Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью чем следователь

Обновлено: 30.06.2024

Гредягин Игорь Владимирович, соискатель кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России.

Процессуальная самостоятельность дознавателя - один из важных элементов правового статуса дознавателя. Процессуальная самостоятельность дознавателя - это его возможность принимать решения в процессе дознания и осуществлять их реализацию без вмешательства каких-либо должностных лиц. Процессуальная самостоятельность дознавателя - база его руководящей роли в дознании.

Ключевые слова: дознание, дознаватель, прокурор, процессуальный статус, процессуальная самостоятельность, предварительное расследование, уголовное дело, преступление, субъекты правоотношений, следственные действия.

Remedial independence of investigator - one of the important elements of the legal status investigator. Remedial independence of investigator - its possibility to come to a conclusion in process of and realize their realization without interference of some executives. Remedial independence of investigator - a base its managing dug in investigation.

Key words: investigation, investigator, public prosecutor, processualinyy status, processualinaya independence, preliminary investigation, criminal deal, crime, subjects legal relationships, investigstion actions.

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). На сегодняшний день с учетом всех изменений, предварительное расследование на территории РФ производиться в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ч. 1 ст. 150 УПК РФ). Предварительное расследование в форме дознания производиться по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемых в отношении конкретных лиц (более 130 составов преступления), а также по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести - по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ). Все это указывает на весомый вклад органа дознания и дознавателей в борьбе с преступностью.

В толковых словарях русского языка под самостоятельностью понимаются: характер деятельности лица, когда оно совершает какие-либо действия собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи [1]; независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи [2]; способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью. Но такое не может иметь место в правоотношении, т.к. субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных прав и обязанностей [3]. Объем участия субъекта в правоотношении определяется его правоспособностью и дееспособностью. Дееспособность - это признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности [4]. Поэтому, с одной стороны, говорить о самостоятельности участника правоотношения (в нашем случае - дознавателя) нужно с оговоркой на то, что закон (в нашем случае - УПК РФ) обозначает границы возможного поведения. Субъект определяет варианты своих действий в этих границах. Выход за пределы этих границ будет нарушением закона. С другой стороны, эффективность реализации функций дознавателя зависит от качества его процессуальной самостоятельности. Процессуальная самостоятельность дознавателя - один из важных элементов правового статуса дознавателя. Процессуальная самостоятельность дознавателя - это его возможность принимать решения в процессе дознания и осуществлять их реализацию без вмешательства каких-либо должностных лиц. Процессуальная самостоятельность дознавателя - база его руководящей роли в дознании.

С переходом следствия в ведение административных органов, следователь оказался в ведомственном и процессуальном подчинении прокурора, а потом - и начальника следственного отдела. Повсеместно стало проявляться вмешательство административных органов и должностных лиц в процесс производства расследования [5], следовательно, оказывалось влияние и на осуществление правосудия. Тогда и появилось в научной литературе понятие "процессуальная самостоятельность" [6]. Из научных источников понятие "процессуальная самостоятельность" было заимствовано законодателем (ст. 30 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик [7]). УПК РСФСР 1960 года также закрепил понятие процессуальной самостоятельности, одновременно определив полномочия прокурора, позволяющие ему осуществлять надзор и руководство следствием. Ст. 127.1 УПК РСФСР, дополненная Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 декабря 1965 года, наделила начальника следственного отдела правом давать указания по уголовным делам [8]. Законодатель пытается наиболее эффективно установить границы процессуальной самостоятельности.

Между тем следует отметить, что в УПК РФ 2001 года о процессуальной самостоятельности дознавателя прямо нигде не сказано. Только в п. 1 ч. 3 ст. 41 сказано: "Дознаватель. уполномочен производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуется согласие начальника органа дознания, согласия прокурора и (или) судебное решение". Хотя в уже упоминавшейся нами Концепции судебной реформы РСФСР 1991 года говорилось: ". самостоятельность следователя и его личная ответственность должны отличать следователя от чиновника администрации - они являются необходимым условием успешности и законности расследования" [9]. И далее там же: "Провозглашенная законом процессуальная самостоятельность следователя является декларацией, лишенной реальных гарантий" [10]. Поэтому если в УПК РФ не будут обеспечены гарантии деятельности дознавателя, это приведет к окончательному падению процессуального статуса данного субъекта уголовного процесса, а следовательно, и снижению профессионального уровня лиц, работающих в подразделении дознания.

Следует также отметить, что процессуальная самостоятельность дознавателя и следователя является одним из элементов в системе мер по защите органами предварительного расследования конституционных свобод человека и гражданина. Независимо от ведомства, в котором они состоят, - это наделенные широкими полномочиями деятели российской юстиции, сочетающие в своей деятельности основные процессуальные функции - уголовное преследование или обвинение лиц, совершивших преступления, защиту граждан от необоснованного привлечения к ответственности и разрешения дела по существу [11].

Недостаточно справедливой автор считает понимание процессуальной самостоятельности как условия, ограждающее внутренне убеждение лица, осуществляющего предварительное расследование [12]. Такое отношение к процессуальной самостоятельности на практике приводит к тому, что происходит необоснованное ограничение процессуальной самостоятельности. Между тем успех следствия и дознания во многом зависит от качества обеспеченности законом процессуальной самостоятельности субъектов предварительного расследования [13]. Следует помнить, что внутреннее убеждение лица, осуществляющего предварительное расследование, это не субъективное мнение, основанное на эмоции симпатии или антипатии к лицу, совершившему преступление. Убеждение дознавателя формируется на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всей совокупности обстоятельств дела определенными способами и в определенных рамках, установленных уголовно-процессуальным законодательством. Из всего вышесказанного вытекает тесная связь процессуальной самостоятельности лица, производящего предварительное расследование, с принципами уголовного судопроизводства, указанными во второй главе УПК РФ (назначение уголовного судопроизводства, законность при производстве по уголовному делу, неприкосновенность личности, свобода оценки доказательств). Автор поддерживает точку зрения [14], что принцип процессуальной самостоятельности лица, осуществляющего предварительное расследование, должен быть сформулирован и включен в содержание главы второй УПК РФ "Принципы уголовного судопроизводства". Предлагаю в УПК РФ добавить ст. 19.1 "Процессуальная самостоятельность следователя (дознавателя)", которую изложить в следующей редакции:

"1. Следователь (дознаватель) самостоятельно принимает решение о производстве процессуальных, следственных и иных действий, самостоятельно направляет ход предварительного расследования, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом требуется получение судебного решения, согласия руководителя следственного органа или начальника подразделения дознания, согласия прокурора.

  1. Вмешательство иных не предусмотренных настоящим Кодексом лиц в процесс осуществления предварительного следствия недопустимо".

Таким образом, процессуальная самостоятельность - это возможность дознавателя, закрепленная в УПК РФ, самостоятельно принимать процессуальные решения о направлении дознания, производстве следственных и иных действий и реализовывать эти решения без вмешательства каких-либо должностных лиц.

Литература

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 604.
  2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Большой словарь русского языка. 2007.
  3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1997. С. 309.
  4. Хропанюк В.Н. Указ. соч. С. 309.
  5. Гаврилов Ю.В. Процессуальные решения следователя. М., 1978. С. 18. Манаев Ю.В. Процессуальные решения следователя. Волгоград: ВСШ МВД, 1979. С. 18; Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организационная система // Советское государство и право. 1973. N 12. С. 103; Гаврилов А.К. Раскрытие преступлений на предварительном следствии // Правовые и организационные вопросы. Волгоград, 1976. С. 172.
  6. Дубривный В.А. К вопросу о правовом положении следователя в советском уголовном процессе // 50 лет Советской власти и актуальные проблемы правовой науки: Сб. научн. трудов. Саратов, 1967. С. 173; Чистяков В.С. полномочия следователя в советском уголовном процессе. М., 1974. С. 17; Рахунов Р.Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности по советскому праву. М., 1961. С. 137.
  7. Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. N 1. Ст. 15.
  8. Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. И.С. Исаева. М., 1999. С. 453.
  9. Концепция судебной реформы в РФ. М., 1992. С. 108.
  10. В данном случае речь идет о значении процессуальной самостоятельности следователя, но автор уже подчеркнул, что не разграничивает значимость процессуальной самостоятельности следователя и дознавателя, исходя из их ведомственной принадлежности, а исходит из того, что оба этих субъекта осуществляют предварительное расследование, хотя и в различных формах.
  11. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. М., 1968. С. 147.
  12. Деришев Ю.В. Органы предварительного расследования России: прошлое, настоящее, будущее. Омск, 1998. С. 49.
  13. Божьев В.П., Трусов А.И. Процессуальная самостоятельность и независимость следователя: история и современность // Проблемы формирования социалистического и правового государства: Сборник Академии МВД СССР. М., 1991. С. 120; Ларин А.М. Я - следователь. М., 1991. С. 45; Дубинский А.Я. Исполнение процессуальных решений следователя // Правовые и организационные проблемы. Киев, 1984. С. 158 - 162; Гаврилов Ю.В. Процессуальные решения следователя. С. 18; Грицаев С.И. Криминалистические проблемы организационных функций следователя в расследовании: Монография. Краснодар, 2006. С. 59; Темираев О. Процессуальная самостоятельность следователя // Законность. N 4. 2000. С. 20; Александров И.В. Процессуальные и криминалистические проблемы организации расследования преступлений // Сборник материалов научно-практической конференции. Красноярск, 1998. С. 20 и др.
  14. Бойков А.Д. Взаимодействие права и морали в уголовном судопроизводстве // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 40. М., 1984; Машукова Д.А. Процессуальная самостоятельность следователя: Дис. . канд. юрид. наук. Нальчик, 2004. С. 15 - 16.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 41 Уголовно-процессуального кодекса

1. Понятие дознавателя как участника уголовного судопроизводства со стороны дано в п. 7 ст. 5 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к п. 7 ст. 5 УПК РФ.)

2. Производство предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам осуществляется органом дознания. В соответствии с положениями ч. 1 комментируемой статьи начальник органа дознания либо его заместитель возлагает производство дознания на дознавателя. Делегирование полномочий на производство дознания должно быть осуществлено начальником органа дознания либо его заместителем только тому дознавателю в системе органов дознания, который в соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК РФ имеет право проводить дознание по уголовным делам. Делегирование полномочий на производство дознания дознавателям, которым в системе органов дознания в соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК РФ не предусмотрено производство дознания, считается незаконным.

3. В соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК РФ производство дознания, в пределах своей компетенции, предусмотрено дознавателями ОВД, пограничных органов ФСБ РФ, ФССП, органов ФПН ФПС МЧС, ФСКН, ФТС РФ. При этом делегирование полномочий начальниками органов дознания либо их заместителями на производство дознания другим должностным лицам органа дознания, в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, т.е. не штатным дознавателям, также не будет соответствовать требованиям ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Дело в том что соответствующее должностное лицо органа дознания не будет иметь процессуального статуса дознавателя.

4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи начальник органа дознания либо его заместитель не должны поручать производство дознания тем должностным лицам органа дознания, которые по данному уголовному делу проводили или проводят в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-разыскные мероприятия (ОРМ). Это не распространяется на должностных лиц органов дознания, которые должны проводить ОРМ при производстве неотложных следственных действий в соответствии со ст. 157 УПК.

5. Начальник органа дознания либо его заместитель возлагает производство дознания на дознавателей. Как правило, это происходит путем вынесения постановления о производстве дознания дознавателем либо группой дознавателей начальником органа дознания либо его заместителем. При этом данное постановление должно быть объявлено подозреваемому, а также другим участником процесса. Так, в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 300-О при производстве предварительного расследования потерпевшему должны объявить о том, каким именно следователем либо дознавателем осуществляется расследование по уголовному делу, а в случае производства предварительного следствия следственной группой - кто и с какими полномочиями входит в состав этой следственной группы .
--------------------------------
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 300-О // .

6. Дознаватель является самостоятельным, процессуально независимым участником уголовного судопроизводства. Он наряду с другими участниками уголовного процесса уполномочен как возбуждать уголовные дела при наличии поводов и оснований (см. комментарий к ч. 1 ст. 146 УПК РФ), так и производить все необходимые следственные и иные процессуальные действия. Дознаватель оценивает собранные доказательства по правилам ч. 1 ст. 88 УПК РФ, согласно которым каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела. На дознавателя распространяются также правила, исключающие его участие в уголовном судопроизводстве при наличии обстоятельств, указанных в ст. 61 УПК РФ.

7. Однако целый ряд следственных и иных процессуальных действий дознаватель осуществляет с разрешения прокурора и (или) суда. Так, дознаватель продлевает срок дознания у прокурора, выносит постановление о возбуждении ходатайства о производстве обыска в жилище перед судом (ст. 165 УПК РФ), сообщает о задержании подозреваемого в совершении преступления в течение 12 часов прокурору и т.д.

8. О производстве некоторых следственных и иных процессуальных действий дознаватель уведомляет прокурора, направляя копии соответствующих процессуальных актов прокурору для наблюдательного производства. К примеру, копию уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель направляет прокурору.

9. О производстве обыска (выемки) (ст. ст. 182 и 183 УПК РФ), о возбуждении ходатайства перед судом о производстве обыска (выемки) в жилище (ст. 165 УПК РФ), о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров (ст. 186 УПК РФ) либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, а также в случаях, связанных с избранием предусмотренных законом мер пресечения, дознаватель обязан вынести соответствующее постановление, которое должно быть непосредственно направлено прокурору для согласования (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт (постановление), который в соответствии с ч. 4 ст. 225 УПК РФ должен быть утвержден начальником органа дознания и направлен прокурору для принятия им процессуального решения в соответствии с ч. 1 ст. 226 УПК РФ. Все другие следственные и иные процессуальные действия дознаватель осуществляет по своему усмотрению в зависимости от следственной ситуации, а также от начального и дальнейшего хода расследования по уголовному делу и составленного плана расследования по уголовному делу.

10. В случае, когда прокурор или начальник органа дознания указывает дознавателю о проведении следственных и иных процессуальных действий, дознаватель обязан эти указания исполнить. В том случае, если дознаватель не согласен с указанием начальника органа дознания и (или) прокурора, то он в порядке ч. 4 комментируемой статьи, а также гл. 16 УПК РФ может обжаловать данные указания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору.

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 41 УПК РФ

1. Согласно пункту 7 статьи 5 УПК дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом, прежде всего — производить неотложные следственные действия по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (см. статью 157 УПК и комментарий к ней).

2. Правомочны осуществлять указанную процессуальную деятельность и в силу данного обстоятельства являются дознавателями — участниками уголовного процесса руководители органов дознания (по должности) и лица, назначенные в установленном порядке на штатную должность дознавателя. Кроме того, правомочия дознавателя могут быть делегированы начальником органа дознания подчиненному ему должностному лицу в разовом порядке для производства дознания по конкретному уголовному делу. В органах внутренних дел это наиболее подготовленные в юридическом отношении лица начальствующего состава (офицеры полиции), в частности сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, сотрудники ГИБДД — ГАИ, участковые уполномоченные, для которых производство дознания по порученному делу (по характеру преступления) связано с осуществлением их повседневных служебных обязанностей в сфере административной юрисдикции и оперативно-розыскной деятельности.

3. Согласно части второй данной статьи дознаватель не может проводить по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. Словом, дознаватель — это не оперативный работник, не сыщик, а должностное лицо, осуществляющее, подобно следователю, чисто процессуальные функции. Данное обстоятельство не соответствует исторически сложившемуся содержанию понятия дознания как полицейской деятельности, основанной на теснейшем, органическом сочетании оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 41. Дознаватель

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Л. Чарушников, осужденный и отбывающий наказание в виде лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 1 (часть 1), 2 и 120 Конституции Российской Федерации часть вторую статьи 41 УПК Российской Федерации, согласно которой не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, и часть первую статьи 75 этого же Кодекса, устанавливающую, что доказательства, полученные с нарушением требований данного Кодекса, являются недопустимыми, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных его статьей 73.

В целях эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, ст. 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, ст. 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, ст. 558) приказываю:

Для этого командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения и гарнизона уполномочивает в соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ своим письменным приказом наиболее подготовленных и дисциплинированных подчиненных ему офицеров осуществлять процессуальные полномочия органа дознания, назначая их дознавателями, которые, являясь должностными лицами органа дознания (далее - дознаватель), обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору и руководителю военного следственного органа.

Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания - командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ (ст. 11 настоящей Инструкции). Один из них назначается старшим дознавателем. Старшим дознавателям поручается расследование наиболее сложных дел. Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору.

В целях эффективной реализации положений ст. 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, 558) приказываю:

Между тем Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации исключает участие в деле дознавателя, если он выполнял по уголовному делу другую, помимо уголовного преследования, функцию или имеет в исходе дела личную заинтересованность (статья 61); предыдущее же участие дознавателя в производстве предварительного расследования не является основанием для его отвода (часть вторая статьи 67); эти требования в полной мере распространяются на должностное лицо органа дознания при проведении им неотложных следственных действий в порядке статьи 157 данного Кодекса. При этом органу дознания и действующему от его имени должностному лицу, которое проводило или проводит по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не запрещается принимать решение о возбуждении уголовного дела и проводить направленные на первоначальное закрепление следов преступления неотложные следственные действия при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, поскольку часть вторая статьи 41 УПК Российской Федерации, исключающая одновременное осуществление одним и тем же лицом процессуального расследования и оперативно-розыскной деятельности, распространяется лишь на дознавателей и проведение ими дознания в предусмотренном главами 32 и 32.1 УПК Российской Федерации порядке, которое сопряжено с принятием по уголовному делу процессуальных решений о привлечении определенных лиц к уголовной ответственности.

Во исполнение требований норм статей 41, 74 и пункта 1 статьи 453 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации приказываю:

1. Внести в главу I "Порядок подготовки и оформления международных запросов по уголовным делам" Инструкции о порядке направления международных запросов о правовой помощи по уголовным делам в иностранные государства, утвержденной Приказом ФТС России от 6 декабря 2007 г. N 1502 (далее - Инструкция), следующие изменения:

2.16. В пределах своей компетенции и в соответствии с положениями статей 38 - 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации исполняют поручения о производстве отдельных следственных действий руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, дознавателя , а также осуществляют обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления , с предоставлением инициатору поручения акта обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего (приложение N 1 к настоящей Инструкции), характеристики с места учебы или работы, справки, в которой должны быть отражены следующие сведения:

В целях реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2003, N 27, ст. 2706; N 16, ст. 1827, N 24, ст. 2830), Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.02.2004 N 26 "О совершенствовании организации работы по выявлению и расследованию преступлений против правосудия" приказываю:

В целях организационно-методического обеспечения эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2007, N 24, ст. 2833; 2010, N 30, ст. 4003; 2012, N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661) приказываю:

Для этого орган дознания - командир воинской части уполномочивает в соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ своим письменным приказом (п. 28 Приложения N 9 к Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации) наиболее подготовленных и дисциплинированных подчиненных ему офицеров осуществлять процессуальные полномочия органа дознания, назначая их дознавателями, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ (ст. 11 настоящей Инструкции). Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору и руководителю военного следственного органа.

Дознание — это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по относительно менее опасным и несложным с точки зрения их расследования преступлениям подготовка дела к судебному производству производилась более быст­ро и просто.

В отличие от предварительного следствия дознание обладает следующими особенностями, которые можно объединить в три группы: 1) условия для производства дознания; 2) субъекты дознания; 3) упрощенная процедура расследования.

а) Материально-правовое - небольшая общественная опасность преступления. Дознание производится только по тем преступлениям, которые указаны в части 3 ст. 150 УПК
(а это, как правило, преступления небольшой или средней тяжести). По преступлениям, которые относятся к категории дел частного обвинения (ч. 2 ст. 20), дознание производится лишь в случае возбуждения их в публичном порядке при неспособности пострадавшего самостоятельно воспользоваться своими процессуальными правами (ч. 4 ст. 20). В остальных случаях жалоба потерпевшего направляется прямо в мировой суд, минуя предварительное расследование;

Решением прокурора производство предварительного следствия может быть признано обязательным по уголовному делу, относящемуся к компетенции дознания (п. 8 ч. 2 ст. 37) или к категории дел частного обвинения (ч. 4 ст. 20).

Должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание – это дознаватели и следователи.

Дознаватели как штатные сотрудники специализированных подразделений дознания предусмотрены в: органах внутренних дел, пограничных органах Федеральной службы безопасности, органах службы судебных приставов Министерства юстиции на уровне субъектов Российской Федерации, таможенных органах, органах Государственной противопожарной службы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151). Компетенция остальных органов дознания ограничена производством лишь неотложных следственных действий (ст. 157).

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь, так как обязан выполнить указания начальника органа дознания и прокурора, а обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41).

Следователи прокуратуры проводят дознание в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (п. 7 ч. 3 ст. 151), а следователи органов внутренних дел и органов госнаркоконтроля проводят дознание по указанию прокурора.

Порядок производства дознания такой же, как и предварительного следствия, за исключением некоторых изъятий, установленных главой 32 УПК. Эти изъятия делятся на три группы: 1) сокращенные сроки дознания, 2) особенности применения некоторых институтов предварительного расследования и 3) упрощенный порядок окончания дознания с обвинительным актом.

1. Срок дознания составляет 20 суток и может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. В то же время следует учесть, что к общему 30-суточному сроку прокурор может добавить еще 3 суток при возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта и 10 суток — для дополнительного дознания (п. 2 ч. 1 ст. 226).

2. Особенности использования отдельных институтов предварительного расследования. При производстве дознания, как правило, не используются вообще или используются в ограниченном объеме некоторые институты предварительного расследования: а) процедура привлечения в качестве обвиняемого; б) сам обвиняемый (он обычно появляется в конце дознания – после вынесения обвинительного акта; в) не применяются самые строгие меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт должен быть составлен в течение 10 суток с момента фактического задержания подозреваемого. При невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу, она либо отменяется, либо выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого и предъявляется обвинение (ст. 223).

3. Особенности окончания дознания с обвинительным актом. Обвинительный акт — это процессуальный документ, оформляющий итоговое для дознания решение, в котором описаны его ход, результаты и сформулировано обвинение, подлежащее рассмотрению в суде. Во многом он аналогичен обвинительному заключению, однако в отличие от него имеет более простое содержание, включающее одновременно и первоначальное и окончательное обвинение.

Процессуальный порядок окончания дознания с обвинительным актом состоит из следующих действий:

2) составления обвинительного акта;

3) ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дела;

4) утверждения начальником органа дознания обвинительного акта, составленного дознавателем, и направления дела прокурору;

5) деятельности и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным актом (ст. 226).

В отличие от предварительного следствия время ознакомления потерпевшего, обвиняемого и его защитника не входит в срок дознания. После ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дознания обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами дела направляется прокурору. Прокурор в течение 2 суток принимает одно из четырех решений.

1) Об утверждении обвинительного акта и направлении дела в суд.

2) О возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания (сроком до 10 суток) или пересоставления обвинительного акта (сроком до 3 суток).

3) О прекращении уголовного дела.

4) О направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

Читайте также: