Такая мера уголовного наказания как сбрасывания со скалы применялась римское право

Обновлено: 04.07.2024

Конкретный вид и способ применения наказания устанавливались или определенным законом, касающимся того или иного конкретного вида преступления, или правовой традицией, или судейским усмотрением, исходя из качества преступления, личности преступника и общих допускавшихся при тех или иных обстоятельствах видов наказаний римской правовой практики.

Основное место занимали наказания, которыми преступник тем или иным способом должен был подвергнуться общественному осуждению со стороны равных, лишен привилегий, связанных с принадлежностью к римскому сообществу, лишен возможности в дальнейшем посягать на интересы и правопорядок сообщества.

1) Смертная казнь (poena capitis).

2) Принудительные работы.

3) Лишение гражданского статуса.

4) Заключение в тюрьму.

5) Телесные наказания.

1) Смертная казнь (poena capitis). Этот вид наказаний назначался либо ввиду особой общественной опасности, особой дерзости преступлений, либо при посягательстве на священные устои римского общества. Обычным способом смертной казни эпохи классического Рима было обезглавливание топором; для военных или в военных условиях — мечом. Специальными видами смертной казни (по квалифицированным, обычно со специальным субъектом, преступлениям) были: распятие на кресте (в дохристианскую эпоху для свободных, нарушавших религиозные предписания и осуждаемых жреческой юстицией; в христианскую эпоху — для рабов), утопление в мешке, брошенном в воду (за убийство своих родственников), сожжение, отдание диким зверям во время цирковых представлений (равнозначное распятию и с тем же религиозным смыслом отвергающего осуждения), замуровывание в стене (в отношении женщин — жриц богини Весты, либо позднее монахинь за нарушения религиозных предписаний или общественной морали), сбрасывание со скалы. В обиходе были и так называемые домашние виды смертной казни, выражавшиеся в приговаривании к самоубийству (принуждение выпить яд, вскрытие вен в теплой ванне и т.п.).

В классическое время вынесение приговора о смертной казни влекло ее немедленное применение. В период монархии традицией стала отсрочка приговора: от 30 дней до 1 года. Менялось и место осуществления смертной казни: вначале обязательным было ее осуществление под открытым небом, позднее более распространенным стало закрытое применение, в тюрьмах или других местах заключения. Тело преступника в эпоху язычества обязательно выдавалось родственникам для погребения. В средневековье, особенно когда смертная казнь была связана с религиозным осуждением приговоренного, тело казненного, как правило, не хоронилось и придавалось поруганию.

2) Принудительные работы. К этому виду наказания могли приговариваться как неримские граждане, так и римские, но для последних было предварительное условие в виде лишения прав гражданства, и поэтому они как бы карались рабскими, недостойными занятиями.

3) Лишение гражданского статуса. За очень многие виды преступлений, за должностные преступления, нарушения нравственных устоев общества т.п. законы предполагали лишение гражданина его статуса. Оно могло быть максимальным — в виде полного и окончательного лишения прав римского гражданина (путем изгнания из общины навсегда, путем продажи в рабство вовне римской территории) и могло быть частичным. Частичное лишение прав гражданства следовало либо после осуждения на лишение прав по римской семье (преступления против родственников, бесчестные поступки), либо после специального лишений прав гражданства через осуждение на изгнание (deportatio). И первый, и второй случай (т.е. изгнание-депортация) не лишали бывшего римского гражданина его свободного состояния и связанной с этим правозащиты. Депортация обычно заключалась в принудительном выселении на какой-либо остров; эпизодически в практике были случаи депортации в отдаленные римские поселения на новозавоеванных территориях. Режим ссылки мог быть также различным и предусматривать разные последствия: осужденный мог быть сослан вообще из Рима без обозначения конкретного места его жительства — и тогда мог жить там, где не будет возражений местных властей; мог быть сослан в какое-то строго определенное место — и тогда местные власти следили, чтобы он не покидал определенного ему места поселения. Приговор мог предусматривать возможность возвращения по истечении некоторого срока; если такого не было, то сосланный безусловно не мог возвратиться из ссылки без дополнительных правовых решений. Единственной причиной, по которой самовольное возвращение из ссылки не было наказуемым, признавалось обоснованное желание видеть государя или ходатайствовать перед ним (если, конечно, государь ранее не выразил запрета на такое ходатайство).

4) Заключение в тюрьму. Заключение в тюрьму как вид наказания допускался только в отношении рабов — за маловажные преступления, за ослушание господ, за отказ от свидетельских показаний и т.п. Тюрьмы в основном были или храмовые, или используемые не в точном своем назначении подземные помещения при цирках, школах гладиаторов, других общественных учреждениях. Какого-либо регулирования сроков заключения не было и, по-видимому, все зависело от административной практики по каждому случаю.

5) Телесные наказания. Членовредительские телесные наказания в римском уголовном праве не применялись (в раннее время возмездное членовредительство допускалось в рамках деликтного права). Болезненные телесные наказания также были редким видом — и главным образом как побочное, или дополнительное, наказание. Как основное телесные наказания применялись только за кражи детей. Вообще телесное наказание (порка) считалось позорным наказанием и применялось главным образом в отношении рабов: их били специальным бичом, который не только был более болезненным, но и позорящим орудием. Свободных римских граждан также могли подвергать телесным наказаниям — битью палками или розгами, но это наказание накладывалось магистратом в полицейско-административном или военном порядке, и поскольку пучок розог с вложенным в них топором считался знаком власти должностного лица (который за ним носили специальные слуги-ликторы), то этим как бы смягчались общественно-нравственные последствия порки. Наиболее важным было то, что наложение телесных наказаний влекло ограничение некоторых гражданских прав, в том числе отнятие части имущества.

6) Штрафы. За мелкие преступления, в основном почти неразделимые с частными деликтами, могли накладываться и имущественные взыскания — штрафы. Штраф мог быть выражен в материальной форме (скотом) и в денежной. Применялись штрафы в основном в магистратско-комициальной юрисдикции. Закон должен был предписывать точную меру штрафной санкции — только в этом случае его можно было применять. В связи с традиционным формализмом римского законодательства это порой делало бессмысленным применение штрафа в точном соответствии с нормой закона, поскольку истечение длительного времени могло превратить давнее имущественное взыскание в несущественное для преступника.

Тяжкая жизнь крепостных крестьян на Руси — курорт по сравнению с участью рабов в Древнем Риме. Да, есть и в нашей истории тираны. Взять, к примеру, Салтычиху или вспомнить общепринятую практику пороть холопов на заднем дворе и сажать на цепь в колодках. Однако от изощренности наказаний рабов в величайшем государстве античности у нормального человека волосы на голове встают дыбом.

Как в Древнем Риме становились рабами?

Рабы и хозяин

Вам будет интересно: Выя — это устаревшее обозначение шеи

Каждый, кто знаком с историей Вечного города, знает, что римские граждане составляли ничтожно малую часть от общего количества населения. Основная массовая доля приходилась на рабов. Согласно законам кредитор мог обратить в долговое рабство своего заемщика. Рабыней становилась свободная женщина, уличенная в связи с невольником. И, наконец, осужденные преступники передавались в руки палачей, только обретая статус раба.

Основным же источником рабской силы были захватнические войны и морской разбой. Пленные иностранцы, независимо от социального положения, становились рабами, которых жители Древнего Рима считали низшей расой, называли варварами и с удовольствием покупали у работорговцев. При таком отношении наказание раба оказывалось крайне бесчеловечным и часто было синонимом истязаний и казни. Например, один господин приказал сжечь банщика заживо в печи за то, что тот мыл его слишком теплой водой.

Даже у простого ремесленника было хотя бы 2-3 раба, а у сенаторов и военачальников — до нескольких тысяч. По подсчетам ученых, рабы выполняли в доме хозяев не менее 150 функций и безжалостно наказывались за каждую провинность. Рабы, принадлежащие государству, были заняты на общественных работах, например, чистили клоаки, строили водопроводы или прислуживали в магистратах. Но несмотря на род деятельности, в большинстве своем отношение к невольникам было везде одинаковым, а наказания рабов на фото старинных гравюр выглядят цинично и бесчеловечно.

Раб — это одушевленное имущество, владеющее речью

Вам будет интересно: Проекция силы на ось и на плоскость. Физика

Истязание раба

В Древнем Риме царил произвол господ и надсмотрщиков, а что самое ужасное — не было кодекса, который определял бы конкретные преступные деяния и предусмотренные для них наказания рабов. Справедливости ради, примитивность судебной системы сказывалась на всех людях, совершавших преступления, однако жуткого самоуправства и беззакония, которому подвергались рабы, свободные граждане на своей шкуре не испытывали.

Преступления и наказания

Рабы и надсмотрщик

Сколько обязанностей — столько и провинностей, поэтому наказывали рабов буквально за все, нередко используя превентивные меры. Например, в пекарнях на шею невольникам надевали жернова, чтобы голодные рабочие не ели муку или тесто.

На тяжелых работах истощенных рабов подгоняли палками и плетями и жестоко избивали, если те не справлялись со своими обязанностями. Даже покалеченных людей вынуждали продолжать работу, пока они не падали замертво. Наказанием рабу могла стать казнь за случайно разбитую кухонную утварь, съеденную без разрешения еду, или если он перебежал дорогу кортежу храмовых жриц.

Страшным преступлением считалось убийство рабом своего господина. Тогда наказывали не только виновного, но убивали всех невольников, принадлежащих этому хозяину.

Еще человека могли убить забавы ради, потому что он раб, значит, личное имущество. В подземельях знатных вельмож томились несчастные, якобы уличенные хозяином в страшных грехах, что требовало наказания — смертного приговора. В разгар пиршества на потеху гостям раба приводили и показательно отрубали ему голову, и это было меньшим из зол, которые приходилось испытывать невольникам Древнего Рима.

Домашняя тирания

Господа не стесняясь раздавали затрещины часто ни в чем не повинным рабам, а хозяйки в плохом настроении кололи своих полуголых прислужниц длинными иголками. Для порки использовались специальные приспособления: кнуты с узелками и кожаные плетки. Особо провинившихся заковывали в ножные, ручные или шейные кандалы, выжигали на лбу клеймо позора, а могли посадить на цепь вместо сторожевого пса.

Наказание раба хозяином в гневе могло выплеснуться в настоящее членовредительство. Господин мог совершенно безнаказанно переломать невольнику кости или обмазать его голову смолой и содрать скальп. Взбреди хозяину в голову заполучить еще одного евнуха, как молодой раб был тут же оскоплен. Если господину казалось, что невольник слишком говорлив, несчастному вырывали язык. А бывало, что раб становился ненужным, или хозяин видел в нем возможность заработать.

Отлучение от дома

Гладиатор и лев

В эпоху расцвета работорговли одним из методов наказания рабов в Древнем Риме была продажа неугодных. Устав мучиться с непокорным невольником, молодого человека могли выгодно продать в гладиаторскую школу. Там раба ждала еще худшая участь, чем в хозяйском доме. Многие молодые люди становились участниками смертельных схваток с себе подобными и шоу с дикими животными.

Красивых юношей и девушек продавали в публичные дома, где их использовали так, что подумать страшно. Некоторых отправляли за границу или ссылали на рудники и в каменоломни, где невольники продолжали приносить хозяевам доход тяжким трудом.

Если рабу не посчастливилось стать свидетелем преступления хозяина, невольника отправляли в казематы для дачи показаний. Там в рамках судебной системы его предписывалось истязать на специальных станках и изуверских машинах, т. к. считалось, что только под пытками раб способен сказать правду.

Обреченные на смерть

Цепи и кандалы

Практически каждый человек, став рабом или рожденный в неволе, понимал, что его ждет неминуемая и преждевременная смерть. Народ Рима требовал хлеба и зрелищ, а одним из самых популярных развлечений этой жестокой эпохи были публичные казни.

Найти приговоренных не составляло труда. Что касается показательных наказаний для рабов, список получается внушительным и пугающим:

  • избиения до смерти палками, камнями и плетьми;
  • перемалывание мельничными жерновами;
  • обезглавливание;
  • перепиливание пополам;
  • отрезание носа, ушей, губ и конечностей;
  • растерзание толпой, зверями и хищными рыбами;
  • сожжение на кострах и в печах;
  • погребение заживо;
  • подвешивание на крюке и распятие на кресте;
  • утопление в кожаном мешке;
  • сбрасывание с Тарпейской скалы.

Чем мучительнее экзекуция и чем дольше страдал человек, тем больший восторг испытывала толпа.

Зверствовали в отношении рабов не только господа, но и потомки вольноотпущенных. Например, Ведий Поллион за малейшую провинность без суда и следствия бросал невольников в садок с муренами.

Но такое положение рабов не могло продолжаться вечно.

Изменения к лучшему

Восстание Спартака

Тяжкое существование и жестокие наказания рабов неминуемо приводили к мятежам. Серьезной угрозой Риму стало восстание Спартака, однако после кровопролитных сражений бунт был подавлен — 6 тыс. пленных рабов были распяты на Аппиевой дороге.

Наученные горьким опытом власти начали принимать меры в защиту прав рабов. Приказом императора Адриана тому, кто замучил невольника до смерти или продал в публичный дом, грозило уголовное наказание. Его сын, Антонин Пий, наложил запрет на торговлю детьми и отменил обращение в рабство должников. А император Константин Великий издал указ, согласно которому преднамеренное убийство раба приравнивалось к убийству свободного гражданина.

Каким рабам жилось хорошо?

Римская семья

Судя по чудовищным методам наказаний рабов Рима, создается впечатление, что свободные граждане империи — скопище садистов и маньяков. Однако наиболее бесчеловечные расправы не носили массовый характер и в большинстве своем относились к временам правления жестоких тиранов: императоров Калигулы и Нерона.

Но там, где царствует порок, всегда есть место добродетели. Были в Древнем Риме образованные и порядочные рабовладельцы, способные увидеть в невольнике не вещь, а человека. Такие хозяева своих рабов не наказывали, а воспитывали, обучали и давали им вольную. Яркий тому пример — Марк Туллий Цицерон и его раб Тирон, который был секретарем, биографом и другом знаменитого римского политика и философа.

Всякое обязательство возникает либо из договора, либо из деликта (из правонарушения, связанного с причинением вреда). Деликты (от delinquere — отклоняться) подразделялись на частные и публичные.
Деликт частный возникал вследствие:
кражи;
личной обиды (включая членовредительные действия);
причинения вреда (порубка чужого леса, неосторожный поджог строения, скирды около дома) (Законы XII таблиц, VIII, 10-11).

Прикрепленные файлы: 1 файл

доклад преступление.doc

Преступление и наказание по Римскому праву классического периода.

1 курс 211группа.

Всякое обязательство возникает либо из договора, либо из деликта (из правонарушения, связанного с причинением вреда). Деликты (от delinquere — отклоняться) подразделялись на частные и публичные.

Деликт частный возникал вследствие:

  1. кражи;
  2. личной обиды (включая членовредительные действия);
  3. причинения вреда (порубка чужого леса, неосторожный поджог строения, скирды около дома) (Законы XII таблиц, VIII, 10-11).
  4. Обман(обман кредитора,например обещал указать господину ,где скрывается его беглый раб,а господин со своей стороны обязался дать за это вознаграждение,если первый выполнил своё обещание,он имеет право взыскать обещанную сумму и угроза (metus), влекущая за собой возмещение ущерба в четырехкратном размере.

Характерной тенденцией развития уголовного права данного периода является то, что ряд частных деликтов постепенно становятся уголовно наказуемыми, включаются в категорию преступлений. Так, кражи по-прежнему считаются частным деликтом, но в ряде случаев (кражи со взломом или с насилием, кражи на больших дорогах и т.п.) к традиционным штрафным мерам добавляются и государственные наказания.

Деликт публичный возникал как преступление, которое наказывалось от имени римского народа, а взыскания и конфискации шли в казну. Подобные преступления совершали лица, которые обвинялись:

  1. в подстрекательстве "врагов римского народа" к нападению на Рим;
  2. предавшие "врагу римского гражданина" (X, 5);
  3. лжесвидетельствующие;
  4. в умышленном поджоге;
  5. тайном истреблении чужого урожая или потраве, или жатве в ночное время и др.

В обязательственных отношениях получили хождение термины компенсация (от лат. уравновешивание) для обозначения зачета взаимных требований, компромисс (взаимное соглашение), композиция (от лат. composition — денежное вознаграждение) и др.

Появляется большое число новых преступлений, в том числе таких, которые рассматриваются как оп асное посягательство на устои государства. Но если в республиканский период "оскорбление величия" охватывало преступления, направленные против республиканских институтов (сопротивление магистратам и т.д.), то уже с эпохи принципата это понятие сводится к преступлениям против императорской власти. В числе этих преступлений - заговор с целью свержения императора, покушение на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т.д.

К числу преступлений, непосредственно затрагивавших интересы римского государства, относились:

  1. присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств;
  2. взяточничество;
  3. подлог;фальшивомонетничество;
  4. участие в запрещенных сборищах и объединениях;
  5. спекуляция зерном и другими продуктами;
  6. неуплата налогов и т.п.


В связи с ростом постоянной армии увеличилось число воинских преступлений, среди которых выделялись измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т.п.

Существовал также целый ряд религиозных преступлений, число которых значительно возросло в постклассический период после официального признания христианства.

Расширился также (особенно под влиянием христианской религии) круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности:

  1. кровосмешение;
  2. супружеская измена;
  3. полигамия;
  4. сожительство с незамужней женщиной;
  5. мужеложство и т.д.

Наказания назначались в виде смертной казни (для небольшого числа преступлений):

  1. отсечение головы;
  2. утопление;
  3. распятие на кресте
  4. сбрасывание с Тарпейской скалы.
  5. Сожжение
  6. Повешивание.

Несовершеннолетним смягчали наказание — за жатву на чужом поле, за кражу с поличным и др.

В римском правоведении существовала конструкция под названием талион (от "талис" — возмездие, частное мщение), которым обозначалось причинение обидчику того же зла, какое он причинил потерпевшему. Это была древнейшая разновидность признания права потерпевшего на возмещение вреда, занимающая промежуточное положение между практикой убийства причинителя вреда (обидчика, убийцы) и практикой принятия от него денежного штрафа.

В связи с углублением имущественного и сословного неравенства в период империи ответственность за телесные повреждения стала дифференцироваться в зависимости от того, какое место занимал потерпевший в социальной иерархии.


Казнь заменялась иногда изгнанием с утратой гражданства ("лишение огня и воды"),

Широко применялись различные виды ссылок:

  1. изгнание из Рима с потерей гражданства;
  2. ссылка на острова с полной изоляцией;
  3. временная ссылка.

Осужденный, самовольно покидавший место ссылки, предавался смерти. По некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания, часто практиковалась конфискация имущества осужденных (лишь некоторая часть имущества сохранялась за детьми).

А также членовредительными наказаниями, битьем кнутом, штрафом и конфискациями, ограничением гражданского статуса (запрещение быть магистратом, лишение права на погребение).

За тяжкие преступления назначались также каторжные работы на рудниках (осужденный при этом рассматривался как вечный раб государства), принудительные работы на установленный срок (на строительстве дорог и т.п.), отдача в гладиаторы.Еще один вид наказания заключение втюрьму,прмялся только в отношении рабов-за маловажные преступления,за ослушение господ,за отказ в свидетельских показаниях.

Характернейшей чертой уголовного права становится ярко выраженный сословный принцип уголовной ответственности.

Особо сурово, наказывались рабы.

Представители высших сословий (сенаторы, всадники, декурионы и др.) освобождались от таких наказаний, как каторга и принудительные работы, порки и т.п., которые заменялись ссылкой. В ранней империи привилегированные лица могли наказываться смертной казнью только в случае убийства родственников, а в период домината в 4 случаях: убийство, поджог, магия и оскорбление величества. Некоторые привилегии в области наказаний имели солдаты: они не приговаривались к повешению, к ссылкам на рудники, хотя по ряду преступлений их ответственность была более строгой. В большей степени выбор наказания и его тяжесть зависели от судей, которые в императорский период в связи с перестройкой всей системы уголовного суда и процесса получили широкую свободу усмотрения.

Уголовный процесс (особенно при доминате) приобретает четко выраженный инквизиционный характер. Судья (императорский чиновник) сосредоточивает в своих руках и обвинительные, и судебные функции. Суд происходит при закрытых дверях, обвиняемый лишается права на юридическую помощь и утрачивает другие процессуальные гарантии, существовавшие в республиканскую эпоху. В ходе судебного процесса к лицам низших сословий, как ранее к рабам, стали применяться пытки. Судебный приговор можно было обжаловать в апелляционном порядке в вышестоящий императорский суд (сначала допускались две инстанции, после Диоклетиана — три). Новой и единственной гарантией для обвиняемого стало право убежища в императорских храмах и около статуй императоров, что временно могло спасти его от ареста.

В римском уголовном праве классической эпохи наблюдался некоторый прогресс в области юридической техники (разработка понятий вины, соучастия, покушения и т.п.), но рост произвола императоров привел к тому, что многие эти общие и важные категории не использовались в практике императорских судов. Однако впоследствии они оказали определенное влияние на развитие средневекового права Западной Европы, хотя королевская власть заимствовала из арсенала римского уголовного права прежде всего его карательные и репрессивные положения.


Растерзание человека собакой. Гравюра. XIX в. Частн. кол.

Не были забыты и летающие насекомые. За 1500 лет до Рождества Христова хетты отдавали потрошителей ульев на растерзание пчелам. Восемнадцать веков спустя в Риме император Юлиан Отступник возобновил эту практику с осами.

Может, хотя бы рыбы избежали развращенного воображения законников и истязателей? Как бы не так! Для казней, конечно, использовали пираний и акул, но главным образом мурен-угрей, достигающих двух метров в длину. У этих прожорливых и беспощадных рыб мощные челюсти и острые зубы. Римляне выращивали их ради нежнейшего мяса. Диоклетиан, владевший несколькими аквариумами, часто кормил своих рыб человечиной. Он подражал в этом Ведию Поллиону, римскому гастроному, знаменитому своей жестокостью к рабам, который двумя веками раньше наказывал так за малейшую провинность. Однажды, когда Август ужинал у него, Поллион сбросил в аквариум раба, разбившего чашу. Император возмутился и приказал разбить все стекло в доме и засыпать садки.

Перерезание горла


Юдифь и Олоферн. Фрагмент картины Караваджо. XVI в.

В названии этого вида казни заключена его суть. Оно не приводит к отделению головы от туловища, чем отличается от обезглавливания, но действует по тому же принципу: смерть наступает в результате удушья, кровотечения и мозговой анемии, вызываемой рассечением сонных артерий и трахеи.


Смерть Ифигении. Картина Джованни-Батиста Крозато. XVIII в. Частн. кол. D.R.

Побежденный ждал решения своей участи, сидя на корточках и глядя в землю. Он опускал оружие на песок и не имел права трогать его ни под каким предлогом. Предание смерти происходило по особому церемониалу, в котором участвовали победитель и побежденный, образуя своеобразный погребальный тандем. Публика замирала, победитель бросал свой щит и с мечом в руке шел к противнику. Побежденный хватал победителя за ногу, чтобы удержать равновесие, а тот клал руку на его шлем и, придерживая голову, вонзал меч в горло, чуть ниже подбородника.

Напомним, что когда бои гладиаторов только входили в моду, смертный приговор не обсуждался, а диктовался сугубо техническими соображениями. Шансы побежденного на выживание зависели исключительно от его храбрости и умения, явленного в бою.

Массовые казни

Другая знаменитая резня христиан была устроена в Лионе по приказу Септима Сурового: погибли восемнадцать тысяч человек. После падения Римской империи практику перерезания горла переняли народы, осевшие в Галлии.

Позже клинки мечей стали длиннее и тяжелее, потом – легче и тоньше, и в конце концов перерезание горла вышло из употребления. Его стали применять крайне редко, вместо меча орудуя ножом или плоским кинжалом, как, например, в Италии в 1620 году, когда католики вырезали свыше пятисот протестантов.

Умереть свободным

Римляне перерезали горло побежденным врагам, не желавшим сдаваться в плен. Осажденные Сципионом нумидийцы бросили женщин и детей в огонь, разделись донага и сдались римлянам, зная, что их ждет. Им перерезали горло. Чтобы избежать такого конца, девять сотен евреев цитадели Массада решили сами перерезать себе горло, чтобы уйти из жизни свободными, бросили жребий и выбрали того, кто должен был убить остальных.


Те же красные кхмеры вернули к жизни стародавний способ, состоявший в медленном распиливании горла острым пальмовым листом: так перерезали сонную артерию.


Римское правосудие. Картина Жоржа-Антуана Рошгросса. Частн. кол. D.R.


Женщина с перерезанным горлом. Гравюра с картины Гойи. Частн. кол. D.R.

Вспарывание живота


Наматывание кишок святого Тирна. Гравюра на меди. Частн. кол.

При вспарывании приговоренному наносят удар в живот холодным оружием, проникающим до самых внутренностей. Если в Риме и Греции занимались простым вспарыванием, то на Востоке такая казнь была процессом долгим и сложным, ибо вскрытие живота служило лишь прелюдией к основному действу, состоявшему в извлечении внутренностей.

В Персии, перед тем как резать и рвать куски плоти, приговоренному вспарывали живот и выпускали наружу до шести-восьми метров кишок. В Италии в IV веке имел место случай, когда по приказу ломбардских арианцев казнили Эразма, епископа из Форми. Привязав приговоренного, палачи стали вырывать ему кишки и наматывать их на лебедку. Только после этого его разрубили на куски.


Казнь через эвисцерацию была очень популярна в Северной и Центральной Европе. Гравюра Лукаса Кранаха. XVI в. Частн. кол.

Во время религиозных войн[2] 2
Войны в период с 1562 по 1594 гг. между католиками и гугенотами.

[Закрыть] во Франции, Нидерландах и Англии протестанты стали настоящими специалистами по вспарыванию животов католиков. Переняв древнюю традицию персов, они наматывали внутренности на палки, опустошая живот жертвы.

Джигай

Вспарывать себе животы начали лишь в XII веке. Право на это имели только члены касты воинов. Позже, в XV веке, император Японии официально признал харакири, и приговоренные, знать и самураи, получили исключительное право самостоятельно лишать себя жизни, вместо того чтобы быть обезглавленными палачом. Существовало несколько способов. Первый – хатамото – был уделом мелкой знати. Осужденный стоял между двумя офицерами, перед ним лежала деревянная сабля. Он наклонялся, чтобы взять ее, стоящий справа отрубал ему голову, а тот, что слева, демонстрировал ее публике. Среднепоместные дворяне сами вскрывали себе живот. Когда приговоренный всем телом падал на клинок, помощник, как правило – друг, отрубал ему голову. Сановники и цвет аристократии вскрывали себе не только живот, но и горло, дабы избежать отрубания головы. Харакири – долгий и сложный ритуал (после капитуляции 1945 года военный министр Ханано готовился к нему сорок пять минут, еще пятнадцать заняло исполнение). Знатный японец, готовясь к харакири, начинает с трапезы, затем приступает к медитации.


Мучения святого Эразма. Из него извлекают кишки, наматывая их на лебедку. Картина Николя Пуссена. XVII в. Архивы SECA.


Эвисцерация святого Эразма. Картина Дирка Бутса. XVI в. D.R.

Дóлжно медленно острие вонзать

Продолжая медитировать, самоубийца опускается коленями на циновку, потом медленно и бесстрастно раздевается по пояс, садится на корточки и перевязывает колени рукавами кимоно. Выбранный помощником друг подает ему короткую саблю. Он торжественно касается оружием лба, медленно вонзает острие в левый бок и ведет к правому, делая продольный разрез.

В этот момент внимательно следящий за происходящим друг, для которого избрание – великая честь, вскакивает, одним движением достает из ножен саблю и отрубает жертве голову. Сегодня удар саблей наносят, когда сцена становится слишком кровавой. Хотя харакири по приговору давно отменено японским законодательством, его все еще применяют.

Сбрасывание с высоты


Сбрасывание с высоты пленников в Тарасконе. Гравюра. Частн. кол.

Эта казнь заключается в сбрасывании человека вниз с высокой точки. Она была в ходу у всех цивилизаций на всех пяти континентах.

Приговоренного подводили к отвесному краю скалы, башни, крепостного вала и сбрасывали вниз. Благодаря простоте исполнения казнь пользовалась большой популярностью во всем мире.

Разница заключалась лишь в том, что ждало человека внизу: камни под Тарпейской скалой в Риме, где с сорокаметровой высоты сбрасывали рабов, уличенных в воровстве, а также предателей и бунтовщиков; священные крокодилы в Египте; камни в Греции; вбитые в землю колья в Персии, на которые король Сапор I сбросил десять тысяч христиан; костры, которые, мстя за смерть отца, приказал разжечь Амасия, чтобы скинуть в них несколько тысяч идумеян; вода, в которой осужденных приканчивали железными крюками, как в Мексике; или пики и алебарды, которые протестантский военачальник Франсуа де Бомон, барон Адрет, и его лейтенант Пюи де Монбрен заставляли держать солдат, стоящих у подножия башни, подражая казням, проводившимся в Голландии и Германии.


Массовое убийство жителей Мериндоля. Частн. кол.

Среди знаменитых жертв сбрасывания стоит упомянуть Манлия, римского героя, сражавшегося против осаждавших Рим варваров, которого сбросили с высоты за попытку поднять плебс на восстание; и Иакова Младшего, которого христиане считают первым епископом Иерусалима. Если верить древним текстам, его сбросили с верхней точки иерусалимского храма. Другие источники утверждают, что его забили камнями.


Гибель десяти тысяч христиан. В 303 году персидский царь Сапор подчинился эдикту Диоклетиана и уничтожил десять тысяч христианских легионеров из Битинии. Картина Альбрехта Дюрера. 1508 г., фрагмент.


Женщины, сбрасываемые вместе с младенцами по приказу Антиоха. Гравюра на стали.

Колиньи вытолкнули из окна его особняка в Варфоломеевскую ночь. Бесконечные столкновения между папистами и реформистами часто заканчивались таким образом.

Из самых знаменитых массовых казней назовем сбрасывание в Ортезе и все те, что были совершены по приказу уже упоминавшегося барона Адрета на юго-востоке Франции. В свою очередь католики печально прославились казнями в Каркассоне, Безье и особенно в Мериндоле в 1515 году.

Сбрасывание было в чести как у французских, так и у американских военных во время войн в Алжире и Вьетнаме. Пленных, отказывавшихся давать показания, сбрасывали с вертолетов.

На сегодняшний день сбрасывание с высоты остается внесудебным методом казни, которым пользуются разведслужбы во время тайных операций. Вспомним, к примеру, американского министра обороны Джеймса Форрестела, так кстати упавшего с семнадцатого этажа небоскреба.

Замаскированные казни?

Сбрасывание с высоты имеет одну особенность – его легко замаскировать под несчастный случай. Луи-Александр Бертье, французский маршал и князь, выпал с четвертого этажа своего дворца в Бамберге. Или его казнили? Вопрос остается открытым.

Подозревают, что министра иностранных дел Чехословакии Яна Масарика, противника коммунистического режима, выбросили из окна Чернинского дворца в 1948 году.

Та же организация свидетельствует, что в марте 1991 года имели место случаи подобной казни взрослых и подростков в Ираке.


Протестанты и католики с одинаковым рвением практикуют коллективные сбрасывания с высоты. Частн. кол.

Уморение голодом


Каждый день она кормила отца грудью, надеясь спасти ему жизнь. Гравюра Маскалье с картины Викара. Частн. кол.

Возможности смерти от истощения дали простор самому жестокому и разнузданному воображению.


Обессиленные из Жюмьежа. Гравюра XIX в. с картины Люмине. Частн. кол.

Один из самых знаменитых приговоренных к уморению голодом – Уголино делла Герардеска, самый жестокий и кровавый тиран в истории Италии. Во второй половине XIII века он стал жертвой заговора, во главе которого стоял архиепископ Пизы Руджерио Убалдини. Уголино и двух его сыновей заперли в башне Гуаланди, ключи от которой выбросили в реку Арно, и уморили голодом. Уголино умер последним, отведав плоти своих сыновей.

Скажем несколько слов и об Иоанне XIV, Папе, правившем в конце X века. Франконе, прозванный Антипапой, но взошедший позже на папский престол под именем Бонифация VII, заточил его в комнате замка Сент-Анж, где и уморил голодом.



У некоторых африканских народностей вплоть до XIX века существовал обычай привязывать убийцу к трупу его жертвы и оставлять их гнить вместе.

Иногда казни предшествовал последний пантагрюэлевский обед, причинявший осужденному дополнительные страдания. Так, Тиберий, от души напоив свою жертву, приказал перетянуть ему пенис, чтобы он не мог облегчиться, и у него лопнул мочевой пузырь.

Дочерняя любовь

Напомним рассказ Валера Максима о римлянке, приговоренной к удушению. Триумвиру не хватило смелости привести приговор в исполнение, и он решил оставить осужденную умирать от голода. Но позволил ее дочери по ночам навещать мать в тюрьме, и та кормила мать собственным молоком. У Феста героев подобной истории звали Кимон и его дочь Пера.

В той же Персии жертву кормили до отвала, после чего ему затыкали анальный проход, и он погибал от отравления экскрементами. Во время войны в Испании в 1936 году республиканцы применяли эту пытку, заполняя прямую кишку пленного раствором цемента.

Нацисты с невиданным размахом применяли пытку голодом и жаждой в концлагерях, где от истощения люди умирали сотнями тысяч.

Черная диета

В 1975 году при Агостиньо Нето в Анголе стали применять подобные методы умерщвления. Подозреваемых в принадлежности к УНИТЕ, движению оппозиционному МПЛА[3] 3
Народное движение за освобождение Анголы.

Читайте также: