Талон на законченный случай временной нетрудоспособности для чего он нужен

Обновлено: 02.07.2024

Когда сотрудник заболел, получил травму или ушел в декрет, он может взять больничный и получать пособие. Для выплат ему нужно оформить листок нетрудоспособности. Это документ, который нужно заполнять строго по правилам, ошибаться в нем нельзя. Работодатель должен этот листок принять и заполнить свою часть.

Что такое электронный больничный лист

Электронный лист нетрудоспособности, или ЭЛН, — это такой же больничный лист, как и на бумаге, только он заполняется и хранится в сети, а для работы с ним нужны специальные программы.

Ваш работник может оформить электронный больничный лист, если:

  • ваша компания готова к работе с ЭЛН: для этого нужна квалифицированная электронная подпись и соглашение с отделением фонда соцстрахования о работе с ЭЛН;
  • у медучреждения есть возможность оформления ЭЛН: это сотрудник должен узнать и проверить сам;
  • сотрудник дал письменное согласие медучреждению на оформление электронного больничного.

Если ваша компания не работает с ЭЛН и не собирается, работник должен оформлять обычный больничный на бумаге. Вы не обязаны принимать электронные больничные до 2022 года. С 1 января 2022 года все больничные будут только электронными.

Зачем нужны электронные больничные

Электронный больничный лист создали для того, чтобы упростить работу врачам, работодателям и фонду социального страхования. К тому же это удобно еще и для работника: ему не надо носить везде бумажный документ.

Работодателю это тоже удобно: достаточно один раз потратить время на подключение к системе, а дальше вы будете экономить время бухгалтера и сотрудника, который взял больничный. К тому же электронные больничные нельзя подделать. Соответственно, не придется возвращать деньги фонду, как это бывает с бумажными листками.

Кроме скорости, для работника есть еще один плюс: он может в любой момент узнать, какая выплата ему положена. А фонду проще контролировать листки нетрудоспособности, и ошибок становится меньше.

Как любые электронные документы, электронные больничные не нужно распечатывать и хранить, и их невозможно потерять или испортить.

Как устроена работа с электронным листком нетрудоспособности

Больничный лист позволяет работнику получить выплату по болезни, травме или в связи с декретом. По закону первые три дня болезни или травмы оплачивает работодатель, остальные дни оплачиваются ФСС. Поэтому, если сотрудник болеет меньше трех дней, больничный в фонд можно не подавать. Но если болезнь затягивается, номер листка и дату нужно внести в электронный реестр для фонда социального страхования, ФСС перечислит пособие работнику.

Ниже рассмотрим схему, как компания, сотрудник, врач и фонд социального страхования работают с больничным.

Сотрудник. Он обращается за помощью в медицинское учреждение, в день обращения ему открывают больничный лист. Чтобы больничный лист открыли в электронной форме, сотрудник должен подписать согласие на открытие ЭЛН в медорганизации. Если работник не согласен, до 2022 года ему откроют обычный больничный на бумаге.

Врач. Открывает больничный лист в день обращения. Он заполняет свою часть листка в электронной системе ФСС: вводит ФИО и дату рождения работника, сроки и код нетрудоспособности. Еще указывают название медучреждения, ФИО и специальность врача. ЭЛН подписывается квалифицированной электронной подписью врача.

Талон с датой и номером ЭЛН выдают сотруднику, номер листка сотрудник должен передать работодателю, чтобы обосновать причину отсутствия на работе. По окончании лечения больничный закрывают.

Работодатель. Сотрудник сообщает работодателю о болезни, травме или декрете и сразу передает номер электронного больничного листка. Когда врач закроет больничный, работодатель заполняет свою часть листка нетрудоспособности: указывает данные о страховом стаже и среднем дневном заработке. Потом подписывает листок квалифицированной электронной подписью и отправляет сведения в ФСС.

Подробнее о заполнении листка расскажем дальше.

Фонд социального страхования. Рассчитывает и выплачивает пособие по больничному листку работнику сразу на карту.

Схема работы с электронным больничным листом

Схема работы с электронным листком нетрудоспособности

Как начать работу с электронными больничными

Любая компания или ИП могут работать с больничными в электронном виде. Для этого нужно зарегистрироваться в системе соцстрахования и получить квалифицированную электронную подпись, если ее еще нет.

Заключить соглашение об информационном обмене с фондом страхования. Соглашение оформляют на бумаге и направляют в региональное отделение фонда заказным письмом. В отделении сотрудники подпишут соглашение, после этого можно работать с фондом удаленно. Соглашение можно скачать на сайте ФСС.

Взять номер больничного у сотрудника. Врач сообщит номер электронного больничного сотруднику, он должен передать его вам. Если он забыл или потерял номер, посмотреть его сотрудник может в своем личном кабинете застрахованного на сайте ФСС по логину и паролю от портала госуслуг.

Если вы подписали с сотрудником соглашение об обработке персональных данных, вы можете узнать этот номер самостоятельно — достаточно ввести СНИЛС сотрудника.

Заполнить часть работодателя. Работодателю нужно указать сведения о доходах и страховом стаже работника. Электронные больничный выглядит как на бумаге — графы и поля такие же, только теперь их заполняют на компьютере.

Электронный листок нетрудоспособности можно распечатать в личном кабинете ФСС. Для этого достаточно нажать соответствующую кнопку. По закону распечатывать и хранить электронные больничные не нужно. Все данные хранятся в системе ФСС.

Что нужно для работы с электронным больничным

  1. Квалифицированная электронная подпись.
  2. Зарегистрироваться на портале госуслуг и на сайте фонда страхования.
  3. Заключить соглашение с фондом.
  4. Номер больничного или СНИЛС сотрудника.

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.


1. Листок нетрудоспособности – это официальный медицинский документ, который подтверждает, что вы не имели возможности посещать свое место работы и справляться со своими должностными обязанностями из-за временной нетрудоспособности. Причины и обстоятельства такого состояния могут быть разными.

Листок нетрудоспособности врач обязан выписать в следующих случаях:

  • если работник обратился с жалобами на плохое самочувствие;
  • если работник поступил в больницу с травмой, бытовой или производственной;
  • если у работника заболел ребенок до пятнадцати лет, при этом больничный лист могут выписать матери или отцу;
  • если у работника заболел близкий родственник любого возраста, который не является хроническим больным;
  • если работник выписывается из больницы после операции и ему необходимо время на реабилитацию.

Чтобы оформить листок нетрудоспособности, вам необходимо обратиться в любую медицинскую организацию, имеющую лицензию. Срок действия листка нетрудоспособности начинается с того дня, когда вы пришли на первичный прием к врачу. То есть, если вы заболели несколько дней назад, а к врачу пришли только сегодня, все предыдущие дни вашей болезни учтены не будут.

Листок нетрудоспособности может быть выписан на срок до 15 дней. Если вам необходимо больше времени на лечение или восстановление здоровья, решение о продлении листка нетрудоспособности принимает специальная врачебная комиссия. В таком случае в листке нетрудоспособности после подписи лечащего врача должна стоять подпись председателя врачебной комиссии.

Листок нетрудоспособности может быть оформлен в бумажном и электронном виде.

2. Порядок оформления листка нетрудоспособности в бумажном виде

Проверьте, правильно ли записаны ваши фамилия, имя, отчество. Обратите внимание, что сокращений здесь быть не должно. В листке нетрудоспособности обязательно должны быть указаны возраст работника, пол и вид занятости (основная работа/совместительство).

Проверьте наличие в документе подписи врача и печати медицинской организации.

Обратите внимание, что вместе с листком нетрудоспособности в Управление персонала необходимо предоставить заполненное Приложение к листку нетрудоспособности, подписанное руководителем.

~166 кБ, *.pdf (Размещен 02.09.2016)

3. Порядок оформления листка нетрудоспособности в электронном виде

Электронный листок нетрудоспособности — это листок нетрудоспособности, выданный медицинским учреждением в электронном виде. Бумажный и электронный листок нетрудоспособности имеют одинаковую юридическую силу.

При оформлении электронного листка нетрудоспособности медицинское учреждение сообщает номер листка работнику, а работник, в свою очередь, после закрытия больничного и выхода на работу предоставляет этот номер в Управление персонала одним из способов:

4. Если болезнь наступила во время отпуска

Сотрудник может заболеть, находясь в очередном ежегодном отпуске. Не стоит расстраиваться из-за испорченного долгожданного отдыха! Согласно статье 124 Трудового кодекса РФ в случае наступления временной нетрудоспособности работника ежегодный оплачиваемый отпуск будет продлен или перенесен на другой срок по личному заявлению сотрудника. Обращаем внимание, что если во время Вашего очередного ежегодного отпуска Вы оформили листок нетрудоспособности для ухода за больным родственником, пособие оплачено не будет!

Если вы взяли отпуск без сохранения заработной платы, пособие оплачено не будет! А если болезнь продолжалась и после завершения отпуска, то пособие выплачивают с того дня, когда вы должны были выйти на работу.

5. Листок нетрудоспособности по беременности и родам

В соответствии со статьей 255 Трудового кодекса РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам, подписанное Вашим руководителем, необходимо своевременно предоставить в Управление персонала одновременно с листком нетрудоспособности.

6. Порядок оформления листка нетрудоспособности для иностранного работника

Иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют разрешения на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, получают страховое обеспечение от ФСС России наравне с российскими гражданами.

Читайте также: