной тематики, направляемой на места УРЛС ГУК МВД России, специфики и состояния оперативно-служебной деятельности, дислокации, внутреннего распорядка органов и подразделений, учебные группы, руководители групп и их заместители, устанавливаются дни, место и время проведения занятий.

Руководителями учебных групп, как правило, утверждаются руководители органов, подразделений и служб, а также наиболее подготовленных и авторитетных сотрудников. При необходимости для проведения отдельных занятий могут привлекаться работники-прокуратуры, суда, юстиции, а также ветераны органов внутренних дел.

Перед началом каждого учебного года в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ проводятся установочно-инструктивные сборы руководителей учебных групп, в период занятий организуется работа постоянно действующих семинаров, на которых регулярно выступают руководители органов государственной власти и местного самоуправления, внутренних дел, предприятий и организаций, ученые, деятели литературы и искусства, журналисты.

Продолжительность учебного года устанавливается с января по октябрь, а в учебных заведениях – с началом учебного года и до его окончания. Занятия проводятся в служебное время из расчета двух часов в месяц. Учебный год завершается проведением итоговых занятий с принятием зачета по изученным темам от слушателей.

Занятия по общественно-государственной подготовке проводятся в кабинетах (комнатах) воспитательной работы, актовых залах, классах службы и других помещениях, которые оборудуются в соответствии с требованиями нормативных актов России 2 .

Основными формами проведения занятий для лиц среднего и старшего начальствующего состава являются лекции и семинары, а для рядового и младшего начальствующего состава – беседы. С точки зрения методики проведения занятий эффективно использо­вание фотографий, фрагментов из кинофильмов, диаграмм, слайдов, худо­жественно-публицистических материалов.

Уровень влияния общественно-государственной подготовки на показатели оперативно-служебной деятельности определяется по сформированности у сотрудников гражданской зрелости, четкой ориентации в вопросах государственной политики в области социально-правовых отношений, в сфере укрепления законности, по соблюдению слушателями принципов Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Наиболее оперативными и доступными для каждого сотрудника являются средства массовой информации, из которых он и получает фактический информационный массив.

Вместе с тем, нельзя ориентироваться только на использование средств массовой информации, необходима индивидуальная, разъяснительная работа с сотрудниками. Вот почему МВД России придает такое значение устному информированию сотрудников, в первую очередь, правовому информированию, которое предназначено для формирования правовой культуры сотрудника и привития ему навыков законопослушания, сознательного поддержания высокой дисциплины и организованности.

Основой правового информирования сотрудников является формирование у них правосознания. Для этого необходимо постоянно разъяснять им сущность и значение законности в стране, в деятельности органов внутренних дел, побуждать личный состав соблюдать Конституцию, законы Российской Федерации, нормативные акты МВД России.

Наиболее действенными путями повышения уровня правовой культуры сотрудников органов внутренних дел являются их правовое обучение и постоянная пропаганда права, своевременное доведение изменений в законодательстве и нормативных актах до всех категорий личного состава.

^ Информационный час – одна из наиболее оперативных форм государственно-правового информирования в органах внутренних дел, которая помогает личному составу глубже усваивать актуальные вопросы политики государства, МВД, конкретные задачи коллективов органов и подразделений внутренних дел, личный вклад каждого сотрудника в их решение. Согласно требованиям директивы Министра внутренних дел Российской Федерации от 19 июня 1996 года № 1 выступать перед сотрудниками, в первую очередь, обязаны руководители министерств, управлений, служб, другие ответственные работники.

^ Информирование ведется по следующим направлениям:

– внешнеполитическая деятельность государства;

– внутриполитическая и экономическая жизнь страны;

– вопросы служебной деятельности, укрепления дисциплины и законности;

– проблемы культуры и искусства.

Основным методом проведения информационного часа является рассказ – живая и образная форма изложения темы, сочетающая в себе одновременно научность лекции и доступность и простоту беседы. Его внешний признак – монологичность изложения материала.

Оперативная и правдивая информация о происшедших событиях в виде информационной беседы приобщает личный состав к повседневной жизни страны, ее международному положению, деятельности органов внутренних дел и способствует формированию объективного взгляда и оценки различных событий и явлений в общественной жизни.

Наиболее распространенной формой пропагандистского воздействия на сотрудников является лекция, главная целевая установка которой раскрыть теорию обозначенной проблемы, показать возможные варианты деятельности, увязав их с последними научными достижениями и поэтому она рассчитана на аудиторию с высоким уровнем подготовленности и информированности.

Одной из форм государственно-правового информирования является доклад, который чаще всего используется при проведении собраний, совещаний сотрудников. Тематика докладов определяется вновь принятыми законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, решениями Коллегий, приказами и директивами МВД России. В них анализируются результаты оперативно-служебной деятельность органа внутренних дел, работы с кадрами, ставятся конкретные задачи перед служебным коллективом.

По содержанию, форме и методам подачи информационных материалов выгодно отличается от ранее рассмотренных форм тематический вечер, который может включать в себя:

– вводное слово ведущего;

– демонстрацию документальных фильмов или отрывков из художественных кинофильмов;

– прослушивание документальных или концертных звукозаписей;

– воспоминания ветеранов органов внутренних дел;

– выступления артистов или участников художественной самодеятельности с чтением стихотворений, отрывков из литературных произведений, исполнением музыкальных номеров по теме вечера.

Именно эмоциональный настрой вечера оказывает самое позитивное влияние не только на разум, но и чувства сотрудников.

Широкое распространение в информационно-пропагандистской работе с личным составом получили общие собрания сотрудников. Собрание – это коллективное обсуждение актуальной проблемы, вставшей перед органом (подразделением) и принятие конструктивного решения по нему. Оно развивает у сотрудников сопричастность к делам коллектива, личную ответственность за результаты работы, вырабатывает единое мнение по обсуждаемым вопросам, повышает активность в служебной деятельности.

По составу участников общие собрания бывают: всего личного состава; среднего начальствующего состава; рядового и младшего начальствующего состава; службы, подразделения.

Формирование повестки дня – ответственный этап подготовки собрания. Как правило, на обсуждение выносятся вопросы, вытекающие из Указов Президента, решений Правительства, приказов МВД России, проблемы, возникшие в коллективе органа, подразделения. На общих собраниях целесообразно обсуждать вопросы состояния дисциплины и законности среди личного состава, ход выполнения служебно-оперативных задач, проблемы воспитания сотрудников и пр.

К формам информационно-пропагандистской работы относится и наглядная агитация, признанная мобилизовать личный состав на повышение эффективности служебной деятельности, мастерства, внедрять в повседневную жизнь требования Присяги, норм Кодекса чести. Наглядная агитация должна быть актуальна и своевременна, содержательна и целенаправленна, действенна и качественна, эстетична и выразительна.

В органе внутренних дел ответственность за оформление, тематику, содержание наглядной агитации возлагается на заместителей начальников органов внутренних дел по кадрам. Методическую помощь им оказывает воспитательный аппарат МВД, УВД, УВДТ.

^ Наиболее распространены такие средства наглядной агитации, как:

• информационные листки о событиях в стране, республике, крае, области, районе, городе, о жизни органа и деятельности общественных объединений;

• стенгазеты, фотогазеты, молнии, бюллетени пр.

На местах при оформлении служебных помещений используется богатый опыт создания экспозиций в музеях органов внутренних дел. Подобные экспозиции могут быть как постоянные, так и передвижные.

Приведенные основные формы информационно-пропагандистской работы не являются исчерпывающими и могут дополняться новыми, соответствующими актуальным задачам и современным требованиям.

Каждая форма информационно-пропагандистской работы является результатом творчества заместителя начальника органа внутренних дел по кадрам и его добровольных помощников. Поэтому умение эффективно использовать наиболее действенные формы – есть важнейшее профессиональное качество работников кадровых и воспитательных аппаратов.

Единый государственный портал правового просвещения и бесплатной юридической помощи - система, предусматривающая получение государственной и негосударственной правовой поддержки гражданами по различным отраслям права в сложных жизненных ситуациях. Проработка идеи его создания идет с 2018 года по инициативе Минюста при содействии регионов.

Содержание

История

Ускорение создания

В преддверии создания портала в Министерстве юстиции изучили опыт правового просвещения граждан различных стран, а также соответствующие лучшие практики регионов России, заявили TAdviser в ведомстве.



Проект постановления правительства

Документ был направлен на согласование всем ФОИВам, включая Министерство финансов. Этому предшествовало общественное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза, по итогам которых, говорят в Минюсте, замечания и предложения по документу ведомству не поступили.

TAdviser ознакомился с проектом постановления правительства. Согласно документу, Минюст и Минфон в течение 4 месяцев должны представить для утверждения план комплексных мероприятий по работе портала до 2022 года, обеспеченный финансированием. В 2020 году система должна быть спроектирована, в 2021 году – создана, в 2022 году – запущена в опытную эксплуатацию.

Также в документе определен объем финансирования указанных работ. На них будет выделено 413 млн рублей путем предоставления Министерству юстиции дополнительных средств из федерального бюджета.

Кроме того, в проекте постановления обозначен круг ответственных за создание портала и распределены полномочия между ними. Формирование и развитие системы, согласно документу, должно будет осуществлять Министерство юстиции. Правительство будет координировать всю проводимую ведомством работу. Научный центр правовой информации при Миниюсте обеспечит техническое функционирование портала. Также организация выступит оператором системы.

В документе определены цели создания портала, его назначение и структуры, которые будут пользоваться системой и участвовать в информационном взаимодействии, происходящем при формировании контента портала. В документе обозначены их полномочия и обязанности.

Перед порталом ставятся следующие задачи:

  • бесплатная юридическая помощь;
  • пропаганда и разъяснение гражданам необходимости соблюдения своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц;
  • распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в том числе в печатном, электронном, аудиовизуальном виде, а также при помощи средств массовой информации;
  • повышение уровня правовой культуры граждан, в частности их осведомлённости и юридической грамотности.

Участниками информационного взаимодействия, согласно положению, будут выступать:

  • Министерство юстиции как ответственный за формирование и развитие портала орган;
  • Научный центр правовой информации при Миниюсте как оператор системы;
  • федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения;
  • иные федеральные государственные структуры;
  • органы исполнительной власти регионов России;
  • участники государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Министерство юстиции в рамках формирования и развития портала будет выполнять:

  • совершенствование его структуры, функций ‎и содержания;
  • определение состава и структуры сведений, подлежащих размещению;
  • мониторинг работы участников информационного взаимодействия с контентом портала;
  • формирование статистических отчетов ‎об использовании ими данной информации;
  • координацию работы участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи в рамках оказания ими такой услуги на портале.

Научный центр правовой информации при Миниюсте как оператор портала будет:

  • осуществлять техническое сопровождение и эксплуатацию системы, включая техническую поддержку, управление правами доступа пользователей к порталу, контроль ‎и мониторинг его функционирования;
  • обеспечивать требования информационной безопасности.

Порядок информационного взаимодействия на портале между его участниками, в соответствии с положением, определит регламент работы портала, который утвердит Министерство юстиции. Он обозначит то, как в ходе информационного взаимодействия будет осуществляться:

  • размещение и актуализация сведений на портале, в том числе их особенности в закрытой части системы;
  • авторизованный доступ участников информационного взаимодействия к порталу;
  • информирование ими Министерства юстиции об изменениях, в том числе классификаторов и справочников портала, влияющих на полноту и достоверность размещенной/размещаемой в системе информации, удобство поиска и использования этих данных;
  • оказание участникам информационного взаимодействия консультационной поддержки по методическим и техническим вопросам;
  • бесплатная юридическая помощь участниками государственной и негосударственной систем такой услуги.

Сбор предложений от регионов

В каждом регионе России, по ее словам, будут определены ответственные за работу с порталом. Они будут следить за содержанием в разделах платформы актуальной и достоверной информации.

Предварительную концепцию портала сенаторы к тому моменту уже сформировали, проработав ее с ключевыми министерствами. Портал будет иметь многоуровневую структуру с федеральными и региональными сегментами. При этом он должен быть прост в использовании. Предполагается, что каждый, вне зависимости от возраста, уровня образования и юридической грамотности сможет найти на нем необходимую информацию. На портале также можно будет получить государственную и негосударственную правовую поддержку по различным отраслям права в сложных жизненных ситуациях.

В декабре 2019 года, как отмечает издание, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко направила премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо о поддержке создания портала. Его проработкой, по сведениям издания, помимо Минюста и Совфеда, занимаются Минкомсвязи и Минфин.

Член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова проинформировала о проведенной работе с каждым регионом России. СовФед получил предложения по структуре портала, его содержанию, информационному обеспечению. Все рекомендации Совет Федерации передал в Минюст для принятия во внимание при подготовке технического задания.

Денис Новак и Ирина Рукавишникова также рассказали о некоторых подробностях будущей работе портала. По словам Новака, он будет интегрирован с различными базами данных, включая нотариальные конторы и адвокатские палаты, а также с единым порталом госуслуг.

Наполнить портал предполагается информацией, которая будет понятна и доступна для человека, не обладающего юридическими познаниями. Все содержание портала планируется разбить по тематике и по целевым группам: дети, молодежь, многодетные семьи, люди пожилого возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья, льготные категории граждан и т.п., - отметила Ирина Рукавишникова.

При этом ожидается, что информационный ресурс объединит лучшие практики регионов России. Например, будет создана единая интерактивная карта, отражающая правовые ресурсы каждого региона, предусмотрена возможность интерактивных приемов и онлайн-консультаций, использования типовых форм документов и подачи официальных заявлений в государственные органы. Обсуждается реализация функции обратной связи с пользователями через систему оценки качества оказываемой юридической помощи. В планах также открытие горячей линии и предоставление возможности интернет-записи на прием.

Кроме того, она указала на необходимость создания простой навигации, которая облегчит пользователям процесс поиска контактов организаций и специалистов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

2018: Инициатива создания

В январе заместитель министра юстиции Денис Новак провел заседание на тему использования инновационных подходов при создании единого государственного портала правового просвещения и бесплатной юридической помощи [4] .

Предполагается, что на портале будет конструктор правовых документов, а также автоматизированные сервисы правового просвещения. Ориентирован портал, по словам Дениса Новака, будет в первую очередь на рядового гражданина, не имеющего юридических знаний.

Содержание портала

В работе единого государственного портала правового просвещения и бесплатной юридической помощи будут учтены предложения по содержанию и структуре, поступившие из регионов России, заявила первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова в ходе семинара, посвященного правовой информированности граждан, который состоялся 26 марта 2020 года в Совете Федерации [5] .

Заместитель министра юстиции РФ Денис Новак поделился некоторыми подробностями о будущем устройстве портала.

Согласно разработанному проекту, система будет состоять из двух блоков: информационного и интерактивного. Информационный блок будет содержать справочную информацию, сведения о нормативно-правовых актах, новостную ленту юридической отрасли, а также сведения о типовых проблемах, с которыми сталкиваются граждане, и способах их решения. В частности в этом блоке планируется разместить познавательную информацию в виде инфографики, текстов и видеороликов по правовым вопросам, с которыми сталкиваются граждане. Одним из разделов блока должна стать интерактивная карта правового поля, на которой будут отмечены надежные агенты правовой отрасли: государственные органы, нотариальные конторы, правовые центры и адвокатские коллегии, рассказывал Денис Новак.

Интерактивный блок, по словам Новака, будет предусматривать оказание бесплатной юридической помощи и работать в активном режиме взаимодействия с гражданами. В рамках этого блока граждане льготных категорий, имеющие право на бесплатную юридическую помощь, смогут проконсультироваться онлайн или записаться на приём к специалисту по интересующему их правовому вопросу.

Юристы в рамках портала смогут осуществлять подготовку разнообразных документов для граждан, в частности заявлений и жалоб, отметили в министерстве. Также портал будет предоставлять гражданину возможность заключения соглашения с адвокатом, составления искового заявления и подачи его в суд в тех регионах, где в судах уже принимаются заявления онлайн, - сообщили TAdviser в Минюсте.

TAdviser попытался узнать в Министерстве юстиции, как на портал будут отбираться юристы для предоставления юридической помощи. Однако соответствующей информации изданию в министерстве не предоставили. Также в нем не дали никаких пояснений о том, какие государственные структуры будут предоставлять на портал документы, каким образом и по какому принципу. В ведомстве сослались на то, что перечень участников информационного взаимодействия портала и порядок организации ими правового информирования и просвещения, а также бесплатной юридической помощи еще только будет определяться при разработке регламента работы портала. Такой подход, уверены в министерстве, исключит случаи размещения на портале информации о лицах, оказывающих бесплатную юридическую помощь за рамками российского законодательства.

Вместе с тем, в том, что актуальности и достоверности контента портала будет уделяться особое внимание, в Минюсте уже не сомневаются. Совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти министерство обеспечит своевременную актуализацию его информации.

Целесообразность создания

Необходимость появления портала обусловлена тем, что информация в российских справочных правовых системах не всегда исчерпывающа и актуальна. Помимо того, данные справочники работают на возмездной основе, - заявили TAdviser в Министерстве юстиции 20 апреля 2020 года.

Читайте также: