Конфликт в семье как причина совершения преступления анкета для несовершеннолетних

Обновлено: 28.06.2024

Причины преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Одними из которых являются кризисные явления в таких важнейших социальных институтах как семья и школа.

О влиянии семьи и школы на преступность несовершеннолетних говорится во многих работах юристов, психологов, социологов, педагогов. К тяжелым последствиям для несовершеннолетнего от недостатка и ослабленного воздействия как семейного, так и школьного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления.

Целью нашей работ ы является – анализ влияния на преступность семьи и школы.

Согласно ст. 87 Уголовного кодекса России, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнил ось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Криминалистами выделяется четыре типа несовершеннолетних преступников:

1) которые совершили преступление в результате случайного стечения обстоятельств, вопреки положительной направленности личности;

2) которые совершили преступление в результате попадания в криминогенную ситуацию из-за неустойчивости личности;

3) в результате преобладающей отрицательной направленности личности;

4) которые совершили преступление в результате устойчивой доминирующей антиобщественной направленности личности.

Культурная и образовательная характеристика большинства детей-преступников очень снижена по сравнению со сверстниками. Среди них наблюдается значительная доля неуспевающих, и лиц, которые не окончили школу.

Специалисты (криминологи и психологи) отмечают, что несовершеннолетние преступники имеют свои особенности интересов и потребностей: во-первых, это утрата интереса к учебе и равнодушие к проблемам общества; во-вторых, примыкание к неформальным и экстремистским проявлениям общества: в третьих, употребление алкоголя, наркотиков и других одурманивающих веществ.

Для подростков-преступников характерно бесцельное времяпровождение; типично искажения нравственного и правового сознания. Такие моральные ценности, как долг и совесть толкуются ими, исходя из личных желаний или групповой солидарности. Кроме того, они ориентированы на получение сиюминутного удовольствия и равнодушны к переживаниям, страданиям окружающих.

Влияние семьи.

Семья всегда была и будет важнейшей средой формирования и воспитания личности, отвечающей не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни ребенка, взрослого. Семья – одна из значимых структур общества, которая способна ослабить или заблокировать криминогенное влияние многих отрицательных факторов социальной жизни. Именно семья обладает колоссальными возможностями удержания своих детей от преступной стези.

Именно родители способны пресечь формирование негативных взглядов и привычек у детей. И в этом смысле семья обладает самыми большими возможностями. Главным направлением семейного воспитания является нравственное совершенствование самих родителей, так как большое воздействие на детей оказывают не только слова и поступки родителей, но и их мысли, образ жизни. Нравственные нормы и ценности выступают главными гарантами взаимопонимания и взаимоотношений между детьми и родителями. Кроме того, главным компонентом семейного воспитания является родительская любовь. Если ребенок утрачивает веру в родительскую любовь, это нередко оказывается первым шагом по пути криминализации.

В семейной педагогической практике для формирования положительных взглядов и привычек детей используют следующие методы воздействия на детей:

- родители рассказывают своим детям, как правильно себя вести в различных ситуациях, и объясняют, почему тот или иной поступок может обернуться бедой;

- организовывают деятельность ребенка, в которой оказывают помощь в преодолении трудностей; контролируют и пресекают нежелательные поступки детей;

- воспитывают положительные качества у ребенка своим примером.

О влиянии семьи на преступность несовершеннолетних говорится во многих работах юристов, психологов, социологов, практических работников. К тяжелым последствиям недостатков семейного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления, источником которых во многом были обстоятельства, которые окружали ребенка в семье.

Основной причиной преступности несовершеннолетних, на наш взгляд, является семейное неблагополучие:

1) воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем;

2) наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек);

3) злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность;

4) тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, отсутствие отдельной комнаты для детей, нужда в питании, одежде;

5) низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи;

6) грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях эмоционального голода.

Таким образом, семья способна ослабить или заблокировать криминогенное влияние многих отрицательных факторов социальной жизни и обладает колоссальными возможностями удержания своих детей от преступной стези. Или, наоборот, стать источником формирования будущего преступника.

Влияние школы, образования.

То есть роль школьного воспитания постепенно переходят в главную функцию школы, которая заключается в подготовке детей в непростую взрослую жизнь, в которую они так рвутся.

Преступность во всем мире и в России в частности, является одной из самых актуальных социальных проблем. И причины преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Одними из которых являются кризисные явления в таких важнейших социальных институтах как семья и школа.

Роль школы и семьи в воспитании и формировании положительных качеств подростка велика.

Именно школа и семья, как два наиболее важных социальных института, способны ослабить или заблокировать криминогенное влияние многих отрицательных факторов социальной жизни на порастающее поколение, а значит, повлиять и снизить уровень преступности в целом, так и среди подростков.

Преступность несовершеннолетних: причины и проблемы

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Преступность несовершеннолетних:
причины и проблемы

Алексеева Елена Александровна,
учитель МОУ Приморская СОШ

Преступность несовершеннолетних – одна из важных проблем современного общества. Подростки все чаще совершают преступления ради корысти, развлечений, экономических трудностей. Современные методы и средства не всегда являются эффективными, поэтому необходимо переосмысление мер предупреждения преступности несовершеннолетних.

Сегодня одной из значимых проблем нашего государства стала проблема преступности молодежи, что во многом связано с реформированием самой политической и экономической жизни общества, рыночным характером отношений. Все это заставляет задуматься о перспективах развития государства на всех сферах жизни: педагогики, социологии, права и т.д.

Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершаются в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе (около половины), что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно со взрослыми [2, c. 21].

Предупреждение преступности зависит и от региона. У каждого региона свое экономическое, социальное развитие. Условия жизни в регионе напрямую отражают динамику преступности. Поэтому для изучения предупреждения преступности несовершеннолетних важно проанализировать и региональные особенности.

Понятие преступности несовершеннолетних неоднозначно. Исследователи не пришли к единому мнению данного понятия, поэтому
в криминологии существуют разные точки зрения. Множество значений возникает вследствие того, что преступность несовершеннолетних стоит особняков и в законодательстве. В УК РФ выделен отдельно раздел V, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних охватывает определенный возраст (14 – 18 лет), конкретную территорию и промежуток времени. Именно эти критерии и отличают преступность несовершеннолетних от взрослых преступлений.

Многие ученые-юристы посвящают свои труды изучению причин и условий совершения несовершеннолетними преступлений. Среди исследователей нет единого мнения о причинах и условиях преступности несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних имеет свои причины. Причины – это негативные социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие преступность как следствие.

Сложилось устойчивое мнение о том, что главными причинами преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста являются резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе.

Проанализировав работы исследователей (Ю.Н. Антоняна, А.А. Бакина, Ж.Ю. Вологина, Д.В. Замышляева, С.А. Корягиной и др.), были обобщены причины преступности несовершеннолетних. Данные представлены
в таблице 1.

Таблица 1 – Причины преступности несовершеннолетних

1.Отсутсвие нормальных условий существования
у подростков (бродяжничество, беспризорники и др.). Нужда самостоятельно искать и добывать средства существования.

2. Корысть. Желание завладеть чужим имуществом для удовлетворения личных потребностей.

1. Неблагополучная семья (алкоголики, наркоманы, истязатели и др.). В таких семьях несовершеннолетние представлены сами себе, не осуществляется контроль над ними, нередко родители избивают несовершеннолетних, принуждают заниматься кражами, проституцией и т.п.

3. Попустительские семьи, в которых несовершеннолет-ний живет сам по себе, но при этом внешне семья выглядит благополучно. Несовершеннолетний соверша-ет преступления из-за того, что ему не объяснили, что это не допустимо, за это наказывают, и никто не проконтролирует занятия несовершеннолетних.

4. Семьи, в которых сами родители, родственники поощряют совершение преступлений и совершают их.

1. Клептомания (навязчивое, болезненное влечение к совершению кражи, воровству, расценивается как психическое нарушение). Несовершеннолетние не способны контролировать себя в таких случаях, не осознают, что это болезнь.

2. Отсутствие волевых качеств при давлении посторонних. Нередко несовершеннолетние совершают преступления под влиянием взрослых или тех, кто оказывается эмоциональнее сильней.

3. Отчуждение несовершеннолетних от общества может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение.

4. Психологическая склонность несовершеннолетних к совершению преступлений.

5. Психологическое унижение. Несовершеннолетний подвергается насмешкам со стороны сверстников, не имеет таких возможностей как другие в материальном плане.

Отсутствие организованного
досуга

1.Бесцельное времяпрепровождение. Несовершеннолет-ние, которые не имеют увлечений, хобби, не посещают секции, а большую часть времени проводят на улице в компании друзей, в большей степени склоны к совершению преступлений.

2.Бесконтрольное проведение досуга. Отсутствие контроля со стороны родителей, опекунов провоцирует несовершеннолетних на совершение преступлений.

Таким образом, причины преступности несовершеннолетних могут быть разными, однако общее между ними то, что в большинстве случаев подростки совершают преступления, находясь вне контроля. Важно отметить, что преступления совершаются не только подростками из неблагополучных семей или сиротами, но и несовершеннолетними, которые имеют благополучные семьи.

Подростки из благополучных семей совершают преступления ради развлечения, спора, у них присутствует ощущения вседозволенности, чувство безнаказанности, нередки случаи, когда так подростки привлекают к себе внимание родителей.

Таким образом, социальный статус не всегда играет главенствующую роль. Подростки из благополучных семей также совершают преступления, которые не менее жестоки и опасны для общества.

Как видно из таблицы, на первом месте причина преступлений – семья. Семья неотъемлемо влияет на несовершеннолетних: отсутствие контроля, асоциальный тип поведения и др.

Ежегодно выявляется свыше 100 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка [4, c. 38].

Руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты РФ Елена Николаева на одной из секций ВРНС озвучила цифры, согласно которым ежегодно родительских прав лишаются до 60 тысяч родителей, то есть социальными сиротами становятся 200–220 детей ежедневно. Уполномоченный по правам ребенка России Павел Астахов говорит, что почти 700 тысяч детей в настоящее время находятся в интернатах, приютах, детских домах и т.д.

На Пятом съезде детских омбудсменов прозвучала статистика – начального общего образования не имеют в России порядка 37 тысяч детей, а более 22,5 тысяч детей неграмотные. Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок – детдомовец [5, c. 21].

После выхода из детдома 30% становятся бомжами, 20% – преступниками. По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч юных россиян. 10% заканчивают жизнь самоубийством, около тысячи детей в месяц исчезают бесследно [11, c. 3].

Дети из асоциальных семей, лишенные средств существования, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные сферы деятельности (работа на улице в неудовлетворительных условиях, занятие проституцией, занятость в порнографическом бизнесе, торговля табачной, алкогольной продукцией и т.д.), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития [14, c.19 – 20].

На втором месте причины социально-экономические. Возможно, это объясняется тем, во-первых, что подростков, нуждающихся в деньгах, пропитании, с каждым годом увеличивается. Во-вторых, экономическая ситуация в России не стабильна, многие не могут найти работу. Возможность брать кредиты привела к тому, что некоторые только на него и работают, а на потребности не хватает ресурсов.

В.В. Кухарук отмечает, что одно из негативных проявлений экономического кризиса – сокращение рабочих мест, что привело
к уменьшению возможностей для трудоустройства подростков, в первую очередь отбывших наказание в воспитательных учреждениях [12, c. 97].

Наименьшее количество преступлений совершенно по причинам неорганизованного досуга. Это связано с тем, что сегодня в школах подростки проводят достаточно долгое время, занимаясь дополнительно, посещая различные пришкольные секции и кружки. Также подросткам компьютерные игры замещают друзей, прогулки и т.п.

Исходя из вышесказанного, причины преступности несовершеннолетних можно разделить на четыре группы. Эти причины взаимосвязаны между собой и имеют неравные границы. На преступность несовершеннолетних влияют как внешние факторы, так и внутренние.

Для организации предупреждения преступности важно знать условия, которые провоцируют несовершеннолетних на совершение преступлений.

А.В. Селянин указывает, что к условиям, способствующим преступности несовершеннолетних, можно отнести: безнадзорность, безнаказанность, недостатки и упущения в работе правоохранительных органов по организации предупреждения и пресечения правонарушений среди подростков, серьезные проблемы в правовом воспитании несовершеннолетних, высокую латентность преступлений, совершаемых этими лицами [13, c. 125].

Выше указано, к чему приводит безнадзорность. Родители, стремясь обеспечить достойной существование, игнорируют процесс воспитания детей, считая несовершеннолетних вполне взрослыми, которые уже могут отдавать отчет своим поступкам. Однако не все подростки и юноши могут реально оценить свои действия. Родители, которые ведут асоциальный образ жизни, также не заботит времяпрепровождения детей, поэтому, когда несовершеннолетний уже втянут в преступления, поздно понимают, что упущено время и воспитание.

Следовательно, безнадзорность провоцирует несовершеннолетних на преступления, считая, что им многое дозволено, их не найдут или в силу возраста не привлекут к ответственности. Такое поведение обусловлено тем, что подростки не знают своих обязанностей. Поэтому вторым условием преступности несовершеннолетних является безнаказанность. Большинство подростков, зная, что уголовная ответственность несовершеннолетних начинается с 16 лет, в исключительных случаях с 14 лет (ст. 20 УК РФ), безнаказанно совершают преступления.

Обсуждался вопрос о снижении возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних. В Государственной Думе Российской Федерации работали над законопроектом, идея которого появилась у комитета Государственной Думы Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Депутатами Государственной Думы Российской Федерации предлагалось снизить возраст для привлечения к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений до 12 лет. По словам члена комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству В.А. Поневежского, эта мера вызвана тем, что поражает жестокость несовершеннолетних, которых привлечь сегодня к ответственности по закону нельзя. Парламентарий уверен, что страх перед наказанием будет останавливать малолетних преступников [1, c. 28].

Кроме того, предлагалось поднять и верхнюю возрастную планку для преступников, которым не исполнилось еще 18 лет. Сейчас максимальный срок лишения свободы для них составляет 10 лет. Новый документ будет предусматривать для несовершеннолетних пожизненное заключение по некоторым составам преступлений.

Несмотря на то что у современных подростков психологами отмечается акселерация, не все несовершеннолетние способны реально и адекватно оценивать сложившуюся ситуацию, не попасть под влияние старших. Поэтому, на наш взгляд, стоит не ужесточать меры, а искоренять причины преступности, организовывать бесплатный досуг подросткам, больше внимания контролировать детские дома, из которых несовершеннолетние бегут и т.п.

В истории России уголовная ответственность несовершеннолетних наступала с 7, 10, 12 лет, и подростки содержались вместе со взрослыми, к ним применяли те же меры. Однако это не помогало бороться с преступностью. Следовательно, жестокость – это не выход [6, c. 52].

А.А. Беженцев к основным проблемам преступности несовершеннолетних относит российское законодательство, отличающееся несбалансированностью, отсутствием последовательности и не обеспечивающее в должной мере надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых в семье, в воспитательных и образовательных учреждениях. Несовершенны и нуждаются в большей конкретизации также административно-правовые меры предупреждения и противодействия детской безнадзорности, проституции, токсикомании, алкоголизму и наркомании [3, c. 12].

Российское законодательство, как и другое, неидеально и несовершенно, в нем есть пробелы, коллизии, не учтены некоторые особенности. Однако уголовное право должно быть безупречным, так как оно касается судьбы человека. Судимость – это не украшение, поэтому необходимо избегать судебных ошибок, особенно в отношении подростков. В юридической практике нередко встречаются случаи, когда за аналогичные преступления подсудимые получают существенно отличающиеся сроки. Мало кто может объяснить, почему это происходит. Поэтому закон должен быть единым для всех.

Секция работы: исследования по юриспруденции.

НАУЧНАЯ РАБОТА

"Причины совершения преступлений несовершеннолетними"

Автор работы:

Зейналлы Рафаэль Риза оглы


Волгоград 2017г.

ГЛАВА 1. Правонарушения: понятие, виды, признаки

1.1 Понятие и признаки правонарушения……………………………. 5

1.2 Виды правонарушений и их признаки……………………………. 7

ГЛАВА 2. Преступление – деяние против здоровья и жизни людей

2.1 Преступление: понятие, признаки, виды……………………………9

2.2 Причины совершение преступлений несовершеннолетними

по Волгоградской области………….………………………………. ….11



Преступность несовершеннолетних является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием­­.

Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.

В настоящей работе предпринята попытка исследования состояния и динамики преступности несовершеннолетних по Волгоградской области, а также выявления фактов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.

Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой – необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике.

Цель работы – выяснить причины совершения преступлений несовершеннолетними на примере Волгоградской области.

Проанализировать причины совершения преступлений несовершеннолетними на основе статистических данных и социологического исследования.

Выяснить методы и приемы профилактики совершения преступлений несовершеннолетними.

Гипотеза – подростковые преступления совершаются только несовершеннолетними из социально неблагополучных семей.

Для достижения поставленной цели и решения указанных задач были выбраны использованы следующие методы:

Анкетирование и социологический опрос среди трех групп населения г. Волгограда (учащиеся, родители, учителя).

Работа с архивными и статистическими данными Волгоградской области, в частности г. Волгограда и их анализ.

Отбор нужного материала для аргументации моей точки зрения.

Обобщить полученные результаты и сделать вывод.

ГЛАВА 1. Правонарушения: понятие, виды, признаки

1.1 Понятие и признаки правонарушения

Правонарушение - это виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. Всякое правонарушение есть деяние: действие - акт активного поведения или бездействие – ситуация, при которой по служебному долгу лицо обязано было что-то сделать, но не сделало.

Любое правонарушение противоправно, представляет собой нарушение запретов, ясно и недвусмысленно указанных в законе, в подзаконных актах, либо невыполнение обязанности, вытекающей из нормативно-правового акта, акта применения права или заключенного на основе закона трудового или иного договора.

Правонарушение является виновным деянием. Вина - это психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц.

Наконец, правонарушением признается деяние деликтоспособного лица. Деликтоспособностью называется признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных деяний и нести за них юридическую ответственность.

Юридической наукой разработано понятие состава правонарушения, которым называется описание признаков правонарушения по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект правонарушения - это область общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в которой произошло деяние и, (или) которой этим деянием причинен вред.

Объективная сторона - это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о правонарушении - о том, что оно произошло и какой вред причинило. Для ряда составов правонарушений достаточно только совершения деяния, даже если оно и не повлекло последствий. Если это деяние повлекло вредные последствия, то ответственность за него, либо усиливается, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность.

Субъект правонарушения - является дееспособный субъект права: вменяемый, достигший определённого возраста, гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом, либо лицо без гражданства.

При осуществлении ответственности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания, - смягчающие или отягчающие.

Субъектами некоторых правонарушений являются организации. За имущественные правонарушения отвечают физические и юридические лица. Субъектами правонарушений могут быть органы печати и другие средства массовой информации, распространившие о ком-либо неправильные сведения.

Субъективная сторона - формы вины. В отношении составов, где деяние квалифицируется без связи с его последствиями, действует общий принцип: незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

В сложных составах, содержащих описание деяния и его последствий, сверх того важна дифференциация форм вины, которая бывает двух видов: умысел и неосторожность.

Таким образом, правонарушение – это такое поведение человека, которое:

выражается в действии или бездействии;

противоречат нормам права и совершаются вопреки им;

признается только виновное поведение субъектов права;

обладает общественно опасным характером, то есть наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом;

1.2 Виды правонарушений и их признаки

Виды правонарушений или их классификация – это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

По областям регулируемых отношений правонарушения различаются:

гражданские – правонарушения в области гражданского законодательства;

трудовые – правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства;

уголовные – правонарушения, подводящие под уголовную ответственность;

административные – правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность;

По общественной опасности правонарушение принято делить на:

иные правонарушения (проступки, деликты) – административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

Существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политических отношений общества. В связи с этим различают три вида правонарушений:

в области экономических отношений (собственность, труд, распределение и т.д.);

в области социально-бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок);

в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).

Можно также различать правонарушения, посягающие на:

духовные и материальные блага;

общественные и личные интересы.

Каждая классификация в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушение другим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций.

ГЛАВА 2. Преступление – деяние против здоровья и жизни людей

2.1 Преступление: понятие, признаки, виды

Согласно ст. 14 УК РФ преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания.Из определения преступления вытекают четыре обязательных признака преступления:

противоправность;

наказуемость;

общественная опасность.

Уголовно-правовая теория под составом преступления понимает совокупность установленных в уголовном законе объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретные общественно опасные деяния как преступление. В него входят следующие элементы:

объект преступления;

место совершения преступления;

время совершения преступления ;

способом совершения преступления ;

обстановка совершения преступления ;

о рудия и средства совершения преступления .

Если говорить о субъективной стороне преступления, то в нее входит субъект преступления – это физическое лицо, совершившее общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ, и способное нести за него уголовную ответственность. Ст. 19 УК РФ определяет, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом РФ.

Физическое лицо, чтобы признаваться субъектом преступления, должно достичь 16 лиц. К этому возрасту подросток способен понимать общественную опасность своего поведения и давать ему правильную объективную оценку. Для двадцати видов преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК РФ, законодатель установил пониженный возраст уголовной ответственности – с 14 лет. Это преступления, общественная опасность которых очевидна и для лиц, достигших этого возраста.Физическое лицо, чтобы признаваться субъектом преступления, должно быть вменяемым.

Каждое преступление имеет мотив ( побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление) и цель (представление о желаемом результате, к достижению которого стремится лицо, совершая общественно опасное деяние).

В УК РФ названы четыре вида соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.

Таким образом, преступление – это особо опасное деяние, приносящее большой вред здоровью и жизни общества. Преступление имеет отличительные признаки, характеризуется объективной и субъективной стороной. Преступление – противоправное деяние, поэтому имеет систему наказаний.

2.2 Причины совершение преступлений несовершеннолетними в Волгоградской области, в частности г. Волгограда.

Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

Преступности несовершеннолетних способствует и неконтролируемое отчисление подростков из школ и ПТУ.

Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Продолжается процесс разрушения системы оздоровления и летней занятости. Многие оздоровительные лагеря для детей­ и подростков закрыты, а в оставшиеся дети из неполных малообеспеченных семей не всегда могут попасть из-за высокой стоимости путевок.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками.

В Волгоградской области, как и в любом другом уголке нашей страны, преступления совершаются несовершеннолетними.

Для того, чтобы выяснить, что думают жители г. Волгограда о причинах совершения преступлений несовершеннолетними был проведен социологический опрос среди 45 человек трех групп: учащиеся МОУ СШ № 3 школьное отделение №2 (14-17 лет), родители (35-50 лет), учителя (См. Приложение 1. Таблица 1. Причины совершения преступления несовершеннолетними).



В результате анкетирования учащиеся и родители считают, что причины совершения преступления несовершеннолетними является семейное и материальное благополучие. Многие учителя и дети говорят о такой причине, как отсутствия контроля со стороны родителей, разрыве родительско-детских отношений, причем выделяют как самую главную. Трое родителей выделят влияние СМИ и Интернета на совершение правонарушений подростками, а трое учащихся считают, что причина – в употреблении алкоголя и наркотических веществ. Из всего анализа анкетирование можно сделать вывод о том, что ответы у респондентов неоднозначные.

Также им было предложено ответить на вопрос о том, какие мероприятия необходимо проводить для профилактики и предотвращения совершения правонарушений (См. Приложение 1. Таблица 2. Меры профилактики совершения преступлений несовершеннолетними в Волгограде). Учителя и родителя утверждают, что необходимы систематические беседы с подростками по данной теме, проведение классных часов, направленных формирование правовой культуры. Шесть учащихся, а это практически 40% респондентов считают, необходимо улучшить досуг подростков, особенно спортивного. Не считают более 80 %, что преступления можно предотвратить, проводя пропаганду здорового образа жизни. Не считают респектабельным все анкетируемые, что надо повышать духовно-нравственное воспитание. Таким образом, можно сделать вывод, что профилактическими мероприятиями, направленными на предотвращение совершение преступлений подростками, является улучшение досуга, беседы учителей и родителей с детьми.

Из всех проанализированных данных, социологического опроса, работы с документами правоохранительных органов можно сделать вывод, что преступления совершаются всеми подростками, независимо из благополучных семей они или нет. Самыми распространенными преступления по сей день остается кража и разбойные нападения.

7 основных причин подростковой преступности и пути их решения

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев. Чем вызван такой всплеск детской преступности и какие имеются пути его преодоления, обсудили члены Общественной палаты РФ на экстренном расширенном заседании Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, состоявшемся в середине февраля 2014 года.

Причина № 1: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимают систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

По данным ГУ МВД России по г. Москве, за 2013 год в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было проведено 1884 мероприятия. В частности, в образовательных учреждениях города Москвы было прочитано свыше 15 тыс. лекций по профилактике преступлений, о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма. За указанный период ГУ МВД России по г. Москве совершило 5 комплексных оперативно-профилактических операций "Подросток" и 114 специализированных рейдов. В ходе мероприятий в территориальные отделы МВД России по районам г. Москвы было доставлено 13 870 несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности 6025 родителей и 3591 подросток.

Однако не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). "Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей. Правоохранители – это те люди, которые могут отсигналить о проблемах, из-за которых дети оказались в трудной ситуации. Мы же перевешиваем всю ответственность за профилактику на силовые структуры. Посмотрите, у нас всегда спрос с прокуратуры, с МВД России. Конечно, МВД России курирует комиссию о профилактике правонарушений и старается что-то предпринять, но очевидно, что это не головное ведомство, которое должно так или иначе формировать политику в этой области. Мы должны выстроить систему профилактики общественных структур неправоохранительного характера", – заявила Ольга Костина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, председатель Правления Межрегиональной правозащитной общественной организации "Сопротивление".

Причина № 2: плохая организация общественной работы с несовершеннолетними

По данным Генеральной прокуратуры РФ, около 75% несовершеннолетних, совершивших преступления в 2013 году, – учащиеся и студенты. В связи с этим представляется логичным создание в учебных заведениях специальных органов, способствующих формированию правосознания подростков и предупреждению совершения парвонарушений.

В рамках реализации плана мероприятий МВД России по выполнению Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" во многих образовательных учреждениях созданы отряды "Юные друзья полиции". Указанные отряды имеют правоохранительную направленность и ставят основной задачей профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Хороший опыт работы с проблемными подростками показывают созданные во многих учебных учреждениях "Службы примирения". Урегулирование спора при помощи этой службы напоминает медиацию: ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. В проекте принимают участие школьники средних и старших классов, а руководит процессом социальный педагог, прошедший тренинг по восстановительной медиации. "Не акции и не лекции, а медиация должна быть первичной основой профилактики", – считает Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации при Общественной палате РФ. Однако торопиться с введением обязательной "Службы примирения" в каждом учебном заведении не стоит. Нодари Хананашвили, к. ю. н., член Общественного совета города Москвы так отзывается о школьной медиации: "Было бы серьезной ошибкой, если бы мы завтра распорядились создать по всей России школьные "Службы примирения". Послезавтра у нас отчитались бы, что службы созданы, только на деле ничего не произойдет. Очень важно выстраивать эту работу осторожно, ведь это своего рода социальное садовничество, садоводство, очень аккуратное и очень тонкое".

Порой общественные формирования по работе с несовершеннолетними имеют очень серьезный профилактический эффект. Такие органы, как "Совет отцов" и "Совет бабушек" создаются в целях активизации участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, "Школьный совет отцов" организует профилактическую работу с семьями, состоящими на учете. "Школьный совет бабушек" – орган общественного объединения, созданный в целях содействия семье и школе в осуществлении образовательного процесса, развития, воспитания и защиты школьников и обучающихся. Указанные органы помогают сформировать у несовершеннолетних уважение к общечеловеческим ценностям: морали, нравственности, культуре поведения.

"Советы профилактики правонарушений" в образовательных учреждениях помогают комплексно решать проблемы подростков. При работе указанных советов формируется единый подход к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищаются права подростков, осуществляется их социальная реабилитация, адаптация и коррекция.

Безусловно, указанные выше сообщества оказывают благотворное влияние на подростков, но основную воспитательную функцию осуществляют учителя и родители несовершеннолетних. И если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, обучить его основам нравственности и толерантности, выработать у учащегося стройкую неприязнь к преступной среде, то вменить это в обязанность образовательного учреждения – задача реальная.

Причина № 3: отсутствие воспитательной функции в системе обучения

"Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, – напоминает член Общественной палаты РФ Сергей Симак. – На самом деле вся система образования в России ориентирована на дрессировку, на натаскивание на знания. Воспитание при всех многочисленных декларациях остается "под ковром". Мы неоднократно этот вопрос поднимали, но на что всегда будет ориентирован учитель и директор? На те показатели, которые у него проверяют. Что у него проверяют? ЕГЭ. Все остальное не проверяют, это не целевые показатели".

При этом будет не лишним отметить, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. "В школах вообще убрали систему воспитания. Закрыт вход для патриотических клубов. Никто не работает с преподавателями", – подчеркнул член Общественной палаты РФ Антон Цветков.

В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи. "Линия со школьным психологом не выстроена, ее просто не существует, – утверждает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. – Посмотрите рейтинги школ – это ЕГЭ, ГИА и т. д. А ведь рейтинг школ, это не пустой звук: это гранты, дополнительные выплаты учителям и всем остальным. Мы можем много говорить красивых слов о подростке, о возрастной физиологии, но если все знают, что за это школа получает дополнительное финансирование, за это получают поощрения учителя и т. д., они и будут заниматься прежде всего предметниками. Мы можем говорить, что нужно отправлять врачей, психологов на переподготовку, но школы, которые получают на это деньги, будут отправлять математиков, учителей русского языка и литературы, потому что это обязательные экзамены. Когда мы оцениваем школы, то давайте посмотрим, что за атмосфера в этой школе, что происходит с ее детьми после обязательных занятий. Это все должно быть вписано в отчетный критерий, а не только выпускной экзамен или какой-то еще".

При проведении независимой оценки качества образования помимо мониторинга общей напряженности в школе, наличия факультативных занятий и досуговых центров не будет лишним включить оценку системы безопасности учебных заведений, ведь согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" создание безопасных условий обучения является обязанностью образовательной организации.

Причина № 4: недостаточная организация системы безопасности учебных заведений

3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса, угрожая оружием охраннику, зашел в кабинет на первом этаже, в котором шел урок географии, захватил в заложники своих одноклассников и убил двух человек – учителя и полицейского. Абсолютно очевидно, что не из-за слабой физической подготовки школьного охранника и не из-за отсутствия у него боевого пистолета подросток решился на совершение преступления. Однако надлежаще организованная системы безопасности способна остановить несовершеннолетнего нарушителя, а самое главное – защитить невиновных людей, оказавшихся жертвами преступника.

Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ так высказался о проблеме: "У нас есть вообще система безопасности в школах? Ее нету. Я отец пятерых детей, регулярно вожу их в школу и наблюдаю людей, не похожих ни на охранников, ни на сторожей. Это вахтеры, которые готовы работать за 10 000-12 000 руб. Хотите сделать систему безопасности – пожалуйста, есть система вневедомственной охраны. Сегодня те люди, которые работают в режиме ЧОПа, обязательно должны иметь подготовку, пройти полицейскую или другую службу. Во всем мире создаются органы резерва, которые сегодня обеспечивают охрану детских учебных учреждений. И по-моему, мы должны принять вот эти первоочередные меры, чтобы защитить наших детей. Надо создать условия для обеспечения комплексной безопасности детей на всей территори нашей страны". Помимо этого, Владимир Слепак выступил за необходимость создания во всех учебных заведениях паспортов безопасности (официальной информационно-справочной документации, которая предназначена для определения готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению рисков их возникновения, а также смягчению последствий) с возможностью их утверждения и проверки родителями учащихся.

Причина № 5: проблемы межведомственного взаимодействия

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). А это значит, что для организации эффективной работы по профилактике подростковой преступности необходимо взаимодействие всех указанных выше органов.

"Мы регулярно собираем представителей Минобрнауки России, Минздрава России, ФСКН России, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В каждом субъекте РФ мы проводим совещания и семинары, на которых идет обмен опытом работы", – отчитался начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Юрий Демидов. И тем не менее, недостаточное межведомственное взаимодействие является одним из важнейших факторов увеличения роста преступности среди несовершеннолетних. "Если вы занимаете нишу в своем направлении, вы можете сколько угодно это делать, но толку от этого не будет, пока вы не начнете взаимодействовать с другими органами", – высказал свою позицию Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.

Причина № 6: излишне мягкая ответственность за совершение преступления

Напомним, что особенностям привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних посвящена глава 14 УК РФ. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 87 УК РФ).

Некоторые правоприменители утверждают, что срок привлечения к уголовной ответственности необходимо снизить с 14 до 12 лет, а судам чаще использовать в качестве меры наказания к таким лицам ограничение и лишение свободы. Абсолютно противоположеной точки зрения об ответственности несовершеннолетних придерживается Олег Зыков: "Абсолютно мерзейшая тема – снижение возраста уголовной ответственности детей до 12 лет. Как это может быть в нашем государстве и обществе, где нет никакой системы? Это издевательство над детьми. Ни в коем случае нельзя снижать возраст уголовной ответственности, этот разговор должен быть прекращен".

Причина № 7: отсутствие системы пробации

Пробация – форма условного осуждения, при которой суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, которому поручается осуществлять контроль за его поведением. Оставленному на свободе осужденному надлежит исполнять установленные приговором правила поведения (например, пройти курс обучения или лечения, отказаться от посещения определенных мест и встреч с определенными людьми, проживать по указанному адресу и т. д.). В настоящее время института пробации в нашей стране нет, хотя споры о его создании длятся уже несколько лет. Введение пробации в России предусматривает также создание специализированной службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Многие общественные деятели (например, Олег Зыков, а также член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин) придерживаются мнения, что появление в России системы пробации поможет решить проблему подростковой преступности. "Я полагаю, что именно сейчас тот ключевой, поворотный момент, когда мы четко можем заявить руководству страны, что пробация входит в число важнейших приоритетов. Я убежден, что именно на пути пробации работа с трудным подростком в тот момент, когда он еще не совершил преступление, и работа с ним, когда он совершил маленькое преступление, но не совершил большого – это намного более плодотворный путь, чем повышение наказания" – высказался Андрей Бабушкин.

По итогам проведения экстренного расширенного заседания Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественная палата РФ подготовит рекомендации, которые будут направлены в Совет безопасности РФ с просьбой дать поручения различным ведомствам подготовить предложения и выработать регламент по профилактике работы с трудными подростками.

Документы по теме:

    – ИА "ГАРАНТ", 11 февраля 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 3 февраля 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 8 ноября 2013 г. – ИА "ГАРАНТ", 27 сентября 2013 г.

Инфографика:

7 февраля 2014
Безопасность детей в образовательных учреждениях России
3 февраля 2014 года произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса московской школы № 263 захватил в заложники свой класс и убил двух человек – учителя и полицейского. Пока следователи выясняют причины, приведшие к этой трагедии, мы подготовили подборку аналогичных случаев, происходивших в России в последние годы. Какие учебные заведения подвергались нападению, сколько человек при этом пострадали и как обеспечивается безопасность учащихся в России и других странах — узнайте из нашей инфографики.

Читайте также: