Такси когда сам за рулем

Обновлено: 25.06.2024

Хотел временно подработать

После переезда в другой город с работой было тяжело. У меня был свой уже не новый, но неплохой автомобиль. Поэтому возникла мысль пойти в такси. Устроиться получилось очень легко — на оформление ушло меньше часа.

Никто не проверял ни техническое состояние машины, ни умения — стаж определили по дате получения водительского удостоверения. По душе пришелся свободный график, общение с пассажирами не напрягало, нравились ежедневные выплаты и чаевые — так я называю все: и деньги сверх стоимости поездки, и сдачу, которую не забрали.

Как было раньше

Немного поездив на своей машине и поработав через приложение, я понял, что это невыгодно: плохое состояние дорог в Туле убивало машину день за днем. Поэтому я перешел в таксопарк на штатное авто. Там был сменный график и свои диспетчеры. Схема простая: клиент звонил оператору, тот говорил в эфир адрес. Все подключенные таксисты начинали в ответ кричать по рации свои номера.

Чтобы тебя услышали, нужна была радиоустановка в автомобиле. Они были по 100, 200, 500 Вт. Последняя — самая мощная, но очень дорогая. Но за ней все равно охотились все уважающие себя таксисты. Вспоминаю это время с ностальгией. Но потом начались проблемы с выплатами, у руководства была задача оштрафовать водителя по любому поводу — в итоге я зарабатывал только 30–40 % от своей выручки.

Как теперь

Как строится работа

Если берешь заказы через приложение, то просто запускаешь его, когда готов выйти на линию, и все. Нам нужно проходить фотоконтроль каждые 10 дней — все ради безопасности пассажира. Но многие приводят в порядок свое авто с помощью фотошопа, а заодно меняют цифры и печати в удостоверениях. Так на работу попадают или непрофессионалы, или неадекватные водители.

Таксопарки с диспетчером никуда не исчезли, теперь они просто пользуются мобильными — звонит диспетчер, предлагает заказ, если тебе выгодно, то берешь. По второй схеме я работаю с межгородом — в случае если заказа обратно или туда нет, беру попутчиков по BlaBlaCar, чтобы отбить стоимость бензина. Не скажу, что это работа мечты, но мне она определенно нравится. Общение с людьми тоже дает свои плоды — нашел несколько деловых контактов по второй работе.

Такси для клиентов стало значительно дешевле

Заработок нестабильный

Бывает, что нужно ездить в аэропорт каждый день, а бывает и неделя простоя. По городу необходимо получить очень много заказов, чтобы вышли те же деньги, что за межгород. По городу выгодно выходить на линию, когда за поездку считается сумма с коэффициентом увеличения цены, который стабильно повышается в снегопад, мороз, сильный дождь и, конечно же, в час пик.

Мне часто приходится встречать и провожать иностранцев в аэропорты. Я стараюсь, чтобы они чувствовали себя комфортно, общаюсь с ними на ломаном английском и с онлайн-переводчиком. Иногда на новогодние праздники они оставляют чаевые в валюте, это очень поднимает настроение и мотивирует работать дальше.

Самые частые просьбы

Какие бывают пассажиры

Таксисты работают по 12–14 часов, и человеку за рулем нужно обязательно обладать стрессоустойчивостью, так как пассажиры бывают разные. Я заметил, что те, кто вызывает по телефону, часто выходят долго, они не могут найти мою машину, бывают сильно нетрезвые. Иногда огромных размеров люди садятся спереди и не могут там даже пристегнуть ремень, хотя на заднем сиденье могли бы устроиться легко. Одну мадам я возил 2,5 часа в пригород и обратно, и все это время она разговаривала по телефону! За ту поездку я понял, что главные проблемы в жизни — это волосы и ногти.

Пассажиры, которые заказывают через приложение, сильно отличаются: выходят быстро, что очень важно, особенно в пиковые нагрузки. Но и тут иногда бывают люди, для которых 100 рублей — это много, и они своим поведением показывают, что им все обязаны: долго идут, зная, что машина уже ждет, пытаются изменить маршрут, не увеличивая цену. Ругаться с такими смысла нет, стараюсь отменить такие поездки или высадить.

Все эти правила существуют для того, чтобы сервис в целом был удобен и безопасен для клиентов. В качестве пряника приложение нередко доплачивает водителю за заказы. Клиент платит одну сумму, а система начисляет бонус до приемлемой суммы за такую работу.

Вещи забывают в такси часто

Пару раз оставляли телефоны, я возвращал и не требовал за это денег, но люди сами давали. Однажды иногородние ребята думали, что забыли у меня макбук, и предлагали € 500, если верну. Но у меня его, к сожалению, не было. Они забыли его явно не у меня, хотя и не поверили — решили проверить с полицией по видеокамерам. Но в машину садились они уже без компьютера.

Безопасность

Раньше клиент вызывал такси с городского телефона или просто ловил машину у обочины, и мы о нем не знали ничего, кроме того, откуда и куда его везти. В автомобиль мог сесть кто угодно, и, случись что, человека найти было практически невозможно.

Теперь пассажиров мы не боимся. У нас масса информации о них: телефон, номер паспорта, к которому привязана SIM-карта, и даже ссылки на профили в социальных сетях. Понятно, что при желании и упорстве можно придумать, как обмануть систему, но нам стало спокойнее. А пассажирам тем более: они понимают, что вероятность совершения преступных действий против них исключена, все действия фиксируются.

Favorite

В закладки

Правда про онлайн такси в России. Пишет водитель

Волею судеб мне пришлось пересесть за руль своего авто и зарабатывать на жизнь, работая в такси. Глядя на всё с другой стороны, хочу поделиться с вами интересными подробностями.

Я работаю несколько месяцев в трех системах: Яндекс.Такси, Gett и Uber.

70% заказов я принимаю по Яндексу, 25% по Gett, 5% по Uber.

В каждой системе у водителя есть рейтинг, который влияет на количество принимаемых заказов. При этом водитель тоже может ставить пассажирам баллы, но только в Uber.

Теперь пару слов о принципе приема заказов на сервисах такси и подключении к ним.

Яндекс.Такси

Надо приехать в офис Яндекс.Такси и сдать экзамен.

Он состоит из нескольких частей: работа с программой Таксометр, знание Москвы, каверзные вопросы и знание русского языка.

Водитель сначала проходит видеокурс о том, как пользоваться программой таксометр, как вести себя с пассажиром в различных ситуациях, что можно делать и что нельзя делать.

Интерфейс программы Таксометр:


После этого ему предлагается сдать экзамен.

Для меня сложно было сдать экзамен на знание Москвы. Я хоть и москвич, но честно не знаю, как называются многие улицы в Москве. Вопросы могут быть из разряда: перечислите, какие вокзалы находятся на Площади трёх вокзалов или на какую площадь выходит улица Большая Тульская.

Не было проблем с экзаменом по русскому языку, таксометру и ситуациям с пассажирами.

Например, вопрос про ситуацию: Что делать, если пассажир хочет курить?




После того, как вы сдали экзамен, вам присваивается рейтинг. Если совершили несколько ошибок, то рейтинг будет 4.5. Если ни одной, то 5.

Если экзамен сдан с рейтингом ниже 4.5, то вам предложат через несколько дней его пересдать. Если вас не устроил рейтинг 4.5, то вы можете пересдать через пару дней. Напомню, рейтинг водителя влияет на количество заказов.

В убер достаточно приехать и посмотреть обучающее видео. Вам автоматом присваивают 5 баллов, можете работать.

Интерфейс программы Uber:



Никаких экзаменов сдавать не надо.

В Gett надо тоже сдавать экзамен, но он проще, чем в Яндексе.

Интерфейс программы Gett:

Как сервисы проверяют водителей

Самые жесткие требования к водителю и машине у Яндекса.

Каждые три дня водитель должен проходить фотоконтроль.

Он делает фото машины не только снаружи, но и внутри. Поэтому каждые три дня, хочешь или не хочешь, но надо мыть машину внутри и снаружи.

Если люди, следящие за фотоконтролем, увидят грязную, битую машину, то могут закрыть доступ водителю к сервису – от нескольких часов и до полного отключения от заказов (если авто битое).

У Uber проверки как таковой нет. Уберу всё равно на состояние твоего автомобиля, ты можешь спокойно принимать заказы на битой, грязной машине.

У Gett есть тайные покупатели, которые могут заказать тебя, и ты поедешь с ними. Если стандарты Gett водитель не соблюдает, то его штрафуют на несколько тысяч.

Требования:

— не курить
— спросить про радио
— про маршрут и много чего ещё другого.

На бизнес-классе водитель обязан стоять у двери авто и ждать пассажира, чтобы открыть ему дверь.

Яндекс Такси

В Яндекс.Такси, как я и говорил, есть рейтинг водителя. При сдаче экзамена можно получить от 4,5 до 5 баллов. Чем выше рейтинг, тем больше заказов.

Когда клиент вызывает Яндекс.Такси, то система смотрит, какие машины есть рядом, Заказ отдается машине с лучшим рейтингом. Если водитель отказывается от заказа, то заказ уходит следующему, кого выбрала система.

Водитель видит, куда надо ехать за клиентом (адрес), сколько надо ехать (время в минутах) и расстояние до клиента. Исходя из этих данных, он принимает решение: ехать или нет.

Кстати, если заказ в аэропорт, его во всех сервисах водитель видит сразу.

Часто бывает, что клиенту в системе показано одно время приезда, а приезжаешь либо намного раньше, либо можешь опоздать достаточно серьезно (зависит от пробок и других факторов на дороге).

Если водитель приехал вовремя или опоздал, то при нажатии на кнопку сразу начинается бесплатный отсчет времени.

Только после того, как водитель нажал кнопку, что он на месте, он увидит, куда везти клиента, способ оплаты, а также примерную стоимость поездки.

Таксист не видит имени клиента и его настоящий телефон. Он видит телефон в формате, 8499 300 00 00 доб 34543. Клиент видит и имя таксиста, и его сотовый. Таксист увидит номер клиента, только если клиент наберет таксисту.

Когда я был клиентом такси, то сталкивался с тем, что прибывающие таксисты отказывались от поездки на короткие расстояния. Теперь я понимаю логику, что таксисту выгоднее взять длинную поездку.

Водитель в своем приложении видит фиолетовые пиковые зоны, где высокий спрос на такси. Поэтому иногда до одного места вы можете доехать за 100 рублей, а иногда за 300. Клиент тоже видит, что в какие-то часы высокий спрос и повышенные коэффициенты.

Но таксист отказаться просто так от поездки не может, так как при отказе у него автоматом понижается рейтинг.

Все плюсы и минусы наличных и карт

Водители любят кеш, так как они сразу его получают, а не через несколько дней, если оплата проходит по безналу. Но у наличных есть один минус, если вы собрались куда-то ехать, но есть шанс, что откажетесь от поездки, заказывайте Яндекс.Такси и указывайте оплату наличными, так как в случае долгого ожидания такси с вас Яндекс не удержит какие-либо деньги.

Но помните, что если вы не вышли через 10 минут, то водитель вправе безболезнено для своего рейтинга отказаться от поездки.

Плюс карт в том, что таксист может вас ждать хоть сутки, при отказе с вас спишут деньги за ожидание.

Стоимость поездки

Когда вы заказываете такси, вы видите сумму к оплате. Запомните, как бы долго таксист не ехал, как бы он не заблудился и не туда приехал, ему придет та сумма, которая указана была в заказе, но для таксиста есть красивая лазейка.

Бывают не очень хорошие таксисты, которые могут использовать вашу наивность следующим образом. Вам нужен адрес Тверская 6, подъехав к дому клиент попросил проехать чуток подальше к дому 2. Таксист попросит вас изменить у себя в приложении конечную точку, якобы нажимая кнопку у себя в приложении “завершить поездку” ему может не прийти сумма тк конечная точка не совпадает с тем, что было в заказе.

Как только вы в приложении меняете конечный, пусть он отличается на 10 метров, система автоматически вас расчитает по тарифу за километраж и время, и разница может доходить до двух раз от начальной стоимости, понятное дело в большую сторону. Это касается всех сервисов такси.

Если сталкиваетесь с такой ситуацией, шлите таксиста нахер и будете правы.

Бывает, что приходит заказ оплата по счетчику, это когда клиент садится в такси и говорит куда ехать. Это золотая жила таксиста, тк ему платят за время и расстония. У недобросовестного таксиста вы будете ехать долго.

Работая в такси уже пару месяцев, я знаю все пробочные места в Москве и по каким рядам надо на каком участке ехать, чтобы быстро двигаться в пробке. По счетчику вас повезут по самым долгим рядам хотя вы вроде как все будете толкаться в пробках.

Когда у таксиста заказ с фиксированной ценой, ему выгоднее как можно быстрее его выполнить, чтобы поймать новый заказ. Когда заказ по счетчику, ему выгодно вести вас как можно дольше с соблюдением всех мыслимых ПДД, особенно везти клиента актуально в Москве с 12 до 16 часов когда сильно проседают заказы.

Поэтому если ваша поездка предполагает пару точек, то сразу прописывайте их в приложении.

Я не люблю работать на убере, по нескольким причинам. Там совершенно невыгодные короткие поездки, там редко бывают долгие поездки. Режима ожидания на убере нет и твои простой никто не оплачивает.

При вызове водителя система сама рандомным способом находит вам водителя и даже не факт, что он едет в вашу сторону. Поэтому часто ловишь заказы когда местоположение клиента ты проехал и достаточно прилично.

Водитель видит адрес подачи, растояние и рейтинг клиента. Убер это единственная система где водители могут ставить рейтинг клиентам. Поэтому если ваш рейтинг низкий, то водитель тоже не захочет принять от вас заказ.

Плюс у убера самая идиотская система навигации, можно использовать автоматически либо 2гис либо яндекс навигатор, но тк нет лицензионного соглашения между яндексом и убером, то в день яндекс навигатор можно всего пару раз использовать из приложения убер.

Часто бывает. что точка указанная клиентов в убере не бьется с адресом 2 гис и навигатора, поэтому когда я по уберу приезжаю к точке, то я уже использую навигатор убера.

В убере водитель при принятии заказа видит не только имя клиента, но и его нормальный телефон.

Если поездка будет очень долгой, то водителю с заказом приходит уведомление, что поездка будет больше 50 минут.

У убера тоже есть зоны с повышенным коэффицентом, но по сравнению с яндексом и гетом их в разы меньше. Часто убер для владельцев убер Х (эконом) делает специальные акции, соверши 50 поездок и получи побунос 1800 рублей.

При получении заказа гетт водитель сразу видит не только куда ехать за клиентом, но и куда вести и стоимость поездки.

Поэтому по гетту брать клиентов интересно тк ты понимаешь сколько ты получишь и куда поедешь.

Минус Gett в том, что водитель ежемесячно платит сервису за использование программы 1000 рублей, другие сервисы бесплатны для водителя.

Проценты и чай

Сервисы в среднем забирают себе от 20-25%. При этом от чего зависит этот процент, я не понимаю до сих пор. Иногда берут и меньше. Яндекс и Gett мне нравится больше так как там клиенты могут отставить чаевые с которых сервис себе ничего не забирает. Максимальные чаевые, которые я получал это 2000 рублей. Чаевые получать всегда приятно пусть хоть и 50 рублей.

Поэтому если вам поездка обошлась в 500 рублей, то 100 рублей точно у водителя заберет сервис.

Сервисы обязуют иметь сдачу с любых купюр. Часто, когда ездил как клиент, то у водил не было сдачи, и я понимаю, что скорее всего они это делали умышленно, чтобы заработать хоть плюсом копеечку.

Я несколько раз был в ситуации когда реально не успевал обменять деньги и всегда сдачу трактовал в пользу клиента. например, поездка была 740 рублей, мне дают 1000, а у меня одни сотки, то я клиенту отдаю 300 рублей. Если нет сдачи, то это моя проблема, а не клиента.

Разное и лайфхаки

На всех трех сервисах есть три класса такси: эконом, комфорт и бизнес. Я работаю в комфорте.

Все клиенты абсолютно нормальные и вменяемые люди.

Молодые часто заказывают Uber, но в основном все поездки падают с Яндекса. 80% людей едут в машине и сидят в телефоне, поговорить получается с кем-то редко, хотя за 7-9 часовой рабочий день иногда хочется поговорить с кем-то.

Иногда попадаются как мужчины так и женщины, которые выливают на себя литр духов и ехать с таким запахом проблематично.

Некоторые правила водители грубо нарушают. Всем запрещено курить в машине, но водители плевали на эти вещи и часто приходят заказы с требованием, чтобы в машине было к моменту подачи не накуренно.

Возил я и известных людей несколько раз. Телефоны, которых заносил после поездки в записную книжку, ну мало ли пригодится.

Когда вы решили закать такси, то смотрите цены нескольких сервисов сразу, тк разница может иногда доходить до двух раз. При этом иногда можно на бизнесе проехать по цене коморта, или на комфорте по цене эконома.

В Uber нельзя оставлять чаевые, но там есть прикольная система благодарностей, типа бейджи (хорошая музыка, прекрасны собеседник, юморист и тд); получать такие бейджи забавно.

Когда вы заказали яндекс такси и навигатор построил водителю маршрут и по пути вы стали в дикую пробку, попробуйте попросить водителя построить маршрут на навигаторе повторно, тк навигатор очень редко во время движения предлагает поехать по более быстрому маршруту.

Если ваш маршрурт пролегает рядом с большими улицами. то просите водителя ехать по ним, тк на них ехать по пробке процентов на 20 быстрее, чем по узким улочкам.

В яндекс навигаторе у меня стоит голос Гарика Харламова, этот голос редко у кого стоит и когда едешь, то он лепит такие вещи, пассажир смеется и часто на этом фоне завязывается беседа.

Как клиент может попасть на деньги

К вам иногда может приехать машина без опозновательных знаков (нет шашечек и лампы такси наверху), а вы едете по счетчику. Водитель вас везет по адресу и едет в общем потоке не выезжая на выделенку, аргументируя тем, что нет у него знаков такси.

Это обман, он хочет на вас наварится тк едет по счетчику. Все кто работают в такси- все машины имеют лицензию, без лицензии работать в такси нельзя, но есть один нюанс в классе бизнес и о нем ниже.

Виды лицензий

Существует два вида лицензий такси в Москве: московская и подмосковная. Московская выдается на машины желтого цвета, подмосковная на машины белого цвета. На машины работающих в бизнес классе лицензии не требуются.

Изначально моя машина темного цвета и чтобы получить лицензию мне пришлось переклеить для гибдд ее в желтый цвет и то, переклейкой можно считать условно, тк я нашел человека которые тяп ляп обклеил желтым цветом, предупредил, чтобы к гибдд я ехал медленно, чтобы не оторвалось (задние двери я открыть не мог тк они были заклеены). В ГИБДД свой человек сфотографировал авто (вся площадка у гибдд с машинами смеялась над тем что они видели), внес мне правки в птс и стс.

После этого я за 3 минуты снял эту пленку и машина стала снова темной. Потом после получения лицензии и я сгонял и снова получил документы на темный цвет.

Гаишники не обращают внимание на цвет машины, мог бы ездить с желтым цветом в документах, но хотелось вернуться к истокам.

После того как водитель получает лицензию он может ездить по выделенкам, НО машины с московской лицензией могут ездить без шашечек и верхней люстры спокойно по выделнке и штрафы не придут, а вот водители с подмосковной лицензии должны иметь не только шашечки сбоку (они нужны для гибдд), но и с люстрой на крыше с надписью такси.

Люстра нужна для камер. Как только машина с подмосковной лицензией поедет по выделенке без люстры, то сразу придет штраф.

Поэтому я часто по своим делам езжу по выделенке без всяких опозновательных знаков это ооооочень сильно экономит время, не стоя в пробке.

Водитель обязан иметь БСУ (бланк строгой отчетности), если вам нужен чек, то водитель может его вам выписать на этом бланке. Плюс требования яндекса иметь путевой лист. Если тормознут гаишники таксиста и у него не будет этого путевого листа, то его ожидает штраф.

Рекомендации

Когда к вам приезжает такси, вы замечали, что он стоит не там и тд.

Пишите комментарии, где вас ждать и какие нюансы могут быть. Часто приезжаешь к дому в котором 10 подъездов, в комментарии написано, что клиенту не звонить. Ты встаешь на свободное место, а потом приходит клиент и начинает возмущаться, что ему пришлось идти по улице. Указать подъезд видимо было сложно.

Частые пробки вечером в центре это зачастую из-за клиентов. Бывает приедешь к бару и ждешь клиента минут 10-15, а рядом еще куча таких же таксистов. Вот и получается пробка. Если бы клиент садился сразу как приезжало такси, то это можно было избежать.

Поэтому пишите комментарии к заказу, чтобы не возникало непритных ситуаций и выходите сразу, чтобы не делать пробки на ровном месте.

Иногда заказывая такси ты видишь, что оно приедет через 3 минуты, ты следишь за такси и понимаешь, что оно либо едет не в ту сторону либо прото стоит. Этому есть объяснение. Я иногда еду и попадаю на развязку и в этот момент падает заказ, я его принимаю.

На постройку маршрута к клиенту уходит время, а остановится я не могу посередине дороги. И получается, что когда мне навигатор построил маршрут, то я уже двигаясь на развязке ехал и повернул не туда и у клиента либо увеличивается время ожидания либо он видит, что машина едет в другую сторону.

В часы пик можно попасть в ситуацию, когда до клиента 300 метров и 1 минута езды, а ты стоишь в дикой пробке и по итогу едешь 10 минут. В таких ситуациях я всегда отзваниваюсь.

Когда я ездил за рулем, то я не понимал, почему машины такси медленно в центре едут по правому ряду. Оказывается это едут пустые таксисты, в поисках заказов. едут медленно, чтобы принять в случае чего заказ и успеть завернуть на нужную улицу, если она по пути.

Заработки

Я встаю каждый день в 6 утра и выезжаю около 7 на работу. за 7-9 часов я на классе комфорт плюс с детским сидением зарабатываю грязными около 5 500 – 7 500 при среднем пробеге в 180 км в день.

Из этих денег 1000 р на бензин и 300 р мойка раз в два дня. Яндекс я могу выводит у своего партнера хоть каждый день, Uber и Gett раз в неделю.

Основные пики это с 6 до 12 утра и после 16. с 12 до 16 заказы в основном с пассажирами с детьми.

Бонус

Бонус для читателей iPhones. Если по заказу на яндексе. гетте или убере к вам приедет темная шкода (специально не называю модель и точный цвет) когда сядете в машину спросите случайно у водителя, не знает ли он адрес в Москве головного офиса Apple. Если за рулем окажусь я, то я скажу привет читатель и бесплатно довезу по вашему заказу.

Но довезу только первого кто меня найдет. Удачи.

Favorite

В закладки


Лихачи и Ваньки




Вот что пишет пассажирка из прошлого: «Извозчики в моем сознании явно разделились на две группы. Одну составляли как бы подлинные извозчики, а другую — извозчики поневоле, по житейской неустроенности.




Я в этом году менял зимнюю резину уже летом — снег удивлял до последнего. А он ведь опять скоро пойдет?

Любопытно посмотреть, какие требования предъявлялись в начале XX века к тем, кто хочет стать извозчиком. В первую очередь:

  • запрещено лузгать семечки, шуметь, сквернословить, петь и танцевать;
  • при езде запрещено производить неприличные жесты;
  • извозчик обязан иметь опрятный вид и соблюдать специально установленную форму одежды (на зимний и летний сезоны);
  • запрещено возить пьяных.


Может быть, в такси и должны быть самые быстрые и крутые тачки? Пассажиры ведь всегда спешат, и в то же время — требуют комфорта

Такси-маршрутка



Понятно, что это не производственный пылесос, не такой мощный. Но мы исправим эти нюансы качеством уборки.

Шахматист

Ключевой момент для вольного извозчика — как объяснить окружающим, что ты таксуешь. Агрегаторы берут на себя все проблемы коммуникаций с окружающей действительностью. Находят тебе клиента, показывают ему, где ты находишься. В случае опасности — известят о ней всех коллег, которые находятся сейчас на линии. Даже само наличие тревожной кнопки хорошо успокаивает.

Зашел на авторынок прицениться. А колпаков-то и нет!

— Так все давно таксуют через приложения, — удивились моим поискам несколько продавцов. — А кто сдает тачки в аренду, те брендируют их сами. И профессионально: все закупают оптом.

— Только два остались! — говорит продавщица. — Наверное, и не повезем больше. Кому они сейчас нужны?



Дедовские способы коммуникации все еще живы. Во время междугородных поездок оказался еще в одном городке. Из доски объявлений на центральной площади узнал, что в город только заходит Яшка (напомню, Яшка и Макс — так мы договорились называть агрегаторы). И как же рекламируют заход цифровой системы в сибирской глубинке? Правильно, бумажными объявлениями на столбах.



Встал на самом проходном пятаке. Народ идет мимо. Из магазина вышли несколько компаний — и молодежь, и семейные: ждут такси. Посмотрели на мою доску и на меня самого с недоумением. Как назло, всех забрали раскрашенные Солярисы и Шкода: чистые, новые, ярко играющие своей расклейкой на летнем солнце.


Арбузник

Загрузил у оптовика полную машину арбузов, встал вдоль трассы и торгуешь даже выгодней, чем на рынке. Ближайший конкурент находится не ближе, чем в километре. И в чем-то даже помогает — потенциальный покупатель его проскочит, но задумается об арбузе. А тут как раз стоит и следующая машина с полосатыми.


— Нет, даже не пытался. Это ведь все прошлый век. Хотя торговля арбузами похожа на этот принцип: стоишь и ждешь. Смысла в этом не много, но иногда, думаю, выстреливает. Важно занять правильное место.

Чайхана на колесах


Вот три молодых парня прыгают в машину, я слышу, что едут в центр. Коллега называет цену на 200 рублей дороже, чем это стоит в агрегаторе. Парни торопятся и быстро уезжают. Я хочу подъехать поближе, но мне сигналит Тойота, которая приехала позже.

— А ты кто такой? — спрашивает коллега через стекло с сильным кавказским акцентом.

— Да вот мне по дороге сейчас в этот поселок, думаю, возьму попутчиков.

— Уезжай, дорогой. Здесь ты никого не возьмешь.


— За это время поменял уже восемь машин, — рассказывает Степан. — Чего только не было! И резали, и удавку накидывали, и в глаз мне били кастетом. Я тогда выжил, только когда понял, что мне больше нечего терять. Разогнался с горки и стал бить свою машину, а эти уроды испугались за свои жизни. Им ведь было что терять в этой ситуации — в отличие от меня! Прижался к стене так, чтобы пассажир рядом не смог выскочить. Вызвал милицию, их тогда быстро нашли. Так они потом мне за все заплатили: и за машину, и за глаз… Раньше наша профессия была очень опасной. Но в ней было больше смысла и выгоды. Почему? Так не было столько автомобилей, как сейчас! Мы на привокзальной площади знали каждую машину. А если и появлялись новенькие, то на них никто не наезжал. Работы всем хватало. Мы, наоборот, всегда выступали больше за общение и коллектив. Милиция к нам всегда относилась как к своим. Ну и мы, если нужно кого быстро доставить, никогда не отказывали. Может, поэтому рэкета у нас и не было.


Степан рассказывает, как он вез пассажира, который отстал от поезда: побежал на их вокзале до киоска и опоздал. Быстро заказал его машину. Пронеслись они по трассе больше 300 километров — от города к городу. И догнали лишь на большой станции, где шла замена локомотива. Оказалось, что мужчина был одним из машинистов. И ему никак нельзя совсем опоздать от этого поезда!


— Теперь это только отпугивает, — улыбается Степан. — Колпак нужно обязательно. Твоя шахматная доска — это курам на смех. А вот обратиться можно только к тому, кто в растерянности. Или сильно спешит. Или — кому нужен межгород. Приехал человек на вокзал, а поезд уже ушел. Или сегодня нет ничего по этому маршруту. Значит, он будет искать такси. За дорогу в 300 километров я возьму от 5 до 7 тысяч. Обязательно потребую задаток — на бензин как минимум. Нужно еще и возможные штрафы заложить — по такой длинной трассе. По первой реакции пассажира пойму, есть ли у него деньги. Если возникает заминка с задатком, отказываюсь. Получается, здесь я даже больше конкурент поездам, чем городским такси. Мне приходилось ездить и в соседние регионы, и даже на границу с Казахстаном. На дальних расстояниях пассажиры обычно спят. Водитель едет комфортно — как будто один. А пьяные так и вовсе обычно дают больше денег.

— А кого не любите возить больше всего?

Экономим бензин и нервы


В аэропорту таксуют на машинах самого разного класса. Пассажиры сами выбирают, кто им понравится больше. К кому подошли — с тем и разговор. Тут как на рынке: соседи цену не сбивают. Ждут, когда подойдут к ним

— Такси надо? — спрашиваю доброжелательно, но с нажимом. Конечно, вам надо: у меня осталось стоять тут не больше 20 минут, а платить за парковку я не намерен! Они даже не обращают на меня внимания, а смотрят насквозь, как будто я — невидимка. И да, конечно, почти у каждого в руке смартфон. И они уже отслеживают передвижение своих машин. Почти всех, кстати, забрали коллеги с Яшки.

Разговорился с коллегой. Спросил, почему он стоит здесь, а не взял сейчас любого из этих клиентов через агрегатор. И услышал неожиданное:


— За тысячу доставлю вас как в самолете, — быстро нахожусь я. — Сок, минералка? Вам курицу или рыбу?

Лучшие комментарии

В 2000-2004 годах бомбил в пражском аэропорту. Нас там было где-то десяток-полтора, и чехи, и русские, кто сумел там и задержаться и укрепиться. Своего рода бомбиловская мафия. Аэропортовские таксисты нас знали, сильно не любили, нам приходилось действовать крайне осторожно, порой отказываясь от верных и выгодных предложений. Мне два раза прокалывали колеса, таксисты ли, конкуренты ли- не знаю. Правда, подозреваю, если б тем, чем мы занимались в Праге, мы бы занимались, скажем, в московском аэропорту, колесами бы дело вряд ли б ограничилось.
Бомбил не только в качестве таксиста, задача была предложить отель, если не было жилья, с этого имели 20-25%, а в машине и об экскурсии можно было попытаться договориться. Ездил на Сеате Толедо 1991 года. Людям представлялся шофером отеля, привезшим в аэропорт клиентов. Самым осторожным показывал проездной билет - они тогда были с фотографией и по чешски написано, люди доверчиво думали, что это разрешение на работу в аэропорту.
Детали не помню, в месяц получалось от 1000 до 2-3 тысяч евро выручки, летом больше, зимой меньше. Это позволяло в принципе безбедно жить в Праге с семьей, при этом рабочий день был три-четыре часа с утра и два-три часа вечером. Часто напарник дежурил в аэропорту я же с машиной курил на ближайшей заправке и ждал от него звонка.
Отъездил с клиентами, которым надо было на дальняк, немало по всей Чехии. До Брно и Злина включительно.
Моим счастливым билетом стал один молодой казах-директор астанинского городского управления по благоустройству Астаны - приехал на международную выставку в Прагу без машины, без отеля, без языка. Нанял меня. Потом приезжал еще раз. И еще. Тогда я первый раз увидел вживую человека, который вообще не считал деньги. Я до 2004 года работал на него, заключили договор на услуги. Два раза летал в Казахстан переводчиком, в Словакию ездил торговым представителем, по Чехии катал его и его людей. Просто спросил его в первый раз в аэропорту
, не надо ли чего .
Старожилы в аэропорту Праги нам говорили, то как это выглядит сейчас(2000-2004) это жалкое подобие, как бомбилы работали в начале-середине девяностых, когда только закончился социализм. Тогда на туристах люди покупали себе недвижимость. Способность заработать ограничивалась возможностью сколько раз за день ты был готов приехать в аэропорт.

Комментарии

Какой смысл сейчас просто бомбить, если клиентов с гулькин нос? Все давно пользуются или агрегаторами, то через диспетчера заказывают. Уже лет 20 не кто не идет на улицу ловить такси.

Не согласен с автором. На трассе полно путан с дежурными машинами. Значит и на них есть спрос. Один знакомый подрабатывал извозчиком, но не долго, говорит работёнка не для всех.

В общем, как были бомбилы ушлыми лентяями, надеющимися на большой ценник, так или и остались.

З. Ы. Перестал ими пользоваться еще до агрегаторов, потому как вызвать такси по номеру было заметно дешевле.

В Москве и области начала работать электронная система мониторинга такси. Как нововведения отразятся на жизни горожан, разбирался Лайф.

Комплексная информационная система "Аналитика работы такси" (КИС АРТ) в тестовом режиме уже работает несколько месяцев. Механизм её построен на том, что у каждого водителя такси — вне зависимости от того, управляет он машиной автопарка или использует собственный автомобиль — должен быть индивидуальный цифровой профиль (ID). Для этого ему надо зарегистрироваться на портале госуслуг.

Система будет учитывать данные о медосмотрах и путевых листах, а также о техосмотрах автомобиля. Кроме того, КИС АРТ будет фиксировать рейтинг шофёров по отзывам пассажиров, количество ДТП на счету водителя, а также информацию о наличии полиса ОСАГО и действующего водительского удостоверения. Система также рассчитана на то, чтобы не допускать переработки свыше 40 часов в неделю, и будет фиксировать, где в данный момент находится конкретная машина.

Заказчик этой системы — Департамент транспорта города Москвы. Внедрение КИС АРТ должно привести к снижению числа нелегалов, фальшивых документов, нарушений со стороны водителей и дополнительно обезопасит пассажиров.

Само собой, не всем таксистам такое нравится. Особенно мигрантам, многие из которых работают в столичном регионе по сомнительным документам. Чтобы зарегистрироваться на портале госуслуг, нужны легальные документы, в том числе СНИЛС.

— Меня не устраивает, что, по новым правилам, количество рабочих часов должно быть ограниченным, поэтому я не в восторге от новаций, — поделился водитель "Яндекс.Такси" Роман Широков. — Я работаю на собственной машине, которую купил в кредит, и если через восемь часов, проведённых за рулём, мне будет блокироваться допуск к заказам, то я не смогу зарабатывать достаточно для того, чтобы гасить кредитные платежи и приносить ещё что-то для своей семьи. Значит, мне придётся либо попытаться повысить цену за извоз, либо вовсе отказаться от такой работы.

Бизнес на утопающих: Законны ли новые поборы на российских курортах

На самом деле как раз проблема переработок водителей такси является основным источником аварийности с участием данных машин, считают эксперты. Эти данные подтверждаются и цифрами статистики. Согласно официальной информации Дептранса Москвы, только за шесть месяцев нынешнего года произошло 794 аварии с участием таксомоторов. В ряде случаев шофёры такси допустили аварии по причине своей хронической усталости.

— Если новая система Дептранса действительно поможет снизить аварийность, то для граждан-пользователей это плюс, — считает заведующий Западной коллегией адвокатов Москвы Александр Инютин. — А если при этом не вырастут цены на услуги, то это плюс в квадрате.

По его словам, пока не ясно, каким образом контролирующие органы заставят всех водителей такси пройти регистрацию в новой системе.

— Если это будет сделано через обязанность агрегаторов изменить условия действующих соглашений, то могут возникнуть споры юридического характера. Например, водитель вполне может подать в суд, если его просто отключат от системы, передающей ему заказы, — это будет нарушение существенных условий договора, — пояснил Инютин.

Фото © Shutterstock

На запрос Лайфа о том, как введение системы повлияет на работу такси, из всех агрегаторов ответил только самый крупный — "Яндекс.Такси".

— Власти Москвы хотят знать, кто находится за рулём автомобилей такси, и основная коммуникация города сейчас направлена на таксопарки и водителей, которые в них работают, — отметили в пресс-службе. — Мы со своей стороны информируем партнёров о том, что такое КИС АРТ и как зарегистрироваться в системе таксопаркам и водителям, выполняющим заказы в Москве и Московской области.

Появятся новые компенсации за ЖКХ: Какие льготы можно получить и в каком размере

Правда, на самый важный для простых граждан вопрос — о возможном подорожании услуг такси — агрегатор пока не ответил. Если верить таксистам, которые утверждают, что за свои информационные услуги "Яндекс" получает до 40 процентов с каждой поездки, то теоретически он может снизить свою маржу и оставить цены на нынешнем уровне.

Однако тех, кто часто пользуется услугами платного извоза, интересует не только цена поездки, но и её безопасность. Большинство пассажиров хотят быть уверенными, что их обслуживает водитель с достаточным опытом и на исправной машине. И вот тут некоторую ясность вносят сами водители такси.

Фото © Shutterstock

— На мой взгляд, система устраняет действующую до сих пор странную практику, когда лицензию на извоз можно оформить на машину, а не на водителя. Поэтому и получается, что за рулём такси в итоге может оказаться кто угодно, — считает Игорь Макарчук, водитель "Яндекс.Такси". — Я думаю, что нововведение в основном негативно скажется на тех, кто работает в сфере тарифа "Эконом". Там немало приезжих, которые думают только о том, чтобы любыми средствами за меньшее время заработать как можно больше. Такие водители по 16–18 часов проводят за рулём и совсем не тратятся на оформление необходимых документов, а иногда просто их подделывают или покупают по дешёвке липу.

Как отметил Игорь Макарчук, в тарифах "Эконом+" и "Комфорт" уже сейчас требования к водителям строже, да и заработки там повыше, поэтому случайных людей меньше. Скорее всего, после реформы в столичном такси произойдёт отток "серых" водителей. Это может вызвать повышение спроса и цен. Однако, по его мнению, к сентябрю стоимость поездок вернётся к действующим ставкам. К тому же место мигрантов могут занять водители-россияне из регионов.

Ещё 10 лет назад в многомиллионной Москве, чтобы добраться из одной точки города в другую, только 45 тысяч человек в сутки использовали такси, а в 2021 году в столице ежедневно совершается более миллиона поездок. И только за 2020 (кризисный) год в Дептрансе Москвы выдали более 23 тысяч разрешений (лицензий) на работу по перевозке пассажиров, так что говорить о снижении спроса в области такси-извоза пока не приходится.

Читайте также: